мозаичный дамаск что это
Мозаичный дамаск
Сталь, которая впечатляет.
Изготовление дамасской стали сродни искусству. А как известно, в любом творчестве есть и посредственные созидатели, и настоящие гении, чьи работы приводят в восторг и заставляют восхищаться. Именно такие мастера высочайшего класса создают причудливые узоры, затейливые линии, витиеватую паутину и прочие восхитительные орнаменты самых разнообразных оттенков.
И, как в любом виде искусств, полученный результат напрямую зависит только лишь от креативности и умелости создателя.
Добавь огня!
«Дэрил Майер был тем человеком, кто предложил мне разработать свои оригинальные методы производства,» — вспоминает Марк. Мастер рассказывает, что его дамасская сталь – это результат долгого эксперимента, в который кузнец вложил чуточку химии, добавил немного металлургии, и, конечно же, много исследовательской работы и разработок. К примеру, специально для найфмейкера Стивена Скиффа, Марк изготовил специальный рисунок стали под названием «Eternal Flame» (Вечное пламя).
Кузнец рассказывает, что процесс изготовления этой стали был очень долгим и трудоёмким, сталь изготавливалась в течение нескольких дней. Плоские пластины тщательно обрабатывались и были уложены в четыре слоя. Сама сталь состоит из сплава никеля, инструментальной стали и чистого железа из Германии.
Помимо замысловатых форм и узоров, сталь от Марка славится своими необычными разнообразными оттенками. Умелый кузнец отлично знает, при какой именно температуре сталь получает тот или иной цвет. Крис рассказывает, что каждая сталь может приобрести голубой оттенок. Но перед этим она проходит через весь спектр цветов — жёлтый, золотистый, синий кобальтовый под воздействием различных температур и в зависимости от состава сплава. Так, к примеру, сталь с высоким содержанием никеля или хрома в своём составе, не становится даже цвета синего кобальта при температуре ниже 600 градусов по Фаренгейту, в том время как однородная сталь из железа уже становится красной при той же температуре.
Однако, если температура начинает превышать 600 градусов по Фаренгейту, то одна сталь удивительного цвета голубого кобальта превратится в отвратительную бледно-голубую, серую или даже чёрную. Сталь из иного сплава, напротив, приобретёт лишь красивый золотистый оттенок. Сталь с высоким содержанием никеля или хрома всегда будет светлее остальных, потому, что точка их плавления — выше.
Взгляд со стороны.
Мастер-кузнец Рик Данкерли — еще один превосходный изготовитель мозаичного дамаска. Как и другие герои этой статьи, он приобретал знания от изготовителей, которые с удовольствием делились своим опытом.
«Я начал изготавливать дамаск в ранних 90-х,» — вспоминает Данкерли. «Я учился у Дона Фогга и Стива Шварцера, но с тех пор я значительно вырос в этом плане». Он продемонстрировал процесс изготовления мозаичного рисунка, который похож на листки клевера темных оттенков. «Сначала я хотел придать этой стали рисунок, который часто применяется для заклепок на рукоятях кастомных ножей. Но потом решил, что сделаю нечто более интересное».
Когда создание композиции было завершено, Данкерли аккуратно поместил ее в печь при температуре 2300 по Фаренгейту и стал ковать. «Я медленно ковал ее со всех четырех сторон, поддерживая форму квадрата. Потом получившийся брусок я распилил на 4 части и составил из них новый квадрат». Таким образом, радиальные линии из 1080 сформировали дополнительный рисунок. После чего Данкерли продолжил процесс.
Мастер-кузнец Хэнк Никмейер известен за свои рисунки дамасской стали. Он занимается изготовлением дамаска более 20 лет. «Я учился этому у Дэрила Мейера, Стива Шварцера, ребят из Монтаны и с Западного побережья — таких же старых ворчунов как я сам,» — смеется Хэнк.
Свои последние разработки Никмейер называет «трехслойный дамаск с рисунком типа сан-май». В середине, создавая лезвие, Никмейер применяет дамаск со случайным рисунком, потом создает своеобразный «сэндвич» из тонких слоев никеля. Поверх этого он покрывает изделие мозаичным дамаском собственного производства.
Никель играет две роли. Он добавляет светлую яркую линию что положительно сказывается на эстетическом восприятии изделия. Также, ввиду того что срединная часть довольно тонкая, никель служит своеобразным барьером для углерода. «Если вы сделаете очень тонкий слой посередине и добавите низкоуглеродистый сплав снаружи, то есть риск того, что углерод из серединной части будет смещаться в поверхностную. Никель служит барьером и предотвращает этот процесс,» — объяснил он.
Он отметил, что традиционный сан май в теории произвести несложно, но на практике это довольно трудная задача в плане ковки. Никмейер отметил, что «преимущество сан май в том, что нет необходимости сваривать линии, так как я это делаю с остальными лезвиями».
Мозаика в абстракции.
Как объясняет мастер-кузнец Грэхэм Фредин, существует две школы производства мозаичной дамасской стали. То, что производит сам Фредин он называет «абстрактный» дамаск — ибо он не обращает внимания на какие-либо конкретные рисунки или фигуры. В то же время, такой подход иногда приносит неожиданные результаты, которые получают свои имена. Так, Фредин создал палитру которую назвал «Горящая Роза» — центральная часть рисунка напоминает цветок, в то время как его окружение имеет черты пламени.
«У меня уже была заготовки для слоев,» — вспоминает мастер. «Я сложил их, начал ковать — так, чтобы они легли вертикально. Под гидравлическим прессом весь этот рисунок приобретает эффект выпуклости. В разрезе в итоге заготовка имеет ряд С-образных волн. Сложите их правильно — и получите “W”. Для того, чтобы продолжить рисунок далее, складывайте “W” и достигнете эффекта розы».
Для получения данного вида дамаска Грэхэм Фриден использовал вперемешку стали 1095, 15n20 для половины заготовки, после чего добавил дополнительный слой 1095. Финишной отделкой послужили еще 3 небольших перемежающихся слоя. После данного процесса Грэхэм сделал срезы и расположил заготовки для окончательной обработки в мозаичный рисунок.
Нет «правильного дамаска».
Многие производители сходятся в одном — не существует каких-либо узких правил, чтобы изготавливать мозаичный дамаск. Все они рекомендуют в первую очередь дать волю своему воображению и усердно работать.
Мозаичный дамаск. Как это сделано.
Вспоминая события оружейно-клиночной жизни последних лет, я вдруг осознал, что «это» свершилось! — как-то плавно и незаметно дамасская сталь стала обыденностью и рядовым фактом нашей жизни. Витрины на выставках завалены ножами с разнообразными узорчатыми клинками, а цены на них у любителей со стажем вызывают что-то вроде нервной усмешки — мол, скоро дамаск будет дешевле нержавейки! Действительно, слоёного ремесленного металла уже просто много, но даже и литой булат, ещё недавно экзотический, не вызывает прежнего священного трепета. В общем, у нас уже можно смело, как свою и свежую, публиковать некогда поразившую меня фразу из штатовского журнала профессионалов-ножеделов «Блейд» за 1986 год — «…дамаск в обычном исполнении стал рутиной, а интерес к вутцу упал.» В те времена у нас не то что вутца (секрет его был потерян и это знали все), а и немудреной слоёнки из рессор и напильников не было! А сейчас – будьте любезны! – чего хочешь, даже нержавеющий дамаск проблёскивает.
Сколько угодно, пожалуйста:
Damasteel, порошковая нержавеющая дамасская сталь
Damasteel — шведская высоколегированная нержавеющая дамасская сталь, изготовленная по технологии порошковой металлургии. В состав пакета входят порошковая сталь RWL-34 и РМС-27.
Некоторые преимущества стали Damasteel:
высокая коррозионная стойкость
предсказуемые режимы термообработки
твёрдость после ТО до 63,5 HRC
чистота хим. состава за счет применения порошковых технологий
высокие физико-механические свойства
выдающиеся режущие свойства (сталь легирована ванадием)
Появился у нас и редкий, я бы даже сказал, элитарный вид узорчатого металла – мозаичный дамаск. Тот самый, который не «в обычном исполнении»… Во всей России «мозаичным дамаском» с разными усилиями и успехом занимаются менее десяти человек, еще недавно и «за бугром» таких умельцев было не так уж и много – во Франции и Германии пяток и в Америке десяток. Ну, есть еще в Швеции и в ЮАР. Можно отметить, что в этом смысле мы с ними работали на равных — и у нас и у них один мозаичных дел кузнец приходился примерно на двадцать — тридцать миллионов (!) человек населения. Сейчас там положение довольно сильно изменилось, вызрело и подтянулось к именитым зубрам-первопроходцам целое поколение клиночников, для которых мозаичный дамаск стал повседневной реальностью. В меньшей степени, но это произошло и у нас.
Так что же это за экзотика такая, этот самый мозаичный дамаск? При ближайшем рассмотрении оказывается, что в технологической основе своей всё довольно просто и понятно. Всем уже, в общем-то, известно, что дамасскую сталь изготавливают методом многократной кузнечной сварки пластин, отличающихся друг от друга своим химическим составом и, следовательно, цветом после травления. «Мозаику» также изготавливают методом кузнечной сварки разноцветных сталей – и методом довольно древним. В старину при изготовлении высококачественного дамаска иногда сваривали не стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. В результате получали узорчатый металл, состоящий не из пластинок-слоев, а из прутков-волокон.
Такой крупноволокнистый металл и послужил основой для «мозаичного» дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки в пакете не как попало, а в строго заданном порядке – так, чтобы после кузнечной сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаичная картинка. Для составления этой мозаики могли использоваться не только проволочки и узкие пластины, но и специально изготовленные прутки весьма сложного поперечного сечения. В зависимости от конкретного порядка расположения этих разнородных элементов узор поперечного среза сваренного узорчатого блока мог быть сколь угодно сложным.
Наиболее простой в изготовлении узор образуется при наборе блока из прутков и пластин прямоугольного поперечного сечения. Наглядными примерами служат узоры типа «шахматная доска» и «крестовой». Того же уровня сложности «сетчатая» мозаика, получаемая сваркой брикета множества стальных прутков квадратного поперечного сечения с проложенными между ними тонкими пластинками контрастного металла.
Более трудоёмко изготовление блока с орнаментом в виде букв, многолучевых звезд и им подобных элементов. Например, восточные ружейные мастера любили узор в виде среза лимона или рулета, а их европейские коллеги даже ухитрялись проявлять на стволах из «шрифтового» дамаска неплохо читаемые надписи. Исходные блоки с такими узорами можно было сварить в монолит, лишь используя специальные оправки и подкладки, иначе пучок разнородных волокон расползался при проковке.
Еще более сложной техникой, применяемой современными мастерами, является сварка блоков мозаики с реалистичными фигурами людей, животных и т.п. Для составления исходного пакета применяются бруски стали, в которых электроэррозионным способом сделаны сквозные фигурные вырезы. В эти бруски, служащие матрицами, вставлены точно соответствующие вырезам фигурки-вкладыши из другого, контрастного металла.
По другому варианту, получившему в последние годы очень широкое распространение, в качестве матрицы-наполнителя используется мелкий металлический порошок железа, стали или никеля, засыпанный в тонкостенный контейнер. В этот контейнер помещают прутки сложного сечения с зачищенной поверхностью или согнутые из лент и пластин фигуры любой конфигурации. Например, в виде бутонов цветов, фигур людей или животных. Элементы-вкладыши могут также изготавливаться методом электроэррозионной резки тонкой проволокой. Засыпав эти композиции порошком и загерметизировав контейнер, его нагревают до сварочной температуры и аккуратно проковывают с 4-х сторон.
Думаю, что и не надо. Использование современных порошковых технологий при изготовлении мозаичного дамаска делает эту работу для более-менее опытного кузнеца несколько похожей на детскую забаву. Можно лишь состязаться в вычурности задуманного узора и степени приближения старательности и трудоёмкости к вершинам технологии «каменная задница». Исключение – редкие, немногие мастера, которые применяют оригинальные методы, для разработки и использования которых требуется не только старательность ремесленника, но и изрядное напряжение ума мастера. Никто не отменял и понятия художественного вкуса, без которого создание клинка с гармоничным узором затруднительно и даже маловероятно.
Однако, о клинках… После аккуратной сварки и проковки исходного сложноузорчатого блока дело оставалось «за малым» – отковать из этого дамаска клинок. Резко неоднородная, крупноузорчатая мозаика сама по себе не обладает хорошими режущими свойствами, поэтому для придания ножу приличной утилитарности его тем или иным способом снабжают твердым лезвием из многослойного дамаска, а для прочности иногда наваривают и вязкий обух. Впрочем, надо непременно отметить, что иноземные мастера очень часто откровенно и с размаху плюют на приличия, отковывая такие клинки, которыми не то что карандаш, а даже и спичку лучше не затачивать. Но, в общем-то, на Западе особой утилитарности от мозаичных клинков и не требуется – был бы узор покрасивей и посложней, а имя мастера поизвестней…
Для того, чтобы «показать товар лицом», этот замысловатый узор мозаики нужно каким-либо образом проявить на боковых поверхностях клинка. Мастера применяют три основных способа проявления узора мозаичного дамаска, получая в итоге кручёную, развёрнутую и торцевую мозаику.
«Кручёная» мозаика фактически является разновидностью т.н. «турецкого» дамаска. «Кручёной» мозаикой дамаск назвали потому, что его получают путем скручивания тонких сложноузорчатых прутков, которые для сварки складываются в узкую высокую стопку. Как правило, в клинке мозаичная основа состоит из 3-5 сваренных воедино туго закрученных прутков. Для придания клинку большей устойчивости при изгибе эти прутки часто закручивают в разные стороны – по часовой стрелке и против. После шлифовки на поверхности клинка проявляются повторяющиеся с шагом закрутки фигуры (одна фигура на оборот), заложенные в первичный блок. Чем глубже сошлифовываются плоскости клинка, тем полнее и чётче вскрывается узор.
Работы Сергея Данилова.
Нож «Козырной». Жбанов А.Н.
Клинок 2329 (мозаичный дамаск), кузнец Матвеев.
«Развёрнутая» мозаика основывается на этом же принципе «вскрытия». На заготовке клинка с двух сторон, со смещением на полшага, делают несколько глубоких (примерно на половину толщины) V-образных надрезов, а затем растягивают её в горячем состоянии как гармошку, словно разворачивая топографическую карту или бумажный веер с орнаментом. Надрезы делают угловыми, чтобы облегчить разворачивание заготовки и чтобы она не порвалась вдоль волокон. Чёткость и степень проявленности первичного узора зависит от глубины и шага нарезов, а также от последующей деформации.
В «торцовой» мозаике узор искажается в наименьшей степени. Для изготовления клинка с торца (отсюда и название) готового узорчатого блока поперек волокон срезают узорчатые пластинки, к которым затем или приваривают лезвие и обух, или наваривают их с двух сторон на пластину из лезвийного металла. Хотя опять же можно повторить, что многие мастера сейчас просто вырезают из пластины торцовой мозаики заготовку клинка, не утруждая себя попытками придать хоть какую-то утилитарность клинку даже из крайне непрочной торцовой мозаики, в которой ослабленные тонкие сварочные швы расположены поперек полосы.
Итак, технология изготовления мозаичного дамаска, в общем, понятна. Если говорить «не в общем», то можно привести и примечательные приёмы работы мастеров. Так, когда-то своей «развёрнутой» мозаикой из нержавеющих металлов меня удивил Девин Томас. Его дамаск состоял из множества квадратных проволочек нержавеющей стали 440С, пересыпанных между собой порошком никеля, который, ясное дело, тоже не ржавеет. Узор такого классического «развёрнутого» дамаска, сетчатый в своей основе, весьма похож на топографическую карту. Примечательно, что этот производительный американский кузнец запасся на редкость хорошим набором оборудования, поскольку, как он сам говорит в чисто американском стиле, оборудование экономит время, время — это деньги, а денег всегда не хватает. Не знаю, чего не хватало американскому профессору на пенсии Хенку Кникмейеру, когда он решил заняться «торцевой» мозаикой, но он добился того, что его клинки долгое время служили эталоном, своего рода классикой «торцовой» мозаики.
Filigree Desk Knife with Damascus.
Насколько я знаю, он одним из первых стал регулярно изготавливать клинки с узором, более сложным, чем простой набор квадратиков и пластинок. Похвально, что свои клинки он практически в обязательном порядке снабжал и твердым лезвием, и упругим обухом.
Наши тоже не лыком шиты…
Мастер Сергей Буйняк.
Кузнец Сергей Бобков, Тула.
«Остров Сахалин». Юрий Максимов.
Нож Медведь, мозаичный дамаск А.Приказчикова.
Национальный герой Франции Пьер Риверди не стал ни с кем состязаться в аккуратности. Для изготовления сложных элементов мозаики он, подобно Шварцеру, купил дорогой станок электроэррозионной резки и научился самостоятельно составлять для него программу. А вот дальше мастер пошел своим путем, изготавливая дамаск, который он сам назвал «поэтическим». Например, в конце 90-х годов он изготовил большой клинок из «крученой» мозаики, по которому «бежало» множество мелких фигурок, в которых можно было узнать единорогов. Впрочем, если отвлечься от подразумеваемых автором всякого рода «образов» и «идей», то чисто с технологической точки зрения в «поэтическом дамаске», по меркам сегодняшнего дня, нет ничего особо заковыристого.
Это называется – свобода. Свобода в том смысле, что при достижении определенного уровня мастер уже не связан технологическими схемами (крученая мозаика или еще какая), важен лишь задуманный узор. Фактически, опытный мастер может воплотить едва ли не любой мыслимый узор, сколь сложным он бы ни был. Ограничения, пожалуй, лишь в психофизических особенностях личности человека, в его склонностях и способностях к сосредоточенной аккуратности или вдохновленной поэтике.
Барри Галлахер — найфмейкер из Луистона (штат Монтана, США). Ножи мастер изготавливает с 1993 года. Все начиналось, как для многих ножевщиков, с хобби, увлечения. В то время Барри сделал несколько ножей для местных спортсменов и найфоманов, которые смогли оценить качество и красоту ножей ручной работы. Буквально через год мастер приступил к ковке клинков из углеродистой стали. Ковал Барри их исключительно вручную. Чуть позже он попробовал себя в изготовлении клинков из дамаска. Все, что выходило из рук мастера Галлахера, было настолько хорошим, что слава и популярность не замедлили обрушиться на него со скоростью снежной лавины. Уже в 1995 году он становится полноценным ножеделом, посвящая любимому делу всего себя и все свое время.
За годы творчества Барри Галлахер создал немало потрясающих ножей, сделал ряд открытий и инновационных решений. Например, механизм двойного действия придуман и запатентован именно Барри. Он достиг совершенства в работе с дамасской сталью. Ему принадлежит титул первооткрывателя цветного дамаска. Мастер из Луистона работает с «турецким» крученым из нескольких прутьев дамаском, добиваясь потрясающего рисунка, а для гравирования рукояток использует очень дорогое специальное оборудование (многие критики отмечают именно черные линии рисунка гравировки от Барри, а не чернильные, как зачастую бывает).
Думается мне, что ценность самого существования мозаики пока состоит в том, что она редкая, что её мало. Мало, несмотря на упорный труд талантливых мастеров – хотя бы потому, что и мастера эти наперечёт (вспомним, что один именитый мастер приходится на несколько десятков миллионов человек). Конечно, время идет, технологическая информация доступна практически повсеместно и отковать мозаичный клинок теперь может и не сильно выдающийся кузнец. Уровень сложности, конечно, разный, но в общем и целом мозаичные клинки из разряда элитарного искусства постепенно переходят в доступное ремесло. Ремесло – это когда знают «как», но не понимают «зачем».
Тема об этом «зачем», о грани между ремеслом и искусством, непомерно широка, да и глубока. Оставлю ее открытой… Скажу лишь, что во всех сугробах Земли исследователи так и не встретили двух полностью одинаковых снежинок, хотя сфотографировали миллионы этих узорчатых льдинок и составили довольно чёткую их классификацию. Несмотря на существование столь же чёткой классификации дамаска (отчасти приведенной и в этой статье), можно напридумывать сколько угодно разнообразнейших узоров дамаска. Придумать — но и за сотню жизней не воплотить их все. И каждый сам отвечает на вопрос – сколько придумать узоров, и каждый сам решает – зачем это ему нужно. И нужно ли вообще…
Сюда запихаю мегассылку для любознательных…
На этом всё, в глазах рябит, рука тянется к молоту… :))
Мозаичный дамаск
Дамасскую сталь изготавливают методом многократной кузнечной сварки пластин, отличающихся друг от друга своим химическим составом и, следовательно, цветом после травления. «Мозаику» также изготавливают методом кузнечной сварки разноцветных сталей – и методом довольно древним. В старину при изготовлении высококачественного дамаска иногда сваривали не стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. В результате получали узорчатый металл, состоящий не из пластинок-слоев, а из прутков-волокон.
Такой крупноволокнистый металл и послужил основой для «мозаичного» дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки в пакете не как попало, а в строго заданном порядке – так, чтобы после кузнечной сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаичная картинка. Для составления этой мозаики могли использоваться не только проволочки и узкие пластины, но и специально изготовленные прутки весьма сложного поперечного сечения. В зависимости от конкретного порядка расположения этих разнородных элементов узор поперечного среза сваренного узорчатого блока мог быть сколь угодно сложным.
Наиболее простой в изготовлении узор образуется при наборе блока из прутков и пластин прямоугольного поперечного сечения. Наглядными примерами служат узоры типа «шахматная доска» и «крестовой». Того же уровня сложности «сетчатая» мозаика, получаемая сваркой брикета множества стальных прутков квадратного поперечного сечения с проложенными между ними тонкими пластинками контрастного металла.
Еще более сложной техникой, является сварка блоков мозаики с реалистичными фигурами людей, животных и т.п. Для составления исходного пакета применяются бруски стали, в которых электроэррозионным способом сделаны сквозные фигурные вырезы. В эти бруски, служащие матрицами, вставлены точно соответствующие вырезам фигурки-вкладыши из другого, контрастного металла.
По другому варианту, в качестве матрицы-наполнителя используется мелкий металлический порошок железа, стали или никеля, засыпанный в тонкостенный контейнер. В этот контейнер помещают прутки сложного сечения с зачищенной поверхностью или согнутые из лент и пластин фигуры любой конфигурации. Например, в виде бутонов цветов, фигур людей или животных. Элементы-вкладыши могут также изготавливаться методом электроэррозионной резки тонкой проволокой. Засыпав эти композиции порошком и загерметизировав контейнер, его нагревают до сварочной температуры и аккуратно проковывают с 4-х сторон.
Использование современных порошковых технологий при изготовлении мозаичного дамаска делает эту работу для более-менее опытного кузнеца несколько похожей на детскую забаву. Можно лишь состязаться в вычурности задуманного узора и степени приближения старательности и трудоемкости к вершинам технологии «каменная задница». Исключение – редкие, немногие мастера, которые применяют оригинальные методы, для разработки и использования которых требуется не только старательность ремесленника, но и изрядное напряжение ума мастера. Никто не отменял и понятия художественного вкуса, без которого создание клинка с гармоничным узором затруднительно и даже маловероятно.
Однако, о клинках… После аккуратной сварки и проковки исходного сложноузорчатого блока дело оставалось «за малым» – отковать из этого дамаска клинок. Резко неоднородная, крупноузорчатая мозаика сама по себе не обладает хорошими режущими свойствами, поэтому для придания ножу приличной утилитарности его тем или иным способом снабжают твердым лезвием из многослойного дамаска, а для прочности иногда наваривают и вязкий обух. Впрочем, надо непременно отметить, что иноземные мастера очень часто откровенно и с размаху плюют на приличия, отковывая такие клинки, которыми не то что карандаш, а даже и спичку лучше не затачивать. Но, в общем-то, на Западе особой утилитарности от мозаичных клинков и не требуется – был бы узор покрасивей и посложней, а имя мастера поизвестней…
Для того, чтобы «показать товар лицом», этот замысловатый узор мозаики нужно каким-либо образом проявить на боковых поверхностях клинка. Мастера применяют три основных способа проявления узора мозаичного дамаска, получая в итоге крученую, развернутую и торцевую мозаику.
«Крученая» мозаика фактически является разновидностью т.н. «турецкого» дамаска. «Крученой» мозаикой дамаск назвали потому, что его получают путем скручивания тонких сложноузорчатых прутков, которые для сварки складываются в узкую высокую стопку. Как правило, в клинке мозаичная основа состоит из 3-5 сваренных воедино туго закрученных прутков. Для придания клинку большей устойчивости при изгибе эти прутки часто закручивают в разные стороны – по часовой стрелке и против. После шлифовки на поверхности клинка проявляются повторяющиеся с шагом закрутки фигуры (одна фигура на оборот), заложенные в первичный блок. Чем глубже сошлифовываются плоскости клинка, тем полнее и четче вскрывается узор.
«Развернутая» мозаика основывается на этом же принципе «вскрытия». На заготовке клинка с двух сторон, со смещением на полшага, делают несколько глубоких (примерно на половину толщины) V-образных надрезов, а затем растягивают ее в горячем состоянии как гармошку, словно разворачивая топографическую карту или бумажный веер с орнаментом. Надрезы делают угловыми, чтобы облегчить разворачивание заготовки и чтобы она не порвалась вдоль волокон. Четкость и степень проявленности первичного узора зависит от глубины и шага нарезов, а также от последующей деформации.
В «торцовой» мозаике узор искажается в наименьшей степени. Для изготовления клинка с торца (отсюда и название) готового узорчатого блока поперек волокон срезают узорчатые пластинки, к которым затем или приваривают лезвие и обух, или наваривают их с двух сторон на пластину из лезвийного металла. Хотя опять же можно повторить, что многие мастера сейчас просто вырезают из пластины торцовой мозаики заготовку клинка, не утруждая себя попытками придать хоть какую-то утилитарность клинку даже из крайне непрочной торцовой мозаике, в которой ослабленные тонкие сварочные швы расположены поперек полосы.
Это называется – свобода. Свобода в том смысле, что при достижении определенного уровня мастер уже не связан технологическими схемами (крученая мозаика или еще какая), важен лишь задуманный узор. Фактически, опытный мастер может воплотить едва ли не любой мыслимый узор, сколь сложным он бы ни был. Ограничения, пожалуй, лишь в психофизических особенностях личности человека, в его склонностях и способностях к сосредоточенной аккуратности или вдохновленной поэтике.
Добавлю интервью кузнеца-оружейника Игоря Пампухи о создании ножей из мозаичного дамасска