можно ли утверждать что перераспределение доходов проводится в разных
Можно ли утверждать что перераспределение доходов проводится в разных
Перераспределение земельных участков – это один из установленных Земельным кодексом РФ способов образования земельных участков. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование исходных земельных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Самые распространенные случаи, когда требуется перераспределение земельных участков:
– при проведении кадастровых работ либо если в рамках осуществления мероприятий муниципального или государственного земельного надзора установлено, что здание частично расположено за границами принадлежащего собственнику земельного участка;
– границы смежных земельных участков не соответствуют их фактическому использованию. Например, на земельном участке полностью или частично расположена хозяйственная постройка соседей, а собственник занятого чужой постройкой земельного участка ежегодно уплачивает земельный налог за фактически неиспользуемую и не нужную ему площадь земельного участка;
– площади земельного участка недостаточно для соблюдения его собственником требований градостроительных норм и правил, необходимых при уведомительном порядке строительства жилого или садового дома (например, для соблюдения 3-метрового разрыва между постройкой и забором), а у собственника смежного земельного участка есть желание увеличить свой земельный участок в другом месте смежной границы;
– в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
находящихся в частной собственности
В зависимости от вида собственности земельных участков установлены различные подходы к их перераспределению. Так, при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, право собственности на соответствующие образуемые земельные участки возникает у собственников на основании заключенных между ними соглашений. Таким образом, если оба смежных земельных участка находятся в частной собственности и у собственников таких земельных участков возникла необходимость изменить их границы, то основным условием такого перераспределения является добрая воля собственников смежных земельных участков, которые в целях начала процедуры перераспределения должны достигнуть соглашение об условиях такого перераспределения и обратиться к кадастровому инженеру для осуществления кадастровых работ по образованию новых земельных участков, образуемых в результате перераспределения исходных, и подготовки межевого плана земельных участков в измененных границах.
После заключения соглашения о перераспределении земельных участков и подготовки кадастровым инженером межевого плана все собственники земельных участков должны одновременно обратиться с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь образованные путем перераспределения земельные участки, приложив к ним межевой план и соглашение о перераспределении. Процедура перераспределения земельных участков завершается осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь образованные путем перераспределения земельные участки, прекращением прав и снятием с кадастрового учета исходных земельных участков и выдачей органом регистрации прав выписок из Единого государственного реестра недвижимости на вновь образованные путем перераспределения земельные участки.
Перераспределение участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности
Обратим внимание, что процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, существенно отличается от процедуры перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой.
Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утвержденным проектом межевания территории границ такого земельного участка.
К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. После вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Представляется, что барьер, установленный законодательством для значительного увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности или предоставленных на ином праве, при их перераспределении с землями или с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, обусловлен тем, что значительное увеличение площади земельного участка при его перераспределении с государственными или муниципальными земельными участками не согласуется с процедурой предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукциона. Указанные процедуры (предоставление и перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) отличаются между собой и регламентированы разными главами Земельного кодекса.
Таким образом, значительное увеличение площади земельного участка не может являться целью перераспределения земельных участков, оно, перераспределение, призвано устранить недостатки землепользования.
Как получить услугу по перераспределению участков
В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. На территории Омска органом, уполномоченным на заключение соглашений о перераспределении земельных участков, а также на выдачу согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, является департамент имущественных отношений городской администрации. Органом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка, является департамент архитектуры и градостроительства Администрации Омска. Заявления о перераспределении земельных участков собственниками земельных участков либо лицами, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории представляются в службу одного окна Администрации.
В случае если земельный участок, с которым планируется перераспределение, находится в собственности Омской области, заявление о перераспределении представляется в Министерство имущественных отношений Омской области. В случае если земельный участок, с которым планируется перераспределение, находится в собственности Российской Федерации, заявление о перераспределении представляется в территориальное управление Росимущества в Омской области.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе перечень необходимых документов, регламентирован ст. 39.29 ЗК РФ. Возможность перераспределения с землями или земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, имеется не у всех собственников земельных участков. Случаи и основания перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Смотреть что такое «ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ» в других словарях:
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — (income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов. Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть… … Экономический словарь
Перераспределение доходов — изменение структуры личного распределения доходов с целью улучшения социальной структуры общества и уровня жизни. По английски: Income redistribution См. также: Социальная политика Личные доходы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Перераспределение Доходов — пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов … Большой экономический словарь
перераспределение доходов — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством… … Словарь экономических терминов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ — INCOME REDI STRIBUTIONПравительство является исполнителем пяти основных функций, к рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Перераспределение доходов — вторичное распределение первичных доходов (заработной платы, процента, ренты и прибыли) во время их обложения государственным налогом … Словарь экономических терминов и иностранных слов
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ — ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, перераспределения, мн. нет, ср. (книжн., экон., тех.). Действие по гл. перераспределить перераспределять. Перераспределение доходов. Перераспределение орудий производства. Перераспределение пара. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА — (income redistribution) Использование налогообложения для уменьшения доходов наиболее богатых членов общества и повышения – наименее обеспеченных. Теоретики налогообложения обычно предлагают в этих целях налогообложение, исходящее из… … Словарь бизнес-терминов
перераспределение — я; ср. к Перераспределить перераспределять и Перераспределиться перераспределяться. П. имущества, доходов, энергии … Энциклопедический словарь
§ 5, Перераспределение доходов: формы, методы, результаты государственной политики
Государственная политика перераспределения доходов предполагает использование налогообложения, с одной стороны, и систему трансфертов, с другой. Следует отметить, что перераспределение может осуществляться как целенаправленно, так и ненамеренно.
Особняком в области перераспределения стоит социальное страхование. Выплаты, получаемые индивидами из фондов общественного страхования, осуществляются из взносов, сделанных ими ранее. Тем самым происходит межвременное перераспределение дохода для одного и того же индивида.
Остановимся более подробно на системе трансфертов. Под трансфертными платежами понимаются денежные выплаты из государственного бюджета населению, осуществляемые в порядке перераспределения средств нуждающимся гражданам. Кроме того, к трансфертам относятся и натуральные выдачи, например бесплатные завтраки для детей в школах, продовольственные талоны, предоставление бесплатных коммунальных услуг (или льготная их оплата) и т, д.
Как правило, система трансфертов имеет целью поддержать доход нуждающихся индивидов на социально приемлемом уровне. Одним из недостатков таких программ является ситуация, когда у индивида возникает стимул оставаться «нуждающимся», даже если у него есть возможность улучшить свое положение.
Денежные выплаты искажают выбор индивида между трудом и досугом, поскольку они выступают средством преодоления малообеспеченное™ и должны быть увязаны с доходом реципиентов. Обычно выплаты уменьшаются с ростом дохода, так что способствуют относительному снижению привлекательности труда (ловушка бедности).
На рис. 24.11 анализируется ситуация выплаты денежного пособия индивиду и его сокращения при росте дохода. Линия Z0 представляет собой бюджетное ограничение до введения программы. OY* — размер пособия индивидов, не имеющих никаких трудовых доходов. OY ** — некоторый верхний предел суммарного (с учетом пособия) дохода, по достижении которого лицо более не считается малообеспеченным и дальнейшая выплата пособия не осуществляется.
Очевидно, что если индивид способен и намерен затрачивать трудовые усилия, большие чем Ld, то рассматриваемая программа его непосредственно не затрагивает,
На участке BD существует стимул сократить объем труда до Lb, поскольку кривая безразличия, проходящая через точку В, отражает более высокий уровень полезности, чем кривая, проходящая через точку D. Ріндивид сокращает трудовые усилия, чтобы приобрести право на помощь, т. е. наблюдается искажающее действие, потери эффективности.
На участке Y*B увеличение трудовых усилий приводит к росту дохода, но в меньшей степени, чем при отсутствии программы. Размер пособия на данном участке равен: G = = aY, где а — коэффициент пропорциональности (а
Вопросы по обществознанию 7 класс учебник Боголюбов, Иванова, Городецкая параграф 7
Что могут означать слова «бедность» и «богатство»? Чем определяется величина доходов?
Богатство – это переизбыток материальных или нематериальных ресурсов (к примеру, денег, производственных товаров, недвижимого имущества или ценных предметов) у населения страны или у отдельной личности. Возможность пользоваться услугами здравоохранения, получать образование и приобщиться к культурной жизни общества, так же можно отнести к богатству.
Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.
Величина доходов определяется вложенными усилиями, чем больше усилий ты приложил, тем больше будет твой доход.
Почему в любом обществе существует неравенство доходов? Только ли в легендах существует перераспределение средств между богатыми и бедными?
Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д.
Нет, в реальной жизни также существует перераспределение средств между богатыми и бедными.
Как ты думаешь, почему потребительская корзина устанавливается не более чем на пять лет? Почему состав потребительской корзины для детей, трудоспособного населения и пенсионеров определяется отдельно?
Потребительская корзина по сути это список продуктов питания, товаров и услуг с указанием их количества необходимых (необходимых! ) человеку в течение года. Естественно что этот перечень меняется мало по малу, что обуславливает необходимость его корректировки хотя бы иногда (например раз в пять лет)
Рассмотри картину. Обедневшие барыни, скорее всего мать и дочь, вынуждены снимать жильё в бедном районе. Каким образом художник даёт нам это понять? Как ты думаешь, почему барыни разговаривают не с хозяином дома, а пришли по указанию хозяина «ко дворнику»? Можно ли это считать дополнительным свидетельством их бедности? Как ты думаешь, кому из героев картины симпатизировал художник? Как это можно определить? А на чьей стороне твои симпатии?
Поясни, почему А. П. Чехова называют человеком богатой души. Что представляло собой его богатство?
1. В каком смысле употребляются слова «богатство» и «бедность» в следующих выражениях: «Богат, да крив; беден, да прям», «Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга»?
2. Чем потребительская корзина отличается от прожиточного минимума?
3. В чём причины неравенства людей в получаемых ими доходах?
Неравенство в доходах нельзя устранить, потому что у всех разные способности и возможности. Доходы нельзя уравнивать по амбициям, нужно смотреть лишь на навыки человека. Кроме того, нужно учитывать условия труда и энергозатратность.
4. Почему нельзя устранить неравенство в доходах?
Неравенство в доходах нельзя устранить, потому что у всех разные способности и возможности. Доходы нельзя уравнивать по амбициям, нужно смотреть лишь на навыки человека. Кроме того, нужно учитывать условия труда и энергозатратность.
5. Что такое перераспределение доходов?
6. Можно ли утверждать, что перераспределение доходов проводится в разных формах? Обоснуй свой ответ.
1. Можно ли утверждать, что определённая разница в доходах людей справедлива? Поясни свой ответ.
Да, так как и труд у каждого разный. Мало кто рискует также, как это делает шахтер. Соответственно, его заработок должен быть выше. Условия и тяжесть труда всегда должны обуславливать высокий доход. Однако, умственный труд также не является исключением. Чей-то труд более качественной, тогда будет честно платить им больше.
Другое дело, если оплата гораздо больше выполняемой работы. Примером могут быть чиновники. Тут есть большая несправедливость.
2. Почему перечень товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, является примерным?
Потому что цены на те или иные вещи в потребительской корзине могут меняться, потребительская корзина меняется с ростом или с упадком цен.
3. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет, она пенсионерка. Афонину Сергею 40 лет, он экономист в банке. Его жене 36 лет, она учительница в школе, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился третий ребёнок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных — студент-первокурсник. А их дочка — ученица 5 класса. Где, вероятно, будет располагаться совокупный доход этой семьи: выше или ниже черты бедности? Свой ответ обоснуй.
Бабушка: пенсия от 7500 руб. до 15000, в зависимости от региона и выслуги лет.
Папа: заработная плата в районе 30000 – 50000 руб.
Мама: декретные выплаты до 1,5 лет по месту работы или в соц. страхе от 7000 – 10000 руб., в зависимости от оклада. + ежемесячные детские пособия по 140 – 160 руб. на детей по достижении 18 лет, т.е. на 2-их. Единовременные пособия по беременности и родам, сертификаты за второго, третьего ребенка – учитывать не будем.
Старший сын – студент: стипендия примерно 7000-12000 руб.
Итак, считаем доход семьи по максимальным суммам:
15000 (бабушка)+50000 (папа)+10000 (декретные)+ 160 (малыш)+ 160 (школьница)+12000 (студент) =87320 руб. в месяц.
Так как учитывается общий доход семьи, и распределяется между всеми членами пропорционально,
т.е. 87320 рублей : 6 человек= 14 553 (на одного члена семьи). Эта сумма получилась больше установленного в этом году прожиточного минимума, следовательно, данная семья не относится к малоимущим.
4. Существует выражение: «Бесплатных завтраков не бывает». Его смысл состоит в том, что бесплатных благ не существует; всё бесплатное так или иначе оплачивается. Опираясь на текст параграфа, объясни, как удаётся государству осуществлять безвозмездные выплаты нуждающимся людям.
5. Прочитай фрагмент книги по отечественной истории Л. П. Бущика и выполни задания к нему.
Вступив на престол ещё совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель — богатый и предприимчивый боярин Б. И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.
Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве… Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших.
1) Найди в тексте подтверждение роста неравенства доходов разных групп населения.
Подтверждение неравенства слоёв населения-в том что люди по разному ощутили взвалившиеся на них новые расходы, бюджет крестьян пострадал критически в то время как богатые купцы не сильно почувствовали разницы)
2) Объясни, как связаны описанные события 1648 г. с ростом неравенства доходов в стране.
6*. Найди с помощью интернет-ресурсов величину прожиточного минимума в прошлом и текущем годах в нашей стране в целом и в регионе твоего проживания. Сравни их. Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные данные?
На 2020 год, прожиточный минимум в Волгограде 10513₽
В целом по России (на 2020 год) 11468₽
Вывода можно сделать 2 в 1 :
С одной стороны немного поднимается уровень прожиточного минимума в большинстве регионов, но тут же с учётом инфляции ни в плюс ни в минус существенных изменений нет
7*. Выполни работу в группе: подбери материал из СМИ о мерах, принимаемых государством для регулирования неравенства доходов в нашей стране, в частности на территории твоей республики, края, области. Обсуди их с одноклассниками.
Некоторые категории населении получают социальную помощь виде льготного проезда на транспорте, приобретения лекарств, оплаты коммунальных услуг.
Социальное обслуживание на дому получают инвалиды, престарелые, многодетные семьи, беженцы, беспризорные.
Урок обществознания «Распределение доходов»
Тема: Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).
Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «уровень бедности».
Способствовать воспитанию активной жизненной позиции учащихся при подготовке к осуществлению социальных ролей работников и собственников.
План изучения нового материала
Доходы граждан и прожиточный минимум.
Экономические меры социальной поддержки населения.
Доходы граждан и прожиточный минимум.
Первый пункт плана можно изучить, сконцентрировав внимание на раскрытии понятий
«совокупный доход»,
«прожиточный минимум»,
«потребительская корзина»
«уровень бедности».
Раскрытию учителем и усвоению учащимися понятия «совокупный доход» призвана помочь при
веденная в учебнике схема (с. 141) и обращение к знаниям о доходах граждан, полученным на уроках в 7 классе.
Те, чей совокупный доход ниже этого уровня, не в состоянии приобрести необходимые
продукты питания, а также непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Они оказываются за чертой бедности.
II. Начать изучение материала, соответствующего второму пункту плана, рекомендуем с обращения к изложенному в учебном тексте сюжету известной детской сказки «Кот в сапогах», проинтерпретированному применительно к изучаемой теме. Далее полезно поставить и обсудить
следующие вопросы:
1) С чем связана для людей возможность получать доходы?
2) Какую роль в этом может сыграть образование?
3) Может ли сам человек повлиять на ценность и объем находящихся в его собственности факторов производства? Каким образом?
4) Как влияют на величину доходов такие факторы производства, как труд,
земля, капитал?
5) Почему люди используют факторы производства с разной степенью успешности?
В случае затруднения при ответе на эти вопросы следует попросить учащихся прочитать фрагмент параграфна с. 142, второй абзац, начинающийся словами «Различаются доходы людей. ».
При раскрытии данного фрагмента в воспитательных целях полезно обратить внимание на то, что стремление увеличить свои доходы толкает некоторых людей к использованию средств, лежащих вне закона. Понятно, что общество не может приветствовать грабежи, кражи, мошенничество. В то же время есть много законных способов добиться такого уровня доходов, который обеспечит достойную жизнь.
Можно предложить учащимся привести собственные примеры таких способов и в целом того, как активная позиция человека повлияла на размер его доходов.
При освещении вопроса поляризации доходов важно подчеркнуть специфику неравенства доходов граждан России. Основной вклад в него вносят так называемые крайние группы — самые бедные и самые богатые. Уровень жизни граждан, относящихся к среднему слою, различается весьма незначительно.
Говоря о поляризации доходов, можно обратиться к данным Фонда общественного мнения. В России в 2005 г. состоялся опрос, участниками которого стали полторы тысячи человек. Респондентам был задан вопрос: «Материальное положение Вашей семьи за последний год улучшилось, ухудшилось или не изменилось?» По полученным данным, 17 процентов опрошенных отметили улучшение материального положения своей семьи, 27 процентов указали, что их материальное положение ухудшилось. Основная же часть опрошенных (53 процента) не заметили изменений в материальном положении. Учащимся можно предложить оценить результаты проведенного опроса и предположить, какими были бы его результаты, если бы он состоялся сегодня и был бы проведен среди их ближайшего окружения.
Завершая изучение вопроса, важно подвести учащихся к пониманию того, что в целом ряде случаев человек не может противостоять социальной ситуации, вызывающей и обостряющей неравенство доходов. Помочь ему призвано государство, проводящее перераспределение доходов.
Приступая к характеристике перераспределения доходов, полезно акцентировать внимание учащихся на социальных последствиях обострения проблемы бедности. Предлагаем использовать с этой целью прием исторической аналогии и обратиться к рубрике
«Документ» (с. 144). После прочтения документа учащимся могут быть предложены следующие вопросы:
1) Почему в учебнике по обществознанию приведен документ о восстании 1648 г. в Москве? Как он связан с темой урока?
2) Какие положения изучаемого материала иллюстрируют описанные в документе исторические события?
Содержание политики перераспределения доходов, направленной на обеспечение сохранности стабильности в обществе, целесообразно раскрыть, следуя логике учебного текста.
В ходе изложения важно отметить, что, как бы ни старалось государство снизить разницу в доходах, оно не может и не должно уравнять доходы всех людей. Доходы тех, кто производит блага, никогда не будут равны доходам людей, которые ничего не производят, но имеют законное право произведенные в стране блага потреблять. Если бы было наоборот, то, наверное, не нашлось бы людей, которые хотели бы что-либо производить. Производители затрачивают огромные усилия, средства, идут на различные риски, и все эти затраты должны компенсироваться высокими доходами. В то же время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, могут отбить желание трудиться. К примеру, зачем
искать работу, если получаешь пособие по безработице, а оплата труда низкооплачиваемых рабочих примерно такая же, как и это пособие? В этой связи чрезвычайно актуален вопрос о целесообразных мерах государственной политики перераспределения доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.
Тому, что делает государство, чтобы снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих, посвящен завершающий пункт плана урока. Учащимся может быть предложено изучить его самостоятельно по тексту учебника, составляя при этом развернутый план ответа. По завершении работы одному из учащихся можно предложить записать план на доске, а остальным дополнить его на основе своих планов. Этот план может выглядеть, к примеру, следующим образом:
Экономические меры социальной поддержки населения
1. Социальные выплаты:
б) пенсии (по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.);
в) пособия нуждающимся;
г) льготы (на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг);
Социальное обслуживание (для инвалидов, престарелых, многодетных семей, беженцев, беспризорных) на дому или в специальных учреждениях.
Помощь малоимущим гражданам в увеличении заработков:
а) регулирование заработной платы (установление минимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате, установление условий ее изменения в связи с ростом цен);
б) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь;
в) помощь безработным (материальные выплаты, меры по повышению занятости, дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранения, общественного питания и др.).
В дополнение к тексту учебника учитель может конкретизировать, какие меры предпринимает государство по повышению занятости: проводит профессиональное обучение и переобучение людей, потерявших работу, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки, создает рабочие места, помогает в открытии собственного дела.
При наличии времени полезно обратиться к высказываниям в рубрике «Говорят мудрые».
При работе над высказыванием Оливера Голдсмита полезно обсудить следующие вопросы: 1) Какого социального явления коснулся автор высказывания? 2) Какой из источников доходов нашел в этом высказывании свое образное отражение? 3) Как влияют различия, упомянутые в высказывании, на величину доходов? 4) Может ли человек повлиять на социальную ситуацию и изменить величину получаемых им доходов? Каким образом?
При работе над высказыванием Уильяма Кемдена важно акцентировать внимание на целенаправленной деятельности самого человека по созданию необходимых факторов, влияющих на величину его доходов. В этой связи необходимо подчеркнуть получение соответствующего образования, профессии, повышение квалификации, активное и творческое отношение к своей роли в системе общественных отношений, готовность к саморазвитию (в том числе к развитию волевых умений преодолевать трудности, добиваться результата и т. п.).
Современное российское общество, направления политики
В ходе изучения подтемы рекомендуем акцентировать внимание учащихся на динамике изменения доходов граждан России. Прежде всего важно подчеркнуть, насколько серьезным было их снижение к концу прошлого века. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии и того меньше. В результате треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Это значит, что треть наших граждан обнищала. (Здесь и далее приводятся данные из документа «О стратегии развития России до 2020 года».)
Желательно разъяснить учащимся, что такое падение доходов было вызвано прежде всего инфляцией, проявляющейся в росте цен, и задолженностями гражданам по материальным выплатам («Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 г. она составляла 36,5 процента. На начало 1999 г. пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет»).
Далее желательно подчеркнуть, что реальные доходы граждан России за 8 лет выросли в 2,5 раза, пенсии также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.
При изучении подтемы важно учитывать задачи, сформулированные в вышеуказанном документе, в том числе следующие:
«Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни. Лучшей — в поощрении таланта и успеха. Все, кто готов работать, должны иметь возможность хорошо зарабатывать. В том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнутого уровня жизни после завершения трудовой деятельности».
«Очень важно, чтобы сегодняшние пенсионеры и инвалиды получали достойные пенсии и пособия».
Проработать § 18, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома».
Учащимся, интересующимся предметом, можно предложить написать собственную задачу по аналогии с заданием 1 из рубрики «В классе и дома». При этом важно подчеркнуть, что проверяться и оцениваться будет как текст условия задачи, так и ее решение. Можно также предложить на основе изученной темы, опираясь на материал учебника, письменно поразмышлять над высказыванием испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547 — 1616): «Богатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».