spatial audio dolby atmos что это metro exodus
Ответы на главные вопросы про новый Apple Music: как включить Spatial Audio, какой формат выбрать?
Разбираемся в нововведениях стримингового сервиса.
Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media
Сразу после WWDC 2021 Apple начала открывать доступ к двум новым функциям стримингового сервиса Apple Music. Это пространственное аудио и музыка с качеством без потерь. Нынешнее обновление рискует стать революционным на рынке сразу по нескольким параметрам. Первый — цена, ведь стоимость подписки осталась прежней. Второй — Spatial Audio, большое количество подписчиков и заинтересованность лейблов.
Apple в июне запустит Apple Music без сжатия и с пространственным аудио
Spatial Audio
Где-то в интернете я столкнулся с жаргонным словечком «шпатель» — так назвали новую функцию в Apple Music. Кто автор, не знаю, но звучит, как мне кажется, забавно.
Пространственное аудио в плейлистах помечено значком Dolby Atmos. При активации этой технологии создаётся ощущение эффекта присутствия, которого можно достичь лишь с помощью систем вроде 5.1 или 7.1. По задумке, музыка, изначально сведённая для двух каналов, будет звучать так, будто бы вы находитесь в одном помещении с артистами, расположенными по всей комнате.
Spatial Audio в Apple Music реально может изменить музыкальный рынок. Дело в том, что у Apple в 2019 году было более 60 млн платных подписчиков сервиса, а AirPods — самые популярные наушники в мире. То есть лейблы сейчас могут быть реально заинтересованы в продвижении музыки в Dolby Atmos.
В каких наушниках работает?
Dolby Atmos в Apple Music включится автоматически, если у вас AirPods, AirPods Pro, AirPods Max, BeatsX, Beats Solo3 Wireless, Beats Studio3, Powerbeats3 Wireless, Beats Flex, Powerbeats Pro и Beats Solo Pro.
Как включить?
Заходите в настройки вашего айфона и ищите в списке приложение «Музыка»:
В этом разделе вам необходим подраздел «Звук»:
Открывайте и выбирайте нужный вариант:
Если у вас наушники из списка выше, то подойдёт вариант «Автоматически». Режим «Всегда включено» активируется, когда у вас другие наушники. Но это будет имитация Dolby Atmos и, скорее всего, довольно посредственная, о чём свидетельствует предупреждение:
Как звучит?
Я сравнил звучание одного трека Linkin Park — In the End:
Сравнение сделал в трёх разных версиях:
Для начала поясню, что я в прошлой жизни работал звукорежиссёром, а вообще немножко музыкант и кое-что знаю о сведении музыки.
В AirPods Max исходный трек звучит очень хорошо. Всё меняется с включением Dolby Atmos. Вначале действительно по-новому расставленные инструменты вызывают восторг. Ровно до тех пор, пока не вступают гитары в припеве.
Эти гитары в исходном треке давали роковый напор. Но в новом миксе он потерян, поскольку звук распределился по отдалённым краям.
Затем я надел другие наушники, включил имитацию — и тут стало совсем всё плохо.
Ради интереса я послушал другие треки в Dolby Atmos в AirPods Max и понял, что слушать музыку в этом формате вряд ли когда-либо буду.
Но тут стоит понимать, что это чисто субъективно. Мне вот не понравилось, а Вале Wylsacom очень зашло:
Музыка без Dolby Atmos теперь кажется плоской как Земля. 🙆♂️
Сколько альбомов доступно в Spatial Audio?
Точное количество Apple не называет. На данный момент есть несколько плейлистов с музыкой разных жанров, где представлены треки исключительно в Dolby Atmos. Также есть несколько выделенных старых и новых альбомов, их число не превышает 70 штук.
Со временем медиатека Dolby Atmos в Apple Music будет расширяться.
Lossless и Hi-Res
Если про «шпатель» слышали немногие, то вот жаргонное «лось» для Lossless известно давно.
Lossless — музыка без потерь. Она идёт в том качестве, которое могут дать вам CD-диски, где был лишь один альбом (помните, в нулевых мы покупали такие?), а также DVD Audio. Качество в данном случае будет от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц.
Hi-Res или «аудио высокого разрешения» — один из максимально качественных вариантов звучания, находящихся в относительно широком доступе. По сути, к Hi-Res многие относят и обычный Lossless, но всё-таки настоящим «хайрезом» считается звук в качестве выше указанного, то есть это может быть от 24 бита / 50 кГц до 24 бит / 192 кГц. В случае с Apple Music, скорее всего, Hi-Res будет представлен в качестве 24 бита / 192 кГц.
Что это вообще за цифры?
Число в кГц — это частота, с которой аналоговая волна будет считываться для перевода в цифровой эквивалент. Чем выше частота, тем выше качество.
Дело в том, что аналоговая волна по своей природе является плавной и мягкой:
Аналоговая волна. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
А цифровой звук — грубо говоря, «рубленый». Чем выше частота считывания волны, тем более плавным будет «слепок» этой самой волны, то есть звук будет максимально близким к аналоговому сигналу.
Красным показана схематичная дискретизация для перевода аналогового сигнала в цифровой. В первом случае частота дискретизации низкая, а во втором — высокая, что повышает качество сигнала. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
Цифра, указанная в битах, является разрядностью сигнала. Она свидетельствует о том, сколько бит информации будет содержаться в одном семпле. Семпл — это как раз та часть информации, которая определяется частотой дискретизации. То есть в случае со 192 кГц будет 192 тысячи семплов, разрядность которых достигнет 24 бита.
В обоих случаях работает зависимость «чем выше параметр — тем лучше».
Сколько песен представлено в Lossless и Hi-Res?
Судя по всему, из 75-миллионной фонотеки в Lossless доступно только 20 млн треков. Полностью всю медиатеку Apple надеется обработать к концу года.
Hi-Res для наушников будет практически бесполезен. Разницу, связанную непосредственно с самой записью, в Lossless и Hi-Res услышат единицы, а при слепом прослушивании, скорее всего, либо никто, либо люди с очень натренированными ушами. Вся разница проявляется при подключении к усилителям, которые вносят значительные коррективы в сам сигнал.
Hi-Res для беспроводного подключения будет ещё более бесполезен. Связано это с Bluetooth, потому как пропускная способность его канала сильно ограничена. Поэтому я составил рекомендации, какой формат, на чём слушать.
Форматы
HE-AAC подходит для самых дешёвых наушников, а также если вам глубоко плевать на качество звука. Ну либо вы живёте в месте, где прямо-таки очень плохо с интернетом, а каждый байт стоит примерно миллиард евро.
Формат AAC выдаёт подходящее для большинства людей качество — кому-то же нравится звук в Spotify. Максимальный битрейт составляет 256 кбит/с, что из-за специфики сжатия сигнала может во множестве мест звучать лучше, чем звучит mp3 в качестве 320 кбит/с. Разница достигается из-за того, что ААС опирается на психоакустику, а mp3 по-простому сжимает сигнал.
Вариант «Без потерь» предоставляет музыку в формате ALAC с качеством, сравнимым с CD Audio и DVD Audio, то есть от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц. Этот формат также подходит для прослушивания на беспроводных наушниках с поддержкой кодека AAC c той лишь разницей, что качество не будет ограничено 256 кбит/с, а будет примерно в два раза выше: в стерео максимальный битрейт AAC составляет 529 кбит/с. Это спокойно переварят ваши AirPods и другие наушники с поддержкой такого кодека. Также подойдут и проводные наушники, которые можно подключить через донгл «Lightning — 3,5-мм»:
Последний вариант «Высокое разрешение, без потерь», то есть тот самый Hi-Res. Apple не советует его слушать без внешних инструментов вроде высококлассных ЦАПов. Без них музыка в упомянутом качестве на айфоне даунсемплится до 24/48, поскольку айфон понимает, что сейчас нет инструмента, который сможет «разогнать» сигнал. Но даже с такими ЦАПами вы, скорее всего, услышите лишь изменения, внесённые самим ЦАПом, нежели повышением битрейта.
Hi-Res отлично подходит для прослушивания музыки с компьютера, к которому у вас подключена дорогая акустика. Либо Hi-Res подойдёт в том случае, если ваша Apple TV подключена через HDMI к качественному AV-ресиверу, который уже распределяет звуковой сигнал на существующие колонки.
«Музыка изменится навсегда». Как и на чём слушать Spatial Audio и Hi-Res Audio в Apple Music
Сегодня Apple сделала то, чего многие пользователи ждали много лет — масштабно обновила Apple Music и добавила в каталог сервиса более 20 млн треков в форматах Apple Lossless, Hi-Res Lossless и несколько тысяч треков в формате Spatial Audio, которых со временем будет становиться больше.
Что это за форматы, как их включить, на чём слушать и можно ли заметить разницу — читайте ниже.
Что за форматы и как их включить
Обновление Apple Music пришло разом на все устройства. В сервисе появились тематические плейлисты и подборки, с помощью которых вы сможете ощутить разницу при включении Spatial Audio и Lossless-форматов. Без какой-либо дополнительной платы!
Что это за форматы?
Spatial Audio — это технология объёмного звучания, в основе которой лежит Dolby Atmos. Apple добавила к ней немножко фирменной магии — при просмотре фильмов с поддержкой этого формата в совместимых наушниках звук перемещается вместе с вашей головой, куда бы вы её не повернули. Осенью эта фишка доберётся и до Apple Music, но уже сейчас вы можете оценить объёмное звучание треков, в которых музыканты будто бы играют со всех сторон. Даже сверху.
Apple Lossless — это музыка в формате Apple Lossless Audio Codec («яблочная» альтернатива FLAC) с глубиной от 16 бит с частотой дискретизации 44,1 кГц до 24 бит с частотой 48 кГц. В первом случае, этот формат аналогичен по качеству записям на компакт-дисках, во втором — чуть лучше их.
Hi-Res Lossless предлагает всё тот же ALAC, всё те же 24 бита, но уже с 96 кГц и 192 кГц. Услышать отличия этого формата от Apple Lossless у вас скорее всего не получится — подобное качество звука не расслышать без дополнительной дорогостоящей аппаратуры.
Где же их включить?
Во-первых, у вас должна быть установлена iOS 14.6. Далее нужно отправиться в Настройки — Музыка — Звук. Там вы увидите новые разделы: выбор режимов работы Dolby Atmos и качество звука. В случае с Dolby Atmos доступны автоматический режим или же всегда активный. Первый предназначен для автоматического воспроизведения объёмного звука при подключении совместимых устройств. Второй активирует Dolby Atmos для всех совместимых треков по умолчанию.
Владельцам AirPods Pro и AirPods Pro Max также доступна функция Spatialize Stereo, создающая симулированное объёмное звучание для всех треков, включая сторонние приложения по типу Spotify или YouTube. Она включается через центр управления при долгом нажатии на регулятор громкости.
В разделе «Качество звука» спрятаны форматы высокого качества. Ранее в Apple Music все треки были в формате AAC 256 кбит/с. Трек на три минуты в таком формате весил около шести мегабайт. С активацией Lossless размер трека вырастает в шесть раз, а при активации Hi-Res Lossless — в 20 и более. Представьте, насколько лучше сможет зазвучать файл, который весит в 20 раз больше? Вот примерно на столько же вырастет качество звука в Apple Music при стриминге Hi-Res Lossless по Wi-Fi или сотовой сети.
В каталоге сервиса вы можете увидеть как Dolby Atmos и Lossless-композиции, так и Hi-Res Lossless. Важно отметить, что наличие поддержки Dolby Atmos далеко не всегда гарантирует наивысшее качество звука, поэтому у вас не получится одновременно послушать и Hi-Res, и объёмный звук. Более того, звук в формате Dolby Atmos ощутимо тише, чем другие форматы. Так что здесь вам придётся выбрать что-то одно, в зависимости от устройств, на которых вы собираетесь слушать музыку.
На чём слушать
Это самый главный вопрос, но у Apple на него нет чёткого ответа. Особенно, если речь заходит про Lossless и Hi-Res Lossless. Вот, что мы имеем.
Все актуальные смартфоны, планшеты и компьютеры Apple поддерживают Spatial Audio — вы сможете услышать разницу даже через встроенные динамики. Особенно, это касается новых устройств, по типу iMac 24. Его шесть динамиков были спроектированы под объёмное аудио, и оно звучит на нём просто великолепно. Гораздо интереснее, чем обычные треки.
Умные колонки HomePod mini получат поддержку Spatial Audio в ближайшем будущем. К приставке Apple TV 4K достаточно подключить саундбар с поддержкой Dolby Atmos или совместимые наушники.
Поскольку такой звук лучше всего раскрывается именно в наушниках, у Apple для этого есть не только AirPods, AirPods Pro и AirPods Max, но и наушники Beats. С полным списком поддерживаемых устройств вы можете ознакомиться тут.
А вот музыку в самом высоком качестве слушать практически не на чем. Ни одно актуальное устройство Apple не поддерживает воспроизведение Hi-Res Lossless в исходном виде. Чтобы послушать треки в максимальном качестве, вам потребуется внешний ЦАП и хорошие наушники или пара отличных колонок.
Все проводные способы воспроизведения музыки с «яблочных» устройств на данный момент ограничены качеством Lossless. Вы можете использовать адаптер Lightning to 3,5 мм, аналогичный провод или наушники с проводом Lightning, чтобы услышать музыку в качестве до 24 бит/48 кГц.
Послушать Lossless вы также можете на Apple TV 4K, подключенной к аудиоресиверу по HDMI, а в скором будущем вы сможете послушать через приставку и Hi-Res Lossless. Apple уже пообещала добавить эту функцию в ближайших апдейтах.
Все «синезубые» способы подключения ограничены возможностями кодека AAC — а это максимум 529 кбит/с. Современные устройства Apple не поддерживают высококачественные беспроводные кодеки по типу aptX HD или LDAC и не способны передавать звук в более высоком качестве по Bluetooth. Исключение — HomePod mini. Apple пообещала, что в одном из ближайших апдейтов фирменная колонка получит поддержку Lossless. Но это, скорее всего, будет реализовано через AirPlay, в основе которого Wi-Fi подключение.
Сама поддержка высокого качества звука через AirPlay оставляет ещё больше вопросов. Стандарт AirPlay первого поколения поддерживал стриминг аудио в 16 бит/44,1 кГц с мобильных устройств и до 24 бит/96 кГц с компьютеров. Что касается стандарта AirPlay 2, то на этот счёт информации почти нет. По разным данным, стандарт ограничен поддержкой 16/24 бит при частоте 44,1 кГц, а значит никакого Hi-Res Lossless через колонки или стримеры с поддержкой AirPlay 2 вы не услышите. Максимум что вас ждёт — Lossless.
Возможно Apple с этим что-то придумает, ну или выкатит AirPlay 3 с поддержкой всех новых стандартов качества. Да и новая линейка музыкальных устройств сейчас нужна как никогда.
Есть ли смысл и есть ли разница
Подытоживая всё написанное выше, можно сказать следующее: если у вас нет выделенного ЦАП, проводных наушников и AirPlay-колонок или стримеров, то вы не сможете послушать музыку в максимальном качестве. Соответственно, вам нет особого смысла выставлять самые высокие настройки и тратить лишние мегабайты трафика на тяжёлые треки по мобильной сети, нагружая смартфон по чём зря.
Но есть тут одна интересная деталь — даже при использовании AirPods или любых других наушников и колонок с Bluetooth разница между «высоким» качеством и качеством «без потерь» весьма ощутима.
Она не такая заметная, как если бы те же треки мы пропустили через устройства с Hi-Res кодеками, но звук действительно становится чище, а записи становятся менее гулкими и мутными — особенно это заметно при подключении к колонкам. Я проверил пару альбомов на акустике Audioengine A2+ BT и наушниках Sony WF-1000XM3 — музыка стала звучать ярче и живее.
Всё дело в исходном размере файла, который теперь может быть в 10-20 раз больше того, что вы слушали раньше. Он пережимается только вашими наушниками или колонками, и не сжимается предварительно до микроскопического состояния. Такие треки могут зазвучать лучше и благодаря более высокому битрейту AAC. Но все Lossless и Hi-Res файлы значительно дольше подгружаются и не так быстро переключаются, а ещё гораздо сильнее нагревают смартфон.
А вот все прелести Spatial Audio и Dolby Atmos вы сможете ощутить без каких-либо проблем или спорных моментов. Именно на этот формат Apple делает ключевую ставку. Правда, для этого потребуются наушники AirPods или Beats, но вы знаете, где их можно купить.
Spatial audio dolby atmos что это metro exodus
Вечные | 08.11.2021 |
Последняя дуэль | 18.11.2021 |
Французский вестник | 18.11.2021 |
Прошлой ночью в Сохо | 25.11.2021 |
Обитель зла: Раккун Сити | 25.11.2021 |
Охотники за привидениями: Наследники | 02.12.2021 |
Дом Гуччи | 02.12.2021 |
Forza Horizon 5 | 05.11.2021 |
Call of Duty: Vanguard | 05.11.2021 |
GTA: The Trilogy | 11.11.2021 |
Battlefield 2042 | 19.11.2021 |
Halo Infinite | 08.12.2021 |
Tom Clancy’s Rainbow Six Extraction | 16.01.2022 |
Rainbow Six Эвакуация | 20.01.2022 |
Dolby Atmos в играх. Что такое иммерсивный звук и как он меняет индустрию развлечений
Совсем недавно все активно обсуждали новый трейлер второй части нашумевшей игры Tom Clancy’s The Division для Xbox One X, который выпустила компания Microsoft.
Производители шутера сделали большой акцент на использовании современных аудио- и видеотехнологий, которые позволяют по-новому взглянуть на игру и по-настоящему погрузиться в происходящее. Обычно, когда речь заходит о технологиях в играх, в первую очередь, имеется в виду картинка сверхвысокой четкости – HDR и 4K. Но не стоит забывать о звуке – ведь иногда именно он может создать максимально реалистичную атмосферу. В трейлере Tom Clancy’s The Division 2 неоднократно подчеркивается его важность: «Услышь весь мир с Dolby Atmos Spatial Audio», – говорит нам производитель.
Давайте разберемся, что же такое иммерсивный звук и действительно ли с его помощью вы сможете «услышать весь мир» и оказаться в другой реальности, всего лишь нажав на кнопку Play.
Обо всем по порядку. Многие из вас наверняка слышали о технологии Dolby Atmos в кино – впервые весь мир заговорил о ней в 2012 году, когда иммерсивный звук был использован для производства мультика «Храбрая сердцем». С помощью этой технологии кинематографисты смогли максимально точно воспроизводить звуки в фильмах, то есть так, как задумал режиссер. А зрителям настолько понравился эффект погружения, что Dolby Atmos со временем стал своего рода стандартом качества. С тех пор с его использованием было снято уже более 1300 картин. Идея погружения в происходящее на экране с помощью окружающего звука ожидаемо понравилась и разработчикам игр – они начали внедрять технологию в новые проекты, чтобы создать такой же эффект. Впервые появилась возможность придать каждому звуку индивидуальные характеристики, сделать их более громкими или тихими, сфокусированными или рассеянными – чтобы максимально приблизить восприятие звука к реальности. И это стало настоящим прорывом в геймерской среде, особенно для шутеров. Появилась возможность слышать звуки не в одной плоскости, а в трехмерном пространстве, включая область над головой, и благодаря этому точно определять, где находятся соперники и откуда они стреляют.
Одной из первых игр, в которой применили Dolby Atmos, стала Star Wars: Battlefront 2015 года – шутер по мотивам Звездных войн. Ощущения от Dolby Atmos в игре после обычного стерео такие, будто ты вдруг обрел четкий слух. От всех этих звуков стреляющих пулеметов за спиной, многотонных шагоходов, опускающих лапы на землю как будто совсем рядом, хочется вжаться в кресло и задержать дыхание. Очень впечатляет.
В самом начале развития Dolby Atmos в гейминге Blizzard назвали технологию «священным граалем» для игр. Помимо ярких эмоций от погружения в игровую реальность, с практической точки зрения такая звуковая детализация в итоге помогает играть в разы круче: дает дополнительную информацию о врагах и окружении, позволяет быстрее реагировать, избегать нападения из «слепых» зон. Вообще крупнейшие разработчики выпустили уже больше 10 новинок с этой технологией, среди которых Assassin’s Сreed Origins, Battlefield 1, Final Fantasy XV, For Honor, Overwatch, Rise of the Tomb Raider, Star Wars: Battlefront, Shadow of the Tomb Raider, Super Lucky’s Tale, Zone of the Enders: The 2nd Runner MARS и другие.
Кстати, недавно компания Dolby презентовала так называемый звуковой радар специально для геймеров – Sound Radar. Эта технология позволяет уловить даже самые тихие шумы в игровом ландшафте и показывает их в виде появляющихся цветов на радаре прямо в процессе игры. Sound Radar дает дополнительное аудиовизуальное представление об игровом поле, что, конечно, позволяет геймерам максимально держать ситуацию под контролем. В дополнение к этому, на многих игровых компьютерах сейчас имеется панель управления Dolby Atmos, с помощью которой можно с легкостью настроить профиль игрового жанра, регулировать интенсивность звука, то есть подстроить параметры игры под себя и сделать пребывание в виртуальной реальности максимально комфортным и захватывающим.
Актуальным остается вопрос железа, необходимого для воспроизведения Dolby Atmos. В целом, звук в этом формате можно проигрывать и на ПК, и на смартфоне, и на игровых консолях Xbox One. Подойдут даже самые обычные наушники – здесь поможет так называемая психоакустика. Технология учитывает то, как тело человека воспринимает звук в зависимости от окружения и особенностей формы ушных раковин, размера и формы головы и других параметров, и имитирует звуки реального мира. Но чтобы максимально прочувствовать эффект погружения можно использовать гарнитуры – например, беспроводную PLANTRONICS RIG 800LX.
По-настоящему услышать в игре звук пролетающего вертолета, гул ветра или шаги противника, крадущегося за спиной? Сегодня все это возможно. И если игры создают целые миры, то иммерсивный звук в играх позволяет в эти миры полностью переместиться, стать реальным персонажем. И изучив динамику, можно сделать вывод, что в будущем таких игр будет больше, и они будут становиться все более реалистичными. Ведь всем хочется хотя бы на время стать другим человеком в какой-нибудь параллельной вселенной.