spd педали что это
ПЕДАЛИ И ШИПЫ SHIMANO SPD
Когда в 1987 году Shimano представила систему SPD, это была первая система контактных педалей, предназначенная для езды по бездорожью. Горные байкеры в то время экспериментировали с шоссейными обувью и шипами, в поисках лучшего контакта со своими велосипедами и более эффективного педалирования.
Однако это решение было далеко от идеального, поскольку конструкции для шоссе не отвечали потребностям велосипедистов МТБ. Односторонние шоссейные педали было трудно закрепить и сложно отцепить на пересечённой местности. У обуви были жёсткие подошвы с массивными контактными шипами и небольшим протектором, что делало их непригодными для того, чтобы сделать даже несколько шагов от велосипеда, не говоря уже о том, чтобы перемещаться по скалистым тропам, грязным участкам или даже просто неровной поверхности.
Система SPD компании Shimano решила все эти проблемы благодаря надёжному и простому дизайну, который обеспечивал всё, что требовалось горным велосипедистам в то время и что по-прежнему необходимо сегодня. Шипы и педали SPD обеспечивают удобство встёгивания и выстёгивания, отличную способность самоочистки от грязи, стабильную и эффективную платформу для педалирования и удобное и надёжное соединение с велосипедом.
С появлением SPD горные байкеры смогли реализовать мощность, которой уже обладали шоссейные велосипедисты, и такое единство с велосипедом обеспечило дополнительную устойчивость на неровных участках трассы. Кроме того, система SPD обеспечивала возможность нормально ходить в велосипедной обуви, благодаря утопленной конструкции шипов.
То, что дизайн SPD практически не изменился с 1987 года, служит лишь подтверждением того, насколько он оказался хорош. Педали SPD претерпели множество усовершенствований за эти годы, но дизайн и интерфейс шипов остались по сути неизменными, до сих пор оставаясь образцовым стандартом, по которому оцениваются все остальные контактные педали. Примечательно, что в отрасли, где постоянно происходит так много изменений, оригинальный дизайн SPD выдержал это испытание временем.
Одним из ключей к успеху SPD является то, насколько легко им пользоваться. Чтобы пристегнуть педаль, просто поместите шип на педаль сверху и с нажимом опустите. Незначительное движение вперёд при встёгивании облегчает задачу. Педаль захватывает шип спереди и сзади, крепко удерживая её (с небольшим «плаванием», чтобы ваши суставы могли естественным образом двигаться при нажатии на педаль). Отстёгивание ещё проще: поверните пятку наружу и натяжение пружины ослабнет, позволяя шипу освободиться из педали.
Спортсмены, участвующие в гонках, оценят чувство жёсткой связи между ногами и педалями, но некоторым нравится чувствовать себя в большей свободе, чем другим. Одной из определяющих особенностей педалей SPD с самого начала была возможность регулировать натяжение пружины педалей в соответствии с личными предпочтениями. Гонщики, стремящиеся к эффективным рабочим характеристикам и надёжному креплению для высокой мощности, стремятся к более жёсткому натяжению пружины, что также требует большего усилия при отстёгивании педали. Другие могут предпочесть более слабое натяжение пружины, если условия менее требовательны или если они едут по местности, где может потребоваться быстро освободиться из педалей.
Независимо от ваших предпочтений, настройка натяжения пружины по личным предпочтениям делается легко и быстро. Достаточно шестигранного ключа на 3 мм, чтобы увеличить натяжение пружины, повернув регулировочный винт по часовой стрелке, или ослабить натяжение, повернув винт против часовой стрелки. Если это двусторонний дизайн SPD, не забудьте отрегулировать обе пружины на каждой педали!
Шипы SPD довольно долговечны, но по мере их износа эффективность крепления может падать. Обычно это проявляется в непоследовательном креплении: ваши педали могут встёгиваться с большим или меньшим усилием, чем когда шипы были новыми, или, в некоторых случаях, они могут не освобождаться должным образом. Shimano рекомендует менять шипы один раз в год.
Контактные педали: Какую выбрать систему
Краткий обзор самых популярных систем крепления контактных педалей, который присутствуют на рынке, включая Look Keo, Shimano SPD и SL, Speedplay и Time Xpresso.
Look Keo
Французский производитель Look находился в авангарде контактных педалей еще в 80-х годах и по сей день является одним из самых популярных выборов среди современных велосипедистов. Используя простую систему крепления в три болта, педали Keo любят и используют велосипедисты всех уровней, от любителей до профессионалов. Большая планка не позволяет в них уверенно ходить, но прорезиненные детали делают их хорошим выбором. Это обеспечивает большую базу контакта, но, как правило, такие детали быстро изнашиваются.
Тип езды: шоссе.
Двусторонние контакты Shimano SPD
Система SPD существует уже более 25 лет и за это время мало что изменилось. Это очень надежная и хорошо спроектированная система. Популярные у маунтинбайкеров контакты SPD, имеют одинаковое крепление с двух сторон, что делает их простыми в использовании, а встраиваемая в ботинок планка позволяет в них спокойно ходить. Шипы также сделаны из металла, что дает возможность их использовать продолжительно время. Те, кто занимается велоспортом ради удовольствия любят SPD за простоту освоения, но маленькая площадь платформы делает сложным их использование на длительных расстояниях.
Тип езды: маунтинбайкинг, велокросс, прогулочная езда, начальный шоссе.
Односторонние контакты Shimano SPD
Идеально решение, если Вы не уверены о переходе на контактные педали или хотите свободно ходить в туфлях. Также этот вариант подойдет для тех, кто хочет иметь большую площадь контакта на дальних поездках. Обычные «топталки» с одной стороны позволяют Вам ездить в стандартных кроссовках, но Вы также можете пристегнуться с помощью планки SPD, а боковая поддержка рамки добавит комфорта езде. Единственным недостатком таких педалей является их, сравнительно, большой вес, хотя на рынке уже доступны и легкие модели.
Тип езды: бездорожье, отдых.
Speedplay
«Леденцы» от Speedplay являются уникальными и признанными контактами, которые, кроме легкого веса, хорошо выглядят и имеют широкий диапазон настроек. Установка производится в обратном порядке, если в других педалях нужно «встегиваться», то в Speedplay — наоборот. Зажимы могут регулироваться в трех различных плоскостях и отдельно друг от друга. Поэтому контакты Speedplay будут хорошим выбором для тех, кто испытывает проблемы с эргономикой в других системах. Простое двустороннее устройство делает эти контактные педали легкими в освоении.
Тип езды: шоссе (особенно, критериум).
Shimano SPD SL
Популярная система SPD SL в три болта от Shimano делает эти контактные педали очень похожими на Look Keo, но SPD SL обладает более широкой планкой. Shimano утверждают, что это обеспечивает более эффективную передачу мощности. Шипы выпускаются в трех разных цветах, которые соответствует уровню сдвига. Также как и Look они хорошо смотрятся в профессиональном пелотоне, но это ужасный вариант для ходьбы.
Тип езды: шоссе, триатлон, трек.
Time Xpresso
С большим выбором моделей для любого бюджета и широким диапазоном настроек, Xpresso является очень популярным «трех-болтовым» стандартом. Планка этих контактов одна из самых широких на рынке, поэтому платформа позволяет очень хорошо передавать мощность и предлагает дополнительный комфорт. Планку также можно дешево заменить, а это является большим плюсом. Систему Xpresso открывается боковым регулятором и имеет небольшое расстояние между осью педали и подошвой ботинка, что, якобы, повышает эффективность педалирования.
Тип езды: шоссе.
Другие стандарты
Существует огромное количество компаний, которые разрабатывают свои стандартны крепления контактных педалей. Например, марка HT в своих педалях для МТБ применяет собственную систему. Но будьте осторожны при выборе оригинальных моделей контактных педалей, так как это чревато проблемами с подбором обуви и расходных компонентов, вроде шипов и запчастей.
Контактные педали, какие бывают и для чего нужны
Вопрос про педали, и именно про контактные педали для велосипеда, очень часто всплывает в велосипедной среде среди новичков и более-менее опытных велосипедистов, но зачастую найти однозначный и короткий ответ на него не удаётся быстро. Не так давно один из неофитов 1 велодвижения на одном популярном региональном ресурсе задал вполне логичный, для новичка, вопрос про контактные педали: «зачем вообще эти педали, если ноги и так нормально на обычных держатся?», за что тут же огрёб лучи «праведного гнева» от участников общения, но ответа на свой вопрос так и не получил. Я попробую всё же таки дать развёрнутый ответ на этот вопрос. Для начала опишем что это вообще такое, а потом систематизируем все известные нам типы педалей.
I. Историческое развитие конструкции педалей.
Типичные «топталки», которые стоят на большинстве прогулочных велосипедов. |
Эффективность педалирования, т.е. то, какую мощность вы можете развить крутя педали, на простых платформах очень не высока, точнее будет сказать что она самая низкая из всех видов педалей, поскольку крутить педаль вы можете только надавливая ногой на неё, когда она находится в переднем положении. Когда же педаль, двигаясь по кругу, находится в нижнем, заднем или верхнем положении, вы с ней ничего сделать не можете, в это время вы давите на вторую педаль и так поочерёдно, топая то одной, то другой нагой на педали. За эту характерную особенность педалирования, простые педали-платформы получили своё прозвище «топталки».
[картинка: зона действия топталок]
Решением, способным повысить эффективность педалирования стали педали «туклипсы», от английского toe — носок ноги и clip — зажим. Туклипсы представляют из себя ту же самую платформу, но с дополнительным стременем под носок ноги и ремешком, который стягивал ногу в середине стопы, зажимая таким образом носок обуви в стремени.
Поскольку в туклипсах нога зафиксирована и имеет механический упор при движении вверх и вперёд, то это позволяет не только топтать на педаль сверху вниз, когда она в переднем положении, но и подтягивать педаль снизу вверх, когда та находится в заднем положении, а также протягивать педаль по направлению вперёд, когда она находится в верхнем положении. Протягивать педаль назад, когда она находится в нижней зоне в туклипсах нельзя, поскольку пятка не зафиксирована и можно просто выдернуть ногу из стремени.
[картинка: зоны действия туклипсов]
Следующим эволюционным этапом развития педалей стали контактные педали или по английски clipless pedals, т.е. «педали без зажимов». Ну или просто контакты, устоявшийся термин в велосреде. В этих педалях не одна, а две основные составные части: сама педаль и специальный шип, который крепиться к подошве обуви. Фиксация ноги происходит за счёт того, что шип, закреплённый на подошве обуви, вставляется в специальный паз на самой педали и защёлкивается там.
Встёгивание шоссейных контактов.
Маунтинбайковские контакты.
Сам паз на педали обычно представляет из себя подпружиненную рамку, что позволяет шипу легко защёлкнуться, а при повороте шипа в сторону свободно выскочить из рамки и таки образом отстегнуться. Т.е. на контактных педалях достаточно просто повернуть ногу на педали пяткой в сторону для того что бы выстегнуться из педали. Обычно это рефлекторное или естественное движение ноги при падении, таким образом можно не беспокоиться за безопасность коленного сустава при различных эксцессах. Ногу из контактной педали можно так же высвободить очень большим усилием не в сторону, а вверх от педали. Усилие это обычно настраивается, т.е. жёсткость подпружинивания рамки в педали регулируется.
Для того что бы вырвать ногу вверх из контактной педали нужно усилие большее, чем может развить сам велосипедист подтягивая ногу на педали при кручении, но вполне достаточное, которое развивается при лобовом столкновении с каким либо препятствием или очень резким торможением. Всё это позволяет по аналогии с горнолыжными ботинками обеспечить безопасность суставов ног при падениях. Ещё такие контактные педали, выстёгивающиеся самостоятельно, называют автоматическими педалями или просто «автоматами».
С точки зрения безопасности, контакты-автоматы являются самыми безопасными педалями, после топталок-платформ конечно, ибо в последних ногу вообще ничто не держит.
Чтобы выстегнуться, поверните пятку наружу.
Однако автоматическими педали стали не сразу, одни из первых моделей контактных педалей могли выстёгиваться только вручную, т.е. велосипедист при движении должен был заранее наклониться к педали и руками выстегнуть ногу. Такие педали велосипедисты прозвали «death cleats» или по русски «мёртвый зажим», причём не столько за их мёртвую хватку, сколько за тяжесть последствий, которыми они были причиной при авариях и падениях. К счастью ни одна фирма сейчас не выпускает ничего подобного для велоспорта и таких педалей вы сейчас не найдёте.
1. Эффективность педалирования и развиваемая мощность
Контактные педали позволяют развить максимальную мощность за счёт того, что в них можно каждой ногой по отдельности вращать педаль полностью по кругу и воздействовать на неё во всех её положениях. Такое педалирование называется круговым. Зафиксированный в педали шип позволяет ноге не только давить на педаль сверху, но протягивать педаль в нижнем положении и эффективно тянуть на себя ногу, когда педаль находится в заднем положении и так же успешно проталкивать педаль вперёд, когда она находится в верхнем положении. При подтягивании ноги вверх задействуются мышцы, которые при просто топтании педали вниз совершенно не участвуют в педалировании, всё это позволяет при равных условиях получить до 30-40% преимущества по сравнению с педалированием на простых топталках.
[картинка: зоны действия контактов]
2. Дополнительный контроль над велосипедом
Так же контакты позволяют лучше контролировать велосипед в сложных ситуациях, без боязни потерять педаль ногой. Например для того что бы перепрыгнуть небольшое препятствие достаточно просто при движении вперёд просто резко согнуть ноги подтянув велосипед под себя за педали. В кросс-кантрийных велогонках контакты позволяют более чётко контролировать велосипед целиком на сложных спусках и при прохождении технически сложных участков когда от тряски может просто выбросить велосипедиста с велосипеда.
3. Снижение опасных нагрузок на коленный сустав
II. Классификация педалей, какие они бывают.
Будем считать, что в целом мы разобрались с тем, что такое именно контактные педали. Теперь поговорим о том, какие вообще бывают современные педали. Систематизировать их можно по множеству признаков, мы остановимся на наиболее важных и распространённых.
1) По основному назначению
Прогулочные / детские педали. Педали в которых не предъявляются требования ни к высокому КПД педалирования, ни к надёжности фиксации ноги. Рассчитаны на неспешное лёгкое катание по хорошей дороге в парке, на недорогом велосипеде, без каких либо претензий на спорт. Чаще всего по конструкции это самые простые «топталки» с которыми в комплекте идут 99% недорогих велосипедов.
Педали для маунтинбайка. Контактные педали, автоматы, применяемые в спортивных дисциплинах маунтинбайка, таких как кросс-кантри или в большинстве универсальных горных велосипедов (all terrain bike), включая прогулочные. Чаще всего компактной конструкции, в которые можно быстро встегнуться и быстро выстегнуться, а компактная конструкция позволяет им надёжно работать в любой грязи, не забиваясь и не снижая надёжности.
Шип SPD и его крепление.
Шип маунтинбайковских педалей металлический маленький и плоский, а конструкция обуви для таких шипов позволяет закрепить шип так, что бы он не мешал обычной ходьбе. Маунтинбайковская контактная обувь имеет протектор по высоте выступающий над шипом, для того что бы можно было в такой обуви идти или бежать по земле или грязи и в тоже время не проскальзывать.
Шоссейные педали. Контактные педали, автоматы используемые в шоссейном велоспорте. В силу характера эксплуатации редко попадают в грязь, а потому не испытывают компромисса в конструктиве и делаются такими, что бы максимально жёстко и чётко фиксировать ногу в педали, имеют большую площадь контакта обуви с педалью, обеспечивают максимальную устойчивость. Сама рамка, фиксирующая шип, может иметь длинну до трети длины обуви. Из-за таких размеров, педали обычно односторонние, что бы не увеличивать чрезмерно вес всей конструкции.
Шип SPD-SL и его крепёж.
Шип пластиковый или композитный, шириной во всю подошву. Шоссейная контактная обувь не имеет протектора на очень жёсткой подошве, из-за чего ходить пешком в такой обуви практически не возможно.
2) По конструкции
Платформы (топталки). Самые простые по конструкции педали, не контактные. Имеют плоскую площадку, на которую можно встать с обоих сторон.
Односторонние контакты. Имеют механизм, позволяющий встегнуться только с одной стороны. С обратной стороны такой педали нельзя встегнуться. Это все шоссейные контактные педали. Для шоссе не ставится критичность скорости встёгивания в педаль, поскольку там это более редкое явление, чем в маунтинбайке, а большой габарит самой педали не позволяет сделать двухсторонние педали лёгкими. Среди маунтинбайковских это не дорогие контактные педали, которые для удешевления конструкции имеют только одну рабочую сторону.
Односторонняя шоссейная педаль Shimano Dura Ace PD-9000 SPD-SL |
Односторонние контакты с платформой. Тоже самое, что и односторонние маунтинбайковские контакты, но с обратной стороны имеют площадку, как у обычных платформ, что делает их универсальными для использования как с контактной, так и обычной обувью. Можно прокатиться на велосипеде в контактной обуви, а можно в обычных кроссовках съездить до магазина или на работу, просто перевернув педаль. Позиционируются как туристические.
Двухсторонние контакты. Контактные педали, имеющие рамку для фиксации шипа с каждой стороны. Позволяют не тратить время на поворачивание педали нужной стороной при всёгивании. Чаще всего механизмы с разных сторон независимые, т.е. при выходе из строя рамки фиксатора с одной стороны, можно встегнуться с другой. Это все спортивные маунтинбайковские педали.
маунтинбаковские двухсторонние контакты Shimano XTR M980 SPD |
Контакты с дополнительной опорой. Маунтинбайковские контактные педали, в том числе и двухстронние, которые вокруг механизма контакта имеют ещё внешнюю рамку (площадку) для увеличения площади опоры обуви. Применяются в туризме, когда используется маунтинбайковская контактная обувь с мягкой подошвой, позволяющая так же совершать пешие прогулки, но из-за мягкости подошвы опираться на шип малого размера в течении долгого времени некомфортно, поскольку стопа начинает прогибаться вокруг педали.
Так же используются в кросс-кантрийных и экстремальных (даунхил например) дисциплинах, когда надо дополнительно увеличить площадь опоры обуви на педаль.
Контакты для кросс-кантри с дополнительной опорой | Контакты для BMX, DH или фрирайда с широкой опорой. |
3) По расположению шипа
Шип в ботинке. Наиболее распространённая конструкция, когда механически подпружиненная фиксирующая рамка располагается на оси шатуна педали, а на подошву ботинка прикручивается только шип.
Шип в педали. Есть и такие. Конструктивно они выполнены с точностью до наоборот, т.е. на оси педали вращается только небольшой плоский шип, а весь фиксирующий механизм с рамкой прикручивается на подошву обуви. В настоящее время нашли своё применение в шоссейном велоспорте у ряда производителей, не так распространены как педали с шипом на обуви, но составляют вполне обширную нишу.
4) По степени фиксации
Жёстко фиксирующие (fixed). После встёгивания ноги, не имеют никаких штатных люфтов и не дают никаких степеней свободы, кроме направления вращения педалей. Применяются в профессиональном шоссейном велоспорте, в случае если нет никаких проблем с геометрией работы коленного сустава, потому как ограничивают работу сустава только в одной плоскости. Дают максимально жёсткий контакт велосипедиста с велосипедом, позволяя максимально эффективно осуществлять круговое педалирование.
Свободные (float). Имеют люфт в заданных направлениях. Кроме основной степени свободы, позволяя самой педали врашаться вдоль своей оси, имеют штатный люфт в стороны, вдоль плоскости стопы велосипедиста, позволяющий в небольших пределах свободно разворачивать стопы. Большинство педалей, а так же используются, когда есть какие либо проблемы с коленным суставом, потому как дают ему большую степень свободы.
Описанные варианты жёстких и свободных шипов справедливы так же и для маунтинбайка. По умолчанию производитель комплектует педали при продаже свободными шипами, но отдельно можно заказать жёсткие ( fixed ) шипы, как для шоссейных педалей, так и для маунтинбайка. Так же у некоторых производителей бывает целая градация видов шипов по степени свободы на шипы с большим, средним и малым люфтом.
III. Велосипедная обувь, контактная, универсальная и обычная.
1) Типы и стандарты крепления шипов
Разные типы педалей требуют разной обуви и если на обычных не контактных педалях можно ездить хоть в кроссовках, хоть в резиновых сапогах, то использование контактных педалей требует покупки специальной обуви, рассчитанной на установку на подошве шипа именного того типа, который вы собираетесь использовать. Внутри подошвы контактной обуви расположена металлическая пластина с отверстиями с резьбой, к которой через отверстия внизу подошвы прикручивается шип. Количество отверстий и их расположений у педалей разного назначения разное.
Очень условно всю велообувь можно поделить по видам спорта: шоссейная обувь и маунтинбайковская обувь.
Большинство производителей спортивной и туристической контактной велосипедной обуви придерживаются двух актуальных стандартов. В номенклатуре веломагазинов их обозначают по классификации фирмы Shimano:
SPD — контакты для маунтинбайка,
Многие производители, имея собственные наименования стандартов, используют точно такие же посадочные размеры для шипов и обычно указывают о совместимости с посадочными размерами SPD или SPD-SL. Однако надо помнить, что гарантия совместимости посадочных размеров для шипов на обуви совсем не гарантирует совместимости шипов одного производителя с педалями другого. У каждого производителя могут быть свои уникальные конструкции шипов и педалей, но все стараются придерживаться общепринятых посадочных размеров шипов, для того, что бы производителям обуви не пришлось вместо двух видов обуви (мтб и шоссе) выпускать одну модель в десяти вариациях.
Конструктивно, посадочный стандарт SPD представляет из себя крепёж на два близко расположенных друг к другу винта, прикручиваемых поперёк подошвы. Наглядно виден в иллюстрации к маунтинбайковским педалям ранее в статье. В обуви обычно расположены два ряда по два отверстия, что позволяет крепить шип ближе к носку или дальше от него, а так же сама металлическая планка в подошве обуви может смещаться вперёд или назад, пока шип не затянут, для более точного выставления шипа.
Шоссейный стандарт SPD-SL представляет из себя три отверстия далеко разнесённых друг от друга в виде треугольника. В иллюстрации к описанию шоссейных педалей это хорошо видно. Планка внутри обуви не смещается, как у SPD, но зато сами отверстия под винты у шипа широкие и длинные, позволяют регулировать положение шипа в достаточно широком диапазоне.
Для недорогой спортивной контактной обуви часто можно встретить, когда производитель в подошве предусмотрел отверстия сразу и под SPD и SPD-SL стандарт, для того, что бы человек мог прикрутить к ним или шоссейные или маунтинбайковские шипы, по собственным усмотрениям. Такая обувь считается универсальной спортивной велообувью. Дорогая спортивная обувь, верхнего диапазона цен, редко бывает универсальной.
2) Спортивная шоссейная и маунтинбайковская обувь
Обувь для маунтинбайка, рассчитанная на чисто спортивное применение, так же как и шоссейная изготавливается с очень жёсткой подошвой из композита или пластика, по тем же самым причинам. Более дешёвые модели могут иметь дополнительную металлическую пластину в подошве, для увеличения жёсткости. Основное отличие обуви для маунтинбайка, кроме посадочных размеров под шипы конечно — это наличие агрессивного протектора на подошве или грунтозацепов.
В дисциплинах маунтинбайка приходится иногда спешиваться случайно или специально, для преодоления препятствий, обхода завалов и т.д., как то например грязный и скользкий грунтовый подъём, где на плоской пластиковой подошве без протектора с одним только шипом, будет совершенно невозможно не только быстро вернуться в седло велосипеда и продолжить гонку, но и просто стоять или сделать пару шагов.
3) Контактная обувь широкого круга применения
Маунтинбайк — это не только спортивные дисциплины типа кросс-кантри, но ещё и внедорожный туризм, путешествия, прогулочные универсальные внедорожные велосипеды ( all terrain bike — это почти всё, что продаётся в недорогих магазинах, начиная с ашанов )
1 неофит — новичок в каком-либо деле, новый приверженец какого-либо движения.
© Maks Vasilev, 2010, 2012, 2014
В статье использованы иллюстрации из технической документации фирмы Shimano® Inc.: SI-42T0A-005, SI-46F0A-001-00, SI-43Y0A; иллюстрации с сайтов фирм Shimano, Wellgo.