spitfire spark 1932 что это
Истребитель-перехватчик «Спитфайр»
История создания истребителя-перехватчика «Спитфайр»
Впрочем, в августе 1936 года военные вновь подумали и решили, что нужно многое изменить в конструкции истребителя. Была увеличена жёсткость крыла, размещён дополнительный запас топлива, в конструкции широко применен метод штамповки. Запуск в производство откладывали постоянные доработки и меняющиеся требования руководства ВВС и только в 1937 году был получен заказ на пробную партию в 200 самолетов, а полноценное производство началось только в 1938 году.
Английский Истребитель-перехватчик второй мировой войны Спитфайр
«Спитфайр» был самым массовым английским истребителем. Выпускался на заводах «Супермарин» в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, «Виккерс-Армстронг» в Кастл-Бромвиче, «Уэстленд» в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне, «Канлифф-Оуэн». Более 60 предприятий-субподрядчиков изготавливали отдельные узлы самолёта. Производство продолжалось до марта 1949 года. Всего изготовлено 22759 самолётов всех модификаций (из них 2408 «Сифайров»). Поставлялся на экспорт в Австралию, Аргентину, Бельгию, Бирму, Грецию, Египет, Индию, Италию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Сирию, США, Таиланд, Турцию, Францию, Чехословакию, Швецию, ЮАС, Югославию.
Конструкция истребителя-перехватчика «Спитфайр»
«Спитфайр» представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан, имеющий фюзеляж «полумонокок» эллиптического сечения с работающей металлической обшивкой. Крыло двухлонжеронное, эллиптической формы в плане. Механизация крыла состояла из элеронов типа «Фрайз», под крылом подвешивались щитки типа «Шренк». Законцовки крыла выпускались трёх типов: округлые, укороченные (почти прямоугольные) и удлинённые заострённые. Стабилизатор также эллиптический.
Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. На первых самолётах применялись деревянные двухлопастные винты «Уэйбридж», позже металлические трёхлопастные, четырёхлопастные (с деревянными лопастями), пятилопастные и соосные фирмы «Ротол». Запас топлива размещался в 3 фюзеляжных баках, но для увеличения дальности полёта мог подвешиваться дополнительный бак объемом до 409 л.
Защита лётчика включала бронестекло, бронеспинку и бронезаголовник сиденья. Для облегчения входа в кабину на левом борту имелась откидывающаяся вниз дверка. Сдвижная часть фонаря в аварийной ситуации сбрасывалась.
Чертеж истребителя-перехватчика «Спитфайр»
Модификации истребителя-перехватчика «Спитфайр»
Характеристики Спитфайр Mk.I
Спитфайр серии XVIII, уже фактически послевоенный истреитель
Эксплуатация и боевое применение истребителя «Спитфайр»
Первый бой с участием истребителей «Спитфайр» состоялся 6 сентября 1939 года, когда ими по ошибке были сбиты 2 «Харрикейна». 16 октября были сбиты и первые немецкие самолеты — ими были бомбардировщики He-111. В июле 1940 года «Спитфайры» прикрывали отход английских войск к Дюнкерку. В «битве за Англию» на «Спитфайры» пришлось 43% сбитых немецких самолётов.
Позже воевали на Мальте, в Египте, Алжире, Марокко, Бирме, Франции, Бельгии, Германии. С 1943 года использовались в ПВО Австралии. Американцы применяли эти истребители до марта 1944 года в Англии и Северной Африке. На «Спитфайрах» воевали национальные эскадрильи в составе британских ВВС: польские, чехословацкие, норвежские, бельгийские, голандские, греческие, югославские. Воевали на них и лётчики «Свободной Франции». Кроме основной функции, «Спитфайры» выполняли роль тактического или стратегического разведчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта спасательной службы.
В 1943 году «Спитфайр» по ленд-лизу начал поступать в СССР. Всего было поставлено 143 «Спитфайра» Mk.V, 1185 Mk.IX и 9 Mk.XVI. Эти самолёты использовались весной 1943 года во время боёв на Кубани и летом того же года на Дону. Потом были переданы в авиацию ПВО, где находились до 1948 года (кое-где и до 1951 года).
После окончания Второй мировой войны «Спитфайры» участвовали в различных региональных конфликтах.
Спитфайр в окраске советских ВВС
В Великобритании «Спитфайр» снят с вооружения в 1952 году. Некоторые самолёты эксплуатировались во вспомогательных и учебных подразделениях до ноября 1954 года. В Чехословакии «Спитфайры» эксплуатировались до конца 40-х годов (в 1948 году 50 самолётов были проданы в Израиль), в Италии — до 1952 года, в Нидерландах — до 1954 года, во Франции и Гонконге — до 1955 года, в Бирме — до конца 50-х годов.
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.
Супермарин «Спитфайр»
Супермарин «Спитфайр» — один из наиболее известных и даже лучших истребителей Второй мировой войны, был разработан под руководством Р. Митчелла (после его смерти в 1937 г. работы возглавил Дж. Смит). Развитие проекта началось с «типа 224» — истребителя-моноплана с неубирающимся шасси и двигателем «Госхоук», вышедшего на испытания в феврале 1934 г., но в серию так и не попавшего. В ходе дальнейшей проработки проект эволюционировал в «тип 300» — цельнометаллический самолет с убирающимся шасси, мотором PV.12 (будущим «Мерлином») и тонким, эллиптическим в плане, крылом. Под этот проект была подготовлена спецификация F.37/34, впоследствии трансформировавшаяся в F. 10/35. В последней существенно снижалась требуемая продолжительность полета — т.е., предполагалось получить истребитель-перехватчик с мощным по тем временам вооружением (6-8 7,7-мм пулеметов). К августу 1935 г. проект был готов, и началась постройка прототипа.
Испытания будущего «Спитфайра» начались 6 марта 1936 г. После внесения незначительных изменений по результатам первых полетов, на прототипе удалось достичь скорости 560 км/ч. 3 июня 1936 г. министерство авиации заказало первую партию из 310 истребителей. Машины должны были строиться по откорректированной спецификации F. 16/36, для удовлетворения требований которой пришлось увеличить жесткость крыла. Ввиду незначительных производственных мощностей фирмы «Супермарин» выпуск организовали в тесной кооперации с другими компаниями, поставлявшими узлы и детали. Тем не менее, сроки выдержать не удалось — первый серийный «Спитфайр» вместо октября 1937 г. был выпущен в марте 1938 г. Дальнейшая эволюция конструкции привела к появлению двух больших семейств «Спитфайров» — с моторами «Мерлин» и «Гриффон». Общий объем производства составил примерно 22 000 самолетов (включая 2400 палубных истребителей «Сифайр»).
Лётно-технические характеристики Супермарин «Спитфайр» Mk.IA
Основные модификации Supermarine «Spitfire»
«Спитфайр» Mk.I — двигатель «Мерлин» II (1030 л.с.) на первых 174 самолетах или «Мерлин» III на остальных. Вооружение — 8 7,7-мм пулеметов «Браунинг» Mk.I. 24 машины «Спитфайр» Mk.IB, поставленных летом 1940 г., имели вооружение из 2 20-мм пушек «Бритиш Испано» (по 60 снарядов на ствол). Общий объем выпуска составил 1567 самолетов (1517 фирмой «Супермарин» до марта 1941 г. и 50 фирмой «Уэстленд» в июле-сентябре 1941 г.).
«Спитфайр» Mk.II — двигатель «Мерлин» XII (1175 л.с). Вооружение — 8 7,7-мм пулеметов (Mk.IIA; 751 самолет) или 2 20-мм пушки и 4 7,7-мм пулемета (Мк.IIВ; 170 машин). Поставки начались в июне 1940 г., завод CBAF выпустил 921 машину. 50 самолетов в 1942 г. переоборудованы в поисково-спасательный вариант ASR Mk.II, несущий сигнальные дымовые шашки, а также сбрасываемую надувную лодку.
«Спитфайр» Mk.VI — высотный вариант с гермокабиной и мотором «Мерлин» 47 (1415 л.с). Вооружение — по типу В. С декабря 1941 г. «Супермарин» выпустил 100 самолетов.
«Спитфайр» Mk.VII — высотный вариант с крылом увеличенного размаха, гермокабиной и мотором «Мерлин» 64 (1710 л.с; обозначались F Mk.VII) или 71 (HF Mk.VII). Вооружение — по типу С. С августа 1942 г. фирмой «Супермарин» построено 140 машин.
«Спитфайр» Mk.VIII — создавался как модификация Mk.VII, лишенная гермокабины. Выпускался в трех подвариантах в зависимости от двигателя: низковысотном LF Mk.VIII («Мерлин» 66, 1580 л.с), средневысотном F Mk.VIII («Мерлин» 63 или 63А) и высотном HF Mk.VIII («Мерлин» 70). Первые серии имели удлиненные законцовки крыла (как на Mk.VII), в дальнейшем применялись обычные законцовки. Вооружение — по типу С; кроме того, предусмотрена подвеска 1 227-кг бомбы под фюзеляж и 2 113-кг под крыло. Выпускался с весны 1943 г., построено 1658 самолетов.
«Спитфайр» Mk.IX — вариант задумывался как переходный, простая адаптация планера Mk.V под моторы «Мерлин» 60-й серии, но в итоге стал одной из наиболее массовых модификаций и производился до апреля 1945 г. С июня 1942 г. в этот вариант переделывались Mk.V, а с конца года начался выпуск новых «девяток». Производились они в трех вариантах: F Mk.IX (мотор «Мерлин» 61, а затем 63 или 63А; обычные или укороченные законцовки крыла); LF Mk.IX (строился с начала 1943 г.; «Мерлин» 66, укороченные законцовки крыла); HF Mk.IX (появился в начале 1944 г.; «Мерлин» 70, обычные законцовки крыла). В процессе производства внесен ряд изменений: установлен новый уширенный руль поворота, дополнительный фюзеляжный бак за пилотской кабиной, новый гироскопический прицел, убирающееся хвостовое колесо, каплевидный фонарь кабины. Первоначально вооружались по типу С, но позже введено усиленное крыло типа Е, допускавшее установку 2 20-мм пушек (по 120 снарядов) и 2 12,7-мм пулеметов (по 250 патронов). Изготовлено 5656 «Спитфайров» Mk.IX (561 фирмой «Супермарин» и 5095 — CBAF).
«Спитфайр» Mk.XVI — аналог Mk.IX, комплектовавшийся двигателем «Мерлин» 266 (лицензионным вариантом «Мерлина» 66, производившимся в США фирмой «Паккард»). Изначально имел уширенный руль поворота и задний фюзеляжный бензобак. В ходе производства введено вооружение по типу Е и каплевидный фонарь. Выпускался с октября 1944 г. Изготовлено 1054 самолета — все заводом CBAF.
«Спитфайр» PR Mk.X и PR Mk.XI — разведывательные варианты с гермокабиной, созданные на основе планера Mk.VII. Комплектовались крылом типа D с дополнительными топливными баками вместо отсеков вооружения. Фирма «Супермарин» выпустила 16 PR Mk.X и 471 PR Mk.XI.
«Спитфайр» Mk.XII — созданный на основе планера Mk.VC вариант с мотором «Роллс-Ройс» «Гриффон» IIВ (1735 л.с.) или IV. Усилен фюзеляж, установлен увеличенный руль поворота. Применялось крыло с укороченными законцовками. С октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. «Супермарин» выпустил 100 самолетов.
«Спитфайр» Mk.XIV — вариант с двигателем «Гриффон» 61 или (на большинстве машин) «Гриффон» 65 (2050 л.с), созданный на основе планера Mk.VIII. Ранние серии несли вооружение по типу С, но большинство — Е. С конца 1944 г. выпускался с каплевидным фонарем кабины. Значительная часть самолетов выпущена в разведывательном варианте FR Mk.XIV, сохранившем все вооружение, но получившем АФА и дополнительный 150-л топливный бак в фюзеляже. С октября 1943 г. «Супермарин» изготовил 957 самолетов.
«Спитфайр» Мк.XVIII — удлинен фюзеляж, усилено крыло и шасси. Двигатель и вооружение аналогичны Mk.XIVE. Дополнительный бак в фюзеляже устанавливался как на разведчиках, так и на истребителях. С июня 1945 г. «Супермарином» выпущено 100 F Мк.XVIII и 200 FR Мк.XVIII.
«Спитфайр» PR Mk.XIX — невооруженный разведчик, созданный на базе Mk.XIV. Двигатель «Грифон» 65. Выпускался заводом «Супермарин» с мая 1944 г., изготовлено 224 машины.
«Спитфайр» Мк.21 — применено новое крыло типа Y с удлиненными элеронами, спрямленной передней кромкой и законцовками иной формы. Установка воздушного винта увеличенного диаметра вынудила удлинить основные стойки шасси, сделав их телескопическими. Вооружение — 4 20-мм пушки (150 снарядов на ствол). Завод CBAF с января 1944 г. выпустил 120 самолетов.
«Спитфайр» Мк.22 — аналог Мк.21 с каплевидным фонарем, измененной электросистемой и другими усовершенствованиями. С марта 1945 г. выпущено 287 самолетов (27 «Супермарин» и 260 — CBAF).
«Спитфайр» Мк.24 — аналог Мк.22 с увеличенным запасом топлива. В 1946-1948 гг. «Супермарин» изготовил 54 самолета; кроме того, в этот вариант переоборудовано 27 машин Мк.22.
«Сифайр» Mk.IB — палубный истребитель, переоборудовался из ранее выпущенных «Спитфайров» Mk.VC. Переоборудовано 48 самолетов, первые из которых сданы морской авиации в июне 1942 г.
«Сифайр» Мк.МС — переоборудовался из Mk.VC на заводе, ещё до сдачи военным. Отличался усиленной конструкцией планера и возможностью установить под фюзеляжем держатель для 227-кг бомбы. Двигатель — «Мерлин» 46. Часть самолетов выполнили в варианте вооруженного разведчика FR Мк.IIС, часть — в низковысотном варианте L Мк.IIС с мотором «Мерлин» 32 (1645 л.с). Выпуск начался в июне 1942 г., изготовлено 372 самолета (272 — «Супермарин» и 110 — «Уэстленд»).
«Сифайр» Mk.III — применено складывающееся крыло. Двигатель «Мерлин» 55 (на F Mk.III и FR Mk.III) или «Мерлин» 55М (на L Mk.III и LR Mk.III). Вооружение — по типу С. Серийное производство началось в сентябре 1943 г. Выпущено 1220 самолетов (870 — «Уэстленд» и 350 — «Канлифф-Оуэн»).
«Сифайр» Mk.XV — развитие «Сифайра» Mk.III с хвостовым оперением как у «Спитфайра» Mk.XII и двигателем «Гриффон» VI (1850 л.с). Вооружение — по типу С. Производство началось в конце 1944 г. Фирмы «Уэстленд» и «Канлифф-Оуэн» построили 330 самолетов.
«Сифайр» Mk.XVII — развитие «Сифайра» Mk.XV с усиленным шасси, дополнительным фюзеляжным топливным баком и каплевидным фонарем кабины. С сентября 1945 г. построено 232 самолета (212 — «Уэстленд», 20 — «Канлифф-Оуэн»).
«Сифайр» Мк.45, Мк.46 и Мк.47 — самолеты послевоенной постройки, созданные на базе «Спитфайров» Мк.21 и Мк.22. Построено соответственно 50, 24 и 90 экземпляров.
Боевое использование Супермарин «Спитфайр»
Первыми освоение «Спитфайров» начали 19-я и 66-я АЭ. К началу Второй мировой войны Королевские ВВС получили 306 таких самолетов. Ими успели перевооружить 10 эскадрилий. Но в состав экспедиционных сил во Франции «Спитфайры» не выделили — берегли для ПВО метрополии. Весь период «странной войны» «Спитфайры» лишь изредка вступали в бой. С 13 мая 1940 г. они участвовали в боях над Нидерландами и северной Францией, а затем прикрывали эвакуацию из Дюнкерка.
По-настоящему массово «Спитфайры» пошли в бой во время «битвы за Англию». К её началу (10 июля 1940 г.) Истребительное командование располагало 247 такими самолетами. В общей сложности в битве участвовали 19 эскадрилий «Спитфайров». На их долю пришлось 43 % сбитых самолетов противника, в т.ч. более половины истребителей. Именно «Спитфайрам» пришлось вынести основную тяжесть боев с «мессершмиттами» — «Харрикейн» не мог тягаться на равных с Bf 109Е. «Спитфайр» превосходил Bf 109Е в скорости на малых высотах и в горизонтальной маневренности, но «мессершмитт» имел лучшую скороподъемность и быстрее разгонялся на пикировании.
В 1941 г. и первых месяцах 1942 г. «Спитфайры» базировались исключительно в метрополии. Резкое снижение активности Люфтваффе над Британией позволило Королевским ВВС перейти к наступательным действиям. «Спитфайры» Mk.I, II, а затем и Mk.V привлекались для сопровождения бомбардировщиков и штурмовых ударов по целям в Северной Франции, Бельгии, Нидерландах. Правда, их эффективность в таких операциях ограничивалась недостаточной дальностью полета.
В марте 1942 г. 15 «Спитфайров» Mk.VB отправили на Мальту — они стали первыми самолетами этого типа, попавшими за пределы метрополии. В общей сложности на Мальту было перегнано 367 истребителей, существенно усиливших ПВО этой важнейшей британской базы в Средиземноморье. А с мая 1942 г. «Спитфайры» воевали в Египте и Ливии. К моменту решающего наступления против итало-германских войск в Тунисе в начале 1943 г. здесь действовало 10 эскадрилий «Спитфайров». На завершающей стадии боев в Тунисе появились и «Спитфайры» Mk.VIII, впоследствии участвовавшие в боях на Сицилии и в Южной Италии.
В 1944 г. «Спитфайры» Mk.VIII начали применяться в Бирме. К концу войны здесь действовало около десяти эскадрилий с такими машинам, использовавшимися, главным образом, как истребители-бомбардировщики.
В метрополии с 1943 г. «пятерки» постепенно заменялись «Спитфайрами» Mk.IX. В первую очередь они поступали в эскадрильи ПВО, но по мере приближения высадки в Нормандии упор перенесли на части, выделявшиеся для операций на континенте. Во время операции «Оверлорд» и после неё «девятки» использовались для прикрытия войск, аэродромов, узлов коммуникаций, сопровождения дневных бомбардировщиков. Особо следует отметить применение «Спитфайров» в качестве корректировщиков огня корабельной артиллерии: для этой задачи выделили 2 АЭ «Спитфайров» Mk.VB и 4 флотских эскадрильи на «Сифайрах» Mk.IIl.
С февраля 1943 г. в строевые части начали поступать «Спитфайр» Mk.XII — первая модификация с «Гриффонами». Такими самолетами вооружили 41-ю и 91-ю АЭ, действовавшие в системе ПВО Англии. Сначала основными целями для новых «Спитфайров» были FW 190А, а в 1944 г. они переключились на охоту за V-1. Самолеты-снаряды были главными целями и для «Спитфайров» Mk.XIV. Первой такие самолеты получила в начале 1944 г. 610-я АЭ, а наибольших успехов добилась 91-я эскадрилья: её пилоты сбили 184 V-1. Эта же часть стала единственной, успевшей опробовать в бою «Спитфайры» Мк.21 — на таких машинах она воевала с апреля 1945 г.
Помимо собственно британских эскадрилий, на «Спитфайрах» в составе Королевских ВВС в Западной Европе и Северной Африке воевало много эскадрилий доминионов: 11 канадских, 10 южноафриканских, 2 австралийских, 1 новозеландская. С июня 1942 г. «Спитфайры» Mk.VC появились в Австралии — три АЭ обеспечивали ПВО объектов на севере континента, а после перевооружения в 1944 г. на Mk.VIII воевали на Новой Гвинее. С января 1945 г. на «Спитфайрах» Mk.VC воевали индийские авиачасти в Бирме.
В составе Королевских ВВС воевали 18 эскадрилий «Спитфайров», укомплектованных личным составом оккупированных нацистами стран: 7 польских, 3 чехословацких, по 2 — норвежских, бельгийских, греческих, по 1 — голландской и югославской. Эксплуатировались «Спитфайры» и ВВС Свободной Франции. А летом 1944 г. 53 «Спитфайра» Mk.V получили ВВС Италии, сражавшиеся на стороне союзников. Машины были далеко не новыми, и в летное состояние удалось привести лишь 33 из них, поступивших в 20-ю группу и затем применявшихся в боях в Северной Италии и на Балканах. В конце 1942-1943 гг. в Северной Африке на «Спитфайрах» воевала американская 4-я ИАГ, а в июне 1944 г. на таких же самолетах над Нормандией действовала флотская корректировочная эскадрилья VCS-7.
Значительное количество «Спитфайров» поступило в СССР. В частности, с начала 1943 г. было поставлено 143 самолета Mk.VB. В конце апреля на Кубани вступил в бой первый полк, вооруженный этими самолетами — 57-й гв. ИАП, а с августа на Миусе воевал 821-й ИАП. Поступили такие машины также в 16-й ИАП ПВО, прикрывавший Москву, и в 7-й ИАП ВВС Черноморского флота. С февраля 1944 г. начались поставки Mk.IX (в общей сложности 1185 единиц, из них 1183 LF Mk.IX и 2 HF Mk.IX). Все они поступили в полки ПВО, прикрывавшие Москву, Ленинград, Мурманск и некоторые другие важные центры.
В послевоенное время «Спитфайры» эксплуатировались в Королевских ВВС до 1954 г. В 1948-1950 гг. они участвовали в кампании в Малайе. Флотские «Сифайры» в июле-сентябре 1950 г. воевали в Корее.
Множество «Спитфайров» после окончания Второй мировой войны было продано различным странам: Франции, Италии, Бельгии, Нидерландам (в 1948-1949 гг. участвовали в боях в Индонезии), Греции (в 1947-1949 гг. применялись в гражданской войне), Чехословакии, Ирландии, Индии, Бирме, Израилю (куплены у Чехословакии; участвовали в первой арабо-израильской войне), Египту (участвовали в первой арабо-израильской войне), Турции, Португалии, Швеции, Таиланду, Югославии. «Сифайры» поставлялись во Францию (Mk.III и Mk.XV), Австралию (Mk.XVII), Канаду (Mk.XV).
«Спитфайр» стал настоящим символом Королевских ВВС времен Второй мировой войны. Этот самолет оказался чрезвычайно удачным истребителем, обладающим огромными резервами для развития: достаточно сказать, что мощность силовых установок, применяемых на «Спитфайре», за время производства возросла практически вдвое. Удалось создать на его основе и довольно неплохой палубный истребитель ВОВ — «Сифайр». В воздушных боях «Спитфайр» вполне мог противостоять немецким Bf 109 и итальянским истребителям.
Цвета военного неба: «Спитфайры» с непотопляемого авианосца
Стратегически важное положение Мальты на середине путей как между Гибралтаром и Александрией, так и между Италией и Северной Африкой сделало её объектом постоянных воздушных атак противника. Для защиты острова англичане были вынуждены постоянно перебрасывать на свой «непотопляемый авианосец» истребители. Сначала это были устаревшие «Гладиаторы» и «Харрикейны», позднее их сменили «Спитфайры». Камуфляжи этих истребителей, применявшихся на острове, отличались большим разнообразием.
Со времён «Битвы за Британию» истребитель Supermarine Spitfire рассматривался как наиболее перспективный и боеспособный самолёт этого класса Королевских ВВС. Увы, но выпущенных «Спитфайров» не хватало даже для завершения перевооружения эскадрилий Истребительного командования, поэтому на Средиземноморском и (позже) Тихоокеанском ТВД британским авиаторам пришлось довольствоваться устаревшими типами.
Лишь в сентябре 1941 года было принято решение об отправке первых двух эскадрилий «Спитфайров» в Северную Африку, но фактически переброска началась только в феврале следующего года, а месяцем ранее часть из этих самолётов были перенацелены на Мальту.
За полтора года войны методика доставки истребителей на осаждённый остров была хорошо отработана: сначала они на транспортах переправлялись в Гибралтар, там готовились к полёту и перегружались на авианосец; на подходе к Мальте самолёты взлетали, а корабли возвращались назад. Первая партия из 15 «Спитфайров» была доставлена на Мальту 7 марта в ходе операции Spotter, а ровно две недели спустя за ними последовали ещё 9 машин (операция Picket I). Получателями этих истребителей стали 126-я и 249-я эскадрильи авиакрыла Такали (Takali Wing).
Поскольку самолёты исходно предназначались для Африки, все они несли стандартную пустынно-тропическую окраску из камуфляжных пятен жёлто-песочной Middle Stone и коричневой Dark Earth на верхних и боковых поверхностях при голубых нижних. При этом для нижних поверхностей применялись две взаимозаменяемые краски: более светлая Sky Blue и более тёмная и насыщенная Azure Blue. «Небесная» в то время чаще встречалась на самолётах, «тропикализированных» и окрашенных непосредственно на сборочной линии, а «лазурная» – на прошедших конверсию в частях снабжения ВВС (MU – Maintenance Units). Обычно коки «пустынных» самолётов были тёмными (красными, или цвета верхних поверхностей), но у большей части первых мальтийских «Спитфайров» они почему-то были светлыми – причём, если судить по фотографиям, то как минимум двух разных цветов.
Spitfire Mk.VB (серийный № AB451), бортовой код GN-T, из состава 249-й эскадрильи RAF, аэродром Такали (Ta Kali), март-апрель 1942 года. Стандартный пустынный камуфляж с небесно-голубыми нижними поверхностями и коком, цвет кодовых букв – белый, как и полагалось по «африканскому» стандарту. Этот самолёт был доставлен на Мальту 21 марта 1942 года в ходе операции Picket I и передан в состав 249-й эскадрильи RAF. В апреле на нём летал флаинг-офицер Джордж Э. Ф. Бакенан (George A. F. Buchanan). Этот лётчик воевал на Мальте с марта по май 1942 года и за это время добавил к своей одной победе, одержанной в паре на западном фронте, ещё 6 (по другим данным 7) личных подтверждённых побед. Позже он служил инструктором в лётной школе и лётчиком-испытателем, и на фронт больше не вернулся.
«Пустынные» цвета были не лучшим вариантом окраски для полётов над морем, поэтому местное командование RAF вспомнило довоенные наработки по созданию специального мальтийского камуфляжа. В него были внесены некоторые изменения: если в 30-х годах была разработана трёхцветная (для бипланов даже пятицветная) схема, то сейчас ограничились двухцветной: синяя Dark Mediterranean Blue на верхних и боковых поверхностях при небесно-голубых нижних. В двадцатых числах месяца Лондон дал добро на введение этого камуфляжа, и третья партия «Спитфайров» (доставлена 29 марта в ходе операции Picket II) была перекрашена перед погрузкой на авианосец.
Тогда же в Англии к отправке на Мальту готовились «воздушные эшелоны» (т.е., только лётчики) 601-й и 603-й эскадрилий с полным комплектом новых самолётов (включая резерв). Эти машины должны были получить мальтийский камуфляж, но при передаче инструкции по инстанциям по окраске она сократилась до простой фразы «морской камуфляж», что было логично воспринято исполнителями как «камуфляж по стандарту FAA» (Fleet Air Arm – ВВС флота).
Дальше – больше: если на заводе самолёты красили в полном соответствии со стандартами морской авиации (серо-зелёная «сланцевая» Dark Slate Grey и серо-синяя Extra Dark Sea Grey на верхних и боковых поверхностях, светлая зеленовато-серая Sky на нижних), то при перекрашивании уже готовых «пустынных» истребителей ошиблись с артикулом краски и вместо «экстра-тёмной морской серой» взяли «просто тёмную» краску Dark Sea Grey.
Несколько «мальтийцев», прибывших в метрополию для сопровождения самолётов и консультирования новичков, помогли разобраться с ошибками, и вместе с истребителями на борт авианосца погрузили запас «тёмной средиземноморской синей» и «небесно-голубой» красок, которых, однако, хватило на перекрашивание только части самолётов.
Spitfire Mk.VC (серийный № BP966), бортовой код 2-L, из состава 603-й эскадрильи, аэродром Такали, апрель-май 1942 года. Этот самолёт был выпущен в пустынном камуфляже, а затем перекрашен по флотским стандартам, но с «неправильным» серо-синим цветом. Самолёт сохранил эту окраску после прибытия на Мальту 20 апреля на борту американского авианосца Wasp (операция Calender).
Вместе с самолётами этой партии на Мальту пришла мода на двухсимвольные бортовые коды взамен стандартных трёхбуквенных. В теории одна из букв (или цифр) нового кода указывала на эскадрилью, а вторая была индивидуальным символом самолёта, но из-за больших потерь эскадрильи часто «перетасовывали», внося хаос в систему обозначений.
Машины более поздних поставок в массе своей получали «мальтийский» камуфляж либо перед отправкой, либо сразу по прибытии на остров. При этом их внешний вид мог варьироваться в широких пределах от полноценной окраски заводского качества до полупрозрачного (или полустершегося) слоя краски, работающего как синий фильтр для цветов оригинального камуфляжа. Наиболее предпочтительным считалось использование «тёмной средиземноморской», но она была в дефиците, поэтому встречались самолёты, окрашенные другими синими красками: более светлой и исходно предназначавшейся для бипланов Light Mediterranean Blue, флотской «экстра-тёмной морской синей», американской Blue Gray M485 и различными не предназначавшимися для авиации красками из корабельных запасов.
В мае 1942 года изменился стандарт опознавательных знаков RAF: для уменьшения их заметности красную и синюю краски заменили на менее яркие, а также поменяли пропорции кокард и триколора, уменьшив белые и жёлтые поля. Самолёты с такими знаками появились на Мальте в середине лета того же года.
Spitfire Mk.VB (серийный № EP706), бортовой код T-L, из состава 249-й эскадрильи, Такали, октябрь 1942 года. Самолёт в «мальтийском» камуфляже, нанесённом поверх пустынной окраски. Нижние поверхности показаны «лазурными», но они могли быть и «небесно-голубыми».
Этот истребитель был доставлен на Мальту 17 августа 1942 года на авианосце «Фьюриес» в ходе операции Baritone, и в сентябре-октябре был персональным самолётом лучшего мальтийского аса пайлот-офицера RCAF Джорджа Ф. Берлинга (George F. Beurling), одержавшего на нём четыре победы. Всего с июня по октябрь 1942 года этот лётчик одержал 26 (по другим данным 27) личных и 1 групповую победу (⅓), в том числе три в воздушном бою 14 октября, когда его самого сбили и ранили. Берлинг спасся на парашюте, а потом был эвакуирован в Англию. Кроме того, он одержал ещё 4 победы на западном фронте (по две до и после Мальты) и был отправлен в почётную отставку в октябре 1944 года в звании флайт-лейтенанта.
В самом конце 1942 или начала 1943 года появилась ещё одна разновидность мальтийского камуфляжа истребителей «Спитфайр»: на некоторых самолётах в пустынной окраске камуфляжные пятна песочного цвета были перекрашены «экстра-тёмной морской синей» краской, а коричневые оставлены без изменения. Возможно, появление такой схемы было связано с переходом от чистой обороны к расчистке воздуха и истребительно-бомбардировочным операциям на Сицилии.
Spitfire Mk.VС (серийный № AR560), бортовой код JM-T, аэродром Лука (Luqa), весна 1943 года. Самолёт в позднем мальтийском камуфляже из серо-синего и коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях при «лазурных» нижних.
Редкий образец мальтийской «пятёрки» без тропического фильтра, этот истребитель был доставлен на остров, скорее всего, 29 октября 1942 года в ходе операции Train (последний мальтийский конвой). Сначала на нем летали летчики разных эскадрилий, а весной его сделал своим персональным самолетом лидер крыла Лука (Luqa Wing) винг-коммандер Джон М. Томпсон (John M. Thompson). По британским стандартам лётчики в звании от сквадрон-лидера и выше обозначали свои самолёты небольшими «ранговыми» вымпелами под козырьком кабины), а начиная с должности выше командира эскадрильи — ещё и своими инициалами в качестве бортовых кодов.
В начале Второй мировой Джон Томпсон командовал эскадрильей на западном фронте и во время французской кампании и Битвы за Британию одержал 6 личных и 2 групповых победы (6⅔ и по системе подсчёта второй половины войны). Весной 1942 года он был произведён в винг-коммандеры и с мая 1942 по июнь 1943 последовательно «лидировал» тремя мальтийскими авиакрыльями, добавив на свой счёт ещё две личные победы.
В марте 1943 года на Мальте появилось небольшое количество «Спитфайров» Mk.IX, которые поступили на вооружение 126-й и 1435-й эскадрилий авиакрыла Лука в дополнение к уже имеющимся там «пятёркам». Эти самолёты сначала летали в пустынном камуфляже, а позже получили однотонную синюю окраску верхних и боковых поверхностей.
Рисунки Михаила Быкова выполнены в едином масштабе