sql в автозвуке что это
Типы аудиосистем — шпаргалка для начинающих
Друзья, очень часто приходится видеть автозвуковые проекты, в которых, как мне кажется, создатели не совсем представляют их конечную цель и используют не ту технику, которую нужно. В частности, это касается низкочастотного звена — сабвуфера и его стыковки с мидбасами. Эта тема создана как небольшая «шпаргалка», чтобы помочь выбрать правильный путь для построения своей ситемы и не разочароваться. В своем блоге я дополнительно привел пример на конкретных моделях сабвуферов, здесь же отмечу только сами принципы.
Вариант 1. Строим систему для себя. Это означает, что слушаем музыку в машине на умеренной громкости, но некоторый запас по громкости приветствуется. Именно запас, потому что система в этом варианте не предназначена для экстремальной работы на улицу. Фронт (и при необходимости, тыл) строится по классическим принципам, с низкоиграющими мидбасами и разделом между мидами и сабом в районе 50-80 Гц.
Вариант 2. То же, что и в первом случае, но с возможностью иногда поработать «на тусовку» (SQ с уклоном в SQL). В этом случае лучше использовать сабвуфер на нескольких динамиках, т.к. гонять больше воздуха можно либо увеличивая ход динамика, либо увеличивая суммарную площадь излучения. Но помните, что иногда лучше использовать две 12-шки с более легкими подвижными системами, чем одну 15-шку или 18-шку с тяжеленным диффузором. При переключении в «тусовочный» режим обязательно поднимаем раздел с сабом выше, чтобы не перегружать мидбасы. При работе на повышенных уровнях громкости сабсоник обязателен.
Вариант 3. Вариант чисто для работы на улицу при открытых дверях (чистый SQL). В этом случае низкоиграющие мидбасы становятся не нужны вовсе, можно использовать «эстрадки» — по сути, среднечастотные динамики. Кстати, такие динамики требуют не менее жесткой установки, чем какие-нибудь могучие мидбасы! Крепить их только лишь на переделанные обивки, которые держатся на штатных клипсах просто нелепо! На вопрос «а зачем?» ответ можно найти в школьном учебнике физики в главе про импульс силы. Ну и у людей, которые занимаются проектированием сценической аппаратуры. При этом нужно учесть, что такая система рассчитана на работу в дальнем поле, т.е. ни о каком качестве звука внутри машины (в ближнем поле) говорить не приходится. Для получения нормального результата вне автомобиля неплохо почитать и о принципах звуковых прожекторов. Для сабвуферов сабсоник обязателен.
Вариант 4. SPL-система. Это чистая математика, точный расчет для получения результата. О музыке тут речи не идет. Выражения типа «150 дБ на музыке» — это не что иное, как просто гипертрофированный бас (а по факту просто SPL-сигнал) с каким-нибудь дополнительным сопровождением, не играющим существенной роли. Такие штуки особенно любят «негры» — фактически просто низкочастотный SPL-сигнал с диким уровнем, плюс немного понтов вокруг него.
Надеюсь, этот небольшой пост поможет начинающим любителям автозвука поконкретнее определиться со своими желаниями и выбрать для себя приоритеты — SQ, SQL или SPL. А дальше, как говорится, учим матчасть.
И помните, что выжать банку сока из одного апельсина нельзя, а тактильные ощущения от баса и «шевеление внутренностями» — это совсем не обязательно высокое фактическое звуковое давление!
Автозвук ч.74. SQL Show ver.3. Правильные двери. Часть 1
Как я ранее писал, что подготовку 3 версии решено было разделить на две части. Первая — двери, а вторая — багажник. Первая часть была сделана еще в прошлом году в середине сезона и на финалах я выступал уже с новым фронтом.
Двери готовились в Карцентр. С Димой мы согласовали моменты, которые надо было подкорректировать относительно прошлой инсталляции.
Прежде чем я расскажу, как делались двери и какие нюансы учитывались при подготовке дверей я остановлюсь на некоторых моментах касающиеся громких фронтов. Надеюсь, что качественные SQL машины будут хорошим примеров для тех, кто строит громкие машины с улиями в дверях, пологая, что они идут по правильному пути. Это не касается конкретно SPLщиков, так как задачи там совсем другие. Их интересуют высокие цифры по звуковому давление на датчике и к качественной музыке это не имеет никакого отношения. Это совершенно другой вид соревнований. Бывают конечно и исключения, что на основе SPL системы строится качественная SQL система, но пока таких машин очень мало. Самым ярким примером является машина Renault Rapid Вани Слабейко г.Минск (победитель финала России EMMA ESQL Эксперт и многократный чемпион Р. Беларусь).
Не так давно Максим Кольцов выложил статью «О групповых излучателях, громких калитках и «распускателях вширь» в которых он наглядно показал работу двух, трех и четырех одинаковых динамиков в единой плоскости без доворотов, рам к раме в линию.
Про мидбас писать не буду, так как ситуация немного лучше чем с ВЧ и СЧ. Если интересно, то можете почитать оригинал статьи тут: https: //vk.com/собачкаsamopalpro-davno-hotelos-napisat-prostym-yazykom-o-rabote-gruppy-dinami»> (после https: убрать пробел и вместо надписи собачка вставить символ @)
«Один СЧ это несерьезно!» говорят нам «гуру» автозвука. Соглашусь, но с поправкой. Несерьезно если «распускать» за поршневой режим группу.
Проверим! 165мм СЧ два штуки, полоса 300-20000 Герц, стоят рама к раме. Красная зона — зона уверенного покрытия.
И что мы видим? Уже после 1000 Герц начинают отрастать тестикулы и уменьшается давление по оси, а к 1500 Герцам «яйца» принимают угрожающие масштабы. (Мы ведь хотим равномерную зону покрытия? Идем далее: ставим 3 СЧ и начинаем «распускать по верху»
А? Каково? Печалька да? Чем больше излучателей тем уже полоса по правому краю АЧХ и тем более низкоиграющий нужен драйвер для избежания провалов.
Пошалим? Поставим 4 СЧ посмотрим что получится?
Уже после 500 Герц такой излучатель начинает капризничать.
Какой же выход из создавшейся ситуации?
1. один мощный линейный динамик (дорого и больно) с круговой диаграммой направленности.
2. несколько излучателей меньшего калибра. (3-4дюйма)
Ну вот мы и перекрыли СЧ диапазон. Что дальше? Конечно «много рупоров для громкости» скажет большинство и попадут пальцем в небо.
Итак, два рупора диаметром 60мм магнит к магниту, полоса 3000-20000 Герц
Нравится? Усугубим ситуацию? Ставим три ВЧ!
Красота! Пики-провалы… И что делать? А поставим мы 4 ВЧ в ряд!
Нравится? И мне не нравится. Тут ни покрытия, ни давки на микрофон нет. Зато присутствует мифическая «точка установки микрофона для реза».
Понимаете теперь почему не можете ее найти? Излучение подобно лазерному лучу и найти куда он бьет практически невозможно.
Вариантов тут тоже два:
1. Один мощный драйвер.
2. Использование для стыковки акустических волноводов.
Оба варианта дороги по затратам и требуют провести много работы по инсталляции.
Что хочется сказать после всего этого?
1. Не выводите динамики за поршневой режим в групповом излучателе.
2. Не используйте много дешевых излучателей.
3. Не раскидывайте бездумно однотипные излучатели по «пустым местам обшивки ибо два растянутых на 40 см друг от друга рупора дадут такую картину:
Теперь понимаете почему внешний вид обшивки и расположение на ней излучателей профессионалу даст представление о звуковой картине и диаграмме направленности? И повторюсь еще раз о сфазированности излучателей, о недопустимости использования «сисек», о недопустимости раскидывания излучателей по свободным местам. Все это формирует диаграмму направленности и сводит иной раз настройку либо к трем перекурам, либо к головной боли до полного уничтожения обшивы топором (или огнем).
Теперь перейдем к моим дверям:
В дальнейшем, когда я начал соревноваться, выяснилось, что система звучит куда интересней по тоналке если присесть. Я стал применять для судейства кресла. С одной стороны судить в сиденьях удобнее, особенно в конце соревновательного дня, но с другой стороны, это жесткая привязка к конкретной точке. Это конечно хорошо, но когда судят двое судей одновременно и нужно выбрать, кого посадить по центру, при этом второй судья остается не в лучшей точке прослушивания, а он может повлиять на выставление баллов. Когда судят стоя, то есть возможность смещения у судей по горизонтали, чтоб более точно зафиксировать центр сцены или поменяться местами. В AMT с этим проще, так как судит один судья. Если брать в целом, то все слушатели вне судейства слушают стоя. Поэтому принято однозначное решение, что в новой инсталляции учитывалось все на прослушку и судейство стоя. И весь инстал строился на конкретную точку судейства, аналогично SQ машина.
Это хорошо сказалось на ВЧ. У Faital Pro FD 371 узкая диаграмма направленности :
По-хорошему бы сделать открывание двери под 90 градусов относительно кузова и иметь жесткую фиксацию регулировок на закрывание и открывания дверей, за счет чего и происходил бы доворот. Такая система имела бы более гибкую настройку.
Второй момент который хотелось решить, это расположение ВЧ. Нет-нет, они стоят все правильно и по хорошему я бы их еще поднял, как на Renault Rapid, тогда бы меньше пришлось доворачивать. По правилам AMT запрещается ставить динамики выше начала остекления. А у меня декоративная часть выступала за начало остекления, что вызвало спорные моменты. Поэтому пришлось опускать на пару см вниз. Это конечно сблизило сч и вч фактически на минимальное расстояние между собой, что очень хорошо.
В итоге мы получили:
В следующей части более подробно разберу подготовку, проектирование, оформление дверей.
Автозвук: SQ разбавляем SQL басом
Сегодня будет рассказ про переделку басового звена в BMW X3 (F25) от 3S Customs. Это совместный проект от Воронцова Алексея и Ерёмина Александра. Один строит чемпионов в SQ, другой в SPL. А всё вместе – уникальный сплав возможностей и знаний. Отсюда и название 3S – SQ, SQL, SPL. А значит будет и громко, и качественно!
Исходные данные. Система изначально была собрана на компонентах AMP:
Настроено хорошо, однако, на большой громкости были слышны явные призвуки от акустики. Акустика работала на ускоренный износ.
Был сделан небольшой фазоинверторный короб-трапеция в 45 литров (грязного объема) с SQL-сабвуфером Xcelsus XSS12. Этот динамик имеет интересную конструкцию. Лёгкая подвижная система (160 гр для такого монстра – слёзы) сочетается с большим ходом и серьёзным мотором. Без всякого пафоса с обратной стороны подвеса сделаны насечки для линеаризации его работы и снижения искажений. Измеренные параметры ложатся в заводские и дают интересную картинку – ровная полка акустического усиления за счёт фазоинвертора и низкая групповая задержка в критичном диапазоне частот. Задержка переваливает порог в 12мс лишь ниже 35 Гц.
После корректировки настроек фронта и тыла, запуск сабвуфера. Даже без разминки звучит бомбически. Бас-бочки на роке строчат, что многим SQ-сабам в закрытом ящике должно стать стыдно. При этом любая электронная музыка и негры – только в путь. Настройка сделана чуть ниже, но АЧХ по низу ровная. Скорее всего усилитель не даёт инфры. Наигравшись с параметрами, потрогали колпак – ну да, тёпленький, моноблока и питания не хватает. Стоят AGU-предохранители и кабели в пределах 16 кв.мм сечения. Но задача выполнена.
Расходимся? Сабвуфер Xcelsus XSS12 классно играет. Да. Прям очень. От усилителя марки Магнум… А от равноценного усилителя как будет.
Встретились ещё раз. Подключили SQL-моноблок Xcelsus Magma 1600.1D как есть на старое питание. Теперь стало слышно, что настройка слегка пониженная, бас стал более детальный, на каких-то рокерских заходах слышно новые нюансы, на электронной музыке отдача заметно выше даже на старом питании, усилитель не упирается в предел и звучит подвижно, без натуги. Давление не замеряли итоговое, не знаю, как это описать – зубы стучат, если плотно челюсть не прикрыть ))) но при этом слушается в удовольствие. Колпак после наваливания холодный, как будто саб и не работал.
Времени на работу впритык – уже вечер. Переделали питание и поставили более мощный Magma 2200.1D. Разница в цене небольшая. Запас карман не тянет.
Вы можете прочитать в отдельном pdf файле полный обзор установки акустики Xcelsus audio в автомобиль BMW X3 (F25).
Автозвук ч.72. SQL Show ver.3. Часть 1
Вот я и добрался до рассказа по новой системе. К переделки которой я уже готовился так давно, что за это время успел стать чемпионом Европы.
Меня как-то спросили:
— Машина играет отлично, ты стал чемпионом Европы, вот зачем опять все переделывать? Катайся и наслаждайся!
Так-то оно так, но для меня чемпионство не является конечной целью! При достижении, которого стоит сворачивать «удочки». Наоборот, это подстегивает развиваться дальше. И пока это интересно и приносит удовольствие, я буду этим заниматься.
Перед тем, как расскажу о своих планах, я вкратце напомню, как строился проект изначально ver. 2:
Изначально я для себя решил, что с машиной буду делать все, что необходимо для достижения результата! Без каких-либо компромиссов! Над машиной трудились талантливые ребята из Карцентр. Когда заботливые ребята хотели сохранить докатку в штатном месте, я объяснил, что этим беспокоится не стоит, так как места и так мало в багажнике, поэтому забудем о ней.
Место для докатки, да собственно и для всего остального находится на задних сиденьях.
Краткое описание системы:
Из-за отсутствия опыта в SQL я решил опереться на опыт лучшего, на тот момент SQLщик Александра Васильева. Поэтому, чтоб не наступать на грабли новичка, я взял за основу его систему, построенную на акустике Hertz. Но в процессе изучения я поменял состав системы достаточно сильно, но часть его системы все-таки нашли место и у меня.
Процессор: Audison bit One
Усилители: Digital Designs M4а(Саб)
MD.Lab AM-SQ150.4(Мидбас)
MD.Lab AM-SQ 200.2(СЧ)
MDLab AM-MB4(ВЧ)
Сабвуфер: Hertz SX 380D(одна 15″)
Акустика: Hertz SV 200.1L(мидбас, две пары)
Cerwin-Vega CVMP8.0(СЧ)
DD VO B3(ВЧ, две пары)
Аккумулятор: Delta HRL 12-55(подкапотный)
Stinger 2150 (один в багажнике)
Провода силовые: Stinger Dragon Red 0 Ga
Stinger SEW12
Stinger SSW14
Оптические: Lifatec Silflex Glass Digital Audio Optical Cable
Набираясь опыта, я потихоньку менял и состав системы, но при этом инсталляция фактически не менялась. Замена компонентов мне приносила раз за разом прибавку в звуке.
Вот и после Финала России 2017 году система менялась под Еврофинал ЕММА, который прошел в марте 2018.
Так появилась система Ver.2.1 ESQL(2018)
Процессор: Helix dsp pro mk2. (Заменен. Стоял Audison bit One)
Усилители: MD.Lab AM-SQ 150.4(СЧ+ВЧ) (Теперь стояла одна пара вч, пришлось добавить еще один усилитель MD.Lab AM-SQ 150.4. но убрать MDLab AM-MB4, который питал две пары вч и MD.Lab AM-SQ 200.2 который питал сч.)
Акустика: Faital Pro FD371(ВЧ)(Заменена. Стояли две пары DD VO B3)
Изменения только по замене генератора.
Генератор: JnD 270А (стоял WPS 253a)
Система, играла не дурно уже тогда. Говорили, что у меня звук академический, ровный. Вроде похвально, но тут и другая есть сторона. Характер звучания был реально ближе к студийному, чем к эстрадному. Чувствовалась жанровая направленность. Не хватало драйва! Сначала пробовали поменять звучание настройками. Это дало свои плоды, но не масштабном уровне.
Я опять вернулся к машине Саши Васильева и пытался найти ответ там, ведь системы были схожи, но звучание отличалось. Всему виной оказался мидбас Hertz SV 200.1L. Уж больно они мягонькие, пушистые такие, нет в них зла! У Саши стояли просто 200, без L, то есть середины, которые конечно так низко не забирались, как мои L, но у него было и две 15, которые и захватывали нижнюю часть мидбаса, и это меняло суть дела.
Был еще один момент, который меня беспокоил сильнее — сабовое звено. Потенциал громкости фронта был значительно выше, чем сабвуфера 15 Hertz SX 380D. И тут больше вопросы не по игре, с этим у него достаточно все хорошо, относительно других автомобильных губастных, тяжелых насосов. Основная проблема – его просто не хватало по отдачи.
Поставить бы такой второй, как было у Саши Васильева, то проблема отпала бы. Правда в моем классе запрещено ставить 2-15!
Оставалось попробовать найти замену Hertz, причем без переделки, так как я был тогда не готов рушить инсталляцию и полностью переделывать багажник. Хотел отделаться малой кровью и заменить мою 15, на 15 с большей отдачей без потери качества и изменения короба. Не простая задача?!
Начались поиски! Пробовал ставить разные сабы. Я конечно понимал, что так не делают, но все таки была надежда, что туфелька найдет свою Золушку. Приходилось ездить в другие города для примерок:
В целом, по автомобильным сабам выявил один важный момент. Игра на улицу с открытым багажникам дается им тяжело. Конечно отдачу с них можно получить больше, но и звук становился такой размазней. Особенно, когда закрываешь крышку, отдача конечно растет еще больше, но звук ухудшается еще сильнее. Найти музыкальную, быструю 15 с хорошей отдачей на улицу не простая задача.
Поэтому, решение было обратить внимание на проф. акустику, которая изначально спроектирована для игры на улицу, а не внутри автомобиля.
С прошкой мне помог Мишаня из Desoud Studio.
Вдохновившись рассказами Миши, я возобновил тесты. Попытка найти замену моей 15 продолжились и в этот раз уже на проф. акустике.
Ради интереса стал тестить и в родном коробе:
Попробовав еще несколько субов безуспешно, решаю ехать к ребятам из Desound Studio (г.Узловая) на тест разных прошек и разных калибров. Ребятам за это отдельный респект!
Итак, тест прошек непосредственно у меня в автомобиле. Начну с того, что Миша мне угрожал какой-то 10, которая уделает мою 15)
— Ну ну)
— Не верю!
Далее, на очереди 2-12!
Дошли и до 15, она интересовала меня куда больше, чем все остальное, так как мне нужна замена без переделок.
Решили для эксперимента поменять местами. В моем ящике Сelestion играл хуже, чем Hertz, зато мой саб в ящике Сelestion заиграл лучше, чем в родном коробе.
Далее, чудо-юдо в ящике а-ля MARTIN AUDIO:
Ну и на десерт, 2-18 FaitalPro 18HP1010:
Познавательный тест получился. К автомобильным субам уже не хотелось возвращаться совсем. Казалось, что это шаг назад.
Окончательно меня добила ситуация, когда я услышал машину SsangYong Кирилла. Как раз там стояли 2-18 о которых я писал выше. Несмотря на то, что там были проблемные моменты, но драйва там было, хоть отбавляй. Настоящий эстрадный звук! Вот то, чего у меня не хватало!
С одной стороны, у меня играло ровнее, детальнее, шире, а с другой стороны бешеный драйв! Что выбрали бы вы?
А я вот хочу это совместить!
Я уже не хотел 15! Окончательно задумался о 18. Класс позволяет, так зачем искать 15 и уж тем более переделывать под нее.
Точку по 18 поставила поездка к Саше Мартьянову на настройку системы. В процессе настройки мы заговорили про прошку и Саша посоветовал Electro-Voice EVX-180B. Не долго думая купил его!
И не прошло и недели, как он у меня был уже дома!
Успокаивась.Надо адекватно размышлять.
EVX-180B это дед с бородой! Я не знаю сколько тысяч лет он уже озвучивает площадки, но очень давно и делает это на ура!
Понятно, что по конструктиву у не стояла задача засунуть его в маленький обьем, оно и понятно. Куда важнее, чтоб у саба была хорошая отдача, качественная игра и по возможностии из него можно больше вытащить больше Db на 1вт усиления. И с этим у него все хорошо.
Изучая прошку, я много для себя понял. Применяя в автомобили не автмобильные динамики с талкиваешься с несколько проблемами.
Высокое сопротивление. Как правило это 8ом. Сразу понимаешь, чтоб качнуть средненький саб с AES 1000вт в 8ом нужно не слабый усилитель, который в автозвуке иметуется как «сварочник», который качает насосы.
Объем коробов. Они не шуточных размеров, это и понятно, их же не в багажник рассчитывали заталкивать.
Но времена меняются, и в прошке сейчас нереально количество сабов на любой случай.
Встречайте ver.3. Система фактически полностью поменяется!
Аудиосистема двойного назначения (SQ+SQL) со скрытой установкой компонентов в Volkswagen Touareg
Как и обещал, выкладываю ещё один материал «Клуба профессиональных инсталляторов» об инсталляции с минимальным вмешательством во внешний вид салона и без ущерба для функциональности багажника.
Только в этот раз задача стояла совсем иначе. Новая аудиосистема должна не просто приятно звучать во время ежедневных поездок, но и позволять устраивать open air при вылазках на природу. Иными словами, совмещать в себе SQ и SQL.
Для этого пошли по проверенному пути. Строится классическая аудиосистема с поканальным фронтом, а тыл составляется из «эстрадных» компонентов. Разумеется, при этом делается две настройки. В первой работает фронтальная акустика и сабвуфер, во второй ведущую роль берёт на себя тыл, а фронт работает лишь как небольшая поддержка.
Фронтальная акустика: 2-полосный комплект BLAM 165.85, дополненный СЧ звеном в виде широкополосников BLAM FR80. Эти компоненты имеют очень широкий частотный диапазон, что даёт большую гибкость в настройке системы под разные музыкальные жанры.
«Эстрадный» тыл: НЧ/СЧ динамики Ground Zero GZCM 8.0N-PRO с твитерами Ground Zero GZCT 19N-PRO-S. Очень достойные компоненты с большим запасом надёжности.
Твитер удачно встал практически на место штатного высокочастотника.
Сабвуфер: Ground Zero GZRW 12D2. Поскольку занимать багажник большим корпусом было нельзя, пришлось выбирать модель, которая умеет работать в компактном оформлении с максимальной отдачей. В нише заднего левого крыла сделали корпус-стеллс. В некоторых комплектациях «Туарегов» она бывает занята штатным оборудованием, но в этот раз повезло, и было решено использовать эту возможность.
А вот с усилительным звеном получилось сложнее всего. Поначалу возникла идея взять компактный усилитель с процессором, и для обычных систем это действительно было бы самым рациональным решением. Но поскольку в этот раз система должна быть разносторонней и обеспечивать при необходимости приличный запас громкости, от этого варианта пришлось отказаться.
В итоге выбор пал на отдельный 10-канальный процессор Helix DSP PRO MK2. Шесть его каналов пошли на фронт, два — на тыл и ещё два — на сабвуфер. Сигнал взят из MOST-шины штатного головного устройства и через «Триому» отправлен на процессор в цифровом виде. В качестве дополнения в процессор установлен Helix HEC HD-Audio USB-Interface, делающий смартфон ещё одним источником высококачественного аудио.
Вариант установки усилителей оставался один — в багажнике. При выборе моделей важным условием была компактность, ведь нужно было ещё и запаску на своём месте оставить:
Ground Zero GZRA 4230X. При относительно небольших размерах он имеет приличную выходную мощность. Два его канала определили работать на НЧ звено фронтальной акустики, а ещё два — на НЧ/СЧ звено «эстрадного» тыла. С этой задачей он справляется лучше всего.
E.O.S. AE-70.4 работает На СЧ/ВЧ звено фронтальной акустики. Студия неоднократно использовала его в своих инсталляциях, среди компактных усилителей это одна из самых «музыкальных» моделей.
E.O.S. AE-300.1. Индекс модели может ввести в заблуждение, но это на самом деле двухканальный усилитель. В нашей системе он работает на «эстрадные» твитеры.
Ground Zero GZCA 1.2K-SPL работает на сабвуфер. Это тоже компактный для своей мощности усилитель, который, согласно заявке, может выдать до 1400 Вт и обеспечить хороший контроль динамика.
Проводку к усилителям протянули через салон, кабели «одели» в нейлоновую защитную «шкурку».