stereo что это такое
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Что такое стерео?
Что такое стерео?
Мы все слышали термин стерео, но что это такое? Что позволяет слушать музыку в стерео, объединяя два канала вместе и создавая звуковую сцену. Однако, когда у вас есть только один динамик, вы будете слушать в моно.
Левчук Александр Николаевич ©
Что такое стерео?
Стерефонический звук, также известный как «стерео звук», является термином для создания звука. В случае стерео, это относится к двум направлениям, которые обычно называются «правыми» и «левыми».
Стерео означает, что вместо всего звука со всех треков в записи, воспроизводимой одновременно из одного источника, источник делится на два сигнала. Во время записи дорожки могут быть отрегулированы так, чтобы определенные треки воспроизводились только из одного или из двух источников, или обоих, или в любой комбинации источников, включая воспроизведение одного и того же трека на разных уровнях громкости через каждый канал («источник»). Основной целью стерео-записи является создание высокой точности, реалистичной звуковой сцены, которую нужно прослушивать с помощью высокого качества техники.
звуковая_сцена
Разница заключается в количестве используемых каналов (сигналов). Моно использует один, стерео использует более одного.
В монофоническом звуке используется один единственный канал. Его можно воспроизвести через несколько динамиков, но все динамики все еще воспроизводят одну и ту же копию сигнала.
В стереофоническом звуке используются больше каналов (обычно два). Вы можете использовать два разных канала и сделать один канал одним динамиком (акустикой), а второй канал — вторым громкоговорителем (который является наиболее распространенной стереофонической настройкой). Это используется для создания направленности, перспективы, пространства, сцены.
Ниже приведен пример использования двух колонок.
моно сигнал
Стерео
стерео
С технической точки зрения, истинное стерео означает звукозапись и воспроизведение звука, которое использует стереографическую проекцию для кодирования относительных положений объектов и записанных событий- звуковая сцена.
В общей стереофонической настройке двух каналов: влево и вправо, один канал отправляется на левый громкоговоритель, а другой канал отправляется в правый громкоговоритель. Теперь, контролируя, на какой канал вы посылаете сигнал, вы можете управлять положением звука. Вы услышите звуки, исходящие из разных направлений, в зависимости от того, на какой громкоговоритель вы посылаете сигнал, или в какой пропорции (вы можете отправить чуть больше на правую акустику, и звук будет расположен чуть правее). Звуки с равными пропорциями на обоих громкоговорителях будут поступать из центра.
Другими словами, стерео открывает уникальную возможность воспроизведения со звуковой локализацией.
Хотя мы используем термин «стерео» для обозначения многих вещей (например, стерео-картинка), на самом деле стерео относится к способу создания и прослушивания музыки. Для стереофонических сигналов требуется 2 динамика или 2 шт. акустики или наушники, чтобы воспроизводить их правильно, а для сигналов моно нужен только один динамик.
Когда было изобретено стерео?
Стерео было изобретено в 1930-х годах, но не получило широкого распространения аж до 1960-х годов.
Фонокорректор №6
До этого все слушали в моно (один). Стерео — это действительно простой термин, но на самом деле он скрывает довольно много технического материала, чтобы оно работало хорошо.
Как сделать стерео звук?
По сути, стерео запись позволяет вам создавать 3D-виртуальную звуковую сцену в вашей комнате с двумя динамиками. Под 3D я имею в виду, хорошие колонки + хорошая не дешевая техника, на которых вы можете слышать певцов, или звуковые инструменты, расположенные вокруг динамиков, горизонтально и вертикально, и даже спереди или сзади.
Впрочем, большинство современных дешевых акустических систем просто представляют плоскую звуковую сцену (инструменты и вокал расположены горизонтально между динамиками), и это считается нормально, но если у вас есть хорошая акустика + хороший источник (внешний ЦАП) + хороший усилитель вы получаете превосходного качества звуковую сцену, вы начнете слышать полную 3D сцену.
Если есть только один динамик, то стереосигналы могут быть легко преобразованы в моно, чтобы воспроизводить их идеально, но без каких-либо особых аспектов позиционирования. И наоборот, если вы поместите монофонический сигнал в 2 динамика, то вы не получите стереосигнал, а только монофонический сигнал, но в два раза громче!
Эта трехмерная звуковая сцена выполняется в процессе записи, когда записывают музыку с информацией о уровне и фазе, а также записывая или добавляя реверберацию, чтобы дать ощущение глубины. Результаты сильно отличаются, но оркестровая работа регулярно записывается в стерео, с большим реализмом.
усилитель для наушников
Всё сделано в стерео?
Люди слушают моно в основном. Это связано с тем, что нам сложно слушать набор стереодинамиков, акустики на ходу — стерео работает только если вы сидите и слушаете акустику или динамики с каждой стороны. Таким образом, большая часть музыки, которая играет в отелях, супермаркетах, телефонах, док-станциях, телевизорах, радио и т. д., преобразуется в/или фактически играет в моно.
Можете ли вы получить стереозвук из одного динамика?
На самом деле, нет. Есть довольно много динамиков в одной акустике, слушая которые вы думаете, что вы слушаете стерео, и могут действительно иметь в себе 2, 3, 4 динамика, но это не делает её стереосистемой! Как правило, хорошее моно звучит лучше, чем плохое стерео.
Акустика Амфитон 25АС — 207
Чтобы создать стерео звуковую сцену, вам нужно услышать разные сигналы в каждом из двух ушей. Для этого вам требуется смесь прямого звука от динамика, и амплитуда, когерентный отраженный звук от стен комнаты, полов, потолка и т. д. Это может произойти только в том случае, если расстояние между громкоговорителями составляет, то же расстояние, что и динамики, акустика.
Поэтому, если вы находитесь на некотором расстоянии, то и динамики (акустика) должны быть примерно на некотором расстоянии друг от друга. Компьютерные колонки к примеру, должны быть примерно на 50-60 см друг от друга и так далее.
Bluetooth стерео
Недавно чипы Bluetooth позволили производителям предложить стерео Bluetooth (CSR True Stereo) APTX. Теперь их устанавливают не только на наушниках.
Bluetooth стерео хорошо работает для случайного прослушивания или для новичков, и не соответствует качественным звуковым стандартам Hi-Fi. Это связано с тем, что Bluetooth не может отправлять данные на два динамика одновременно, поэтому он отправляет данные одному громкоговорителю, которые затем повторно передает его на другой. Сетевой эффект заключается в том, что между звуком, идущим слева и справа, происходит задержка. Несмотря на небольшую задержку, эта задержка может повредить звуковой сцене, поэтому вы не получите лучшую визуализацию.
Поскольку у нас есть два уха, на противоположных сторонах нашей головы, мы слышим звук из двух направлений. Чтобы записать этот стереозвук, используются два микрофона (по крайней мере). Фактически, лучшая теоретическая позиция для этих двух микрофонов находится на расстоянии 180 градусов друг от друга — точно так же, как наши уши.
Plantronics 505 наушники
В ситуации, когда, скажем, играет группа, звук будет поступать из разных направлений, поэтому можно использовать несколько микрофонов, а положение в микшировании — панорамирование можно перемещать с помощью записывающего стола. Когда вы слушаете что-то в стерео с наушниками, вы можете себе представить, где играет пианист, внутри вашей головы.
С моно, нет ничего сложного. Звук в каждом ухе идентичен. Его можно записать всего одним микрофоном.
Идея возникла, когда кто-то прослушал записи, которые были сделаны с микрофоном в разных местах, и он понял, что два микрофона будут «слышать» два разных микса.
Лучший способ проверить, является ли запись стереофоническим, — это слышать аплодисменты. Это очень очевидно, моно или стерео.
Окружающий звук в кино продолжает эту идею. В основном он использует задержку, чтобы заставить звук появляться издалека, но он достигнут с использованием 7 различных положений для микрофонов и более, которые усиливаются с 7 различными усилителями и динамиками, установленными по комнате.
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
Как слушать стерео: шесть полезных советов [перевод]
Чтобы получить «истинный» стереозвук, нужно немного постараться. Стерео бывает разным. Аудиозапись игры в пинг-понг или звук поезда, движущегося слева направо или справа налево — это теоретически тоже стерео. Для прослушивания стереозаписей можно использовать дешевые компьютерные колонки, но если вы хотите услышать настоящее стерео с эффектом погружения, глубокой, широкой сценой и точной передачей исходного местоположения инструментов, то вам понадобится не только хорошее оборудование, но и правильно организованная комната для прослушивания.
Большинство любителей музыки с этим согласны, но я заметил, что многие аудиофилы и даже эксперты часто нарушают базовые принципы, которые влияют на конечный результат. Мне кажется, рассказать еще раз об этих принципах лишним не будет. Большинство вещей, о которых пойдет речь ниже, вам уже должно быть знакомо. Однако я надеюсь, что статья все рано получится интересной. В конце материала я уделил внимание одному важному аспекту, о котором часто забывают. Итак, предлагаю вам несколько техник, улучшающих процесс прослушивания стерео.
1. Уберите все, что находится между вами и вашими колонками
Качество стереофонического эффекта зависит от разных мелких нюансов. Многое зависит от того, как именно звуки доходят до уха. Звуки, доносящиеся до нас самыми последними — это то, что мы слышим в данный момент. Эти звуки играют важную для нас роль, но когда речь идет о стерео, срабатывает «эффект предшествования». Под этим психоакустическим термином подразумевается особенность нашего мозга не придавать значения «последним» звукам. [От переводчика: эффект предшествования или эффект Хааса — это свойство слуховой системы человека, при котором он слышит только одиночный звук, который быстрее достиг уха. Этот эффект проявляется при излучении двух похожих звуков из разных направлений в быстрой последовательности].
Между вами и колонкой ничего быть не должно. Все лишнее с пола и потолка следует убрать. Можно оставить ковер на полу, что поможет минимизировать ВЧ-отражения. Если у вас низкий потолок, то было бы неплохо, если бы он был мягким. По крайней мере, он должен быть ровным. Суть в том, что все объекты (компоненты системы, мебель и т.д.) мешают равномерному распространению звука. Если между колонкой и слушателем что-то находится, то теряется стереофонический эффект.
Несколько лет назад Демиан Мартин (Demian Martin) продемонстрировал мне, как это работает. Мы устроили слепой тест. Я с закрытыми глазами сидел в кресле для прослушивания и пытался уловить разницу в звучании. Без сомнений, разница была: в один момент стерео «рассыпалось» на части, звук стал расфокусированным, а чувство пространства ухудшилось. Оказалось, что Демиан молча положил на пол конверт от пластинки. Он положил его между колонками. Казалось бы, такое небольшое физическое изменение, но оно очень негативно повлияло на стереоэффект.
Представляете, как тогда влияет на звук журнальный столик между вами и колонками? А ведь это не редкость. Разумеется, столик перед вами позволяет удобно разложить пульт, диски и поставить напитки. Однако делать так не стоит. Если вы все-таки нарушаете это правило, то имейте в виду, что стерео способно на большее.
Мне вспоминается Кевин Воекс (Kevin Voecks), который как-то рассказал об одном аудиофиле, покрывшим пол дорогими акустическими рассеивателями. Не каждый бы пошел на такое. Но в чем смысл? Воекс тогда сказал, что «речи об образности звука уже, конечно, не было».
2. Уберите все лишнее рядом с вами
Рядом с вашими ушами также не должно быть никаких посторонних объектов. Например, вам не нужно кресло с высокой, огибающей голову спинкой. Лучше всего сидеть на специальном стуле или на кресле с низкой спинкой. Если ваша спина не выдержит такого испытания, то хотя бы выберите кресло, спинка которого не доходит до головы, и убедитесь, что обивка кресла мягкая.
Диваны и кресла из плотной кожи не подходят, так как они отражают высокие частоты. Если у вас такое кресло, то накройте его пледом. Лучше всего использовать стул или кресло с низкой спинкой. Попробуйте сами — и вы поймете, насколько лучше зазвучала ваша система.
3. Соблюдайте симметрию
Стереоэффект базируется на симметрии между двумя каналами. Раньше, когда мы не понимали принцип работы стерео и не придавали должного значения интерауральным различиям, многие пытались отрегулировать разницу звучания каналов с помощью настройки баланса и эквалайзера. Результат получался очень печальным, так как эквалайзер и баланс не помогут решить проблему с интерауральными временными различиями.
Процессорная обработка может помочь, но лучше соблюдать симметрию насколько это возможно. Как правило, DSP-коррекция лучше всего проявляет себя, когда в АЧХ нет резких подъемов и спадов.
Стоит учитывать и ваше положение в пространстве. Слушатель должен сидеть так, чтобы его уши были равноудалены от колонок. Большинство аудиофилов стараются не забывать об этом, но все равно нужно относиться к процессу щепетильнее.
Обратимся к цифрам. Наши уши способны улавливать различия вплоть до одной стотысячной секунды. Давайте нарочно занизим этот показатель до одной пятидесятитысячной. Важно то, как далеко звук успеет уйти за такой промежуток времени. Подсчитаем. За одну миллисекунду звук уйдет примерно на 30,5 см. За одну пятидесятитысячную секунды он убежит приблизительно на 0,6 см. Таким образом, чтобы получить от стереосистемы максимум, вам нужно точно замерить расстояние до каждой из колонок. Нужно постараться выставить их строго на одной линии. Здесь вам поможет измерительная рулетка.
4. Сядьте поближе к колонкам
Как бы мы ни старались, так называемые «ранние отражения» всегда будут присутствовать в музыке. Можно попытаться минимизировать их и сделать симметричными, но полностью от них не избавиться. Чтобы снизить воздействие ранних отражений, нужно добавить к ним максимум прямого сигнала. Именно поэтому нужно сидеть ближе к колонкам. Разумеется, слишком близко сидеть не получится и так делать не нужно. Кстати, чем ближе вы к акустике, тем выше вероятность расслышать нежелательные микровибрации. В любом случае добиться более качественного стереоэффекта можно, расположившись ближе к колонкам (в разумных пределах). Многие аудиофилы сидят слишком далеко от источников звука, слушая «комнату», а не прямой сигнал. Если сесть поближе, то можно изменить отношение прямой сигнал/отражения.
Также есть смысл сидеть подальше от стены за вами, и акустику тоже нужно ставить подальше от стены (если это, конечно, не встройка или специализированные колонки для установки рядом со стеной). Стоит отметить, что отражения от боковых стен не так страшны, но от них тоже нужно стараться избавиться.
5. Помещение должно быть «мягким»
Большинство музыкальных записей делаются с расчетом на появление отражений во время прослушивания. Аудиозаписи, созданные с расчетом на безэховые условия, встречаются редко. Как бы там ни было, добиться дома идеальных условий практически невозможно.
С моей точки зрения, лучше всего слушать стерео в комнате, где есть зона без отражений. В таком помещении слушатель получает прямой звуковой сигнал, а ранние отражения поглощаются или рассеиваются до незначительной степени. То есть отражения доходят до ушей, но гораздо позже прямого звука.
Создать зону без отражений весьма сложно, но частично добиться такого эффекта можно, если сделать стены мягкими. Поглощение высоких частот важно само по себе, а также это улучшает восприятие стереозаписей. В комнате с мягкими поглощающими панелями звук становится «приятнее», а передача стерео — правильнее.
Хуже всего слушать музыку в комнате со стеклянными стенами. Если у вас панорамные окна, то хорошо бы закрывать их плотными занавесками. Когда-то давно Питер Лингдорф (Peter Lyngdorf) притащил в мою квартиру в Копенгагене систему с коррекцией звучания. Квартира была замечательной — в ней была большая длинная стена из стекла и стали. Питер сказал мне, что слушать музыку в таком пространстве невозможно, но занавески могут помочь.
6. Расслабьтесь, сидите спокойно и закройте глаза
Симметрия предполагает прослушивание без лишних движений. Как только вы начнете двигаться вперед или назад, вы нарушите всю симметрию. Однако сидеть спокойно нужно не только по этой причине. Чтобы понять, о чем я, давайте уделим внимание нашему восприятию в целом. Тема сложна, поэтому я затрону ее лишь в общих чертах.
Восприятие окружающего мира подразумевает множество процессов, контролируемых мозгом. Все, что мы видим и слышим, это не просто свет в глазах и звуки в ушах: грубо говоря, восприятие складывается из множества составляющих, и если одна из них отсутствует, наш мозг сам находит ей замену.
Наверное, это все кажется вам пустой болтовней, но есть простой эксперимент, который доходчиво объяснит вам, как работает восприятие. Посмотрите на картину или фотографию с большим количеством трехмерных объектов или с перспективой. Затем закройте один глаз, а вторым посмотрите на изображение через какую-нибудь трубу, которая полностью закрывает все фоновые объекты за исключением самой картинки. Вы почувствуете, насколько усилился 3D-эффект. Если раньше вы не пробовали так делать, то вы не поверите своим глазам (точнее, глазу).
Почему это происходит? Суть в том, что мозг воспринимал картинку двумя глазами, а также анализировал фоновую визуальную информацию: какие-то составляющие подсказали мозгу, что на картине или фото изображены трехмерные объекты, а другие — что изображение двухмерно. Бинокулярное зрение позволило мозгу понять, что картинка плоская. Другими словами, наше зрение и мозг восприняли все правильно, поняв, что сама картинка двухмерна, но на ней изображены трехмерные объекты.
Когда вы смотрели на картинку одним глазом без какого-либо видимого фона, то подсказок для мозга не было — он воспринял изображение как трехмерное. Мы заставили наш мозг изменить восприятие.
Вернемся в мир звука. Наш мозг воспринимает расположение предметов в комнате и ее форму за счет небольших движений головой и мгновенного анализа изменений в звуке. Так мы можем понять, что находится впереди нас, а что — позади. Движения головы позволяют нам, кстати, определить расположение колонок в помещении, а также уловить акустические свойства комнаты.
По моему личному опыту (хотя, возможно, этому есть и документальное подтверждение), если сидеть спокойно и не шевелить головой во время музыкального сеанса, то мозг перестает пользоваться подсказками. Однако для восприятия ему нужны другие подсказки, и он начинает использовать те, что дают ему стереосигналы. Как мне кажется, эффект довольно ощутим. Слушатель будто бы погружается в стереофоническое пространство. Не могу ничего гарантировать, но вам тоже стоит попробовать этот метод. Если почувствуете разницу, то привыкните сидеть спокойно. Такое состояние подобно медитации, что хорошо подходит для прослушивания музыки. Как по мне, то стереоэффект становится более убедительным.
Наконец, о глазах: если закрыть глаза, когда слушаешь музыку, то исчезнут подсказки, указывающие на то, что ты не в концертном зале, а у себя дома. Не буду развивать эту тему. Полагаю, что многие пробовали так делать. Тем, кто не пробовал сидеть спокойно, настоятельно рекомендую устроить такой эксперимент.
Подведем итог
Глаза следует закрыть, тело расслабить, головой не вертеть. Сидеть нужно на стуле или на кресле с низкой спинкой, комната должна быть мягкой. Колонки должны стоять симметрично и не слишком близко к стене. Кресло для прослушивания также стоит расположить подальше от задней стены. Никаких объектов между вами и акустикой!
Если вы не соблюдаете хоть одно из эти правил, то вы еще не знаете, насколько хорошо работает стерео. Если же сделать все правильно, стереозвук можно будет сравнить с миражом. Приятного прослушивания!
(Фото никак не относятся к советам автора и поставлены только для оформления статьи)