surround cook что это
Встроенный звук в телевизоре и его возможности. Сравнение с саундбаром
Содержание
Содержание
При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?
С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.
Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.
Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.
Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?
Мощность и помещение
Для средней комнаты примерно в 20 квадратов обычно рекомендуют 40-60 Вт звука, чтобы громкость была комфортной. Для большой комнаты или частного дома нужно побольше — около 100-150 Вт. Имеет значение и чувствительность динамиков. Обычно она в районе 85-88 Дб. Если она меньше, к мощности системы нужно прибавить 20-30 Вт, если больше — убавить столько же. Есть и калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать желаемую мощность аудиосистемы.
Нюанс в том, что чувствительность динамиков редко указывается в технических характеристиках саундбаров, и тем более встроенных в ТВ аудиосистем. Второй нюанс — заявленные ватты, как правило, означают лишь то, что на таком уровне мощности система не сгорит и не разлетится на кусочки. В реальности значения, при которых звук будет громким и без искажений, окажутся ниже.
Исходя из этого, можно сделать вывод: чем больше заявленная номинальная мощность у аудиосистемы — тем лучше, поскольку она обеспечивает запас по громкости. Всплески в звуковой дорожке фильмов могут заставить слабую аудиосистему хрипеть и даже преждевременно скончаться.
Даже топовые модели телевизоров с хорошим встроенным звуком предоставляют около 40-60 Вт, максимум — 80 Вт. Тонкий корпус не позволяет их создателям развернуться на полную. Здесь саундбары оказываются в выигрыше, поскольку даже бюджетные модели предлагают около 150-200 Вт без учета сабвуфера, а девайсы из среднего и высокого сегментов могут замахнуться и на 500-1000 Вт. Конечно, не всем нужна такая мощность, если телевизор будет стоять в небольшом помещении. Однако для просторной комнаты и тем более частного дома, выбор будет очевиден.
Алгоритмы кодирования
Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.
В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.
Бас и сабвуфер
АЧХ нескольких моделей ТВ. У LG и Samsung есть сабвуфер (и глубокий бас до 50Гц), у двух других его нет.
Встроенный сабвуфер является необходимым элементом ТВ, если стоит цель получить хороший звук прямо из коробки. Саб расширяет диапазон частот до 30-50Гц и позволяет не только услышать, но и почувствовать всем телом грохот от взрывов и звуковых эффектов в кино. Именно на низкочастотный диапазон приходится значительная часть впечатлений от просмотра художественных произведений. Даже в музыке кинокомпозиторы уделяют басу больше внимания, чем остальным частотам, ведь в области низких частот нет человеческой речи, а значит, есть пространство, чтобы развернуться на полную.
Разумеется, размер встроенного сабвуфера ограничен пространством в корпусе телевизора. Поэтому даже чисто с точки зрения законов физики, саундбары с выделенным сабом выигрывают по этому критерию. Как дополнительный плюс, выделенный сабвуфер можно поставить в наиболее выгодную для качества его звучания точку комнаты. Это позволит улучшить звук и перестать беспокоить соседей грохотом взрывов.
Уникальные функции
Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.
К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:
Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:
Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:
Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.
Заключение: ТВ или саундбар?
В сравнении со встроенной аудиосистемой саундбары обладают большей мощностью, что позволяет им озвучить более просторное помещение. Также их можно удобно расположить в комнате, чтобы добиться более четкого звучания. Однако бюджетные модели саундбаров не подарят кардинального улучшения качества по сравнению с акустикой, встроенной в хорошие ТВ, а модели из среднего и высокого сегментов будут стоить, как половина телевизора.
В свою очередь, встроенные в ТВ динамики имеют ограниченную мощность и привязаны к экрану, поэтому по комнате их не расставишь. Однако они все же предлагают неплохой звук прямо из коробки, а благодаря расширенному функционалу и большому количеству уникальных фич, встроенный звук может сравниться с тем, что выдают саундбары бюджетного и среднего сегмента. Таким образом, в этих ценовых категориях плюсы и минусы обоих решений делятся примерно поровну, и конечный выбор остается вопросом личных предпочтений.
Однако если сравнивать качество звука топовых саундбаров и телевизоров, особенно в просторном помещении, то ТВ останется далеко позади. Сравнительно крупные динамики саундбаров верхнего сегмента вкупе с мощным усилителем и отдельным сабвуфером в большом корпусе сделают свое дело.
Саундбары: что это такое и чем они отличаются от обычных аудиосистем
Содержание
Содержание
Производители телевизоров, особенно бюджетных, не особо стараются сделать звук качественным. Их главная задача — изображение, а требовательный к качеству аудио покупатель сам позаботится об объемном звучании. Например, дополнительно установит систему типа «домашний кинотеатр», которая состоит из пяти колонок, сабвуфера и усилителя. Но все это надо скоммутировать и правильно расположить. При этом стоимость одного лишь сабвуфера может неприятно удивить.
Типичный домашний кинотеатр и среднестатистический саундбар с сабвуфером
Если не хочется заморачиваться с подключением и слишком тратиться — на помощь приходят саундбары. Это небольшие, относительно домашнего кинотеатра, устройства «все в одном», которые способны создать качественный звук при минимальных габаритах. А минималистичный дизайн позволяет им легко и органично вписываться в большинство интерьеров.
Что умеют саундбары
Даже самый скромный саундбар будет звучать лучше, чем встроенная акустика телевизоров премиум-сегмента. Он даст больше деталей, пространства, позволит услышать фильм так, как его задумывали создатели. К примеру, сверчки в ночи будут звучать как сверчки, а не как капающий кран. Качества звука большинства саундбаров достаточно, чтобы заменить собой музыкальный центр. Некоторые модели еще и умеют транслировать музыку из стриминговых сервисов.
Yamaha MusicCast Bar 400 имеет встроенные музыкальные потоковые сервисы
Современные саундбары впитали в себя все последние чудеса инженерной мысли и умеют воспроизводить объемное звучание, вплоть до эмуляции 7.1 и даже сумасбродных 13.0 каналов (как Harman-Kardon Enchant 1300). В порядке вещей беспроводное подключение через Bluetooth и Wi-Fi. Впрочем, почти всегда присутствуют традиционные проводные разъемы. Иногда в саундбар встроен DVD или даже Blu-Ray-плеер, тогда он может стать еще более универсальным устройством. Нередко есть FM и Интернет радио, почти всегда — пульт ДУ.
Премиальные модели поддерживают два самых современных формата воспроизведения звука: Dolby Atmos и DTS:X. Они только начинают использоваться в кинотеатрах, причем пока даже не во всех. Главная фишка — они добавляют звук сверху. То есть при пролетах самолета будет создаваться ощущение, что он реально летит над зрителем.
Samsung HW-Q70R умеет воссоздавать звук сверху
Внутри саундбара находится от двух до десяти (а иногда и больше) динамиков. Они направлены в разные стороны, чтобы создавать эффект объемного звучания. При этом используются ресурсоемкие алгоритмы и вычисления, поэтому в саундбар обязательно встроен звуковой процессор, отвечающий за все «волшебство». Ко многим моделям в комплекте идет специальное приложение, которое поможет откалибровать девайс.
Также стоит отметить такое ответвление в дизайне саундбаров, как саундбазы. Узнать их можно по более узкому, но вытянутому вглубь корпусу. Так на них удобно ставить телевизор, отсюда и «база» в названии. За счет более объемного корпуса в них встраиваются более крупные динамики, что благоприятно сказывается на качестве звучания. Часто в комплекте даже не идет сабвуфер, потому что он встроен в девайс. Таким образом, саундбазы могут быть удобнее и лучше по качеству звука. Тем не менее, саундбары лучше работают со стерео и объемным звучанием за счет более широкого корпуса, позволяющего расположить динамики далеко друг от друга.
Особенно хорошо саундбар впишется в небольшое помещение, где пространства и так мало, а уж для восьми колонок с усилителем — тем более нет места. Да и мощность полноценной аудиосистемы будет выше необходимой. Даже бюджетные решения позволят получить от фильма намного больше эмоций, чем встроенная акустика телевизора.
Как у них это получается
Сама технология создания эффекта объемного звучания с помощью одного только фронтального источника называется виртуальный объемный звук (Virtual Surround Sound). Уши слушателя обманываются с помощью различных психоакустических эффектов — разницы в громкостях, задержках, манипуляциях с фазой и звуковых отражениях. Большинство саундбаров используют две вариации этой технологии:
Объемный звук на базе 2.1 или 3.1 — создает эффект объема с помощью всего двух или трех каналов. Благодаря этому саундбары компактные и недорогие, но все равно дают качественный звук. Технология не использует для работы стены и потолок комнаты, а потому может отлично звучать в помещении с большим количеством мебели и фурнитуры. Тем не менее, виртуальный объемный звук не может передать весь масштаб и всю реалистичность полноценного домашнего кинотеатра 5.1 или 7.1, для этого создана технология цифровой звуковой проекции. Таков, например, JBL BAR 3.1.
Цифровая звуковая проекция использует от нескольких пар до десятков динамиков, направленных в разные стороны. Технология по-полной использует отражения от стен и потолка, чтобы получить как можно более объемную звуковую картину с большей ясностью, глубиной и проработкой деталей. Звук летает вокруг слушателя так же, как если бы в комнате стоял домашний кинотеатр.
Так работает саундбар Sony HT-ST5000
Минус устройств с цифровой звуковой проекцией в их цене, а также требованиях к помещению: стены должны быть сделаны из материала, который хорошо отражает звук: бетон, кирпич, дерево. При этом рельефные поверхности, которые рассеивают звук — шкафы, полки, тумбочки, диваны, не говоря уже о бабушкином ковре, — будут работать в минус.
На что смотреть при выборе саундбара
Количество каналов
Мощность
От мощности зависит максимальная громкость устройства:
Следует понимать, что производители указывают именно пиковую мощность — устройство, конечно, способно будет работать на такой громкости, но может выдавать много искажений. Поэтому не стоит выбирать мощность впритык, всегда нужно иметь запас. Чем выше пиковая мощность — тем меньше искажений будет на средних уровнях громкости.
Сабвуфер
При выборе саундбара нужно внимательно смотреть, есть ли в комплекте сабвуфер и как он подключается. Из-за небольших размеров в большинство саундбаров невозможно установить крупные динамики для воспроизведения глубокого баса. Для этого и нужен сабвуфер. Конечно, он бывает и встроенный, но встроенные сабвуферы хрошего качества бывают, в основном, в саундбазах.
Беспроводной вариант подключения саба, как у Samsung HW-M550, избавит от проводов в комнате и даст возможность поставить его куда угодно. Басовые волны достаточно длинные, чтобы слушатель не смог уловить их источник, — это значит, что саб можно разместить в любой точке комнаты без ущерба звучанию. Чтобы басы не проседали на большой громкости, следует выбирать сабвуфер мощностью примерно в два раза больше мощности саундбара.
Мультирум (или DLNA — Digital Living Network Alliance)
Эта функция дает возможность за минуту и без проводов скоммутировать несколько устройств (как правило, одного производителя) в единую сеть. Так с помощью смартфона можно управлять звучанием в каждом из помещений с аудиоустройством. Это позволит создать дома единую звуковую экосистему.
Порты и возможности коммутации
Большинство саундбаров имеют большой набор портов для подключения к чему угодно. Даже в моделях начального уровня нередко есть Bluetooth, в более дорогих моделях часто есть и Wi-Fi. Для тех, кто до сих пор не сильно доверяет беспроводным интерфейсам, в саундбарах присутствует большинство современных проводных портов: от стандартных AUX «колокольчиков» до оптического S\PDIF.
Материал и габариты
Если саундбар изготовлен качественно, то материал значения почти не имеет — вряд ли в устройстве что-то будет дребезжать и звенеть. Тем не менее, ценители нередко выбирают девайсы из дерева или МДФ, потому что эти материалы хорошо поглощают звуковые волны и гарантируют отсутствие резонансов и призвуков.
LG SK6F — один из немногих саундбаров, сделанных из дерева
Говоря о габаритах, саундбары хорошо смотрятся с телевизором, если они не шире последнего. Идеально, если они будут одного размера. С другой стороны, чем шире саундбар — тем объемнее звук, так что отталкивайтесь от личных предпочтений.
Будущее саундбаров
На конец 2019 года саундбары не получили ту популярность, которой они заслуживают. Однако это устройство может с успехом заменить сразу несколько девайсов в доме (как минимум, домашний кинотеатр и музыкальный центр), создает «большой» звук при миниатюрных габаритах и буквально напичкано современными технологиями.
Неудивительно, что их рынок растет вместе с количеством моделей и уникальных функций. Так, популярность голосовых помощников привела к их появлению и в саундбарах. Появилась тенденция дополнять саундбары сателлитами, которые можно расставлять по дому для создания своего звукового пространства в каждой комнате. Так что можно смело предположить большое будущее саундбаров, как удобной и качественной альтернативы домашнему кинотеатру.
Звуковые проекторы YAMAHA YSP как компактная альтернатива 7.1 аудиосистеме
Плоские ЖК-телевизоры выдают качественную картинку, но такой же плоский, максимум двухканальный звук, что неприемлемо для домашнего кинотеатра.
Для получения качественного многоканального звучания обычно устанавливается ресивер с минимум 5.1 акустической системой и проводами, но есть более изящное решение с сопоставимым звучанием, которое гармонично впишется в любой интерьер и не займет много места — это звуковой проектор.
Японская компания YAMAHA помимо производства музыкальных инструментов, звукового оборудования и мотоциклов известна своими новаторскими решениями в области цифровой обработки звукового сигнала. Одной из ее разработок стала концепция «звукового проектора» с нетрадиционным подходом к созданию звукового окружения, которая воплотилась в серийных моделях компании с индеком YSP в названии.
Нужно понимать разницу между «саундбаром» и «звуковым проектором». Многие производители выпускают под именем «саундбар» банальные стереофонические моноблоки, однако топовые проекторы Yamaha YSP — устройства совершенно другого уровня. Саундбары, выпущенные конкурентами как недорогое решение для создания объемного звучания и близко не сравнятся со сложными звуковыми проекторами YAMAHA YSP. Ямаха в ответ тоже выпустила конкурирующие недорогие саундбары с индеком YAS в названии, честно называя их просто системами объемного звучания, которые идут со слабеньким комплектным сабвуфером, но они так же далеки по звучанию от звуковых проекторов и от реальной 5.1 системы.
Компактный и стильный звуковой проектор легко разместить под телевизором и через пару минут автонастройки с микрофоном получить звук, близкий к уровню кинотеатра с объёмными эффектами.
Звуковой проектор является инновационным продуктом и представляет собой набор большого числа (>30!) широкополосных динамиков, каждый из которых снабжен собственным цифровым усилителем и управляется сигнальным процессором (DSP), способным вносить временную задержку в воспроизведение звукового сигнала тем или иным динамиком. Манипулируя временными задержками, частотными и фазовыми характеристиками звукового сигнала можно получать достаточно узкие сфокусированные звуковые лучи и управлять диаграммой направленности звука от массива динамиков, используемых в звуковом проекторе. В зависимости от режима работы звуковые лучи могут быть направлены напрямую к слушателю (при озвучивании центрального канала и при прослушивании стерео), или же направляться к стенам помещения таким образом, чтобы после отражения от них прийти к месту прослушивания сзади или сбоку, формируя фантомные источники звука. Комбинируя эти режимы, звуковой проектор позволяет воспроизводить многоканальный звук с использованием всего лишь одной компактной звуковой панели, расположенной под телевизором. В результате появилась возможность избавиться от самого сложного в инсталляции элемента системы окружающего звучания — тыловых колонок.
Принцип действия звукового проектора подразумевает высокую чувствительность системы к месту расположения слушателя, поэтому он обязательно оснащается системой автоматической калибровки IntelliBeam (YPAO (Yamaha Parametric Room Acoustic Optimizer) с измерительным микрофоном, который устанавливается в точке прослушивания на уровне ушей и производится первоначальная настройка алгоритма обработки звуковых сигналов с учетом акустических особенностей помещения, в котором инсталлирована система, необходимая для правильной фокусировки звуковых лучей, соответствующих каналам воспроизведения.
Для получения эффекта окружающего звучания звуковые лучи, испускаемые аппаратом, отражаются от стен.
Если звуковые лучи не отражаются в сторону слушателя из-за того, что на их пути расположена мебель или комната имеет неправильную форму, то можно скорректировать их путь, установив дополнительный отражающий экран YRB-100.
Удобство использования звукового проектора заключается в том, что он представляет собой законченную компактную аудиосистему, оснащенную встроенными усилителями, декодерами многоканального звука («Dolby Digital» и «DTS», Dolby TrueHD и DTS-HD, лишь AAC не поддерживается), звуковыми процессорами для эмуляции многоканала из стерео (Dolby «ProLogic II», DTS «Neo:6», …) и даже экранным интерфейсом для удобной и наглядной настройки параметров системы, то есть по сути заменяет собой громоздкие ресивер и акустические системы с проводами, при этом создает сопоставимое объемное звуковое поле многоканальных дорожек кинофильмов.
Для построения полного домашнего кинотеатра на базе звукового проектора обязательно понадобится активный (со встроенным усилителем) сабвуфер, например недорогой (5200 руб. новый, нижняя граница 35 Гц, –10 дБ!) Boston Acoustics PV350 или VECTOR HX TV SUB для озвучивания канала «.1» LFE (Low Frequency Effects — низкочастотные звуковые эффекты), источник сигнала (Blu-ray или DVD-проигрыватель) и телевизор. С современным Smart-телевизором вообще можно обойтись встроенным в него проигрывателем видеофайлов с USB. Предусмотрена возможность настенного монтажа для удобства размещения.
Звуковой проектор дает хороший компромисс между звуком, габаритами и лёгкостью установки. Наилучшим образом система раскрывает свой потенциал в прямоугольном помещении и при наличии жестких стен слева и справа для отражения звуковых лучей.
Самая последняя (и самая дорогая) модель YSP-5600 позволяет создавать два высотных канала для Dolby Atmos и DTS X, направляя лучи в потолок и используя отражение от него, тем самым образуя 3D звуковое поле 7.1.2 с десятью каналами.
Yamaha YSP-5100-4100 на мой взгляд является оптимальной моделью по размерам, цене и звуку, учитывая что фильмы на rutracker.org преимущественно в формате 5.1 Dolby Digital и DTS.
Имеет семиканальный окружающий звук из 42 (сорока двух!) динамиков, HDMI 1.4 (ARC, CEC), декодирование дорожек с Blu-ray, беспроводное подключение iPod, тонкий корпус и стильный вид.
Протестировал сам длительное время и могу с уверенностью сказать, что этот звуковой проектор создает звуковое поле в кино не хуже моей реальной Hi-Fi 5.1 системы с ресивером, только тыл чуть размыт. Звучание в фильмах мне настолько понравилось, что подарил этот замечательный проектор на новый 2018 год родителям к Panasonic TX-50DXR700. Понятно, что для музыки он не предназначен: шипение и усилители D-класса вкупе с отсутствием твитеров невыразительно передают музыку. Зато при просмотре фильмов, богатых звуковыми эффектами, система поражает звуковым балансом, запасом неискаженной громкости за счет массива из 42 динамиков и отличной стыковкой с сабвуфером.
Модель YSP-4000 и более старые нет смысла брать, так как они не поддерживают HD-аудио, имеют только HDMI 1.3, а не 1.4. Так как только в HDMI версии 1.4 реализована технология реверсивного звукового канала (ARC), то в старых моделях не будет звука по одному кабелю HDMI от ТВ к проектору и придется выводить звук от ТВ по оптике и, соответственно, не будет работать регулировка громкости и включения от пульта телевизора. Если управление с одного пульта телевизора некритично, то можно рассмотреть и более старые модели, но придется использовать два пульта: от ТВ и от проектора.
В отношении звуковой дорожки к фильмам в кинотеатрах и на DVD, 5.1 означает, что саундтреки записаны в формате, состоящем из пяти основных каналов: левый, центральный, правый, левый тыловой и правый тыловой (left, center, right, left surround и right surround), плюс басовый канал низкочастотных эффектов (LFE). Приставка «.1» происходит оттого, что в дополнительном басовом канале присутствуют низкие частоты из основных каналов. Некоторые саундтреки используют формат 5.1, названный Dolby Digital Surround EX. Этот формат имеет третий surround канал, закодированный в левый и правый surround каналы дорожки формата 5.1 матричным алгоритмом. Так как дополнительная информация хранится в левом и правом surround каналах, звуковая дорожка в формате Dolby Digital Surround EX физически представляет собой всё ещё 5.1 формат.
В отношении домашних кинотеатров, термины 5.1, 6.1 и 7.1 означают, что в воспроизводящей системе имеются 5, 6 или 7 основных спикера плюс сабвуфер. Сабвуфер воспроизводит LFE канал, записанный в 5.1 дорожке, плюс басы из основных каналов, если они не могут воспроизводить полную полосу частот. Разница между форматами заключается в количестве surround колонок: две в 5.1, три в 6.1 и, наконец, четыре в 7.1 системе.
Очевидно, что дорожка в формате 5.1 с успехом воспроизводится 5.1-акустикой. Но не всегда понимают, что она также может быть воспроизведена на 6.1- или 7.1-колоночной системе. Для того, чтобы сделать это, два surround канала в 5.1-дорожке распределяются между тремя или четырьмя surround колонками. Это можно осуществить использованием Dolby Digital EX декодера, THX Surround EX или другого.
Таким образом, формат (5.1, 6.1, 7.1), описывающий звуковую дорожку не означает, что он может быть воспроизведён только в точности на такой же конфигурации колонок. Возможно даже воспроизведение стерео контента через многоканальную акустику, используя матричный декодер, такой как Dolby Pro Logic II. Формат источника и конфигурация колонок — это независимые вещи, и правильно распорядиться имеющимся — это уже работа декодера.
Из всего сказанного выше следует вынести одно — дискретных каналов в DolbyDigital Surround EX по прежнему только 5+1. Информация для дополнительных каналов закодирована матричным алгоритмом в левый и правый surround-каналы.
Фирменный алгоритм в Yamaha YSP-4100 был переработан под 7.1-канальный звук, даже в режиме 5.1 звук явно в лучшую сторону отличается от прошлых моделей. Настройка 5.1 (переключается в меню «Конфигурация луча») лучше подходит для музыкального видео — центр собранный, стереообразы четкие.
Но в кино два дополнительных луча 7.1 дают превосходный эффект: комната кажется больше, чем есть на самом деле, фронтальная сцена широка и только тыл выражен не так заметно.
При работе данный аппарат выполняет преобразование 5.1-канального звука и воспроизводит его в режиме 7.1-канального окружающего звучания, который разделяется на пять лучей и еще два задних окружающих канала, поэтому даже в режиме реальных 5.1 «Dolby Digital» работает декодер «Dolby Prologic IIx Movie» (горит индикатор «PLllx»), который создает из 5.1 два фантомных боковых канала для 7.1 из фронта и тыла (режим «5Beam+2»), то же самое и для фильмов в формате DTS, только другой декодер.
В формате 5.1 звуки левого и правого «окружающих каналов» SURROUND (SL, SR) воспроизводятся с помощью лучей, которые поступают сзади.
В формате 7.1 звуки левого и правого «задних окружающих каналов» SURROUND BACK (SBL, SBR) воспроизводятся с помощью лучей, которые поступают сзади.
Звуки левого и правого «окружающих каналов» SURROUND (SL, SR) воспроизводятся с помощью микширования звуковых лучей от фронтальных каналов FRONT (FL, FR) и от «задних окружающих каналов» SURROUND BACK (SBL, SBR). Это позволяет слышать звуки также с боковых сторон от позиции прослушивания.
Заметил, что звук тыловых эффектов приходит к слушателю больше с боков, чем сзади и позиционирование источников звука здесь смазано, что объяснимо алгоритмом построения звукового окружения 7.1 данным аппаратом. Если хочется более четкой локализации тыловых эффектов (но звуковое поле будет не такое широкое), то необходимо выбирать количество каналов лучей 5.1 (режим «5Beam») по кнопке Setup — «Меню вывода звука» — «Конфигурация луча» — «Формат»: 5.1ch
Режим лучей «5Beam» (5 Лучей) для «5.1ch»
Вывод звуковых лучей через фронтальный правый, фронтальный левый, центральный каналы, правый и левый тыловые каналы окружающего звучания. Этот режим идеален для самого полного воспроизведения эффектов окружающего звучания при просмотре фильмов с 5.1-канальным аудио.
Режим лучей «5Beam+2» (5Лучей Плюс2) для «7.1ch»
Вывод звуковых лучей через фронтальный правый, фронтальный левый, центральный каналы, правый и левый тыловые каналы окружающего звучания. При этом сигналы правого и левого тыловых каналов окружающего звучания микшируются (смешиваются) в фронтальные правый и левый каналы и формируют дополнительные боковые правый и левый каналы окружающего звучания. Этот режим идеален для самого полного воспроизведения эффектов окружающего звучания при просмотре фильмов с 7.1-канальным аудио.
Очень реалистично передается шум дождя! Звук в фильме U-571 полностью окунул в происходящее! Отлично работает авторегулировка динамического диапазона — «Adaptive DRC» (описание ниже) — именно повышается уровень тихих звуков, без компрессии диапазона методом снижения громких звуков и в итоге звук получается намного четче.
Нужно помнить, что если вы хотите получить реальный объемный звук то:
1. Подаваемый на проектор звук должен быть записан многоканальным 5.1 (DD, DTS), а не стерео 2.0. Из эфирного ТВ только спутниковые HD-каналы транслируются в формате Dolby Digital 5.1
2. На пути лучей звукового проектора не должно быть акустически непрозрачных предметов.
3. Слушатель не должен располагаться вплотную к стене.
Также для стерео можно использовать Hi-Fi программу «Mch Stereo» (аналог «7CH Stereo» в ресивере): нажать кнопку на пульте «SURROUND», после несколько раз нажать кнопку «CINEMA DSP» и выбрать «Mch Stereo» — она микширует многоканальный источник к 2 каналам, а затем выводит звук через все каналы и формирует стереозвучание в широком диапазоне. Звучание получается самым объемным и четким из стерео, так как даже голос выводится в тыловых каналах, но проблема в том, что и многоканал тоже приводится к 2 каналам стерео — то есть не будет декодирования DD или DTS при просмотре фильмов с 5.1 дорожкой, так как в режиме «Mch Stereo» программа «CINEMA DSP» и декодер недействительны, потому что hi-fi программа «Mch Stereo» не совместима с DD и просто замещает ее и не отключается как «Neo:6» при поступающем сжатом формате DD. На практике получается так: «Mch Stereo» самая осязаемая но неуниверсальная программа, далее идут универсальные Neo:6, DPLII, а потом «Cinema DSP».
В итоге программа «Mch Stereo» неудобна, так как приходится каждый раз её отключать при просмотре фильмов в DD или DTS, и именно DTS «Neo:6 Cinema» дает самый лучший объемный звук из стерео!
Алгоритмы эмуляции многоканального звука из стерео
Эти алгоритмы автоматически отключаются в режиме целевого воспроизведения источника в формате DD или DTS.
Dolby Pro Logic II
Расширяет любой 2-канальный источник для 7.1-канального воспроизведения.
PLll Movie
Декодирование в режиме Dolby Pro Logic II Movie для фильмов в формате «Dolby Surround». Кроме того, данный режим позволяет воспроизводить 5.1-канальный звук для просмотра дублированных или старых фильмов.
PLllx Movie (используется по умолчанию)
Декодирование в режиме «Dolby Pro Logic IIx Movie» для воспроизведения видеокассет или DVD c маркировкой «Dolby Surround», а также ТВ программ, кодированных в Dolby Surround. Можно использовать этот режим со стерео фильмами и ТВ программами.
Этот параметр расширяет «Dolby Pro Logic II Movie» и «Dolby Digital 5.1» до 7.1 каналов.
Neo:6 Cinema
Этот режим является оптимальным при просмотре фильмов. Декодирование производится с обеспечением оптимального разделения каналов таким образом, чтобы для 2-х канальных источников сигнала получить почти такой же эффект, как и для 6.1-канальных источников. Этот режим эффективен и при воспроизведении сигналов, записанных в обычных объемных форматах, поскольку синфазная компонента сигнала, в основном, направляется на центральный канал (С), а компонента с противоположной фазой направляется на каналы, обеспечивающие пространственное звучание (боковые и сабвуфер).
Neo:6 Music
Этот режим лучше всего подходит для воспроизведения музыки. Сигналы фронтальных каналов минуют декодер и воспроизводятся в оригинальном виде, что обеспечивает отсутствие потерь качества звука, а каналы пространственного звучания (центральный, боковые и сабвуфер) добавляют естественное ощущение объемности звукового поля.
Автоматическая регулировка динамического диапазона Adaptive DRC
Функция управления динамическим диапазоном Adaptive DRC (Dinamic Range Compression) — это новая технология регулирования громкости звука при прослушивании с небольшой громкостью. Если уровень громкости низкий: тихие звуки, которые плохо слышны, воспроизводятся громче. Если уровень громкости высокий: тихие и громкие сигналы источника воспроизводятся без изменения громкости. Благодаря DRC-обработке устраняется разность громкости звука между громкими рекламными врезками и обычной программой и все диалоги даже при небольшой громкости звука хорошо слышны, а неожиданные всплески громкости уходят в прошлое. При обычной настройке «DRC» в звуке уменьшается доля низких частот, а высокие звуки теряют прозрачность, при включенной же функции автоматической регулировки динамического диапазона «Adaptive DRC» именно повышается уровень тихих звуков, без компрессии диапазона методом снижения громких звуков и в итоге звук получается намного четче.
Начальная ручная настройка
Без ручной настройки полноценного звучания не получить. Часть начальных ручных настроек производится до автонастройки, часть после.
Перед автонастройкой, например, необходимо задать «установка вдоль стены» (только при таком положении будет 5Beam+2, то есть 7.1, иначе будет только 3Beam) и высоту установки от пола до основания звукового проектора. Вывод баса перенаправить на сабвуфер, а частоту среза выбрать 100 Гц. На самом сабвуфере частоту среза установить на максимум, а громкость на 14 часов, а не на 12 как в инструкции, чтобы иметь запас уровня саба в проекторе для последующего его увеличения для обычного стереосигнала, чтобы приблизить НЧ к глубине как с отдельной сабовой дорожкой LFE.
На рисунке ниже красным выделено какие каналы необходимо прибавить на +3…+5 дБ.
Также задать автоотключение дисплея, когда не подаются команды с пульта, чтобы он не отвлекал от просмотра.
В расширенных настройках установить в пункте «Turn On Volume» оптимальный уровень сигнала = 30 сразу после включения питания, чтобы не вызывать неприятных сюрпризов от слишком громкого звука.
Там же оставить «AC ON Standby» в OFF, чтобы при сбое и восстановлении питания электросети проектор сразу включался в прошлое состояние и телевизор его смог бы сразу увидеть, так как при пропадании питания часто сбивается управление через HDMI CEC, а так у нас будет автовключение и начальный уровень громкости 30, при этом звук будет идти по оптическому кабелю, если собьются настройки HDMI управления, проектор при этом должен быть дополнительно соединен оптическим кабелем с выхода телевизора на вход проектора и звук тогда будет поступать с него. Кстати, в новых моделях проекторов свистит импульсный трансформатор в режиме standby, в этом такого нет.
Главное случайно не включить режим «MY BEAM» (Target). Если удерживать несколько секунд эту кнопку, направив пульт на проектор, то звук сфокусируется прямо на вас, так как в самом пульте стоит микрофон. Это такой ночной режим, чтобы не беспокоить кого-нибудь по соседству.
Подключение и настройка HDMI на использование единственного пульта телевизора
Проекторы, начиная с версии YSP-4100, поддерживают технологию HDMI ARC (Audio Return Channel, возвратный аудиоканал) — благодаря которой телевизор с «HDMI IN (ARC)» порта посылает возвратный аудиосигнал на звуковой проектор с помощью того же HDMI-кабеля, который проектор использует для передачи видео на телевизор со своего выхода «HDMI OUT», что позволяет использовать только один кабель, более подробно расписал здесь Использование единственного пульта телевизора для управления всеми устройствами через HDMI. Штатно ресивер/проектор является источником, поэтому всегда нужно подключать его выход «HDMI OUT» на вход в телевизор «HDMI IN (ARC)».
С версии HDMI 1.4 от 22 мая 2009 поддерживается функциональность возвратного аудиоканала (Audio Return Channel — ARC). Как правило, телевизор имеет только один вход «HDMI IN» с поддержкой ARC, так что важно именно к нему подключать ресивер или другой источник сигнала. А звук может воспроизводиться через встроенную аудиосистему, либо возвращаться с этого «HDMI IN» входа (да, именно со входа на выход, хоть это и звучит странно) телевизора по этому же кабелю через возвратный аудио канал на «HDMI OUT» ресивера/проектора для воспроизведения через более качественную внешнюю аудиосистему. Это может быть как ресивер, так и звуковой проектор или другая аудио техника.
А благодаря технологии HDMI CEC (Panasonic Viera Link, Samsung Anynet+ и т.д.) позволяет использовать один лишь пульт дистанционного управления телевизора для совместного включения/выключения и регулировки громкости проектора.
Так же можно подключить Blu-ray плеер к телевизору и управлять воспроизведением и меню плеера с помощью дистанционного пульта телевизора.
Достоинство ARC в том, что, как следует из названия, он позволяет по одному и тому же кабелю передавать аудио сигналы от любых подключенных к телевизору источников. Например, к входу «HDMI 2» с поддержкой ARC подключена звуковая панель. Затем мы можем подключить Blu-ray плеер к HDMI 1, игровую консоль к HDMI 3, а телеприставку к HDMI 4 и затем можем воспроизводить звук через звуковую панель от любого источника.
Проще всего снять с телевизора звук на проектор с HDMI порта маркированого как ARC, а источники подключить к остальным входам ТВ.
Важно: чтобы настройки HDMI CEC не сбивались, нужно чтобы звуковой проектор никогда не выключался из розетки, то есть только переводился в режим ожидания. При долгом сбое электричества придется заново перенастраивать HDMI CEC! Также лучше параллельно соединить оптическим кабелем с выхода телевизора на вход проектора — тогда при сбросе настроек HDMI CEC проектора звук пойдет от телевизора по оптическому кабелю, но управление громкостью и включением/отключением с пульта телевизора работать перестанет!
В отличие от других звуковых панелей, которые предназначены только для звука, YSP является полноценным стыковочным элементом между плеером и телевизором, если последний подключается через HDMI, то возможно преобразование разных входов и масштабирование видео. Входы, достаточно многочисленные как для видео, так и аудио, соответствуют нуждам требовательных пользователей.
Технология Consumer Electronics Control (CEC) разработана для того, чтобы позволить телезрителю управлять с одного пульта всеми подключенными к телевизору через HDMI и поддерживающими CEC устройствами. Так, например, мы могли бы подключить Blu-ray плеер к телевизору и управлять воспроизведением и меню плеера с помощью дистанционного пульта телевизора.
Оптический интерфейс Toslink (S/PDIF)
Несмотря на то, что HDMI способен передавать звуковой сигнал, не вся техника, которую вы захотите напрямую подключить к телевизору будет иметь порт HDMI. В этих случаях, вы можете получить с телевизора цифровой стереофонический или многоканальный звук с помощью оптического интерфейса, подключив через него звуковую панель или аудио/видео ресивер. HDMI ARC / CEC не всегда работает идеально, так что это потенциально более стабильный вариант. Хотя он не позволяет автоматически включать питание или использовать все функции аудиоустройства с пульта ДУ телевизора.
DVD-проигрыватель без выхода HDMI можно подключить, например, напрямую к звуковому проектору оптическим кабелем и передать сжатый многоканальный звук в DD или DTS в максимальном качестве, предоставив декодирование декодерам проектора. Но тогда отключится управление HDMI CEC в проекторе. А видеосигнал подать на телевизор при помощи трехпроводного компонентного кабеля YUV, YPrPb и YCrCb.
Примечание для настройки многоканальных систем
При размещении акустики мысленно представьте, что место слушателя находится в центре круга, вписанного в помещение. Для размещения акустики вообразите, что круг — это большой циферблат часов и слушатель смотрит на 12 часов. Именно в этом месте должна находиться система центрального канала. (Для простоты мы не будем сейчас обсуждать размещение устройства отображения видеоинформации: плоской панели, телевизора или экрана.) На равном расстоянии от нее слева и справа располагаются фронтальные системы: левая на 11 часов и правая — на 1 час. В пятиканальном режиме (конфигурация 5.1) акустика тыловых каналов должна располагаться в направлении на 4 и 8 часов. То есть линия, соединяющая тыловые системы, проходит на расстоянии 30-80 см за спиной слушателя. Обратите внимание на то, что при этом расстояние до всех систем одинаково. Напольные системы создаются так, чтобы акустическая ось высокочастотного громкоговорителя была на уровне ушей сидящего слушателя — оптимальное положение. Если тыловые системы полочные, то они должны располагаться на высоте около 160 см. На выбор места для сабвуфера (у стены, в углу и т.д.) влияет его конструкция, и в случае необходимости изготовитель указывает оптимальный вариант его использования. В современных ресиверах имеется гибкая система управления басом (Bass management), и в случае использования сабвуфера для воспроизведения сигнала низкочастотных эффектов (LFE) его встроенный фильтр должен быть отключен или выбрана максимальная частота разделения.
Для вариантов 6.1 или 7.1 акустические системы окружающего звука должны быть сдвинуты вперед в направлении 3 и 9 часов. Тыловые каналы располагаются за спиной слушателя: если используется одна система (6.1), то она располагается точно сзади, а если две (7.1) — в направлении 5 и 7 часов.
Dolby Atmos
Dolby Atmos является технологией объектно-ориентированного окружающего звучания, разработанной Dolby Laboratories. Традиционные технологии окружающего звучания записывают и управляют звуком каждого канала. Dolby Atmos записывает аудиосодержимое как коллекцию
многих объектов (комбинацию звуковой информации и информации, связанной с перемещением звуковых позиций) и точно управляет содержимым в зависимости от конкретной среды домашнего кинотеатра для создания акустической среды, более реалистичной и трехмерной, чем когда-либо прежде. Другим преимуществом является возможность записывать звуки, поступающие сверху.
Данная технология первоначально была разработана для кинотеатров, но может применяться также с домашними устройствами. Содержимое Dolby Atmos предоставляется в формате Dolby True HD, включающем потоки Dolby Atmos, или в формате Dolby Digital Plus.
Dolby Digital
Это сжатый формат для 5.1-канального звука. Формат разработан компанией Dolby Laboratories и широко используется для записи DVD-дисков.
Dolby Digital EX
Технология делает возможным 6.1-канальное воспроизведение для источников в формате Dolby Digital EX. 5.1-канальная технология Dolby Digital расширяется дополнительным тыловым каналом окружающего звучания.
Dolby Digital Plus
Это формат сжатия аудиоданных для 7.1-канального воспроизведения, разработанный компанией Dolby Laboratories. Он полностью совместим с форматом Dolby Digital и воспроизводится на аудиосистемах с поддержкой Dolby Digital. Его также часто используют при записи дисков Blu-ray.
Dolby Surround
Эта технология окружающего звучания была разработана Dolby Laboratories для расширения 2–7.1-канального содержимого в соответствии с параметрами конкретных звуковых систем воспроизведения. Она не только обеспечивает воспроизведение содержимого Dolby Atmos, но также расширяет традиционное звуковое содержимое до окружающего звучания, добавляя звук высотных каналов для получения окружающего 3D-звучания.
Dolby TrueHD
Эта передовая технология обработки аудиосигналов, разработанная компанией Dolby Laboratories для носителей на основе дисков высокой четкости, позволяет добиться звучания, которое в точности соответствует студийной записи даже при воспроизведении в домашнем кинотеатре. Технология поддерживает одновременно до восьми дискретных каналов с характеристиками 24 бит / 96 кГц (до шести дискретных каналов с характеристиками 24 бит / 192 кГц) и часто используется при воспроизведении дисков Blu-ray.
Внимание! При копировании этой авторской статьи или её части обязательно указывайте этот первоисточник