swatch что за бренд
История Swatch: как ливанский кризис-менеджер возродил из пепла часовую промышленность Швейцарии
Воскресный спецпроект «Реального времени» — удивительные истории мировых торговых марок
Швейцария известна всему миру благодаря четырем вещам: часам, банкам, шоколаду и горнолыжным курортам. Но не все знают, что один из столпов, прославивших это небольшое государство в Центральной Европе, пошатнулся и мог никогда больше не восстановиться в 70-х годах прошлого века, когда на швейцарских часовщиков обрушился беспощадный «кварцевый кризис». На мировой рынок хлынула масса в разы более дешевых и современных кварцевых часов азиатского производства, практически вытеснившая «старомодные» и неимоверно дорогие механические модели. Чопорные швейцарцы до последнего не шли на уступки времени, чуть не похоронив всю часовую промышленность страны. История ливанца Николаса Хайека, создателя Swatch и человека, вернувшего былую славу швейцарским часовщикам, — в материале «Реального времени».
Ливанский кризисный менеджер заходит на часовой рынок
Николас Джордж Хайек родился 19 февраля 1928 года в столице Ливана Бейруте в довольно зажиточной семье врачей. Его отец Сэм Хайек был профессором Независимого Американского университета. Когда будущему основателю крупнейшего в мире производителя часовых механизмов было семь лет, вся семья переехала в Швейцарию. О времени юности Хайека известно не так много. С 12 лет он жил и учился во Франции, в 1948 году, окончив физико-математический факультет Лионского университета, вернулся к семье в Цюрих.
Свою карьеру Хайек начал в крупнейшей цюрихской перестраховочной компании Swiss Re в качестве актуария — специалиста по управлению финансовыми рисками. Фактически он был сторонним экспертом, который оценивал финансовые системы крупных компаний и занимался управлением их активами. В 1951 году 22-летний Хайек женился на Марианне Мецгер, дочери влиятельного швейцарского промышленника Эдуарда Мецгера. Год спустя, когда его тесть пережил инсульт, он был вынужден оставить работу в Swiss Re и на какое-то время взять себя управление семейным бизнесом — сталелитейным производством и обувной фабрикой.
В 1963 году в Цюрихе Николас Хайек основал собственную консалтинговую компанию Hayek Engineering. Очень быстро он стал уважаемым и востребованным специалистом в европейских бизнес-кругах. Хайек с неизменным успехом проводил оценку и оптимизацию компаний-клиентов, его «реформы» всегда приносили свои плоды, а в списке клиентов со временем появились влиятельнейшие холдинги того времени, включая Nestle. Одним из его главных принципов была вера в силу человеческих ресурсов, он понимал, что самый редкий и ценный ресурс — грамотный топ-менеджмент компании. К 1979 году у Hayek Engineering было порядка 300 клиентов в десятках стран мира.
В начале 80-х годов якорный швейцарский сегмент промышленности — производство люксовых часов — оказывается в глубоком кризисе. Индустрия, все еще делавшая ставки на традиционные механические механизмы, безнадежно отстала от времени и не обратила никакого внимания на «кварцевую часовую революцию». В 1969 году японский производитель Seiko выпустил на рынок первые кварцевые часы — Seiko 35 SQ Astron. Более компактные кварцевые механизмы были в разы дешевле и доступнее для основной массы покупателей. Позднее к Seiko присоединились и другие компании — Citizen, Pulsar, азиатские промышленники мигом ухватились за возможность очистить рынок от недавнего монополиста.
Конечно, швейцарцы не собирались сдаваться без боя: в 1979 году завод ETA, входящий в крупную часовую компанию ASUAG, выпустил первый прототип супертонких кварцевых часов Delirium Tremens толщиной 1,98 мм. Компоненты часового механизма в новой модели располагались в одной плоскости внутри корпуса. В то время это был рекордный показатель даже в сравнении с разработками Seiko. К большому сожалению швейцарцев, Delirium Tremens так и не нашли своего покупателя, тонкий металлический корпус гнулся от малейшего давления, а переход на пластик для ASUAG был равносилен измене вековым традициям часового дела.
Практически никто уже не был готов переплачивать только за гравировку «Swiss Made». Когда огромное количество дешевых цифровых кварцевых часов из Азии заполонило мировой рынок, почтенные швейцарские бренды начали банкротиться один за другим, теряя клиентов. По данным Independent, к 1980 году Япония стала вторым в мире производителем часов после Гонконга. «Держа марку» и отказываясь снижать цены, швейцарские часовщики окончательно упустили все массовые сегменты и уже занимали менее 10% мирового рынка. По иронии судьбы большая часть оборудования обанкроченных швейцарских компаний, проданного за гроши, попала в Гонконг и стала основой дешевого азиатского производства.
Посреди разгорающейся трагедии 51-летний Николас Хайек, к тому моменту уже сделавший себе имя непревзойденного кризис-менеджера, получает неожиданное предложение. В 1980 году правительство назначает группу швейцарских банков, которым поручено взять под контроль динамику состояния часовой индустрии страны, два основных производителя которой, компании ASUAG и SSIH, находятся на грани банкротства. Банкиры решают заказать оценку в Hayek Engineering. Есть мнение о том, что роль Хайека заключалась в том, чтобы проконтролировать ликвидацию ASUAG и SSIH с наименьшими потерями, распродав имущество двух часовых фирм. Однако некоторые влиятельные европейские СМИ оспаривают эту точку зрения, говоря о том, что на сегодняшний день достоверных доказательств этому нет.
Николас Хайек, 1979 год. Фото wiki.wildberries.ru
Как бы то ни было, Хайек взялся за исследования. Технологии компании SSIH, существовавшей с 1930-х, не имели себе равных до 1957 года, но после неудачных кадровых перестановок фирма перестала адаптироваться к тенденциям и новым потребностям рынка, что через 10 лет обернулось для нее крахом. Флагманские, легендарные бренды SSIH — Omega и Tissot — стали заложниками своего чересчур консервативного имиджа. С ASUAG произошла аналогичная ситуация. Вдобавок ко всему холдинг тянули вниз более сотни принадлежащих ему отдельных компаний, часть из которых были просто неликвидными. Каждая занималась собственным маркетингом, исследованиями и разработками, на деле впустую сливая миллионные бюджеты.
Отчет Хайека выявил следующее: у швейцарских часовщиков были большие проблемы с продуктовой политикой и дистрибуцией, а также устаревшая модель менеджмента, которую срочно нужно было оптимизировать. При всем при этом Хайек полагал, что после некоторых преобразований индустрия может вернуть конкурентоспособность. Первая рекомендация консультанта состояла в слиянии ASUAG и SSIH и избавлении обеих групп компаний от «лишнего груза» в виде угасших брендов и убыточных периферийных производств.
В 1983 году слияние состоялось, и был зарегистрирован новый холдинг — Sociеtе Suisse de Microеlectronique et d’Horlogerie или просто SMH. В 1984 году Хайек приобретает контрольный пакет акций холдинга и становится его генеральным директором.
Second watch — инновации, провокации, веселье. Навсегда!
Первое, что сделал Хайек, возглавив SMH, это перепрофилирование бюджетов и инвестиции. Значительные средства он вложил в автоматизацию и стандартизацию всех входящих в холдинг производств — часовых деталей и компонентов оснастки механизмов. Это привело к экономии и повышению качества выпускаемой продукции, так как производство стало более централизованным, а детали проектировались так, чтобы быть взаимозаменяемыми во всех брендах. Второй пункт стратегии бизнесмена был гораздо более дерзким и амбициозным…
Поддержка легендарных часовых брендов под куполом SMH была очень затратным делом, поэтому, прежде чем возрождать их, компании нужны были прибыли. Вместо того, чтобы вступить в очередной раунд сражений за свое место на часовом рынке, Хайек решил создать новый сегмент — доступных, но в то же время стильных швейцарских часов. Это должен был быть модно ориентированный продукт, который был бы настолько доступным и популярным, чтобы это приводило к повторным покупкам. Больше того, Хайек прекрасно осознавал, что для того, чтобы вернуть моду на классику (те же Omega и Tissot), этот новый супермодный прорывной бренд должен быть оснащен классическим дисплеем, а не цифровым — сохранение циферблата было крайне важным.
Фабрика Breguet. Фото journal.hautehorlogerie.org
Двум инженерам завода ETA, Эльмару Мока и Жаку Мюллеру, в конце 70-х разработавшим супертонкую модель Delirium Tremens, было поручено создать новые кварцевые часы, значительно упростив часовой механизм, что позволило бы снизить затраты на производство и, соответственно, выходную цену модели. Разработчики создали SF50 — прототип новой модели кварцевых аналоговых часов, механизм которых состоял всего из 51 детали против 151 детали моделей японской Seiko. Корпус часов решено было сделать пластиковым.
Цену нового изделия удалось существенно снизить, но для успешного захода нового бренда этого было мало, ведь азиатские производители тоже делали привлекательные ценовые предложения. По большому счету, конечному покупателю было все равно, сколько деталей включает часовой механизм, нужна была «вкусная обертка», нужна была идея. И вскоре она появилась. По задумке Хайека, часы должны были из обязательного атрибута каждого джентльмена переквалифицироваться в модный аксессуар, стать «вторым галстуком», портмоне, сумкой или ремнем, тем, что человек меняет каждый день в зависимости от ситуации, времени года и… настроения. Тогда были написаны слоганы для рекламных кампаний новых брендов: «Мода, которая тикает», «Образец сезона», «Часы как стиль жизни».
Новая модель получила название Swatch. Существует несколько версий происхождения наименования бренда. Согласно одной из них, Swatch появился в результате желания Хайека вернуть моду на швейцарские часы и означает не что иное, как сокращение от Swiss watch. По официальной же легенде компании, Swatch следует читать и понимать как second watch — «вторые часы» или «часы на каждый день».
Марка была ориентирована в первую очередь на модных молодых людей. Чтобы угнаться за всеми модными течениями и удовлетворить самые смелые запросы целевой аудитории, новые часы должны были быть по-настоящему сенсационными. Хайек принимает рискованное решение — он дает своим дизайнерам полную свободу творчества.
Привычные кожаные или металлические ремешки наручных часов были очень ограничены в цветовой палитре, циферблаты и даже форма стрелок обычно были стандартными у каждого бренда, поскольку часы приобретались один раз на много лет и должны были быть универсальными. На их фоне десятки дизайнов пластикового корпуса, циферблата и ремешка Swatch были буйством красочных и дерзких решений. Для Swatch часовой механизм был пустым холстом, на котором дизайнеры могли разместить все, что пожелают, не было абсолютно никаких правил — фотография, печать, рисунки и даже карикатуры.
Часы Swatch 1983 года. Фото wiki.wildberries.ru
Новейшая история Swatch Group
Нужно сказать, что прогрессивный и экстравагантный, а самое главное, действенный подход Хайека не встретил одобрения со стороны консервативного часового сообщества Швейцарии. Предприниматель, со временем ставший настоящим фанатом часов, носил по 3-4 экземпляра на каждой руке и был живым рекламным щитом своей продукции. Его продолжали называть дилетантом, который оказался в индустрии по нелепому стечению обстоятельств. Очень скоро Хайек заставит всех их передумать и признать его гений.
Руководитель SMH, следуя собственному плану, учредил плоскую корпоративную структуру с формальной иерархией. Он призвал сотрудников любой ступени обращаться к нему напрямую со своими идеями и всячески поощрял инновации. Хайек считал, что строгая иерархия душит хорошие идеи и убивает предпринимательскую атмосферу. «Каждый раз, когда идея должна продвинуться на один шаг вверх по корпоративной лестнице, есть вероятность, что она застрянет или значительно потеряет в весе. Организационная структура — самая бесчеловечная вещь, которую когда-либо изобретали», — цитирует Хайека The Telegraph.
Марка выпускала по несколько коллекций в год, быстро создавая коллаборации с современными художниками для создания ограниченных коллекционных произведений. Первым в 1984 году стал графический дизайнер Кики Пикассо, в дальнейшем со Swatch сотрудничали десятки мастеров визуального искусства. Некоторые из их произведений, такие как коллекция One More Time Альфреда Хофкунста 1991 года, перенесли часы в место, где они никогда раньше не были. Капсула состояла из трех часов, напоминающих огурец, перец чили, бекон и яйца. Их реализовывали только в высококлассных продовольственных магазинах и обычно распродавали за три часа.
Маркетинг Swatch был таким же инновационным, как и его дизайн. Swatch специализировался на событийном маркетинге, спонсируя и выпуская лимитированные коллекции, например для чемпионата мира по брейк-дансу в Нью-Йорке и на тот момент новых спортивных направлений — сноуборда и катания на горных велосипедах. Все это давало свои плоды: в 1984 году компания продала почти вдвое больше своей цели — 4 млн часов, а к 1986 году их продажи выросли более чем до 12 млн экземпляров.
В 90-е годы бренд активно работал над функционалом и расширением вариаций своих часов. В 1993 году модель MusiCall была оснащена будильником, а модель AquaChrono вышла на рынок с функцией хронографа и водонепроницаемостью на глубине до 200 метров. Более консервативная линейка Irony 1994 года включала часы со стальным или алюминиевым корпусом.
В 1996 марка Swatch, следуя общемировым тенденциям, присоединилась к «лицензионному буму», во время которого ведущие мировые модные дома подписывали контракты с производителями часов на выпуск собственных коллекций. Так компания наладила выпуск линии часов Calvin Klein. В 1996-м также началось развитие сети фирменных магазинов Swatch сначала в Европе, а затем и по всему миру. В том же году, по данным Independent, в швейцарском Гренхене завод ETA выпустил 200-миллионные часы Swatch.
Николас Хайек с дочерью Найлой. Фото wiki.wildberries.ru
В 1998 году, отдавая дань памяти бренду, который помог швейцарской часовой индустрии снова подняться и дал шансы на выживание легендарным брендам, обеспечив им финансовую подушку безопасности, Хайек переименовывает SMH в Swatch Group. В 90-х холдинг расширяет портфель брендов и приобретает Breguet и Blancpain.
В 1995 году дочь Хайека Найла вошла в состав Совета директоров Swatch Group, а в начале 2010 года она стала заместителем председателя правления. Единственный наследник Хайека, Николос-младший, стал генеральным директором Swatch Group в 2003 году. В течение семи лет, до самой смерти 30 июня 2010 года, Хайек оставался председателем совета Swatch Group, после чего его сменила дочь. Семья Хайек и сейчас остается у руля холдинга.
На данный момент в Swatch Group входит 18 часовых брендов, в числе которых Breguet, Harry Winston, Blancpain, Omega, Longines и Tissot. Рыночная капитализация группы достигла почти €13 млрд. В мире насчитывается уже порядка двух тысяч фирменных магазинов Swatch. По данным The Telegraph, по итогам 2018 года прибыль компании превысила €550 млн.
О бренде Swatch
История марки Swatch началась в 1983 году в Швейцарии. За несколько лет до этого, в середине 70-х, на часовую промышленность обрушился так называемый «кварцевый кризис». Швейцарские бренды, специализирующиеся на производстве дорогих механических часов, испытывали огромный стресс из-за давления на них японских компаний, наводнивших рынок недорогими кварцевыми часами. Швейцарские часы могли не пережить этого, и просто исчезнуть как вид…
От кризиса к успеху
Ситуацию исправил предприниматель Николас Джордж Хайек. Он выкупил и объединил два швейцарских часовых холдинга: ASUAG и SSIH и создал новую компанию – Swatch, от second watch, «вторые часы». Главной идеей Хайека было создать простые швейцарские часы «на каждый день», которые смогут позволить себе не только богачи, но и самые обычные люди.
Реклама – двигатель прогресса
Будучи человеком прогресса, Николас Джордж Хайек сделал ставку на рекламу. И снова попал в точку. Созданием рекламных кампаний для Swatch занимался лучший маркетолог того времени – Жак Ирнигер, работавший до этого с такими брендами, как Colgate и Nestle. Именно он придумал современную, модную и довольно агрессивную рекламную кампанию. Для запуска бренда в Германии, Японии и Испании была создана своя стратегия: гигантские 165-метровые часы висели на крупнейших городских небоскребах.
Кстати, запись о Swatch есть в Книге рекордов Гиннеса. В Книгу занесены огромные часы, которые были помещены в качестве рекламы на небоскреб Commerzbank во Франкфурте в 1984 году.
Результат не заставил себя долго ждать: яркие и непохожие часы Swatch стали предметом культа у коллекционеров. Был даже создан клуб «Collectors of Swatch», в котором состояло почти 75 000 человек.
Большое внимание в Swatch уделяли спонсорским проектам. Упор делался на молодежь и то, что ей интересно: марка поддерживала самые разные виды спорта – от сноубординга и мотокросса до пляжного волейбола и брейк-данса. Кроме того, с самого начала бренд был спонсором крупных спортивных мероприятий, среди которых «Кубок мира по фристайлу», «Чемпионат мира по сноубордингу» и Олимпиады.
Коллекции Swatch
Первая коллекция Swatch вышла в 1983 году и состояла из двенадцати моделей. Изначально цены на часы варьировались от 39,90 до 49,90 швейцарских франков, но уже осенью того же года все часы стали стоить ровно 50 франков. Культовой для Swatch стала прозрачная модель Jelly Fish. Также нельзя не отметить модели Raspberry, Ice Mint и Banana из ароматной линейки Granita di Fruta: часы пахли малиной, мятой и бананом.
Коротко об основных линейках Swatch:
Swatch Originals
Часы в пластиковом корпусе, доступные в различных цветах, размерах, формах и конструкциях.
Swatch Skin
Самые тонкие часы Swatch, диаметр корпуса которых составляет всего 3,9 мм. Позже Swatch Skin вошли в Книгу рекордов Гиннесса, как самые тонкие в мире пластиковые часы.
Pop Swatch
Главная особенность заключается в циферблате часов, который может крепиться на джинсы, куртку, кепку и любой другой предмет одежды.
Swatch Chrono
Первые часы Swatch с секундомером, впервые представленные в 1990 году.
Swatch Scuba 200
Часы для дайвинга с водонепроницаемостью до 200 м.
Swatch Stop
Cпортивные часы, в которых часовая и минутная стрелка также используются как секундомер.
Swatch Irony
Часы в металлическом корпусе. В линейке представлены не только кварцевые, но и механические часы с автоподзаводом.
Swatch Bijoux
Ювелирная линия, выпущенная в сотрудничестве с брендом Swarovski.
Swatch Digital Touch
Линейка была запущена в 2011 году, и получила свое название от технологии сенсорного экрана. В линейке представлены различные модели с дисплеем разных цветов, включая подсветку для чтения в темноте.
Swatch Bellamy
Кварцевые часы, оснащенные микросхемой NFC для бесконтактной оплаты.
Swatch Sistem51
В 2013 году Swatch представили «первый в мире механический механизм с полностью автоматизированной сборкой». В часах установлен 51 компонент, есть автоматический завод и 90-часовой запас хода.
Swatch и искусство
Бренд Swatch всегда тесно сотрудничал с деятелями искусства. Первая коллекция Swatch Art Special увидела свет в 1985 году, и была разработана совместно с художником Кики Пикассо (настоящее имя Кристиан Шапиро). Позже у Swatch были коллаборации с такими художниками и дизайнерами как Кит Харинг, Вивьен Вествуд, Джереми Скотт и многими другими. Кроме того, марка всегда поддерживала молодых художников и музыкантов.
Не менее культовой стала модель, созданная с режиссером Педро Альмодоваром. Женская модель Despite украшена ярким цветочным орнаментом и сочетает в себе элементы разу двух высоких стилей: испанского барокко и ар-деко. На красном-зеленом фоне циферблата изображен цветок с летящими белыми лепестками, поверх которых нарисованы ярко-синие «перья». А орнамент из бусин на ремешке напоминает мозаику, которой покрыты полы в маленьких церквушках или плитку во внутренних двориках испанских домов.
В 2019 году Swatch совместно с японским брендом уличной одежды показали совместную капсулу. Пять из шести моделей семейства Swatch Big Bold (ВВ) посвящены мировым столицам, а последняя пара – всему миру.
Швейцарское качество часов Swatch, яркий дизайн и низкая цена
Швейцарские часы обычно занимают место в более дорогом сегменте рынка. Однако бренд Swatch использовал другой подход – низкая цена, но то же высокое качество, включая точность кварца, водостойкость и ударопрочность. Маркетинг – главная причина успеха пластиковых часов. Свотч сделал их модным аксессуаром, который меняется каждый сезон. Цель состоит в том, чтобы предложить часы для каждого в любой момент его жизни. Перефразируя слова Николаса Хайека, основателя компании, можно сказать так:
«Swatch это о провокационных цветах и отказе от условностей. Бренд создан для богатых и для бедных, для мужчин и женщин, для молодых и старых».
Швейцарские часы по доступным ценам
В 1980-е годы в мире часов случилась настоящая революция. На первое место вышли кварцевые механизмы, а с ними такие японские компании, как Seiko и Citizen. Швейцария в какой-то момент потеряла лидерство, и это решил исправить предприниматель Николас Джордж Хайек. Он говорил не о том, что находится внутри часов, а о том, что снаружи. Акцент сместился на новую модную эстетику. Николас показал всему миру главенство дизайнов.
Первые часы создал Эрнст Томке вместе с командой инженеров. В моделях 1983 года использовалось гораздо меньше компонентов, чем в стандартных механических версиях того времени. Каждая из них имела 51 деталь взамен 100, что сделало сборку на 80% дешевле. Расчет был на то, что новые изделия восстановят долю рынка, потерянную швейцарскими производителями во время кризиса.
Вскоре Николас Хайек решил выкупить контрольный пакет акций у двух компаний: ASUAG и SSIH. Под их крылом находились такие марки часов, как Omega, Tissot, Rado и Longines. Взамен них Николас создал The Swatch Group Ltd.
Следующим шагом стала реклама. Был нанят лучший маркетолог Жак Ирнигер, работавший с Colgate и Nestlé. Агрессивная рекламная кампания использовала современную, модную мистику Своч. Часы, выполненные в бесконечных ярких, притягательных дизайнах, в итоге стали предметом культа у коллекционеров. Был даже создан клуб «Collectors of Swatch», который собрал 74 500 членов менее чем за два года. К слову, название марки расшифровывается очень просто: Second Watch. Хотя многие предполагают, что имелось в виду Swiss Watch.
Для запуска бренда в Германии, Японии и Испании была создана своя стратегия. Гигантские 165-метровые часы повесили на городских небоскребах. Также тщательно продумывалось спонсорство. Упор сделали на молодежь с поддержкой сноубординга, скейтбординга, лыж, мотокросса, пляжного волейбола и брейк-данса. С самого начала бренд был спонсором спортивных мероприятий, таких как Кубок мира по фристайлу, Чемпионат мира по сноубордингу и Олимпиады, создавая свою команду Swatch Proteam. Гениальность Хайека состояла и в том, что он не хотел полагаться на один бренд. Swatch Group приобрела марки Blancpain, Breguet, Harry Winston и выпускала часы для Calvin Klein и Balmain.
Модели часов Swatch
Первая коллекция 83 года из двенадцати моделей была представлена в Цюрихе, Швейцария. Первоначально цена варьировалась от 39,90 до 49,90 швейцарских франков, но осенью того же года стала ровно 50. Особо яркий след Свотч оставил в истории благодаря прозрачной модели Jelly Fish. Также были Raspberry, Ice Mint и Banana в ароматной серии Granita di Fruta. Часы пахли малиной, мятой и бананом. Затем вышли Frische Fische – для каждого релиза всегда придумывалось особое название.
Самые знаковые коллаборации
Еще одним важным аспектом успеха стало сотрудничество с деятелями искусства. Первая коллекция Swatch Art Special была разработана Кики Пикассо. В последующие годы марка поддерживала авангардных музыкантов, модные события и выставки, а также делала коллаборации с такими художниками и дизайнерами как Кит Харинг, Вивьен Вествуд, Джереми Скотт и Маниш Арора.
Вторым этапом стали коллекции с режиссерами. Часы Eiga-Shi от Акиры Куросава были украшены лучами бронзового и серебристого цвета, которые выглядят как ресницы. Ремешок разделен на одну синюю и вторую красную сторону. Модель, созданная Педро Альмодоваром, пропитана цветом и украшена изящными завитками. Выполненные из легкого пластика, часы имеют в дизайне элементы испанского барокко и ар-деко.
Творческих выпусков у Своч было действительно много. Последней на данный момент стала коллаборация с брендом Bape, анонсированная в июне 2019 года. В комплекте с одеждой вышла коллекция часов с новой моделью Swatch Big Bold, которая может похвастаться внушительным циферблатом. На ней нанесены названия различных крупных городов. Один город выделен красным цветом вверху, чтобы обозначить место, которое служило вдохновением. Среди них лондонская черно-красная итерация, парижское синее, красное и белое издание, черно-белая версия FIRST CAMO и классический зеленый камуфляж.
Очки Swatch
Первые очки марки дебютировали в Германии, Австрии и Швейцарии в 1991 году. Они были изготовлены по лицензии Свотч компанией Ferdinand Menrad из немецкого города Швебиш-Гмюнд. Сегодня линейка включает более 30 дизайнов, от классики до ретро. Они явно сфокусированы на современном образе жизни.
В 2016 году итальянские создатели очков Safilo подписали соглашение со Своч. Запуск коллекции поддержан слоганом «I ALWAYS WANT MORE LOOKS». Swatch The Eyes, так называется линейка, включает оправы различных форм из полиамида, а линзы – из поликарбоната с защитой от ультрафиолета. Вновь оригинальностью отличаются не только сами модели, но и их названия: глаза Гаспара, Массимо, Сильвии, Ванессы и так далее. Саму часть с линзами можно менять за счет специальной упоры на дужках.
«Воссоздание истории успеха в очках через переосмысление этой категории – захватывающая задача. Swatch всемирно признан как бренд стиля жизни, выразительный и значимый в том, как он отражает тенденции. Помимо часов, очки также принадлежат к тем категориям продуктов, которые нравятся покупателям, потому что они объединяют веселье, стиль и эмоции. Safilo – это партнер, предлагающий мастерство высочайшего качества, и мы рады объединить усилия с ними», – сказал Ник Хайек младший, сын основателя бренда.
Swatch в суде
В последнее время у Свотч дела идут отлично. По данным на 2018 год оборот компании достиг рекордных 4,27 миллиарда швейцарских франков. Она продолжает создавать новые дизайны. Однако зимой 2019-го бренд столкнулся с проблемой. В каталоге Galaxy Apps от Samsung появились загружаемые дизайны часов, в точности повторяющие внешний вид некоторых моделей Longines, Omega, Swatch и Tissot, входящих в группу Своч. Они доступны для Samsung Gear Sport, Gear, S3 Classic и Frontier.
Швейцарская марка утверждает, что более 30 циферблатов Samsung были «идентичны или практически идентичны» уже имеющимся товарным знакам, зарегистрированным за ними. Она обвиняет корейцев в недобросовестной деловой практике и в том, что скопированные проекты могут ввести клиентов в заблуждение, полагая, что Samsung и Swatch заключили сделку. Несмотря на то, что бренд признал часть вины, некоторые из дизайнов все еще доступны.
«Ввиду неадекватного ответа Samsung разумно сделать вывод, что ответчики будут продолжать использовать товарные знаки и тем самым причинять дальнейшие убытки и ущерб компаниям Swatch Group», – пишут представители бренда.
Они призывают к судебному разбирательству в Нью-Йорке, требуя 100 миллионов долларов в качестве компенсации. Дело проходит в США именно потому, что там зарегистрированы товарные знаки.
Это не первый суд у Свотч. Разбирательство с ювелирной компанией Tiffany & Co. тянулось с 2011 по 2017 год. Тогда производитель часов обвинял их в «систематическом блокировании и задержке развития бизнеса». Дело в том, у компаний было заключено лицензионное соглашение, согласно которому Swatch производил и продавал часы под именем Tiffany. Марка в свою очередь должна была продвигать часы, выставляя их на видном месте в своих магазинах и тратя средства на рекламу. По словам Swatch Group, они сделали очень мало или ничего из этого. В итоге суд постановил компенсацию в 405 миллионов долларов в пользу бренда часов.