synthwave что это за жанр
Synthwave что это за жанр
Один из самых популярных «вдохновителей» для многих синтвейверов — кинорежиссер Джон Карпентер.
Синтвейв — это относительно новое музыкальное направление, каждый трек которого — дань уважения поп-культуре 80-х и сознанию того времени. Соединяя в себе элементы современной электроники с характерным звучанием саундтреков того периода, синтвейв переносит слушателя в фильмы Джона Карпентера и напоминает работы таких композиторов как Вангелис, Харольд Фальтермайер и группы Tangerine Dream, основателей Берлинской школы электронной музыки.
Несмотря на то, что жанр существует в основном на просторах интернета, его самые яркие представители стали все чаще выбираться к поклонникам в реальный мир и устраивать мировые туры. Их выступления не отличаются импровизациями, свойственными живой музыке, но, кажется, слушателям этого и не надо. Они с удовольствием погружаются в комбинацию ретро-музыки, видеоряда из любимых старых фильмов и застилающего танцпол яркого света.
Чем же привлекает людей эта, казалось бы, охватывающая слишком многое ностальгия? У любимчика фанатов «темного» синтвейва, 24-летнего парижанина Perturbator свой ответ на этот вопрос:
«На самом деле довольно сложно выделить что-то конкретное. Меня влечет эта пессимистичная, но вызывающая благоговение атмосфера. Она как будто устарела, но может поговорить о чем-то вечном, о будущем. Она загадочна и оторвана от реальности, но, тем не менее, напоминает нам о темных аспектах нашей действительности».
Все началось в середине 2000-х после робких попыток французских электронщиков примешивать в свою музыку атмосферу киносаундтреков 80-х. В скором времени получившийся звук окрестили «французским хаусом» и новоиспеченная сцена стала обрастать музыкантами, концентрирующимися на ретро-звучании.
«Дилэй» на вокале, «реверб» на барабанах, арпеджиаторы и преимущественно синтезаторное звучание в целом. В свое время на этих столпах был построен синт-поп, который очень быстро набрал популярность в 80-х, заражая своим звучанием остальные направления электроники.
Затем, в 2011 все это дело вынес на орбиту фильм Николаса Виндинга Рефна «Драйв», с Райаном Гослингом в главной роли. Картина была наполнена очаровательными, но в то же время мрачными ощущениями, завернутыми в музыку пионеров синтвейва: Kavinsky, Electric Youth и College. Бесконечное пустое шоссе, мускульные автомобили, ночной город, освещенный неоновым светом, одинокий молчаливый водитель, защищающий девушку от толпы негодяев. Эти каноничные и до боли знакомые образы давно не демонстрировались мейнстриму в таком чистом, сжатом виде, с минимумом слов.
После выхода «Драйва» музыкальная синтвейв-сцена начала быстро расти, и спустя шесть лет концепция, именуемая «synthwave», «retrowave», «futuresynth» и «outrun» переросла в настоящий культ. Нет, определенное сообщество почитателей ретро существовало всегда, но, кажется, только с приходом в моду синтвейва, оно научилось говорить с окружающими. Еще недавно неизвестные Perturbator, Carpenter Brut, Mega Drive, Dynatron и многие другие музыканты стали его голосом. Армия любителей мысленно возвращаться на тридцать лет назад повернула свои головы в сторону музыкантов и доверила им свою ностальгию.
«Я сам до конца не понимаю, каким образом транслирую эти образы в музыку. Я просто использую нестандартную палитру звуков, которая может напомнить вам один из тех странных сай-фай фильмов, что вы видели в детстве».
Как известно, кино как не что другое передает дух определенного времени, а о 80-х есть, что вспомнить. Период был под завязку набит событиями мирового мастштаба, революциями и катастрофами. У людей постоянно менялась жизнь, а, следовательно, и картина будущего.
Прежде всего, десятилетие сопровождалось огромным научно-техническим прогрессом. В 81-ом был выпущен первый массовый персональный компьютер IBM, а четырьмя годами позже первая Windows. Motorola развивала мобильные телефоны и делала все возможное, чтобы они стали доступны рядовому потребителю.
Видеоигры также вышли на новый уровень. В 85-ом году на американский рынок пришла компания Nintendo и представила свою приставку NES, тем самым официально выведя игровую индустрию из недавнего тяжелого кризиса.
Своя революцию бушевала и в музыкальной индустрии – началось производство компакт-дисков. Появился MTV, а Мадонна и Майкл Джексон гремели на весь мир, заполняя новые страницы в книге рекордов Гиннеса. Развитие технологий сделало запись музыки доступней для окружающих. Как результат – количество низкокачественных записей выросло в разы.
Не стоит забывать и об интернете, хотя его уровень в 80-е был крайне далек от сегодняшнего. Использовался он в основном для обмена электронной почтой, и, благодаря разработке протокола IRC, только-только стало возможно общаться друг с другом в реальном времени посредством чатов. Однако и этой маленькой искры прогресса хватало, чтобы взбудоражить умы людей и позволить им представлять кибернетизированное будущее с разгуливающими по улицам роботами.
Одновременно с необыкновенными высокотехнологичными перспективами приходил и страх. Страх неизведанного, страх обездушивания, страх того, что когда-нибудь человек и вовсе потеряет контроль над происходящим.
28 января 1986-го на 73 секунде полета взорвался космический челнок «Челленджер», что привело к гибели семи членов экипажа. В том же году тремя месяцами позже произошла авария на Чернобыльской АЭС. И это не говоря уже о том, что лейтмотивом всех 80-х было обострение отношений между СССР и США. Хотя в 89-м году холодная война была официально прекращена, и Берлинская стена пала, все десятилетие затянувшийся конфликт будоражил миллионы впечатлительных голов, так и представляющих двух глав государств, нажимающих красные кнопки и обрушивающих друг на друга ядерные удары.
Прибавить к этому открытие ВИЧ-инфекции. Не трудно представить, почему в сознании людей порой формировалась мрачная и утрированная картина: как будущего, так и настоящего.
При этом 80-е отличались большой творческой свободой. Любые домыслы, фантазии и рефлексии на происходящие события в мире тут же шли в дело. В сериалы, мультфильмы, комиксы, книги и особенно в кино. Все уходило в творчество, иногда в самом карикатурном и несуразном виде. Все было пропитано духом экспериментов, любой контраст тут же рождал очередного героя поп-культуры, икону для подражания молодежи. Было гораздо меньше предубеждений и цензуры, а дух первооткрывательства позволял не бояться оказаться вне тренда.
Несмотря на расцвет в этот период таких режиссеров как Стивен Спилберг и Джордж Лукас, синтвейв-музыканты, прежде всего, вдохновляются другими кинодеятелями. Чуть ли не символом всего направления для них стал «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта с Харрисоном Фордом в главной роли. Фильм получился идеальным сочетанием киберпанк-антиутопии с мрачным трагичным сюжетом, завернутый в драму и научно обоснованную философию.
Другим каноничным источником вдохновения стал японский мультфильм «Акира». Нео-Япония, гонки на мотоциклах будущего, сверхъестественные способности и молодежный дух сопротивления правительственной системе пришлись по душе западной публике в 88-ом и собрали гигантскую кассу в 49 миллионов долларов.
На 80-е пришелся также расцвет хорроров и слэшеров и на его фоне нельзя не упомянуть культового режиссера Джона Карпентера. Каждый уважающий себя синтвейв-артист просто обязан хотя бы раз использовать в своей музыке аудио из «Нечто», «Хэллоуин», или «Чужие среди нас».
Услышав среди электронных грувов и синтезаторных басов знакомые реплики, слушатель моментально погружается в нужный образ.
Видеоигры подъем синтвейва на себе тоже, разумеется, почувствовали. Два самых очевидных примера – Hotline Miami и шутер Far Cry 3: Blood Dragon. В первом случае разработчики Dennaton Games выступили в роли распространителей вайба 80-х, ювелирно собирая саундтрек из композиций независимых современных музыкантов. В комбинации с пиксельной графикой, жестоким скоростным геймплеем и нескрываемым сходством игры с фильмом «Драйв», синтвейв сработал еще лучше, и после прохождения очарованные игроки отправлялись на страницы музыкантов на Bandcamp за новой порцией музыки.
Среди остальных — проекты самых разных жанров от action-RPG вроде Defragmented до грядущего кинематографичного платформера (тут приходится утрировать) The Last Night, выполненного в духе Another World и Flashback. А еще есть совершенно особенная вещь под названием Furi — шикарная игра с подборкой синтвейва не хуже, чем в Hotline Miami.
С кино дело обстоит сложнее. Очень непросто привнести в фильм что-то помимо характерной музыки, не превратив картину в трибьют.
Впрочем, некоторые делают ставку именно на это. Пожалуй, самые видные примеры нового кино, восславляющего ретрокультуру – это «Турбо пацан» и Kung Fury. И если первый на самом деле можно назвать стильным полноценным фильмом, несмотря на обилие клише, то Kung Fury —доведенная до абсурда юмористическая пародия. Кстати говоря, оба фильма оказались весьма успешными – ждите сиквелов в ближайшие несколько лет.
Что касается «серьезного» кино, то влияние синтвейва можно отыскать разве что в отдельных элементах, выражающихся либо в визуальном стиле, либо в атмосфере или общей сценарной идее, отдающей темами 80-х. К подобным фильмам относятся, например, «Из машины», «Она», «Неоновый демон» и «Только Бог простит», не говоря уже о вышеупомянутом «Драйве».
Mitch Murder, один из ведущих композиторов, работающих с синтвейвом, как-то сказал:
«Главная причина, по которой я так долго работаю в этом направлении, в том, что 80-е невероятным образом продолжают вдохновлять меня снова и снова».
Это редкий жанр, которому комфортно именно в рамках. Суть синтвейва в знакомых практически каждому образах, а любой шаг в сторону будет создавать уже что-то другое. К тому же, очевидно, что жанр еще не вышел из числа андеграундных. Отсутствие в саундтреке недавней экранизации «Призрака в доспехах» хотя бы одного популярного синтвейв-артиста – лучшее тому доказательство. А что будет с направлением, когда она достучится до массового слушателя? Увидим.
Синтвейв: что это за музыкальный жанр и как он связан с киберпанком
Жанр под названием синтвейв появился в середине нулевых, ознаменовав культурное переосмысление восьмидесятых: по словам критика Николаса Диака, во многом благодаря таким шедеврам, как мегапопулярная на рубеже веков игра GTA Vice City, отношение к этой эпохе сменилось с пародирования на уважение. В это время выпускают свои первые альбомы такие артисты, как Kavinsky, M83 и Justice. Их творчество станет основой для того, что впоследствии будут называть synthwave, retrowave или outrun.
Это меланхоличные, местами очень тягучие композиции, в которой активно используется звучание цифровых синтезаторов — инструмента, перевернувшего музыкальную индустрию в двадцатом веке. Именно эта особенность жанра отражена в его названии: synthwave можно перевести на русский как «синтезаторная волна». Другое название жанра — retrowave — отражает звучание, имитирующее звук аналоговых клавишных, позаимствованный почти напрямую из музыки восьмидесятых. Это характерное цифровое «пищание» ни с чем не спутать.
Moog System 55: классический аналоговый синтезаторЗарождение жанра: французские корни электронной ностальгии
Первыми исполнителями в жанре синтвейв можно считать можно считать французский коллектив M83, созданный Энтони Гонзалезом, выходцем из провинциального французского городка Антиб. Юному исполнителю было всего 17 лет, когда он открыл новую музыкальную эру. Гонзалез говорил в интервью Pitchfork, что в это время «не чувствовал себя способным вынести весь проект на своих плечах», и потому пригласил присоединиться к работе своего друга Николя Фромажо.
Позже, в 2004, уже после выпуска двух альбомов, завоевавших международное признание, Фромажо покинет M83 и создаст свой электронный проект Team Ghost.
Первые альбомы M83 можно описать как мечтательный синт-поп. Тягучее мягкое инструментальное звучание синтезаторов, в некоторых композициях сопровождаемое пропущенными через множество эффектов голосами исполнителей и нарезанными диалогами из американских научно-фантастических фильмов, отлично подойдет для спокойного вечера с чашкой кофе или в качестве саундтрека к нуарному фильму. Несмотря на то, что в отдельный жанр на этом этапе развития синтвейв пока не выделяли, музыка M83 отлично передает настроение, которым пронизан этот жанр — кибермеланхолию и тоску по звездам.
Еще один исполнитель из нулевых, имя которого плотно ассоциируется с синтвейвом — Винсент Белорже, более известный под псевдонимом Kavinsky. В 2005 году он создает свой первый, еще непрофессиональный сингл «Testarossa Autodrive», посвященный Ferrari Testarossa, любимому автомобилю исполнителя.
Именно поэтому образ этой машины — спортивный двухдверный автомобиль со скрытыми фарами — часто используется синтвейв-артистами в альбомах и клипах и уже плотно связан в массовом сознании с этим жанром.
Наиболее известен Kavinsky как автор композиции Nightcall, которая попала в саундтрек к культовому криминальному триллеру 2011 года «Драйв» с Райаном Гослингом в главной роли. Эта песня стала чуть ли не известнее, чем сам фильм, заняв пятую строчку в чарте UK Indie: простой текст о мужчине, который звонит женщине, чтобы рассказать ей о своих чувствах, и выразительный синтезаторный мотив хорошо запоминаются и резонируют с чувствами многих людей.
А звучание электронных ударных, использованное в Nightcall — глубокая бочка, протяжный снэйр и отсутствие типичных для поп-музыки хай-хэтов — стало для синтвейва одной из отличительных характеристик.
Фанатский клип на основе нарезки из фильма «Драйв» и трека NightcallОбретение популярности: «Трон», «Драйв» и первые ответвления жанра
В 2010 году выходит фильм «Трон: Наследие», саундтрек к которому написали легендарные Daft Punk. Их обычно относят к синт-попу, однако звучание, которое они использовали в этом саундтреке — отсылки к аркадным автоматам в дизайне синтезаторов, мрачная торжественность и динамичность, мощные и глубокие басы — оказало очень сильное влияние на формирование этого жанра. Можно сказать, что «Драйв» и «Трон: Наследие» сформировали синтвейв-культуру, основанную на пронизанной ироничным скепсисом к техническому прогрессу философской тоске по человечности.
В это время синтвейв становится особенно популярен — знакомиться с этой музыкой начинает самая разная аудитория. Появляются даже небольшие ответвления жанра. Если вы смотрели «Драйв», вы наверняка понимаете, у какой аудитории он вызвал наибольший отклик. Молодые люди с нигилистическими взглядами на жизнь, составляющие основу так называемых альтернативных правых, или «альт-райтов», стали ассоциировать себя с главным героем фильма и с синтвейв-культурой в целом. Так появился фашвейв (от «фашизм» и «синтвейв»). Это была полушуточная аппроприация жанра «альт-райтами», на которой, например, публично настаивал Эндрю Англин, основатель известного альтернативно-правого ресурса The Daily Stormer.
На постсоветском пространстве — в качестве ли «нашего ответа» фашвейву или же просто по забавному совпадению — в это же время появляется жанр sovietwave (сокращение от «советский синтвейв»), меняющий западную кибермеланхолию на советскую тоску по наивности научных фантастов двадцатого века.
Этот микрожанр часто использует визуальные материалы из старых советских мультфильмов вроде «Тайны Третьей Планеты» или «Фаэтон — сын Солнца» и черпает вдохновение в музыке советских композиторов.
От Пугачевой до Земфиры, от Цоя до Mujuice, от «Пусть всегда будет солнце» до «Солнышка в руках», от важных гимнов до хлесткого рэпа. Time Out выбрал более 100 самых значимых песен в музыкальной истории страны, начиная с советских композиций 60-х годов и заканчивая молодежной русской музыкой дня сегодняшнего.
Во второй половине 2010-х синтвейв закрепляет свои позиции в массовой культуре и немного стилистически переосмысляется с появлением таких артистов, как Scandroid, Celldweller, Carpenter Brut и Fury Weekend. За последним псевдонимом, кстати, скрывается выходец из Беларуси Арс Никонов. Эти исполнители приносят в синтвейв более свежее звучание и хорошо поставленный вокал — в противовес привычным записям диалогов из старых фильмов.
Во многих композициях аналоговые синтезаторы заменяются цифровыми плагинами — программами, имитирующими реальные инструменты. Подобных решений за это время появилось огромное количество: теперь каждый любитель электронной музыки может делать синтвейв у себя дома, даже не покупая никакого дополнительного «железа». Фокус кибер-ностальгии, центральной для жанра, тоже сместился: например, в него теперь попадают «Трансформеры» как уже отрефлексированная научная фантастика прошлого.
Отличный пример — визуальное оформление этого клипа Scandroid.Синтвейв-артисты этого периода вообще стали более изобретательны в своих упражнениях, переосмысляющих культуру недавнего прошлого. Еще немного, и жанр «синтвейв-кавер» можно было бы выделять в отдельный — переработке подверглись такие столпы культуры восьмидесятых и девяностых, как Pink FLoyd, Оззи Осборн, Tears For Fears и Flashdance.
Отрывок из фильма «Танец-вспышка» (1983). Трек композитора Майкла Сембелло стал чуть ли не известнее, чем сама история Алекс, работающей в ночном клубе и мечтающей о балетной школеНастоящее и будущее жанра: «Очень странные дела» и «Cyberpunk 2077»
К концу 2010-х о синтвейве уже можно говорить как о части массовой культуры. Саундтрек культовых «Очень странных дел» — квинтэссенции ностальгии по восьмидесятым — примерно наполовину состоит из треков в этом жанре.
В 2019 году вышел посвященный синтвейву документальный фильм под названием The Rise of The Synths, собравший 80 280 долларов на краудфандинговом сервисе Indiegogo.
А подборки синтвейв-композиций на ютубе набирают просмотры наравне со знаменитыми lo-fi beats to relax/study to.
Чего же стоит ждать от синтвейва в наступивших 2020-х? Новости не заставили о себе ждать: первой композицией, возглавившей американские чарты во время пандемии COVID-19, стала песня канадского продюсера The Weeknd — Blinding Lights. Все больше поп-артистов заимствуют звучание синтвейва для своих треков, а специализирующиеся на этом направлении исполнители за два десятилетия успели сформировать четкий образ жанра и набраться опыта.
К тому же в 2020 году выходит мега-ожидаемая игра Cyberpunk 2077 — сюжетный RPG-шутер о недалеком будущем в городах-техноульях, где люди вживляют чипы в свой организм с такой же легкостью, с какой мы сегодня покупаем смартфоны или наушники.
Одну из главных ролей в этой игре, интерес к которой постоянно возрастает с 2012 года, когда она была анонсирована, будет играть легендарный Киану Ривз.
Саундтрек к этой игре — во всяком случае, та его часть, которую нам успели показать — явно вдохновлен синтвейвом в огромной степени, хотя и состоит из музыки совершенно разных жанров. Засветиться в нем успели, например, Refused, Grimes и Билли Айлиш. Ждет ли нас еще больший подъем синтвейв-культуры? Начнет ли из колонок на улицах играть Scandroid? Станут ли вживляемые в тело чипы новыми спиннерами? Последнее — вряд ли, но насчет остального, кажется, можно не сомневаться.
Что такое «synthwave»
Synthwave за последние два года претерпел стремительные и далеко идущие изменения, как с точки зрения стилистики, так и общего качества. По мере того, как жанр привлекает новых продюсеров и поклонников из разных музыкальных стилей, а старые поклонники все больше разочаровываются в традиционном звучании жанра, становится более актуальным, чем когда-либо, обсудить природу музыки — откуда она появилась, и, самое главное, в каком направлении она движется.
Что такое «synthwave»?
Synthwave не является общим и всеобъемлющим термином для синтезаторной музыки, и, несмотря на ретро-стилистику жанра, не включает музыку из 80-х или других десятилетий 20-го века. Synthwave — это отчетливо-современный музыкальный жанр, зародившийся в середине 2000-х годов как дань уважения к поп-культуре 1980-х и начала 1990-х годов. Концептуально этот интерес к прошлому проявляется в двух существенных и зачастую взаимосвязанных формах.
Первый концептуальный аспект synthwave — это романтизированное видение беззаботных летних дней, проведенных на променаде, на пляже или в зале игровых автоматов. Это видение часто ориентируется на изображения прибрежных городов США, таких как Майами и Лос-Анджелес, изобилующих пальмами и закатами на берегу океана. Процесс написания песен охватывает идеализированный мысленный образ 80-х годов; это музыкальное проявление старинной открытки с надписью «Come to L. A.» розовыми буквами над изображением переполненного пляжа с людьми на досках для серфинга и роликовых коньках.
Второй основной концептуальный элемент synthwave включает в себя вездесущую любовь 80-х к науке и технологиям. Этот аспект выражается через интерес музыкантов к научной фантастике, компьютерам, неоновым лампам и футуристическим суперкарам. Он также распространяется на фильмы ужасов 80-х годов, которые сами по себе часто содержали темы науки и техники.
В музыкальном плане, происхождение synthwave крепко связано с жанрами танцевальной музыки середины 2000-х, в частности с house и nu disco. Ранние synthwave-музыканты придали этому звуку новый синтезаторный смысловой оттенок, используя вдохновение из поп-культуры 80-х, особенно из саундтреков для фильмов, телевидения и видеоигр. Менее заметные элементы, такие как джинглы 80-х для телевизионных рекламных роликов, производственных VHS-компаний и ночных новостных программ, также сыграли определенную роль в возникновении жанра. Название «synthwave» может ввести в заблуждение, так как музыка имеет очень мало общего с музыкой new wave — жанром, основанным на роке, который развился из панк-выступлений 70-х и процветал в Великобритании и Северной Америке. Вместо этого synthwave своими корнями гораздо глубже уходит в euro disco и электронную танцевальную музыку.
Несмотря на сильную тягу к 80-м, synthwave — это не просто перепев старых звуков и идей на новый лад. Напротив, это ретрофутуристическая эволюция этих элементов, объединенная и принятая в альтернативную временную шкалу с подходящими отличительными музыкальными и визуальными аспектами. Как лаконично выразился промоутер Сэмюэл Валентайн: «Synthwave — это музыка для будущего, которого никогда не было, но о котором мечтали все в 80-х».
Стили жанра «synthwave»
Еще в 2014 году вопрос о поджанрах и стилях synthwave даже не поднимался. Однако, начиная с 2015 года, в жанре наблюдается огромный приток музыкантов с различными влияниями и предыдущим опытом создания музыки. Synthwave стремительно развивается и раздвигает грани, сокращая дистанцию между множеством других жанров. В начале 2018 года synthwave и тесно связанный с ним darksynth неплохо уживаются с жанрами chiptune, ambient, vaporwave, rock, dubstep, drum and bass, aggrotech и многими другими стилями музыки, в том числе и с metal-поджанрами.
По мере того, как synthwave продолжает распространяться на соседние музыкальные стили, и термин все чаще применяется к написанию песен, которые не имеют никакого отношения к оригинальному жанру, отличительные черты и дух synthwave-музыки становятся неясными и более трудными для понимания. По этой причине полезно коснуться различий между различными стилями музыки synthwave и установить некоторые разграничения. Это делается с целью повышения ясности, узнаваемости и, самое главное, оценки музыки и музыкантов.
Здесь следует вкратце подчеркнуть, что музыкальные жанры и поджанры быстро меняются, когда они новы, и со временем становятся все более жесткими, поскольку в них и вокруг них создается больший объем музыки. Кроме того, музыкальные стили, перечисленные здесь, используются в качестве общих ориентиров, а не жестких классификаций. Очень немногие музыканты в любом жанре могут быть правильно представлены одним признаком, и поэтому это обсуждение является гибким и относительным способом взглянуть на некоторые стилистические выборы, которые музыканты делают при создании своей музыки.
На следующей диаграмме представлена визуализация жанра «synthwave» и его связь с непосредственно связанными музыкальными стилями. Обратите внимание, что таким образом невозможно полностью и эффективно организовать музыкальные жанры, и поэтому диаграмма предназначена для визуального ориентира на описания, которые последуют ниже, а не для полной системы классификации.
Synthwave / Retrowave
Термины synthwave и retrowave являются современными названиями для основного жанра, и они широко используются, когда речь идет о музыке. Эти два термина примерно аналогичны, хотя между ними есть важное различие: synthwave относится именно к музыке, а retrowave — это всеохватывающий термин, который также распространяется на произведения искусства, одежду, видео и другие продукты, олицетворяющие ностальгию по 80-м и ретрофутуризм.
Outrun / Outrun Electro
Примерами альбомов, которые сформировали звуковую и визуальную эстетику музыки outrun в конце 2000-х по 2010 год, являются:
College
Teenage Color (2008)
Secret Diary (2008)
A Real Hero (2010)
Futurecop!
The Unicorn & The Lost City of Alvograth (2008)
Андеграундные истоки жанра можно проследить и дальше, но для целей этой статьи данный шорт-лист обеспечивает подходящее и компактное понимание ранней музыки outrun и более широкой основы жанра synthwave.
Outrun-звучание особенно хорошо представлено в альбомах 2010 года от Miami Nights 1984 и Lazerhawk, а также их последующими релизами в 2012 году, соответственно «Turbulence» и «Visitors». Эти записи включают в себя многие из известных synthwave-тематик, упомянутых выше, с особым акцентом на суперкарах 80-х годов, ночных поездках, пляжных закатах и винтажной научной фантастике. Эти аспекты визуально представлены в обложках альбомов и названиях треков, и в музыкальном плане выражены яркими, ретро-синтезаторными тонами, мелодичным написанием песен и включением винтажных музыкальных элементов из фильмов, телевидения, видеоигр и, в меньшей степени, synthpop 80-х и electro.
Примечательно, что темы вождения и визуальная эстетика раннего synthwave перекликаются с аркадной гоночной игрой 1986 года, Out Run, которая усаживает игроков за руль виртуальной Ferrari Testarossa, мчащейся через горные перевалы и рядом с солнечными пляжами с пальмами. Это влияние часто отражается в названиях исполнителей, альбомов и песен, как в случае с Outrunners, которые выпустили свой EP «Running for Love and Money» в 2010 году, и Kavinsky, чей полноформатный альбом 2013 года просто назван «OutRun».
В целом, для outrun типична прямая бочка 4/4, напоминающая музыку french house и ее корни в euro disco и synthpop, а также чистые и запоминающиеся синтезаторные мелодии. Структурно, музыка часто проста, и редко стремится к относительной сложности структуры стандартной поп-музыки, вместо этого поддерживая единый ритмический паттерн и только одну или две ведущие мелодии на весь трек.
Ранний outrun подчеркивает ностальгию 80-х годов больше, чем все последующие synthwave-релизы, и часто включает звуковые сюжеты из поп-культуры десятилетия. Такие треки, как Mitch Murder — Palmer’s Arcade (2011), Lost Years — Park Avenue 1989 (2012) и Botnit — Hi-Score (2013), являются отличными примерами включения звуковых сюжетов 80-х в музыку outrun.
Хотя ранний synthwave был почти полностью инструментальным, продюсерам не потребовалось много времени, чтобы начать привносить вокал в свои песни. «Modern Love EP» от Kristine ознаменовал важный сдвиг в сторону вокального outrun. Dana Jean Phoenix преуспела в более широком сегменте synthwave, как выпуская альбомы под собственным именем, так и предоставляя гостевой вокал для десятков известных релизов.
Outrun остается актуальным и заметным в 2017 году и в начале 2018 года с такими записями, как Tokyo Rose — The Chase: Last Run и CJ Burnett — Moonlit City, которые представляют современные образцы нынешнего прочтения outrun. Другие альбомы, такие как «Massive Scoop» от Overvad и «Cocaine Flamingo» от Ace Marino, имеют уже более развитый стиль, который, однако, старается остаться в рамках классического outrun.
В отношении многих стилей synthwave музыки, которая появилась позже, outrun формирует духовную суть жанра, и таким образом — это музыка, к которой должны приравниваться все остальные поджанры synthwave. Разграничительные линии, формирующие границы основного жанра synthwave, ориентированы на значимые релизы outrun конца 00-х и начала 10-х.
Darksynth
Хотя в то время это было непросто понять, но фундамент второго, тесно связанного стиля synthwave музыки, был заложен уже с самых ранних релизов outrun. Эта музыка стала известна как dark synthwave или просто darksynth. В отличие от Miami Nights 1984 в его видении солнечных автопробегов по океанскому побережью и Mitch Murder с его вечерами в залах игровых автоматов, darksynth отсылает нас к ретро-футуризму 80-х, фильмам ужасов категории Б, комиксам и дешевым научно-фантастическим романам. Так же darksynth часто включает музыкальные элементы из жанров metal и industrial.
Истоки darksynth можно услышать в outrun-релизах, таких как «Wayfarer» и «Deadcruiser» от Kavinsky, а также «As Seen on TV» проекта Futurecop!. Тем не менее, стиль нельзя назвать сформированным полностью до 2012 года, до выхода таких альбомов, как «Terror 404» от Perturbator, «EP 1» от Carpenter Brut и «VHS» от Mega Drive. Другие заметные записи в дни формирования darksynth включают «Out of Body» от Dance With the Dead и ранние мини-альбомы от GosT, такие как «The Night Prowler» и «Skull». Futurecop! так же внес свой вклад в развитие звучания darksynth на альбоме 2012 года «The Movie», углубляясь в грубые эффекты и ритмический подход к написанию песен, которые стали визитной карточкой жанра с такими треками, как «Bright Lights, Big City» и «Super Saiyan».
Эти инновационные релизы четко определили новый стиль synthwave, хотя они часто разделяли стилистические особенности с outrun. Например, такие треки, как «John Holmes VHS Nightclub» от Perturbator и «LA Venice Beach 80’s» от Carpenter Brut, очень близки к классическим outrun-релизам. Вся дискография Cluster Buster представляет собой пример музыки с оттенком хоррора, которая стилистически представляет ранние отношения outrun и darksynth.
После первого появления в 2012 и 2013 годах, darksynth начал стремительно развиваться, привлекая поклонников и продюсеров не только из outrun, но и из других, самых различных жанров. К 2015 году стиль darksynth был почти таким же распространенным, как outrun, и даже такие музыканты, как Mitch Murder и Nightstop, которые традиционно фокусировались на глянцевом, поп-ориентированном подходе к своей музыке, попробовали свои силы в развивающемся стиле darksynth.
2016 и 2017 были поворотными годами для darksynth, поскольку поджанр, с точки зрения известности и популярности, возможно, обогнал более традиционный outrun. Более грубое, более экспериментальное звучание darksynth не только продолжало распространяться среди новых исполнителей, но и значительно эволюционировало с точки зрения стиля, эффективно формируя свой собственный, отличный от synthwave жанр. В 2017 году такие исполнители, как Dan Terminus, GosT, Fixions и Perturbator декларативно выдвинули свою музыку за пределы жанра synthwave, установив новые творческие подходы к darksynth.
Плотный, ритмично-ориентированный подход многих современных исполнителей darksynth, а также заимствование элементов из таких жанров, как dubstep, trap, drum and bass, industrial и metal, создает резкий контраст с мелодичным, поп-ориентированным звучанием музыки outrun. В 2018 году уже вышли гибрид darksynth и dubstep в лице «Death & Glory» от Lazerpunk, гибрид darksynth и metal — «Leather Teeth» от Carpenter Brut, и экстремальное творение «Possessor» от GosT. У этих музыкантов, в музыкальном плане, больше нет ничего общего с такими outrun-альбомами, как «1986» от Kavinsky и «Redline» от Lazerhawk, и, следовательно, они выпадают за рамки жанра «synthwave». Эта сознательная, преднамеренная эволюция может быть четко прослежена в музыке, обложке альбома и названии мини-альбома «New Model» от Perturbator.
У darksynth есть много других, менее приметных поджанров, таких как dreadwave, terrorwave, slasherwave и horrorsynth. Однако, несмотря на схожие названия, darksynth не является синонимом darkwave. Эти термины не относятся к одному и тому же стилю музыки. «Dark synthwave» и «Dark new wave», к сожалению, сокращаются до одного и того же, похожего слова, хотя между ними есть значительные различия.
Darkwave — это большой и хорошо зарекомендовавший себя жанр, который возник из gothic rock и new wave конца 70-х и пережил долгую и разнообразную эволюцию. Альбомы «Pornography» от The Cure и «No Happy View» от Wolfsheim являются отличными примерами darkwave. В настоящее время жанр до сих пор сохраняет лояльную аудиторию, и такие представители, как Lebanon Hanover, Clan of Xymox и Cold Cave продолжают представлять звучание darkwave в 2010-х. Хотя совсем недавно появилось несколько примеров гибридных творений — как на «Sigil» от GosT — darksynth и darkwave всегда следовали отдельными и удивительно разными генеалогическими путями и, строго говоря, эти жанры имеют очень мало общего.
Retro Electro
Другим распространенным названием жанра synthwave в первые годы его существования было retro electro. Хотя этот термин иногда используется весьма широко, на самом деле он относится к определенному стилю музыки и актуален в качестве описания поджанра так же, как и outrun. Путаница с термином неудивительна, так как electro является одним из самых часто употребляемых и неправильно понимаемых терминов в западной музыке. Оригинальное и самое знаковое звучание electro — это разновидность hip-hop, в основном понимании сочетающая funk и synthpop, с элементами виниловых вертушек. Он зародился в начале 80-х годов, в таких знаковых релизах, как «Planet Rock» от Afrikaa Bombataa и Soul Sonic Force, «Al-Naafyish» от Hasheem и «Future Shock» от Herby Hancock. Трек «Rockit» от последнего является наиболее известным примером electro-звучания.
В настоящее время, retro electro — это классическое звучание hip-hop, наполненное современным продакшном и сильными мелодическими темами жанра synthwave. Многие retro synth творения, вышедшие в 2010-х годах, содержали в себе элементы electro, например, треки «Miami Funk» от Miami Nights 1984 и «Lazy Lady» от Digikid84, отсюда и распространенность терминов «outrun electro» и «retro electro» в ранние дни существования synthwave. Недавние примеры retro electro включают треки «Retronomic Time Adventure» и «Electric Boogie» от Damokles, а также «We Can Get Down» от Beckett. В 2018 году, retro electro — это относительно небольшой, но яркий поджанр синтвейва, и он часто представлен на нескольких песнях на альбоме музыканта, вместе с музыкой в стилях synthpop и outrun.
Synthpop, House и Nu Disco
Существенный вклад в retrowave в целом, хотя и не конкретно в synthwave, внесла отечественная группа Tesla Boy. Мини-альбом «Tesla Boy» и последующий лонг-плей «Modern Thrills» оказали огромное влияние на возрождение музыки 80-х, а обложка альбома для EP «Tesla Boy» остается основополагающим образом в эстетике retrowave. В музыкальном плане самые ранние релизы Tesla Boy были смесью synthpop, new wave и nu disco, и стилистически они отличаются от самых ранних outrun-релизов в основе жанра synthwave. Однако, их значимость для retrowave-сцены и шумиху, которую они породили для возрождения 80-х, нельзя недооценивать.
Synthpop — это сам по себе массовый жанр, существующий десятилетиями, и такие музыканты, как Sunglasses Kid, Maxthor и Le Cassette, показывают хорошие примеры влияния эпохи 80-х и тесно связанного звучания основной поп-музыки 80-х в synthwave. Mecha Maiko также олицетворяет связь с synthpop, сначала с ее мрачно-атмосферными гибридными synthwave-творениями в составе Dead Astronauts, а затем и в сольном дебюте в начале 2018 года. Также небольшое, но значительное влияние на synthwave оказывает винтажный italo disco, в первую очередь от продюсера Vincenzo Salvia.
Аналогичным образом, в synthwave распространены элементы nu disco и house музыки, и их характеристики остаются очевидными на протяжении всего существования жанра. Например, такие музыканты как L’Equipe Du Son, Worship и Flashworx, выпустили тесно связанные с самыми ранними outrun-альбомами synthwave-треки, наполненные элементами nu disco и house, примерно в 2010 году. Хотя эти релизы существуют на периферии жанра «synthwave», они представляют собой значительное смешение жанров, которое характеризует происхождение outrun. Альбомы «Supernova» от Morgan Willis и «KITT» от Garth Knight раскрывают постоянное присутствие этих влияний в synthwave.
Dreamwave
В конце 00-х и начале 10-х годов, наряду с nu disco и outrun появился более мягкий стиль ретро-синтезаторной музыки. Это тонкое изменение, с его мягко вылепленными текстурами, вокалом с придыханием и даунтемпо подачей, вскоре стало известно, как новый поджанр «dreamwave». Показательными творениями в dreamwave можно назвать большинство треков из дискографии FM Attack, в том числе и треки с заложившего основу альбома «Dreamatic» и более медитативных последующих альбомов «Deja Vu» и «Stellar». «Innerworld» от Electric Youth, «Synthetic Love» от Trevor Something и «Journeys» от Timecop1983 также являются яркими примерами dreamwave. «A Real Hero» — совместный трек от Electric Youth и College — представленный в саундтреке к фильму «Драйв» 2011 года, является самым известным примером dreamwave.
Хотя dreamwave представляет собой часть synthwave-музыки и имеет свои корни в outrun, он выходит за рамки жанра «synthwave» и смешивается с dream pop, chillwave, indie pop и другими стилями. Com Truise и Blackbird Blackbird являются яркими примерами музыкантов, которые играют в различных стилях chillwave и dream pop, стилистически выходящими за рамки жанра «synthwave».
Popwave
Несмотря на свои корни в поп-культуре 80-х годов, synthwave оставался преимущественно андеграундным жанром до 2015 года. По мере того, как synthwave развивался и набирал популярность, музыканты начали комбинировать элементы стиля и его визуальной эстетики с современными, музыкальными веяниями, завоевывая внимание более широкой и молодой аудитории. Одноименный альбом Gunship 2015 года был одним из первых успешных релизов, охватывающих современную поп-музыку, хотя за последние два года было несколько примеров этого гибридного стиля, в частности от The Midnight и FM-84. Здесь еще раз можно отметить Futurecop!, как заложившего основу для звучания popwave в «Hopes, Dreams & Alienation» и развившему стиль в «Return to Alvograth».
Во многих случаях, музыкальный подход этих музыкантов является прямой эволюцией dreamwave. Cтилистическая траектория Timecop1983 за последние несколько лет полностью отражает этот сдвиг в более мягкий продакшн, теплые, сентиментальные песни и демонстративное внедрение современных pop, alt rock и chillout стилей, особенно в вокальных партиях, и выталкивает popwave гораздо дальше, к внешним границам жанра «synthwave», чем их предшественники из dreamwave.
Popwave быстро развивается, благодаря таким музыкантам, как NINA, Wolf Club, Player One, Let Em Riot и New Arcades, продолжающим оттягивать synthwave от своих корней 80-х годов к коммерческому мейнстриму конца 10-х.
Cinematic Synthwave
Synthwave в значительной степени опирается на музыкальное сопровождение фильмов и саундтреки 80-х годов, и большое количество музыкантов отдают должное этому влиянию в своих альбомах. Особенно распространен кинематографический synthwave с космическими темами. Эти творения отражают саундтреки классических фильмов, таких как «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера, «Бегущий по лезвию» Вангелиса, «Вор» от Tangerine Dream и «Терминатор» Брэда Фиделя. Кинематографические и ambient synthwave-треки часто отражают ближайшую стилистическую связь с музыкой 80-х годов, и в некоторых случаях они почти неотличимы от саундтреков к фильмам, которые они эмулируют.
Кинематографический synthwave создается музыкантами в различных областях более широкого жанра, и часто представлен в одном или двух отдельных треках на альбоме. Например, Perturbator, Mega Drive, Timecop1983, Crockett и Scandroid создали кинематографическую музыку, которая стилистически похожа, хотя музыканты в остальном сильно отличаются друг от друга.
Естественно, synthwave-композиторы также регулярно создают музыку для современных видеоигр, телевидения и фильмов. Например, саундтреки к серии Blood Dragon от Power Glove, «Hit TV» от Makeup and Vanity Set и «Voyage into Fear» от Meteor.
Cybersynth
Когда пионеры жанра darksynth начали углубляться в написание не-мелодичных песен с экспериментальными ритмами и глубоко искаженными синтезаторными басами, в жанре наметился перелом. Явный раскол проявляется в начале 2018 года, когда еще многие музыканты поддерживают более прямую эволюцию стиля, установленного на ранних релизах darksynth, в отличии от таких продюсеров, как Mega Drive и Power Glove. Эти cybersynth-музыканты часто смешивают или заменяют ностальгию по 80-ым, привитую от традиционного synthwave, с научной фантастикой и киберпанковскими темами.
Во многих случаях, cybersynth-музыканты сохраняют сильные мелодические хуки synthwave и раннего darksynth, при этом включая все более грубые эффекты, электрогитару и энергичные ритмы для получения сложного и захватывающего нового звучания. Такая музыка имеет плавный подход к написанию песен, который значительно отличается от статических битов outrun и экстремальных ритмических подходов современного darksynth. Она также склоняется к подробным и сложным композициям песен больше, чем многие другие творения в жанре synthwave. Истоки стиля можно проследить в таких треках, как «Night Force» от Power Glove, «Acid Spit» от Mega Drive и «Don’t Call Me a Hero» от OGRE. Эта музыка быстро развивается и формирует свою собственную идентичность за последние два года.
Альбом «Hyperion» от Zombie Hyperdrive знаменует собой начало волны новых релизов cybersynth, а в 2017 году было выпущено несколько отличных пластинок от Isidor, Astral Tales, Roborg и 3Force, которые еще больше продвинули жанр. Многие известные outrun-музыканты также начали проявлять заинтересованность к новому звучанию. Например, саундтрек к «Time Recoil» от Nightstop показывает пример растущего интереса к стилю. Сравнение «Colonies» от Astral Tales и «Sirius A» от Isidor с «Warmachine» от Lazerpunk и «Renegades» от Daniel Deluxe показывает большой разрыв в творческих направлениях музыкантов на гранях synthwave и darksynth.
Еще один взгляд на жанровую карту покажет разнообразие и эволюцию synthwave музыки через конкретные альбомы. Важно отметить, что невозможно полностью классифицировать музыку таким образом, и поэтому эти размещения альбомов на изображении являются приближенными, предназначенными в качестве ориентира.
Будущее жанра «synthwave»
Конечно, в жизни нет определенности, но следующие несколько лет обещают придать некоторую уверенность поклонникам synthwave.
Процветание darksynth
Самый легкий прогноз на 2018 год и последующий период — продолжение развития darksynth. Как упоминалось ранее, darksynth теперь достаточно велик и отличен от synthwave, чтобы перерасти в свой собственный жанр. Продолжающееся смешивание darksynth с industrial, metal, EBM и EDM производит новые инновационные творения на почти что еженедельной основе. Такие музыканты, как Gregorio Franco, Shredder 1984, Battlejuice и Electric Dragon развивают стиль в совершенно новых и различных направлениях с каждым релизом. Darksynth сейчас выходит на рынки, которые не заинтересованы в ретро-поп synthwave музыке 80-х. Ожидаемо, что darksynth будет процветать и привлекать новую аудиторию.
Popwave попадает в мейнстрим
Акцент на эмоциональных вокальных исполнениях, сентиментальных текстах и влияние коммерческих музыкальных жанров открыло новый и финансово жизнеспособный рынок для synthwave. Дивергентное, гибридное звучание popwave уже доказало, что способно привлечь огромное количество слушателей поколения Z, и, отбросив многое из основ 80-х в synthwave, музыканты нашли более четкий путь получения денежного вознаграждения за свою работу. Поскольку popwave-музыканты, такие как Gunship и The Midnight, продолжают продвигаться дальше в мэйнстрим, эти композиторы все чаще включают визуальную эстетику retrowave в обложки своих альбомов, даже если их музыка не связана с ним. В 2018 мы, несомненно, увидим гораздо больше музыкантов, задействующих новые коммерческие возможности в synthwave.
Упадок классического synthwave
Outrun еще не умер. пока что. Тем не менее, средний срок годности музыкального жанра составляет от 10 до 15 лет. 2008 год можно примерно обозначить, как первый полный год жизни этого поджанра, и часики неумолимо тикают. Outrun-звучание в 2017 году было все еще довольно сильным, хотя по мере увеличения числа композиторов-«ветеранов» synthwave, исследующих границы жанра, и молодой толпы поклонников и музыкантов, выходящих на сцену без личных воспоминаний из 80-х и небольшим знанием музыки той эпохи, звучание настоящего synthwave вступает в последние годы своей ретро-славы.
Усугубляя упадок, многие давние поклонники разочаровались в старых стилях жанра, что отчасти связано с большим количеством новичков на сцене. Новые продюсеры и слушатели поднялись на борт плота под названием «synthwave» плотной массой, и хотя их энтузиазм серьезен, внезапно переполненная сцена начала тонуть под собственным весом. Для многих признанных поклонников нынешнее нагромождение широкой аудитории задушило художественную целостность и энтузиазм в отношении ретро-продукции 80-х, превратив ее оригинальность в усталое клише.
По мере того, как выпускается все большее число тусклых альбомов и давно работающие в жанре музыканты и слушатели отворачиваются от перенасыщенного стиля, становится все более легче осознать упадок outrun и других видов synthwave раннего звучания.
Экспансия cybersynth
Музыка, созданная в 2017 году такими продюсерами, как Roborg, Mangadrive, Deadlife и Neon Droid, включает в себя футуристическое звучание, пронизанное киберпанком, которое регулярно превосходит по оригинальности и качеству новые outrun-релизы. Хотя многие cybersynth-музыканты в настоящее время и по праву связаны со стилем darksynth, становится легче осознавать, что продолжающаяся эволюция и рост обоих стилей музыки в ближайшие годы только усилит их музыкальные различия и концептуальные наклонности. С его хватом классического звучания darksynth и его приверженности мелодическому духу outrun, cybersynth уже стал убежищем для изнывающих от скуки продюсеров и поклонников, ищущих новую жизнь в жанре «synthwave». Cybersynth только усилит свою стремительную экспансию, поскольку разочарованные outrun-слушатели продолжат переключать свое внимание на новые музыкальные горизонты.
Вся информация о synthwave была написана с использованием оригинальных исследований Iron Skullet.
Автор: Preston Cram, © Iron Skullet 2018
Перевод: RETROWAVER