Выход The Sims: Medieval — событие гораздо более важное, чем можно было бы подумать. После gamescom 2010 мы сравнивали ее с ущербным спин-оффом Stories для The Sims 2, но все-таки Medieval оказалась не просто набором примитивных и линейных заданий, замаскированным под квест. Все это позволяет говорить о том, что разработчики пытаются нащупать для серии новый вектор развития: решают, что же еще можно сделать с оказавшимися у них на руках электронными людьми.
Расстраивает лишь то обстоятельство, что пока фантазии у The Sims Studio хватило только на то, чтобы лишить своих подопечных последних остатков разума и отправить их в довольно примитивную версию Средневековья. В результате получилась ролевая игра для самых маленьких и ленивеньких.
Звался он Луи Второй
Каким бы большим ни казался замок, придворным и королю доступны всего лишь два этажа и всего несколько комнат.
Неожиданным образом в Medieval разработчики довольно четко определили роль игрока в sim-мире: как мы и подозревали все эти годы, нам отведена роль бога, которого тут, на тюремный манер, называют Смотрящим. Бог, к сожалению, неспособен напрямую управлять всеми персонажами, он может лишь на некоторое время вмешиваться в жизнь симов-героев: монархов, рыцарей, знахарей — словом, тех, кто не крестьянин, не привратник и не золотарь. Всего таких «классов» десять штук, и почти все довольно сильно различаются — каждому полагается уникальное жилище и набор доступных занятий. Помимо этого, за успешное выполнение квестов симы получают опыт, растут в уровнях и становятся все более искусными ремесленниками. Таким образом, The Sims оборачивается самой настоящей ролевой игрой.
Это, впрочем, не означает, что у каждого сима есть куча числовых характеристик и благородная миссия по спасению вселенной. Напротив, параметров по сравнению с каноническими играми серии стало меньше. При генерации разрешают выбрать три черты характера, а из биологических потребностей осталось всего две: подопечного нужно вовремя накормить и уложить спать. В дополнение к этому у героя ежедневно появляются рутинные обязанности, связанные с профессиональной деятельностью: магу может вдруг понадобиться изобрести заклинание, лекарю — вылечить двух человек от чумки, барду — сходить на морской утес в поисках вдохновения. Чем добросовестнее выполняются поручения, тем увереннее в себе становится сим — а от уровня его самооценки, в свою очередь, зависит результативность во время выполнения задания.
Ожидаемым образом, ужасы Средневековья в игре достойного отражения не получили: чума здесь — болезнь не страшнее насморка, а религиозные войны сведены к неловкому обмену зуботычинами между священниками двух враждующих конфессий.
Именно система квестов, а не сеттинг и классы больше всего отличают Medieval от обычных The Sims. В начале игры нужно выбрать глобальную миссию — заняться, например, просвещением народа и полностью ликвидировать безграмотность среди селян. Чтобы сказку сделать былью, нужно выполнять квесты и получать в награду «баллы королевства». На них, в свою очередь, строятся новые здания и гильдии. От того, как именно вы будете развивать королевство, зависит стиль прохождения: каждое задание, как правило, можно выполнить одним из нескольких классов героев (иногда — не ниже заданного уровня развития), и каждый подходит к решению проблемы по-разному. Допустим, вашему тридевятому государству угрожает дракон. Воин или маг без лишних раздумий убьют змея, а вот, скажем, бард может пойти другим путем и попытаться склонить злобного ящера к сотрудничеству. Ну а если по какой-то причине у вас не будет ни одного из требуемых типов персонажей, квест просто нельзя будет выполнить.
Три средневековых кошмара, которых вы никогда не увидите в The Sims: Medieval
Крестовый поход детей
В XIII веке огромная масса людей из Германии и Франции неожиданно собралась в поход к Святой земле. Среди новоявленных крестоносцев было приблизительно двадцать пять тысяч детей, за что он и получил во многих хрониках того времени название Крестового похода детей. Они устремились к Средиземному морю, которое, как им якобы было предсказано, должно было расступиться перед толпой. Правда, несмотря на ежедневные молитвы о чуде, оно так и не случилось. В конце концов, над несчастными сжалились два французских купца, предоставив в их распоряжение несколько кораблей.
После этого об участниках похода долго не было ничего известно, пока наконец не выяснилось, что купцы вместо Палестины отвезли крестоносцев то ли в Тунис, то ли в Алжир, где и продали в рабство.
Колесование
Средневековые умы придумали немало способов запытать человека до смерти. В то время вообще считалось, что чем более бесчеловечно наказание, тем лучше эффект. Например, осужденного могли привязать к большому колесу, а затем ударами тяжелой дубины, палицы или молота переломать кости и раздробить суставы. Причем количество ударов и даже их последовательность устанавливалась непосредственно судом — в тексте приговора. Чем серьезнее было преступление, тем дольше продолжалось истязание. После этого искалеченного преступника в лучшем случае добивали, в худшем — еще живого (хотя, конечно, и не всегда) поднимали на все том же колесе на высокий шест и оставляли на съедение воронам.
Черная смерть
Чума в массовом сознании настолько плотно связана со Средними веками, что совсем ее проигнорировать разработчики Medieval не могли, но то, что вы увидите в игре, по масштабам абсолютно несопоставимо с тем, что происходило в реальности.
Не может ни один, ни один король
В sim-средневековье время как будто застыло: персонажи не растут, не старятся и умирают только по особым случаям.
На выполнении квестов и нехитрых будничных заданий и строится весь геймплей The Sims: Medieval. Надо признать, что поручения сделали разнообразными и иногда крайне нестандартными: так, однажды, из соседних земель к нашему королю пожаловала ни много ни мало благородная лесбийская пара. Отношения девушек зашли в тупик, и только государю было под силу им помочь. Для этого в помощь одной из особ следовало нанять частного преподавателя для обучения этикету, а вторую уговорить дать бедняжке еще один шанс. В таких заданиях часто есть право выбора, которое, впрочем, обычно сводится к «доброму» и «злому» пути: дамочек, скажем, можно не мирить, а наглым образом подставить.
Однако, какими бы экзотическими ни были обстоятельства, все квесты так или иначе представляют собой цепочку элементарных действий: пойти, поговорить, собрать ингредиенты. Большинство заданий, таким образом, сводится к простейшим манипуляциям с предметами, разговорам или пассивному ожиданию (некоторые внутриигровые действия не требуют вмешательства игрока — знай любуйся на медленно заполняющуюся шкалу). Как ни странно, выполнять такие нехитрые квесты бывает гораздо интереснее, чем продвигать по карьерной лестнице менеджера по продажам или разговаривать целый день с отражением в зеркале, чтобы повысить обаяние и в полтора раза быстрее кадрить девушек.
Тоскливый волшебник скорее научится играть на лютне, чем починит разбитую телегу рядом со своей башней.
Другое дело, что задания в Medieval тоже начинают рано или поздно надоедать. В этот момент игрок начинает рефлекторно искать себе побочные занятия, которых в «большой» The Sims всегда была прорва. Но здесь он обречен уткнуться в бетонную стену — в отрыве от миссий персонажи не только не занимаются ничем интересным, но и вообще не подчиняются игроку: контролировать можно только героев, непосредственно связанных с текущим квестом. Те, кто мечтает построить свой собственный замок или хотя бы небольшую виллу в готическом стиле, также будут сильно разочарованы — все строения напоминают кукольные домики, а перепланировку в них делать запрещено, допускается только декорировать царский чертог мебелью, половина названий которой — не очень аккуратные пародии на продукцию одной известной шведской компании.
The Sims: Medieval сделала смелый шаг в неизвестном направлении: квестовая система придает смысл существованию сима и хоть какое-то оправдание действиям игрока — не бегать же за виртуальными человечками вечно. А дальше начинаются сплошные неловкие моменты: игра вроде бы стала разнообразнее, но в то же время устанавливает странные ограничения и всячески старается сделать из социального эксперимента, замаскированного под видеоигру, недоэпос с туманными целями и нелепым подобием сюжета. На выходе получается примитивная RPG для тех, кто в RPG не играет.
Обратите внимание, что все материалы по игре доступны в нашем «Центре запуска».
Что мы, избалованные и капризные тролли потребители гейм-продукта, могли подумать, когда увидели впервые новость о грядущем выпуске The Sims Medieval? Кто-то представил себе традиционный для «симулятора жизни» маршрут «ванная-туалет-соседи» в средневековых нарядах — и пожал плечами. Еще один комплект одежды — ну и что? Кто-то пришел в ужас от самого сочетания: как это — The Sims и Medieval? Мало того что с легкой руки Civilization современные подростки порой убеждены, что в космос первыми полетели ацтеки, теперь они будут считать, что холодильник изобрели в Средневековье (ибо какой же «сим» выживет без холодильника!)
Так вот, все прогнозы очень мало похожи на суровую реальность, подаренную нам Electronic Arts.
Поздравляем, вы — божество. Зовут вас абстрактно «Смотрящим», и в вашем ведении внезапно оказалось целое королевство человечков. Поскольку человечки — глупые, а вы — умный (или не очень, но кто ж богу-то об этом скажет?), вам нужно своих чад направить, защитить и взрастить с их помощью процветающую, богатую и культурную страну.
Звучит как анонс какой-нибудь стратегии, верно? И это неслучайно. Разработчики сделали серьезный такой шаг в сторону планирования и управления. Королевство, попавшее в наши руки, нужно постепенно застраивать, вызывать к жизни все новых и новых героев из различных социальных слоев, выполнять задания и — мама! — даже следовать какому-никакому сюжету.
Сюжет и «симсы» — вещи совместимые. Честное слово. Хотя до выхода The Sims Medieval никто о таком сочетании и помыслить не мог.
Нет, речь пока не идет о цельном повествовании. Всего только о небольших главах, отделенных друг от друга. Большинство приключений пронизаны духом милой, чуть ироничной сказочности. Нас немного обманули, когда назвали этот выпуск «Medieval». Конечно, настоящим средневековьем — грязным, фанатичным и жутким, в общем-то, временем — здесь и не пахнет. Но и гламура по факту оказалось немного. В основном речь идет о Средневековье, каким его изображают народные сказки и старинные легенды.
Появилась, например, в деревне девушка по имени Несогласка, которая зачем-то бунтует народ против нашего мудрого и справедливого монарха. Надо разобраться. Или вот пошел слух о некоем волшебном фонтане в королевстве — нужно выяснить, что там за подоплека. А потом как-то раз заявилась королева к простому кузнецу прямо в мастерскую — с чего бы внезапно столь высочайший визит? Мы сами выбираем, в каком порядке ввязываться в приключения, но чем толще и опытнее наше божественное альтер-эго, чем более объемное и обустроенное государство нам удалось создать — тем больше заданий нам доступно.
А поначалу все очень скромно. Дворец, деревенька, городская площадь, лес, пристань, кладбище, яма правосудия с жутким монстром внутри… все, закончилась страна. Это потом уже, выполнив успешно пару-тройку заданий, мы получим так называемые «баллы королевства», на которые можно приобретать новые строения, где поселятся новые же герои. Маг, шпион, кузнец, рыцарь, лекарь, священник, бард, сам король, наконец, — и у каждого индивидуальные классовые возможности.
Более того, сам герой накапливает баллы опыта и постепенно «прокачивается», причем не столько в процессе приключений, сколько при выполнении ежедневных обязанностей, связанных с профессией. Работу на благо королевства нам «спускают свыше» каждый день в девять утра — по два задания в сутки. Трудиться должны все: от кузнеца до монарха. А вы думали, короли лишь почивают на лаврах? Если бы! Нужно выслушивать просьбы подданных, издавать указы, подписывать мирные договоры и вообще управлять страной. Кстати, действия монарха влияют на его популярность. Чем больше положительных решений выносит самодержец, чем больше денег он дает на различные нужды жителей королевства — тем сильнее его любят простые смертные. И наоборот: чем жестче и агрессивнее ведет себя правитель, тем меньше его уважают.
Кроме прокачки работа очень важна для поддержания «сосредоточенности» персонажа. Сосредоточенность — это то же «счастье», знакомое нам по предыдущим сериям The Sims, только под другим названием. Если героя вовремя кормить, не мучить усталостью сверх меры, следить за своевременным выполнением ежедневных трудовых задач — по таймеру, между прочим! — и не давать ему погрязнуть в рутине будней, он будет успешнее справляться с поручениями, а значит, нам в конце главы дадут больше баллов.
В The Sims Medieval поддерживать высокий уровень сосредоточенности несложно. Почти любое положительное действие вдохновляет героя на подвиги. Закончил персонаж с обязанностями — получил долгосрочную прибавку к настроению. Прихорошился перед зеркалом — долго потом ходит довольный собой. Съел не простую кашу, а семечковую — уже рад, как будто деликатес слопал. Неприхотливы средневековые люди. Тем более что развлекать их не нужно, убирать в жилищах — тоже, потребности в общении у детей Смотрящего нет. Насущных необходимостей всего две: есть и спать. Остальное — только в качестве приятного бонуса. Нужду «симы» справляют автоматически, так что кошмар «приведи персонажа на горшок вовремя, а то будет конфуз», слава Смотрящему, наконец-то закончился.
Чтоб уж совсем жизнь медом не казалась, разработчики в этом выпуске запретили нам «манчкинизм» — нельзя снабдить своего подопечного одними только положительными чертами. В обязательном порядке нужно выбрать «роковой порок», который так или иначе будет ему существенно мешать во всех делах. Пьяница в отсутствие выпивки ходит мрачный и недовольный, высокомерному парню восхищение самим собой мешает сосредоточиться, распутнице жизнь не в радость, если она ежедневно не… ну, вы поняли. Но есть и хорошая новость. Некоторые квесты позволяют превратить роковой порок в легендарное положительное качество. За это, кстати, засчитывают достижение.
Ах да, мы ведь еще ни слова не сказали о системе достижений. Она здесь тоже есть. Впрочем, где ее теперь только нет. В The Sims Medieval «достигает» разных разностей непосредственно божество, тем самым постепенно повышая свой уровень. Потому что уровень в этой игре есть у всех. Смотрящий начинает со статуса «Слепыш», а впоследствии может «прокачаться» до титула «Глаз-алмаз». Круто же, верно?
В итоге игра подкупает не только сказочной атмосферой, но и подробностью проработки. О разных гранях The Sims Medieval можно рассказывать долго — и все равно не упомнить всего. Но, пожалуй, самая ценная черта проекта — фирменный EA-шный юмор, сквозящий буквально в каждой минуте геймплея.
Королева собственноручно копает ресурсы для своего тронного зала. Причем это не упущение разработчиков, а горделивая и демонстративная насмешка над стратегиями и RPG вместе взятыми. «Мое второе имя — мастер колодцев Брунгильда», — заявит такая монархиня и пойдет чинить колодец белыми надушенными ручками.
В The Sims 3 главным тотемным животным была лама. Здесь в фаворе свирепые красноглазые шиншиллы. Их очень боятся, в них почти не верят, а поймать детеныша шиншиллы удается лишь избранным — и то с большим трудом.
Невероятно комичен во всех своих проявлениях маг, который выглядит просто карикатурным, когда начинает заниматься любыми формами колдовства. И это не описать словами — это нужно просто видеть. Да ладно, о чем можно говорить, когда для выполнения квеста про царевну-лягушку, то есть про королеву Жабу, нужно найти волшебную Квака-Шляпу, без которой, мол, зеленая и пучеглазая тварь даже разговаривать с героем не станет?
Конечно, не обошлось без фирменной же «симсовой» болезни — не всегда адекватного искусственного интеллекта. Особенно сложно с перемещениями: человечки натыкаются друг на друга на ровном месте, что в некоторых случаях очень мешает.
В Electronic Arts сидят, пожалуй, самые ушлые маркетинговые дядечки во всей игровой индустрии. Они четко знают, что можно выбросить на рынок сырым и негодным, а что нужно вычищать до блеска перед выпуском. The Sims Medieval блестит. Хорошо блестит.
Плюсы: сказочная атмосфера; фирменный юмор; увлекательный игровой процесс; забавные сюжеты приключений; естественные визуальные образы персонажей. Минусы: не всегда корректный AI.
Управлять средневековым королевством – дело благородное, но крайне непростое. Нужно сочетать в себе целый ворох уникальных качеств: быть мудрым судьей в гражданских спорах, уверенно держать тяжелый меч в руках, обладать навыками хорошего полководца и, разумеется, необходимо уметь считать казенные деньги. Иначе все закончится быстро и драматично: «Король умер — да здравствует король!». The Guild 2 показала игрокам, что период, предшествующий Новому времени, был суровым, кровавым и чертовски трудным для выживания. В The Sims Medieval тоже может начаться эпидемия чумы, но здесь она устраняется за несколько минут с улыбкой на лице.
Возможностей для хирургического вмешательства, увы, не так много.
Быть лордом в этой игре совсем нетрудно. Главе государства незачем принимать ванну, ему не нужно как-либо развлекаться, социальный статус тоже почти незначимый показатель, да и в туалет его величеству ходить необязательно. Заветная мечта в The Sims 3 зарабатывалась потом и кровью? Здесь она обновляется каждые сутки и удовлетворяется в два клика. Издать несколько новых указов, покормить зверя, с кем-нибудь подраться, сходить на охоту или напиться, король – личность заурядная.
Выполнение таких действий влияет на индикатор настроения – универсальный градусник положительно законченного задания. Опустошили кружку эля – получите на три часа иконку «отличная выпивка», воспользовались умывальником – семь часов будете ощущать «свежесть». К депрессии ведут разрыв отношений с друзьями, боевые раны или плохой сон. Таким образом, если настроение хорошее, герой в закулисной схватке с медведем не получит ни царапины. Да еще и +4 мяса в инвентарь утянет, а шкура пусть гниет где-нибудь в лесу. И правильно, настоящего монарха должны заботить только самые низменные потребности – еда и сон. Хлопот они доставляют не меньше, благо поесть и поспать можно в любом помещении. Лишь бы хозяина не было на месте.
После крепкого сна, Лорд Bunny, бесцеремонно писает в чужой горшок.
Ванна посреди тронного зала? Почему бы и нет!
Все это, в общем, не сложнее, чем The Sims Stories – смотришь на маячок с целью (иногда разрешают делать выбор), читаешь скудные диалоги и кликами мышки мечешься из одной части маленькой карты в другую – щелк-щелк-щелк-щелк. От монотонных действий персонаж получает опыт и растет в званиях. Отвлекаясь от прохождения миссий, не возбраняется собирать местные травы, тренировать новобранца на манекене или патрулировать дороги. Увидели ночью разбойника? Оголяйте меч и бейте гада! От игрока в такой напряженный момент практически ничего не зависит: выбор боевого стиля да парочка уникальных приемов. Ткнули курсором во врага и выбрали нужную строчку, все как в диалогах. Победа в бою принесет прокачку, но все характеристики выбраны за нас, остается только радоваться табличке «новый уровень».
Священник не замечает, как две служанки схлестнулись в смертельной битве.
Поначалу The Sims Medieval привлекает откровенным идиотизмом. Поэтапное общение короля с кухаркой позволит улучшить их отношения. Романтическая линия может закончиться сексом в цыганской палатке. И никого, конечно, не взволнует, что внутри круглосуточно сидит гадалка. Затем там же не грех и поспать, а выйдя бодрым – вернуться, чтобы спросить о собственном будущем. Играете за барда, и подопечный проголодался? Бесцеремонно заходите на царскую кухню, приготовьте себе еду и не забудьте налить вина из бочонка. Священник может прийти в замок и издать указ, а некоторых персонажей легко застукать в ночных рубашках на городской площади. Ночные беседы шпиона и государственного советника перерастут в букет роз, приглашением в гости, а потом один из них просто завалится спать. Другой персонаж при этом никуда не денется, и, словно пленник, будет бродить по дому, скучающе рассматривая жилище.
От настоящего средневековья сюда перешла лишь прекрасная музыка, которую немедленно хочется вырвать для аудио-проигрывателя. Игре катастрофически не хватает глубины: изданные указы ни на что не влияют, отношения с соседними государствами минимальны, одежда привязана к классу, так что создать уникального персонажа не получится. The Sims Medieval годится для того, чтобы получить удовольствие, однако через часа четыре смешно уже не будет. И тогда снова захочется запустить The Sims 3 и поиграть в социолога.
Графика: 3.6 Звук и музыка: 4.0 Геймплей: 3.5 Сюжет: 3.0
Когда мои коллеги впервые услышали об анонсе The Sims Medieval, мы переглянулись, после чего — заулыбались, понимающе и зловеще. Как выяснилось, все думали об одном и том же: возможность отправить симов в темные века интриговала и обещала много интересного. Эпидемии чумы! Гонения на катаров! «Молот ведьм», Крестовый поход детей — мы бы многое отдали, чтобы посмотреть, как электролюди идут сражаться за Гроб Господень или со вздувшимися бубонами падают замертво где-нибудь в вонючих подворотнях Авиньона.
Разумеется, на самом деле ничего этого в игре не будет. Идеологически Medieval ближе к побочной серии The Sims: Stories, одним из главных достоинств которой, по утверждению самих авторов, была высокая производительность на ноутбуках того времени. То есть фактически это The Sims 3, в которой меньше функционала и свободы действий, зато больше квестов.
Одно из безусловных достоинств Medieval — вместо того, чтобы давать друг другу пощечины, персонажи тут сразу хватаются за клинки.
Правда, в отличие от Stories, которая предлагала ряд заранее прописанных сценариев, в Medieval занятий все-таки побольше: игрокам на растерзание вроде бы дают целое княжество. Вначале это просто замок посреди чистого поля, но, выполняя задания, мы зарабатываем специальные очки, на которые можно купить модные пристройки к княжьему терему и организовать рабочие места для новых вассалов. Персонажи в Medieval довольно-таки ограниченные личности — у них нет полноценной системы жизненных устремлений и сиюминутных желаний, зато у каждого есть ремесленная профессия. Священник, например, проводит мессы и молится за здравие высокопоставленных лиц, портной шьет одежду и так далее. При этом за каждого из них можно играть и следить, чтобы персонажи несли исправную службу — тунеядцев в Medieval приковывают к позорному столбу и долго-долго бьют по лицу гнилыми овощами.
Но по-настоящему герои становятся нужны королевству, только когда приходит время выполнять очередной квест: каждый из них предполагает как минимум два варианта прохождения и участие нескольких персонажей сразу. Скажем, если в вашем тридевятом царстве внезапно заболеет монарх, нужно будет решить — станете ли вы заниматься его лечением или попросту прикончите? В последнем случае надо будет обратиться к шпиону (при условии, что он у вас есть), а в первом можно воспользоваться услугами священника либо врачевателя.
В замках можно будет менять цвета кресел и гобеленов, но перекраивать архитектуру строго запрещается.
Ну а дальше — стандартная последовательность действий, знакомая нам по аддонам к The Sims 3: сходить в такую-то локацию, собрать такие-то ингредиенты, разучить сякой-то навык, пройти мини-игру… Право слово, нам все это совершенно не интересно. Более того, есть серьезные опасения, что без Уилла Райта разработчики ведут серию куда-то не туда — подальше от социальных экспериментов, поближе к загружаемому контенту и элементарным квестам для измученных секретарш, простым и понятным, как телепередача «Модный приговор». Персонажи практически не развиваются, не взрослеют и не стареют. Конечно, если уж очень захочется свести местного бортника и продавщицу тянучек — это можно, а вот стать основоположником знатного рода уже не выйдет: дети у влюбленных рождаются, но из коротких штанишек не вырастают в принципе — совсем как в самой первой The Sims.
Здесь можно найти много поводов, чтобы с понимающим видом пожать плечами. ЕА работают на конъюнктуру. ЕА стараются укрепить позиции среди целевой аудитории. ЕА экспериментируют с концепцией. Все это верно, но верно также и то, что в свое время мы полюбили The Sims за совершенно другие качества, которых в Medieval игру, похоже, лишат. Так что мы, конечно, все понимаем, но в своем текущем виде эта игра нам малоинтересна — хороших квестов и стратегий у нас хватает и так.
Будем ждать? Купированная версия The Sims 3 — без свободы действий, строительства и развития персонажей, зато в Средневековье. Возможность перекрасить оборчатое платье в любой цвет, не бойтесь, никуда не денется.