tone на колонках что это
Ненавижу заблуждения про тонкомпенсацию (loudness)
Задолбали мифами про тонкомпенсацию и советами её отключать. Я объясню.
В мире живых звуков нет ручки «Громкость». Конечно, можно сесть поближе к оркестру, можно закрыть уши руками перед бездарным певцом или попросить кого-то кричать погромче/потише. Всё это влияет на то, что мы в быту называем громкостью. Но одноимённая ручка на магнитоле не делает шёпот криком, не превращает «пиано» в «форте», не отсаживает вас в соседнюю комнату и т.д. Она в простейшей своей реализации просто снижает звуковое давление во всём спектре. Причём вне зависимости от класса аппаратуры (об этом потом).
Между тем, нам — людям — повезло (или не повезло?) при низком звуковом давлении воспринимать середину слышимого спектра интенсивнее, чем низ и верх. То есть волна 1000 Гц давлением N паскалей для нас «громче», чем волна 50 Гц тех же N паскалей. А если паскалей ощутимо поднабросить, то разница будет уже не так очевидна на слух. Чтобы с паскалями и уж тем более с децибелами из-за этого не мучаться, даже была придумана единица «фон».
Видите там по ссылке красивый график?
На этом графике заметьте, как нижние кривые гораздо сильнее прогибаются, чем верхние. И вот если вы идеальным микрофоном запишете живой оркестр, а потом дома или в машине воспроизведёте без обработки на идеальной технике, но с меньшим звуковым давлением, то на слух получите недостаточно «прогнутую линию». Спектральный баланс перекосится, и низы с верхами пропадут.
Я не просто так сказал про идеальную аппаратуру записи и воспроизведения. Можно ещё и про идеальный слух сказать: этому феномену подвержены все люди. Мы тут со своими ушами за миллионы лет оказались не готовы к простой возможности менять давление одинаково по всему спектру. Не важно, на динамике смартфона или на супер-пупер-хай-энд-конфигурации с золотыми проводами.
Закономерный выход из ситуации — регулировать громкость с компенсацией этих вот перекосов. Такая компенсация и называется тонкомпенсацией. На инглише это «loudness» — просто сокращение от equal loudness contour.
Теперь про реализацию этой штуки в различной аппаратуре…
Правильно и абсолютно точно реализовать тонкомпенсацию в технике довольно сложно. Это опять связано не только со стоимостью аппаратуры, но и с переменными, которые не так просто учесть. Даже если вы откалибруете свою систему специальными инструментами по всем стандартам, вам рано или поздно попадётся запись, громкость которой запортачена ещё на студии (зачастую специально).
Поэтому надеяться остаётся на приближенную реализацию с возможностью немного её подкрутить. В современной технике тонкомпенсация, когда она правильно сделана, автоматическая. Это значит, что с увеличением единиц громкости её влияние постепенно убавляется. Но в ширпотребе и в старой технике на моём опыте чего только не было:
* простой темброблок НЧ/ВЧ в самой дешёвой советской аппаратуре (да-да, это оно — компенсируйте вручную);
* НЧ/ВЧ одной ручкой под именем loudness (опять же подстраивайте сами, только одной ручкой);
* нормальная кнопка Loudness с неадекватной реализацией (прибавляется только низ или только верх, например) — невозможно пользоваться;
* кнопка «тонкомпенсация», которая делает что-нибудь вообще другое (общая компрессия уровня) — этим тоже невозможно пользоваться;
* перекошенная или слишком сильная тонкомпенсация — когда несмотря на все прочие калибровки звук превращается в бубнёж.
Удачная тонкомпенсация это когда и на высокой, и на низкой громкости сохраняется одинаковый тембральный баланс. То есть когда ручка «Громкость» меняет громкость в фонах, а не в децибелах. Устройства и программы с хорошей реализацией ТК надо холить и лелеять, а не игнорировать как «улучшайзер». Исключение для себя могут сделать люди, слушающие музыку примерно на одном уровне громкости — как звукоинженеры в студии или на концерте, например.
Напоследок процитирую Википедию: «Тонкомпенсация — процесс изменения частотных характеристик звукового сигнала в том случае, когда при прослушивании уровень его звукового давления отличается от стандартного уровня 90‒92 дБ, принятого при записи музыкальных звуковых сигналов.» Отсюда и вывод: отличается — компенсируйте.
8 ошибок при выборе портативной колонки
Содержание
Содержание
Казалось бы, в чем сложность выбрать Bluetooth-колонку? Но когда открываешь каталог — глаза лезут на затылок от разнообразия ассортимента и количества бесполезных функций. Что обычно критикуют в отзывах, какие ошибки чаще всего допускаются при выборе портативной колонки и как их избежать? Об этом ниже.
Ориентироваться только на указанную в характеристиках емкость аккумулятора
Самая частая ошибка при выборе портативной колонки — излишнее доверие характеристикам емкости аккумулятора. Если производитель заявляет, что прибор проработает 24 часа — здесь сразу надо заострить внимание и выяснить, на какой громкости он будет играть аж целые сутки. Редко такую информацию указывают в характеристиках, поэтому лучше всего ориентироваться на отзывы покупателей.
Если колонка быстро разряжается — гневные отзывы будут в самом топе. Хотя кому-то может просто достаться бракованный аккумулятор, однако и такой вариант — повод задуматься. Судя по большинству отзывов о портативных колонках, чаще всего аккумулятора хватает на 30 % от заявленного времени работы.
Продолжительность работы — это всегда компромисс с качеством звучания. Чем колонка мощнее, чем больше она издает низких частот, и тем быстрее разряжается аккумулятор. Конечно, мощные колонки порой обладают внушительными габаритами и более емким аккумулятором, вот только их портативность уже начинает вызывать вопросы.
Не обратить внимание на вес
Главное в портативной колонке — это, конечно, портативность. Но в погоне за хорошим и громким звуком, прочной конструкцией и функциональностью можно легко про это забыть. Те, кто ходил в поход, знает, как тянет рюкзак каждая лишняя банка тушенки, особенно на холмистой местности. В таких условиях колонка весом с гантель заставит тысячу раз пожалеть о жадности до громкости и мощности.
Выбрать колонку без защиты от воды
Если колонка будет стоять дома на полочке, то защита от воды ей не пригодится. Но стоит взять такую на вечеринку, или, того хуже, в поход, то жизнь ее будет яркой, но короткой.
Сегодня выпускается уйма Bluetooth колонок с влагозащитой вплоть до IPX7 — ей не страшно полное погружение под воду на 1 метр до получаса. С такой штукой можно и в бассейне купаться, и рыбу на лодке ловить. Однако даже невысокий уровень влагозащиты позволит уберечь колонку от случайно пролитых на нее напитков, капель дождя, конденсата, тумана и других форс-мажорных обстоятельств. Будет обидно остаться на выезде без музыки из-за попытки сэкономить на такой важной фиче.
Не обратить внимание на звучение: стерео или моно?
Половина портативных колонок играет в моно, другая половина — в стерео, поэтому тут стоит подумать. Стереопанорама дает возможность расставить инструменты в пространстве: скрипки — справа, контрабасы — слева. В современной рок- и метал-музыке гитары обычно пишутся отдельно для левого канала и отдельно для правого — за счет этого получается массивный гитарный звук, который при этом оставляет пространство для вокала, баса и бочки по центру. В электронной музыке обычным делом являются пространственные эффекты — реверберация, дилеи и стереохорусы, которые тоже не будут впечатлять в моно.
По сравнению со стереоколонками, у колонки с одним динамиком звук будет более плоский, менее объемный, некоторые треки будут звучать грязно — инструменты будут сливаться в одну кучу и мешать друг другу.
С другой стороны — колонки без стереосистемы бывают не только начального уровня. Есть и вполне достойные модели с неплохим звуком. Как же им удается конкурировать со стереоколонками? Дело тут вот в чем:
Однако независимые артисты и различный андеграунд часто записывают и сводят музыку своими силами, и тут уже моно-совместимость проверяется далеко не всегда. Так что всякий инди-рок, дэт-метал и авангардный IDM будут лучше звучать на колонке со стереосистемой, особенно, если качество звука изначально оставляет желать лучшего. На недорогих колонках будет еще хуже, потому что ни о какой отслушке и полировке звука, как на мастеринг-студиях, говорить не приходится.
Не подумать про бас
Кто не любит низкий жирный бас? Именно низкие частоты сотрясают танцпол, именно в них весь кач и энергетика трека. Но вот беда — чем меньше в колонке динамик, тем меньше баса он сможет из себя выдавить.
В идеале, чтобы максимально точно передать звучание волны, например, частотой 41.2 Гц (соответствует Ми контроктавы — так настраивается большинство бас-гитар в рок-музыке), понадобится динамик диаметром 853 мм — именно такова длина этой волны в воздухе. Разумеется, никто не потащит с собой на вечеринку колонку с метровым динамиком, но суть, пожалуй, ясна. Профессиональные концертные сабвуферы могут иметь динамик диаметром до 18 дюймов, бытовые сабвуферы — 8–12 дюймов, а что внутри портативной колонки, легко загуглить на ютубе.
Конечно, производители прибегают к различного рода ухищрениям, чтобы их девайс выдавал больше низких частот. Самое простое — фазоинвертор. На видео выше можно заметить, что внутри колонки много свободного пространства, а по бокам находятся заглушки на резинках, которые колеблются за счет энергии с тыльной стороны диффузора. Иногда это может быть просто отверстие определенного диаметра.
Такая конструкция позволяет получить больше низких частот. Но какие это будут частоты — зависит от диаметра фазоинвертора, объема корпуса и диаметра динамиков. Чем больше дюймов и сантиметров в этой троице, тем ниже будет частота, которую вся эта конструкция сможет воспроизвести. Все остальные ухищрения — эквалайзеры, усилители баса и тому подобные штуки — могут лишь слегка улучшить ситуацию, но физику обмануть сложно.
Подсветка — круто?
Праздничное настроение на вечеринке всегда просит чего-то необычного, яркого и цветастого. Портативные колонки с подсветкой не только радуют глаз и привлекают внимание, но и создают атмосферу. Многие модели умеют светить огоньками в такт музыке, а у некоторых есть и приложение, в котором можно настраивать цвета, яркость и другие тонкости. Казалось бы, стильно, модно, молодежно. Но не все так радужно, как бывает на первый взгляд.
У подсветки есть свои минусы:
Если хочется устроить настоящую дискотеку, тогда можно докупить отдельно дискошар или светомузыку — она светит намного ярче и эффектнее. Также есть мощные дискотеки «все-в-одном» — Bluetooth колонка, караоке, яркая светомузыка и т.п. Правда, такие весят по 15–20 кг, поэтому портативными их назвать сложно.
Выбирать только умную колонку
Умная колонка хороша для дома. Главное ее преимущество — интеграция с системой умного дома. Появляется возможность управлять бытовой техникой через голосового помощника. Сказал пылесосу «пылесось» — и он поехал пылесосить. Приказал найти какой-нибудь ужастик на ночь — и через секунду на ТВ уже идет фильм. Таким образом, умные функции и голосовой помощник — штука довольно специфическая и узкоспециализированная. К тому же:
Слабый плывет по течению, сильный — против течения, а умный — плывет туда, куда ему надо. Пожалуй, главная ошибка при выборе любой бытовой техники — погоня за функционалом, который не понадобится в реальной жизни и будет использован пару раз забавы ради. С другой стороны вторая ошибка — погоня за экономией в ущерб действительно необходимым функциям и характеристикам. Поэтому при изучении ассортимента всегда напоминать себе: искусство выбора заключается в том, чтобы выбрать вещь, которая максимально подходит под поставленные задачи, потребности и ситуации.
Tone на колонках что это
CHIRP. Колонки в редакторе каналов
Описания колонок и их значений в редакторе каналов памяти CHIRP.
В этом поле указывается частота приёма канала в Мегагерцах.. Если дуплекс выключен, то это будет также и частотой передачи.
Имя канала, которое вы можете написать в на латинице или цифрами. Максимальное и минимальное количество знаков этого поля разные для каждых радиостанций, поэтому нужно смотреть эти значения в характеристиках вашей рации.
В этом поле настраивается режим приёма или передачи тонов. Ниже значения поля, и их назначение:
DTCS Rx Code
Здесь DTCS код который используется для настройки шумоподавителя на приём этого кода (если рация поддерживает эту возможность) и Tone Mode (Вид Субтона) настроен на Cross (Кроссрежим)
DTCS Pol
Настройка Duplex (дуплекс) режима для канала. Если выбрано None, то частота передачи и приёма будут одинаковые.
Если +* или *— (плюс или минус), тогда частота передачи, будет выше или ниже (соответсвенно) от частоты приёма, на значение которое указано в колонке Offset (Смещение).
Если Duplex (дуплекс) настроен на split то в колонке Offset (Смещение) должна быть записана абсолютная частота передачи которая будет использоваться (если рация поддерживает эту возможность).
Здесь указывается разница между частотой передачи и приёма, для каналов которые используются в режиме Duplex (Дуплекс).
Здесь указывается модуляция приёма и передачи канала.
Используется для настройки шага переключения частот на канале.
Пропуск канала в режиме сканирования
Tone: имеются ввиду CTCSS тоны. Тон передачи указывается в колонке Tone (ТонПРД), тон приёма в ToneSql (ТонШПД).
(пустота): значит что для передачи или приёма не применяется ни один метод.
Возможные значения поля :
Несколько эффективных советов по настройке музыкальной системы
Многие любители хорошей музыки сейчас остались дома. Дистанционно решив рабочие вопросы и переделав домашние дела, мы осознаём, что осталось время на любимое занятие – слушать музыку. И тут может оказаться, что наши Hi-Fi системы не в полной мере нас устраивают! Раньше мы этого не замечали: не хватало времени вдумчиво их послушать. Теперь же мы отчётливо слышим, что бас гудит, средние частоты глуховаты или вовсе провалены, а высокие какие-то визгливые или резкие. Решить некоторые из перечисленных проблем поможет эта статья.
Михаил Ширшов
специалист компании Barnsly
Настройкой аудио-видео систем Михаил занимается уже не один десяток лет. За это время он участвовал в создании уникальных проектов стереосистем и домашних кинотеатров, провёл множество обучающих семинаров для коллег-инсталляторов. Сертифицированный специалист по настройке Dirac Live.
Те советы, что будут приведены здесь, были многократно проверены на практике и доказали свою эффективность. Эти приёмы и правила родились в ходе многочасовых прослушиваний, тестов и сравнений. Подспорьем стали лекции ведущих специалистов индустрии Hi-Fi и спецлитература.
Далеко не все из них каждый сможет применить именно к своей системе. Поняв, что тот или иной совет не подходит для вашего случая, просто познакомьтесь со следующим. А этот оставьте себе в заметках, вдруг – пригодится потом! Кроме того, рекомендации всегда удаётся выполнить до конца, но путь, пусть и короткий, в верном направлении, всегда лучше, чем топтание на месте.
Начать можно с выбора помещения.
Некоторые говорят, что комната – самая дорогая часть аудиосистемы. Было бы здорово выделить под прослушивание отдельную комнату, но это далеко не всегда возможно. С другой стороны, зачастую положение системы было выбрано случайно, или продиктовано теми обстоятельствами, которые давно изменились, но что-то менять было недосуг.
Классический пример – маленькие дети в семье. Аппаратуру разместили в той комнате, где малыши не могли до неё добраться. Дети выросли, а «музыка» осталась на прежнем месте.
И если у вас всё-таки появилась возможность улучшить жилищные условия своим колонкам, сейчас самое время этим заняться!
Конечно, лучше было бы подбирать систему под комнату, нежели наоборот. Но мы сегодня заперты дома, и система у нас уже есть.
Размеры акустики.
Производители акустических систем не зря в своих модельных рядах предлагают несколько вариантов полочных и напольных колонок. Такое разделение предполагает выбор: для маленькой комнаты – полочные, для средней – небольшие напольные, для большой комнаты – большие напольные колонки.
Например, если напольник высотой более метра ютится на пятнадцати «квадратах», то в области низких частот он создаёт больше проблем, чем приносит радости.
Переместите такие колонки из спальни в гостиную. Вы услышите, насколько глубже станет бас, уйдёт гул и, благодаря этому, будет слышно больше деталей.
Другой пример. Сейчас в большой гостиной стоят небольшие, не очень мощные колонки. А удобный для прослушивания диван находится от акустики на расстоянии пяти метров.
Во-первых, расстояние между правой и левой колонкой заметно меньше, чем от них до слушателя, что влечёт за собой скученную звуковую сцену.
Во-вторых, на таком расстоянии высокие частоты ослабнут настолько, что возникнет дисбаланс в сторону средних. И повышая громкость вы услышите резкость в верхах и перегрузку в НЧ-области.
Для небольших полочников лучше подыскать помещение, где слушатель сидит на оптимальном от них расстоянии. Пока попробуйте определить это расстояние на слух приближаясь к колонкам до тех пор, пока не услышите явное улучшение, особенно – в отношении частотного баланса. Скорее всего, полученное расстояние будет не больше 2.5 – 3 метров.
Пропорции комнаты.
Не секрет, что самая сложная по пропорциям комната – почти квадрат в плане, где ещё и высота потолка близка к длине стены. Например, та, у которой длина 4.2, ширина 3.7, а высота потолков – 2.8 метра. В такой комнате резонансные частоты, на которых происходит резкое завышение уровня звука по трём измерениям, будут либо совпадать, либо находиться слишком близко друг от друга. В итоге определённые ноты будут звучать слишком громко, а соседние – провалятся.
Чем сильнее отличаются друг от друга линейные размеры помещения, тем лучше. Но не стоит забывать и про подвох с кратностью, когда ширина, скажем, 3 метра, а длина – 6 или 9.
Идеалом станет вытянутая комната, у которой короткая сторона не равна и не кратна высоте потолков.
Выбор места расположения и ориентация акустики.
Удалось ли нам подобрать комнату для системы получше, или мы остаёмся на прежнем месте, есть следующая возможность для тюнинга – расположение акустики в комнате.
Начнём с самой сложной, квадратной комнаты.
Оптимальное размещение в ней будет по диагонали. К сожалению, оно же самое сложное в осуществлении. Зато, если всё-таки получится развернуть линию акустики под углом к стене, вы сразу услышите улучшение звука!
А что же в прямоугольной комнате?
Наилучшим местом для размещения акустики будет «короткая» стена. Чем на большее расстояние мы позволим работать динамикам колонок, тем полновеснее и свободнее будет звучание.
Ещё один плюс: появляется больше пространства для того, чтобы отодвинуть от передней стены колонки и от задней стены место прослушивания. Не каждый может позволить себе постоянно держать кресло на середине комнаты, но продумать возможность отодвигать его от стены на полметра – метр было бы полезно.
Если позволяет обстановка, то колонки следует отодвинуть от стены. Чем ближе акустика к стене, тем больше усиливается эффект низкочастотного резонанса, что проявляется как гул на определённых басовых нотах. С другой стороны, если Вам кажется, что басов не хватает, Вы можете управлять этим процессом, приближая или отдаляя акустику от стены. В качестве ориентира можно пользоваться отметками на гриле, благо он всегда под рукой.
Значение расстояния от стены зависит от низкочастотных возможностей акустики. Маленькие и слабо басящие колонки можно придвигать почти вплотную к стене, их бас только выиграет от этого. С увеличением количества и качества низкочастотных динамиков, оптимальное расстояние увеличивается. Лучше использовать только одну колонку – так проще сосредоточится. Вторую колонку, следуя правилу симметрии, выставляем на то же самое расстояние.
Ещё один важный параметр расположения акустических систем – соотношение расстояния от фронтальной и боковых стен.
Общего правила тут не существует, но в большинстве случаев наиболее сбалансированное звучание получалось при соотношении почти, но не точно 1/3. Например, метр от фронтальной стены и 0.3 метра от боковых.
Поскольку мы в большинстве случаев имеем дело со стереозвуком, постарайтесь максимально приблизится к полной симметрии справа и слева. Во всём. Расстояниях, мебели и прочем.
С перпендикулярной плоскостью стоит, наоборот, постараться избежать симметрии. Опять же во всём. Постарайтесь не повторить ни одного размера.
Самая вредная пара – это расстояние от фронтальной панели колонок до передней стены и расстояние от слушателя до задней стены. Если целенаправленно избегать этой ловушки, качество звучания системы возрастёт на порядок!
Соседство с телевизором.
Бывает, что музыкальная система собрана вокруг висящего на стене или стоящего на стойке большого телевизора, но при этом на ней только слушают музыку. Попробуйте поменять это положение. Большой телевизор – идеальная отражающая поверхность, он добавляет призвуков, без которых звучание системы станет прозрачнее и чище.
Для проверки можно провести сравнительное прослушивание. Это относится ко всем советам. Может статься, что в конкретном случае какой-то один или несколько из них не сработают из-за неучтённых индивидуальных особенностей. Всегда проверяйте эффективность новой конфигурации тестом.
Расстояние между правой и левой колонками.
При наличии возможности манёвра, предложу вам два варианта.
Первый, наименее сложный.
Оставьте подключённой к усилителю только одну колонку, установив громкость на уровень, который вы планируете использовать для прослушивания большую часть времени.
Это, кстати, общее правило для всех тестов! Не совершайте одну из самых распространённых ошибок начинающего аудиофила. Когда мы принимаем решения по звуку, крайне важно слушать тестовый фрагмент именно на той громкости, на которой мы после будем слушать музыку уже для удовольствия. В противном случае наш слух может сыграть с нами злую шутку. Мы потратим средства, усилия, время, но в итоге не получим ожидаемого результата.
Далее, сядьте на стул и медленно отодвигайте место прослушивания от колонки, начиная с полутора-двух метров. Прислушивайтесь к изменениям. В какой-то момент вы услышите, что некоторые частоты стали глуше, а некоторые остались на прежнем уровне. Это означает, что превышено максимальное расстояние, на котором акустика уже не может эффективно работать.
Вернитесь немного ближе, убедитесь, что сделали это точно, проведя несколько аудиозамеров. Измерьте полученное расстояние. Например, получилось 3 метра. Хорошим расстоянием между правой и левой колонками в этом случае будет 2.8 метра – то есть чуть меньше, чем расстояние от слушателя до каждой из них.
Второй способ, более точный, но и более сложный с точки зрения прослушивания.
Возьмите для использования музыкальную композицию, в которой будет записано, с одной стороны, не слишком много музыкантов – источников звуков, но с другой – достаточно. А главное, они должны располагаться на сцене «равномерно по ширине» между правой и левой акустическими системами.
Могу посоветовать «I Don’t Wanna Waste Your Time» из альбома «The Trumpet Child» группы «Over The Rhine».
Сдвиньте акустику максимально близко, прослушайте первый раз. Вы услышите, как некоторые музыканты буквально надвинутся друг на друга. Раздвиньте колонки немного в стороны, послушайте ещё раз. Музыканты встанут на свои места, но не все.
Ещё и ещё раз раздвигайте и слушайте. В какой-то момент в середине звуковой сцены появится пустота, а те музыканты, что были по бокам, буквально «прилипнут» к колонкам. Значит, необходимое расстояние превышено, пора сдвинуть колонки немного друг к другу.
Прослушайте ещё раз, и убедитесь, что необходимый баланс между простором и детализацией достигнут. Проверьте результат на нескольких, подходящих, по вашему мнению, композициях.
Если хватит времени и терпения, проведите оба эксперимента. Сравните их результаты. Вполне возможно, что они совпадут, но если это не так, то идеальное значение будет средним между двумя.
Оптимальный угол поворота колонки.
Некоторые производители указывают, как именно должна быть выставлена их продукция. Возьмите эти указания за отправную точку. Большинство же производителей либо вообще ничего не сообщают на эту тему, либо ограничиваются советом повернуть переднюю панель строго на слушателя. Это тоже хороший совет. Но такое положение не всегда идеально.
Для определения точного угла разворота колонок снова отключите одну из акустических систем. Попросите кого-нибудь помочь. Для начала, послушайте, как звучит колонка в положении, когда передняя панель смотрит строго на заднюю стену. Затем помощник медленно поворачивает акустику вовнутрь – до тех пор, пока вы не услышите заметное улучшение звучания.
Пусть помощник продолжит поворот до момента, когда вы заметите ухудшение. За два-три прохода несложно установить идеальное положение.
Большая часть акустических систем максимально раскрывают свои способности, будучи чуть развёрнутыми от оси излучения в стороны, некоторые – строго на слушателя, и лишь совсем немногие требуют небольшого поворота вовнутрь либо параллельного положения боковых панелей.
Вторую колонку в паре следует выставить симметрично той, что вы слушали. Если позади системы прямая стена измерьте расстояния от каждого из задних углов колонки до стены и просто повторите их на второй.
Если стена не прямая или её вовсе нет, лучшим помощником станет лазерная рулетка. Повторите точно значения расстояний от слушателя до каждого из передних углов тестовой колонки для второй.
Последний штрих в положении акустики – наклон колонки.
Как и прежде, используем только одну колонку, точно повторяя на второй полученный результат.
Некоторые производители кладут в комплект уровень для того, чтобы при помощи регулировки выхода шипов можно было точно выставить горизонталь верхней панели. На практике же, небольшой наклон акустики «от себя» часто даёт лучший результат по прозрачности и детальности.
Установите на смартфоне приложение «уровень». Конечно, точность показаний таких уровней хромает. В данном случае, не важно абсолютное значение угла, любой полученный результат будет проще повторить на второй колонке.
Если пропорции комнаты прослушивания сами далеки от симметрии, привязка к расстояниям до стен, скорее всего, не сработает. Когда-то, году, наверное, в 2004-м, Питер Стендберг из Audiovector посоветовал в такой ситуации выставить симметрию акустической системы по началу «Another Brick In The Wall (Part 2)» из «The Wall» от «Pink Floyd». Двигайте колонки до тех пор, пока ударные не станут лупить чётко и ровно из центра.
Оставим в покое акустику и взглянем на стойку с аппаратурой.
Если она расположена на линии передних панелей колонок, то звуковая сцена, вероятнее всего, хромает в глубине.
Постарайтесь приложить усилия для того, чтобы стойка оказалась в глубине, или хотя бы на линии задних панелей колонок. Сравните звучание. Вы точно обратите внимание на увеличение глубины звука, да и всё звуковое пространство в целом окажется более насыщенным.
Далее смотрим, как расположены компоненты.
Если два аппарата расположены друг на друге, немедленно разнесите их. Механические вибрации, нагрев, электромагнитное излучение – неполный перечень причин, по которым каждый компонент заслуживает своей собственной полки!
Все советы до этого были относительно бесплатными, но этот кусочек сыра оказался маленьким и закончился. Вы наверняка уже не один раз задумывались над тем, чтобы поменять свою систему по причине неудовлетворённости её звучанием. Помимо предстоящих расходов, от действий вас удерживает и необходимость пристроить старые компоненты и акустику. Но есть и более разумное решение.
Модернизация системы более скромными средствами при помощи грамотно подобранных аксессуаров.
Бонусом может послужить неожиданно впечатляющий результат, иногда недостижимый простой заменой основных компонентов на более дорогие.
Сейчас, когда салоны закрыты, многие продавцы пойдут навстречу и предоставят возможность домашнего тестирования кабелей и аксессуаров под залог. Для принятия решения такой подход наиболее предпочтителен. Вы не тратите денег заранее и имеете возможность составить своё собственное мнение.
Начать следует с электропитания.
Посмотрите, к чему подключены компоненты системы.
Ведущие производители кабелей для аудиокомпонентов в один голос заявляют, что самый важный кабель – тот, что идёт из стены.
Мои собственные эксперименты тоже это подтверждают. Замените идущий от стеновой розетки до консоли питания сетевой кабель с комплектного на специализированный методом отбора из нескольких вариантов.
Следующий по степени важности сетевой кабель – тот, которым подключается усилитель. Интегральный или предварительный – если у вас раздельные компоненты усиления. Качество работы остальной аппаратуры также выиграет при запитывании «продвинутыми» кабелями.
Теперь настал черёд борьбы с вибрациями.
Закажите на пробу несколько комплектов антивибрационных подставок – таких, как Sort Kone от Nordost.
Начать советую с консоли питания – эффект будет наиболее заметен. А следующим особого внимания заслуживает усилитель мощности или интегральный усилитель.
И борьбы за качество передачи цифрового контента.
В последнее время в большинстве наших систем прочно обосновались сетевые медиаплееры. Потоковые сервисы – вроде Deezer или Tidal – предоставляют доступ к невероятному количеству записей во вполне приличном качестве. Встречаются также обширные домашние коллекции музыки в виде High Res файлов, во FLAС или WAV.
И тут «слабым звеном» оказываются дешёвые Ethernet-кабели и бюджетные маршрутизаторы.
Не вдаваясь в технические подробности, предлагаю просто провести домашний эксперимент. Пользуясь временным домашним заточением, послушайте свою систему с добавлением оптимизированных для аудио Ethernet-кабелей, и вы не пожалеете о потраченном времени!
Если сердцем системы служит компьютер, подключённый к цифро-аналоговому преобразователю USB-кабелем, позаботьтесь о качественном соединении.
Даже самые недоверчивые могут изменить своё отношение к этому вопросу, воспользовавшись нынешним положением и потратив внезапно образовавшееся время на эксперименты с USB-кабелями ведущих производителей. По собственному опыту, результат того стоит.
Итак, вроде всё поправили, внесли коррективы, услышали разницу и выбрали лучший вариант, а аудиозуд остался? Настало время подумать о системе басовой поддержки!
Ещё один совет: постарайтесь соблюсти очерёдность внесения изменений в систему в соответствии с порядком, изложенном в этом тексте. Некоторые тонкие улучшения проявляются только после решения более масштабных проблем.
И напоследок: для настройки важен тестовый музыкальный материал.
Используя перечисленные ниже диски или их файловые копии вместе с описаниями в своих экспериментах, вы сократите время на поиск тестовых фрагментов.