tpi что это такое
Иллюзия TPI задних колодок. Часть 1
«TPI в нашем VAGе странный предмет: он как бы есть и его как бы нет.»
История такова. На небольшом пробеге 3-5т.км заметил биение при торможении, ну соответственно поехал к ОД и там мне все сказали, что мол не гарантия, сами виноваты, диски перегреты, поэтому так. Убедили за мой счёт на 7500км заменить передние диски и мол ездите по-тише, лучше вообще не используя педаль тормоза, да и газа, тогда типа не повторится. После замены как-то разницы не почувствовал, ну раз новые, значит все ок.
На 10-12т.км добавился ко всему прочему гул при торможении сзади, который лишь усиливался. Приехал к ним снова: у вас снова перегреты передние диски, давайте менять! Что? За 2.500км пенсионерской езды? Хрена вам, разбирайтесь в чем дело, наверняка проблема у многих такая. Но никто не стал разбираться, просто отписались мол смените стиль езды… В ФГР направил претензию, тоже отписались, мол ваши проблемы, у нас все ок и никаких TPI нет!
Однако, штудируя интернет, нашёл информацию, что гул и вибрация идёт от неправильных(плохо качества) задних колодок ATE с материалом GA9005, которые налипают на диск, перегреваются уже при t350-400° и перегревают диск. Эффективность торможения резко падает, идёт гул, синусоидальная вибрация и повышенная нагрузка на передние тормоза, как следствие их перегрев также! Что ж, на радостях поехал к ОД, рассказал все, показал TPI по данной проблеме. А мне в ответ: мы не видим никаких проблем и нет никаких TPI на ваш автомобиль. Как нет? По данным колодкам есть и не один TPI и например в Москве многим меняют, а на Skoda с такой проблемой вообще поголовно по гарантии всем меняют. Но меня послали и мне пришлось опять за свой счёт менять практически новые неправильные колодки на новые правильные.
Итог такой:
•3Q0 698 451 C — говноколодки!
•3Q0 698 451 F — правильные колодки!
Гул ушёл, но пока пробег маленький, отпишусь через пару сотен, тысяч.
Что такое TPI (EPI) у велосипедных покрышек
Среди характеристик велосипедных покрышек есть такое понятие как TPI (Threads Per Inch) или EPI (Ends Per Inch).
Оба эти понятия определяют плотность плетения каркаса покрышки или количество нитей корда на 1 дюйм.
Каркас покрышки, придающий ей форму, сплетается из нейлоновых или различных синтетических нитей. Вот как раз, с какой плотностью будет плестись этот каркас, и определяет значение TPI.
Эту характеристику достаточно часто указывают прямо на покрышке, обозначая его двух или трехзначным числом рядом с надписью TPI или EPI.
В Европе больше используют понятие EPI, а TPI – обозначение, принятое во всем мире, но по сути это одно и то же.
Между показателем TPI (EPI) и типом покрышки, её весом и стоимостью есть четкая зависимость:
Покрышка с большим значением TPI прочнее, она сложнее прокалывается и держит большее давление.
Исходя из параметра TPI, покрышки делят на skinwall и gumwall.
Skinwall (скинвол) – это покрышки с большим TPI. Обычно он от 44 и выше. Резины у них мало, обычно борта покрыты тонкой резиновой пленкой и поэтому часто на боках видно плетение нитей корда. Практически всегда корд в них кевларовый.
Это легкие, высокотехнологичные и дорогие изделия.
Бортировочный трос в таких покрышках, в подавляющем большинстве случаев из кевлара или арамидных нитей, хотя иногда его делают и из стали. Правда, в этом нет особого смысла, т.к. стальной трос значительно тяжелее кевларового, а ведь одно из главных преимуществ скинвольных покрышек – маленький вес.
Покрышки с кевларовым кордом и бортировочным тросом называют еще фолдинговые или складные, потому что их можно компактно сложить, и при хранении или транспортировке они будут занимать значительно меньше места. Такую покрышку можно спокойно положить в велосипедную сумку в велопоходе.
Gumwall (гумвол) – покрышки с TPI до 40. Эти шины с большим количеством резины на боках и никакого плетения нитей корда на них не видно. Они более дешевые и тяжелые. Но это не значит, что они плохие. Просто они предназначены для других целей.
Бортировочный трос на них всегда стальной. Вес особого значения не имеет, а стоимость стального троса ниже, чем кевларового.
Как влияет TPI на выбор покрышки
Наилучшим компромиссом между весом, ценой и антипрокольностью считается значение TPI от 50 до 60. Это то, что подойдет большинству обычных городских велолюбителей.
Более тонкие борта скинвольных покрышек быстрее изнашиваются за счет постоянной деформации при качении. Считается, что в среднем, срок жизни скинвольной покрышки, при всех прочих равных условиях, на 1000 км меньше, чем гумвольной.
Тем, кто ездит на городском велосипеде на работу, по городу, просто для удовольствия и собственного здоровья не стоит гоняться за каждым граммом веса. Им вполне себе подойдут гумвольные покрышки с низким TPI и толстым резиновым слоем. Они дешевле и прослужат дольше.
Тем, кто гоняет на шоссейном велосипеде на скорость – конечно лучше покупать лёгкие скинвольные покрышки с высоким TPI.
Так что нет идеальных шин на все случаи жизни – каждая покрышка для своих целей.
Вопросы и ответы: станки ленточнопильные по металлу
В чем преимущества резки на ленточнопильном станке по сравнению с монтажными пилами, токарным станком и прочим оборудованием?
Это оборудование имеет множество достоинств:
Как определиться с классом станка по объему предстоящих работ?
Все зависит от сферы его применения. Если речь идет о работе строительной бригады, которой надо время от времени резать пучки арматуры, труб и профилей, но при этом не годится качество, получаемое монтажной пилой, то вполне хватит небольшой бытовой модели. Ширина полотна у них равна 13 мм, системы подвода СОЖ нет. К таким станкам относятся Makita 2107 FW, Jet MBS-56CS, Энкор Корвет-422.
Для небольших предприятий, на которых мастера работают ежедневно в течение одной смены, подойдут профессиональные модели с шириной ленты от 20 мм и точностью реза 0,2 мм на 50 мм заготовки, например Jet HVBS-712K или HVBS-812RK. У таких станков всегда есть встроенная подача охлаждающей жидкости.
Для интенсивного использования в промышленности (в две смены в день по 8 часов) нужны более мощные жесткие модели, с точностью отрезки 0,2 мм на 100 мм детали, такие как Jet HVBS-912, HBS-1018W и подобные. У этих станков ширина полотна начинается от 27 мм.
По каким характеристикам ведется выбор?
Есть ли возможность плавной регулировки скорости для точной настройки под разные материалы?
Что означают цифры в названии ленточнопильных станков Jet?
Число в их артикуле несет информацию о размере рабочего стола. Например, HVBS-812RK имеет зону обработки 8 на 12 дюймов, т.е. 200х305 мм, а у HBS-1321W стол 13 на 21 дюймов, т.е. 330х50 мм.
Нет ли моделей, аналогичных по массе монтажной пиле или болгарке, чтобы можно было переносить одному человеку?
Среди ленточных пил есть следующие, схожие с монтажной пилой или УШМ по размерам: Makita 2107 FW, 2106W и Jet HVBS-34VS (вес 6 – 15 кг). Последняя выделяется возможностью реза заготовок под углом 45 градусов за счет поворота пильной рамы. Также на ней можно точно настроить скорость под разные марки стали.
Для работы на вытянутых руках удобна мобильная ручная пила Makita 2107 FK (вес 5,7 кг). Ее коллекторный щеточный двигатель также позволяет выбрать скорость для распила заготовок, толщиной до 120 мм.
Есть ли смысл переставлять полотно для снятия с него постоянного напряжения натяжки или можно работать одним, пока не затупится?
При постоянном натяжении полотна в нем, как и в любой другой долговременно нагруженной детали, накапливаются напряжения усталости. Хотя изначально оно рассчитано на такой режим работы, для увеличения срока службы его рекомендуется иногда разгружать.
Если ленточнопильный станок работает постоянно в течение дня, то лучше в обед поменять полотна, чтобы одно использовалось только утром, а другое – только вечером. В конце смены полотно снимается и вывешивается, вывернутое внутренней стороной наружу, для снятия накопившихся напряжений.
Возникла вибрация ленточного полотна, как ее устранить?
Действуйте в следующем порядке:
Как можно судить о правильности выбранного режима резания по форме стружки?
Если на ленточнопильном станке верно настроена подача и скорость резания, то стружка выходит тонкая, вьющаяся. Если же она получается «толстая», с легким голубым оттенком – значит, выбрана слишком большая подача и/или скорость ленты, что приводит к чрезмерному снятию материала и перегреву инструмента. Мелкая, нитевидная, постоянно обламывающаяся стружка говорит о недостаточной величине подачи и малой загруженности оборудования.
На какой скорости лучше резать чугун, нержавеющую и обычную сталь?
Чем тверже материал заготовки, тем на меньшей скорости ее можно раскраивать. Для высокопрочных легированных и нержавеющих сталей скорость ленты должна быть не более 25 м/мин. Для низколегированной стали и чугуна эта величина равна 40 м/мин. Наиболее распространенные в обработке конструкционные стали (материал большинства труб и профилей) режутся при 60 м/мин. А медь, алюминий и прочие цветные металлы и пластики можно резать на 80 м/мин.
У нового полотна стали выкрашиваться зубья, пошла сильная вибрация. Из-за чего?
Причин может быть несколько:
Отчего могут возникать трещины во впадинах зубьев полотна?
Трещины, как и прочие дефекты пильной ленты, часто появляются из-за его неправильной натяжки (оптимальная – около 300 Н/мм). Другие причины:
В чем может быть причина появления трещин с задней части полотна?
Такое часто случается из-за перегрузки ленты при чрезмерной скорости подачи. Также могли износиться подшипники направляющих. При этом они неравномерно прижимают оснастку, которая тыльной частью начинает касаться бурта шкивов. От возникающих при этом перегрузок и появляются трещины.
Разрез становится все более кривым, что делать?
Прежде всего, удостоверьтесь в перпендикулярности настройки стола и тисков относительно пильного полотна. Также проверьте, не ослабла ли натяжка ленты. Другой причиной названной Вами проблемы может быть увеличившийся зазор между направляющими и расшатанность их креплений.
Можно ли самостоятельно устранить трещины пильных полотен? Какие есть способы их ремонта?
При распилке идет дымящаяся пережженная стружка с цветом побежалости. Как этого избежать?
Перегрев зоны резания часто говорит о слишком большой подаче – попробуйте ее снизить. Удостоверьтесь, что полотно не затуплено. Также проверьте работоспособность очищающей полотно от стружки щетки – ее волоски могли со временем износиться. Если вышеперечисленные меры не помогли, значит, требуется подача СОЖ.
Что означает «TPI» в обозначении ленточного полотна?
TPI – это аббревиатура «Tooth Pro Inch», т.е. шаг (число) зубьев полотна на 1 дюйм (2.54 см) длины. Например, у полотна 14TPI – 14 зубов на дюйм. Бывает переменный шаг зубьев, как 6/10TPI – от 6 до 10 на дюйм. Такие ленты с изменяющимся профилем предназначены для резки труб, швеллеров, двутавров и связок прутков с минимальными вибрациями и шумом.
Кроме частоты зубьев, в обозначения полотна зашифрованы все остальные его параметры. Например: «M42; 13×0,65×1640 мм; 10TPI» – биметаллический металл M42 с зубами из быстрорежущей стали; ширина полотна 13 мм, толщина 0,65 мм, длина 1640 мм; 10TPI – шаг зубьев 10 на 1 дюйм.
Как подбирать шаг зубьев ленты в зависимости от заготовки?
TPI определяется толщиной разрезаемой детали. Общее правило состоит в том, что в любой момент резания в теле детали должно быть 3-4 зуба. Если же их будет меньше, то нагрузка на каждый резко возрастет, что приведет к преждевременной поломке полотна.
Так, для разрезки прутков, диаметром до 10 мм, шаг зубьев ленты 14TPI, для 10 – 30 мм – 10TPI, для 30 – 50 мм – 8TPI и т.д. С полной таблицей соответствий размеров заготовки и шага зубьев полотен можно ознакомиться в паспортах станков и каталогах металлообработки Jet.
Слышал, что перед началом распиливания надо подготовить полотно. Как это сделать?
Дело в том, что только что надетая лента не может быть идеально распределена по поверхности ведущего и ведомого шкивов, а также между направляющими подшипниками. Соответственно, если ей сразу начать резать с полной нагрузкой, то возникнут дополнительные напряжения, из-за которых она начнет изнашиваться быстрее.
Поэтому новое полотно надо подготовить в следующем порядке. Сначала включить станок и дать ему поработать вхолостую 5 – 10 мин. Далее начать распиливать заготовку с подачей и скоростью, уменьшенными в 2 раза по сравнению с номинальными значениями для данных условий. Если возникла сильная вибрация, постепенно снижайте подачу до полной остановки, а после попробуйте повторить эти манипуляции на еще меньшей скорости.
Через 15 – 30 минут такой работы можно выходить на номинальный режим.
Какое оптимальное натяжение полотна?
Лента настраивается с натяжением около 300 Н/мм. Если она затянута слабее, то увеличивается погрешность перпендикулярности реза, если слишком сильно, то повышается вероятность разрыва. Для постоянного контроля натяжки полотна у некоторых станков в комплекте идет встроенный тензометр, для других моделей его необходимо приобретать отдельно.
На сколько хватит одной пильной ленты?
Средний ресурс ленточного полотна составляет 1,5 – 2 м2 общей площади разделанной мягкой стали (Ст.3, Ст.20 и т.п.), что эквивалентно 1500 – 2000 разрезам прутка, диаметром 50 мм. Но если правильно соблюдать режимы работы (подбор шага зубьев, скорости и подачи), использовать СОЖ и давать полотнам отдых на снятие напряжений, то суммарная площадь разделки ленты возрастает до 3 – 5 м2 (3000 – 5000 разрезов того же прутка).
Для самой простой оценки производительности пильной ленты принимают, что каждый ее метр распиливает 1 м2 заготовки из мягкой стали. Чаще всего ленты рвутся по сварному шву, и если они еще острые, то можно сварить их заново.
К примеру, экспериментально установлено, что полотном, длиной 3,3 м, для ленточнопильного станка Jet HBS-1018W в среднем можно распилить сотню прутков из мягкой стали (Ст.3), диаметром 200 мм (т.е. общая площадь реза 100*[3,14*0,22]/4=3,14 м2), или тысячу труб того же размера, со стенкой 5 мм. Как видим, вышеуказанные приблизительные правила оценки ресурса полотен выполняются.
Что надо докупить для эффективной работы с ленточным станком?
Полотна с разным шагом для заготовок разной величины и запасные пильные ленты для их посменной замены и поочередного снятия напряжений. При резке длинных заготовок очень полезны стойки с горизонтальными и угловыми направляющими, роликовые столы (рольганги) для подачи деталей, такие как Jet MRT-2000, Optimum 3357610, Proma PS-521 25000521 и Metabo RS 420 W 0910053361.
Какая бывает разводка ленточных полотен?
У пильных лент наиболее распространены три формы разводки зубьев:
Что зависит от формы зубьев ленточного полотна?
Их наклон влияет на то, для обработки заготовок из какого материала они предназначены. Для различных значений переднего угла наклона кромки зубьев оптимальными являются следующие металлы:
Какой материал пильных полотен оптимален для распилки заготовок из различных металлов?
По стандартам ISO соответствие материалов пильных лент и заготовок следующее:
Что означает маркировка покрышек для велосипеда
Одна модель велосипедной шины — пять разных версий по разной цене, знакомо? Ничто так не запутывает начинающих катальцев, как маркировка велошин, и эта статья призвана внести ясность. Маленькая оговорка в начале — если вы катаетесь в спокойном стиле по асфальту, то интерес для вас представляет только пункт «Антипрокольные свойства». Ну, а тех, кто относится к выбору покрышек для велосипеда также серьезно, как и я — прошу читать.
Посмотрите, что написано на боковине этой шины, куча всяких аббревиатур, что они означают?
Причем, на самой резине пишется не вся информация, которая касается её свойств, для получения полной информации нужно идти на сайт производителя.
Итак, начнем расшифровку.
Конструкция покрышки
Фолдинг или проволока
Основным различием в конструкции является материал, из которого сделан корд — жесткий бортик, который надевается на обод. Короче, та часть, которая образует её внутренний диаметр. Раньше все шины были со стальным проволочным кордом, но когда велосипеды начали облегчаться, то первое, что сделали для уменьшения веса шины, была замена проволоки корда на кевлар.
Параллельно с облегчением получили полезное свойство — резина с кевларовым кордом стала складной (folding), хранить и транспортировать такие экземпляры стало гораздо удобнее.
Цена на одну и ту же модель, но с проволочным или кевларовым кордом, может различаться в два раза. Среди более-менее продвинутых велосипедистов считается неприличным покупать проволочные версии, потому что с проволокой остались только самые базовые модели — тяжелые и с самым простым составом резины (компаундом).
Если вы уже дошли до того, чтобы гонять на горном байке по трейлам и прочему бездорожью, то разумеется, не нужно покупать шины с проволочным кордом, они тяжелее, имеют меньший накат и хуже цепляются за поверхность.
В описании резины на английском это будет folding/wire — складная/проволочная.
Строение боковины
Боковина — это гораздо важнее, чем кажется, от её строения зависят многие свойства покрышки.
Во-первых, она должна быть прочной — люди, которые катают по каменистым трейлам (например, я), знают, как горько выбрасывать почти новую, но порванную сбоку шину.
Во-вторых, эластичность боковины: от неё зависит, насколько хорошо шина будет поглощать вибрацию. Слишком жесткая конструкция — дубовость даже на низком давлении, слишком мягкая — покрышка «плывет».
Конструкция боковины швальбовских покрышек для горного байка называется Snakeskin или Liteskin, если вы не видите этих маркировок, то или резина совсем низкого уровня, или она из старого модельного ряда. Snakeskin это прочный материал, обеспечивающий надежную (в соответствующих условиях) защиту, а также достойное поглощение вибраций. У меня было много претензий к прошлым технологиям боковин Швальбе, и переход на Snakeskin прямо порадовал.
Liteskin — облегченная боковина, для гоночного применения, особенно противопоказана тяжелым катальцам с агрессивным стилем. Ну, а если в вашей локации много острых камней на трейлах — Liteskin не жилец.
Еще бывают покрышки с двойной боковиной, для применения в жестких условиях каменистых трейлов, например, мне пришлось взять тяжеленную Maxxis Agressor Dowble Down, потому что вся кросскантрийная резина просто рвалась.
На английском, слово sidewall означает боковина, обращайте внимание в описаниях, хорошо ли она защищена.
Snakeskin и Liteskin — названия технологий у Швальбе, другие производители называют по своему, но суть всегда сводится к выбору между облегченными и усиленными вариантами.
TPI и строение покрышки
Не могу сходу придумать разумный перевод слова casing, короче, это основа шины, на которую наносится резина. Эта основа делается из нескольких слоев специальных материалов. В зависимости от назначения, там может быть нейлон с антипрокольным слоем, или еще какие-то варианты, но в целом, важная информация для потребителя — это количество нитей на дюйм, TPI (thread per inch) или EPI (ends per inch).
Чем больше этих нитей, тем они тоньше, а значит, покрышка легче. В резине для кросс кантри применяются шины с большим TPI, 120 и больше. Этим добиваются не только легкого веса, но и лучшего наката, поведения шины при рулежке.
А для дисциплин, где нужна большая прочность — эндуро, DH, TPI 60: нити в основе толще, конструкция тяжелее, но надежнее.
Тут еще есть нюанс: не всегда малое количество нитей свидетельствует о прочности конструкции, дешевая резина может быть даже 24 TPI, это означает, что там нитки тонкие, а всё пространство между нитями залито резиной, в результате, покрышка и тяжелая, и непрочная.
Бескамерная установка
Очень важный фактор — подготовлена ли покрышка для установки без камер. Здесь все просто, у всех производителей маркировка будет связана со словом Tubeless (бескамерный) или буквой Т. Например, Tubeless Easy, Tubeless Ready, TLR и так далее.
Для тру-МТБ катальца переход на бескамерки это важнейший этап, я писал статью, про бескамерные покрышки для велосипеда, как их поставить и для чего это вообще нужно.
Компаунд
Состав резины называется компаунд, это очень важный параметр, от него зависят сцепные свойства покрышки, её накат и быстрота износа. Компаундов очень много, каждый производитель имеет (как ему хочется думать) самый лучший рецепт приготовления резины, отсюда всякие интересные названия в спецификации модельного ряда. Например, у Continental, дорогой компаунд Black Chili — мягкая резина для хорошего сцепления.
Как я писал выше, Schwalbe улучшила свою продукцию, применив технологию Snakeskin для боковин, и также это касается компаундов, они стали лучше. Более того, швальбовцы сделали то, что должны все сделать — упростили выбор компаундов: цветная полоска вместо непонятных названий. Красный цвет — хорошо катит, синий — хорошо держит (эти два подходят для кросскантри), оранжевый и фиолетовый для гравити дисциплин (фрирайд, даунхилл).
Теперь стало просто — для заднего колеса берешь с красной полоской, для переднего с синей. Названия: Addix Speed, Addix SpeedGrip, Addix Soft, Addix Ultra Soft.
Информацию по компаундам для других производителей нужно искать на их сайтах, но принцип одинаковый — как правило, они подразделяются на три категории: катит, держит/катит, очень хорошо держит/плохо катит.
Антипрокольные свойства
Если резина оснащена антипрокольным слоем, то это всегда отмечается особо: Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, Anti-flat и т.д. У туринговых покрышек, типа Schwalbe Marathon, есть специальный слой из плотного материала, который очень сложно проколоть.
Недостатки: лишний вес (много), сопротивление качению. Также, возможность прокола всё равно остается, если какая-нибудь проволочка воткнется ближе к боковине.
Горные и шоссейные шины защищаются тонким слоем из композитного материала, поэтому даже если на них написано Protection, эта защита не полноценная.
Ценовой уровень
По цене разделяют шины для продвинутых велосипедистов и простых катальцев. Например, у Schwalbe, резина для продвинутых маркируется Evolution, для обычных людей — Performance.
У других производителей тоже есть свои разделения на ценовые уровни.
Бывает еще гоночный уровень — Race. Для соревнований покрышки всегда самые легкие и самые дорогие. Надежность такой резины на последнем месте — главное это накат, сцепление и вес.
Расшифровка
Теперь давайте расшифруем несколько «одинаковых» покрышек, у которых разная цена.
Schwalbe Rocket Ron Performance, wired bead
Дешевая, базовая резина, с проволочным кородом, без нового компаунда Addix и технологии Snakeskin.
Schwalbe Rocket Ron Evolution, TLR, Addix SpeedGrip, Snakeskin
Покрышка продвинутого уровня, готовая к бескамерной установке, компаунд с повышенным сцеплением, усиленная боковина Snakeskin.
Schwalbe Rocket Ron Evolution, Addix Speed, Liteskin
Гоночная шина, максимально облегченная, нет маркировки TLR, значит не подходит для бескамерной установки, с накатистым компаундом и тонкой боковиной.
Названия, как видите, практически идентичные, но разница в цене между первой и третьей в два с половиной раза.
Теперь вы знаете, почему одна и та же модель может иметь разное исполнение, от которого зависит цена.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Спасибо за статью, по кантрийной резине Швальбе теперь вопросов почти нет.
Однако, не могу не подправить: кордом называется вся совокупность нитей, создающая форму шины, а не только бортовое кольцо.
Корд это же шнур, само слово-то? А совокупность нитей — casing, или как мне подсказали — каркас.
Постоянно путают корд и бортировочный трос. Корд — это и есть casing. Можно назвать его плетением. Такие-вот, дела.
Виктор, всё правильно пишет человек. Основа шины — корд, на корд напластовываются боковины и утолщённый слой резины на поверхности катания — бреккер. Поверх бреккера наносится уже протектор — это не только выступы и канавки, но и вообще слой резины, на котором они формируются и нарезаются.