tsai lun что изобрел
1.6.7. Как Цай Лунь изобрел бумагу
1.6.7. Как Цай Лунь изобрел бумагу
Китайцы на протяжении нескольких тысяч лет считали варварскими все остальные страны. Китай является родиной многих великих изобретений. Бумагу придумали именно здесь.
До ее появления для записей в Китае использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т. д. Наиболее древние китайские тексты («цзягувэнь»), сделанные на черепашьих панцирях, датируются II тысячелетием до н. э. (время правления династии Шан).
Бумагу сначала делали из шелка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда, а позже стали использовать пеньку.
Цай Лунь (50–121), китайский сановник династии Хань, изобрел бумагу. Для начала он растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. После смешивания с водой образовалась масса, которую он выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце эту массу разглаживали с помощью камней. Так получались прочные листы бумаги. За это изобретение император пожаловал Цай Луню высокий титул и солидное вознаграждение.
После этого изобретения начался процесс совершенствования производства бумаги в Китае. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, естественные красители и т. д. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего ее растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.
Финал жизни великого изобретателя был печальным. Евнухи являлись активными участниками всякого рода придворных интриг. В одной из таких интриг при очередном императоре Цай Лунь потерпел поражение. Пришлось выпить яд…
Несколько веков технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. Но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде во время военной экспедиции к границам Китая захватил в плен двух китайцев — бумагоделов — и устроил с их помощью бумажную фабрику. Есть легенда, в которой изобретателем бумаги являлся некий раб. Самаркандскую бумагу стали делать в Багдаде, Дамаске и других городах Востока, который по уровню культуры превосходил Европу. Дамаск сделался центром вывоза бумаги в Европу. Бумагу в Средние века в Европе называли «дамасский лист». В качестве сырья для производства бумаги арабы стали использовать тряпье. Его очищали от грязи, сортировали, резали, варили, промывали, затем разделяли на волокна и, разбавляя водой, изготавливали смесь, из которой и получали бумажные листы. Другое сырье требовало и других приемов производства, поэтому арабы внесли ряд усовершенствований: человеческий труд заменили водяной силой, а ступы для разделения волокон — мельничными жерновами; в отливных формах вместо бамбуковых прутов и тряпичных переплетений стали использовать железную проволоку. Для проклейки бумаги использовали крахмал, изготовленный из пшеничной муки. Отдельные листы бумаги арабы склеивали, получая свитки длиной до 50 метров.
Только в XII в. собственные бумажные «мельницы» появились в Испании, Италии, Франции, а позже — и в других странах. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить ее лишь в XVI–XVII вв.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ?
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ? (Материал М. Чекурова)Большая Советская энциклопедия 2-го издания (1954) утверждает, что «идею создания миномета успешно реализовал мичман С.Н. Власьев, активный участник обороны Порт-Артура». Однако в статье, посвященной миномету, этот же источник
17.5. Советские гравюры за китайскую бумагу
17.5. Советские гравюры за китайскую бумагу Древнекитайская девушка в пурпурном платье употребила Стратагему № 17 как риторическое средство самовыражения. Точно так же бывает и в современном Китае, например у Мао Цзэдуна:«Что касается вопросов культуры, здесь я не
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ?[26]
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ?[26] Большая Советская энциклопедия (1954) утверждает, что «идею создания миномета успешно реализовал мичман С. Н. Власьев, активный участник обороны Порт–Артура». Однако в статье, посвященной миномету, этот же источник констатировал, что «Власьев
Цай Лунь
Цай Лунь (蔡伦) (50–121), китайский сановник династии Хань, изобрел бумагу.
До изобретения Цай Луня для записей в Китае использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т. д. Наиболее древние китайские тексты («цзягувэнь»), сделанные на черепашьих панцирях, датируются II тысячелетием до н. э. (время правления династии Шан).
Бумагу сначала делали из шелка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда, а позже стали использовать пеньку.
Что он сделал. Для начала он растер волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. После смешивания с водой образовалась масса, которой он заполнил форму (деревянная рама с ситом). После продолжительной сушки на солнце эту массу разглаживали с помощью камней. Так получались прочные листы бумаги. За это изобретение император пожаловал Цай Луню высокий титул и солидное вознаграждение.
После изобретения Цай Луня запустилась цепочка усовершенствования бумажного производства в Китае. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, естественные красители и т. д. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего ее растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.
А какова была судьба изобретателя столь судьбоносного изобретения?
Финал жизни великого изобретателя был печальным. Евнухи являлись активными участниками всякого рода придворных интриг. В одной из таких интриг при очередном императоре Цай Лунь потерпел поражение. Пришлось выпить яд…
Несколько веков технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. Но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде во время военной экспедиции к границам Китая захватил в плен двух китайцев — бумагоделов — и устроил с их помощью бумажную фабрику. Есть легенда, в которой изобретателем бумаги являлся некий раб. Самаркандскую бумагу стали делать в Багдаде, Дамаске и других городах Востока, который по уровню культуры превосходил Европу. Дамаск сделался центром вывоза бумаги в Европу. Бумагу в Средние века в Европе называли «дамасский лист». В качестве сырья для производства бумаги арабы стали использовать тряпье. Его очищали от грязи, сортировали, резали, варили, промывали, затем разделяли на волокна и, разбавляя водой, изготавливали смесь, из которой и получали бумажные листы. Другое сырье требовало и других приемов производства, поэтому арабы внесли ряд усовершенствований: человеческий труд заменили водяной силой, а ступы для разделения волокон — мельничными жерновами; в отливных формах вместо бамбуковых прутов и тряпичных переплетений стали использовать железную проволоку. Для проклейки бумаги использовали крахмал, изготовленный из пшеничной муки. Отдельные листы бумаги арабы склеивали, получая свитки длиной до 50 метров.
Только в XII в. собственные бумажные «мельницы» появились в Испании, Италии, Франции, а позже — и в других странах. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить ее лишь в XVI–XVII вв.
Гробница и мемориальный комплекс находятся в в уезде Ян провинции Шэньси (陕西省洋县龙亭铺) и являются объектом культурного наследия высшей категории.
Фамильный мемориальный храм и парк в честь Цай Луня находится в местечке Лэйян, города Хэнъян провинции Хунань( 湖南省衡阳市耒阳市 )
Tsai lun что изобрел
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
7. ЦАЙ ЛУНЬ (сведения о его жизни известны с 105 г.)
7. ЦАЙ ЛУНЬ (сведения о его жизни известны с 105 г.)
Цай Лунь, изобретатель бумаги, — человек, чье имя, наверное, незнакомо большинству читателей. Если говорить о важности его изобретения, вызывает крайнее изумление тот факт, что его имя почти полностью игнорируется в странах Запада. В большинстве самых известных энциклопедий вы не найдете даже короткой статьи о Цай Луне, и его имя редко упоминается в стандартных исторических учебниках.
Роль бумаги в жизни человека настолько очевидна, что недостаточность ссылок на Цай Луня может вызвать подозрение, что он является фигурой апокрифической. Однако проведенные в этой области тщательные исследования целиком и полностью подтверждают факт существования реального человека по имени Цай Лунь, служащего китайского императорского суда, который около 105 года подарил императору Хо Ди образцы бумаги. Сообщения об изобретении Дай Луня из китайских источников (впервые появились в официальной исторической хронике о правлении династии Хань) полностью достоверны и не вызывают никаких сомнений. В них нет и намека на вымышленные обстоятельства или легенды вокруг этого имени.
В течение второго столетия н. э. бумагу широко использовали в Китае, и на протяжении нескольких столетий китайцы экспортировали бумагу в другие страны Азии. В течение долгого времени они держали технологию изготовления бумаги в секрете. Однако в 751 году несколько китайских бумажных предприятий были захвачены арабами, и вскоре после этого бумагу начали производить в Багдаде и Самарканде.
Искусство производства бумаги вскоре распространилось по всему арабскому миру, и в XII веке у арабов этому научились и европейцы. Постепенно бумагу начали использовать повсеместно, а после изобретения Гутенбергом книгопечатания бумага заменила пергамент в качестве главного писчего материала на Западе.
В наши дни бумага является привычным атрибутом нашей повседневной жизни, мы смотрим на нее как на что-то само собой разумеющееся, и нам трудно представить, как мир мог без нее обходиться. До Цай Луня книги в Китае делали из бамбука. И вполне очевидно, что такие книги были очень тяжелыми и топорными. Часть книг писали на шелке, но для повседневного использования это было слишком дорого. На Западе до появления бумаги книги писали на пергаменте (или пергамене), который изготавливался из специально обработанной овечьей и телячьей кожи. Этот материал заменил папирус, которым предпочитали пользоваться греки, римляне и египтяне. Однако пергамент и папирус — это довольно редкие материалы с дорогостоящим производством. То, что книги и другие литературные материалы могут сегодня производиться так дешево и в таком большом количестве, объясняется, главным образом, существованием бумаги.
Справедлива мысль, что роль бумаги не была бы так велика, как сегодня, если бы не существовало печатного станка, и в равной степени справедливо, что печатный станок не был бы почти в той же мере важен, если бы не существовал дешевый и достаточный по своему количеству материал, на котором можно было бы печатать.
Кого же следует оценивать выше — Цай Луня или же Гутенберга? Хотя я считаю, что оба эти человека почти в равной степени важны для истории, я оцениваю роль Цай Луня немного выше по следующим причинам: 1) бумага используется не только для письма, она имеет гораздо более широкое применение, фактически это материал универсальный, и значительный процент производимой бумаги идет не на печатание, а на другие цели; 2) Цай Лунь был предшественником по отношению к Гутенбергу, и вполне возможно, что Гутенберг и вовсе не изобрел бы книгопечатания, если бы бумаги все еще не существовало, 3) Если бы на свет появилось только одно из этих двух изобретений, то, как мне кажется, больше книг можно было бы создать посредством комбинации ксилографии (известной задолго до Гутенберга) и бумаги, чем комбинацией наборного станка и пергамента.
Уместно ли включать Гутенберга и Цай Луня в число десяти самых замечательных людей, которые когда-либо жили на Земле? Для того чтобы полностью осознать важность изобретения бумаги и книгопечатания, необходимо сопоставить культурное развитие Китая и стран Запада. До второго века н. э. китайская цивилизация была менее развита, чем западная. На протяжении следующего тысячелетия Китай по своим достижениям превзошел Запад, и в течение семи или восьми столетий китайская цивилизация по всем стандартам была самой развитой на Земле. Однако после XV века Западная Европа опередила Китай. По поводу этих изменений было выдвинуто много различных теорий, но большинство из них игнорирует то, что, по моему мнению, является простейшим объяснением этого процесса.
Общеизвестен факт, что сельское хозяйство и письменность начали развиваться раньше на Среднем Востоке, а не в Китае. Этим одним, однако, не объясняется, почему китайская цивилизация постоянно отставала от западной. Решающим фактором, как мне кажется, было то, что до Цай Луня в Китае не существовало подходящего материала для письма. Для западного мира доступным материалом был папирус, и хотя он имел свои недостатки, свитки из папируса значительно превосходили книги, сделанные из дерева или бамбука.
Отсутствие подходящего материала для письма было непреодолимым препятствием для культурного прогресса Китая. Китайскому ученому нужен был целый фургон, чтобы перевезти то, что мы бы сочли за небольшое количество книг. Только представьте себе, как трудно было организовать работу правительственной администрации на такой основе! Ситуация полностью изменилась с момента изобретения бумаги Цай Лунем. Получив подходящий материал для письма, китайская цивилизация начала стремительно развиваться и через два столетия смогла сравняться с Западом. (Безусловно, тут сыграло роль отсутствие политического единства на Западе, но дело было не только в этом. В четвертом веке Китай был более раздроблен, чем страны Запада, но, тем не менее, быстро развивался в культурном отношении).
Почему в таком случае Китай в конце концов оказался позади Запада? Существует много сложных объяснений культурного порядка, но, возможно, ответ на вопрос может дать одно простое техническое объяснение. В пятнадцатом веке гений по имени Иоганн Гутенберг разработал технические средства для массового производства книг. После этого европейская культура начала быстро развиваться. Поскольку в Китае не было Гутенберга, китайцы остались со ксилографией, и их культурное развитие происходило медленными темпами.
Если согласиться с вышесказанным, то невольно напрашивается вывод, что Цай Лунь и Иоганн Гутенберг являются двумя центральными фигурами в истории человечества. На самом деле Цай Лунь стоит выше большинства других изобретателей по другой причине.
Большинство изобретений являются продуктом своего времени, и они бы появились и в том случае, если бы конкретный человек, который создал изобретение, навеки остался бы в безвестности. Но в отношении бумаги это, безусловно, не тот случай. Европейцы начали производить бумагу спустя тысячу лет после изобретения Цай Луня, и это произошло только потому, что они научились процессу производства бумаги у арабов. По той же причине другие азиатские народы, даже после того, как они увидели бумагу китайского производства, никогда бы не смогли открыть способ ее производства своими силами.
Становится ясно, что изобретение метода производства настоящей бумаги было достаточно трудной задачей и что это необязательно могло произойти в стране со средним уровнем развития культуры. Скорее всего, здесь требовался определенный вклад какого-то очень одаренного человека. Цай Лунь был как раз такой персоной, и метод, который он разработал (если не говорить о механизации, введенной после 1880 года), по существу, лежит в основе современного производства бумаги. По этим причинам я считаю уместным включить Гутенберга и Цай Луня в число первых десяти человек в этой книге, причем Цай Луня строкой выше Гутенберга.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
14. ЕВКЛИД (Сведения о нем известны с 300 г. до н. э.)
14. ЕВКЛИД (Сведения о нем известны с 300 г. до н. э.) Только несколько человек из нашего списка могут претендовать на такую же неувядаемую славу, как великий греческий геометр Евклид. Хотя при жизни такие личности, как Наполеон, Александр Великий и Мартин Лютер, были более
15. МОИСЕЙ (Сведения о нем известны с XIII века до н. э.)
15. МОИСЕЙ (Сведения о нем известны с XIII века до н. э.) Вероятно, ни один человек в истории не был отмечен такой всеобщей любовью, как великий древнееврейский пророе Моисей. К тому же с течением времени его слава только возрастает, как и число его почитателей. Вероятнее всего,
Пара слов о наболевшем: карьере, личной жизни, детях и простых радостях жизни
Пара слов о наболевшем: карьере, личной жизни, детях и простых радостях жизни Бог на первом месте, семья на втором, но на третьем – карьера. Мэри Кей Увидела как-то на прилавке книжку с подзаголовком «карьеристка поневоле», открыла, посмотрела – внутри все те же лозунги и
Общие сведения
Глава 7. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ Что нужно сделать для повышения стандартов жизни населения
Глава 7. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ Что нужно сделать для повышения стандартов жизни населения 1. Оплата труда и уровень доходов При нормальном ходе реформы увеличение доходов верхних 20% населения было бы примерно таким, каким оно является фактически, и даже большим. Но жизненный
Сведения об авторах
Сведения об авторах Ананьева Елена Владимировна – профессор кафедры регионоведения факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН, член редколлегии,
8. КОНФУЦИЙ «Лунь Юй»
8. КОНФУЦИЙ «Лунь Юй» Для всего мира Конфуций — почти что символ Китая, для самих китайцев — больше чем символ. Неспроста во времена пресловутой «культурной революции» с Конфуцием боролись, как с живым врагом, не колеблясь вовлекали многомиллионные массы в изнурительную
Лунь Лунь (Circus) – род хищных птиц из семейства соколиных (Falconidae) – стройные птицы средней величины, с сильно загнутым от основания клювом, образующим тупой зубец и длинный крючок на конце, с венчиком выступающих перьев, окружающим, как у сов, лицевую часть головы длинными,
Уровень жизни. Стоимость жизни
Уровень жизни. Стоимость жизни См. также «Доходы и расходы», «Заработок» Уровень жизни — то, выше чего хотелось бы жить. Янина Ипохорская Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны. Михаил Генин Политику затягивания поясов громче всех одобряют те,
Доходы и расходы См. также «Бюджет», «Зарплата», «Стоимость жизни. Уровень жизни»
Доходы и расходы См. также «Бюджет», «Зарплата», «Стоимость жизни. Уровень жизни» Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. «Пшекруй»* Как счастлив был бы мужчина, если бы он зарабатывал сумму, в которую, как полагает его жена, оценивают его заработки
Инфляция См. также «Деньги», «Уровень жизни. Стоимость жизни», «Цена»
Инфляция См. также «Деньги», «Уровень жизни. Стоимость жизни», «Цена» Иметь небольшую инфляцию – все равно что быть немного беременной. Приписывается Франклину Рузвельту Плохая монета вытесняет из обращения хорошую монету. Томас Грешем (XVI в.) Деньги портят человека,
Уровень жизни. Стоимость жизни См. также «Доходы и расходы», «Заработок»
Уровень жизни. Стоимость жизни См. также «Доходы и расходы», «Заработок» Уровень жизни – то, выше чего хотелось бы жить. Янина Ипохорская* Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны. Михаил Генин Политику затягивания поясов громче всех одобряют те,