tube screamer что это
Оригинальный TS808 Tube Screamer не имеет «True» байпаса, поэтому для включения / отключения эффекта с помощью простой кнопки требуется специальная схема.
В большинстве самодельных клонов и дорогих мастеровых педалей используется 3PDT переключатели, что обеспечивает максимально чистый путь для обходного сигнала.
С точки зрения массового производства установка таких переключателей является дорогостоящим и трудоемким процессом, так как все провода должны подпаиваться вручную. Это оказалось «экономически невыгодно» при сборке на конвейере, по этому Ibanez избегает тру байпаса в пользу более сложной схемы. Если отказаться от этой части схемы, то получим следующий её вид:
Блок питания обеспечивает необходимые напряжения для всей схемы. Питание 9В является общим для всех компонентов схемы, а простой резисторный делитель (R 32, R 33) создает напряжение 4,5 В как виртуальную среднюю точку для питания операционного усилителя.
Основной источник питания (+ 9 В) и напряжение с делителя (+ 4,5 В) дополнительно фильтруются с помощью электролитических конденсаторов C 16 (47 мкФ) и C 17 (100 мкФ), предназначенных для снятия всех пульсации с напряжения питания. Диод D8 защищает педаль от переполюсовки.
Входное гнездо используется как выключатель, замыкающий минус питания, когда подключён входной разъем. Это обычная практика для всех педалей.
Конденсатор C1 отделяет гитару от любого влияния работы педали, защищая звукосниматели, а так же фильтрует низкие частоты.
Это основная часть схемы, представляющая собой неинвертирующий операционный усилитель с двумя ограничивающими диодами и двумя фильтрами в контуре обратной связи. Сигнал с выхода эмиттерного повторителя поступает через неполярный электролитический конденсатор ёмкостью 1 мкФ. Симметричное ограничение производится двумя диодами в цепи обратной связи неинвертирующего операционного усилителя. Диод D 1 будет обрезать положительный сигнал полупериода, а D 2 обрезает отрицательный сигнал полупериода:
Небольшой конденсатор C4 емкостью 51 пФ работает как фильтр нижних частот, смягчая углы обрезанного сигнала и смягчая верхний предел искажения. Графики, показанные ниже, изображают влияние С4 на ограниченный сигнал.
Функциональность довольно элегантна: основной пассивный фильтр нижних частот отсекает резкие обертоны, затем активный регулятор тембра будет усиливать высокие частоты.
Управляющим устройством является RC-цепочка: резистор R8 220 Ом и конденсатор C6 0,22 мкФ. Поведение регулятора тембра легко понять, анализируя положения в крайних точках потенциометра Tone:
Задача выходного каскада — создать единичное усиление и низкое выходное сопротивление, чтобы сохранить целостность сигнала в цепи гитарных педалей и усилителей. Как и входной каскад, он реализован на простом эмиттерном повторителе.
Частотная характеристика Tube Screamer настроена так, чтобы поднять средние частоты:
На этапе усиления и отсечки в обратной связи неинвертирующего усилителя имеется фильтр верхних частот. Этот активный фильтр первого порядка ослабляет гармоники ниже 720 Гц.
На стадии тона / громкости есть два важных модификатора тона:
Пассивный фильтр нижних частот первого порядка, сформированный из C5 и R7, будет ослаблять частоты более 723 Гц, добавление этого эффекта к предыдущим фильтрам приведет к горбу на средних частотах. Активный фильтр на базе операционного усилителя будет обеспечивать два разных отклика в зависимости от положения ручки тона. Частотную характеристику Вы можете наблюдать на графиках выше.
Изготовлена она по проекту с сайта тонепад. Архив с платой, как всегда, найдёте в конце статьи.
Первым делом как обычно запаиваются перемычки и резисторы.
Следом микросхема и конденсаторы. Микросхема в оригинале стояла JRC4558D, в общем то я всегда советую ставить или её, или NE5532, однако и TL072 сгодится, хоть и хуже.
Конденсаторы пленочные, кроме электролитов конечно. Неполярный конденсатор на 1 мкФ тоже можно заменить на низковольтную пленку. Если есть возможность — можно ставить тантал.
С готовой печатной платы обязательно удаляйте все остатки флюса.
Запаиваются провода для потенциометров.
Хочу обратить внимание, что потенциометр тона имеет довольно редкую S-образную зависимость, обозначаемую обычно буквой W (реже S или G).
В качестве корпуса применен стандартный в этих делах силуминовый корпус gainta g0124. Автор применил двухрядный переключатель, однако светодиод на передней панели есть. Это значит, что автор применил «глушение» входного каскада на землю при отключении эффекта, о том как это делается смотрите в этой статье.
Готовый результат. По традиции обычно все красят эту педаль зеленым цветом, как и оригинал.
Несмотря на простую схему и дешевые компоненты, цена на Tube Screamer растет год за годом. Некоторые музыканты платят целое состояние за педали первых релизов 80-х, которые теоретически содержат оригинальные компоненты, которые дают самый сильный классический звук Tube Screamer. Этот миф тесно связан со сдвоенным операционным усилителем JRC4558D, разработанным Японской радиокомпанией на японских предприятиях и использовавшимся в первых устройствах, которые в конечном итоге были заменены малайскими клонами, Texas Instrument или микросхемами Toshiba.
Некоторые люди также любят заменять компоненты на винтажные, такие, как старые угольные резисторы с ужасными допусками вместо современных металло-пленочных, а также пытаются использовать старые слюдяные конденсаторы.
Пример звучания педали можно послушать тут (оригинальная педаль первых годов выпуска):
Зеленый великан: История Tube Screamer. Vol. 1
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Гитарная педаль Tube Screamer, разработанная в конце 70-х инженером S. Tamura, возможно самая излюбленная педаль овердрайва у гитаристов. На ней отжигают такие разные гитаристы, как Eric Johnson, Trey Anastasio и Brad Paisley, другие же идут дальше и заявляют, что ни одна педаль не оказала большее влияние на их музыкальное выражение, и что ни одна педаль не сыграла такую большу роль в развитии дела модификации эффектов.
За все эти годы Tube Screamer стал родоначальником множества клонов и сходных дизайнов, которые преследовали одну цель — добавить свои цвета в то, как педаль взаимодействует с ламповым усилителем. Это и есть квинтэссенция Tube Screamer. Стоит лишь увеличить входной сигнал, чтобы перегрузить предусилитель, он начинает искажать исходный сигнал таким образом, что добавляется сустейн, острота и насыщенность гармоник. В тоже время, сохраняется тональные характеристики, присущие самому гитарному усилителю и гитаре, а также динамика игры самого гитариста. Во время разработки Tube Screamer ставилась цель исказить сигнал симметрично, а не асимметрично, как в лампах.
Скромное начало
Гитарные примочки появились, как инструмент изменения гитарного звука по желанию гитариста на волне гитарного бума, движимого Британским Вторжением таких банд, как Stones, The Beatles и The Kinks в середине 1960-х, а затем Hendrix, Beck и Cream к концу того же десятилетия. Несмотря на то, что эти группы преимущественно полагались на классический звук ламповых усилителей, в своей звуковой тракт они вводили новые звуки, которые они получали при помощи гитарных педалей, сконструированных благодаря изобретению транзистора в 1948. Педали быстро стали одним из недорогих, удобных и быстрых способов генерации новых захватывающих звуков, которые сформировали рок-н-ролл и современную культуру, если на то пошло. К концу 60-х рынок был наводнен небольшими звукомодифицирующими устройствами, а эффекты стали широко распространены в поп музыке. Выражение посредством звуков изменилось навсегда.
В конце 60-х и начале 70-х компания Ibanez и её родительская компания были позорно известны, как производитель низкокачественных реплик Fender, Gibson и Rickenbacker. И неудивительно, что к середине 70-х они добавили в свою продуктовую линейку серию гитарных педалей. На самом деле педали производились японской компанией Nisshin, которая также производила звукосниматели для некоторых гитар Ibanez. По довольно странному деловому соглашению, Nisshin было разрешено продавать эти же эффекты, но под своим именем – Maxon. К концу 70-х D Nisshin разработали первый Tube Screamer – знаменитый TS808, который вышел на рынок в 1979, а позднее, помимо прочих, был популяризирован Stevie Ray Voughan. По словам John Lomas, бывшего продуктового менеджера Ibanez, в то же время, как был создан Tube Screaner, главный конкурент Ibanez – Roland выпустил Boss OD-1 OneDrive и сразу же зарегистрировал патент на асимметричное ограничение на полупроводниках. Это вынудило Nisshin использовать в Tube Screamer симметричное ограничение.
«Если посмотреть на схему Tube Screamer и Boss OD-1, то разницы практически не будет. Все практически одинаково», — говорит Lomas. «Однако, в OD-1 есть такая штука, которая называется асимметричный ограничитель. Если на его вход подать сигнал, то он не будет одинаково искажать верх и низ звуковой волны. Вместо этого, он исказит их по-разному, также как сделает лампа. Оригинальный Boss OverDrive был сделан, как эмулятор лампы. И это было большим откатом назад тогда потому, что, естественно, в большинстве усилителей стали уходить от ламп. Они были транзисторные и они действительно звучали, как дерьмо. Поэтому для педалей эмуляторов лампы был рынок. Я полагаю, что, возможно, поэтому Tube Screamer назван именно Tube Scraemer.
TS-808 отличался от OD-1 еще тем, что в нем была регулировка тона, основан он был на интегральная микросхема JRC 4558D и имел прямоугольный футсвитч. «Tube Screamer – это первая педаль с микросхемой внутри, которую я увидел», — говорит Lomas. «Все овердрайвы до него были собраны на транзисторах.» Lomas заявляет, что именно этому чипу Tube Screamer TS-808 обязан своим мягким, певучим среднечастотным звуком. И именно поэтому многие aficionado овердрайвов предпочитают звук именно того, оригинального TS808, а не других мутаций педали, появившихся за многие годы. [Кстати сказать, по информации известного модера Analogman на оригинальный TS-808 ставился не только чип JRC 4588, но и практически такой же чип от Texas Instruments TL4558P. Отличия в звуке едва заметны.]
Tube Screamer набирает обороты
Несмотря на популярность и статус Святого Грааля приписанный оригинальному TS808, его не оставили в покое, чему и рады многие любители примочек. Возможно, самый популярный из Тьюб Скримеров – TS9 заменил TS808 в 1982, когда Ibanez представили 9 Серию педалей. TS9 был чуть ярче и чуть менее мягок, чем оригинальный TS808. Внутри педали были практически идентичны, безотносительно увеличенного тиража TS9. Кнопку футсвитча сделали больше. В девятой серии ибанезовских педалей футсвитч занимал около трети педали – очевидно, это было сделано для того, чтобы приблизиться к боссовскому дизайну, где включать и выключать педаль очень легко. Однако, если верить Lomas, у нового Tube Screamer был один недостаток – комплектующие, из которых собирали педаль были постоянно разные. Что было под рукой, из этого и собирали. В результате, звук мог меняться от партии к партии. [Analogman говорит, что чехарда с комплектующими была в поздних версиях TS и на некоторые педали ставили чип JRC 2043DD, который звучал гораздо хуже оригинального 4558. Кстати, небезызвестный Edge из U2 практически всегда использует именно TS9.]
«Появление на рынке TS9 не было каким-то откровением», — говорит Lomas. «Всем было откровенно похер, но не надолго. Люди просекли фишку несколько позже. Я бы сказал, что про педаль заговорили в конце 80-х и к 1990 всё завертелось.» Изначально на TS9 спрос был небольшой, поэтому к 1985 его производство свернули. Ibanez выпустила новую серию примочек Master Series без Tube Screamer в линейке. Вместо этого в серию включили Super Tube STL – педаль с 4-мя ручками регулировки со схемотехникой Tube Screamer и 2х полосным EQ. По словам “Analog” Mike Piera (aka AnalogMan), чья компания “Analog Man”, стала модифицировать Тьюб Скримеры, приводя их к оригинальным спецификациям еще в середине 1990х, STL был абсолютно идентичен очень редкому (и дорогому) европейскому ST-9 Super Tube Screamer, который никогда не выходил в США.
Серия Master выпускалась всего один год, при том, что Tube Screamer никогда не производился в США. В 1986 Ibanez выпустила новую ярко раскрашенную серию Power (так же известна, как 10-я серия), в которой была хваленая новая качественная схема, которая убирала досадный писк, который иногда возникал на старых Скримерах, если выкрутить все ручки вправо. Однако, эта схема также повлияла и на узнаваемый звук восходящих звезд и TS10 не был принят так хорошо, как на это рассчитывали в Hoshino. Благодаря блюзовым и блюз-роковым докам, таким как SRV, например, многие гитаристы выбирали TS808 и TS9.
Piera говорит, что до того, как TS10 стали использовать такие гитаристы, как John Mayer, педаль была никому не нужна. “Я до сих пор ненавижу эту педаль», — говорит он и называет её «одноразовой». «В ней использовались дешевые пропиетарные комплектующие – джеки, переключатели. Потенциометры часто ломались, а заменить их было нельзя, т.к. качественные комплектующие, которые использовались в сделанных и спаянных вручную TS9 не подходили. Там была такая схема, что все детали на ней могли запросто отвалиться. Это было сделано для того, чтобы удешевить педаль, используя машинную пайку.»
Lomas объясняет, как экономическая ситуация влияла на качество продукции в разные годы. «Когда я только начал работать в компании в 83-м или 84-м. За доллар давали 260 йен. Сегодня дают 77 или 78. Где-то в 85-м курс развернулся и йена стала расти до где-то 150, 160 – и они [Hoshino] обделали штаны. Ранее они могли всё, что производилось в Японии, выбрасывать на американский рынок и делать деньги, так как качество было хорошее, да и курс йены был хорош для экспорта. Затем, неожиданно, им пришлось задуматься об экономической эффективности.»
В 1991-м была запущена новая серия Ibanez Tube Screamer TS5. В новой разработке постарались взять звук от старых винтажных Скримеров, а затраты уменьшить за счет упрощенной техники производства. TS5 не паялся вручную, как TS9 и TS808, к тому же продавался в прочном пластиковом корпусе, а не в металлическом, как оригинальные Скримиры. Схема TS5 была аналогична TS9, но сама примочка производилась на Тайване на фабрике Daphon, а не Nisshin, и комплектующие были меньше и дешевле.
Обзор гитарной педали овердрайв Ibanez TS9 Tube Screamer
Гитарная педаль IBANEZ TS9 TUBESCREAMER является практически иконой аутентичного гитарного звучания. Практически любой гитарист, являющийся гурманом правильного гитарного саунда, обязательно пробовал или использовал эту педаль в своем музыкальном творчестве. И дело на самом деле не в том, что звучание TS-9 можно услышать в музыке сотен музыкантов, среди которых такие имена, как Стиви Рей, Эрик Джонсон, Кенни Уэйн Шепарда и многие другие, не менее известные имена. Все дело в особенном звучании этого гитарного устройства!
Немного истории создания гитарной педали IBANEZ TS9 TUBESCREAMER
Многие профессионалы так же отличают, что звучание педали так же изменилось, тем не менее, в общих чертах, саунд оригинальной TS808, которая нашла свое перевоплощение в гитарной педали TS9 TUBESCREAMER остался практически неизменённым за исключением совершенно незначительных нюансов. Конечно же, на современном рынке гитарных легких овердрайвов, педаль IBANEZ TS9 не является единственной, тем не менее, по мнению профессиональных гитаристов, именно эта педаль остается одной из лучших и самых предпочитаемых, для передачи винтажного, истинного и проникающего звучания электрогитары.
Особенности конструкции гитарной педали IBANEZ TS9 TUBESCREAMER
Гитарная педаль ИБАНЕЗ ТУБСКРИМЕР ТС 9 имеет полностью металлический корпус, окрашеный в узнаваемый зеленый цвет. Отличительной особенностью педали является серебристая кнопка включениявыключения, которая пришла на смену оригинальных кнопок педали TS808, после прекращения их производства. Подошва педали покрыта резиновым покрытием, что в сочетании со значительным весом педали в 570 грамм не дает ей никакой возможности случайного смещения на полу или на сцене. Ручки настроек и управления выражены в трех потенциометрах, которых более чем достаточно для получения «того самого» звучания, это ручки Drive, Тone и level.
Особенности настройки и эксплуатации педали IBANEZ TS9
Звучание педали перегруза IBANEZ TS9 кратко и лаконично можно описать, как – «самое то», но конечно же с оглядкой на стиль музыки в котором гитарист собирается использовать эту педаль. Скажем педаль идеально сможет проявить в себя практически во всех музыкальных направлениях, а если педаль использовать как «грелку», то она может совершенно идеально раскачать любой ламповый усилитель или ламповые и транзисторные педали. Не менее хорошо, педаль работает как и отдельный, полнофункциональный перегруз, например в сочетании гитарной цепи – гитараовердрайв TS9 эффектыкомбо!
Педаль перегруза, ставшая легендой в звучании именитых гитаристов
Технические характеристики педали овердрайва IBANEZ TS9 TUBESCREAMER
Обзор №1
Достоинства:
Классическое звучание, стильный дизайн, простота настроек, широкий функционал, компактный размер
Недостатки:
Не обнаружено
Гитарные педали эффектов выпускаются с 60-х годов прошлого века и каждый год каталоги пополняются новыми моделями эффектов для гитаристов. Сегодня цифровые технологии всё больше интегрируются в музыкальное оборудование для гитаристов, но аналоговые педали эффектов и сегодня не теряют своей актуальности и в ближайшие годы точно не уступят своих позиций. Несмотря на то, что гитарные эффекты используются уже более полувека, лишь немногие гитарные эффекты заслужили легендарный статус и не теряют своей актуальности многие годы. Одним из таких гитарных эффектов, несомненно, является легендарная педаль overdrive Ibanez Tube Screamer.
Многие легендарные гитаристы использовали звучание эффекта Ibanez Tube Screamer TS9 на своих записях и выступлениях и это звучание, несомненно, уже давно является классикой гитарного звука. Сфера применения и стили, в которых Ibanez Tube Screamer находит своё применение, практически безграничны и она часто используется как самостоятельный эффект overdrive, так и для раскачки перегруза лампового гитарного усилителя.
Педаль Ibanez Tube Screamer очень проста в использовании и органы управления содержат всего 3 ручки отвечающие за громкость, тон и уровень перегруза. Этих настроек более чем достаточно для получения отличного звука, а подстроить и изменить настройки можно за несколько секунд. Сверху расположен индикатор включения педали, но мне кажется он не достаточно яркий и в условиях плохого освещения сцены это не всегда удобно.
Ibanez Tube Screamer выпускается с 1979 года и изначально это была модель Ibanez Tube Screamer 808, которой на смену в 1981 году пришла серия TS-9. Различия этих двух серий были как в дизайне, так и в звуке.
Ibanez Tube Screamer 808 звучит более ярко и чище, что отлично подходит для исполнения гитарных рифов, в то время как Tube Screamer TS-9 имеет несколько более глубокое и плотное звучание, что, как мне кажется, лучше подходит для получения сольного звука.
Tube Screamer 808 переиздаётся и сегодня, но большее распространение в наше время получила серия Ibanez Tube Screamer TS-9 и она включает в себя несколько эффектов перегруза, модуляции и аналоговой задержки. В моей коллекции из серии TS-9 присутствует педаль Ibanez Sonic Distortion SD9M звучанием которой я также очень доволен и часто использую на концертах.
Сверху у Tube Screamer TS-9 удобно расположено гнездо подключения гирлянды питания и благодаря компактным размерам Tube Screamer идеально впишется в любой педалборд и не займёт много места.
Также можно использовать в качестве источника питания батарейку тип крона 9V и доступ к отсеку с батарейкой осуществляется быстро и без необходимости использовать отвертку. Примочка потребляет не много энергии и заряда батарейки хватает на довольно долгий срок эксплуатации.
Справа у Ibanez Tube Screamer TS9 расположено гнездо подключения гитарного провода с разъёмом jack и расположение гнезда очень удобное и совпадает с расположением разъёмом большинства примочек других фирм. Проблемы с коммутацией и использованием переходником практически исключены.
Многие гитаристы ошибочно считают, что Ibanez Tube Screamer эмулирует звучание лампового перегруза гитарного усилителя, но это не так. В Ibanez Tube Screamer ограничение гитарного сигнала происходит симметрично, в то время как искажения в ламповом усилители ассиметричные. Вероятно тот факт, что технология ассиметричного транзисторного ограничения гитарного сигнала была запатентована компанией Roland и стала главной причиной разработки Tube Screamer. И возможно благодаря этому Tube Screamer отлично раскачивает перегруз лампового гитарного усилителя, привнося отличные гармоники и дополнительный сустейн в звук.
Также, вероятно, Tube Screamer одна из самых копируемых примочек в мире и практически каждая компания, выпускающая оборудования для гитаристов, выпускает свою версию эффекта overdrive на основе модифицированной схемы Tube Screamer. Я часто использую в своей работе замечательную версию Tube Screamer 808 от российской компании Chris Custom Dr.Scream Overdrive как грелку для лампового комбоусилителя Marshall JVM 215С. Я не могу сказать какая примочка лучше или хуже, в каждой есть свои плюсы и минусы и только сравнив их можно решить какой вариант Вам ближе.
В настоящее время компания Ibanez выпускает 5 вариантов примочек Tube Screamer и все эффекты производятся в Японии. Модели различаются дополнительными функциями и деталями и методом изготовления. Самой дорогой на данный момент является версия Ibanez TS808HWB Hand-Wired Tube Screamer ( 15 741 руб.) и при её изготовлении использованы самые лучшие детали и ручная пайка.
Различия в звуке между серией TS-9 и Hand-Wired безусловно есть, но она не настолько велика, как разница в цене и я считаю это пустой тратой денег. Возможно Вы и услышите разницу при сравнении двух примочек, но не думаю, что её услышат Ваши зрители. Всё же разумнее выбирать логичное сочетание цены и качества.
Также часто используется гитаристами модель Ibanez TS9DX Turbo Tube Screamer, которая помимо классического звука Screamer одержит дополнительные 3 режима звучания. Насколько они применимы в работе и помогают разнообразить звуковую палитру каждый решает сам, но эта модель также довольно долго не теряет актуальности.
Несколько лет назад линейка Tube Screamer пополнилась моделью TS9B, которая представляет собой версию Tube Screamer адаптированную для бас гитары. Насколько она востребована у бас гитаристов мне сложно судить.
Изначально Ibanez Tube Screamer использовался как самостоятельный эффект и шикарный пример его звучание можно услышать на альбомах гитариста Stevie Ray Vaughan, который часто использовал Tube Screamer, а иногда даже подключал сразу два Screamer экспериментируя со звуком. Но не менее популярен Tube Screamer стал как грелка для лампового усилителя, который в 80-е не обладали большим запасом перегруза. В наши дни практически у любой музыкальной компании есть усилители с запредельным количеством перегруза, но и сегодня многие гитаристы продолжают использовать Tube Screamer для получения большего разнообразия звучания.
Если вы ищете хороший overdrive за разумные деньги, то обязательно обратите внимание на Ibanez Tube Screamer.
Обзор №2
Продал вот на днях мою желтую грелку mxr m-104 dist+ долго пытался найти ей применение, но в силу того что особо не играю тяжелую музыку, как то она в основном бездействовала. И замена ей нашлась как бы сама собой.
Так что засев на длительное время я принялся сравнивать эти педали с разными гитарками ( японский страт и кастом телекастер и кастом страт и даже белой еспишкой с вырезами) причем даже неопытному слушателю станет очевидна насколько самодельная педаль отличаеться от оригинальной заводской, само сабой далеко не впользу заводской педали звук более плотный и певучий, никакого даже намека на фон и наводки, в отличии от оригинальной педали, возможности гейна имеют чуть более широкий диапазон, ручка тона не дает неприяного «металлического» призвука как на оригинальной педали, а имеет приятный мягкий характер да звук вообще сложно описать, но ламповый комбик с ней просто преображаеться
Но самое приятное было когда я принес её на репу и испытал её на нормальной громкости, получил превосходны й звук в чистый канал гта30 и мага зло подогрев её грязный канал комба
Немного о самой педали :
Звук по субъективной оценке плотнее, чем в серийно выпускаемой Ibanez Tube Screamer TS9.
Комплектующие только импортные, микросхема подобрана по звуку, конденсаторы в сигнальных цепях только пленка (Филипс), в отличии от серийных моделей, в сигнальных цепях которых, имеются электролитические конденсаторы. Вообщем звук на высоте, в чем легко убедиться, сравнив оригинал и данное изделие. Так-же, в отличии от оригинала применен холодный байпас. Корпус силуминовый, очень крепкий. Качество пайки и сборки очень качественное и надежное.