vending metro что это

Вендинг в метро (из недавнего прошлого)

Наша группа занималась торговыми автоматами, установленными в Московском метрополитене, в период с 1997 по 2001 гг. Основным направлением нашей деятельности была адаптация автоматов производства Южной Кореи, Европы и США к условиям эксплуатации в РФ, включавшая в себя обеспечение стабильности приема российских банкнот и монет, русификацию дисплеев, антивандальную и антистринговую защиту автоматов. Для тех, кто не знает: «антистринговой» называется защита автоматов от несанкционированного проникновения и ограбления, не сопряженных с поломкой или разрушением оборудования. При этом мы отвечали за эксплуатацию автоматов и должны были оперативно решать все связанные с этим технические вопросы. Сразу же отмечу, что автоматы работали в метрополитене в очень жестких условиях, которые характеризовались высоким уровнем вандализма, который рос начиная с середины 1998 г.

Одними из первых установленных в метро в 1997 г. автоматов были известные кофейные модели DA 10р Saeco (около десятка) без какой-либо антивандальной защиты. Несмотря на серьезные проблемы, связанные с застреванием банкнот в тракте валидатора (их удалось устранить не сразу), ни одного случая вандализма зафиксировано не было. В целом автоматы хорошо себя зарекомендовали, но были убраны из метро в начале 1998 г. Не исключено, что определенную роль в этом сыграло нежелание персонала убирать разбросанные одноразовые стаканчики.

Кроме того, с 1998 по 2001 гг. в метро работали снэковые американские автоматы С10-430 Cavalier по продаже напитков в банках и пластиковых бутылках (40 штук), южнокорейские «Кедбери» по продаже шоколадок (около 50 штук) и «Энерджайзер» по продаже батареек в блистерной упаковке (10 штук). По отношению к ним случаи вандализма стали заурядным явлением и включали в себя:

2. Те же действия с аналогичными последствиями, совершаемые в дневное время. В качестве примера таких действий можно рассматривать попытки взлома спиральных автоматов по продаже продукции фирмы «Энерджайзер» (батарейки и аккумуляторы в упаковке). Дверь автомата представляла собой остекленную витрину, через которую можно было видеть товар и процесс выдачи. За время эксплуатации (около 4-х лет) имели место четыре попытки взлома (разбития) витрины, когда акриловое стекло прожигалось или просверливалось, второе — каленое — разбивалось керном.

3. Повреждения в результате рефлекторного протеста покупателей, не получивших товар или сдачу, или в результате хулиганских выходок.

4. Действия в отношении автоматов с целью получения доступа к выручке и товару без причинения видимых повреждений. Стрингеры действовали как в дневное, так и в ночное время.

Баночные автоматы наклоняли и трясли, о чем свидетельствовало положение банок и бутылок в секциях, причем загруженный С10-430 весил порядка 400-450 кг! Последствия таких действий приводили к невыдаче товара.

Были попытки доступа к товару через нишу выдачи, зазоры дверей (последнее — с помощью тонкой проволоки) и т.д.

Ниша выдачи обычно перекрывается подвижными и неподвижными створками, призванными сделать невозможным доступ к товару. В автомате С10-430 неподвижная металлическая шторка закреплена с торцов саморезами. Доступ к их резьбовой части крайне затруднен и возможен только из положения лежа. Было зафиксировано несколько попыток вывернуть их и снять шторку. Работа сама по себе требовала, по меньшей мере, нескольких часов упорного труда, так что в одну ночь ребята явно не укладывались. Надо было видеть грустные глаза сотрудников, внимательно наблюдавших, как укрепляют шторку в автомате, продающем банки рядом с их комнатой. Им оставалось отвернуть еще всего лишь два винта.

В дневное время такого рода действия совершались как отдельными энтузиастами, так и группами подростков.

Классическим примером этих действий являются попытки обмануть банкното- или монетоприемник.

Использовавшийся первоначально монетоприемник имел диапазон определения подлинности монет, видимо, допустимый для Южной Кореи. Нам же на практике дважды пришлось столкнуться с массовыми подделками. В первом случае это были жетоны игровых автоматов, во втором — выточенные из цветного металла болванки, причем одни и те же в разных автоматах, на разных станциях.

Второй слабостью акцептора оказалась незащищенность от «монеты на ниточке». На момент определения тракт приема намертво перекрывался металлическим флажком, после чего набрать любой кредит с помощью одной монеты большой смекалки не требовало. Радикальная доработка монетоприемника была слишком затратна, в качестве временной меры мы применили простое устройство обрезки нити в тракте приема монет (через некоторое время стали находить в автоматах монеты на цепочках). В Санкт-Петербурге, где использовался тот же акцептор, стали использовать на приеме монет нечто вроде задвижки: положил монету — задвинул в автомат, потом положил следующую — снова задвинул.

Банкнотоприемники Cashcode, используемые в автоматах «Энерджайзер», с честью выдержали все испытания при хорошем уровне приема. Мы ни разу не обнаружили подделок или половинок банкнот. Был отмечен всплеск попыток выдергивания купюр на скотче (купюра в этом случае остается в тракте), но, убедившись в безрезультатности, граждане быстро отказались от этого способа.

К этой же категории можно отнести и попытки затыкания трактов возврата и выдачи сдачи: тракт затыкается — сдача накапливается — покупатель уходит ни с чем — извлекается затычка и накопившиеся монеты. Данный прием фиксировался несколько раз в автоматах, где сдача с принятых банкнот выдавалась 5-рублевыми монетами. Однако об истинных масштабах его использования судить трудно.

Операторы при проведении работ не раз сталкивались с группами мальчишек, которые крутились вокруг, проявляя повышенный интерес к устройству автоматов. Группы были достаточно организованы: сотрудники милиции рассказывали, что перед «атакой» на автомат из группы выделялись наблюдатели, которые следили за обстановкой.

Случалось, что на автоматы осуществлялось воздействие с помощью пьезозажигалки для газовых плит, контакты которой наращивались двумя проводами. Разряд создает приличное электромагнитное излучение, видимо, достаточно широкого спектра частот, воздействующее на электронные модули. Уязвимым местом автомата «Энерджайзер» была наборная клавиатура с силуминовыми кнопками, токопроводящей резиной и печатной платой, но главной мишенью взломщиков были дисплеи и индикаторы кнопок, позволяющие добраться до электрических цепей. Пластмассовые кнопки и стекла прожигались, либо разбивались или выламывались. Разряд или серия разрядов либо уничтожали электронику, либо (при многократном повторении) переводили ее в нештатный режим, когда автомат выдает товар или сбрасывает «сдачу». Оптронные развязки в цепях как мера защиты не спасали, доработки электронных модулей были слишком дороги. Ущерб от подобных шалостей был очень серьезным, особенно сильно пострадали автоматы «Кедбери». Когда их убрали из метро, в автомате «Энерджайзер» была найдена написанная корявыми буквами записка с требованием «вернуть автоматы с шоколадками» и нецензурными угрозами. Постепенно данный способ воровства получил широкое распространение. По нашим наблюдениям им пытались воспользоваться в отношении 50-70% стоящих в метро автоматов. Пойманный нами и доставленный в отделение тринадцатилетний (на вид лет десяти) мальчишка с пьезоза- жигалкой на голубом глазу объяснял, что не совершал ничего дурного — просто обменивался опытом, показывая сбежавшему коллеге, как доставать шоколадки из автомата («а он меня — звонить по таксофону без карточки»). Позднее парень был замечен оператором у другого автомата в другом конце Москвы.

Причины, обуславливавшие ситуацию с вандализмом, были достаточно очевидны:

— Безразличие работников метрополитена и сотрудников милиции к автоматам. Ни один вандал ими не был задержан. Удостоверения у операторов и технического персонала, подтверждающие право на работу с установленными в метро автоматами, почти не проверялись.

— Полная бесконтрольность в ночных сменах; в первую очередь это касается рабочих-путейцев.

— Сама сеть автоматов в метро «прозрачна» для злоумышленника: автоматы одного типа, известно где стоят, легко доехать от одного к другому, и если один прием действует в одном месте, его можно повторить на всех остальных точках.

Автоматы в метрополитене, особенно когда они были в новинку, представлялись многим удобным местом для сомнительных и хулиганских экспериментов (бросить монету старого образца или иностранную, запихнуть карточку МГТС или на поездку в метрополитене в банкнотоприемник и т.д.). Определенная категория граждан была способна на алогичные поступки: например, аккуратно свернуть 50-рублевую банкноту и запихнуть ее в щель монетоприемника. Причем это происходило не так уж редко — на некоторые автоматы приходилось вешать специальный стиккер с просьбой не засовывать банкноты в монетоприемник. Такие действия приводили к засорению тракта монетоприемника, и, если этот тракт достаточно длинный, как в модели С10-430, число обманутых покупателей измерялось десятками. В среднем на 50 автоматов в день приходилось 1-2 засорения. При этом звонков по поводу небольшой потерянной суммы, как правило, не поступало; претензии высказывались работникам метрополитена, а не по указанному телефону, что формировало у последних негативное отношения к автоматам.

Вообще, создавалось впечатление, что инструкцию не читает никто. Если автомат из-за засорения тракта не высвечивал на дисплее кредит после первой опущенной монеты, большинство продолжало опускать в него мелочь до победного конца.

Но что же мы все о грустном? Поговорим о полезном опыте.

Количество продаж в однотипных автоматах определялось прежде всего местом их установки. Предпочтительными были станции в центре, станции с большим холлом, через который осуществлялся и вход, и выход. В силу этого объем продаж по баночным автоматам обеспечивался в основном за счет порядка десятка удачно установленных автоматов. Один из них, расположенный в центре, достаточно стабильно реализовывал в день практически полную загрузку — около 300 банок, вне зависимости от времени года. По нашим наблюдениям, лучше расходились банки емкостью 0,33 л. Пик продаж в баночных автоматах по понятным причинам пришелся на первые летние месяцы после установки, а затем несколько ослаб.

Объем месячных продаж батареек через автоматы «Энерджайзер» был, со слов менеджеров компании, сопоставим с продажами среднего супермаркета. Привлекательным моментом, как говорили покупатели, была гарантия от фальсификации продаваемых через автомат батареек.

Насколько мне известно, уровень продаж удовлетворял также и компанию «Кедбери».

Общая тенденция для баночных, снековых и ранее сигаретных автоматов была такова: наибольший объем продаж приходился на самые дешевые из продаваемых сортов.

Иногда, впрочем, прибыльность мало интересовала фирму, которая даже устанавливала ценовые ограничения. Значительно важнее был рекламный эффект.

Существенным моментом эксплуатации автоматов является система энергообеспечения. Метрополитен имеет как силовую сеть (основную, к которой никого не подключают), так и сеть для питания других потребителей (освещения, турникетов и т.д.). Не знаю, как обстоят дела сейчас, но тогда на некоторых станциях вторая сеть была очень старой, имела ограничение по нагрузкам, что сужало возможность увеличения количества автоматов и, вообще, оставляла желать лучшего. Были случаи, когда напряжение в ней гуляло так, что с периодичностью в полминуты-минуту лампы подсветки бренда автомата медленно загорались и гасли.

В систему защиты от поражения электрическим током, кроме зануления, входили A3К (автомат защиты корпуса), предохранители (тепловая защита) и УЗО (устройство защитного отключения при попадании фазы на корпус). Установку УЗО мы считали необходимой, особенно с учетом того, что автоматы были объектом повышенного интереса тинейджеров. Однако выбранное нами УЗО требовало повторного включения после пропадания напряжения в первичной сети. Таким образом мы обнаружили, что ряд автоматов на ночь отключается.

Розетка, через которую подключается автомат, располагалась либо внутри автомата, либо доступ к ней ограничивался (например, высотой установки — над автоматом). Шнур находился в металлорукаве. Тем не менее, имели место случаи, когда автоматы выключались из розетки или отрезались шнуры либо вилки.

По ряду причин, не в последнюю очередь из-за непомерного уровня подросткового вандализма, противостоять которому автоматы «Кедбери» не могли, они были убраны из метрополитена. Аппараты С10-430 и «Энерджайзер», которыми непосредственно занималась наша группа, выдержали натиск как в силу своей более удачной конструкции, так и благодаря проведенным по месту установки доработкам.

В автоматах С10-430 южнокорейские монетоприемники были заменены. Мы использовали корпуса (с катушками, двигателями и соленоидами) и, установив туда свои электронные платы, получили MDB-монетоприемник ориентировочной стоимостью 220-250 долларов, с которым у нас не было проблем ни по уровню приема и селекции (ни одной фальшивки!), ни по антистрингу. Для сравнения: южнокорейские монетоприемники, насколько мне известно, тогда поставлялись по 280, а за CashFlow фирмы MEI предлагали по 500-600 у.е.

Из больших прозрачных кнопок, в которые вставлялись ценники, были убраны индикаторы наличия банок и установлены металлические экраны, делавшие невозможным доступ к контактам кнопок.

Дисплей защищался дополнительным стеклом. Были проведены доработки, делавшие бессмысленными попытки вытряхнуть через него банки.

В нише выдачи была сделана дополнительная блокирующая доступ створка. Случаев краж через нишу выдачи за все время эксплуатации не было. Дисплей был усилен дополнительным стеклом. В автомат изначально, как и планировалось, была установлена наша электроника, хороший банкнотоприемник Cashcode.

Кстати, представители компании «Cashcode», когда мы встречались с ними на выставке, по- моему так и не поняли, о чем идет речь. Мне кажется, они решили, что мы говорим о зажигалке, от которой прикуривают. Не понимали этого, видимо, и в компании «Марс» (автоматы «Vendo»). По крайней мере, защищая подсвечиваемый бренд изнутри металлическим листом, они оставляли незащищенными индикаторы в пластиковых кнопках. Полноценную антивандальную защиту пришлось устанавливать нам. По всей видимости, за рубежом все газовые плиты с автоподжигом.

В целом, автоматы в метро могут работать и работать успешно. Проблемы, с которыми столкнулись мы, решаемы технически и (или) организационно. На что хотелось бы обратить внимание:

— Перед установкой не стоит жалеть времени на тестирование и, при надобности, на необходимую защиту автомата. Все слабости, любая «лазейка» рано или поздно будут найдены и использованы несознательными гражданами. Не помешает, особенно в первое время, мониторинг автоматов.

— Лучше, если автоматы будут закреплены. Для снековских, если нет 100% гарантии, что товар, выручка и сдача не могут посыпаться, это условие обязательно. В связи с этим может возникнуть проблема отверстий в стенах и пола. По хорошему, этот вопрос надо согласовывать.

— Стоит обратить внимание на подводку питания.

— Автоматы на нижних уровнях (на платформах, в переходах) в большей степени подвержены риску грубого ночного взлома. Как говорил один из менеджеров «Кедбери», «вооруженный ломом пролетариат в ночном метро воспринимает каждую банку пива, которую он не может взять из автомата на халяву, как личное оскорбление».

— Уровень продаж в основном определяется местом, где стоит автомат, и, несмотря на какие-то общие принципы, здесь тоже много от лукавого: на станции «Добрынинская» автомат С10-430 по всем параметрам стоял идеально, но продажи были почти нулевыми.

И в заключении один серьезный момент, который относится к нашим дням. Большинство торговых автоматов (речь не идет о газетных) имеют нишу выдачи, закрывающуюся откидывающейся крышкой. Незаметно сунуть туда что-либо при покупке не представляет особой сложности. И если это что-то потом взорвется. Даже при решении этой проблемы технически (например, прозрачная крышка, перекрытие тракта выдачи при открытой прозрачной крышке на момент забора товара и т.д.) не факт, что эти аргументы убедят службы, отвечающие за безопасность. Не получилось бы как с киосками в 25-метровой зоне.

Источник

В метро установили более 150 вендинговых автоматов

vending metro что это. Смотреть фото vending metro что это. Смотреть картинку vending metro что это. Картинка про vending metro что это. Фото vending metro что это

На 21 станции метро установили более 150 вендинговых автоматов. В них пассажиры могут купить безалкогольные напитки, в том числе горячий кофе, а также снеки и букеты цветов. Торговые точки заработали на станциях «Митино», «Юго-Западная», «Лермонтовский проспект», «Варшавская» и других.

«В торговых павильонах и вендинговых автоматах пассажиры и жители прилегающих районов теперь могут приобрести необходимые товары, свежую прессу, а также закуски и прохладительные напитки в дорогу, — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. — Киоски и вендинговые автоматы установлены в тех местах, где они не мешают проходу пассажиров».

Максим Ликсутов добавил, что торговые точки действуют в ряде благоустроенных подземных переходов метро. Там также установили новые энергосберегающие лампы, заменили лестничные сходы, облицовочное покрытие на полу и стенах, обновили электропроводку и двери.

«Таким образом, переходы стали чистыми и светлыми, комфортными для пассажиров», — отметил заммэра.

На 21 станции метро также действует порядка 250 новых киосков (площадью от четырех до 9,5 квадратного метра) и торговых павильонов (от 10 до 100 квадратных метров). В них можно приобрести продукты, аксессуары, одежду, хозтовары, печатную продукцию, театральные билеты. Места под вендинговые автоматы, а также право на торговлю в павильонах и киосках разыгрывали на аукционах. Победителями стали более 60 компаний, из них большинство — представители малого бизнеса. Всего по результатам первой волны аукционов планируется передать арендаторам 320 нестационарных торговых объектов. У предпринимателей нет права по договору передавать торговую площадь в субаренду третьим лицам. В большинстве переходов работают и торговые павильоны с киосками, и вендинговые автоматы, на некоторых станциях представлен только один из этих двух форматов торговли.

Павильоны и вендинговые автоматы пока есть не во всех переходах. В этом году их продолжат открывать. Для этого будут проведены отдельные аукционы.

Станции, где работают новые торговые объекты:

Источник

Vending metro что это

vending metro что это. Смотреть фото vending metro что это. Смотреть картинку vending metro что это. Картинка про vending metro что это. Фото vending metro что это

vending metro что это. Смотреть фото vending metro что это. Смотреть картинку vending metro что это. Картинка про vending metro что это. Фото vending metro что это

Торговля и услуги

В рамках программы благоустройства вестибюлей и подуличных переходов метрополитен организовывает торговое пространство, где пассажиры смогут сделать необходимые покупки по пути следования домой или на работу.
Возведение киосков и павильонов, установка торговых автоматов производится с учетом действующих строительных и санитарных норм и правил, а также ширины прохода, необходимого пассажиропотоку в часы пик.

Павильоны и киоски

Вендинговые автоматы

Место проведения торгов: электронная торговая площадка www.otc.ru;

Банкоматы и платежные теминалы

Место проведения торгов: электронная торговая площадка www.otc.ru.

Система оценки торговых объектов, расположенных на территории ГУП “Московский метрополитен”

vending metro что это. Смотреть фото vending metro что это. Смотреть картинку vending metro что это. Картинка про vending metro что это. Фото vending metro что это

В ГУП «Московский метрополитен» введена следующая Система оценки торговых объектов, расположенных на территории ГУП «Московский метрополитен»:

1Вежливость персонала5
2Единый и эстетичный стиль торгового оборудования5
3Оригинальный дизайн интерьеров5
4Презентабельность витрины4
5Креативная выкладка реализуемой продукции4
6Коммуникация с сотрудниками СНД4
7Знание персоналом английского (китайского) языка4
8Четкое зонирование реализуемой продукции4
9Возможность оплаты банковской картой (с опцией Pay Pass, Apple Pay, Android Pay)3
10Ведение политики лояльности для постоянных клиентов3
11Оригинальная форма продавцов2
12Обратная связь с покупателями2
13Соблюдение Дизайн-кода1

Результаты оценки:

15-20 баллов – получение 1 звезды «Проверено. Московский Метрополитен»
21-30 баллов – получение 2 звезд «Проверено. Московский Метрополитен»
31-36 баллов – получение 3 звезд «Проверено. Московский Метрополитен»
Срок действия результатов оценки – 1 месяц
Результаты оценки подлежат отмене в случае выявления нарушений при проверке торгового объекта.
Получение «звезд» означает попадание Организации в список лучших контрагентов метрополитена, что будет освещаться в СМИ.

Условия сотрудничества

Договоры на осуществление торговой деятельности, на размещение банкоматов, на аренду недвижимого имущества заключаются только через открытые аукционы в электронной форме

Порядок проведения аукционов в отношении нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». СКАЧАТЬ

Порядок проведения аукционов в отношении объектов недвижимого имущества и банкоматов утвержден приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса». СКАЧАТЬ

Специализации объектов (павильоны, киоски): комплексная*, продовольственные товары, печать, театральные билеты

Стартовая цена аукциона по банкоматам и объектам недвижимого имущества определяется на основании отчета об оценке

Принять участие в аукционах могут юридические лица и индивидуальные предприниматели

Место проведения торгов: электронная торговая площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru, электронная торговая площадка www.otc.ru.

Передача прав по договору третьим лицам (субаренда) строго запрещена

Порядок осуществления торговой деятельности регламентирован дизайн-кодом

Материалы для действующих контрагентов

Распоряжение Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.08.2012 № 136 «Об утверждении номенклатуры специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией». СКАЧАТЬ.

Дизайн-код нестационарных торговых объектов на территории метрополитена. СКАЧАТЬ.

Алгоритм подключения нестационарных торговых объектов к электросетям. СКАЧАТЬ.

Образец письма о согласовании специализации. СКАЧАТЬ.

Порядок согласования и требования к дизайн проекту СКАЧАТЬ.

Образец письма о согласовании дизайн-проекта. СКАЧАТЬ.

Образец заявки на выдачу карточек продавца. СКАЧАТЬ.

По всем возникающим вопросам необходимо обратиться в Службу небилетных доходов.

Источник

Постаматный вендинг в метро: благо или зло?

vending metro что это. Смотреть фото vending metro что это. Смотреть картинку vending metro что это. Картинка про vending metro что это. Фото vending metro что это

В двух городах-миллионниках, Новосибирске и Казани, в подземке появились пункты для автоматизированной выдачи заказов. Установил их интернет-ретейлер Ozon. Многие к этой новации от e-commerce отнеслись настороженно.

В Новосибирске такие постаматы установлены на всех 13 станциях и позволяют забирать любые посылки, заказанные при помощи сервиса. Новосибирцы забеспокоились, они помнят громкую кампанию по зачистке всех без исключения торговых точек в метрополитене, которую мэрия организовала в 2013 году. Тогда ликвидацию киосков, торгующих булочками, объясняли антитеррористической безопасностью. Ведь метро — особый объект, это не торговый центр.

Правда, потом ларьки со всякой всячиной в переходы метро благополучно вернулись. И вот теперь к ним добавились точки нового формата. «Я категорически против, — высказался председатель комиссии Совета депутатов Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов. — Последнее место, где стоило бы открывать постаматы, — это вокзалы и метро».

При этом, как подчеркнул Игорь Салов, он не против развития бизнеса, однако необходимы четкие контртеррористические правила, которые регулировали бы размещение объектов в общественных пространствах. Тем более что сегодня с развитием интернет-технологий возникают новые объекты, которых раньше не было, и их уровень опасности пока мало изучен и предсказуем.

Между тем в МУП «Новосибирский метрополитен» в связи с появлением новых арендаторов никакого беспокойства не испытывают. В пресс-службе предприятия отметили, что законодательство предъявляет очень жесткие требования к арендаторам площадей, и любые торговые точки на территории метрополитена, включая постаматы, этим требованиям соответствуют. Ретейлер также успокоил, что каждый их постамат оборудован не менее чем двумя камерами, запись ведется круглосуточно.

Кроме того, в Новосибирской таможне заверили, что любой товар, через какого бы посредника он ни был заказан, проходит тщательную проверку. По словам представителя Новосибирской таможни Татьяны Супжановой, сейчас не нужно даже вскрывать посылку, чтобы определить уровень угрозы содержимого, — оборудование позволяет. Подозрительные посылки вскрываются, предметы могут быть направлены на специальную экспертизу.

В казанском метрополитене постаматы Ozon появились пока только на двух станциях — «Аметьево» и «Яшьлек», причем на последней его пока даже не распаковали. Однако, как выяснилось, это вопрос времени.

— Опыт показывает, что установка постамата «рядом» с клиентом увеличивает частотность его интернет-покупок в среднем в 5-6 раз, — говорит директор по развитию партнерских логистических программ в Ozon Денис Дьяченко.
По мнению министра экономики РТ Фарида Абдулганиева, развитие формата e-commerce позволяет вовлекать в сотрудничество с крупными операторами электронной торговли местные транспортные и сервисные компании. Производители получают возможность наращивать товарооборот через онлайн-площадки, не увеличивая при этом затраты на реализацию продукции.

— Размещение сети постаматов в метрополитене снимает с потребителя ограничения, связанные с ожиданием курьера дома или в офисе, — говорит он. — Покупатель становится более мобильным, зная, что сможет комфортно и безопасно забрать товар на пути своего привычного маршрута в удобное время. Между тем в странах, где формат e-commerce куда более развит, чем в России, даже в таких мегаполисах, как Гонконг, Лондон и Нью-Йорк, постаматы в метрополитенах отсутствуют.

Петербургский метрополитен тоже получил от интернет-ретейлера предложения по установке постаматов, но там категорически отказались. В Петербургском метрополитене постаматов не будет. Как объяснила его представитель Юлия Шавель, дело и в переполненности станций в часы пик, и в безопасности. Чтобы свести к минимуму возможность оставить незамеченным опасный предмет, в метро нет даже мусорных ведер. Появление постаматов — вместительных ящиков с неизвестным содержимым — не укладывается в концепцию безопасности пассажиров.

Михаил Остудин, директор студии локализации, Казань:

— Появление постаматов в метро меня совершенно не пугает. Больше смущает, что Оzon сократил курьерскую службу и оставил людей без работы. Собственно, этим и вызвано наращивание сети постаматов. Ну а что касается опасений за безопасность, то все новое и непонятное часто вызывает тревогу.

Анжела Анахина, маркетолог, Санкт-Петербург:

— Идея организовать какую-нибудь торговлю в метро нереальна. Во-первых, там тесно. Чаще всего людям не до покупок, пробиться бы в вагон. Во-вторых, было бы неплохо наладить хорошую сотовую связь. Большинство предпочитают расплачиваться картами, и без сети неизбежны перебои в работе банковской системы. Да и метрополитен не разрешит установку торговых автоматов из соображений безопасности.

Если открыть карту Москвы на сайте любого оператора постаматов, то станет ясно, что столица буквально усыпана умными шкафами для получения заказов — они есть по всему городу в супермаркетах, торговых центрах, офисных комплексах и многих других точках притяжения. В подземке, правда, такого сервиса пока нет.

В пресс-службе московского метро «РГ» рассказали, что компания Ozon уже обращалась к ним с предложением установки постаматов, и оно рассматривалось, но окончательного решения пока не принято. Если в подземке все же решат внедрить такой сервис, то сначала объявят открытый аукцион, по итогам которого и определится оператор, подчеркнули в пресс-службе.

Опрошенные эксперты ничего плохого в подземных постаматах не видят, но отмечают, что к выбору места их установки нужно подходить внимательно, чтобы не создать пассажирам дополнительных проблем. «Все зависит от планировки станций, их вестибюлей и подходных тоннелей к ним, — говорит председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. — Есть вестибюли метро, где много свободного места, и постамат никого не стеснит. А есть станции, например, построенные в 1960-е годы, где тесно, и постамат там просто не поместится. Так что смотреть нужно в каждом конкретном случае, общего решения не может быть».

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин добавляет, что постаматы не только не навредят транспортной системе, но и могут пойти ей на пользу. «Подобные сервисы избавляют город от паразитной транспортной работы, — отмечает он. — Вам не нужно ехать через весь город, чтобы что-то купить, а можно забрать покупку на ближайшей станции метро. Один курьер гораздо меньше загрузит транспортную систему, чем десять человек в поисках нужных покупок».

В спецслужбах и правоохранительных органах рассказали, что ничего такого уж страшного в установках постаматов в метро нет. Конечно, надо принять все меры безопасности, а для этого изучить зарубежный опыт, где постаматы на объектах транспорта — обыденное дело.

Да и сам корпус постамата надо сделать таким, чтобы он не превратился в оболочку мины и не наполнил зал станции убойными элементами. Как, например, стеклянный газетный киоск или цветочный ларек в подземном переходе — случаи были. Кто все это оплатит — руководство метрополитена, мэрия или хозяева постаматов? И станут ли постаматы после этого рентабельны? Или же кто-то решит сэкономить на безопасности и однажды случится беда?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *