x res technology что это
Вся правда о Hi-Res: что скрывают аудиоформаты высокого разрешения
Одно из самых интересных событий, которые произошли в мире аудио за последние годы — небывалый рост популярности форматов высокого разрешения (Hi-Res). Среди причин появления в своё время новых форматов — неудовлетворённость качеством звучания CD, ведь на заре эпохи компакт-дисков все звукозаписывающие лейблы спешили переиздать свой аналоговый каталог на цифровом носителе, мало заботясь о качестве: хотя бы плюс-минус привлекательное и лишённое всевозможных щелчков и прочих шероховатостей звучание уже казалось победой.
Таким образом, производители аппаратуры и звукозаписывающие лейблы начали выполнять свои обещания о высочайшем качестве звучания CD далеко не сразу. В результате, в умах многих аудиофилов формату был нанесен непоправимый ущерб, а CD превратились в этакого цифрового «злодея». Впрочем, забегая вперёд, стоит отметить, что компакт-диски способны звучать совершенно замечательно — при условии высочайшего качества исходной записи, а также при должном внимании к мастерингу и продюсированию. Но обо всём по порядку.
В последнее время мы стали свидетелями возвращения к винилу, а также отмечаем рост интереса к цифровым файлам высокого разрешения. Но не подстерегает ли нас опасность угодить в ловушку 1970-х, когда всё внимание было приковано только к техническим характеристикам? Чтобы ответить на этот вопрос, порассуждаем о том, как и что именно мы слышим, а также о реалиях хайрез-записи.
Для начала, затронем техническую сторону вопроса. Формат CD с 16-битным квантованием и частотой дискретизации 44,1 кГц позволяет записать аудио в диапазоне частот от 0 Гц примерно до 22 кГц (то есть, чуть шире возможностей человеческого слуха) и динамическим диапазоном порядка 95 дБ, чего вполне достаточно для подавляющего большинства музыкальных инструментов. При этом формат 24 бит 48 кГц расширяет динамический диапазон до 150 дБ, а верхнюю частоту — до 24 кГц. Более того, многие аудиофилы предпочитают 24 бит 96 кГц, с верхней частотой до 48 кГц, а также 24 бит 192 кГц, с верхней планкой в районе 96 кГц. Столь высокие звуковые частоты оказываются далеко за пределами возможностей человеческого слуха, так что здесь напрашивается простой и резонный вопрос: для чего же собственно всё это нужно?
Некоторые сторонники Hi-Res скажут, что хоть ничего и не слышат на этих частотах, но всё же могут «почувствовать» разницу, зачастую преподнося это как более высокую «воздушность» звучания. При этом любопытно, каким именно органом чувств они ощущают эту воздушность? В общем-то, мы и вправду можем «почувствовать» очень низкие частоты — при условии, что они воздействуют с высокой амплитудой и с относительно близкого расстояния. Ну а что же касается поклонников Hi-Res, скорее всего, они воспринимают звучание более плавным и слитным из-за высокой частоты дискретизации. К тому же, АЦП и другие компоненты, используемые во время записи в 192 кГц, скорее всего, будут высокого качества, что само по себе повлияет на впечатления от прослушивания.
Для того, чтобы проверить на практике преимущества Hi-Res, все желающие могут провести любопытный тест — послушать в случайном порядке несколько записей с разной частотой дискретизации на хорошем цифровом аудиоплеере. Заклейте чем-нибудь подручным дисплей проигрывателя, чтобы не иметь представления о том, с каким именно разрешением в данный момент воспроизводится файл. Вооружитесь ручкой и блокнотом (ну или приложением «заметки» в смартфоне), прослушайте все записи и отметьте, что именно вы слышите и какой трек звучит лучше. Если у вас получается точно определить более высокие частоты дискретизации, можно с уверенностью заявить, что вы обладаете необыкновенным слухом.
Большинство людей старше среднего возраста способны услышать тон на частоте максимум до 15 кГц. К возрасту 60 лет эта частота может снизиться примерно до 12-13 кГц для среднестатистического мужчины (и, возможно, будет немного выше для женщин). Таким образом, звуковой сигнал с частотой 96 кГц мало что значит для восприятия звука. Однако вполне вероятно, что многие слушатели почувствуют дополнительную плавность и слитность на средних частотах, которой может похвастаться Hi-Res. Впрочем, на качество звучания записей влияет и множество других факторов, некоторые из них играют очень важную роль.
К примеру, можно задаться вопросом, с помощью какого оборудования осуществляется запись. Ведь, по иронии судьбы, многие профессиональные конденсаторные микрофоны от Sennheiser, Beyerdynamic, AKG, Neumann, Shure, Rode и Audio Technica обладают частотными характеристиками, которые стремительно снижаются сразу после 20 кГц. Более того, у некоторых популярных микрофонов заметный спад начинается уже после 18 кГц: таким образом, они вряд ли будут улавливать что-либо на частоте 48 или 96 кГц, и в большинстве случаев это как раз хорошо, ибо не очень-то и хочется вводить высокочастотный шум в цепь микширования.
Итак, для того, чтобы записать аудио с действительно «высоким разрешением», в первую очередь, потребуются специальные микрофоны, способные улавливать очень высокие частоты, не внося при этом слишком много собственного шума. Далее нам необходимы микрофонные предусилители и микшеры с расширенной частотной характеристикой и сверхнизким уровнем шума, а также высококлассный аналого-цифровой преобразователь. Предположим, что у нас есть микрофоны с равномерной частотной характеристикой от 20 Гц до 96 кГц и сверхнизким уровнем шума, подключенные специальными аудио кабелями к сверхмалошумящему предусилителю. Далее мы отправим этот сигнал в секцию микширования и высококлассный аналого-цифровой преобразователь, который передаёт аудиосигнал высокого разрешения в цифровой рекордер или компьютер с аналогичными улучшенными характеристиками.
И в общем-то, да, всё это действительно осуществимо. Более того, записав таким образом соло скрипки в 24 бит 96 кГц, можно заметить, что на самых высоких нотах некоторые гармоники достигают частоты приблизительно 28 кГц. Подобные гармоники может давать и флейта сопрано, но вот способны ли мы их услышать — это уже другой, не менее интересный вопрос. В конечном итоге, практически весь значимый для нашего слуха звуковой сигнал в записях соло скрипки вполне может содержаться на 16-битном CD с частотой дискретизации 44,1 кГц.
Вдвойне удивительно, что даже полноценный оркестр, с его широчайшим динамическим диапазоном, вполне можно записать в 16 битах, при условии изначально правильной настройки уровней (не прибегая к компрессии). Безусловно, не стоит забывать, что вполне возможно сгенерировать электронные звуки, которые выходят за пределы частотного диапазона человеческого слуха и динамического диапазона в 100 дБ. Но всё это остаётся, как правило, на уровне теории.
В заключение стоит отметить, что благодаря более высокой плавности и слитности звучания в среднечастотном диапазоне, Hi-Res записи однозначно достойны внимания слушателей, но только при условии, что аудиосистема позволяет воспроизвести все эти нюансы.
Любопытно, что у многих аудиофилов есть любимые записи классической музыки, сделанные в конце 50-х и начале 60-х годов. Ведь музыка — это не только технические характеристики, а определяющим фактором зачастую является исполнение и профессионализм звукорежиссёра, что позволяет сделать хорошую запись даже с минимальным набором микрофонов. А послушав некоторые джазовые записи, сделанные в начале 60-х годов, нельзя не отметить, что они звучат очень живо и музыкально: может быть, не так уж и важно, что они не в Hi-Res.
Монитор iiyama с функцией X-Res Technology
iiyama анонсировала новинку E2473HS с функцией X-Res Technology. Благодаря этой технологии, даже неидеальное видео или фото, снятое с помощью мобильных устройств будет выглядеть четко и реалистично. Модель создана на основе ТN-матрицы и обладает разрешением 1920х1080 пикселей. Отличительной особенностью можно назвать малое время отклика — всего 2 мс. Другими словами изображение остается четким и резким даже во время динамичных сценах в боевиках и современных компьютерных играх. Дисплей оснащен LED-подсветкой, она обеспечивает отличную цветопередачу и вдвое экономит электроэнергию.
Монитор может похвалиться универсальной диагональю 23,6 дюйма. Этого будет достаточно для повседневной работы с таблицами, текстами и для компьютерных игр. Максимальный комфорт обеспечат высокая яркость 300 Kд/м2 и контрастность 1000:1, которые передают сочную и насыщенную картинку. Модель имеет широкие углы обзора –170/160 градусов по горизонтали и вертикали. Это позволит не волноваться об искажении изображения, картинка не меняется, когда вы смотрите на монитор сбоку или сверху. Для большего удобства дисплей можно наклонить на 20 градусов вверх. Управление осуществляется при помощи On-Screen-Display на 8 языках (EN, DE, FR, NL, PL, китайский, JP, RU) и 5 кнопок управления (Power, выбор/вход сигнала, кнопка покрутки вверх/аудио, кнопка покрутки вниз/i-style Colour, меню).
Монитор порадует поклонников экологических решений: он оснащен LED-подсветкой, что позволяет экономить электроэнергию. Потребление энергии в рабочем режиме всего 22 Вт. К нему можно подключить персональный компьютер, ноутбук или игровую приставку — есть аналоговый разъем VGA (D-Sub), цифровые выходы DVI-D и два HDMI, один из которых вынесен на боковую поверхность корпуса вместе с разъемом для наушников. Монитор имеет встроенные стереодинамики 2х2 Вт, которые избавят вас от необходимости покупать дополнительные колонки.
Монитор iiyama E2473HS включает в себя все современные технологии iiyama: функция ACR гарантирует автоматическую настройку контрастности и яркости, а Overdrive — четкое изображение без размытости в динамичных сценах. Панель сделана из экологически чистых материалов и отвечает стандартам Energy Star.
Модель E2473HS представлена в четном глянце, что делает её элегантным решением для современного дома или офиса.
Восьмой сенсор. Тестирование сенсорного монитора iiyama ProLite T2452MTS
Диагональ: 23,6 дюйма
Тип матрицы: TN+Film
Частота развертки: 76 Гц
Время отклика: 2 мс
Углы обзора: 170/160 градусов по горизонтали/вертикали
Интерфейсы: D-sub (VGA), 2x DVI, 2х HDMI, выход на наушники
Энергопотребление: 24 Вт
Дополнительно: сенсорный экран, стилус
Размеры: 53,6×40,4×12,2 см
Цена: 12 000 рублей
Потыкать в компьютерный монитор пальцами, поуправлять Windows жестами — да, мечты у нас странные, но и упорства нам не занимать. За последние несколько лет мы предприняли две попытки опробовать легендарную «Семерку» от Microsoft в сочетании с сенсорным экраном. Сначала это была панель iiyama T2250MTS в конце 2011 года, а затем моноблок HP TouchSmart 610 в середине 2012-го. Счастья не принес ни один, ни другой. То ли мы были уж слишком придирчивыми, то ли неподготовленность самой ОС к «тачу» свою роль сыграла, не знаем, но третий заход мы решили делать уже в компании Windows 8. Ее и Microsoft считает чуть ли не лучшей ОС «для пальчиков», да и у нас она в редакции давно обосновалась. В общем, воспользовавшись служебным положением, позвонили мы еще раз в iiyama, пообещали золотые горы и стянули у них ProLite T2452MTS.
Монитор
Облегчать жизнь Microsoft какими-то идеальными условиями тестов нам не хотелось, так что поступили простым образом. Заменили на рабочем компьютере любимый NEC с профессиональной MVA-матрицей на T2452MTS, сделав его основным дисплеем на две недели. Ну а так как системы у нас мощные, то чисто офисной работой проверка не ограничилась, — пока начальство не видело, на новинке мы и фильмы смотрели, и в новый BioShock Infinite играли.
Вообще, как монитор T2452MTS нам понравился. Укутан в тонкий пластиковый корпус черного цвета. Лицевая панель оформлена софттачем и украшена логотипом компании. Все управление, пять сенсорных кнопок, расположилось в правом нижнем углу. Меню логичное, все на своих местах. Смущают только некоторые пункты типа X-Res Technology и Over Drive. По словам iiyama, первый должен улучшать картинку и делать ее более естественной, а второй разгонять матрицу, чтобы соответствовать требованиям динамичных сцен. На самом же деле ни один из них особо не нужен. X-Res немного замыливает изображение, а вот Over Drive. честно, так и не поняли, что он там ускоряет, — кино с играми и без него идут на ура. По-нашему, лучше бы вместо этих сомнительных вкусностей IPS-матрицу поставили, а то TN при цене в 12 000 рублей выглядит как-то несолидно, хоть и показывает так, что другие обзавидуются.
Углы обзора широкие, разрешение — Full HD. При стандартных настройках и выкрученной яркости картинка — загляденье. Краски яркие, контрастность высокая, а черный цвет — выше всяких похвал, что весьма ценно в играх со сложными тенями или темными локациями. Спасибо за это надо сказать стеклянному покрытию, которое, отчаянно бликуя, вытягивает изображение до нужного уровня и, к сожалению, создает огромное количество проблем при попытке откалибровать матрицу под sRGB.
Несмотря на то, что ее цветовой охват даже чуть превышает стандарт, все дело портит стекло. Так как sRGB требует понижения яркости, работать с T2452MTS в хорошо освещенной комнате становится невозможно: изображение теряется под бликами, вынуждая выкручивать яркость и нарушать баланс. Хотя, наверное, конкретно T2452MTS это можно и простить, все-таки его основная особенность — мультитач, а без стеклянного покрытия он нереализуем.
В одно касание
Сенсорная технология в T2452MTS используется та же, что и в подавляющем большинстве планшетов/телефонов, — емкостная (подробнее см. Врезку «Трогать можно»), правда, на количестве датчиков чуть сэкономили, поэтому воспринимает экран только два нажатия одновременно, а не десяток, как это принято в мобильной технике. Впрочем, Windows 8 они и не нужны.
Несмотря на наши надежды, «Восьмерка» в плане сенсорного управления от своей предшественницы ушла не то чтобы очень далеко. Да, неподготовленный человек, пуская слюни от счастья, первые дня два увлеченно тычет пальцем во все подряд, прокручивает странички движением вверх, листает фотографии горизонтальными пасами, но в конце концов неизменно возвращается к мышке. И все потому, что Microsoft ничего не придумала для того, чтобы заставить нас пользоваться пальцами. На касание Windows привычно реагирует как на левый клик; если задержаться на месте, то выплывет контекстное меню. Из полезного в «Восьмерке» лишь пара жестов: движение от правого края к центру вызывает панель управления, а от левого — переключает запущенные приложения. Маловато будет.
Какое-то подобие удобства обнаруживается во встроенном Internet Explorer. Вот его под «тач» заточили что надо: привыкнув, можно ловко прокручивать, листать и масштабировать странички, заметно увеличивая общую скорость работы с информацией. А с T2452MTS вообще реально почувствовать себя обладателем огромного планшета. Дисплей опирается на стол двумя поперечными ножками. Передняя жестко зафиксирована, а вот задняя функционирует как подставка на рамке под фотографии, наклоняя корпус под углом примерно в шестьдесят градусов. В этом же положении хорошо развлекаться с графическими редакторами: комплектный стилус позволяет сносно рисовать, а также повышает точность нажатий, что крайне важно в сторонних программах, не поддерживающих «тач». А таких, к сожалению, большинство.
Тот же Google Chrome на пасы реагирует вяло, а на масштабирование «щипком» отзывается настолько неохотно, что кажется, ему натурально неприятны всякие прикосновения. Тем же грешит и вроде как дружественный к сенсорным экранам Adobe Acrobat Reader. А уж про то, сколько терпения нужно, чтобы выцеплять пальцем мелкие иконки, вообще молчим — такое доступно лишь тибетским монахам. И ведь, что обидно, болеет этим не только стороннее ПО, но и родные для Microsoft программы. К примеру, в Word 2007 нормально работает только пролистывание пальцем, все остальные действия вызывают неотвратимое желание вернуться к мышке. Как-то исправить эту ситуацию попытались в 2013-версии. В ней можно перевести интерфейс в сенсорный режим, который… слегка увеличивает размер иконок.
Плитки
Однако самым тяжелым ударом для нас стал фирменный плиточный интерфейс Windows, ранее известный как Metro. Если на обычный рабочий стол мы слабо надеялись, то тут ожидали удобства и отзывчивости. Какое там. Да, на пальцы Metro реагирует бодро, но вот долгая загрузка приложений убивает все положительные впечатления. Дело в том, что когда работаешь с фактически планшетным меню, то где-то на подсознательном уровне стремишься к той же, почти мгновенной скорости отклика, а сталкиваешься с раздражающе затянутым запуском программ даже на мощной машине.
Не все слава богу и с самими приложениями. Такое ощущение, что их оформление копировали с планшетов и даже не задумывались, что кому-то придет в голову управлять их творениями с 23-дюймового монитора. Отсюда адские пасы рукой: сначала в левый верхний угол за кнопкой «Назад», потом в правый нижний — к меню, затем — в центр экрана за основными действиями (попробуйте повторить прямо сейчас, раз эдак пять). Да, понимаем, что на планшете это нормально — устройство-то обхватываешь обеими руками, — но с домашним ПК это не работает! А вот ведь что стоило Microsoft приделать какое-нибудь кольцевое меню из своих же собственных игр или добавить побольше жестов, ну или хотя бы банально переделать интерфейс всех родных программ. Ведь уже был бы громадный плюс. Но ничего этого в Windows 8 нет.
В заключении очень хотелось написать про то, что мы расстроены, но еще не все потеряно — типа посмотрим, как «Восьмерка» поведет себя на ноутбуках, особенно на моделях-трансформерах (уже едут к нам). Но главный редактор намекнул, что знает про шалости с играми на рабочем месте, и заставил об этом рассказать. Ну что ж, делать нечего.
Если забыть про всякие Angry Birds и Cut the Rope, которые присутствуют в Windows 8, то приспособиться к «тачу» в обычных играх можно лишь при очень большом желании. В шутерах он не работает: прикосновение рассчитывается как отклонение мышки от центра (золотые мечты про хедшоты пальцем не сбылись). Со стратегиями чуть проще, можно выделять юнитов, заниматься стройкой, но вот перемещаться по карте затруднительно. Сложилось только с MMORPG. Крушить врагов на аренах, конечно, не будешь, но вот лениво гриндить или крафтить вполне реально и даже удобно.
Напоследок отдадим должное нашему подопытному. ProLite T2452MTS — отличный монитор по всем параметрам. Для серьезной работы он не очень подходит, стекло и TN накладывают свои ограничения, но для повседневного домашнего использования годится на все сто. Единственное, не воодушевляет цена — заплатить 12 000 рублей можно только при условии, что вы всю жизнь мечтали потыкать в Windows пальцем или банально порисовать на дисплее. В противном случае у той же iiyama есть масса обычных моделей со схожими характеристиками, но куда более гуманными ценниками.
Все, что вам необходимо знать о Hi-Res
Аудиозаписи в высоком разрешении – выбор самых преданных поклонников цифровой музыки. Что же это такое, где это взять и что необходимо, чтобы это слушать?
Сохранить и прочитать потом —
Если вы хотя бы немного интересуетесь цифровой музыкой (будь то прослушивание компакт-дисков или стриминг со Spotify на смартфоне), вам наверняка встречался термин «аудио в высоком разрешении», или «Hi-Res-аудио».
В последние годы популярность Hi-Res-аудио медленно, но верно набирает обороты, чему способствует появление новых компонентов, стриминговых сервисов и даже смартфонов с поддержкой этого стандарта. Еще недавно оно представляло собой нишевый сегмент для узкого круга посвященных, сегодня же все стремятся приобщиться к нему.
Если вы хотите получать от прослушивания музыки максимально возможные впечатления – или хотя бы более качествен-ный звук – вам стоит ознакомиться с концепцией Hi-Res-аудио.
Эта перспектива слегка пугает, поскольку затрагивает множество факторов. Что представляет собой Hi-Res-аудио? Что означают все эти форматы и цифры? Где взять высококачествен-ные файлы и на каких устройствах их воспроизводить? Наконец, с чего начать?
Наш путеводитель по миру Hi-Res-аудио поможет вам досконально разобраться в этом вопросе. Дочитав до конца этот материал, вы будете вооружены всеми нужными знаниями и сделаете первый шаг на пути в волшебный мир лучшего звука.
ЧТО ТАКОЕ HI-RES-АУДИО?
В отличие от HD-видео, для аудио высокого разрешения пока не разработано универсального стандарта. Digital Entertainment Group, Consumer Electronics Association и Th e Recording Academy, а также крупнейшие компании звукозаписи определяют его следующим образом: «Аудиофайл в формате без потерь, несущий в себе фонограмму звучания во всем том частотном диапазоне, в котором производился ее мастеринг посредством аппаратуры с качеством выше, чем у CD».
Попросту говоря, под этим термином обычно понимаются записи с более высокой частотой дискретизации и/или разряд-ностью, чем у CD (т. е. 16 бит/44,1 кГц).
Частота дискретизации говорит о том, сколько раз в секунду делается выборка сигнала в процессе его преобразования из аналоговой в цифровую ипостась. Чем выше разрядность, выражаемая в битах, тем точнее оказывается измерение сигнала в точке выборки, так что переход от 16 бит к 24 битам позволяет значительно повысить качество.
У форматов Hi-Res-аудио частота дискретизации обычно составляет 96 или 192 кГц при разрядности в 24 бита. Кроме того, встречаются файлы с 44,1, 88,2 и 176,4 кГц.
Невелика потеря
Однако у Hi-Res-аудио есть один серьезный недостаток – размеры файлов. Обычно они составляют десятки мегабайт, и несколько песен легко могут занять всю память вашего устройства. Из-за этого же их сложно передавать по Wi-Fi и мобильным сетям.
И это еще не все: у каждого из форматов файлов Hi-Res-аудио есть определенные ограничения совместимости. В качестве примера можно привести FLAC (Free Lossless Audio Codec) и ALAC (Apple Lossless Audio Codec); оба они теоретически обеспечивают передачу музыкальной информации без потерь. Кроме того, есть форматы без сжатия – WAV и AIFF, DSD (формат, используемый в Super Audio CD) и недавно разработанный MQA (Master Quality Authenticated).
Можно спорить об относительных преимуществах каждого формата, но в первую очередь придется учитывать их совместимость с компонентами аудиосистемы и программными решениями.
ЧЕМ ХОРОШИ ФОРМАТЫ HI-RES-АУДИО?
Главным преимуществом форматов в высоком разрешении над теми, что со сжатием, является более высокое качество звука. Сайты с возможностью скачивания, такие как Amazon и iTunes, и стриминговые сервисы наподобие Spotify предлагают форматы со сжатием с относительно низким битрейтом – например, AAC с 256 кбит/с у Apple Music и Ogg Vorbis с 320 кбит/с у Spotify.
В процессе кодирования со сжатием часть информации теряется; иными словами, ради удобства и снижения размера файла уменьшается разрешение сигнала. Это сказывается на качестве звучания: в этих форматах ваши любимые песни не смогут раскрыться до конца.
Мастер-класс
С этим можно мириться при прослушивании плей-листов со Spotify во время поездки на работу в автобусе, но истинным поклонникам музыки такого качества будет недостаточно. Им на помощь придет аудио в высоком разрешении.
Чтобы понять, почему оно должно звучать лучше, чем MP3, сравним их битрейты. Наивысший возможный битрейт MP3 составляет 320 кбит/с, тогда как у файла в формате 24 бит/192 кГц при трансляции он равен 9216 кбит/с, а у записи с компакт-диска – 1411 кбит/с.
Следовательно, файлы Hi-Res-аудио в форматах 24/96 или 24/192 должны более точно воссоздавать звук, над которым музыканты и инженеры трудились в студии. В некоторых случаях вы можете получить именно эти студийные файлы; они помечены как «Studio Masters».
Раз файл содержит больше информации, то можно передать больше деталей и текстур, что позволяет слушателю максимально приблизиться к изначальному исполнению музыки – в том случае, если его система достаточно прозрачна.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ HI-RES-АУДИО?
Многие новые компоненты способны воспроизводить Hi-Res-аудио. Выбор будет зависеть от величины системы и размера бюджета, а также от предпочтительного способа прослушивания музыки.
Хватайте телефон
Поклонникам мобильного образа жизни стоит обратить внимание на растущий список совместимых смартфонов, главным образом – флагманских моделей под Android, таких как Samsung Galaxy S8, S8+ и LG V30 (пока это единственная модель с поддержкой MQA). Apple iPhone официально не поддерживают Hi-Res-аудио, хотя есть способы добиться этого.
Кроме того, есть специализированные Hi-Res-плееры – например, различные модели Sony Walkman и удостоенные Award плееры Astell & Kern; по сравнению со смартфонами у них больше памяти и качество звучания намного выше.
Что касается настольных решений, самым логичным вариантом будет компьютер под Windows, Mac или Linux (в конце концов, именно на него вы будете скачивать файлы); только убедитесь, что программы для воспроизведения музыки поддерживают Hi-Res. К примеру, у Apple iTunes такой совместимости нет, так что для своего MacBook вам придется скачать или купить дополнительную программу – например, Pure Music или Amarra.
Не стоит полагаться на ограниченные возможности встроенного ЦАП компьютера или смартфона. Настольный или USB-ЦАП (такой как AudioQuest DragonFly Red или Chord Mojo) обеспечит максимальное качество звучания Hi-Res-файлов с устройств, аудиоконтуры которых не оптимизированы для этой задачи.
Включите приличный цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) в цепь между источником и наушниками, и качество звука сразу же возрастет.
Если же вы мечтаете о полноценной Hi-Fi-системе, вам потребуется сетевой музыкальный плеер с поддержкой Hi-Res-аудио – такой как Cambridge CXN или Arcam rPlay. Они особенно хороши для систем на базе NAS-серверов (Network Attached Storage, или сетевое устройство хранения – в сущности, жесткий диск со встроенным процессором; мы всецело рекомендуем такой подход).
Широкая поддержка
Форматы Hi-Res-аудио сегодня поддерживают и многие другие компоненты – например, гибридные системы «ЦАП-усилитель-сетевой плеер» (Moon Neo Ace) или активные АС со всей встроенной электроникой (KEF LS50 wireless), некоторые мультирумные системы (Bluesound) и AV-ресиверы (Sony STR DN1080).
Как всегда, мы рекомендуем выбрать качественные наушники или колонки, которые позволят в полной мере оценить достоинства формата.
ГДЕ КУПИТЬ МУЗЫКУ В HI-RES-АУДИО?
Теперь вы в полной мере вооружены теоретическими знаниями, и логично задаться вопросом: где же взять все эти чудесные композиции в Hi-Res-форматах?
На сегодняшний день уже немало сайтов предлагают приобрести отдельные треки и целые альбомы в различных форматах аудио высокого разрешения. Они есть в Великобритании, США и ЕС; в некоторых случаях существуют региональные ограничения на покупку.
Такие крупнейшие лейблы, как Sony, Warner и Universal, открыли этим сервисам доступ к своим огромным архивам записей, а поклонникам качественной музыки – в аудиофильский рай.
При покупке на любом сайте вначале проверьте формат и параметры дискретизации файлов. В конечном итоге вы найдете свой любимый сайт, но даже в этом случае время от времени уточняйте информацию о требуемых альбомах или песнях – в других местах цены могут оказаться ниже.
Шесть лучших сайтов для скачивания Hi-Res-аудио
Масштабный каталог Hi-Res-музыки любых жанров и удобный сайт с простыми возможностями покупки делают 7Digital сервисом по умолчанию.
У него удобный поиск и продуманная навигация по сайту. Записи в высоком разрешении легко заметить благодаря значку «24-bit FLAC»; есть также отдельный раздел Hi-Res-аудио. К сожалению, предлагаются файлы только в формате FLAC. Зато цены вполне доступны, а покупать можно как отдельные треки, так и альбомы.
Французский сайт Qobuz получает высшую оценку за выбор музыки и удобство навигации. И сайт, и приложение отличаются продуманностью и позволяют искать музыку по жанрам или новинкам, а затем по частоте дискретизации. Каталог пополняется каждый день, но все-таки лучше всего в нем представлена французская музыка.
Цены конкурентны, однако гибридная подписка Sublime+ стоит £350* в год; впрочем, на Hi-Res-альбомы дают скидки.
Все преимущества каталога 7digital в наличии, при этом сайт ориентирован строго на Hi-Fi-форматы: никаких MP3, только CD-качество и выше. Файлы доступны во FLAC с параметрами от 24 бит/44,1 кГц до 24/192 и помечены значком «Hi-Res» на миниатюрной подложке.
Благодаря строгому интерфейсу собственной разработки Technics заметно отличается от 7digital. Однако цены сравнимы, что делает Technics Tracks одним из лучших мест для покупки Hi-Res.
Как и Technics Tracks, магазин Hi-Res-аудио Onkyo Music образовался в результате партнерского соглашения с платформой 7digital, так что ассортимент и цены в нем такие же, как и в двух других.
Интерфейс и функции поиска у Onkyo несколько менее удобные, и для нахождения нужных альбомов придется постараться. С другой стороны, у него есть целый отдельный раздел для файлов в формате MQA; четкие логотипы Hi-Res и MQA позволят не ошибиться в выборе.
HDTracks – один из самых уважаемых магазинов для скачивания Hi-Res-аудио, но ему стоило бы переделать дизайн и каталог. Он ориентирован на взрослую аудиторию (джаз, классика и старый рок) и располагает соответствующим интерфейсом. Отдельные песни купить нельзя, а альбомы стоят довольно дорого.
С другой стороны, в этом магазине можно выбрать требуемый формат (FLAC, ALAC, WAV или AIFF) и частоту дискретизации. Есть и треки в DSD – рай для меломанов.
Если вы любите классическую музыку, то это вариант для вас. Primephonic гордится своей узкой специализацией. Огромный каталог сервиса включает десятки тысяч композиций в записях с качеством от CD до FLAC с 24/192 и DSD. Некоторые даже доступны в многоканальном формате. Можно покупать альбомы целиком либо отдельные симфонии.
С продуманным сайтом очень приятно работать, функция поиска позволяет быстро найти произведение любой эпохи.
Откуда транслировать музыку в Hi-Res-форматах?
Tidal и Qobuz уже предлагают стриминг в Hi-Res-аудио, а также в стандартном CD-качестве; Spotify и Apple Music пока этим похвастаться не могут.
Партнерство Tidal и MQA еще на шаг приближает нас к широкому распространению Hi-Res-стриминга. Вначале нужно подписаться на раздел Tidal HiFi для доступа к трансляциям в CD-качестве и скачать приложение для компьютера. Стриминг MQA-файлов возможен только через это приложение; мобильные устройства и веб-плеер ограничены качеством CD.
Tidal обещает 30 000 файлов в формате MQA, около 400 из них снабжены пометкой. MQA-файлы имеют дискретизацию до 24 бит/96 кГц (файлы с 192 кГц будут пересчитаны декодером MQA до 96 кГц). При правильном подборе системы транслируемые композиции звучат фантастически здорово, обещая в будущем еще более сильные впечатления.
Qobuz считает свой гибридный ресурс со скачиванием и стримингом «лучшим музыкальным сервисом по подписке в мире». Максимальный пакет включает стриминг Hi-Res-файлов до 24 бит/192 кГц (а также в MQA и CD-качестве) на компьютеры и мобильные приложения.
На нем доступны 70 000 файлов в 24/192 и 40 миллионов треков в других форматах Hi-Res-аудио. Главный недостаток сервиса – цена: за использование Sublime+ придется отдать вперед за год £350. Что до качества, то у Tidal звучание показалось нам более живым и динамичным. Тем не менее Qobuz – отличный выбор для тех, кто решил полностью посвятить себя стримингу Hi-res-аудио.