xcom enemy within что нового
XCOM: Enemy Within — и снова в бой. Рецензия
Игра протестирована на PC
Firaxis Games взяла за правило выпускать весьма объемные дополнения к своим играм. Поклонников Civilization V она уже обрадовала, выпустив Gods & Kings и Brave New World. Рядовыми DLC их не назвать, поскольку в игру добавили не только новые цивилизации, юниты и компании. Разработчики также разнообразили тактику, улучшили дипломатию и привнесли ворох возможностей для управления собственным государством. Теперь же пришла очередь фанатов XCOM: Enemy Unknown. Возможности, увы, расширили не настолько сильно, зато с лихвой хватает других «плюшек».
⇡#Это мы уже проходили
По сути, перед нами все та же игра, которая вышла чуть больше года назад. Инопланетная цивилизация вторглась на Землю и начала похищать людей. Жители в опасности, а потому нас сразу поставили руководить последней линии обороны человечества — секретной организацией XCOM. Мы согласовываем высадку небольших групп в горячие точки, собираем остатки внеземных технологий, развиваем военную промышленность и продвигаем науку. Сам же довольно дорогостоящий проект финансируют страны, состоящие в Совете Безопасности ООН. Не выполняете возложенные задания — паника растет, а инвесторы в ужасе разбегаются.
Микроэкономика в Enemy Within осталась на том же уровне: роем котлованы на базе, отстраиваем электрогенераторы и исследовательские комплексы, запускаем наблюдательные спутники и снаряжаем бойцов по последнему слову техники. Попутно можно послушать рекомендации советников, увеличить отряд в школе офицеров и посмотреть второстепенные миссии. Разработчики дополнили этот процесс разнообразными мелочами вроде медалей, которые дают незначительные, но все же преимущества в бою. Например, меткость награжденного солдата повысится, если команда будет сформирована из представителей разных национальностей. Да и сами исследования теперь дают больше результатов.
Разбираться в возможностях своих подручных стало гораздо веселее. С помощью лабораторий игрок волен заменять конечности персонажа механическими или усиливать его мышцы. Таким образом, бойцов можно сделать быстрее, появится способность прыгать на здания без подручных средств или даже становиться невидимками, если спрятаться за укрытиями. Кардинально тактика от этого не меняется, но как дополнительный вариант во время перестрелок подходит вполне. К тому же обновился и «зоопарк» инопланетян — невидимые кальмары и роботизированные гуманоиды не раз пощекочут вам нервы.
Все эти нововведения — не единственное, что предлагает Enemy Within. Основное веселье начинается примерно с середины игры, когда наши солдаты сталкиваются с группой вооруженных людей из компании Exalt. Цель у организации простая — накачав своих сотрудников веществом под названием «Состав», под шумок захватить мир. Сделать это нетрудно, ведь субстанция, целиком состоящая из нанороботов, способна изменять структуру тела на генном уровне. Разумеется, руководство XCOM желает не только уничтожить угрозу, но и заполучить столь мощную технологию в свои руки. Типично? Не то слово, поэтому откровений от истории ждать не стоит.
XCOM: Enemy Within — это не просто набор новых карт и шапок для героев, однако советовать его всем невозможно. На дополнение, скорее, напрашивается ярлык «Расширенное издание». А потому понравится оно только двум типам игроков: тем, кто так и не добрался до Enemy Unknown, и тем, кому она чертовски понравилась. Остальные могут смело проходить мимо.
Достоинства:
Недостатки:
XCOM: Enemy Within
XCOM: Enemy Unknown при всех своих недостатках все же одна из лучших игр прошлого года. Тот случай, когда классический геймплей сумели осовременить, по большому счету ничего не сломав.
Мы били пришельцев, перехватывали НЛО и защищали города, а солдаты тем временем тренировались, обретали новые умения, обрастали экипировкой и перенимали сначала технологии, а затем и псионические способности чужих. Однако на этом все и заканчивалось. Почему мы не могли, например, напичкать оперативников имплантатами или покопаться в их ДНК, используя результаты вскрытия инопланетян? Если уж идти к победе, то всеми возможными путями, верно? Дополнение Enemy Within эти возможности нам все-таки даст.
Баллада о суперсолдате
Firaxis, верные себе, презентуют нововведения почти немедленно. Выбрав, как и раньше, уровень сложности и местоположение базы, мы вылетаем на первое задание и кроме привычной кучки сектоидов обнаруживаем контейнеры с неизвестным инопланетным веществом. Называется оно просто — «состав».
Это и есть материал для модификации подопечных солдат, сырье для работы двух новых лабораторий — отдела генетических модификаций и кибернетических улучшений. Всякого бойца, вне зависимости от класса и звания, теперь можно сделать мутантом или киборгом.
Пройдя через имплантацию, оперативник лишится возможности идти в бой на своих двоих, зато научится пилотировать могучие боекостюмы. Боец МЭК (так эти костюмы зовутся в русской версии) считается отдельным классом, со своими способностями и вооружением.
Платят за свою мощь МЭКи тем, что даже слепой и криворукий сектоид спокойно подстрелит их за полкарты, — укрытиями они пользоваться не способны. Поэтому, несмотря на богатырское здоровье, попавший под перекрестный огонь боекостюм довольно быстро отправится на свалку. Но одного или даже двух МЭКов на дело брать все равно стоит — такую огневую мощь упускать нельзя.
Вторая линейка модификаций, генная инженерия, куда проще в использовании и слегка отдает читерством: солдаты-мутанты многое приобретают, но, в отличие от киборгов, почти ничего не теряют. После нехитрых и доступных почти сразу же манипуляций с ДНК ваши бойцы научатся, например, тактической маскировке — при том, что до «призрачной брони» ждать еще две трети игры!
Кроме того, если МЭКи вам достаются после долгих исследований, то новые методы генной инженерии добыть куда легче: вскрывайте всех пришельцев подряд, и будет вам счастье. Ничто, кроме запасов «состава» и денежных средств, не ограничивает создание суперсолдат, ведь успех операций, в отличие от печально известных псионических тестов, всегда стопроцентный.
Обе новинки, несмотря на некоторый дисбаланс, придают проверенной механике XCOM простор для новых экспериментов. Если раньше комплектация отряда не уходила дальше вопросов «таскать ли танкетку SHIV» и «какого класса взять по два», то теперь, с возможностью более тонкой настройки солдат, можно вывести по-настоящему уникальный отряд.
А заодно и наградить тех, кто сумел отличиться в бою, — в игру добавили медали. Помимо ценности эстетической (увешанный орденами боец в парадной форме выглядит. внушительно) медали имеют и практическую — повышают характеристики оперативников. Какая-никакая мотивация беречь людей и выполнять операции «чисто».
Враг среди нас
Вся эта возня с модификацией подопечных служит, разумеется, высшей цели — победить инопланетных захватчиков самым эффективным путем. А в рядах пришельцев тоже пополнение — среди них теперь встречаются кальмароподобные дроиды, умеющие уходить в «стелс», и закованные в бронекостюмы сектоиды, здоровьем и огневой мощью близкие к элитным мутонам.
А еще в конфликт втянулась новая сторона — террористическая организация EXALT, больше напоминающая какой-то апокалиптический культ. Столкнуться с этими фанатиками доведется на заданиях Совета. Как и полагается экстремистской группе, действуют они скрытно и исправно пакостят правому делу: воруют деньги, поднимают в странах панику и угрожают испортить ваши успехи.
Обнаружив «филиал» EXALT, можно отправить туда одного из бойцов в качестве секретного агента — нечто похожее мы уже видели в дополнении Slingshot. Пара дней «на объекте» — и готов очередной кусочек разведданных о положении базы экстремистов. Но прежде, чем вы его получите, за агентом придется отправить спасательный отряд. Вот тогда-то мы и столкнемся с террористами лицом к лицу.
► Вот они, наши новые враги. Смотрятся стильно и стараются брать и числом, и умением. |
ЭТО ИНТЕРЕСНО: попробуйте науки ради оглушить одного из террористов дугометом. Результат будет довольно любопытным.
Кроме аугментаций и новых генов добавили и приличное количество нового снаряжения — взять хоть ворох гранат самых разных моделей, от светошумовых до начиненных иглами. Улучшений в литейном цехе тоже прибавилось, а вот школу офицеров не тронули — впрочем, не больно и нужно было.
НА ЗАМЕТКУ: любители сетевого режима порадуются нескольким новым картам, классам бойцов и новой экипировке из одиночной кампании. Кардинально тактику это вряд ли изменит, но экспериментам способствует.
Таких новшеств, маленьких и не очень, в дополнении уйма — от кучи новых карт до существенных правок баланса и еще большего разрыва между уровнями сложности (теперь «классический» доставит не просто вагон, а товарный поезд проблем!).
Перепробовать все новинки получится и за одно-единственное прохождение, но экспериментировать с отрядом, снаряжением и тактикой битвы, сочетая новое и старое, можно гораздо дольше. Enemy Within устроена так же, как и все последние дополнения от Firaxis, например — Gods & Kings для пятой Civilization. XCOM свойственна «партийность» Civilization, и на пару-тройку манчкинских забегов дополнения хватит почти наверняка.
XCOM: Enemy Within
Разработчики из Firaxis Games прекрасно понимают, в чем заключаются положительные стороны их проекта. А потому при создании дополнения Enemy Within они не стали размениваться на сюжетные добавки, а сконцентрировались на проработке и совершенствовании тех элементов, которые составляют костяк геймплея.
Отряд специального назначения
Безусловно, одной из самых важных сторон игрового процесса XCOM является «кастомизация» персонажей. Стратегически верный подход к «прокачке» навыков и раздаче бойцам обмундирования играет решающую роль в схватке с агрессором. В процессе прохождения оригинальной Enemy Unknown мы получали доступ к все более совершенным «пушкам» и типам брони, основанным на технологиях пришельцев.
Изучив особое вещество, появившееся в дополнении, мы можем построить два новых здания — генную и кибернетическую лаборатории. В первой нашему солдату поменяют структуру ДНК, после чего он получит новые способности. Можно научить ребят восстанавливать здоровье или запрыгивать на высотные здания — в наличии имеется десяток умений, открывать которые нам предстоит в лаборатории. В результате подобных экспериментов основной класс воина сохранится — измененная ДНК проявится лишь в виде пассивных или активных навыков, которые можно использовать во время боя.
Ну а в кибернетическом центре ученые сотрут все прошлое героя: конечности бедолаги будут ампутированы, а вместо них появятся железные протезы МЭК. Роботы имеют собственное древо навыков, так что, в сущности, мы получаем новый класс бойцов. Киборги могут выжигать инопланетную живность огнеметами, обстреливать ее ракетами, разрушать укрытия и очень больно бить врукопашную. Кроме того, здоровья им не занимать, что позволяет использовать их в качестве «танков».
Совершать подобные эволюционные скачки за одни лишь доллары не удастся. В дополнении разработчики ввели ресурс под названием Состав, за счет которого мы и будем выращивать сверхлюдей. В местах высадки инопланетян появляются желтые контейнеры, разжиться которыми можно во время выполнения операций. Однако все не так просто: заветные хранилища запрограммированы на самоуничтожение и через определенное количество ходов после начала миссии взрываются. За это время нужно успеть отыскать их и занять близлежащую клетку. Погоня за прибылью, безусловно, повышает градус хардкора: в спешке приходится буквально прорываться сквозь группы врагов, не имея времени на осторожное передвижение и выбор хорошей позиции для боя.
За проявленный героизм и немыслимые подвиги нашу команду ожидает награда не только в виде опыта. Иногда по окончании миссий мы будем получать медали, которые можно вручить любому оперативнику. Всего знаков отличия несколько: «За городские бои», «За защиту» и так далее. К каждому из них мы можем прикрепить какой-либо «перк» вроде увеличения меткости, силы воли или других параметров.
Новые фишки очень органично вписываются в геймплей. Благодаря им процесс «прокачки» персонажей стал выглядеть намного богаче, а возможности для создания всесильного отряда почти безграничны. Казалось бы, наши машинизированные воины должны с легкостью расправляться с пришельцами. Однако на практике все обстоит иначе.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Вдобавок к этим проблемам эволюционные изменения коснулись не только членов нашего проекта. Появилось несколько свежих типов пришельцев, из которых самыми неприятными являются летающие дроиды со щупальцами. Этот враг становится невидимым, в этом режиме подбирается к нашему храбрецу и полностью выводит его из строя, отнимая здоровье. Если рядом не окажется коллега, способный отбить жертву, — можете прощаться с воякой.
Война с гаденышами осуществляется в два этапа: на первом мы засылаем разведчика из числа наших рекрутов на поиски информации о месторасположении базы противника. После этого необходимо достать шпиона из горячей точки, прислав на помощь основную группу.
Стоит ли приобретать Enemy Within за довольно немалую для дополнения цену? С одной стороны, каких-либо радикально преобразующих игру изменений здесь не найти. С другой же — существенные нововведения в «кастомизации» персонажей, а также новый противник с человеческим лицом освежили восприятие знакомого геймплея. На наш взгляд, представленное дополнение — это отличный повод еще раз с головой погрузиться в одну из лучших стратегий прошлого года.
Плюсы: новые пути «прокачки» персонажей; война с террористами; возросшая сложность ранних этапов игры.
Минусы: довольно высокая цена дополнения.
XCOM: Enemy Within
Когда 2K анонсировала в 2010 году экшен во вселенной XCOM, публика взвилась на дыбы. Мало того, что проектом занималась студия 2K Marin, ответственная за весьма, скажем так, неоднозначный BioShock 2, еще и президент 2K Games Кристоф Хартманн заявил, что «пошаговые стратегии уже не в моде». Безграничная самоуверенность!
История, однако, расставила все по местам: ремейк X-COM хоть и потерял дефис в названии, но игрокам и прессе полюбился, а «модный» экшен The Bureau: XCOM Declassified не понравился, кажется, никому. И вот спустя год после выхода ремейка «старорежимной» игры девятнадцатилетней давности нас ждет нечто свежее. Firaxis не просто добавляют новые карты или противников, как это обычно бывает, — они улучшают механику.
Суперлюди и мехи
В Enemy Within почти в самом начале вам предложат изучить генетику и кибернетику. Первая позволит напрямую сделать ваших вояк сильнее, быстрее, ловчее и незаметнее, а вторая — смастерить им киберкостюм. Пользуясь случаем, Сигурни Уивер, робот-погрузчик и королева Чужих передают Firaxis Games привет!
Вместе с мехами появится и новый подкласс с собственным древом развития — водитель. Чтобы стать им, надо пройти через жутенькую процедуру модификации тела, чтобы суметь справиться с управлением роботом. Сами мехи тоже можно будет улучшать, покупая для них новое снаряжение (та же прокачка, но за ресурсы, о чем ниже). Например, модуль кинетического удара — это большой-пребольшой кулак, которым можно буквально вколачивать бедных ксеносов в землю. А если вы любите более аккуратный подход, можно установить миноукладыватель. Или огнемет. Или. Ну, вы поняли.
С кибернетикой все более или менее ясно, а вот генетическое модифицирование куда интереснее. У каждого бойца появится новое древо прокачки, позволяющее улучшить мозг, глаза, грудную клетку, кожу и ноги. Так, например, снайперу можно прокачать ноги, чтобы он мог одним прыжком сигать на многоэтажные здания (и, теоретически, стать сильнее локомотива). Можно усилить пси-способности героя, а можно, наоборот, защитить его от пси-атак, сделав его почти неуязвимым в боях с эфириалами и сектоидами.
Невидимые войны
Увы, постройка и улучшение экзоскелетов, как и генетическое модифицирование, требуют нового ресурса — так называемого «сплава» (англ. Meld). Получить его можно на тактических картах, захватив соответствющие канистры. После нескольких ходов они самоуничтожаются, поэтому вы постоянно будете думать — то ли нестись к канистре сломя голову, то ли осторожно заманивать противника в засаду. Если в Enemy Unknown промедление в большинстве случаев ничего вам не стоило, то теперь шевелить конечностями придется всем.
Хотя на любителей засад тоже найдется управа. Например, новые враги — летающие кальмары Seeker, умеют становиться невидимыми, залетают в тыл и, словно лицехваты из «Чужого», зажевывают физиономию вашего самого ценного снайпера, пока товарищи воюют на передовой.
В ответ снайперу можно дать улучшение «меметическая кожа», которое сделает его невидимым, пока он находится в полном укрытии. С учетом классических перков снайпера, делающих даже частичное укрытие полным, получится совершенно невидимый специалист, к тому же получающий немалые бонусы к критическому выстрелу.
Если вы уже вознамерились обрушить на жалких пришельцев всю мощь шагающих роботов, спешим вас обрадовать: «жалкие» пришельцы тоже не дураки мастерить экзоскелеты, и очень скоро вы столкнетесь с сектоидами, пересевшими на тяжелую технику, а еще — с новыми моделями сектоподов.
Ну и про моральный выбор не забываем. Название аддона прямо намекает на предстоящие дебаты между доктором Вален, апологетом генетических улучшений, и инженером Шеном, который еще в Enemy Unknown яро выступал против генетических изменений, которые могут уподобить людей инопланетянам. Естественно, он всецело за экзоскелеты, для управления которыми, правда, тоже нужно модифицировать солдат.
Хотя никто не мешает играть за не замутненных никакими внеземными технологиями людей, как в оригинале, новые усиленные противники из игры никуда не денутся, так что «пуристам» придется тяжко. Разработчики хотят оставить это решение целиком на совести игрока, и, если вы решите воевать исключительно «чистыми» людьми, в конце вам даже достижения не дадут. Только законная гордость за себя вас ждет, как в старые добрые времена. Тем не менее советуем «сплавом» не увлекаться — Enemy Within открывает цитата из Бакминстера Фуллера: «Те, кто играет в игрушки Дьявола, со временем возьмутся и за его меч».
В комплекте с Enemy Within идет около полусотни новых карт (из них восемь — сетевые), в том числе карта с фермой с первых скриншотов и презентаций Enemy Unknown. Старые карты будут слегка переработаны, чтобы новые юниты получше на них прижились, и еще туда добавятся бочки со «сплавом».
По такому случаю разработчики исправили некоторые баги, вроде лестниц, защищающих рядом стоящих пришельцев, и случайных телепортаций. Firaxis добавила местные языки для солдат, и японцы наконец перестанут говорить с канзасским акцентом. Еще бы русских озвучили не в «лучших» традициях Голливуда.
Firaxis осторожно выбираются из тени исходного X-COM. Возможно, через пару лет, если Enemy Within ждет успех, мы получим свежую серию, совмещающую лучшие находки старых игр с новыми элементами. Взять, скажем, наделавший шуму фильм Гильермо дель Торо «Тихоокеанский рубеж», очень уж похожий по концепции на X-COM: Terror from the Deep, которой в 2015 году стукнет двадцать лет. Там вам и подводные монстры, и страшные тайны глубин, и экзоскелетам место найдется. Гигантских подводных монстров нам!
XCOM: Enemy Within
XCOM: Enemy Unknown при всех своих недостатках все же одна из лучших игр прошлого года. Тот случай, когда классический геймплей сумели осовременить, по большому счету ничего не сломав.
Мы били пришельцев, перехватывали НЛО и защищали города, а солдаты тем временем тренировались, обретали новые умения, обрастали экипировкой и перенимали сначала технологии, а затем и псионические способности чужих. Однако на этом все и заканчивалось. Почему мы не могли, например, напичкать оперативников имплантатами или покопаться в их ДНК, используя результаты вскрытия инопланетян? Если уж идти к победе, то всеми возможными путями, верно? Дополнение Enemy Within эти возможности нам все-таки даст.
Баллада о суперсолдате
Firaxis, верные себе, презентуют нововведения почти немедленно. Выбрав, как и раньше, уровень сложности и местоположение базы, мы вылетаем на первое задание и, кроме привычной кучки сектоидов, обнаруживаем контейнеры с неизвестным инопланетным веществом. Называется оно просто — «состав».
Это и есть материал для модификации подопечных солдат, сырье для работы двух новых лабораторий — отдела генетических модификаций и кибернетических улучшений. Всякого бойца, вне зависимости от класса и звания, теперь можно сделать мутантом или киборгом.
Пройдя через имплантацию, оперативник лишится возможности идти на своих двоих, зато научится пилотировать могучие бронекостюмы. Боец МЭК считается отдельным классом, со своими способностями и вооружением.
Платят за свою мощь МЭКи тем, что даже слепой и криворукий сектоид спокойно подстрелит их за полкарты, — укрытиями они пользоваться не способны. Поэтому, несмотря на богатырское здоровье, попавший под перекрестный огонь юнит довольно быстро отправится на свалку. Но одного или даже двух МЭКов на дело брать все равно стоит — такую огневую мощь упускать нельзя.
Вторая линейка модификаций, генная инженерия, куда проще в использовании и слегка отдает читерством: солдаты-мутанты многое приобретают, но, в отличие от киборгов, почти ничего не теряют. После нехитрых и доступных почти сразу же манипуляций с ДНК ваши бойцы научатся, к примеру, тактической маскировке, притом что до «призрачной брони» ждать еще две трети игры!
Кроме того, если МЭКи вам достаются после долгих исследований, то новые методы генной инженерии добыть куда легче — вскрывайте всех пришельцев подряд, и будет вам счастье. Ничто, кроме запасов «состава» и денежных средств, не ограничивает создание суперсолдат, ведь успех операций, в отличие от печально известных псионических тестов, всегда стопроцентный.
Обе новинки, несмотря на некоторый дисбаланс, придают проверенной механике XCOM простор для новых экспериментов. Если раньше комплектация отряда не уходила дальше вопросов «таскать ли танкетку SHIV» и «какого класса взять по два», то теперь, с возможностью более тонкой настройки солдат, можно вывести по-настоящему уникальный отряд. К слову, теперь вы вольны наградить тех, кто сумел отличиться в бою, — в игру добавили медали. Помимо ценности эстетической (увешанный орденами боец в парадной форме выглядит внушительно), медали имеют и практическую — повышают характеристики оперативников. Какая-никакая мотивация беречь людей и выполнять операции чисто.
Враг среди нас
Вся эта возня с модификацией подопечных служит, разумеется, высшей цели — победить инопланетных захватчиков самым эффективным путем. А ведь в рядах пришельцев тоже пополнение — среди них теперь встречаются кальмароподобные дроиды, умеющие уходить в «стелс», и закованные в бронекостюмы сектоиды, здоровьем и огневой мощью близкие к элитным мутонам.
Также в конфликт втянулась новая сторона — террористическая организация EXALT, больше напоминающая какой-то апокалиптический культ. Столкнуться с этими фанатиками доведется на заданиях Совета. Как и полагается экстремистской группе, действуют они скрытно и исправно пакостят правому делу: воруют деньги, поднимают в странах панику и угрожают испортить ваши успехи.
Обнаружив «филиал» EXALT, можно отправить туда одного из бойцов в качестве секретного агента — нечто похожее мы уже видели в дополнении Slingshot. Пара дней «на объекте» — и готов очередной кусочек разведданных о положении базы экстремистов. Но прежде, чем вы его получите, за агентом придется отправить спасательный отряд. Вот тогда-то мы и столкнемся с террористами лицом к лицу.
Кроме аугментаций и новых генов, добавили и приличное количество нового снаряжения — взять хоть ворох гранат самых разных моделей, от светошумовых до начиненных иглами. Улучшений в литейном цехе тоже прибавилось, а вот школу офицеров не тронули — впрочем, не больно и нужно было.
Таких новинок, маленьких и не очень, в дополнении уйма — от кучи карт до существенных правок баланса и еще большего разрыва между уровнями сложности (теперь «классический» доставит не просто вагон, а товарный поезд проблем!).
Перепробовать все добавки получится и за одно-единственное прохождение, но экспериментировать с отрядом, снаряжением и тактикой, сочетая новое и старое, можно гораздо дольше. В этом плане Enemy Within устроена так же, как и все последние дополнения от Firaxis — например, Gods & Kings для пятой Civilization. На пару-тройку манчкинских забегов дополнения хватит почти наверняка.