xds вилка что это
О горном велосипеде — Настройка амортизационной вилки
Длительное увлечение каким-либо хобби ведет к непременному вкладываю в него денег. Велосипед не исключение. Амортизационные вилки на недорогих моделях имеют мало различий, а вот если захотелось чего-то лучше и довелось даже приобрести это «лучше», то самое время детальнее рассмотреть этот вопрос.
Можно взяться за чтение инструкции (что, кстати, неплохо и будет большим плюсом), но мало у кого хватает сил (или желания) дочитать до конца пособие в пятьдесят страниц.
Правильная настройка вилки влияет на дальнейший комфорт в поездках по пересеченной местности и асфальту. Неправильная настройка может превратить езду в пытку. Для начала стоит заметить, что бывают воздушные и пружинные вилки. В первом случае жесткость амортизатора регулируется давлением воздуха, во втором зависит от металлической пружины.
Настрока вилки под вес
Один из самых главных параметров настройки вилки — удачный подбор под соответствующий вес велосипедиста. Что касается пружинной вилки, то тут все сложно, так как заводы выпускают их в расчете на среднестатистического ездока, весом в 75-85 килограмм (тем не менее, для хороших вилок существуют пружины различной мягкости и имеется регулировка преднагрузки).
Получается двоякая ситуация: чем тяжелее велосипедист, тем большее давление будет на пружину, соответственно, она сильнее проседает, и возрастает риск ее пробития на каком-либо жестком участке. В другом случае, когда вес велосипедиста слишком мал, амортизация получается некачественная, ведь данного веса получается недостаточно, чтобы преодолевать сопротивление пружины на различного рода неровностях.
При большом весе очень ценна регулировка преднагрузки (она же Preload), которое, повышает жесткость (закручиванием) пружины механическими упорами. Небольшие неровности обрабатываются несколько хуже, но шанс «пробить» амортизатор заметно меньше. Так пружинная механика перестанет реагировать на мелкие неровности земной поверхности. Уже надоело читать? Можно отбросить все заморочки, но какой тогда смысл покупать более качественную деталь? Поэтому продолжим.
Более универсальное решение: воздушные вилки, настройку которых можно произвести практически под любой вес при помощи насоса высокого давления (который часто идет в комплекте). Купить его отдельно, однако, также не составит труда.
Можно попробовать накачать вилку обычным насосом (ведь ниппель, обычно, автомобильный), если есть масса свободного времени и сил (но гарантий, что результат будет достигнут, нет). Насосы высокого давления комплектуются накручивающимся шлангом и специальной кнопкой для стравливания давления.
Какое давление должно быть в вилке
Либо в инструкции, либо на одной из штанин вилки, располагается таблица соотношения давления вилки и веса ездока. Ею стоит руководствоваться, с поправкой на собственные ощущения. Многие предпочитают накачивать вилку до большего давления чем то, которое указано в таблице. Так ее сложнее пробить и, вероятно, она будет хуже обрабатывать мелкие неровности. Поэтому необходимо доиться сэга в 15-20% от хода подвески. К примеру, если вилка имеет ход в 100 мм, то, соответственно, 15-20 мм уходит на сэг.
Сэгом называют разницу хода вилки ненагруженного и нагруженного велосипеда. Если объяснить человеческим языком, то сэгом является проседание вилки после того, как на велосипед сядет его владелец. По порядку: следует накачать до указанного в таблице давления вилку. После того, как заданное давление будет достигнуто, самое время сесть на седло. Понять, какой сэг на вилке, поможет резиновое кольцо на одной из ее ног. Если такого кольца нет, можно самостоятельно его сделать из подручных материалов.
Недостаточной величины сэг будет причиной того, что рукам будет некомфортно на мелких неровностях — вилка их прото не обработает. А если с сэгом переборщить, то данная ситуация может закончиться «пробоем» переднего амортизатора, что тоже не сулит ничего хорошего.
Необходимость негативной пружины в велосипедной вилке
Кажется, что все довольно просто, и сжатого воздуха должно вполне хватать для эффективной работы вилки. Но, как ни странно, в работе данной системы одной отталкивающей силы мало, так как нужна еще и сжимающая, в противодействие первой.
Обычного среднестатистического веса велосипедиста просто не хватит, чтобы заставить вилку отреагировать на неровность дороги и это стало причиной установки негативной пружины. Ее функция состоит именно в том, чтобы вилка могла реагировать на мелкие неровности, помогая сработать.
Вышеописанный механизм втречается в нескольких вариациях: металлическая пружина или отдельная воздушная камера.
Dual или Solo Air
В своем большинстве хорошие вилки сделаны по технологии Solo Air с одинаковым давлением в обеих камерах. По данной технологии накачка сразу нескольких камер происходит одновременно через один установленный ниппель, что не имеет ничего общего с технологией Dual Air, с которой появляется возможность регулировки негативной пружины.
Система Dual Air довольно сложна для многих новичков, так как они, особенно не разбираясь в устройстве вилки, не понимают, что к чему. Dual Air, честно говоря, требуется преимущественно спортсменам, которым важны секунды. В простой езде необходимости в подобной конструкции нет. Более того, вилка только потребует больше времени на настройку.
Настройка отскока вилки
Важная базовая функция каждой рабочей амортизационной вилки — отскок (Rebound). Если бы масляный демпфер отсутствовал, то пружина бы в одно мгновенье отскакивала назад, а после сразу сжималась, отбивая руки. В обычных вилках силу отскока можно настроить специальной регулировкой (на крышке обычно нарисованы плюс и минус). Новичкам будет полезно найти участок с неровностями и проехать по нему. В зависимости от ощущений настроить отскок и запомнить положение.
Можно сделать это в несколько этапов: проехать с имеющейся настройкой. Затем, если отскок выставлен не самый быстрый, сделать это и снова проехать по выбранному отрезку. Если слишком быстрый и рукам крайне некомфортно, то подкрутить на 1/4 регулировку и повторить. Цель всего вышеописанного: найти момент, когда вилка не только не выбивает руки на отскоке, но и отсутствует задержка от масляного демпфера.
Закручивание отскока на максимум приведет к срабатыванию вилки с задержкой, которая довольно сильно ощущается. Как следствие, на серии повторяющихся неровностей «отработать» каждое вилка банально не успеет. Эластомер играет роль демпфера в дешевых вилках. Отрицательные температуры приводят к его затвердеванию и он легко может перестать функционировать.
Кстати, будет полезно упомянуть, что есть «платформа» — технология, которая предотвращает излишнюю раскачку амортизаторов. Устанавливается в более дорогих вилках и ввиду этого, количество настроек в них тоже отличается в бОльшую сторону (высоко- и низкоскоростная компрессии, высоко- и низкоскоростной отскок).
Блокировка вилки
Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Довольно немало производителей уже на вилках среднеценового сегмента предлагают блокировку. Это невероятно удобное дополнение! Только представьте: на асфальте можно получить аналог жёсткой вилки, просто переведя рычажок в положение «заблокирована». Если рассмотреть отдельные модели, то на них блокировка вилки и вовсе включается удаленно, при помощи рычажка на руле.
Больше экспериментировать во время катания с новой вилкой — залог правильной ее настройки и комфорта в поездках. Бояться этого не нужно, скорее наоборот, постараться подобрать наилучший для себя вариант.
Обзор велосипедных вилок
Велосипедная вилка – это устройство, позволяющее крепить колесо к раме велосипеда, и поворачивать его, когда это необходимо. Велосипедная вилка во многом определяет стиль катания райдера. Рассмотрим подробнее типы вилок.
Вот, что вы можете узнать из этой статьи про велосипедные вилки:
Типы велосипедных вилок
Амортизационные «мягкие» вилки
В вилках с амортизатором или «мягких вилках» − амортизатором может являться пружина, масло, или воздух. Так же эти три составляющие (от двух до трёх) могут сочетаться в одной вилке. Это довольно сильно влияет на качество работы вилки и её стоимость. Амортизационная вилка прежде всего снижает ударно–вибрационную нагрузку на переднюю часть велосипеда: на рулевую колонку, раму, руль. А так же на ваши руки. Помимо всего, она снижает «тормозящий эффект» дорожных неровностей, мягко подстраиваясь под них. При этом сохраняется уверенная управляемость велосипедом. Хорошая амортизационная вилка экономит ваши деньги ещё и за счёт того, что увеличивает срок службы ряда узлов благодаря компенсации ударов.
«Жёсткие» вилки
Это простая фиксированная по ходу вилка.
Не смотря на простоту задумки данного агрегата, в «жёсткой» вилке есть свои плюсы, например:
Если сравнивать амортизационные вилки с «жёсткими», то первые обладают большим весом. Это способствует потери скорости, при раскачивании амортизационной вилки часть усилия уходит на амортизацию. Однако прогресс не стоит на месте, и вилки становятся все более и более лёгкими. На них давно появились настройки, позволяющие отрегулировать жёсткость (амортизацию) или просто заблокировать ход.
Узлы амортизационной вилки
Типы амортизационных вилок
Пружинные вилки
Начинается всё с достаточно неплохих вилок типа RST Suntour − это невысокий класс, подходящий для новичков. Такую вилку можно увидеть на прогулочном велосипеде. Их ход соответствует тому, что написано на вилке. Такая велосипедная вилка надёжная, выдержит райдера весом до 100 кг, и прослужит не один сезон. С годами, конечно, будут поломки, но как показала практика незначительные. Ремонт обойдётся совсем недорого. Эти вилки достаточно тяжёлые. Именно поэтому такая вилка подходит для велопрогулок и не подходит для экстремального катания.
Пружинно-эластомерные вилки
Воздушные вилки
В таких вилках вместо пружины воздух, который и выполняет роль амортизирующего элемента. Воздушная вилка уже более близка к профессиональному уровню оборудования. Небольшой вес, но надо сказать, что при экстремальном катании может пропускать воздух из-за снижения плотности манжет. Эти вилки прекрасно подойдут для кросс-кантри. У воздушных вилок есть возможность регулировки − Preload, в очень широких пределах. Регулируются Rebound (регулировка скорости отскока амортизационной вилки), может быть LockOut. Многие считают, что воздушная вилка – это лучший вариант из всех возможных. Во многом они правы. Совет: если вы часто гоняете на байке с такой вилкой, сальники довольно скоро придут в негодность и главное их быстро поменять! Отложенное на потом ТО даст вам реальную возможность «запороть» вилку, вместе с более дорогими деталями.
Воздушно-масляные вилки
Пружиной в этой вилке служит воздух, а гасит удары масляный картридж. Воздушно-масляные вилки работают долго – это доказано! Минусом их является то, что нужно постоянно контролировать давление в картридже. А плюсом является меньшая чувствительность к перепадам температур. Ремонт и обслуживание такое же, как у воздушных вилок. Главное, не запускать, следить и менять расходный материал по мере износа.
Масляно-пружинные вилки
Демпфером в таких вилках служит картридж, заполненный маслом. Пружина из стали остаётся, как и в предыдущих вариантах. Эти вилки намного более качественные, но и более дорогие. Масляно-пружинная вилка создана для настоящих нагрузок. Они надёжные, работают долго и удобно настраиваются. Недостатком можно назвать вес и высокую цену. Но, как известно: «скупой платит дважды», так что не отказывайте себе в хороших вещах!
Составные части вилки:
Большинство амортизационных вилок построено по принципу «подзорной трубы» (труба меньшего диаметра внутри трубы с более большим диаметром). Трубы с большим диаметром – «штаны», в них располагается амортизатор. А так же по «штанам» ходят внутренние трубы – «ноги». На их стыке установлены манжеты — для предотвращения попадания пыли и грязи в внутрь вилки. На недорогих вилках могут поверх «ног» стоять резиновые пыльники. «Ноги» вилки обычно соединяются «гориллой» для усиления конструкции.
Стандарты вилок
Диаметр трубы вилки измеряется в уже привычных всем дюймах (1 дюйм равен − 2.54 см).
Вилки, как амортизационные, так и жёсткие, имеют четыре основных стандарта:
Также вилки различаются по размеру колеса, как вы, наверное, уже поняли. Соответственно, бывают вилки для детских велосипедов под колеса 10″, 12″, 16″, 18″, 20″, подростковые или экстремальные 24″ и взрослые 26″, 27,5″, 28″ и 29″
У разных вилок разное расстояние между перьями. Крепления под тормоза бывают для вибрэйков и дисковых тормозов (делятся на два стандарта IS и PM). Это важно, так как может оказаться, что купите вилку, а на неё можно будет установить тормоз одного типа.
По типу крепления вилки делятся на:
Резьбовые вилки
Большинство современных вилок – резьбовые. Различие между этими видами вилок исходит из типов рулевых колонок и крепления вилок в них. В резьбовых колонках подшипник прижимается гайками. Одна гайка с конусом, затем шайбочка с усом и контргайка.
Безрезьбовые
В безрезьбовой колонке, подшипник держит вынос руля. На трубе вилки нет никакой резьбы, а фиксируется вынос руля так называемым якорем (стержень, который расширяется и держит вынос, вставляется якорь в трубу вилки). Резьбовых вилок становится всё меньше, поэтому желательно переходить на безрезьбовую вилку. Она действительно лучше резьбовой. В резьбовых вилках вынос руля крепится в трубе, с помощью расширяющегося крепления.
По классам хода вилки делятся на:
По компоновке вилки классифицируются на:
Регулировка вилок
Preload (предварительная нагрузка) − настройка жёсткости пружины в амортизационной вилке. Если вилка не дорогая, регулировка Preload незначительно влияет на реальную жёсткость пружины. Регулируется внешним регулятором, либо заменой пружин (пружины могут изменяться по силе жёсткости, и обозначаются разным цветом маркировки).
Регулировка скорости отскока вилки − скорости возврата в исходное положение.
Compression (cкорость сжатия) − регулировка скорости сжатия амортизационной вилки (величина обратная Rebound). Обе настройки будут вам полезны. Они настраиваются с помощью регулятора, который есть вверху вилки или в низу на «ноге» вилки. Такая настройка служит для того, чтобы ещё быстрее пройти участок с неровностями. Или, если впереди вас ждёт мега дроп, то отскок нужно настроить так, что бы он стал медленнее, и вилка не дёрнулась в воздух при отрыве от дропа.
LockOut (блокиратор) −блокировка хода амортизационной вилки. Регулировка LockOut делает вилку «жёсткой». Эта функция незаменима, когда вы крутите педали, поднимаясь на велосипеде в горку. Чтобы вилка не «болталась» и вам не приходилось тратить дополнительные усилия на её стабилизацию, используйте LockOut.
Extension Control (регулировка длины хода вилки) − суть заключается в блокировании хода вилки, что очень нужно в момент преодоления крутых подъёмов, а также, при силовом педалировании. При езде по асфальту весьма полезна возможность заблокировать вилку в сжатом состоянии.
Кто производит?
Есть несколько известных производителей амортизационных вилок, которым не без основания доверяют велосипедисты:
Тренды современных МТБ вилок часть 2
В велосипедном мире тренды меняются очень стремительно. В этой серии статей мы рассмотрим трэнды МТБ вилок на 2019 год.
В предыдущей статье мы рассмотрели какие необходимо знать параметры, для того чтобы подобрать вилку для вашего байка, а так же смогли определиться, какие настройки вам будут необходимы, а какими можно и пренебречь.
Итак, без лишних слов перейдем к рассмотрению на примере конкретных моделей вилок:
Лучшие МТБ вилки для кросс-кантри
RockShox SID Charger World Cup
Детали протестированной модели:
SID WC получил один из лучших от своих больших собратьев дэмпфер Charger 2. Это основная технология амортизаторов RockShox, которая отличается более широким диапазоном низкоскоростного демпфирования сжатия. Он обеспечивает уровень гладкой мягкости от начального хода, намного превосходящий уровень Fox 32 Float Fit4. На этой вилке вы редко почувствуете себя не в своей тарелке, несмотря на 100 мм хода. Кривая сжатия такова, что она обеспечивает отличную прогрессию с минимальной вероятностью любого резкого проваливания. Для гонщиков возможность использовать низкоскоростное сжатие, чтобы обеспечить устойчивую платформу, безусловно, является благом и приводит к гораздо меньшей необходимости работать с блокировкой на вилке. Идеально в гоночных ситуациях, когда ваш мозг необходим в другом месте.
Если вы никогда не использовали SID, будьте готовы к сюрпризу. Это жесткая прямолинейная вилка для гонок, которая обладает всеми характеристиками своих более крупных собратьев, но обеспечивает минимальный вес. RockShox действительно создал прочную связь между ногами благодаря широкой углеродной короне и коренастой распорке. На таких узких и извилистых трассах, которые действительно могут скрутить гибкую вилку, SID остается жестким.
Fox Float 32 Factory Step Cast
Детали протестированной модели:
Помимо конструкции, картридж демпфирования сжатия FIT4 компании Fox обеспечивает более плавную регулировку отскока, чем картридж RockShox. Он обладает такой же способностью регулировать порог демпфирования компрессии при низкой скорости в режиме «Открыто», но дополнительно предлагает трех позиционный рычаг для добавления настройки среднего демпфирования в полностью открытые и заблокированные положения. Как и ожидалось, Fox 32 плавно ходит и с таким же прогрессивным ощущением, как RockShox SID.
Более узкая позиция и акцент на легкий вес действительно означают, что Fox 32 Step Cast могут помочь в моменты многократных ударов от корней и камней.
Лучшие МТБ вилки для трейла
Fox Float 34 Factory
Детали протестированной модели:
Fox 34 предлагается с различными размерами колес и различными вариантами хода (от 110 мм до 160 мм), и пользователи также могут изменить ход, купив другой картридж.
Как следует из названия, Fox 34 имеет 34-миллиметровые ноги, которые на этой модели Factory имеют скользкое золотое покрытие Kashima.
Во время наших последовательных заездов, толкая Fox 34 в повороты и прокачивая препятствия, мы заметили некоторое изгибание в ногах, но оно было совсем незначительное.
Было очевидно, насколько легче эта вилка, чем у конкурентов.
Вместо отдельной пневматической пружины и отрицательного витка, Fox 34 имеет самовыравнивающуюся систему положительных / отрицательных пружин.
Чтобы настроить прогрессию и нарастание, он поставляется с несколькими 10 объемными прокладками CC в коробке, которые зажимаются друг на друга и имеют маленькие крылья, чтобы они не гремели внутри стойки.
В открытом режиме вы можете увеличить демпфирование при низкоскоростном сжатии с помощью регулировки, для которой имеется широкий диапазон, с примерно 20 щелчками регулировки.
Регулятор отскока хорошо утоплен в нижнюю часть штанины, поэтому он не задирается, когда вы снимаете переднее колесо и кладете вилку на землю.
RockShox Yari RC
Детали протестированной модели:
Yari, по сути, является более доступной версией Lyrik, и поэтому использует демпфер Motion Control IS, а не флагманский Charger. Остальная часть вилки идентична, включая штаны, пружинную сборку и даже проставки.
Чтобы увеличить жесткость, у 35-миллиметровых штанов, в Яри были сделаны более толстые стенки в ногах, и более глубокая корона.
Чтобы улучшить чувствительность к небольшим ударам, Yari использует пружину Solo Air от RockShox, но имеет гораздо более сильную отрицательную пружину, чем Pike.
На стороне демпфера есть регулятор отскока и простая блокировка сжатия.
Лучшие МТБ вилки для эндуро
RockShox Lyrik RC2
Детали протестированной модели:
Кроваво-красная краска в стиле ретро обновленного Lyrik от RockShox может обеспечить появление фотографий и видео из серии EWS, но именно обновленные внутренние компоненты помогли Сэму Хиллу доминировать в гонках эндуро в 2018 году. План модернизации этого флагмана состоит из трех частей. У вилки уменьшилось трение, увеличен отрицательный объем воздуха (для большей поддержки в середине хода) и добавлена высокоскоростная регулировка компрессии. В результате вы получаете плавную езду, которая позволяет вам отпустить тормоза и использовать меньше энергии на длинных спусках. Если хотите, есть множество настроек, но прелесть Lyrik в том, что вы действительно можете получить приятную работу с минимальной настройкой.
Последняя версия RockShox Lyrik RC2 имеет уменьшенное трение, высокоскоростную регулировку сжатия и увеличенный отрицательный объем пружины.
Это трехсторонний подход к тому, чтобы сделать одну из лучших вилок эндуро еще лучше… и это сработало.
Заменив старую пластиковую уплотнительную головку в сборке с пневматической пружиной на механически обработанную легированную, RockShox может в гораздо большей степени контролировать допуск этой небольшой детали. Таким образом, он уменьшает сдавливание уплотнительного кольца, так что уплотнение лучше помещается внутри верхней трубки, чтобы уменьшить трение. Это в сочетании с размером втулки, по которой теперь скользит головка из сплава, обеспечивает колоссальное снижение статического трения на 73%.
Это само по себе было бы бонусом, но RockShox также увеличил размер отрицательной воздушной камеры, чтобы добиться большей поддержки в середине хода. Действительно аккуратная часть новой конструкции Debonair заключается в том, что она использует пустое пространство внутри вала пневматической рессоры в сборе для увеличения объема.
Метка RC2 на верхней регулировке показывает уровень регулировки демпфера Charger II. Таким образом, в дополнение к низкоскоростному отскоку и регулировке сжатия, теперь он имеет высокоскоростной регулятор сжатия в пределах досягаемости рук.
Fox 36 Float Factory Grip2
Детали протестированной модели:
Fox 36 всегда был эндуро вилкой. А в 2019 году произойдут некоторые значительные изменения в конструкции картриджа FIT, которые гарантированно сохранят ее.
Внешне нет никаких очевидных изменений в платформе 36, но ход на 29-дюймовой версии был увеличен до 170 мм, и оба размера колес теперь оснащены опциями короткой вилки со смещением, 44 мм для 29 дюймов, 37 мм для 27,5 дюймов.
Демпфер Grip2 сохраняет высокое и низкое сжатие и скорость отскока регулировки, но Фокс изменил способ стек прокладок.
Возьмите, например, новый высокоскоростной регулятор скорости отскока регулируемого клапана (VVC). Вместо того, чтобы добавлять предварительную нагрузку к прокладкам для повышения уровня высокоскоростного демпфирования отскока, клапан VVC использует листовую пружину для изменения изгиба клапана. По словам Фокса, диапазон доступных регулировок подобен демпфированию клапана. Это, вероятно, несколько завышенное утверждение, но мы нашли полезный диапазон регулировки отскока намного лучше, чем на старом RC2 с демпфированием 36.
Fox 36 Grip2 очень хороша для эндуро гонок элитного уровня. Но для среднего гонщика, желающего совмещать гонки с работой на полный рабочий день и с другими обязательствами, RockShox Lyrik имеет более удобный диапазон регулировки, он проще в руках, а сэкономленные деньги помогут покрыть участие в гонке.
Лучшая вилка для трейла: Fox Float 34 Factory.
Лучшая вилка для эндуро гонок: RockShox Lyrik RC2.
Всё же все вилки являются действительно хорошими продуктами, отделенными сравнительно небольшими разницами в цене и производительности. Честно говоря, нам было нелегко выбрать победителя.
А какую вилку выбрали именно вы? Пишите нам в комментариях!