Геймпад, как средство взаимодействия между игроком и игрой существует уже достаточно давно. Многие управляли Марио, бегущим по просторам сказочного мира, или бравым воякой в Contra, с помощью пластикового прямоугольника с кнопками.
С тех пор много воды утекло, геймпады стали куда более разнообразными, функциональными и эргономичными. Не удивительно, что в сегодняшнем мире выбор контроллера может стать не праздной задачей. Вариантов много, поди, разберись, в чем отличия и какой подойдет именно вам. Но все-таки давайте попробуем.
Целевая платформа
В сегодняшнем мире существует достаточное количество различных игровых платформ, и не удивительно, что контроллеры для них также отличаются. Поэтому первоначально необходимо выбрать, с какой из них вы будете использовать геймпад.
Несмотря на это производители стараются делать относительно универсальные модели, подходящие к различным устройствам. Например, геймпад может подходить одновременно и для ПК, игровой приставки и для андроид устройства. Выбирая контроллер для ПК, ознакомьтесь также со списком поддерживаемых операционных систем.
Но к сожалению, бывают устройства, к которым нет универсальных моделей (например, некоторые игровые приставки Nintendo).
XInput или DirectInput
До середины нулевых такой дилеммы не существовало. Геймпады использовали DirectInput API. Однако Microsoft с выходом своей приставки XBOX 360, ввела в использование новый вид API – XInput. А поскольку эта компания владеет самой распространённой операционной системой (с самой широкой библиотекой игр), то XInput появился и в Windows, начиная с XP Service Pack 1.
Раз уж разговор затронул приставки (на которых геймпады первое и практически единственное средство управления), то следует упомянуть, что контроллеры от XBOX (360 и ONE) используют XInput, а контроллеры Sony Playstation – DirectInput.
Благодаря кроссплатформенности (XBOX/PC) и отсутствию необходимости в настройке, XInput быстро стал стандартом для PC игр и практически все игры, вышедшие за последние 10 лет, поддерживают работу с такими устройствами. Определяются такие геймпады как Xbox 360 controller, этого пугаться не стоит.
DirectInput используется игровыми рулями, штурвалами для авиа- и космических симуляторов, геймпадами для Playstation 2/3/4.
Также стоит отдельно отметить DUALSHOCK 4 (стандартный контроллер Playstation 4). Поскольку это контроллер от приставки текущего поколения, проданной почти 100 млн. тиражом, некоторые разработчики игр, кроме XInput, добавляют поддержку именно этого DirectInput устройства. Также компания Valve в своем клиенте Steam, обеспечила полную поддержку DUALSHOCK 4, независимо от игры.
У вас может возникнуть закономерный вопрос: почему не объединить оба API в одном устройстве? Производители также задавались им и выпустили модели которые могут работать в любом из этих стандартов по вашему желанию. Для этого необходимо всего лишь использовать переключатель, размещенный на тыльной стороне устройства. Практично и иногда очень полезно.
Способ подключения
Немаловажный параметр, также зависящий от того к какой платформе вы покупаете геймпад.
Фундаментально различается на 2 вида:
Для проводного подключения используются USB (например, в ПК) или проприетарные разъемы (например, для Nintendo Switch). Беспроводным подключением является Bluetooth (ПК, Android, iOS), либо используются специальные (фирменные) приемопередатчики (XBOX 360/ONE).
Приемопередатчик для беспроводного подключения контроллера XBOX ONE к ПК
Беспроводное подключение выигрывает в плане удобности, можно развалиться на диване или в кресле и погрузиться в любимую игру. Но такие устройства зависимы от встроенного элемента питания (съемного или несъемного), поэтому периодически их нужно заряжать или менять батарейки. Проводное же поможет сэкономить или используется там, где не предусмотрены другие варианты.
Неудивительно, что многие модели совмещают в себе оба варианта подключения, что дает большую свободу выбора игроку и избавляет геймпад от простоев на зарядке.
Материалы и цвет
Качественные материалы влияют на удобство использования и долговечность устройства. Качественный пластик позволяет избавиться от люфтов и зазоров. Противоскользящие материалы, примененные в местах хвата (и на стиках), повышают его удобство, особенно когда ладони потеют во время долгих и напряженных игровых сессий. Кроме того, устройство из качественных материалов, гораздо приятнее держать в руках, чем дешевые поделки.
Форма и эргономика
Несмотря на то, что большинство геймпадов, на первый взгляд, похожи друг на друга, существуют 2 основных лагеря:
— DUALSHOCK и модели, созданные по его образу и подобию;
— XBOX controller и ему подобные.
Первые более компактны, и больше подойдут для средних и небольших ладоней, вторые для средних и крупных. Также у них различается форма корпуса, и самое главное – положение аналогового стика и крестовины (D-pad).
Конечно, существуют модели, которые совместили отличительные черты от двух устройств сразу. Но это лишь способствует тому, чтобы человек подобрал удобное именно для него устройство, поскольку эргономика всегда была сугубо индивидуальной характеристикой.
Тип контроллера
Многообразие игровых контроллеров велико, оно не ограничивается только геймпадами, пускай они и составляют основную массу. Производители выпускают и стандартные геймпады, и специализированные контроллеры, как например PlayStation Move для PS3/4.
А как вам тандем специальной мышки и геймпада, на вид похожего на половинку от обычного?
Есть также контроллеры, созданные для определенного жанра – например, для файтингов, называемые в обиходе «Хитбоксами».
Выбор типа контроллера зависит от удобства, и набора функций, которые вы хотите получить в итоге.
Наличие аналоговых стиков
Несмотря на существование аналоговых стиков уже более двух десятков лет, некоторые недорогие геймпады не оснащаются ими. Покупать такие модели следует лишь в том случае, если вы точно знаете, что будете играть в игры, в которых они не поддерживаются. Например, для эмуляторов Dendy, Sega, SNES, и некоторых других.
Механика множества игр фундаментально завязана на использовании аналоговых стиков и без них либо вообще не получится поиграть, либо делать это будет очень неудобно.
Кстати, для большего удобства пользования, на аналоговые стики можно купить специальные насадки («грибки»). С их помощью можно изменить форму верхней части, ее рельеф и противоскользящие свойства.
Дополнительные и программируемые кнопки
Дополнительные кнопки встречаются довольно давно, а вот программируемые еще не распространены не так сильно. Их полезность трудно переоценить.
Дополнительные кнопки могут дублировать отдельные элементы управления или выполнять вспомогательную функцию – изменять количество срабатывания клавиш при нажатии (нажали на кнопку 1 раз, а сработало как будто нажали 3 раза).
Дополнительные кнопки 9, 10, Turbo, Clear и Auto
На ПК программируемые кнопки, с помощью комплектного программного обеспечения, можно настроить на выполнение различных функций: дублирование других кнопок геймпада, назначить нужную функцию/действие или записать и присвоить макрос. Это открывает множество возможностей, но цена подобных устройств достаточно высока.
И ассортимент, как упоминалось, небольшой.
Наличие вибрации
Обычно лишены такой функции лишь совсем бюджетные модели. Те игроки, кому виброотдача не требуется, могут отключить ее в настройках игры или специальной кнопкой на самом контроллере.
Советы по выбору нужного геймпада
Планируя покупку контроллера, определите с какими устройствами вы будете его использовать: персональный компьютер, Android или iOS мобильное устройство, игровые приставки, или сразу с несколькими.
Будет ли контроллер проводным или беспроводным, будет зависеть не только от ваших предпочтений, но и изредка от конкретной игровой платформы. Цена беспроводных моделей чуть выше чем у проводных.
Приобретая геймпад для ПК, рекомендуем брать вариант с поддержкой Xinput, поскольку такие геймпады будут корректно работать практически во всех играх. Стоимость таких моделей стартует всего от 599 рублей.
Также вас могут заинтересовать модели с поддержкой обоих режимов.
Модели с поддержкой только DirectInput менее предпочтительны. Но если вдруг вам понравился/подходит по удобству вариант с поддержкой только такого API, то в подавляющем большинстве случаев такой геймпад можно заставить работать как Xinput модель, с помощью специального ПО – эмулятора. Программы и руководства по работе с ними в сети достаточно распространены.
Подбирая контроллер для игровых приставок, будь то модели Sony – Playstation 3, Playstation 4, или Microsoft XBOX ONE, знайте, что в большинстве своем они совместимы и другими платформами. Обратите внимание на список совместимости у конкретной модели.
Контроллеры для Nintendo Classic, Wii U, Switch совместимы только со своими приставками, и могут своим видом разительно отличаться от других геймпадов.
Для iOS девайсов будет предпочтительнее выбор геймпада с беспроводным подключение по Bluetooth. Это повысит и удобство использования, и расширит список совместимых устройств, и сэкономит ресурс порта подключения на телефоне/планшете. В комплекте к таким моделям может идти специальный держатель для закрепления телефона, что позволит играть, например, в поездках.
Эмуляция XBox-контроллера для геймпадов без аппаратной поддержки XInput.
реклама
А что же делать юзеру, если у него в арсенале оказался геймпад без аппаратной поддержки XInput, DirectInput-совместимый? Выкидывать геймпад? Продавать и покупать XInput-совместимый? Нет, это совершенно необязательно, потому что существуют различные варианты эмуляции XInput для DirectInput Only геймпада. Вот эти варианты мы сегодня и рассмотрим.
Сразу оговорюсь, эмуляторов DS4Windows и InputMapper, предназначенных для DUALSHOCK 4, в этой статье не будет. Для DUALSHOCK 4 существует отдельная статья в блоге, DUALSHOCK 4 в реалиях ПК, где эта тема раскрыта достаточно широко.
реклама
Изначально эмулятор появился под названием «XBOX360 Controller Emulator v3.0 by Racer_S». Был он, мягко говоря, сыроват, пока его дальнейшим развитием не занялся пользователь с ником virus, обитающий тогда на сайте www.tocaedit.com. В дальнейшем всё это дело переросло в проектx360ce и существует по сей день.
Что представляет из себя x360ce эмулятор? Это кастомные библиотеки:
реклама
плюс файл с настройками:
реклама
Настроек много и они не универсальные. Эмуляция может работать, а может и не работать, зависит от игры и подобранных настроек. Для 64-битных приложений, нужно использовать 64-битную версию библиотек. Если для вашего DirectInput-геймпада в системе не установлен драйвер с поддержкой вибрации, вибрации не будет и через эмулятор. x360ce не работает с UWP-приложениями.
x360ce-эмулятор был отличным решением несколько лет назад, но сейчас есть варианты поинтереснее. Впрочем, иногда он спасает.
Скачать x360ce можно тут.
В XOutput принцип работы уже более продвинутый. При установке этого эмулятора, в систему ставится virtual bus driver (SCP драйвер-враппер, который также используют утилиты DS4Windows и InputMapper, для эмуляции XInput на геймпадах DUALSHOCK 4):
Но в отличие от заточенных под один геймпад DS4Windows и InputMapper, этот эмулятор всеяден и готов работать с любыми DirectInput геймпадами:
После настройки и активации эмуляции в системе (помимо нашего DirectInput геймпада) должен появиться XBox 360 геймпад:
Чтобы скрыть DirectInput сущность нашего геймпада от системы и игр, следует воспользоваться режимом «Exclusivity»:
. по идее должно стать. Эмулятор достаточно капризный, в том, что касается эксклюзивного режима. Особенно на последних версиях Windows 10. Т.е. может и не работать.
Вибрации через эмулятор, даже если она поддерживается вашим геймпадом, и в систему установлен родной forcefeedback драйвер для DirectInput устройства, не будет:
У этого эмулятора есть неоспоримые преимущества перед x360ce: он работает в UWP-приложениях, он не требует никаких сторонних DLL-библиотек в папке с игрой, он легко включается и выключается, его можно добавить в автозагрузку, он работает с 32-битными и 64-битными приложениями.
Скачать эмулятор можно тут.
Суть та же, но тут работа над софтом и драйвером идёт активнее.
Вот вам необходимые ссылки по новой версии XOutput:
Steam поддерживает большое количество геймпадов «из коробки», т.е. не требуется дополнительных телодвижений для того, чтобы Steam распознал ваш геймпад, а точнее правильно определил раскладку кнопок и прочее.
Но нет ничего страшного, если ваш DirectInput-геймпад незнаком стиму.
Для того, чтобы для вашего DirectInput-друга, в играх из библиотеки Steam (или добавленных туда вручную), заработала эмуляция XInput (и прочие плюшки), нужно проделать следующие шаги.
Подключить геймпад к ПК, запустить Steam и перейти в режим Big Picture:
Перейти в пункт меню с настройками контроллера:
поставить галочку на «пользовательские настройки обычного геймпада»:
выбрать внизу, в обнаруженных контроллерах, ваш геймпад и настроить его в соответствии с подсказками на экране:
нажать «сохранить» и дать имя вашему геймпаду:
Всё. Теперь ваш геймпад поддерживается в Steam, и для него доступны все настройки для любой игры из библиотеки:
В играх (из библиотеки Steam) ваш геймпад будет определяться, как XBox 360 контроллер. Чтобы произвести дополнительные настройки по конкретной игре, нужно вызвать в процессе игры оверлейный экран Steam (кнопкой GUIDE) или комбинацией клавиш и произвести все необходимые манипуляции.
Признаюсь — у меня не было никаких приставок и прочего, однако, на них я всё же играл. Потом у меня появилась PS2, но играл на ней я меньше, чем на ПК. Поэтому можно сказать, что я приверженец клавамыши и уже только потом, в особых случаях голосую за геймпад.
Конечно единственно верный и истинный для меня был тот самый пад от PS2 или любой на него похожий с аналогичной «раскладкой» (X, [], /_\, O).
Однако. В очень далёком прошлом как-то я играл в невероятно крутую (по тем временам, да и сейчас тоже) Sonic Adventure 2 на Sega Dreamcast и хоть тот пад показался мне весьма причудливым, но очень крутым.
Затем всё это забылось и играл я исключительно на ПК с клавамышью, и лишь иногда доставал свой 2-In-1 геймпад «Thrustmaster Dual Trigger PC\PS2». И он был DirectInput.
Вот такой, но только синий. Данный «красный» говорит о том, что он ещё и для PS3. Забавно, но вот те триггеры на самом деле пустышки — на них можно назначить любое дублирование, а так как это аналоговый ввод, то даже ось. У себя же я просто поставил туда R2, L2.
И вот тут начинается самое интересное. Ни для кого не секрет, что всё чаще крупные компании делают просто порты с консолей на ПК. Это касается и даже игрового процесса — он заточен под пад. Хоть и игра на ПК. Но для пада. ЩАТО. Играть на клавамыши можно, но… вы играли в DmC на клавамыши? Думаю вы просто мазахист. Ладно, DmC не лучший пример. Что на счёт новых Бэтманов? Мне вот стало жаль свою мышку и я переключился на пад.
Ой, что такое? Новые игры не могут в DirectInput? Или вынужденная покупка ради удобства.
XBox пад был признан самым комфортным из всех. Что забавно — в нём явно виднеется наследие Дримкаста. Если Майкрософт не выкупали (что там можно купить у приставки?) права, то можно смело заявить, что просто спи***ли геймпад и чуть-изменили его. Не буду спорить об удобстве — он реально мне нравится… но действительно ли он мне нравится? Вся штука в том, что игры корректно работают только с таким падом. И вот всякие подсказки по кнопкам с A B Y X.
Должен сказать, что мне не повезло приобрести XInput геймпад в эпоху «Ё**ный Доллар!» и собственно отдал за него около 2к рублей. И это при том, что раньше я планировал взять от Logitech Xinput совместимый беспроводной пад за 1.7к (F710 вроде), а теперь он стоит 3к, а в одном магазине видел аж за 4к. 4К, КАРЛ! При этом должен заметить, что пады от logitech по дизайну таки больше PS-овские. Но я нашёл пад от Speedlink с полной копией дизайна оригинального XBox-овского пада. При этом собственно дешевле раза в 2. А с учётом того, что оригинальный продаётся без рессивера (хотя есть комплекты и с ним)… короче я рад, что у меня появился такой пад.
То, что я хотел купить (Logitech F710)
Что купил в итоге (Speedlink Torid wireless) (Ещё есть белый и кислотно-салатовый, взял бы даже второй, да небыло его)
И знаете чем выигрывает пад от Speedlink? У него встроенный аккумулятор! Раньше смотрел (сейчас в новых консолях у всех так правда) — везде батарейки, а тут аккумулятор есть и весит почти ничего — очень лёгкий (но это как плюс так и минус).
И если раньше я реально считал психами тех, кто играет в шутеры на приставках с падами, то теперь… я сам поигрываю в Bioshock Infinite с XInput-ом! Должен сказать это не так страшно, как казалось. Хотя эта игра не удачный выбор (почти все ругают игру за элемент именно шутера).
Но думаю нет смысла спорить, что с XInput падами лучше всего играется ПОЧТИ ВО ВСЕ ИГРЫ, как минимум современные. Исключения могут быть только вот эти самые шутеры и стратегии. Но на этот счёт у Valve есть свой ответ, но жаль, что до нас (РФ) он так и не дошёл, лол.
И это было лишь вступление
Да-да. Ведь я тут совсем про другое собирался писать! Но как-то разошёлся и это… накипело!
Темой поста должно было стать неожиданное открытие в пользу DirectInput-а в современных играх. Относительно современных.
Дело в том, что ВНЕЗАПНО приобрёл руль. Это вообще на меня не похоже — столь крупная покупка, да ещё и спонтанная. Занесло короче меня.
Но и самое интересное. Думаю такой «отзыв» в пору оставлять на сайтах магазинов, где купил именно этот девайс, но… оно больше игровое.
И первое, что меня поразило — дублирование кнопок. Конечно я читал и обзоры и характеристики и всё им соотвествует, однако, почему они дублируются? Вернее не так. Какого фига они дублируются?! Железоделам было сложно положить ещё пару кнопок? Или может… ну ладно. Допустим, что это астрономические ограничения по железу — сделаешь больше и Вселенная схлопнется, но вот дальше интереснее.
(Опять отступление):Получилась забавная ситуация. В интернетах нашёл две модели одного и того же руля (опять таки от Speedlink), но с существенной железной — программной разницей — с виду они как две капли воды, но один может и в DirectInput и в XInput. Конечно тот, который двойной стоил в 2 раза дороже. А получилось так, что я приобрёл по цене первого версию с двумя принципами ввода. А может просто сайт тупил так (Яндекс Маркет).
Вот он руль. Думаю следует обратить внимание на часть с кнопками ABXY — это свидетельствует о XInput-овости. В другой версии там просто 1234.
(Speedlink Drift O.Z. PC\PS3, ага, а раскладка кнопок от XBox, лол)
Так вот. В чём был интерес опыта у РУЛЯ для XInput-a и DirectInput-a. Дело в том, что каким-то образом на уровне железа или же ПО у XInput-а контроллов было МЕНЬШЕ. А именно безбожное дублирование оси педали на ось (да, это ось) — включения поворотников.
И честно говоря я офигел от такого. Думал, что раз ИксИнпут, то значит это супер-круто-патамущта-супер-круто, а вот нет! Что ещё интереснее — дублирование оси не оправдано. Напомню (или скажу, если не знали) — у XInput есть 6 осей (в оригинальной XBox) и 5 осей в моей версии (одна ось на два курка). А теперь если посчитать для руля: 1 ось для педалей (считаем, что курки допустим), 1 ось для Х руля, непонятно зачем 1 ось на поворотники и… и всё. Т.е. у Speedlink есть ещё минимум 2 оси (просто разобрали свой XInput пад и положили в корпус руля, профит?).
Чтож. Тут я немного взгрустнул и сменил режим на DirectInput и… ЩАТО?! теперь ось педали работала как отдельная. Т.е. в режиме ИксИнпута руль мягко говоря проигрывает. Т.е. он имеет вообще лишь 2 оси, КАРЛ. Но при ДиректИнпуте таки 3. Хотя это неважно — главное как играется игра, так сказать. И вот в режиме ИксИнпута — это нереально тупо. Правда, если играете в гонки, где не нужны поворотники, то да — это не так страшно. НО Я ТО ИГРАЛ В EURO TRUCK SIMULATOR 2! Это было просто эстетически необходимо!
Собственно, можно было бы изучить этот вопрос (про написание драйверов) и попробовать сделать как раз именно этот «фантомный компонент», чтобы сделать нормальный центр.
Ах да, в силу того, что настройки не сохраняются нельзя поставить мёртвую зону, но можно её поставить в игре — это хорошо. Но вот играть с такой мёртвой зоной — это просто крындец.
Конечно, я не знаю как дела с рулём от Logitec за 10косых, а мой обошёлся примерно в 2.7к, что для меня неоправданно дорогая покупка. Но если посмотреть на текущую ситуацию, то… короче это «нормально». Не нормально покупать руль за 30к, КАРЛ! Молчу о ценах на ноутбуки и прочее, но это абсолютно другая история.
У меня ещё есть несколько игр урваных на распродаже в Стиме, так что будет с чем гонять и тестировать руль. А пока я всё ещё делаю Взертоса.
На этом заканчивается пост-впечатления о Х-инпутах и ПрямойВвод. Возможно кому-то это будет интересно. Или нет.
Все картинки взяты из Интернет. Все права принадлежат Интернет. Что попало в Интернет является собственностью Интернет.