xposure вилка что это
Обзор велосипедных вилок
Велосипедная вилка – это устройство, позволяющее крепить колесо к раме велосипеда, и поворачивать его, когда это необходимо. Велосипедная вилка во многом определяет стиль катания райдера. Рассмотрим подробнее типы вилок.
Вот, что вы можете узнать из этой статьи про велосипедные вилки:
Типы велосипедных вилок
Амортизационные «мягкие» вилки
В вилках с амортизатором или «мягких вилках» − амортизатором может являться пружина, масло, или воздух. Так же эти три составляющие (от двух до трёх) могут сочетаться в одной вилке. Это довольно сильно влияет на качество работы вилки и её стоимость. Амортизационная вилка прежде всего снижает ударно–вибрационную нагрузку на переднюю часть велосипеда: на рулевую колонку, раму, руль. А так же на ваши руки. Помимо всего, она снижает «тормозящий эффект» дорожных неровностей, мягко подстраиваясь под них. При этом сохраняется уверенная управляемость велосипедом. Хорошая амортизационная вилка экономит ваши деньги ещё и за счёт того, что увеличивает срок службы ряда узлов благодаря компенсации ударов.
«Жёсткие» вилки
Это простая фиксированная по ходу вилка.
Не смотря на простоту задумки данного агрегата, в «жёсткой» вилке есть свои плюсы, например:
Если сравнивать амортизационные вилки с «жёсткими», то первые обладают большим весом. Это способствует потери скорости, при раскачивании амортизационной вилки часть усилия уходит на амортизацию. Однако прогресс не стоит на месте, и вилки становятся все более и более лёгкими. На них давно появились настройки, позволяющие отрегулировать жёсткость (амортизацию) или просто заблокировать ход.
Узлы амортизационной вилки
Типы амортизационных вилок
Пружинные вилки
Начинается всё с достаточно неплохих вилок типа RST Suntour − это невысокий класс, подходящий для новичков. Такую вилку можно увидеть на прогулочном велосипеде. Их ход соответствует тому, что написано на вилке. Такая велосипедная вилка надёжная, выдержит райдера весом до 100 кг, и прослужит не один сезон. С годами, конечно, будут поломки, но как показала практика незначительные. Ремонт обойдётся совсем недорого. Эти вилки достаточно тяжёлые. Именно поэтому такая вилка подходит для велопрогулок и не подходит для экстремального катания.
Пружинно-эластомерные вилки
Воздушные вилки
В таких вилках вместо пружины воздух, который и выполняет роль амортизирующего элемента. Воздушная вилка уже более близка к профессиональному уровню оборудования. Небольшой вес, но надо сказать, что при экстремальном катании может пропускать воздух из-за снижения плотности манжет. Эти вилки прекрасно подойдут для кросс-кантри. У воздушных вилок есть возможность регулировки − Preload, в очень широких пределах. Регулируются Rebound (регулировка скорости отскока амортизационной вилки), может быть LockOut. Многие считают, что воздушная вилка – это лучший вариант из всех возможных. Во многом они правы. Совет: если вы часто гоняете на байке с такой вилкой, сальники довольно скоро придут в негодность и главное их быстро поменять! Отложенное на потом ТО даст вам реальную возможность «запороть» вилку, вместе с более дорогими деталями.
Воздушно-масляные вилки
Пружиной в этой вилке служит воздух, а гасит удары масляный картридж. Воздушно-масляные вилки работают долго – это доказано! Минусом их является то, что нужно постоянно контролировать давление в картридже. А плюсом является меньшая чувствительность к перепадам температур. Ремонт и обслуживание такое же, как у воздушных вилок. Главное, не запускать, следить и менять расходный материал по мере износа.
Масляно-пружинные вилки
Демпфером в таких вилках служит картридж, заполненный маслом. Пружина из стали остаётся, как и в предыдущих вариантах. Эти вилки намного более качественные, но и более дорогие. Масляно-пружинная вилка создана для настоящих нагрузок. Они надёжные, работают долго и удобно настраиваются. Недостатком можно назвать вес и высокую цену. Но, как известно: «скупой платит дважды», так что не отказывайте себе в хороших вещах!
Составные части вилки:
Большинство амортизационных вилок построено по принципу «подзорной трубы» (труба меньшего диаметра внутри трубы с более большим диаметром). Трубы с большим диаметром – «штаны», в них располагается амортизатор. А так же по «штанам» ходят внутренние трубы – «ноги». На их стыке установлены манжеты — для предотвращения попадания пыли и грязи в внутрь вилки. На недорогих вилках могут поверх «ног» стоять резиновые пыльники. «Ноги» вилки обычно соединяются «гориллой» для усиления конструкции.
Стандарты вилок
Диаметр трубы вилки измеряется в уже привычных всем дюймах (1 дюйм равен − 2.54 см).
Вилки, как амортизационные, так и жёсткие, имеют четыре основных стандарта:
Также вилки различаются по размеру колеса, как вы, наверное, уже поняли. Соответственно, бывают вилки для детских велосипедов под колеса 10″, 12″, 16″, 18″, 20″, подростковые или экстремальные 24″ и взрослые 26″, 27,5″, 28″ и 29″
У разных вилок разное расстояние между перьями. Крепления под тормоза бывают для вибрэйков и дисковых тормозов (делятся на два стандарта IS и PM). Это важно, так как может оказаться, что купите вилку, а на неё можно будет установить тормоз одного типа.
По типу крепления вилки делятся на:
Резьбовые вилки
Большинство современных вилок – резьбовые. Различие между этими видами вилок исходит из типов рулевых колонок и крепления вилок в них. В резьбовых колонках подшипник прижимается гайками. Одна гайка с конусом, затем шайбочка с усом и контргайка.
Безрезьбовые
В безрезьбовой колонке, подшипник держит вынос руля. На трубе вилки нет никакой резьбы, а фиксируется вынос руля так называемым якорем (стержень, который расширяется и держит вынос, вставляется якорь в трубу вилки). Резьбовых вилок становится всё меньше, поэтому желательно переходить на безрезьбовую вилку. Она действительно лучше резьбовой. В резьбовых вилках вынос руля крепится в трубе, с помощью расширяющегося крепления.
По классам хода вилки делятся на:
По компоновке вилки классифицируются на:
Регулировка вилок
Preload (предварительная нагрузка) − настройка жёсткости пружины в амортизационной вилке. Если вилка не дорогая, регулировка Preload незначительно влияет на реальную жёсткость пружины. Регулируется внешним регулятором, либо заменой пружин (пружины могут изменяться по силе жёсткости, и обозначаются разным цветом маркировки).
Регулировка скорости отскока вилки − скорости возврата в исходное положение.
Compression (cкорость сжатия) − регулировка скорости сжатия амортизационной вилки (величина обратная Rebound). Обе настройки будут вам полезны. Они настраиваются с помощью регулятора, который есть вверху вилки или в низу на «ноге» вилки. Такая настройка служит для того, чтобы ещё быстрее пройти участок с неровностями. Или, если впереди вас ждёт мега дроп, то отскок нужно настроить так, что бы он стал медленнее, и вилка не дёрнулась в воздух при отрыве от дропа.
LockOut (блокиратор) −блокировка хода амортизационной вилки. Регулировка LockOut делает вилку «жёсткой». Эта функция незаменима, когда вы крутите педали, поднимаясь на велосипеде в горку. Чтобы вилка не «болталась» и вам не приходилось тратить дополнительные усилия на её стабилизацию, используйте LockOut.
Extension Control (регулировка длины хода вилки) − суть заключается в блокировании хода вилки, что очень нужно в момент преодоления крутых подъёмов, а также, при силовом педалировании. При езде по асфальту весьма полезна возможность заблокировать вилку в сжатом состоянии.
Кто производит?
Есть несколько известных производителей амортизационных вилок, которым не без основания доверяют велосипедисты:
Топ лучших велосипедных вилок 2021 года по цене и качеству
Назначение горного велосипеда – позволить проехать там, где нет возможности пробраться на обычной, городской модели. Следовательно, для комфортной эксплуатации в таких условиях, необходима качественная амортизация, что обеспечивает добротная вилка.
Однако выбрать действительно хороший амортизатор — задача не из простых. Некоторые модели не обеспечивают должного комфорта, другие часто выходят из строя, быстро изнашиваются.
Для облегчения подобного выбора ниже приведен список самых популярных амортизационных вилок для велосипеда.
Лучшие велосипедные вилки в 2021 году
Открывает рейтинг самая простая модификация амортизационной вилки для горных байков.
Конструкция рассчитана на простые модели велосипедов. Минимальный ход 100 мм, обеспечивает оптимальную работу во время повседневных прогулок и умеренной езды. Пружинно-эластомерный амортизатор гарантирует достаточное смягчение на ухабах, кочках.
Внутренняя часть основана на пластиковых бушингах, что негативно сказывается на долговечности, но снижает стоимость сервисного обслуживания.
Современный вид деталь обретает благодаря магниевым штанам и алюминиевой короне.
Многие пользователи хвалят простоту конструкции, минимальную стоимость, что послужило поводом для огромной распространенности изделия на рынке.
Далее на очереди аналогичное устройство конкурирующего бренда. Вилка представлена публике в простом исполнении, основное предназначение – внедорожные байки бюджетного сегмента.
Основа конструкции – магниевые штаны, скомпонованные со стальными ногами. Внутренняя часть оборудована масляным демпфером закрытого типа, который имеет дополнительную регулировку отскока.
Другая часть стоит на стальной пружине с регулировкой преднагрузки.
Здесь также используется технология пластиковых направляющих, которые обеспечивают легкий ремонт, но служат негативным фактором для надежности установки.
Отдельно стоит упомянуть технологию принудительной блокировки, что позволяет отключить амортизатор для более эффективного преодоления подъемов.
Штаны рассчитаны под стандартную ось 9 мм, и дисковые тормоза. Креплений V-br нет.
Более высокая модификация прошлой модели. Вилка с ходом 130 мм предназначена для новичков экстремальных дисциплин. Сухой амортизатор рассчитан на вес наездника до 85 кг.
Внутренность изделия основана на механической пружине с регулировкой пред нагрузки. Вторая сторона изделия основана на масляной камере с принудительной блокировкой.
Однако толщина ног 30 мм говорит о невозможности экстремальных нагрузок. В противном случае возможен эффект просиживания пружины или деформации картриджа, что приведет к необратимым последствиям, вплоть до полного выхода из строя.
Эргономика изделия рассчитана под пользователя. Имеются комплектации с креплением дисковых, ободных тормозов.
Поддерживается совместимость с осью 9 мм.
Снаряженный вес составляет 2,5 килограмма.
Следующий претендент на звание лучшего модель, предназначенная для новичков дерт-джампинга.
Агрегат обладает усиленной конструкцией и укороченными штанами, что позволяет перенести удары и тяжелые нагрузки.
Гибридный амортизатор пружина/масло имеет регулировку преднагрузки. Скорость отскока зависит от вязкости масла залитого в демпфер и дополнительной регулировки, вынесенной на топ кэп.
В целом система крайне популярна, благодаря минимальной стоимости и неплохой прочности. Однако эффективность амортизации оставляет желать лучшего – происходит не полное гашение удара. Как следствие повышается нагрузка на раму и руки ездока.
Представитель самой продаваемой модификации вилок производителя.
Вилка предназначена для кросс кантри и повседневной езды. Сборная конструкция основана на алюминиевых штанах, дополненных хромо молибденовыми ногами на магниевой короне.
Внутренняя часть состоит из масляного демпфера закрытого типа и стальной пружины. Свежая версия 2018 года, оборудована калибровкой отскока, преднагрузки. Также имеется блокировка амортизатора.
Часто модель можно встретить на средних по бюджету велосипедах или недорогих сборках. Простая установка обладает достаточной долговечностью при использовании по назначению, чем притягивает многих покупателей.
Допускается монтаж дисковых тормозов с роторами диаметром 160 мм.
Выпускается заводом в комплектациях на 100/120 мм хода.
Представитель компании, известной на весь мир. Бюджетная версия предполагает эксплуатацию в агрессивном режиме кросс кантри или интенсивного катания.
Высокое качество масляной камеры, применение керамических бушингов позволяет максимально продлить срок эксплуатации изделия.
Мягкая, плавная работа амортизатора привлекает огромное количество покупателей. Конструкция демпфера предполагает наличие блокировки, а технология Turn Key гарантирует гашение вибраций даже во время закрытого клапана.
Единственным недостатком версии считается применение стальной пружины, что значительно повышает вес конструкции и снижает плавность хода.
Часто модель применяется любителями благодаря прочности и долговечности. Эксперты хвалят ремонтопригодность и большой выбор деталей. Единственным недостатком модели является высокая цена.
Представитель среднего сегмента популярного производителя. Девайс предполагает 120 мм хода, достаточного для эффективного гашения ударных нагрузок кросс кантри или в режиме активной езды по пересеченной местности.
Первая в списке вилка с воздушной пружиной и масляным демпфером.
Наличие подкачки позволяет максимально точно откалибровать жесткость исходя из веса ездока и сложности ландшафта.
Масленый картридж разборный, имеется возможность переборки и регулировки отскока.
Отдельного упоминания достойна модификация, рассчитанная под 15 мм ось, что значительно повышает прочность дропаутов, и минимизирует воздействие ударов на штаны вилки.
Однако пользователи с осторожностью относятся к данной модели – сказывается недолговечность уплотнителей и трудности поиска ремонтных деталей.
Следующая модификация, предназначенная для гонок кросс кантри или агрессивной езды по лесным тропам, грунтовкам.
Легкая конструкция рассчитана под стандартную ось 9 мм.
Магниевые штаны и стальные перья гармонично дополнены керамическими бушингами, которые позволяют переносить жесткую езду без эффекта расшатывания. Конструкция позволяет минимизировать появление люфтов, что гарантирует продление жизни сальникам и уплотнителям.
Правая сторона оборудована воздушной пружиной с возможностью блокировки. Камера позволяет установить необходимую жесткость для каждого наездника, типа дорожного покрытия.
В левой ноге находится масляная камера обслуживаемого типа. Инженерное усовершенствование позволило применять меньшее количество масла, что снизило общий вес конструкции до 1,7 кг.
К недостаткам пользователи относят сложность с поиском расходников, затруднение обслуживания.
Кантрийная модель, рассчитанная на активное применение любителями соревнований кросс кантри. Легкая вилка оборудована воздушной пружиной и масляным демпфером, что суммарно позволяет эффективно гасить значительные удары. Прочные ноги 32 мм диаметром, гарантируют устойчивость к сильным ударам.
Выпускается несколько версий вилки. Есть модификации с выносным или стационарным локаутом, дропаутами под 9 или 15 мм.
Эксперты хвалят надежность воздушной камеры. Уплотнители подобраны с учетом обеспечения предельной эффективности и долговечности. Масленая камера в свою очередь, также сохраняет работоспособность даже спустя 1 – 1,5 сезона без обслуживания.
Однако играть с затягиванием сервисного ремонта не стоит. Конструкция создана с учетом минимизации общего веса, что предполагает заливку малого количества лубриканта – без переборки и чистки. Абразив может уничтожить покрытие ног или спровоцировать стравливание воздуха из основной камеры, что приведет к необходимости капитального ремонта.
Стоимость полного набора уплотнителей колеблется в пределах 30$.
Первый в писке представитель Итальянского бренда, чья продукция славится неубиваемостью и долговечностью. Также все варианты вилок отличаются индивидуальным и неповторимым дизайном.
Вилка разработана по технологии открытой масляной ванны, что гарантирует обильное смазывание внутренних поверхностей. Также на борту имеется подкачка воздухом, что влияет на плавность хода и возможность точной калибровки под каждый тип поверхности и вес ездока.
Полностью алюминиевая конструкция позволила снизить массу, относительно более старых модификаций, а также повысить надежность.
Небольшой ход 100 – 120 мм дает необходимую торсионную жесткость, которая крайне полезна при агрессивных покатушках.
Деталь применяется экстремалами по всему миру.
Далее по списку популярная дертовая вилка, обладающая полным букетом настроек, калибровок.
Ход аппарата ограничен отметкой 100 мм, однако для основного направления езды этого более чем достаточно. Превосходная торсионная жесткость обеспечивает точность в поворотах, устойчивое руление на техничных участках.
Превосходная устойчивость к механическим нагрузкам, способность выдерживать критические удары обусловлена наличием кованой короны. Ноги сечением 32 мм, дополнены штанами под стандарт 20 мм оси, что дополнительно повышает надежность.
Масляный демпфер доработан относительно более старых модификаций, что позволило снизить массу вилки до 1946 граммов.
Также присутствует полный комплект регулировок и преднастроек, гарантирующих максимальное сцепление с трассой и отработку всех дропов.
Единственным конструктивным недостатком эксперты называют технологию перевернутой гориллы – это ограничивает универсальность, ввиду необходимости подбора рамы.
Представитель профессиональной эндуро ветки знаменитого производителя. Модель предназначена для соревновательных режимов в самых разнообразных погодных условиях.
Главной фишкой устройства является минимальный вес около 1350 граммов, что недостижимо для большей части конкурентов.
Такое положение обусловлено применением карбонового штока и короны, что весьма необычно.
Присутствует достаточное количество регулировок, калибровок для установки максимально комфортных положений индивидуально под каждого гонщика.
Выпускается в вариантах крепления колеса под 9 и 15 мм.
Открывает рейтинг даунхильного оборудования, модель знаменитая своей неприхотливостью.
Довольно внушительный вес перевертыша около 3.3 кг является нормой среди подобных конструкций.
Выпускается две версии – воздушная или стальная пружина. Отличие только в применении. Для максимально жесткой езды рекомендуется выбирать пружина/масло, а любителям лайта можно смело присмотреть воздушку.
Простые настройки (подкачка воздуха и отскок) полностью удовлетворяют потребности новичков спорта. Ноги диаметром 35 мм, дают неплохие показатели торсионной жесткости и устойчивости к ударам.
К недостаткам можно отнести капризность сальников и сложность переборки.
Топовый перевертыш компании. Вилка неоднократно становилась призером чемпионатов мира в дисциплинах Down Hill и Free Ride.
Общий вес составляет немного менее 3 килограммов, а ход достигает 203 мм.
Главной примочкой модели считается увеличенная воздушная камера, что позволяет достичь линейности стандартной пружины. Также благодаря этой особенности вилку можно сделать достаточно плюшевой.
Дополняет установку полный комплект необходимых настроек и регулировок, обеспечивающих превосходное сцепление с трассой и оптимальную отработку неровностей, от мелкой «колбасы» до огромных пролеток и дропов.
Цена: 130000 рублей
Флагман компании Боксер. Превосходная надежность, дополняемая минимальным весом. Вилка считается одной из лучших в мире для даунхила или фрирайда, что подтверждается чемпионскими медалями со всех соревнований.
Длинноходная конструкция выдает 200 мм, достаточных на эффективное гашение самых крупных трамплинов. Особенная конструкция масляного демпфера позволяет успешно отрабатывать мелочи и огромные прыжки. Эти особенности очень радуют профессионалов. Точнейшие калибровки позволяют настроить перепускники так, что колесо буквально прилипает к трассе, гарантируя максимальное сцепление.
Однако для новичков модель вряд ли подойдет – 35 мм ноги не прощают технических ошибок. Неумелой ездой вилку можно просто угробить.
Цена: 150000 рублей.
Предел мечтаний каждого экстремала. Профессиональная вилка по мнениям пользователей является наилучшим вариантом для самых агрессивных условий эксплуатации. Эта модель является лидером во всем, что касается качества, прочности и точности.
Уникальная конструкция демпферов и сообщающихся негативной и позитивной воздушных камер, гарантируют качественное обрабатывание любых препятствий. 40 мм ноги обеспечивают превосходную торсионную жесткость и устойчивость к механическим нагрузкам.
Совокупность положительных качеств, делает модель выбором профессионалов мирового масштаба.
К сожалению, в рейтинг попали далеко не все достойные модели. Список основан исходя из популярности вилок. Некоторые модификации достойны признания, однако их стоимость или недоступность играют решающую роль в формировании топа.
Классификация вилок SR Suntour
Приобретая велосипед, начинающий велосипедист не всегда обращает внимание на такой важный элемент как амортизационная вилка. Если с ответственностью подходить к анализу этого компонента, то стоит заранее продумать какая бы конфигурация вилки, рамы и трансмиссии в общем стала бы оптимальной для вашего стиля езды
Вилки дорожных и горных байков различаются достаточно серьезно и эту разницу часто не видно на фотографиях. Амортизационные вилки SR Suntour относятся к среднему ценовому сегменту. Модельный ряд у Сантура представлен как простыми пружинными вилками (пружинно-эластомерные, как их еще называют), так и воздушно-масляными. Вилки этого производителя всегда отличались высокой надежностью, возможностью настройки жесткости, и наличием различных блокировок.
Условно их можно разделить:
Для всей линейки SR Suntour актуальны общие маркировки опций: