Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: – А у меня в кармане гвоздь. А у вас?
– А у нас сегодня гость. А у вас? – А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят. – А у нас на кухне газ. А у вас? – А у нас водопровод. Вот. – А из нашего окна Площадь Красная видна. А из вашего окошка Только улица немножко.
– Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий, Презелёный красный шар. – А у нас огонь погас — Это раз. Грузовик привёз дрова — Это два.
А в-четвёртых, наша мама Отправляется в полёт, Потому что наша мама Называется пилот. С лесенки ответил Вова: – Мама – лётчик? Что ж такого!
Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры.
А у Лёвы мама – повар. Мама – лётчик? Что ж такого!
– Всех важней, – сказала Ната,— Мама вагоновожатый, Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа. И спросила Нина тихо: – Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьёт? Ну конечно, не пилот.
Лётчик водит самолёты — Это очень хорошо. Повар делает компоты — Это тоже хорошо. Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны. Мамы всякие важны. Дело было вечером, Спорить было нечего.
Гимн, детские стихи и талантливые потомки. Что дал нам Сергей Михалков
По словам внука писателя, Егора Кончаловского, Сергей Владимирович «умер от старости, просто заснул».
Тайна Сергея Михалкова
Сочинив однажды сказку в стихах и переписав ее печатными буквами, Михалков отнес ее в одно из московских издательств к «самому главному». Спустя неделю он получил отказ издательства, но упорно продолжал писать.
Потом, когда семья начинающего поэта переехала в Пятигорск, Михалков был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей, и его стихи стали появляться на страницах пятигорской газеты «Терек». После окончания школы поехал в Москву, где из-за недостаточного писательского заработка ему пришлось несколько лет работать чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике.
Зато он становился популярным. Стихи и песни 20-летнего поэта уже не только печатали в прессе, но и исполняли на эстраде. В его копилке появились первые премии, полученные на различных литературных конкурсах.
Впрочем, признавался сам Михалков, в те годы его стихи были похожи на стихи многих молодых поэтов. Потребовалось некоторое время, чтобы найти свой стиль, свой голос. На творчество поэта повлияли такие писатели, как Самуил Маршак, Агния Барто и Корней Чуковский, он высоко ценил творчество шведской писательницы Астрид Линдгрен.
За 96 лет Сергей Михалков пережил не только крушение царской России и революцию, но и Великую Отечественную войну. С первых дней войны он начал работать военным писателем-корреспондентом сначала на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Родины», а затем в газете «Сталинский сокол». Он писал очерки, политические стихи, юмористические рассказы, сочинял листовки для партизан.
А может быть, все дело в том, что, как говорит его внук, режиссер Егор Кончаловский, его великий дедушка в душе так и остался школьником.
Песни со словами
Первая версия гимна Сталину не понравилась. Он позвонил поэтам ночью.
Писатели сочиняли новый гимн всю оставшуюся ночь, и к концу следующего дня текст был готов. В Кремле они дорабатывали еще стихи, с учетом новых правок Сталина. Позже в интервью «Аргументам и фактам» Сергей Михалков скажет: «Моим редактором был Сталин».
Создание нового гимна авторов пригласили отметить в гостиную правительственной ложи, где был накрыт стол. После очередного тоста Сталин повернулся к Михалкову и сказал: «Не надо пить до дна за каждый тост. С вами неинтересно будет разговаривать. И не робейте!»
Сейчас слова «оригинального», «сталинского» гимна можно прочесть на недавно отреставрированной станции московского метро Курская.
В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создает вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР: из старого текста нужно было убрать имя Сталина и внести другие коррективы, связанные с текущим моментом. С XX съезда КПСС, на котором был разоблачен культ личности, и до написания новых стихов гимн был «песней без слов».
Через 20 лет Михалкову пришлось написать новый гимн, но уже в государстве с другим названием. В 2001 году новый гимн зазвучал на всю страну. Тогда писатель признался в интервью, что он искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим».
Семейное достояние
Второй раз поэт женился тринадцать лет назад на физике-теоретике, дочери академика РАН Валерия Субботина Юлии Субботиной.
При этом никаким особенным воспитанием, позволившим ему вырастить из детей и внуков таких ярких личностей, Михалков не занимался.
Был обычный скучный вечер, мальчиком и девочкам делать было нечего, пока. Пока один мальчик не спросил: «А что у вас?» И тут началась весёлая игра, в которой все могут принимать участие и в которой некогда скучать!А придумал эту игру и написал эту большую книгу для маленьких знаменитый писатель С. Михалков.
Издательство: «Малыш» (2017)
Формат: Мягкая бумажная, стр.
Другие книги автора:
Михалков С.
Сергей Владимирович Михалков
На приёме в Кремле по случаю 57-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (9 мая 2002 года).
Дата рождения:
28 февраля (13 марта) 1913 ( 19130313 ) (96 лет)
проза, поэзия, драматургия
Содержание
Биография
Родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой).
Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году публикуется первое стихотворение «Дорога» в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону). После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов. [1]
В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. [2] Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР в 1937 году, поступает в Литературный институт (1935—1937). Активно публикуется, выходят сборники стихов и басни. [3]
До того малоизвестный московский писатель становится «выдвиженцем» советской литературы, быстро взлетает на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина. [4]
Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Сценарий к фильму «Фронтовые подруги» был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г.
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие. В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Впоследствии активно работает над созданием киножурнала и пишет сценарии для отдельных эпизодов. [5]
С 1960-х годов Сергей Владимирович общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-70); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом Верховного Совета СССР 8-11-го созыва. [6]
Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением Совмина СССР № 605 от 2 августа 1976 года, введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992—1999 сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает по разным оценкам около 300 млн экземпляров. [5]
Семья
Отец Сергея — Владимир Александрович Михалков был потомком дворянского рода. Сергея Михалкова назвали в честь его прадеда. [1]
У Сергея Михалкова было два брата — Михаил и Александр. Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал известным советским писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых.
В 1936 Сергей Михалков женится на Наталии Петровне Кончаловской, дочери художника П. П. Кончаловского, внучке художника В. И. Сурикова. Они прожили в браке 53 года. В 1997 году, после смерти первой жены, Михалков женится на Юлии Валерьевне Субботиной (1961 г. рожд.), физике по профессии, дочери академика РАН В. И. Субботина.
От первого брака у Михалкова два сына — Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, оба известные кинорежиссёры.
Вклад в литературу и искусство
Работа над гимнами СССР и России
В 1944 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Михалков и его соавтор Г. Эль-Регистан стали авторами текста нового гимна, победив на всенародном конкурсе. После смерти Сталина и XX съезда КПСС в 1955—1977 гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина.
В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создаёт вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР, в которой отсутствует упоминание имени Сталина.
В 2000 началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ», был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято. [7]
Критика творчества
Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр». [9]
Та часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса «Балалайкин и компания» (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса «Том Кенти» (по мотивам «Принца и нищего») и другие. Хотя и считалось, что Михалков признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. [4]
Общественное лицо
Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Чистый лист бумаги снова На столе передо мной, Я пишу на нём три слова: Слава партии родной Поэма «Миша Корольков» (1938) [10]
«Коммунизм»! Нам это слово Светит ярче маяка. «Будь готов!» — «Всегда готовы!» С нами ленинский ЦК! Стихотворение быль «Будь готов!» (1961) [10]
В автобиографической книге «Я был советским писателем» (1995 г.) Михалков пишет:
Рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами. [1]
Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нём:
Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. […] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе. [11]
Неоднократно высказывалось мнение о том, что Михалков приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой». [12]
Деятельность Михалкова при сочинении текста гимна СССР и России также вызвала отрицательные отзывы. Критике подвергалась политика следования запросам власти при последовательно трёх разных редакциях гимна. Владимир Войнович писал о том, как
расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям. [14]
Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:
При всём этом сам Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он убеждён, что кампания осуждения диссидентов в 1960—1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе. [18]
Тем не менее существует и иная точка зрения по поводу искренности суждений Сергея Владимировича. Он полностью освоил позицию двойной морали, двуличности: был официозным представителем и сподвижником власти и одноврменно в неофициальной обстановке не чурался критики её же. Неоднократно среди своих близких он достаточно прозрачно намекал, что с циничной и лживой властью можно жить только по её законам, так же цинично и лживо. Вряд ли Сергей Владимирович похож на идеалистического наивного героя, не понимающего происходившего вокруг него. Пожалуй, правильнее всего его гражданскую позицию можно назвать примитивно конъюнктурной. Он всегда принимал посильное участие во всех партийно-писательских мероприятиях.
Книга: Сергей Владимирович Михалков «А что у вас?»
Серия: «Самые лучшие стихи»
В книгу«А что у вас?»вошли самые известные и популярные стихи замечательного детского поэта С.В. Михалкова. Очень важно читать детям хорошие стихи с раннего возраста.«Трезор»,«Песенка друзей».
Издательство: «АСТ» (2017)
Формат: твердая обложка, 128 стр.
Сергей Владимирович Михалков
Сергей Владимирович Михалков
На приёме в Кремле по случаю 57-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (9 мая 2002 года).
Дата рождения:
28 февраля (13 марта) 1913 ( 19130313 ) (96 лет)
проза, поэзия, драматургия
Содержание
Биография
Родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой).
Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году публикуется первое стихотворение «Дорога» в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону). После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов. [1]
В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. [2] Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР в 1937 году, поступает в Литературный институт (1935—1937). Активно публикуется, выходят сборники стихов и басни. [3]
До того малоизвестный московский писатель становится «выдвиженцем» советской литературы, быстро взлетает на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина. [4]
Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Сценарий к фильму «Фронтовые подруги» был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г.
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие. В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Впоследствии активно работает над созданием киножурнала и пишет сценарии для отдельных эпизодов. [5]
С 1960-х годов Сергей Владимирович общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-70); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом Верховного Совета СССР 8-11-го созыва. [6]
Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением Совмина СССР № 605 от 2 августа 1976 года, введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992—1999 сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает по разным оценкам около 300 млн экземпляров. [5]
Семья
Отец Сергея — Владимир Александрович Михалков был потомком дворянского рода. Сергея Михалкова назвали в честь его прадеда. [1]
У Сергея Михалкова было два брата — Михаил и Александр. Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал известным советским писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых.
В 1936 Сергей Михалков женится на Наталии Петровне Кончаловской, дочери художника П. П. Кончаловского, внучке художника В. И. Сурикова. Они прожили в браке 53 года. В 1997 году, после смерти первой жены, Михалков женится на Юлии Валерьевне Субботиной (1961 г. рожд.), физике по профессии, дочери академика РАН В. И. Субботина.
От первого брака у Михалкова два сына — Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, оба известные кинорежиссёры.
Вклад в литературу и искусство
Работа над гимнами СССР и России
В 1944 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Михалков и его соавтор Г. Эль-Регистан стали авторами текста нового гимна, победив на всенародном конкурсе. После смерти Сталина и XX съезда КПСС в 1955—1977 гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина.
В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создаёт вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР, в которой отсутствует упоминание имени Сталина.
В 2000 началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ», был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято. [7]
Критика творчества
Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр». [9]
Та часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса «Балалайкин и компания» (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса «Том Кенти» (по мотивам «Принца и нищего») и другие. Хотя и считалось, что Михалков признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. [4]
Общественное лицо
Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Чистый лист бумаги снова На столе передо мной, Я пишу на нём три слова: Слава партии родной Поэма «Миша Корольков» (1938) [10]
«Коммунизм»! Нам это слово Светит ярче маяка. «Будь готов!» — «Всегда готовы!» С нами ленинский ЦК! Стихотворение быль «Будь готов!» (1961) [10]
В автобиографической книге «Я был советским писателем» (1995 г.) Михалков пишет:
Рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами. [1]
Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нём:
Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. […] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе. [11]
Неоднократно высказывалось мнение о том, что Михалков приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой». [12]
Деятельность Михалкова при сочинении текста гимна СССР и России также вызвала отрицательные отзывы. Критике подвергалась политика следования запросам власти при последовательно трёх разных редакциях гимна. Владимир Войнович писал о том, как
расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям. [14]
Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:
При всём этом сам Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он убеждён, что кампания осуждения диссидентов в 1960—1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе. [18]
Тем не менее существует и иная точка зрения по поводу искренности суждений Сергея Владимировича. Он полностью освоил позицию двойной морали, двуличности: был официозным представителем и сподвижником власти и одноврменно в неофициальной обстановке не чурался критики её же. Неоднократно среди своих близких он достаточно прозрачно намекал, что с циничной и лживой властью можно жить только по её законам, так же цинично и лживо. Вряд ли Сергей Владимирович похож на идеалистического наивного героя, не понимающего происходившего вокруг него. Пожалуй, правильнее всего его гражданскую позицию можно назвать примитивно конъюнктурной. Он всегда принимал посильное участие во всех партийно-писательских мероприятиях.