а п маресьев чем известен
Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева
75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.
Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).
ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.
Отец — Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.
Мать — Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.
Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.
Старший сын — Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды ВОВ».
Младший сын — Алексей (1958–2002).
В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным — семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.
В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).
В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. — Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).
В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.
В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере «Партизан». Занимался в аэроклубе.
Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.
В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.
С 1940 г. — летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.
Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.
4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования — 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.
В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.
В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там — русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли.
Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть
Николай Малин
Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)
В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).
Герой Советского Союза
С июня 1943 г. — в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).
В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.
20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь — после ампутации.
В 1944–1946 гг. — инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.
В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.
В 1948–1949 гг. — начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).
В период с 1956 по 1983 г. — ответственный секретарь, а с 1983 г. — 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. — Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. — первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).
8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
В 1997–2001 гг. — руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды Великой Отечественной войны».
Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).
Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).
Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.
Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).
Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).
Лауреат Российской национальной премии «Олимп» (титул «Национальный герой», 2000).
Автор брошюры «На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы» (1960).
Повесть о настоящем человеке
Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).
Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).
Подвиг пилота лег в основу спектаклей «Упавший с неба» (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, «Геликон-опера», 2012) и «Алексей Маресьев» (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.
Алексей Маресьев. История настоящего человека
Ровно 100 лет назад, 20 мая 1916 года, в городе Камышине родился прославленный советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской школьной литературы. В Советском Союзе не было, наверное, ни одного человека, который не слышал бы об этом летчике-истребителе. Совершенный им в годы Великой Отечественной войны подвиг и сегодня живет в памяти людей. Благодаря книге Бориса Полевого Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека». Под этим высоким званием он навсегда будет вписан в историю нашей страны.
Алексей Маресьев останется в народном сознании благодаря нечеловеческой выдержке и воле к жизни. Совершенный им подвиг был достоин и отдельной книги, и снятого по ней позднее фильма. После 18-дневного возвращения к своим ползком по лесу, обморожения и ампутации обеих ног этот человек не сломался и не сдался. Он не только встал на протезы, но и вернулся в авиацию: само по себе это было сродни чуду. Но Маресьев не просто вернулся в небо, он вернулся в истребительную часть, продолжив вести бой за свободу и независимость своей Родины.
Алексей Петрович Маресьев появился на свет 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.
После окончания 8 классов средней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь на его здоровье. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего героя на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алексей начал заниматься в аэроклубе, все-таки реализовав свою тягу к небу, которая возникла в нем еще в детстве.
В 1937 году его призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, расположенном на острове Сахалин, но затем был переведен в 30-ю Читинскую школу военных летчиков, которую в 1938 году перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив на выходе звание младшего лейтенанта. После окончания обучения в училище он был оставлен в нем в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встретит начало Великой Отечественной войны.
Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, он сбил в начале 1942 года. В марте 1942 года Алексей Маресьев был отправлен на Северо-Западный фронт, к этому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолета. Именно здесь произошел воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.
Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно 100-тысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в районе этого так называемого «Демянского котла» во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жить.
Целых 18 суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек, он питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как он остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.
В итоге он все-таки выбрался к своим. Возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района его заметили отец и сын, местные жители. Так как летчик к тому моменту уже не откликался на вопросы, отец и сын из боязни вернулись назад в деревню, думая, что перед ними немец. Лишь позднее еле живого летчика обнаружили дети из той же деревни — Саша Вихров и Серёжа Малин, которые определили, что перед ними советский летчик, и при помощи отца Саши отвезли раненого пилота на подводе в свой дом. Жители деревни ухаживали за Маресьевым больше недели, но тому нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая возле деревни приземлился самолет, и Маресьева переправили в госпиталь в Москву.
На этом история Алексея Петровича могла подойти к концу. К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом состоянии, у него была гангрена. При этом раненых в госпитале было довольно много, поэтому привезенного летчика-истребителя как практически безнадежного уложили на каталку в коридоре. Здесь во время совершения обхода на него случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге спас ему жизнь. Правда, заплатить за это пришлось ампутацией обеих ног в области голени. Другого выхода просто не было, у Маресьева к тому моменту начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.
Ампутация обеих ног, казалось бы, ставила жирную точку на карьере летчика. Однако Маресьев не собирался сдаваться. Он не смирился с мыслью, что ему придется расстаться с небом, приняв для себя решение — вернуться в авиацию и снова летать любой ценой. Приняв это, он начал практически сразу же тренироваться: ходить, бегать, прыгать и, конечно, танцевать. Правда, учиться заново танцевать ему пришлось не с медсестрами в госпитале, которые боялись, что он отдавит им ноги своими бесчувственными протезами, а с соседями по больничной палате, которые специально на время тренировок надевали на себя рабочие сапоги.
Всего за 6 месяцев интенсивных тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах так, что только редкий человек мог приметить в его походке что-то необычное. Он продолжал тренироваться и в санатории, куда был отправлен в сентябре 1942 года. Уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Пройдя медицинскую комиссию, он был направлен в Ибресинскую летную школу (Чувашия). В феврале того же года летчик совершил свой первый полет после тяжелого ранения. Помогал ему в этом начальник летной школы Антон Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.
Только за то, что после аварийной посадки и гибели своего самолета летчик 18 дней выбирался из валдайских лесов, его поступок можно было смело назвать подвигом. Однако гораздо более поразительным было то, что после ампутации обеих ног Маресьев не только не сломался, но и добился просто невероятных результатов: преодолев массу административных и медицинских барьеров, он вернулся в строй.
До фронта Маресьев добрался вновь в июне 1943 года, попав в состав 63-го Гвардейского истребительного авиаполка. Первоначально в полку Маресьеву не давали летать на боевые задания. Командир полка просто не отпускал летчика в бой, так как обстановка в небе над полем будущей Курской битвы была крайне напряженной. Алексей очень сильно переживал эту ситуацию. В итоге ему посочувствовал командир одной из эскадрилий полка А. М. Числов. Он взял Маресьева на пару боевых вылетов. В итоге несколько удачных вылетов в паре с Числовым помогли исправить ситуацию, доверие к летчику в полку возросло.
Удивительно в этой истории и то, что, вернувшись в боевую часть после ампутации обеих ног, Маресьев сбил 7 боевых самолетов, доведя свой список воздушных побед до 11 вражеских машин. Тогда же он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году Алексей согласился на предложение стать инспектором-летчиком и перейти из истребительного авиаполка в управление вузов ВВС. Сам летчик честно признавался в том, что нагрузки в полетах только росли, и переносить их ему становилось все труднее и труднее. При этом Маресьев никогда не отказывался от боевых вылетов, но и не жаловался, когда ему предложили новое место работы. В итоге в июне 1944 года гвардии майор Алексей Маресьев принял предложение стать инспектором.
Всего за время Великой Отечественной войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов: 4 до ранения и 7 — после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший летчик-истребитель старался поддерживать себя в очень хорошей физической форме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
Алексей Петрович Маресьев стал тем самым человеком, про которого можно говорить вся жизнь — подвиг. Тем более что уже после войны он все равно приносил очень большую пользу ВВС страны, занимаясь процессом подготовки будущих летчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном (но по-своему также боевом посту) до последних дней своей жизни.
Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему удалось преодолеть последствия и тяжелого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвященный 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз собирался прибыть на это мероприятие, когда его сразил инфаркт, он был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания.
Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.
В честь столетия со дня рождения Героя Советского Союза и прославленного летчика Алексея Петровича Маресьева на его малой родине в городе Камышине будет открыт Центр патриотического воспитания, а также состоится парад с участием авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи», сообщает ТАСС. Имя Алексея Маресьева будет присвоено самолету МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Помимо этого, памятные мероприятия, посвященные юбилейной дате, пройдут в Москве, Тверской и Нижегородской областях, а также в других регионах России. В свою очередь, Российское военно-историческое общество продолжит поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году летчик был сбит во время воздушного боя в районе «Демянского котла».
По материалам из открытых источников
Энциклопедия
Алексей Петрович Маресьев – один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, 7 из которых – с момента возвращения в боевую авиацию после тяжелейшего ранения.
Алексей Маресьев родился 7(20) мая 1916 г. [1] в тихом приволжском городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Его отец, Петр Маресьев, был солдатом-фронтовиком в годы Первой мировой войны, вернулся домой и вскоре умер. Алексею тогда исполнилось всего три года, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, Екатерины Никитичны, доброй и трудолюбивой женщины. Она работала на деревообделочном заводе уборщицей, получала мало, поэтому Алексея и двух его братьев – Петра и Николая – с детства приучала к труду, честности и справедливости. Алексей рос болезненным ребенком, часто простужался. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! Настоящее чудо! В то время самолеты были редкостью. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица… С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».
После окончания семилетней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность токаря по металлу. После окончания рабфака Маресьев хотел поступить в летную школу, но не прошел медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Тогда Алексей решил, вместе с группой камышан, по комсомольской путевке ехать на строительство Комсомольска-на-Амуре. «…Я выходил из кабинета, когда в коридоре меня остановила участковый врач Михайлова. Она сказала: – Леша! Мне кажется, если ты поедешь на Дальний Восток, то все твои болезни пройдут – и малярия, и ревматизм. Я слушаю ее и думаю – значит, я смогу быть летчиком». Там же, на Амуре, Алексей впервые поднялся в небо, став курсантом аэроклуба. Он успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться летному делу. В 1937 г. он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение.
Вскоре Алексей был призван в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию удовлетворили, и более двух лет он служил в 12-м авиационном отряде, действовавшем в составе Сахалинского погранотряда. Служба проходила в тревожное время. Вот как отзывался сам Алексей Петрович об этом этапе своей биографии: «До сих пор горжусь тем, что мне довелось носить зеленую фуражку и шинель с зелеными петлицами. В те годы на дальневосточной границе была особенно тревожная обстановка. Мы не жалели усилий и времени, чтобы в совершенстве овладеть своим делом, надежно охранять границу. Служба в пограничных войсках требует от воина быть постоянно собранным, смелым, хладнокровным. Она вырабатывает выдержку, самообладание, стойкость». В дальнейшем Алексей Петрович был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в г. Батайск. После окончания в 1940 г. Батайского авиационного училища имени А.К. Серова младший лейтенант А.П. Маресьев, как один из лучших курсантов, был оставлен в училище на должности инструктора. Здесь и застала его война.
Читинская авиационная школа пилотов. А.П. Маресьев слева в первом ряду. 1939 г.
Врачи обнаружили у него гангрену и ради спасения жизни ампутировали ступни обеих ног. Вот тогда и встал тяжелый вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика означало бы для него потерю самого дорогого в жизни. Пережить черную минуту Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди. И Алексей Петрович начинает тренироваться, готовиться к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 г.
А.П. Маресьев рядом со своим истребителем
Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили военные журналисты, среди них был и корреспондент «Правды» Борис Полевой, будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке», задолго до выхода которой на обложке самого популярного журнала «Огонек» появился портрет героя.
В эти же дни в полк, где служил Алексей Петрович, приезжал маршал авиации Александр Александрович Новиков. Во время своей беседы с командиром эскадрильи А.М. Числовым Новиков спрашивал, сколько летчиков в полку, сколько сбили самолетов. Маршала интересовали все детали: состояние машин, бытовые условия, питание и прочее. Числов доложил обстановку, а затем рассказал о летчике, который летает без ног. Новиков очень удивился и решил лично пообщаться с Маресьевым. После выяснения всех обстоятельств дела, маршал потребовал от командира полка чтобы и Александр Числов и Алексей Маресьев были повышены в звании, а также распорядился представить обоих к присвоению звания Героя Советского Союза!
За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу, заместителю командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».
В дальнейшем А.П. Маресьев воевал в Прибалтике. Свидетельством его летного мастерства стало повышение по службе – назначение штурманом полка. К этому времени гвардии майор А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов, всего сбил 11 вражеских самолетов. Однако нагрузки все время возрастали и поэтому в июне 1944 г., когда Алексею Петровичу предложили стать летчиком-инспектором и перейти из боевого полка в Управление высших учебных заведений ВВС, он согласился.
В 1946 г. А.П. Маресьев был уволен из ВВС, но продолжал поддерживать себя в отличной физической форме (лыжи, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом (Самара), переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов XX века в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время для Алексея Петровича начался новый, не менее важный жизненный этап. Благодаря роману «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (в нем Маресьев назван Мересьевым) и вышедшему в 1948 г. на экраны кинофильму с одноименным названием, к нему приходит большая известность. Его начинают приглашать на многие празднования, организовывать встречи со школьниками, на примере его подвига воспитывается не одно молодое поколение нашей страны. В 1949 г. Алексей Петрович становится участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
Алексей Маресьев. Художник Н.Н. Жуков. 1950 г.
Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 г. успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 г. завершил учебу в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Свидетельством его успехов на новой стезе стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этом же году, после создания Советского комитета ветеранов войны, Алексей Петрович Маресьев назначается его ответственным секретарем, а в апреле 1983 г. – заместителем председателя.
По роману Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Сергей Сергеевич Прокофьев написал оперу, премьера которой состоялась 7 октября 1960 г. на сцене Большого театра. В этом же году выходит в свет книга Маресьева А.П. «На Курской дуге». 8 мая 1967 г. Алексей Петрович Маресьев принял участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. В он был избран народным депутатом СССР. Всю свою жизнь Алексей Петрович оказывал помощь инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и в 1998 г. организовал Региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».
Похоронен Алексей Петрович Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.
За боевые подвиги и трудовые заслуги полковник А.П. Маресьев был удостоен ряда советских наград: двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов, Почета и Красной Звезды. Грудь прославленного летчика украшали и два ордена Российской Федерации – За заслуги перед Отечеством 3-й ст. и Дружбы. Он также удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович являлся почетным солдатом одной из воинских частей и почетным гражданином городов Камышин, Комсомольск-на-Амуре, Батайск и Орел. Именем летчика названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.
Именем Маресьева названы улицы в Москве, поселке Ибреси Чувашской республики, в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск, Чернигов. На родине героя, в г. Камышин, в честь 90-летия со дня рождения 20 мая 2006 года был торжественно открыт монумент работы заслуженного художника России С.А. Щербакова, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
Памятник Алексею Петровичу Маресьеву на его родине в г. Камышин.
Скульптор С.А. Щербаков. 2006 г.
Мемориальные доски А.П. Маресьеву установлены в Москве – на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси Чувашской республики – на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайск. Имя легендарного летчика присвоено московским школам № 760 и № 89 (там создан музей 63-го гвардейского истребительного авиационного полка), школе № 13 г. Орел и школе № 31 г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В 2004 г. при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».
[1] Настоящей датой рождения Алексея Маресьева является 3(16) мая 1916 года, о чем свидетельствует выписка из книги записи рождения за 1916 г. В годы Великой Отечественной войны в документах А.П. Маресьева произошла описка и появилась новая дата – 20 мая. С тех пор этот день Алексей Петрович стал считать днем своего рождения.
Юлия Снегова,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ