абхазы и абазины что общего

Абхазы и Абазины это не Черкесы!

Эта фраза, которую приходится порой читать и слышать открыто или за своей спиной, как от адыгов, так и от абаза в связи с отстаиваемой нами, единомышленниками концепции единого Черкесского мира, позиции, вызывает порой самые противоречивые чувства.

Речь Юрия Исуфовича была посвящена Абазинам, и в ходе её изложения было упомянуто, что их, Абазин, на территории России осталось 30 тысяч человек. Наш старейшина был крайне впечатлён тем, с каким пониманием и глубочайшим сочувствием отнеслись китайцы к этому факту и к самому народу.

Но каково было теперь его полное потрясение, когда в переводе с китайского он услышал цифру, что Абазин не 30, а 300 тысяч! Подумав, что это оговорка, он уточнил число у переводчицы, и та подтвердила цифру 300 тысяч. При этом душевно добавила, что китайцы очень сильно вам сочувствуют… Случился конфуз…

Что оставалось нашему старейшине? Смиренно и с искренней благодарностью принять сочувствие китайских коллег. Поправлять их, как он признался, что называется, рука не поднялась…

Рассказ этот звучал не без чувства юмора и самоиронии, и вызвал наш общий смех. Но в душе-то это был смех сквозь слёзы. К чему я об этом вспомнил?

Когда смотришь на положение дел по вопросам численности наших народов не из «окопа» повседневной жизни, а как ученый, то сердце сжимается от боли и тревоги. Ведь есть абсолютно точные, научно выверенные данные о том, какова должна быть численность этнической популяции людей, как для её физического, биологического выживания, так и для развития в современную полноценную нацию.

С этой точки зрения, народы/народности Черкесского мира – адыги и абаза – находятся в зоне высокого риска. Кто-то в сравнительно меньшей, кто-то в большей, но ВСЕ.

Ибо нельзя ВСЕХ ПОТОМКОВ изгнанных и вынужденно выселившихся из тогдашней Черкессии и Абхазии представителей наших племён считать Адыгами и Абхазами, или иными, кто объединён ТАМ общим (пока?) именем ЧЕРКЕСЫ.

К таковым относятся только те, кто сохранил даже НЕ ЯЗЫК, а своё НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. Тех, кто ПОМНИТ и знает КТО ОНИ по своим этническим и историческим корням. А главное САМИ считают себя ЧЕРКЕСАМИ и практикует в жизни ЭТИКУ своих предков. И не имеет никакого принципиального значения, на каком языке они сегодня разговаривает в повседневной жизни – турецком, арабском или каком-то ином (об этом ещё в 2013 году здесь – «Что значит БЫТЬ черкесом?» (http://proza.ru/2013/10/10/1309).

Что делать в такой ситуации?

Источник

Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс

Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.

Аста Ардзинба

Абхазы и абазины – братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

абхазы и абазины что общего. Смотреть фото абхазы и абазины что общего. Смотреть картинку абхазы и абазины что общего. Картинка про абхазы и абазины что общего. Фото абхазы и абазины что общего

Территория проживания абхазов

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь – Большая Абхазия – и от реки Бзыбь до реки Мзымты – Малая Абхазия.

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии – около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

абхазы и абазины что общего. Смотреть фото абхазы и абазины что общего. Смотреть картинку абхазы и абазины что общего. Картинка про абхазы и абазины что общего. Фото абхазы и абазины что общего

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Источник

Начнём с того, что для понимания современной ситуации с ОБЪЕКТИВНЫМИ мотивами поведения и жизненных ориентиров современных абхазов в Абхазии следует учитывать наиболее значимые реальные события и изменения, которые произошли на её исторической территории с периода Русско-Кавказской войны 1763-1864 годов и до наших дней.

В связи с этим следует подчеркнуть, что Абхазы единственный народ Южного Кавказа, который будучи составной частью более широкого этнического образования под общим именем «Абаза», единый с Адыгами по своему общему (научно и ходом истории подтвержденному) происхождению, в лице горных обществ и почти всего военно-аристократического сословия, включая наиболее почитаемых народом абхазских князей, принимал самое активное участие в вооруженной борьбе против колонизации Западного Кавказа вплоть до конца 19 века.

При этом следует учитывать, что погиб или был изгнан цвет нации. Оставшаяся часть народа состояла в массе своей из крестьян и остатков сословно-родовой аристократии.

Всё это имело для Абхазов самые негативные последствия, как в вопросах демографии, так и национальной культуры, экономики, образования и науки в целом. Особо следует отметить изменения, произошедшие в религиозной сфере. В первую очередь это касается Ислама.

Ислам у народов Западного Кавказа получил распространение, в основном, как основа идеологии сопротивления русской, поддержанной православной церковью, имперской колонизации. На территории Абхазии он был фактически полностью вытеснен.

При этом, что принципиально важно подчеркнуть для будущего анализа событий, он остался основной религией у изгнанных за пределы исторической родины абхазов, являющихся (пока?) и сегодня составной частью в основе своей единой черкесской зарубежной диаспоры, а также у Адыгов и Абазин на Северном Кавказе.

После окончательного поглощения Абхазии Российской империей поддержку со стороны царских властей получило только Христианство. Но и управление этой сферой, несмотря на древние корни Христианства в Абхазии, было передано более «благонадежной» Грузинской Церкви. С огромными трудностями сохранилась древняя, по сути, монотеистическая народная вера Абхазов, упрощенно называемая иногда язычеством.

Далее мы не будем подробно касаться сравнительно недавних, но из-за этого не менее важных для Абхазии и абхазов событий, связанных с периодом насильственного «огрузинивания» Абхазии, сталинских репрессий, Второй мировой войны, а так же Отечественной войны абхазского народа 1992-1993 годов. Сегодня о них многое уже известно, а последствия последней войны до сих пор имеют для страны и народа определяющее значение во всех сферах жизни.

Да, лицо сегодняшней Абхазии представляют её многонациональные граждане. Однако, безусловно, при этом главную роль играют, в первую очередь, сами современные Абхазы. Кто они? Если ответить совсем просто и коротко, то наследники славных предков, победители в последней войне. А если смотреть в корень современным взглядом?

Вопрос будет рассмотрен нами не в историческом, а тем более культурологическом ключе. Благо, имеющаяся в публичном доступе информация позволяет провести краткий СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, то есть обществоведческий анализ. Именно из него есть возможность делать максимально объективные, научно обоснованные выводы о настоящем и возможном будущем народа.

Численность занятого населения в 2019 году в Абхазии составляла 42 тысячи 188 человек, что на 89 человек меньше, чем в 2015 году, и на 639 человек меньше, чем годом ранее. Большая часть трудящихся граждан работает в сфере «управления» – около 18 тысяч человек, на втором месте по пулярности сфера услуг, в которой работает более 9.500 тысяч граждан и на третьем – «курорт и туризм» – почти 3 тысячи человек к концу прошлого года. Торговлей занимались в 2019 году 2.301 тыс. человек, а в области промышленности работало 2.041 житель страны».

Оставшиеся из 42.188 тыс. человек занятого населения 7.346 тыс. человек, это, вероятно, представители сферы образования, науки и культуры, также силовых структур, и, возможно, какой-то процент самозанятых.

При этом управленцев почти 18 тысяч!

С учетом традиционных сфер трудовой деятельности у этнических групп населения, составляющих граждан страны, нетрудно понять, кто из них, скорее всего, чем в основном занят.

Заметим, что тенденция к уменьшению числа занятых даже по сравнению с 2018 годом, поскольку данные касаются 2019 года, в связи со спадом даже в мировой экономике в 2020 году, вряд ли остановится, скорее даже наоборот.

Эти данные дают возможность представить себе социальный портрет современного абхаза, его социально-психологические особенности, которые с научной точки зрения ОБЪЕКТИВНО определяются, в первую очередь, потребностями, связанными с профессиональной деятельностью.

Кем были предки современных Абхазов, создавшие материальную и духовную культуру народа, его известное в истории имя? В подавляющей своей массе крестьяне, ремесленники и воины. Кто они сегодня, что они смогут?

Есть ли будущее у общества с такой социальной, экономической, а тем более демографической структурой? У общества в целом, скорее всего, да, есть. Не уточняем какое. А у самих Абхазов?

Источник

Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс

Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.

Аста Ардзинба

Абхазы и абазины – братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

абхазы и абазины что общего. Смотреть фото абхазы и абазины что общего. Смотреть картинку абхазы и абазины что общего. Картинка про абхазы и абазины что общего. Фото абхазы и абазины что общего

Территория проживания абхазов

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь – Большая Абхазия – и от реки Бзыбь до реки Мзымты – Малая Абхазия.

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии – около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

абхазы и абазины что общего. Смотреть фото абхазы и абазины что общего. Смотреть картинку абхазы и абазины что общего. Картинка про абхазы и абазины что общего. Фото абхазы и абазины что общего

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Источник

Абхазы и абазины что общего

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дасаниа:”Некоторые наши адыгские братья сами или через молодёжь пытаются сегодня оторвать Абазу.

Предоставляем общественности первую часть интервью с господином Давидом Дасаниа. Полемика по поводу абхазо-адыгских отношений весьма актуальной темой является теперь в социальных сетях. Подготовил Соломон Лебанидзе.

Давид Дасаниа – автор и руководитель международного проекта “Кавказ – наш общий дом”, историк-этнолог, известный абхазско-абазинский общественный деятель.

Соломон Лебанидзе: Господин Дасаниа, хочу ваше внимание обратить на события в Сирии.

Д. Дасаниа: Да, в Сирии складывается крайне опасная ситуация для абхазо-адыгской (черкесской) диаспоры. Как в Турции, сирийские абхазы, абазины, потомки убыхов, адыгейцы, кабардинцы и черкесы объединены под общим этнонимом «черкесы». Некоторые абхазо-адыгские противоречия, которые стали характерны для новейшего периода истории наших народов, абсолютно неприемлемы для кавказской диаспоры в Турции, Сирии и Иордании. Сегодня не только я, но и ни один политик, ни одно министерство иностранных дел Вам не скажет сколько в Турции или Сирии проживает абхазов или адыгов. Все мы обладаем информацией о примерном количестве представителей той или иной части диаспоры. Сегодня, когда нас, абхазов и абазин, два наиболее популярных в адыгской среде сайта («Circassia» и «Elot») обвиняют в «лицемерии» и «стремлении завезти в Абхазию и ассимилировать («обабхазить») братьев-черкесов», хочу заявить, что никто не собирается никого ассимилировать. У нас есть в Сирии своя, хотя и сравнительно малочисленная, диаспора, численность которой определяется самими сирийскими абхазами и абазинами, как 8-10 тысяч человек. Те, кто сегодня, используя Интернет, трубят во весь мир, что у абхазов и абазин нет в Сирии своей диаспоры, заявляют, чтобы мы никоим образом не считали за наших единокровных братьев-соотечественников многочисленный и славный род Абаза, который, якобы, к Абхазии никакого отношения не имеет. Разочарую всех, кто отрывает Абазу (не только род, но и этноним Абазы, историю и культуру) от абхазов и абазин: Абаза и есть абхазы и абазины, и только абхазы и абазины. Я знаю, почему так происходит, что некоторые наши адыгские (в основном, кабардино-черкесские, адыгейские тут почти не при чём) братья сами или через молодёжь пытаются сегодня оторвать Абазу от абхазо-абазинского народа. Так получилось, что некоторые наиболее уважаемые в адыгской среде национальные или региональные лидеры, являются абхазо-абазинами по происхождению, но в настоящее время они считают себя чистокровными адыгами. Да, мы (абхазо-абазины и адыги) – братья, но это не означает, что абхазо-абазины являются адыгами или адыги являются абхазо-абазинами. Почему проблема Абазы обострилась именно сегодня? Да потому, что сегодня черкесское национальное движение выступает (и это видно по адыгским интернет-ресурсам) с антироссийскими лозунгами. При этом геноцид черкесского народа признала Грузия. И в этой же ситуации нужно каким-то образом, чтобы не потерять грузинского уважения, откреститься от Абхазии. Либо сделать всё возможное для того, чтобы сблизить абхазо-грузинские позиции. И ещё при этом же на глазах исчезает красивый, добрый и мужественный абазинский народ, от которого как раз и произошли самые яркие кабардино-черкесские деятели. Естественно, люди абазской крови, ненавидящие Россию за то, что она сделала против абхазо-адыгских народов 150 лет назад, но при этом предлагающие абхазам забыть то, что произошло всего 20 лет назад в отношениях с Грузией, а также знающие, что абазины исчезают, наверное, ничего более не придумали, как считать Абазу адыгским этнофеноменом и тем самым внутренне успокоиться. А сейчас несколько слов о том, какие абхазо-абазинские фамилии проживают в Сирии. Вот перечень фамилий, составленный известной абхазской поэтессой Нелли Тарба, которая побывала в Сирии ещё до грузино-абхазской войны и выпустила книгу на абхазском языке: Агрба – одна из наиболее многочисленных абхазских фамилий в Сирии; Агьаш – оригинальная фамилия, неизвестная по другим источникам; Арютаа – некоторые представители этого рода носят и другое фамильное имя – Джаткяр (по личному имени деда); Акукуба – встречается в Латакии, где живёт Сумаз Абаза (Акукуба); Апса – представлена единственной семьёй из 5 человек; Ашлыдза – очень редкое фамильное имя; Багба; Быджя; Юадза (Авидзба); Юардан; Джурта; Джаткяр; Иазауа – редчайшая фамилия; Гечба; Гуагуа; Куджба; Кушба – один из моих близких друзей, Махмуд Абаза из Сирии, из рода Кушба, воевал у нас на войне и в настоящее время с младшим братом живёт в Абхазии; Кабрадж; Казан; Каркуа (по-абхазски Ҟарҟәа, их иначе называют и Ҟызаду – «большой гусь»); Лапан-ипа; Лейба (как раз известный Халдун Лейба, воевавший в Абхазии, родом из Сирии); Маан; Маршан – в Сирии проживают три патронимические ветви этой фамилии (Таҧшь-иҧа, Урыч-иҧа и Хьрыҧс-иҧа); Папба; Тарба; Трам; Уадзыра; Халбад; Цвацваба (по-абхазски Ҵәаҵәаба); Цвжьаа; Чичба; Чкуа; Щагяриа и Яган.

Давид, как вы думаете, есть ли серьёзный потенциал для возвращения абхазских и адыгских мухаджиров на историческую родину?

Вообще, было бы идеально (и для Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, и для перспектив абхазо-адыгских народов, и для самой нашей сирийской диаспоры), если мы смогли бы принять в Абхазии и РФ, хотя бы, несколько тысяч остро нуждающихся представителей диаспоры из Сирии. По имеющееся у меня информации, переехать в Абхазию готовы несколько сот абхазов. Называются цифры от 200 до 300 человек. Готовятся встретить сирийских адыгов и в северокавказских республиках. В МИД Абхазии создан специальный отдел по Турции и Ближнему Востоку. Я понимаю, сколь сложен процесс возвращения представителей диаспоры на родину, но без репатриации своих соотечественников из зарубежных стран, мы можем их окончательно потерять. Иными словами, я боюсь, что они через какое-то время полностью ассимилируются в турецкой или арабской среде. Для того, чтобы потенциал для возвращения нашей диаспоры на историческую родину был серьёзным, ответственным и бесповоротным, Правительству Абхазии нужно активнее работать в Турции, Сирии и иных странах, чаще привлекать для работы экспертов и специалистов, финансировать программы и проекты, действующие в странах проживания диаспоры, обеспечивать наших соотечественников специальной литературой по языку и истории, видео- и аудиоматериалами на родном языке, добиться получения абхазо-абазинского спутникового телевизионного канала. Что касается самой Абхазии, то здесь мы должны создавать репатриантам нормальные условия для жизни и работы, а не сваливать на них дополнительный груз нерешённых проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *