абстрактный субъективизм что такое
СУБЪЕКТИВИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «СУБЪЕКТИВИЗМ» в других словарях:
СУБЪЕКТИВИЗМ — все, что отличает данную личность и ее отношение к чему либо от других людей и их отношений к тому же самому; личное настроение, вкусы, наклонности, привычки, особенности личной точки зрения, свойства ума и проч. и проч., что оставляет очень… … Словарь иностранных слов русского языка
СУБЪЕКТИВИЗМ — СУБЪЕКТИВИЗМ, субъективизма, мн. нет, муж. 1. Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта (филос.). 2. Направление буржуазной социологии, считающее,… … Толковый словарь Ушакова
субъективизм — отношение, мировоззрение Словарь русских синонимов. субъективизм сущ., кол во синонимов: 2 • мировоззрение (26) • … Словарь синонимов
СУБЪЕКТИВИЗМ — мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности … Большой Энциклопедический словарь
СУБЪЕКТИВИЗМ — СУБЪЕКТИВИЗМ, а, муж. 1. В философии: мировоззрение, в основе к рого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности. 2. Личное, субъективное (во … Толковый словарь Ожегова
СУБЪЕКТИВИЗМ — англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и эпистемологичес кая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания. 2. Теоретические взгляды (П … Энциклопедия социологии
Субъективизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
СУБЪЕКТИВИЗМ — склонность сводишь любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое – некрасиво, истинное – ложно, хорошее – плохо – все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
СУБЪЕКТИВИЗМ — склонность сводить любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое некрасиво, истинное ложно, хорошее плохо все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют релятивизмом.… … Философский словарь
Значение слова «субъективизм»
1. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. Исходя из ощущений, можно идти по линии субъективизма, приводящей к солипсизму («тела суть комплексы или комбинации ощущений»), и можно идти по линии объективизма, приводящей к материализму (ощущения суть образы тел, внешнего мира). Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. || Направление в буржуазной социологии, утверждающее, что развитие общества определяется не объективными закономерностями, а субъективными факторами (волей, стремлением отдельных личностей).
2. Субъективно ограниченное воззрение на что-л., отсутствие объективности (во 2 знач.). — Сомнительная достоверность свидетельских показаний давно подмечена юридической практикой, и, в сущности, она лучше всего обнажает субъективизм наших суждений о всех явлениях жизни. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В собственном смысле слова субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их (см. Homo-mensura — положение). Субъективизм — это точка зрения, которая учитывает только одного человека. В крайних случаях такой субъективизм в теории познания приводит к солипсизму, а в этике — к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренаики, в этике — гедонисты, а в Новое время — особенно Штирнер.
СУБЪЕКТИВИ’ЗМ, а, мн. нет, м. 1. Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта (филос.). 2. Направление буржуазной социологии, считающее, что развитие классового общества определяется не законами экономического развития и борьбой классов, а идеями и отдельными выдающимися личностями (социол.). 3. То же, что субъективность (книжн.). Проявить в споре излишний с.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
субъективи́зм
1. филос. мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности ◆ Кант сам сознал эту невозможность утвердить объективность нашего опыта в одном субъекте, и отсюда зародилась у него необходимость искать опоры вне заколдованного круга субъективизма. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сомнительная достоверность свидетельских показаний давно подмечена юридической практикой, и, в сущности, она лучше всего обнажает субъективизм наших суждений о всех явлениях жизни… Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1928 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова корниловщина (существительное):
Субъективность и абстракция
Другим свойством подлинной экспрессионистской драмы является субъективизм, который проявляется в равнодушии к социальности, идет ли речь о публике или о выборе сюжета. Такой бескомпромиссный субъективизм даже озадачивает. Экспрессионисты намеревались не только исключить Человека из социального окружения, но и лишить его личностных признаков. Уделом Человека оставался лишь Дух. Человеческое естество выражалось в крайне напряженных формах — экспрессионисты, прорываясь к автономному Я персонажей, стремились использовать эффект неожиданности.
Истинный экспрессионизм, по мнению Зокеля, «субъективен, обращен к грезам и визионерству, равнодушен к действительности, более того, не стремится к интеллектуальности и экспериментам с языком. Он отличается от сюрреализма тем, что придает важное значение человеческому существованию со всеми вытекающими последствиями». Согласно Зокелю, экспрессионизм связывают с модернизмом музыкальность, представление о новом назначении театра, а также неприятие внешнего мира и отрицание традиционно психологических приемов.
Кроме того, что немаловажно, меняется (уже в драматургии Стриндберга) функция символа. Нищий в его пьесе «Путь в Дамаск» (1898) символичен, совершенно в экспрессионистском ключе — он несамодостаточен и является лишь «тенью» главного персонажа, проекцией его возможностей, выражением его подсознания, неуловимого в реальности. «Путь в Дамаск» — первая пьеса, которую можно назвать экспрессионистской, так как в ней формализована сплошная — тотальная — отвлеченность. Значимость любого из персонажей не зависит от внесценической жизни. Все они лишь выполняют некую драматургическую функцию и служат реализацией драматической авторской идеи.
Один из аспектов такой поэтики представлен в немецкой экспрессионистской драме. Так, абстрактность пьесы Зорге «Нищий» (1912) не противоречит ее драматическому содержанию. Конфликт материалиста-отца с идеалистом-сыном — это конфликт двух вариантов мессианского предназначения. Материализм отца подается утрированно, в форме гротеска или даже карикатуры, через грубость его поведения. Но это не традиционный драматический характер. Согласно концепции Зорге, роль отца сугубо функциональна и подчинена лейтмотиву пьесы.
Стриндберга — в отличие от сюрреалистов — занимало не прямолинейное отражение сновидений, но воспроизведение в пьесах их структуры. В предуведомлении читателям «Игры грез» (1902) он писал, что «стремился подражать бессвязной, но кажущейся логичной форме сновидения: все возможно и вероятно. Времени и пространства не существует. Цепляясь за крохотную основу реальности, воображение прядет свою пряжу и ткет узоры: смесь воспоминаний, переживаний, вольной фантазии, вздора и импровизации». Цель писателя, таким образом, состоит в создании свободной композиции и выражении незримого.
Самого Стриндберга можно только отчасти назвать экспрессионистом, хотя он оказал решающее влияние на немецких драматургов этого направления, ведь они тоже страстно желали представить «внутреннее пространство» человека, обособив его от внешнего мира. Проекция глубинного Я персонажей заменяла в этих пьесах отображение их социальной среды. Что же касается самих персонажей, то они, не обладая индивидуальностью в традиционном смысле слова, становятся воплощением психических сил. Драма Августа Штрамма так и называется: «Силы». Эти «силы» овеществлены в персонажах и видоизменяют окружающее их пространство.
Вследствие этого экспрессионистская драматургия использует в качестве механизма действия не диалог, а конструкцию пьес, состоящую из ряда замкнутых эпизодов. Визуальное в этом театре преобладает над интеллектуальным. Даже пространство и время являются лишь функциональным средством для раскрытия авторской идеи. Время или ускоряется, или обращается вспять. Оптические эффекты спектакля восполняют отсутствие психологических мотивировок. Выражение чувств персонажей не менее важно, чем их поведение и поступки. Экспрессионистская речь ничего не описывает и у разных героев не индивидуализирована. Ее следует воспринимать сугубо функционально, всего лишь как способ передать душевное состояние действующих лиц: меняется их состояние, меняется и речь.
Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть Вторая. ТРИ ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА
I. НЕОБХОДИМОСТЬ ТЩАТЕЛЬНОГО ПЕРЕСМОТРА ЭСТЕТИКИ ДАННОГО ПЕРИОДА В СВЯЗИ С НЕДОСТАТКАМИ ПРЕДЫДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§5. Выводы из предыдущего и возникающие новые задачи
Предложенный выше критический обзор бывших до настоящего времени изложений эллинистически-римской и по преимуществу раннеэллинистической эстетики является для нас весьма поучительным и обязывающим. Первое впечатление от всей этой литературы способно только удивить каждого читателя. А именно большинство историко-эстетических исследователей или совсем не излагают раннего эллинизма, хотя от Аристотеля до Плотина прошло не менее пятисот лет, либо излагают до чрезвычайности скудно, упрощенно и кратко. Большинство исследователей находятся под впечатлением катастрофы классического полиса, а из этой катастрофы тут же делается вывод об упадке и даже ничтожестве всего эллинизма. Но мы уже указывали выше, что здесь можно говорить об упадке только классического идеала ясности, простоты и наивной гармонии. В этом отношении, действительно, был упадок. Однако тут же началась совершенно новая эпоха, огромная и по своей длительности, и по количеству памятников искусства, и по количеству эстетических материалов. Трудно считать упадком постепенное назревание эллинистических военно-монархических организаций, которые закончились образованием мировой Римской империи со своим собственным искусством и со своей собственной эстетикой. Поэтому первый урок, который мы извлекаем из ознакомления с обширным количеством историко-эстетических исследований, сводится к тому, что этот период от Аристотеля (конец IV в. до н.э.) до возникновения неоплатонизма, то есть до Плотина (III в. н.э.), не только не может быть пропускаем или игнорируем, но даже требует к себе максимального внимания и требует учета почти всегда игнорируемой его специфики.
С другой стороны, изученная нами историко-эстетическая литература, несмотря на всю ее скудость в отношении эллинизма, все же содержит разного рода пусть случайные, но часто весьма существенные указания, которым стоит поучиться и которые необходимо учесть. При общем просмотре материалов эллинистической и даже раннеэллинистической эстетики бросается в глаза, особенно в сравнении с классической ясностью и простотой, необычайная пестрота эстетического сознания, его погоня за разного рода тонкостями, за изысканными наблюдениями, за изощренным искательством всяких деталей и редкостей, включая также и разнообразную экзотику. Те исследователи прошлого, которые на все это указывали, обязательно должны стать для нас предметом неукоснительного подражания. Им не нужно подражать только в том, что при изображении такой эллинистической пестроты они не умеют объяснить ее происхождение из абстрактно-субъективистской склонности эллинизма к анализу человеческих переживаний, а эту последнюю склонность они не в состоянии объяснить социально-историческими причинами. Но об этих последних у нас уже было много разговора в предыдущем изложении. Сейчас же мы попробуем собрать воедино положительные указания прежней историко-эстетической литературы и формулировать вытекающие отсюда задачи исторического исследования эстетики эллинизма вообще, но в связи с настоящей второй частью нашего тома задачи исследования именно раннеэллинистической эстетики.
1. Абстрактный субъективизм
Это, насколько можно судить, самое главное и самое яркое отличие раннеэллинистической эстетики от эстетики классической. То, что центр внимания тогдашних эстетиков и искусствоведов был перенесен на человеческий субъект, – это, кажется, не вызывает ни у кого более или менее существенного сомнения; и это, как мы видели, обосновано повелительными требованиями тогдашней социально-исторической действительности. Об этом периоде абстрактной субъективности довольно отчетливо говорили в досоветской литературе Новицкий и Редкий, а в советской литературе Лосев. Тут, однако, не надо забывать двух чрезвычайно важных проблем – это проблемы специфики абстрактного субъективизма раннеэллинистической эстетики и проблемы объективно-космических конструкций, вытекающих из этого абстрактного субъективизма.
2. Специфика абстрактного субъективизма
Указание на эту специфику очень часто мелькает в рассмотренных нами историко-эстетических исследованиях раннеэллинистической эстетики, но нигде не получает законченной характеристики и уж тем более не дает никаких точных формул, которые были бы основаны на непосредственном использовании самой раннеэллинистической эстетики. Ведь внимание к субъективной стороне явлений красоты и искусства сколько угодно имело место и в пределах классики. Гераклит говорил о глубинах и разносторонних проявлениях человеческой души так, как об этом редко говорили даже и в период эллинизма. Софисты были уже прямыми субъективистами. А у Платона и Аристотеля человеческий субъект тоже играл весьма важную, а часто даже и вообще первую роль. В чем же разница? И что, собственно говоря, нового мы находим у представителей раннего эллинизма, у всех этих стоиков, эпикурейцев и скептиков, куда, конечно, в значительной мере нужно относить и перипатетиков и академиков?
Легче всего этот вопрос о специфике решается в отношении скептиков. Их принцип смысловой однозначности, или прямой тождественности всех противоречащих друг другу суждений, так называемая исостения, и вытекающая отсюда необходимость воздержания от всякого утверждения или отрицания, так называемая epoche (это и есть «воздержание») отличаются достаточной и теоретической и исторической ясностью и очевидностью. Поэтому красота у скептиков – это есть исостения и тот внутренний покой и безмятежность личности, которые из этой исостении вытекают. Это ясно. Раньше, в период классики, такой исостенической эстетики, во всяком случае, не было. Ясно также и то, что основой для такой скептической исостении, конечно, была опора на человеческую субъективность как на последнюю инстанцию.
Труднее обстоит дело с эпикурейцами. Традиционное изложение делает их попросту атомистами, а в смысле субъективной настроенности – только гедонистами. В этом, конечно, нет никакой специфики, поскольку атомисты были и до эпикурейцев; а киренаики были еще больше гедонистами, чем эпикурейцы. Однако такое популярное длительное направление античной мысли, как эпикурейство, конечно, должно было иметь свою специфику. Формулировать ее очень трудно. Но один из приведенных выше исследователей (Байе) указал, как кажется, весьма оригинальный путь для формулировки этой специфики. Дело касается здесь некоторого рода рассудочной структуры эпикурейской эстетики удовольствия, причем структура эта определяется и атомизмом вообще и в частности учением о спонтанном самоотклонении атомов в их вечном движении сверху вниз.
Гораздо богаче, но зато и гораздо труднее обстоит дело со стоиками. Огромная литература о стоиках, особенно в последние годы, когда в античном стоицизме стали искать корней современной математической логики, заставляет нас в обязательном порядке признать если не прямой примат логики над этикой в стоицизме, то, во всяком случае, их прямую равнозначность для стоиков. И поэтому если уж говорить об абстрактном субъективизме, то его нужно находить у стоиков не только в их учении о бесстрастии и безмятежности и не только в учении о мудреце, но и в их чисто логической теории. Как мы видели выше, из историков эстетики Кроче уже натолкнулся на стоическое учение о лектон, хотя этот исследователь и не придал такому учению какое-нибудь принципиальное и основополагающее значение. Как мы увидим ниже, стоическое лектон и на самом деле в очень отчетливой форме рисует специфику стоического субъективизма, что и выяснится само собой из полного отрыва этого лектон у стоиков от всего объективного и телесного. С привлечением этого лектон и сама прославленная ригористическая этика стоиков тоже становится чем-то оригинальным и небывалым.
3. Объективистские выводы
Такие выводы на этих путях субъективистского примата возникают сами собой. Ведь все дело в том, что античное мышление, кроме одного случайного, кратковременного, да и то непоследовательного, заскока у софистов, совершенно не было способно к более или менее длительному отрицанию объективной действительности. Всякая субъективная позиция у античного мыслителя всегда обязательно заканчивалась также и объективными выводами, без чего греки вовсе не были бы стихийными материалистами, как это мы о них сейчас думаем. Правда, объективный мир в этих условиях уже не принимался в своей глобальной и непродуманной данности. Он здесь выступал уже со своей продуманной стороны, уже в виде осуществления тех или иных вечных закономерностей, уже в своей смысловой структуре. Другими словами, это было уже объективизмом с весьма сильными имманентно-субъективными конструкциями. Это нисколько не мешало объективному миру оставаться самим собой; но это требовало резкого различия того, что в мире является подлинно познаваемым и закономерным, и того, что является уже непознаваемым и лишенным всякой закономерности.
Поэтому, как мы уже упоминали, с нашей стороны всегда встречало самую резкую критику изложение стоической натурфилософии в стиле традиционного пантеизма и даже какой-то языческой теодиции. Стоический логос, конечно, являлся прежде всего картиной разумного и закономерного устройства космоса; а так как этот логос в традиционных изложениях ничем не отличался от первоогня, то и получалась сама собой обычная досократовская пантеистическая вселенная, в которой ровно ничего не было специально стоического. Ниже мы увидим, что вся оригинальность стоической натурфилософской эстетики как раз и заключалась в неспособности логоса одолеть собою веления судьбы и что такую оригинальность стоического логоса только и можно объяснить его абстрактно-субъективистской и потому достаточно слабой значимостью. Красота, по учению стоиков, это всегда есть ярко и четко очерченная структура бытия, которая в конце концов становится даже предметом самодовлеющего и бескорыстного (adiaphoron) удовольствия, однако всегда на фоне неумолимой и часто трагической судьбы. Красота у стоиков и логична, и провиденциальна, и фаталистична, а поэтому самому и глубинно трагична, причем все это совершенно одновременно.
4. Дифференцированность эстетического сознания
Наконец, лучшие исследования раннеэллинистической эстетики свидетельствуют еще о необычайной дифференцированности эстетического сознания в ту эпоху. Это, как мы видели, касается и теоретической эстетики и практически-искусствоведческой. Теоретическая эстетика данных веков дала длинный ряд весьма глубоких и выразительных изображений отдельных типов эстетического сознания. В настоящее время надо уметь их тщательно излагать и анализировать. Что же касается искусствознания, литературной теории или риторики, то тут перед нами такие огромные материалы, что сейчас даже не представляется возможным все их охватить. Однако приступить к этому уже давно пора; и в дальнейшем мы должны попытаться сделать в этой области то, что возможно.
5. Ограниченность эстетики раннего эллинизма
Таковы предварительные выводы, которые мы могли бы сделать на основании изучения историко-эстетической литературы, относящейся к эллинизму. Нельзя не видеть огромных достижений такой эстетики. Но нельзя не замечать также и глубоких провалов такой эстетики в сравнении с классической эстетикой. Ведь надо все время помнить, что перед нами здесь та ступень эстетического сознания, которую мы назвали абстрактно-субъективной. Ее абстрактность заключается в том, в чем и абстрактность классической объективистской эстетики. Последняя, как мы хорошо знаем, слишком упорно базировалась на объективном понимании мира и его красоты, так что человеческий субъект был только результатом этих абстрактно-всеобщих построений объективного миропорядка. Что же касается раннего эллинизма, то тут, наоборот, слишком упорно базировались на субъективном самочувствии человека, а все объективное оказывалось только результатом и завершением субъективно-человеческого мышления и переживания. Но и объект, взятый вне самостоятельного существования субъекта, и субъект, взятый вне самостоятельного существования объекта, одинаково абстрактны. В одном случае красота в основном есть красота космоса, а человеческий субъект только снизу и только слабо к ней приобщается. В другом же случае красота есть в основном благоустройство внутренних переживаний человека, а объективно-космическая красота признается только в меру присутствия ее в глубинах человеческого субъекта. Вот почему для преодоления обеих абстрактных позиций в эстетике понадобилось несколько веков, которые были представлены многовековым античным неоплатонизмом.
Итак, критический обзор появившихся до настоящего времени изложений и анализов эллинистически-римской эстетики ни в каком случае не может трактоваться как предприятие в некотором смысле излишнее или бесполезное. Крупнейшие выводы, которые заставляет нас сделать этот обзор, а также возникающие отсюда задачи современного исследования раннеэллинистической эстетики ясны сами тобой.
СУБЪЕКТИВИЗМ
Смотреть что такое СУБЪЕКТИВИЗМ в других словарях:
СУБЪЕКТИВИЗМ
(в социальных науках). — Одним из основных требований научности является объективизм в смысле стремления основывать свои суждения исключительно на факт. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
субъективизм 1. м. Мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта (1*) в процессе познания и в общественной деятельности (в философии). 2. м. Личное, субъективное отношение к чему-л., субъективно-ограниченное суждение о чем-л.; субъективность.
СУБЪЕКТИВИЗМ
субъективизм м. филос.subjectivism
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
Субъективизм (в социальных науках). — Одним из основных требований научности является объективизм в смысле стремления основывать свои суждения исключительно на фактах, руководствуясь при этом одними общеобязательными законами логики. Предвзятым мнениям и пристрастиям, искажающим фактическую истину и не считающимся с логическими из объективных данных выводами, в науке не должно быть места. Между тем в социальных науках это основное требование научности очень часто нарушается под влиянием традиций и предубеждений, пристрастий и интересов, господствующих в отдельных нациях, вероисповеданиях, государствах, сословиях, классах, равно как политических партиях или даже научных и философских направлениях, когда ученые, сознательно — в худшем случае, бессознательно — в лучшем, искажают фактическую истину и извращают логические приемы мысли. Такой С., который ничуть не лучше чисто личного произвола, не может считаться законным явлением в науке. В этом отношении идеалом научности для социальных наук является естествознание, поскольку его теоретические вопросы далеки от всяких национальных, классовых и партийных (в политическом смысле) злоб дня. В стремлении сообщить обществоведению характер объективизма естественных наук некоторые ученые стали отрицать за социальными науками право оценивать исторические факты и обществ. явления даже с этической точки зрения, подводя ее под одну категорию с национальными, вероисповедными и тому под. пристрастиями. При этом забывалось, однако, что беспристрастие есть требование не только истинно научного, но и действительно этического отношения к явлениям социальной жизни, которое должно в одно и то же время быть и научным, и справедливым, т. е. соответствовать одинаково и фактической правде, и этическому идеалу. Незаконный С. пристрастий и предубеждений одинаково и ненаучен, и неэтичен, так что в требовании его устранения наука и этика вполне солидарны и между обеими не может быть конфликта. Объективизм естествознания в науках социальных был бы равносилен не беспристрастию, а полному отсутствию живого интереса к человеческой личности. Некоторые поклонники полного объективизма в общественных науках пошли еще далее, объявив единственным объектом науки внешнюю сторону социальной жизни, т. е. общественные отношения и учреждения, устраняя ее внутреннюю, психическую сторону, как чисто субъективную. В настоящее время, однако, даже среди представителей самых «материалистических» направлений все более и более утверждается мысль о психической природе социальных явлений. — Взаимные отношения С. и объективизма в социальных науках порождали в научной литературе немало недоразумений и споров. Нигде, быть может, вопрос этот не делался предметом такой горячей полемики, как в России. В семидесятых годах у нас заговорили о русской социологической школе, отличительным признаком которой был признан ее С., а когда в девяти десятых гг. стало развиваться направление экономического материализма, то представители его прежде всего напали именно на «субъективную социологию» семидесятых годов. Первые защитники социологического С. (П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский) внесли в социологию термин «субъективного метода», обязанный своим происхождением Конту во второй период его деятельности, но понятый в совершенно ином смысле русскими социологами. Основная черта русского С. — не подчинение наблюдения воображению, как у Конта, а внесение в социологию социально-этического идеализма в смысле установления известного мерила для оценки общественных состояний и перемен (см. Лавров-Миртов, «Задачи позитивизма» в «Соврем. обозрении» за 1868 г., «Исторические письма» и др.; Михайловский, «Что такое прогресс?», «Теория Дарвина и общественная наука» и др.). Против понятия субъективного метода с самого начала вооружился С. Н. Южаков, в общем придерживавшийся социально-этического С. Лаврова и Михайловского (статья в «Знании», перепечатанная в «Социальных этюдах», 1891). Отрицая в социологии необходимость и научность особого метода, который был бы чем-то иным сравнительно с методом естествознания, он признал вполне правильным субъективизм в смысле точки зрения или отношения к предмету. Тот же взгляд проводится в разных книгах и статьях Н. Кареева («О субъективизме в социологии» в «Историко-философских и социологических этюдах», «Основные вопросы философии истории», «Беседы о выработке миросозерцания», «Введение в изучение социологии» и др.). Главными противниками социологического С. выступили прежде всего П. Б. Струве («Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», 1894) и Н. Бельтов («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», 1895), доказывавшие безусловный объективизм своего социологического направления — экономического материализма, хотя немецкие представители последнего иногда прямо подчеркивали его классовый С. У названных авторов еще нет систематического рассмотрения вопроса, чем впервые с точки зрения экономического материализма занялся Н. Бердяев в книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901). Вся эта книга направлена против Н. К. Михайловского, но, в сущности, автор сам признает правильность социального С. в форме защищаемого им «господства классовой точки зрения» и оправдывает критикуемого писателя, когда он близко подходит к этой точке зрения. П. Б. Струве, написавший обширное предисловие к этой книге, принципиально высказывается, наоборот, против «рассматривания существующего, как такового, с классовой точки зрения», ибо и «интересы класса не суть критерий должного». В то же время, однако, и он признает этический С. в социологии, чем устраняются прежние заявления экономических материалистов об исключительном объективизме их учения. Таким образом в самом лагере первоначальных противников социологического С. замечается поворот к внесению в социальные науки этического элемента. Спорным остается вопрос о С. классового характера, едва ли, однако, чем-либо отличающемся от С. национального, конфессионального, партийного и тому под. См. Экономический материализм и Этика. Н. Кареев.
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМвсе, что отличает данную личность и ее отношение к чему-либо от других людей и их отношений к тому же самому; личное настроение, вкусы, нак. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
мировоззренч. позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. С.один из осн. гносеологич. источников идеализма. Сущность С. состоит в абсолютизации активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания. С. как позиция, не сообразующаяся с природой объектов, ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», агностицизму и релятивизму (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 322). Представителями С. в истории философии были Беркли, Юм, Фихте; элементы С. характерны для филос. учения Канта. В бурж. философии 19-20 вв. С. выступает в качестве одного из осн. принципов таких направлений, как неокантианство, эмпириокритицизм, философия жизни, прагматизм, неопозитивизм, экзис тенциализм. Отвергая С., марксистская философия утверждает активную роль субъекта в практике и познании, но исходит при этом из признания диалектич. взаимосвязи субъекта и объекта. С. лежит в основе различных извращений марксизма-ленинизма. Правый ревизионизм, исходя из субъективистского понимания практики, пытается эклектически совместить принципы философии марксизма с субъективистскими филос. концепциями (напр., экзистенциализмом и прагматизмом). Ревизия марксизма, осуществляемая «слева», состоит в подмене его творч. теории системой субъективистски толкуемых догм, служащих обоснованием волюнтаризма. С. в политике характеризуется тем, что политич. решения принимаются на основе произвольных, ненауч. установок. Политич. С. находит своё выражение в пренебрежит. отношении к обществ. закономерностям, в вере во всесилие адм. решений. Подлинно науч. политика сочетает строгую объективность в подходе к действительности с признанием активности и инициативы масс, классов и отд. личностей, что служит гарантией против любых форм С. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
-а, м. 1.Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества.Исхо. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
1) Орфографическая запись слова: субъективизм2) Ударение в слове: субъектив`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): субъективизм4) Фонетическая т. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
склонность сводить любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое — некрасиво, истинное — ложно, хорошее — плохо — все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют релятивизмом. Пример — философия Протагора, считавшего, что «человек — мера всех вещей». Пиранделло, считавший, что то, что хорошо для одного человека, может оказаться плохим для другого, и что, желая другому добра, мы чаще всего приносим ему зло, написал пьесу «Каждый по-своему». В своем пределе субъективизм сводит любое существование к существованию субъекта, внешний мир — к его образу в сознании субъекта: именно так (ошибочно) часто интерпретируют философию «Я» Фихте (который, наоборот, обосновывает реальность восприятия). Субъективизм противоположен естественному реализму и объективизму (которые, наоборот, сводят все внутренние состояния к внешней причине). смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
склонность сводишь любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое – некрасиво, истинное – ложно, хорошее – плохо – все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют релятивизмом. Пример – философия Протагора, считавшего, что «человек – мера всех вещей». Пиранделло, считавший, что то, что хорошо для одного человека, может оказаться плохим для другого, и что, желая другому добра, мы чаще всего приносим ему зло, написал пьесу «Каждый посвоему». В своем пределе субъективизм сводит любое существование к существованию субъекта, внешний мир – к его образу в сознании субъекта: именно так (ошибочно) часто интерпретируют философию «Я» Фихте (который, наоборот, обосновывает реальность восприятия). Субъективизм противоположен естественному реализму и объективизму (которые, наоборот, сводят все внутренние состояния к внешней причине). смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, т.е. взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой такого субъективизма. Кантианство может рассматриваться как умеренный субъективизм того же сорта. Многие разновидности неопозитивизма также склоняются отчасти к такому субъективизму. В собственном смысле слова субъективизм учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их (см. Homo-mensura положение). В крайних случаях такой субъективизм в теории приводит к солипсизму, а в этике к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренаики, в этике гедонисты, а в Новое время особенно Штирнер. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
Туес Тубик Тиски Тис Тимус Тим Тикси Тик Тес Текс Теизм Тезис Твикс Твие Съем Сутки Сут Сук Субъективизм Субъект Суб Стик Стем Стек Смит Сми Скит Скб Сиу Сити Сим Сизик Сет Семит Семик Сек Сев Светик Свезти Муст Муси Мус Мтс Мкс Мквт Мистик Мис Микст Мик Метис Метиз Мести Мес Мебиус Мвт Кутис Кут Куст Кус Кум Кувез Кубист Кубизм Куб Кси Кмет Кит Кисет Ким Киев Кеб Квт Квит Квиз Квиетизм Кбит Иск Икт Икс Изм Извет Извести Иезуит Ибис Зуек Зуев Зубик Зуб Змиев Зет Зев Зебу Звук Вуз Втуз Всуе Все Вмс Вкус Витим Туз Тузик Тук Убиквист Витекс Витебск Вит Вист Увезти Увести Висмут Виски Вис Визит Вие Увет Узбек Взмет Вести Вест Вес Век Везти Узи Узик Веб Уик Умет Усик Бутс Устим Бутик Бум Бук Буек Битум Бисквит Бес Безик Утес Бек Бест Бзик Бикс Бимс Бис Букет Букс Бусик Бут. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
— англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и эпистемологичес-кая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания. 2. Теоретические взгляды (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.) на обществ, процесс, в к-ром личность, а не группа или класс является основной «единицей» обществ, структуры и истор. развития. 3. Личное пристрастное отношение к чему-либо. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: мировоззрение, отношение. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ субъективизма, мн. нет, м. 1. Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта (филос.). 2. Направление буржуазной социологии, считающее, что развитие классового общества определяется не законами экономического развития и борьбой классов, а идеями и отдельными выдающимися личностями (социол.). 3. То же, что субъективность (книжн.). Проявить в споре излишний субъективизм.
СУБЪЕКТИВИЗМ
мировоззренческая позиция, игнорирующая объективные законы природы и общества, един из гносеологических источников идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В крайних случаях он приводит к солипсизму, в этике к эгоизму, в политике к волюнтаризму. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
-1. личное, пристрастное, предвзятое отношение к комуили чему-либо. Антоним: Объективизм; 2. направление в социологии, согласно которому развитие общества определяется волей и стремлением отдельных, особенно выдающихся людей; 3. в этике – точка зрения, согласно которой нормы морали являются относительными, так как они выводятся из личных предпочтений и суждений. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
сущ.; филос subjectivism; (отсутствие объективности) subjectiveness; subjectivityСинонимы: мировоззрение, отношение
СУБЪЕКТИВИЗМ
М мн. нет subyektivizm (1. obyektiv varlığı, maddi aləmi inkar edən və onun ancaq subyektin şüurunda mövcud olduğunu iddia edən fəlsəfi cərəyan; 2. sosiologiyada: cəmiyyətin inkiişfının obyektiv qanunlara əsasən deyil, subyektiv amillərə əsasən inkişaf etdiyini iddia edən cərəyan; 3. subyektivlik, subyektiv münasibət). смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
м филос.Subjektivismus m неизм.Синонимы: мировоззрение, отношение
СУБЪЕКТИВИЗМ
ж. 1. филос. субъективизм (объективдүү реалдуу дүйнөнүн адамдын аң-сезимине көз каранды эместигин тануучу, философиядагы илимге каршы болгон багыт); 2. (пристрастное отношение) субъективизм (калыстыгы жок мамиле); в его мнениях много субъективизма анын айткан оюнда субъективизм көп. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
Ударение в слове: субъектив`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: субъектив`изм
СУБЪЕКТИВИЗМ
1. филос. субъективизм (шындықтың объектілігін мойындамайтын табиғат пен қоғамдық өмірдегі заңдылықты жоққа шығаратын көзқарас);2. субъективизм біреуге іш тарту, әділетсіздік;- в его выводах много субъективизма оның қорытындысында субъективизм көп. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
Rzeczownik субъективизм m subiektywizm m
СУБЪЕКТИВИЗМ
м, филос. öznelcilikСинонимы: мировоззрение, отношение
СУБЪЕКТИВИЗМ
м флс subjectivismo mСинонимы: мировоззрение, отношение
СУБЪЕКТИВИЗМ
м. филос.subjectivisme mСинонимы: мировоззрение, отношение
СУБЪЕКТИВИЗМ
м. филос. subjectivisme m
СУБЪЕКТИВИЗМ
субъективи’зм, субъективи’змы, субъективи’зма, субъективи’змов, субъективи’зму, субъективи’змам, субъективи’зм, субъективи’змы, субъективи’змом, субъективи’змами, субъективи’зме, субъективи’змах. смотреть
СУБЪЕКТИВИЗМ
субъективизмסוּבּייֶקטִיבִיזם ז’Синонимы: мировоззрение, отношение
СУБЪЕКТИВИЗМ
m.subjectivismСинонимы: мировоззрение, отношение