ад каннибалов про что
Ад каннибалов
Франко ди Нунцио
Франко Палладжо
Роберт Керман
Франческа Чьярди
Лука Барбарески
F.D. Cinematografica
Panarecord
«Ад каннибалов» (итал. Cannibal Holocaust ) — популярный фильм ужасов итальянского режиссёра Руджеро Деодато, снятый в псевдодокументальной манере по сценарию Джанфранко Клеричи, рассказывающий о судьбе маленькой съёмочной группы, бесследно исчезнувшей в джунглях Амазонки.
Содержание
Сюжет
Небольшая съёмочная группа, состоящая из четырёх человек, отправляется в дебри Амазонки, дабы снять документальный фильм о последних на земле каннибалах. Отправившись в опасное путешествие, они бесследно пропадают. Последняя запись была сделана за несколько минут до их отплытия в дебри. Спустя время группа спецназа вышла на группу каннибалов-туземцев и всех, за исключением одного, уничтожила. У выжившего бойцы нашли бензиновую зажигалку, которая принадлежала Фэй Дениэлс, члену пропавшей съёмочной группы.
В джунгли прибывает профессор Говард Монро, цель которого — найти пропавших или отснятый ими материал. Вместе с двумя проводниками и пленным он направляется в джунгли, которые местные окрестили Зелёным Адом. По пути Чако Лосожос, один из проводников, рассказывает Монро о том, что существуют два «клана» каннибалов. Тот, к которому относится пленный, они называют «Якумо», а другой, который никто, кроме их жертв, не видел, зовут «Древесными людьми».
Войдя в джунгли, они продираются к деревне «Якумо», преодолевают реку вброд, а после выходят к стоянке «Якумо». Чуть дальше Чако находит человеческие останки. Употребив на ужин маленького зверька, они ложатся спать. На утро они становятся свидетелями жуткой расправы туземца-мужчины над женой. Чако говорит, что он отведёт их к деревне, и после того, как туземец избавляется от трупа, Чако дважды стреляет в воздух, и каннибал бросается бежать, а проводники, Монро и пленный каннибал за ним.
Выйдя недалеко от деревни, искатели втираются в доверие к «Якумо», отдают им пленного и входят в деревню. В деревне их встречают со страхом и паникой, но позже всё налаживается. Окончательно войдя в доверие к каннибалам, они начинают разыскивать отснятый материал. Однако вождь «Якумо» не собирается их отдавать, поэтому Говард прибегает к обману — он записывает голос вождя на диктофон, а после обменивает его на видеоматериал. Как ему переводит Чако: «Он говорит, что тот, кто может украсть голос, тот может украсть и душу». Вернувшись в Нью-Йорк, Монро и ещё несколько человек начинают смотреть отснятый материал.
На отснятых материалах было видно, что придя в деревню «Якумо», члены съёмочной группы её подожгли, потом вторглись в священное место, оборвав священный ритуал, потом изнасиловали туземку, принадлежащую уже «Древесным людям», а после вторглись на территорию самих «Древесных», где их самих всех убили.
После просмотра Монро и все остальные приходят к выводу, что плёнка слишком пугающая и жестокая, чтобы выпустить её в прокат, и решают её уничтожить.
Рецензия-статья на фильм «Ад каннибалов»
Роберт Виллэн 11 сентября 2012 г. в 21:06
Серджио Леоне. Из письма к Руджеро Деодато
Нет, всего лишь >. Сегодня это название ничего не говорит широкой аудитории (хотя оно и не было рассчитано на массовую публику), однако на рубеже 1970-1980-х годов эта воистину скандальная картина произвела эффект разорвавшейся бомбы в Европе и, несмотря на ряд положительных рецензий, в которых говорилось, что это скорее притча, рассказанная языком фильма ужасов, нежели собственно жанровое произведение, в целом отзывы первых критиков были отрицательными. Сейчас, конечно, это воистину культовый фильм, неоспоримая (хотя кто-то и оспорит) классика итальянской ветви хоррора, однако справедливо ли это? Является ли эта лента фильмом ужасов? Нет, и мы последовательно разберёмся почему.
Первая половина XX века. Активно развивается такая научная дисциплина, как антропология. Люди, доселе считавшие все непросвещённые цивилизации отсталыми и недостойными внимания, вдруг искренне заинтересовались самой что ни на есть первобытной культурой, которая вполне себе сохранялась в непроходимых джунглях и африканских саваннах. Целая плеяда выдающихся умов (Э. Тайлор, А. Ланг, К. Леви-Стросс) посвятили свою жизнь изучению первобытных сообществ, их культуры и быта, которые могли бы пролить свет на проблему происхождения человека, развития общественных отношений, возникновения религии. Стали проводиться полевые экспедиции, создаваться научные направления, школы и институты, защищаться диссертации. Результаты деятельности учёных очень скоро, благодаря активному развитию в это же время СМИ, стали достоянием общественности. Такой ныне популярный жанр, как фильм ужасов, активно развивавшийся в это же время, не мог пройти мимо антропологических находок. Как оказалось, в некоторых современных (на тот момент) первобытных общинах сохранялся и активно практиковался такой, казалось бы, канувший в лету обычай, как каннибализм, который явно понравился некоторым тогдашним кинематографистам. В начале 1970-х годов в недрах классической итальянской школы ужасов зародился один из самых жёстких, но ныне почти мёртвых поджанров – так называемый каннибальский фильм. Первым произведением этого поджанра стал > Умберто Ленци, снятый в 1971 году и содержавший богатый этнографический материал относительно свадебных обрядов первобытных людей и, в том числе, каннибализм. Так как фильм Умберто Ленци был первым, пробным шагом в неизведанную даль этнографических ужасов, то каннибализма там содержалось по минимуму (по сравнению, конечно, с поздними каннибальскими фильмами, такими как >, > того же Ленци, > Руджеро Деодато и пр.). Однако первый блин не вышел комом, и отныне в Италии стали производить каннибальские фильмы, активно запрещаемые в других цивилизованных странах (те же > Умберто Ленци были запрещены в 31 стране мира, тоже спровоцировали судебный процесс, а также оказались занесены в Книгу рекордов Гиннеса как фильм, содержащий наибольшее количество сцен насилия (хотя есть много, много фильмов и не только в жанре фильма ужасов, где насилия гораздо больше)). Только в 1970-е годы в Италии были сняты десятки каннибальских фильмов такими режиссёрами, как Умберто Ленци (названный впоследствии отцом этого поджанра), Джо Д`Амато и, конечно, Руджеро Деодато.
> больше любых других своих собратьев связан с антропологией. Поводом к его созданию послужила статья одного антрополога, который двадцать лет исследовал племя каннибалов, жившее (и, возможно, живущее) в одной из африканских пещер. Руджеро Деодато был поражён холодным цинизмом статьи, да тут ещё и итальянское телевидение подоспело, которое вздумало показывать в новостях всякие ужасы. Всё это привело к созданию шедевра.
Вопреки расхожему мнению, > не похож на фильм ужасов хотя бы потому, что в нём нет ни одной сцены, которая была бы призвана нас напугать. Это фильм идеи, и именно эта идея связывает все куски фильма друг с другом, цементирует их. Осталось только сказать, что это за идея.
Фильм имеет антитезисную композицию. Он начинается с размышления журналиста о том, как велик человек, а заканчивается страшным вопросом, который Руджеро Деодато напрямую задаёт зрителю: > И зритель, посмотревший те 90 минут, что разделяют начало и конец, сам приходит к ответу на этот вопрос. Что же содержат в себе эти 90 минут? Всё, что нужно, чтобы разоблачить так называемый гуманизм цивилизованного мира. Группа документалистов, герои Италии, одержимые желанием получить >, отправляются в Африку снимать каннибалов по заказу факультета антропологии. Здесь-то и происходит встреча двух цивилизаций, современной и первобытной. Если верить французским философам XVIII века, цивилизованные люди должны были просветить дикие народы, ввести их в контекст мировой культуры. Но на деле происходит, что цивилизованный человек в душе тот же дикарь, каннибал, который, оказавшись в среде, где не действуют законы государства, где творить можно любое зло, не боясь наказаний, тут же раскрывает свою звериную сущность. Оказалось, что просвещать некому, что люди морально недалеко ушли от диких нравов первобытных обществ, и что если нет над ними царя, карающей руки, указующего перста, то тогда их внутренний зверь, внутренний каннибал вырывается наружу. По мысли Деодато, цивилизованный человек не творит зло не потому что не хочет, а потому что боится наказаний, и в данном случае экспедиция в первобытную культуру – всего лишь проверка на человечность. Документалисты её не выдержали, да и почти все остальные будто бы цивилизованные герои.
Не лучше документалистов и антропологи. Они прекрасно знали, кого посылают к каннибалам (например, режиссёр-документалист, чтобы снять драматическую сцену для своего предыдущего фильма, заплатил солдатам, чтобы те расстреляли пару пленных). И жизнь первобытных сообществ их интересовала постольку поскольку. Антропологи первобытные племена даже за людей не считали (об этом свидетельствует сцена, в которой главный герой, после совместного просмотра фильма документалистов, беседует со своей коллегой).
Нетрудно предположить, что отношение Деодато к антропологии было резко отрицательное. Все учёные в фильме, исключая главного героя, показаны на редкость циничными людьми, относящимися к первобытным народам как к лабораторным крысам. Они даже оправдывают жестокость документалистов, в то время как главный герой, который заявлен как образец настоящего учёного, настоящего антрополога, её обличает. Достаётся, впрочем, и телевизионщикам. Деодато показывает, что ради сенсации телевизионщики маму родную продадут, потому что как только попал к ним в руки мерзкий фильм документалистов, они тут же решили пустить его в эфир – пусть смотрят, люди же быдло.
Влияние > на дальнейший мир кино ограничилось разве что влиянием на каннибальские ужасы. Отголоски > можно найти, например, в > Умберто Ленци, в > Бруно Маттеи, а псевдодокументальная манера повествования была в дальнейшем позаимствована Дэниэлом Мириком и Эдуардо Санчезом в расхваленную критиками >. Хотя нельзя также не отметить, что эта лента прекрасно вписывается в общий кинематографический контекст 1970-х годов, когда были созданы такие знаковые ленты на тему возросшего насилия в обществе, как > Стэнли Кубрика, > Джона Бурмана, > Сэма Пекинпы и > Пьера Паоло Пазолини. Но подобные лестные аналогии вовсе не спасли Руджеро Деодато от суда (увы, псевдодокументальная манера повествования вышла ему боком), а сам фильм от некоторого забвения.
И ещё одно: из четырёх съёмочных недель Руджеро Деодато снимал в Италии только одну, остальные три – в джунглях Африки. До сих пор точно неизвестно кого именно снимал Руджеро Деодато в ролях каннибалов. Вполне возможно, настоящих каннибалов.
Когда Пьер Паоло Пазолини снял >, фильм удостоился отрицательных рецензий. Ни один кинотеатр в мире не согласился этот фильм показывать, а Ватикан так вообще подверг суровой критике. Прошло время, и теперь последний фильм П. П. Пазолини – шедевр мирового кино. Может быть, когда-нибудь тоже случится и с >. Только доживёт ли до этого автор – вот вопрос. Хотелось бы, что бы дожил. Кто знает, может быть к Руджеро Деодато, пирующему на костях антропологии, присоединятся и современные зрители. Не всё же смотреть кино про супергероев. Иногда надо смотреть и такое, грустное и честное кино, а это уже хорошо, тем более что именно честности современным художникам как раз и не хватает, а уж этого Руджеро Деодато и его > точно не занимать.
В заключение стоит сказать, что «Ад каннибалов», который, скорее всего, изначально был задуман как антропологический фильм ужасов, в процессе своего создания просто перерос узкие рамки своего поджанра, ибо на материале фильма ужасов рассказывает притчу о духовном каннибализме и лицемерии современного общества, живущего в эпоху научно-технического прогресса (отчасти тому же посвящён и философский фантастический фильм «2001: Космическая одиссея» уже упоминавшегося Стэнли Кубрика, созданный в 1968 году, как бы между двумя этапами современной научно-технической революции). Самое главное, что «Ад каннибалов» заставляет задуматься о том, что важнее: научный прогресс (чем упиваются сейчас некоторые учёные) или моральный. И наступит ли он когда-нибудь, этот моральный прогресс, или человек навсегда останется на уровне каннибала.
Ад каннибалов
Сюжет
Журналист, стоя на смотровой площадке нью-йоркского небоскреба, рассказывает о том, что в век прогресса, когда люди вовсю покоряют космос, на Земле остаются племена, живущие в условиях Каменного века, и обитают они всего в паре часов лета от центров цивилизации. Он предлагает вспомнить четырех отважных журналистов, которые вооружившись камерами, микрофонами и любопытством, отправились снимать фильм о буднях каннибалов Амазонки и не вернулись назад.
На последней записи в порту им напоминают, что уже находились смельчаки, рискнувшие забраться в «Зеленую Преисподнюю», в 1959 и 1967 годах, но больше о них никто не слышал.
Два месяца спустя Нью-Йоркский университет совместно с компанией ПанАмерикан снаряжают спасательную экспедицию во главе с профессором-антропологом Гарольдом Монро.
Во время вылазки группа военных встречает в джунглях каннибалов, обгладывающих человеческие останки. Они открывают по дикарям огонь. В живых остается лишь один каннибал, на шее у которого в качестве амулета болтается американская зажигалка. Его доставляют на базу, чтобы показать профессору Монро.
Профессор понимает, что пленный может знать о местонахождении журналистов и берет его с собой. Профессор, два проводника и пленный продираются сквозь непролазные дебри к деревне туземцев. По пути они разговаривают о двух кланах, обитающих в этих местах. Одни называют себя якумо, другие называют себя древесными людьми. По слухам, древесные люди наиболее опасны.
По дороге спасатели становятся свидетелями жестоких сцен из жизни каннибалов, но продолжают идти вперед. В деревне якумо они заручаются доверием каннибалов и обманом заставляют их отдать отснятый материал.
Вернувшись в Нью-Йорк, Монро, наконец, получает возможность посмотреть пленку. Становится ясно, как именно погибла съемочная группа. Запечатленные зверства производят на Монро и его коллег сильное впечатление, и они сходятся на том, что показывать эту пленку в широком прокате нельзя.
Рецензия на фильм «Ад каннибалов» (Cannibal Holocaust, 1979)
Дорогой Руджеро, ну и фильм! Вторая его часть — настоящий шедевр кинематографического реализма, но всё выглядит настолько реальным, что, мне кажется, тебе не избежать проблем во всём мире.
Серджио Леоне. Из письма к Руджеро Деодато
Нет, всего лишь «Ад каннибалов». Сегодня это название ничего не говорит широкой аудитории (хотя оно и не было рассчитано на массовую публику), однако на рубеже 1970-1980-х годов эта воистину скандальная картина произвела эффект разорвавшейся бомбы в Европе и, несмотря на ряд положительных рецензий, в которых говорилось, что это скорее притча, рассказанная языком фильма ужасов, нежели собственно жанровое произведение, в целом отзывы первых критиков были отрицательными. Сейчас, конечно, это воистину культовый фильм, неоспоримая (хотя кто-то и оспорит) классика итальянской ветви хоррора, однако справедливо ли это? Является ли эта лента фильмом ужасов? Нет, и мы последовательно разберёмся почему.
Первая половина XX века. Активно развивается такая научная дисциплина, как антропология. Люди, доселе считавшие все непросвещённые цивилизации отсталыми и недостойными внимания, вдруг искренне заинтересовались самой что ни на есть первобытной культурой, которая вполне себе сохранялась в непроходимых джунглях и африканских саваннах. Целая плеяда выдающихся умов (Э. Тайлор, А. Ланг, К. Леви-Стросс) посвятили свою жизнь изучению первобытных сообществ, их культуры и быта, которые могли бы пролить свет на проблему происхождения человека, развития общественных отношений, возникновения религии. Стали проводиться полевые экспедиции, создаваться научные направления, школы и институты, защищаться диссертации. Результаты деятельности учёных очень скоро, благодаря активному развитию в это же время СМИ, стали достоянием общественности. Такой ныне популярный жанр как фильм ужасов, активно развивавшийся в это же время, не мог пройти мимо антропологических находок. Как оказалось, в некоторых современных (на тот момент) первобытных общинах сохранялся и активно практиковался такой, казалось бы, канувший в лету обычай, как каннибализм, который явно понравился некоторым тогдашним кинематографистам. В начале 1970-х годов в недрах классической итальянской школы ужасов зародился один из самых жёстких, но ныне почти мёртвых поджанров – так называемый каннибальский фильм. Первым произведением этого поджанра стал «Человек с глубокой реки» Умберто Ленци, снятый в 1971 году и содержавший богатый этнографический материал относительно свадебных обрядов первобытных людей и, в том числе, каннибализм. Так как фильм Умберто Ленци был первым, пробным шагом в неизведанную даль этнографических ужасов, то каннибализма там содержалось по минимуму (по сравнению, конечно, с поздними каннибальскими фильмами, такими как «Каннибалы», «Съеденные заживо» того же Ленци, «Последние каннибалы» Руджеро Деодато и пр.). Однако первый блин не вышел комом, и отныне в Италии стали производить каннибальские фильмы, активно запрещаемые в других цивилизованных странах (те же «Каннибалы» Умберто Ленци были запрещены в 31 стране мира, тоже спровоцировали судебный процесс, а также оказались занесены в Книгу рекордов Гиннеса как фильм, содержащий наибольшее количество сцен насилия (хотя есть много, много фильмов и не только в жанре фильма ужасов, где насилия гораздо больше)). Только в 1970-е годы в Италии были сняты десятки каннибальских фильмов такими режиссёрами, как Умберто Ленци (названный впоследствии отцом этого поджанра), Джо Д`Амато и, конечно, Руджеро Деодато.
Впервые Руджеро Деодато обратился к каннибальскому поджанру в 1977 году, сняв «Последние каннибалы» (позднее, ради прибыли, прокатчики назвали его «Ад каннибалов 3» – под этим названием он и известен во всём мире) — приключенческий фильм ужасов. Дебют вышел удачным, стильным, жёстким фильмом ужасов, и следом Руджеро Деодато снимает то, что, наряду с «Домом на краю парка», сделало его культовым режиссёром и обессмертило его имя (в рамках жанра, конечно).
«Ад каннибалов» больше любых других своих собратьев связан с антропологией. Поводом к его созданию послужила статья одного антрополога, который двадцать лет исследовал племя каннибалов, жившее (и, возможно, живущее) в одной из африканских пещер. Руджеро Деодато был поражён холодным цинизмом статьи, да тут ещё и итальянское телевидение подоспело, которое вздумало показывать в новостях всякие ужасы. Всё это привело к созданию шедевра.
Вопреки расхожему мнению, «Ад каннибалов» не похож на фильм ужасов хотя бы потому, что в нём нет ни одной сцены, которая была бы призвана нас напугать. Это фильм идеи, и именно эта идея связывает все куски фильма друг с другом, цементирует их. Осталось только сказать, что это за идея.
Фильм имеет антитезисную композицию. Он начинается с размышления журналиста о том, как велик человек, а заканчивается страшным вопросом, который Руджеро Деодато напрямую задаёт зрителю: «Интересно, так кто же такие настоящие каннибалы?» И зритель, посмотревший те 90 минут, что разделяют начало и конец, сам приходит к ответу на этот вопрос. Что же содержат в себе эти 90 минут? Всё, что нужно, чтобы разоблачить так называемый гуманизм цивилизованного мира. Группа документалистов, герои Италии, одержимые желанием получить «Оскар», отправляются в Африку снимать каннибалов по заказу факультета антропологии. Здесь-то и происходит встреча двух цивилизаций, современной и первобытной. Если верить французским философам XVIII века, цивилизованные люди должны были просветить дикие народы, ввести их в контекст мировой культуры. Но на деле происходит, что цивилизованный человек в душе тот же дикарь, каннибал, который, оказавшись в среде, где не действуют законы государства, где творить можно любое зло не боясь наказаний, тут же раскрывает свою звериную сущность. Оказалось, что просвещать некому, что люди морально недалеко ушли от диких нравов первобытных обществ, и что если нет над ними царя, карающей руки, указующего перста, то тогда их внутренний зверь, внутренний каннибал вырывается наружу. По мысли Деодато, цивилизованный человек не творит зло не потому что не хочет, а потому что боится наказаний, и в данном случае экспедиция в первобытную культуру – всего лишь проверка на человечность. Документалисты её не выдержали, да и почти все остальные будто бы цивилизованные герои.
Не лучше документалистов и антропологи. Они прекрасно знали, кого посылают к каннибалам (например, режиссёр-документалист, чтобы снять драматическую сцену для своего предыдущего фильма, заплатил солдатам, чтобы те расстреляли пару пленных). И жизнь первобытных сообществ их интересовала постольку поскольку. Антропологи первобытные племена даже за людей не считали (об этом свидетельствует сцена, в которой главный герой, после совместного просмотра фильма документалистов, беседует со своей коллегой).
Нетрудно предположить, что отношение Деодато к антропологии было резко отрицательное. Все учёные в фильме, исключая главного героя, показаны на редкость циничными людьми, относящимися к первобытным народам как к лабораторным крысам. Они даже оправдывают жестокость документалистов, в то время как главный герой, который заявлен как образец настоящего учёного, настоящего антрополога, её обличает. Достаётся, впрочем, и телевизионщикам. Деодато показывает, что ради сенсации телевизионщики маму родную продадут, потому что как только попал к ним в руки мерзкий фильм документалистов, они тут же решили пустить его в эфир – пусть смотрят, люди же быдло.
В подобном прочтении фильма (привет семиотике) совсем другой смысл приобретает и название. Ад каннибалов (хотя название можно перевести и иначе — «Холокост каннибалов») как метафора состояния современного Деодато мира. Впрочем, как позднее написал один из обозревателей, тот ад каннибалов, который Деодато увидел в 1979 году, остался таким же адом каннибалов и в наши дни.
Влияние «Ада каннибалов» на дальнейший мир кино ограничилось разве что влиянием на каннибальские ужасы. Отголоски «Ада каннибалов» можно найти, например, в «Каннибалах» Умберто Ленци, в «Земле каннибалов» Бруно Маттеи, а псевдодокументальная манера повествования была в дальнейшем позаимствована Дэниэлом Мириком и Эдуардо Санчезом в расхваленную критиками «Ведьму из Блэр: Курсовую с того света». Хотя нельзя также не отметить, что эта лента прекрасно вписывается в общий кинематографический контекст 1970-х годов, когда были созданы такие знаковые ленты на тему возросшего насилия в обществе, как «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, «Избавление» Джона Бурмана, «Соломенные псы» Сэма Пекинпы и «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. Но подобные лестные аналогии вовсе не спасли Руджеро Деодато от суда (увы, псевдодокументальная манера повествования вышла ему боком), а сам фильм от некоторого забвения.
И ещё одно: из четырёх съёмочных недель, Руджеро Деодато снимал в Италии только одну, остальные три – в джунглях Колумбии. До сих пор точно неизвестно кого именно снимал Руджеро Деодато в ролях каннибалов. Вполне возможно, настоящих каннибалов.
Когда Пьер Паоло Пазолини снял «Сало, или 120 дней Содома», фильм удостоился отрицательных рецензий. Ни один кинотеатр в мире не согласился этот фильм показывать, а Ватикан так вообще подверг суровой критике. Прошло время, и теперь последний фильм П. П. Пазолини – шедевр мирового кино. Может быть, когда-нибудь тоже случится и с «Адом каннибалов». Только доживёт ли до этого автор – вот вопрос. Хотелось бы, что бы дожил. Кто знает, может быть к Руджеро Деодато, пирующему на костях антропологии, присоединятся и современные зрители. Не всё же смотреть кино про супергероев. Иногда надо смотреть и такое, грустное и честное кино, а это уже хорошо, тем более что именно честности современным художникам как раз и не хватает, а уж этого Руджеро Деодато и его «Аду каннибалов» точно не занимать.
В заключение стоит сказать, что «Ад каннибалов», который, скорее всего, изначально был задуман как антропологический фильм ужасов, в процессе своего создания просто перерос узкие рамки своего поджанра, ибо на материале фильма ужасов рассказывает притчу о духовном каннибализме и лицемерии современного общества, живущего в эпоху научно-технического прогресса (отчасти тому же посвящён и философский фантастический фильм «2001: Космическая одиссея» уже упоминавшегося Стэнли Кубрика, созданный в 1968 году, как бы между двумя этапами современной научно-технической революции). Самое главное, что «Ад каннибалов» заставляет задуматься о том, что важнее: научный прогресс (чем упиваются сейчас некоторые учёные) или моральный. И наступит ли он когда-нибудь, этот моральный прогресс, или человек навсегда останется на уровне каннибала.