адиафора что это такое

Адиафора

Содержание

Адиафора в философии

Адиафора в философском смысле является термином для фиксации индифферентного, представляющего собой «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» (то есть ни то, ни другое), восходит к Платону, формировалось параллельно в академической и кинической традициях, а к концу IV в. до н. э. стало нормой. В этике раннего стоицизма понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь, адиафора делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т. п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: н-р, две одинаковые монеты). И. Г. Фихте утверждал, что в этике не может быть адиафоры.

Адиафора в христианстве

Под адиафорой понимается то, что несущественно для веры и спасения, однако позволительно христианам или разрешено в церкви.

Наиболее ярким примером адиафоры в Новом Завете является вопрос о том, могут ли христиане употреблять в пищу идоложертвенное, на который апостол Павел отвечает так:

Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. (I Кор. 8:4, 7-13)

Таким образом, для верующего не было ничего предосудительного в том, что он вкушал идоложертвенное, ибо он знал, что идолов (то есть т. н. богов) не существует. Однако некоторые, новобращённые например, могли признавать их существование и, тем не менее, есть мясо, принесённое в жертву идолам, хотя бы они и понимали, что поступают неправильно. А если «зрелый» христианин будет есть такое мясо в их присутствии, то и немощные начнут делать так, будучи всё же осуждаемы совестью своей. И в этом случае первый христианин уже обязан прекратить употреблять в пищу идоложертвенное, это уже не дело его свободного усмотрения (адиафора), так как его брат может погибнуть. «Безразличные вещи» оцениваются по внутреннему мотиву и цели человеческого сердца.

Существует ещё одно важное правило: в спорах с другими учение Церкви не может быть адиафорой, его надо держаться твёрдо. И такой пример виден в том, как апостол Павел поступал с новобращёнными:

…обрезал его [Тимофея] ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. (Деян.16:3)

…они [вкравшиеся лжебратия] и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться… мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. (Гал. 2:3, 5)

Иными словами, Павел обрезал Тимофея ради иудеев, чтобы это не стало для них преткновением. В случае же с Титом Павел отказался делать это, так как его принуждали и речь шла о самом учении церкви, где нет уже «ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания» (Кол. 3:11).

Вопросы адиафоры во времена Реформации

Вопрос адиафоры резко встал во времена Реформации. В 1548 г., через два года после смерти М. Лютера, был объявлен Аугсбургский интерим — временное соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Среди них был отказ от фундаментальной доктрины спасения только верою. Ф. Меланхтон утверждал, что иные, не относящиеся к доктрине «sola fide», различия между католиками и протестантами не имеют значения, они суть адиафора (с чем, однако, не согласились гнесиолютеране).

В X артикуле Формулы согласия (1577) непринципиальными вопросами названы церковные обряды. Так, любая община может изменять их по своему усмотрению, чтобы они были наиболее полезны и назидательны. Тем не менее, во времена преследований не до́лжно уступать врагам в отношении вопросов адиафоры, ибо в таких случаях имеет место сохранение христианской свободы. Соответственно, ни одна церковь не должна порицать другую церковь за то, что её не заповеданные Богом церемонии более или менее поверхностны.

Источник

АДИАФОРА

Полезное

Смотреть что такое «АДИАФОРА» в других словарях:

АДИАФОРА — (греч. adiaphora безразличное, малозначительное) термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон стоик учил: «Во… … Новейший философский словарь

АДИАФОРА — (греч.), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. В этике Ранней Стои понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим… … Энциклопедический словарь

АДИАФОРА — (греч. adiaphora, от a отриц. част., и diaphoros отличный, различный). Безразличное отношение, нейтральное положение, индифферентизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АДИАФОРА греч. adiaphora, от а,… … Словарь иностранных слов русского языка

адиафора — сущ., кол во синонимов: 1 • индифферентизм (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АДИАФОРА — АДИАФОРА (греч. ἀδιάφορα [ἀ priv.+ διαφέρω, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на… … Античная философия

Адиафора — (др. греч. ἀδιάφορος, «неразличимый, безразличный»): в философии стоиков: безразличные вещи, ничего не значащие для достижения счастья (например, бедность и богатство). в христианстве: то, что не имеет значения для спасения. Содержание 1 Адиафора … Википедия

Адиафора — (греч.) именуются в эфике безразличные сами по себе деяния или поступки, которые одинаково хорошо могут быть и совершаемы, и не совершаемы. К таковым относятся не только обычные наши движения, как, напр., хождение, стояние, сидение, но и такие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Адиафора — (греч. безразличное), понятие, введ. софистом Продиком и употреблявшееся киниками и стоиками. Означает вещи и взаимосвязи, которые сами по себе ни положительны, ни отрицательны. В то же время по отношению к благу они являются добродетелью … Словарь античности

Адиафора — ♦ (ENG adiaphora) (греч. безразличие) элементы веры, содержащиеся в Писании, к рые не рассматриваются ни как обязательные к исполнению, ни как запреты, и, т. обр., отношение к ним определяется свободным выбором верующего (см. Рим. 14:17; 1… … Вестминстерский словарь теологических терминов

АДИАФОРА — [греч. ἀδιάφορα; μέσα, οὐδέτερα; лат. indifferentia, res mediae нечто среднее, безразличное, второстепенное], термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов. Так, для киников А.… … Православная энциклопедия

Источник

Адиафора что это такое

9. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АДИАФОРА?

В данной главе нам хотелось бы больше внимания уделить теме свободы. Этот вопрос мы будем рассматривать сквозь призму старинной этической проблемы, известной как адиафора .

Что здесь имеется в виду? Под адиафорой мы понимаем вещи и поступки, которые нельзя назвать ни добрыми, ни злыми.

Подобного рода вещи можно принимать или отвергать, поступки — совершать или нет, но судить о них как о «добрых» либо «злых» невозможно. Греческое слово adiafora означает «безразличное в нравственном отношении», то есть то, что нельзя квалифицировать ни как «доброе», ни как «злое». Термин « адиафора » может переводиться и как «равнодушное». Существуют явления, находящиеся между добром и злом, между безусловно допустимым и безусловно запрещенным. Здесь теряют свою силу предписания типа « следует /не следует поступать таким-то образом», и человек может действовать свободно.

Читатель, вероятно, уже почувствовал, что вопрос об адиафоре переходит в плоскость допустимого и запрещенного в сфере развлечения. Можно ли мне танцевать, играть в карты, курить, употреблять алкогольные напитки, отдыхать на дорогих курортах и т. п.? Находится ли все это под запретом Бога или же мы вступаем здесь в область, где христианин может принимать свободное решение, поскольку это касается « без различного?

Если вдуматься в изложенные нами взгляды стоиков, станет отчетливо видно их отличие от христианской веры.

9.3. Два адиафористических спора

От стоиков нас отделяет огромный отрезок времени Невозможно с исчерпывающей полнотой представить материал, накопленный по интересующей нас проблеме в течение всех этих веков. Да в этом и нет никакой необходимости. Однако важность данной темы подчеркивает тот факт, что адиафора дважды становилась предметом жарких споров.

Давая оценку подобным взглядам, мы, однако, не должны забывать, что пиетисты выступали против легкомысленного отношения к жизни, находившего свое проявление в формах, характерных для того времени. И в этом их заслуга. Однако они зашли слишком далеко, нередко осуждая даже весьма обычные вещи. Слишком уж это просто: утверждать, что существуют два вида страсти: внушенная Святым Духом и врожденная греховная страсть. Так говорить можно, только если рассматривать жизнь человека в ее целостности перед судом Божьим. Но что же тогда представляет собой эта жизнь? Обитель Святого Духа или логово торжествующего греха?

Однако при таком подходе под понятие «врожденная греховная страсть» подпадает все, что связано с естественным проявлением наших органов чувств, например, способность видеть вещи и любоваться ими, слышать музыку и наслаждаться ею, обонять аромат цветов или вкусной пищи. В пользовании всеми теми способностями, которыми человек был наделен с момента сотворения, то есть обонянием, вкусом, слухом, зрением, осязанием, он остался человеком. Поэтому не следует, говоря словами Кальвина, отнимать у человека все его человеческие чувства, уподобляя его деревяшке. Дал бы Господь, вопрошает Кальвин, такую красоту цветам, которая предстает нашему взору, если бы не было позволено испытывать удовольствие разглядывать их и вдыхать их аромат? [16]

Это же можно сказать и относительно сферы развлечения. Ритм труда и отдыха, напряжения и расслабления задан нам со времен сотворения, как бы сильно ни влиял грех на то, каким именно образом мы трудимся и отдыхаем. Однако тот, кто запрещает играть детям в сиротском приюте, ставит знак равенства между тем, что дано нам при сотворении, и тем, что греховно.

Не следует допускать, чтобы природа поглощалась грехом, так что греховным становится простое обоняние, вкушение и отдохновение. Но для пиетистов не существовало ничего «простого». Все должно было получить духовную нагрузку. Вместо того чтобы благодать оздоравливала природу, у них природа сокрушает благодать.

9.5. Свобода от и свобода для

9.6. Не сводить все к сфере развлечения

В своих поступках мы располагаем большой самостоятельностью, пусть и всегда сопряженной с нашей свободой для Христа. Примечательно, что область этой свободы чрезвычайно широка, и не следует ограничивать ее лишь сферой развлечения, ведь мы обладаем самостоятельностью и за ее пределами. Это проявляется не только в минуту веселья, но и в моменты, когда приходится принимать очень важные принципиальные решения. Приведем в качестве примеров некоторые из них.

То же самое можно сказать и о выборе профессии. Конечно, воспитание и образование могут направить нас в определенное русло. Но даже и тогда мы во многих случаях сохраняем определенную свободу действий, когда результат выбора зависит только от нас самих. Этот выбор может быть решающим, определяя течение всей нашей последующей жизни. Так что самостоятельность, которой мы обладаем, будучи свободными для Христа, проявляется далеко не только в вопросах, носящих второстепенный характер.

Итак, от термина « адиафора » лучше отказаться. Однако это не значит, что тем самым отбрасывается само понятие, нередко защищаемое с помощью данного термина, а именно — христианская свобода. Имеется в виду такая свобода, которая, призывая нас к служению Христу, тем не менее не препятствует нам проявлять полную самостоятельность при принятии решений, вплоть до элементарных, и, разумеется, отнюдь не только в сфере развлечения.

Приведем пример. Если кто-либо умышленно разобьет о мостовую свои дорогие часы, то в этическом плане это будет неприглядный поступок. Однако никакой судья не смог бы вынести в данном случае обвинительное заключение. Существуют разного рода поступки, относящиеся к сфере нашей личной жизни, наших мыслей и представлений, куда судье доступ закрыт. Он должен считаться с тем, что и в самом судопроизводстве, и в жизни общества существуют погрешности и изъяны, хотя и небезупречные в нравственном отношении, за которые, тем не менее, невозможно привлечь к судебной ответственности.

Для желающего жить «во Христе» отпала необходимость проводить жизнь в постоянном напряжении, с чрезмерной серьезностью относясь ко всему на свете, даже в минуту развлечения Христос сделал нас свободными, для того чтобы мы освободили нашу жизнь от таких забот.

Источник

АДИАФОРА

Полезное

Смотреть что такое «АДИАФОРА» в других словарях:

АДИАФОРА — (греч. Adiaphora) безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: «Во всем том, что существует, одна… … Философская энциклопедия

АДИАФОРА — (греч. adiaphora безразличное, малозначительное) термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон стоик учил: «Во… … Новейший философский словарь

АДИАФОРА — (греч.), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. В этике Ранней Стои понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим… … Энциклопедический словарь

АДИАФОРА — (греч. adiaphora, от a отриц. част., и diaphoros отличный, различный). Безразличное отношение, нейтральное положение, индифферентизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АДИАФОРА греч. adiaphora, от а,… … Словарь иностранных слов русского языка

адиафора — сущ., кол во синонимов: 1 • индифферентизм (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Адиафора — (др. греч. ἀδιάφορος, «неразличимый, безразличный»): в философии стоиков: безразличные вещи, ничего не значащие для достижения счастья (например, бедность и богатство). в христианстве: то, что не имеет значения для спасения. Содержание 1 Адиафора … Википедия

Адиафора — (греч.) именуются в эфике безразличные сами по себе деяния или поступки, которые одинаково хорошо могут быть и совершаемы, и не совершаемы. К таковым относятся не только обычные наши движения, как, напр., хождение, стояние, сидение, но и такие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Адиафора — (греч. безразличное), понятие, введ. софистом Продиком и употреблявшееся киниками и стоиками. Означает вещи и взаимосвязи, которые сами по себе ни положительны, ни отрицательны. В то же время по отношению к благу они являются добродетелью … Словарь античности

Адиафора — ♦ (ENG adiaphora) (греч. безразличие) элементы веры, содержащиеся в Писании, к рые не рассматриваются ни как обязательные к исполнению, ни как запреты, и, т. обр., отношение к ним определяется свободным выбором верующего (см. Рим. 14:17; 1… … Вестминстерский словарь теологических терминов

АДИАФОРА — [греч. ἀδιάφορα; μέσα, οὐδέτερα; лат. indifferentia, res mediae нечто среднее, безразличное, второстепенное], термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов. Так, для киников А.… … Православная энциклопедия

Источник

Адиафора

Смотреть что такое «Адиафора» в других словарях:

АДИАФОРА — (греч. Adiaphora) безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: «Во всем том, что существует, одна… … Философская энциклопедия

АДИАФОРА — (греч. adiaphora безразличное, малозначительное) термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон стоик учил: «Во… … Новейший философский словарь

АДИАФОРА — (греч.), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. В этике Ранней Стои понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим… … Энциклопедический словарь

АДИАФОРА — (греч. adiaphora, от a отриц. част., и diaphoros отличный, различный). Безразличное отношение, нейтральное положение, индифферентизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АДИАФОРА греч. adiaphora, от а,… … Словарь иностранных слов русского языка

адиафора — сущ., кол во синонимов: 1 • индифферентизм (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АДИАФОРА — АДИАФОРА (греч. ἀδιάφορα [ἀ priv.+ διαφέρω, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на… … Античная философия

Адиафора — (др. греч. ἀδιάφορος, «неразличимый, безразличный»): в философии стоиков: безразличные вещи, ничего не значащие для достижения счастья (например, бедность и богатство). в христианстве: то, что не имеет значения для спасения. Содержание 1 Адиафора … Википедия

Адиафора — (греч. безразличное), понятие, введ. софистом Продиком и употреблявшееся киниками и стоиками. Означает вещи и взаимосвязи, которые сами по себе ни положительны, ни отрицательны. В то же время по отношению к благу они являются добродетелью … Словарь античности

Адиафора — ♦ (ENG adiaphora) (греч. безразличие) элементы веры, содержащиеся в Писании, к рые не рассматриваются ни как обязательные к исполнению, ни как запреты, и, т. обр., отношение к ним определяется свободным выбором верующего (см. Рим. 14:17; 1… … Вестминстерский словарь теологических терминов

АДИАФОРА — [греч. ἀδιάφορα; μέσα, οὐδέτερα; лат. indifferentia, res mediae нечто среднее, безразличное, второстепенное], термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов. Так, для киников А.… … Православная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *