ах ты ночь что ты ночь наковеркала
Черный человек
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица,
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек,
Черный, черный…
«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
…………………
…………………
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица,
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо.
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ!
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты — прескверный гость!
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
………………….
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах, ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала!
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
Черный Человек
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный.
«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами.
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу.
Сергей Есенин «Черный человек». Анализ произведения
Меню статьи:
Текст поэмы
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
История создания
Поэму «Черный человек» Есенин писал два года, об этом рассказал муж сестры поэта В. Наседкин, который был также поэтом. Есенин начал работу над своим произведением в 1922 году во время поездки в Америку и связи с Айседорой Дункан.
В своем стихотворении “Белая береза” Есенин описывает заснеженную березу. Он любуется ею и изображает, словно живую, одухотворенную. Предлагаем читателям ознакомитья с описанием этого произведения
Первый вариант был закончен в 1923 году в феврале. Есенину в это время было только 28 лет, но бурная жизнь и душевная неприкаянность разрывали душу поэта. Поэма была настолько депрессивно-зловещей, что жена Софья Есенина-Толстая, женщина с которой поэт жил после Дункан, выслушав, сказала о своих переживаниях: «Казалось, разорвется сердце”.
Но, спустя некоторое время, Сергей Александрович довольно сильно сократил свое творение, изменил его. И все же поэма остается очень тяжелой и трагичной.
Автор работал над своим творением до конца 1925 года. Он многое убрал из поэмы, частично изменил ее. Те, кто слышал первый вариант, говорили, что он был намного более трагическим, тяжелым и страшным. Никто не знает почему автор не сохранил черновой вариант своего произведения? И все же поэма до сих пор нагоняет грустные мысли, поражает глубиной страдания.
Опубликовали поэму уже после самоубийства Есенина в январе 1926 года в журнале «Новый мир».
Тема стиха
Базовая тема произведения – разочарование лирического героя в жизни и в себе. Поэт смотрит на себя и свою жизнь со стороны, посредством гостя в черном, и эта картина совсем его не радует. Оглядываясь на мечты и надежды молодого деревенского парня, поехавшего в город за мечтой, поэт отдает себе отчет в том, что не выдержал искушений большого города. Лирический герой разочарован в любви и той женщине, что сейчас рядом с ним, а также в своих чувствах к ней.
Есенин понимает, что избрал не правильный путь в жизни, прожигая отпущенное ему время меняя, женщин, просиживая в кабаках в алкогольном угаре. Даже оценку талантав своих тяжелых размышлениях, поэт сводит к тому, чтобы добиться внимания очередной женщины.
Конечно, нельзя верить всем словам человека, находящегося в глубокой депрессии, потому что ему все видится в черном цвете. Сначала человек «раздувает костер» грустных мыслей, но потом уныние, депрессия превращается в пожар, который порабощает мысли и волю человека, обесценивая даже реально прекрасные вещи его жизни. Нельзя верить мыслям, посещающим человека во время депрессии. Но автор верит всему, что приходит в его сознание и погружается в уныние все сильнее, пока не погибнет.
Стих написан именно в этот период жизни, когда поэт приближался к печальному концу. Подобные тяжелые и безрадостные мысли привели его на край пропасти, с которой он сорвался вниз.
Поэма «Черный человек» – это грустный анализ прожитого, попытка облегчить душу как на исповеди, перечислив все совершенные в жизни грехи.
Композиция
Поэма больше напоминает пьесу. В ней есть пролог, основная часть, состоящая из двух действий и эпилог. Также мы видим вступление. Автор обращается к другу и рассказывает ему историю своих нежелательных и тяжелых ночных встреч.
Далее поэт описывает действия своей постановки, диалог с неприятным посетителем, рассказ черного человека. Лирический герой ведет беседу с навязчивым нежелательным ночным гостем. Тот рассказывает о жизни мечтательного деревенского мальчика, который не справился со своей жизнью и стал совсем не таким, каким хотел когда-то в детстве. Этот человек не щадит чувства хозяина комнаты, нещадно бьет его словами и постыдными фактами его биографии.
В есенинском произведении под названием «Русь советская» отразилась тоска по родной деревне, той, какой она была в прошлом. Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с описанием этого произведния, чтобы сделать правильные выводы: о чем конкретно хотел сказать автор.
В конце произведения, когда оказывается, что никакого гостя не было и мрачным посетителем был он сам, картина становится еще страшнее. Альтер эго поэта – его совесть и память ведет на суд и не щадит. Внутренняя оценка всей жизни, взгляд «со стороны», но не милосердный взгляд, а самый строгий, даже жестокий.
В поэме общаются лирический герой и незваный гость, а сам поэт вставляет лишь короткие фразы «от автора», как в полноценной пьесе. И лишь к концу читателю становится ясно, что лирический герой общается со своим «альтер эго», со своим «вторым я».
Главный герой
Лирический герой данного произведения – два собеседника, которые в конце поэмы оказываются одним человеком. Первый взывает к неведомому другу и сообщает о своей серьезной болезни. Он не знает ее истиной причины и только предполагает. Он думает, что алкоголь явился причиной болезни, но не уверен в этом.
Посылая мольбу в воздух, герой получает странного помощника и собеседника – черного человека, который выворачивает всю его жизнь наизнанку.
Можно было бы воспринимать необычного собеседника как помощника, если бы он перечислялне только падения героя, но и его взлеты. Ведь напоминанием неудач и предательства самого себя, человека можно только глубже вогнать в депрессию, добить.
Черный собеседник не лжет. Но он окрашивает все события в темные тона. Он пропускает умение поэта увидеть и донести слушателям красоту этого мира, но говорит, что все поэты пишут свои произведения лишь для того, чтобы добиться очередной женщины.
Черный человек по достоинству оценивает умение героя казаться улыбчивым и простым, умение играть и быть авантюристом высшей марки. Не быть, хорошим человеком, а лишь казаться им. Он не показывает выхода из сложившейся ситуации, загоняя героя дальше в тупик.
И все же, можно рассматривать ночного собеседника лирического героя как помощника, к зову которого он не прислушался. Ведь если бы герой услышал своего посетителя и изменил свою жизнь, то не закончил бы ее в тридцать лет. Но реакция лирического героя – отторжение.
«Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…»
Неизвестно, были ли эти видения последствием алкоголя или напротив, поэт пытался «залить» муки совести и страх перед будущим и собственную неуверенность, теперь уже не скажет никто. Но факты – упрямая вещь.
Душевный надрыв талантливого поэта и чрезмерное увлечение алкоголем прочно связаны.
Мистические образы в произведении
Необычный собеседник лирического героя – черный человек в цилиндре – циник, просматривающий жизнь героя и ставящий «неуд» всей его жизни. Многие предполагают, что поэт действительно страдал раздвоением личности, кто-то считает, что это лишь литературный образ. И все же этот «второй собеседник» очень ярко и живо описан в произведении. Возможно, он даже более контрастно изображен, чем сам лирический герой.
«…Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица…»
Образ души как птицы привычен. Его можно назвать «избитым». Но поэт сумел подать его в очень необычной форме.
«…Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь…».
Над данным образом не только литературоведы, но и психологи ломают голову не один десяток лет. В сознании поэта осталась лишь возможность передвигаться (ноги), смотреть и наблюдать за окружающим (шея) и способность осмысливать все, что он видит (голова). Поэт не ощущает себя живым. Ведь издревле живот на Руси воспринимался как образ жизни «Не щадя живота своего»… и т.д. В данном образе произведения отсутствует живот полностью. Поэт попал в искаженную реальность «голова моя машет ушами как крыльями птица». Он может только двигаться, наблюдать и описывать. Поэт показывает полную невозможность что-либо изменить в своей жизни и собственное нежелание терпеть все, что происходит «… больше невмочь…».
Образ деревьев как деревянных всадников создает тревожную атмосферу описываемой встрече.
«…И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду…»
«…Деревянные всадники
Сеют копытливый стук…»
Словно мистические деревянные всадники прибыли на встречу вместе с черным человеком, чтобы запугать хозяина дома, заставить его вздрогнуть.
Психологический портрет героя произведения
Можно отметить, как автор отказывается принимать свою жизнь такой как она есть. Он отстраняется от того, что делал.
«…Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх…»
Несмотря на то, что поэт знает и говорит о том, что «…Что много мук
Принося изломанные И лживые жесты…» он все же продолжает отрицать и отказывается принимать свое прошлое, чтобы иметь силы все исправить и изменить. Ведь автору только двадцать восемь лет и у него множество возможностей изменить жизнь и начать делать добро, чтобы ощутить вкус и радость жизни. Но для этого необходимо сначала принять и осмыслить свое прошлое. Но герой не желает этого делать. Выслушав своего черного собеседника, он бьет ему тростью в переносицу.
Незваный гость напоминает о мечтах юности, но очень низко оценивает страну в которой живет поэт
«…Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов…»
Несмотря на то, что революция действительно подняла наверх самых жестоких, но не самых разумных людей, все же каждый человек выбирает свой круг общения, создает таким образом свой мир. Герой рассказывает о мире, который создал вокруг себя.
Отказываясь менять круг общения и себя самого, свой характер и стиль жизни, автор остается в полном одиночестве.
«…Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду…»
Черный посетитель даже бессонницу героя обесценивает, по ходу приравнивая самого героя к подлецам.
«…Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей…»
Непрошенный собеседник не имеет целью помочь герою выбраться из тяжелой ситуации или изменить жизнь. Он лишь глубже «закапывает» его в безысходность. И в данном случае правда становится злом, потому что правда без любви – это жестокость.
Трагизм ситуации становится еще более глубоким, когда выясняется, что лирический герой сражался с самим собой. Что он один в своей комнате.
Талантливые люди часто страдают неуверенностью, но Есенин жил во время мирового разочарования и саморазрушения, революций и кризисов. Его состояние было усугублено кризисом среднего возраста, когда сила стремлений юности закончилась, а спокойствие и уверенность зрелости еще не пришла.
Из сохранившихся строк черновика произведения, видно, что автор надеется, что если не обращать внимания на ночные кошмары, то они исчезнут, растворятся.
«Друг мой, друг мой,
Я знаю, что это бред.
Боль пройдет,
Бред погаснет, забудется.
Но лишь только от месяца
Брызнет серебряный свет,
Мне другое синеет,
Другое в тумане мне чудится»
Надежда на это тщетна. Без осмысления, проработки и изменения жизни, ночные кошмары только усилились, приведя поэта к трагическому финалу.
Душевная болезнь автора становится очевидной. Депрессия как трясина затягивает его, но он не сопротивляется, собственным гневом и отрицанием помогая депрессии добить себя.
Главная идея стиха
Основная цель автора – донести до читателя, показать надлом собственной души, разочарование в жизни страх смерти и давящее одиночество. Показать, как сложно изображать простого весельчака, счастливого и простодушного балагура, когда в душе уже руины. Показать, что творится там, «за кулисами» обаятельной улыбки.
В поэме переосмысление жизни, грустное подведение итогов.
Автор произведения сам указывает на его автобиографичность.
«…Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою…»
Поэтому образ лирического героя в произведении можно рассматривать как образ самого автора.
Поэт слишком увлекся погоней за соблазнами этого мира, что привело к ранней усталости и к ощущению ее бессмысленности. Есенин не сумел обозначить цели для своей жизни, достойные вечности, и пользовался не самыми чистыми средствами к достижению своих целей. Это все привело к трагическому финалу – осознанию бессмысленности и пустоты того, к чему он стремился.
Встреча с «прескверным» гостем раскрывает все «канализационные колодцы» души поэта, не указывая пути к очищению и избавлению.
Герой произведения не спорит, что вел неверную жизнь, но не готов раскаяться перед Творцом и изменить ее.
Раскаяние без обращения от прежних дел к новым, добрым делам не дает силы, не рождает новую жизнь. Только стремление все исправить рождает в душе человека новый потенциал. Но в произведении автор лишь спорит со своим оппонентом, пытаясь дождаться утра и забыть о ночном кошмаре. Но кошмар возвращается на следующую ночь.
Основная тема поэмы – медленное умирание души героя, ее разрушение. Болезнь медленно губит душу героя, возвращая его в кошмар из ночи в ночь. Он пытается разобраться в темных уголках своей души, но не готов идти до конца – до реальных изменений поступков и взглядов на жизнь.
Герой пытается делиться своими переживаниями с близкими людьми, ждет от них помощи. Но ту помощь, которую видит автор, он не готов принять и остается в своей болезни. В этот период жизни многие пытались помочь Есенину, но не смогли.
Основной сюжет поэмы – разговор с «черным человеком», повествующим герою о его собственной жизни. Рассказ не нравится герою, сильно раздражает его и в конце произведения герой выражает свое отношение к сказанному ударом трости в переносицу собеседника.
Произведение можно назвать лироэпической поэмой. Поэт дает описание эмоционального состояния героя. С другой стороны поэма рассказывает о жизни героя. В ней есть сюжет, который свободно отслеживается.
Есенин пользуется тонической системой стихосложения – дольником. Этой системой поэт ярко передает свое душевное переживание – усталость от жизни, невозможность видеть себя в зеркале, обиду и злость на самого себя за прожженные годы жизни.
Также очевидна драма. Произведение свободно можно сыграть со сцены. Поэтому смело можно сказать, что поэма сочетает в себе эпос и драму (линейная композиция, ясные герои с характерными чертами времени, когда событие происходит). Очевидно, что произведение – лирика, ведь оно написано в стихах и в нем видны лирические описания природы и событий.
Направление произведения не так просто определить, но по времени создания и новаторству его можно назвать модернистским произведением, сочетающим в себе оттенки романтизма, мистического реализма, а также экзистенциализма.
У читателя не возникает сомнения в существовании героя, но его видение вышло за рамки реальности. В рассказе посетителя много грубых и неприятных подробностей из жизни Есенина, указывающих также на мистический реализм поэмы.
Описание пейзажей, изображающих чувства героя, указывает на романтизм.
Средства выразительности
Поэт употребляет удивительно много средств для выражения своих чувств и мыслей:
В самом начале произведения есть обращение «Друг мой», которое вводит читателя в узкий круг доверенных лиц, которым поэт желает раскрыть свою душу. С первых строк герой, не щадя себя, признается, что очень болен и рассказывает о ночных посещениях черного человека. Он честно говорит, что причиной болезни может оказаться чрезмерное употребление алкоголя, а также не возражает, что был распущенным и часто прибегал к самообману. В этой исповеди отсутствует картинность, герой не играет на публику, отчего вызывает искреннее сочувствие читателя.
Метафора«Голова моя машет ушами, как крыльями птица», и «ей на шее ноги маячить больше невмочь» наводит на мысль о суицидальных мыслях героя.Рефрен«чёрный человек» нагнетает мрачную обстановку и готовит к появлению нежелательного гостя. И вот он появляется, садится на кровать. Здесь автор употребляет целую россыпь тяжелых и неприятных слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим» «тоска», «страх»
Повторы в тексте встречаются для создания и усиления атмосферы. «Друг мой, друг мой» – передает грусть героя, который обращается к читателю. Неоднократное употребление слов «черный человек, черный…» передает мрачность обстановки, нагнетание страха и мрака. В тексте слово «черный» употребляется 14 раз.
Анафора на слово «черный» используется для создания гнетущей остановки и тягостное ожидание того, что еще предстоит.
Поэт употребляет сравнения«Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Есенин удивительно элегантно признается в собственном алкоголизме.
Художественное сравнение «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» дает понять, что герой уже мертв или близок к тому.
Метафорические олицетворения: фраза, которая многие годы занимает умы исследователей и психологов «Голова моя машет ушами, как крыльями птица. Ей на шее ногиМаячить больше невмочь». Яркость пейзажа создана метафорами«И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки»читалась бы очень легко и мило, если бы перед ней не было метафоры: «снег до дьявола чист». Метафора зеркала, которое разбил тростью герой является аллегориейокончанияжизни, разбитых надежд и мечты. Поэта угнетает пошлость жизни и собственная ненужность на земле.
Также пример олицетворения, которых немало в произведении: «месяц умер, синеет рассвет», “Что ты, ночь, наковеркала?”
Эпитетов в поэме очень много. Автор использует их для нагнетания тягостной и страшной реальности в которой герой оказался. Некоторые выражения без контекста можно было считать «положительно заряженными», но не в этой атмосфере. «Мерзкая книга», «зловещая птица», «веселые прялки», «неловкие души» и т.д
Композиционные и лексические повторения создают горькую и безрадостную картину, написанную талантом Есенина. Не зря жена поэта сказала, что поэма «разрывает сердце»… На эту цель – описать душевные страдания, направлены не только средства выразительности, но и размер стиха.
Отзывы критиков
«Писать надобно как можно проще. Это трудней» — говорил Есенин А.К. Воронскому.
«Его «простое» мастерство было высоким. Поэтический лексикон Есенина с первого взгляда незатейлив и даже беден, но проследите, что он делает в своих стихах с черемухой, с садом, с березкой: они у него всегда наши, родные и всегда выглядят по-иному. Даже избитое, шаблонное и трафаретное освежалось у него напором чувств и подкупающей искренностью».
Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.