аи 140 что за бензин
Термин «высокооктановый бензин»
Высокооктановый бензин – это горючее топливо с высоким октановым числом (от 98 и выше) и высокими антидетонационными свойствами.
Любое топливо, октановое число которого стартует от 98 и доходит до 140, является высокооктановым. Такое топливо нередко называют спортивным, ведь данный высокооктановый бензин применяется во всех моторных видах спорта и на самых разнообразных спорткарах.
Достичь такого высокого показателя октанового числа можно двумя способами: неэтилированным (без свинца), и тогда максимально достигаемое октановое число будет равно 109, и этилированным (с добавлением свинца), где октановое число может быть до 140 максимум.
Высокооктановый бензин не лучше и не хуже привычных рядовому потребителю автомобильных бензинов, он просто другой и область его применения несколько иная. Многочисленные спортсмены-гонщики в один голос утверждают, что эффекты от использования высокооктанового бензина выглядят следующим образом:
— рост приемистости (то есть по ощущениям машина становится буквально легче);
— реальная топливная экономия;
— более устойчивая работа двигателя;
— отзывчивая и чувствительная педаль газа;
— ранний подхват;
— очищение топливной системы и клапанов.
Как говорят специалисты, эффект использования высокооктанового бензина в полной мере можно ощутить даже не тогда, когда вы переходите с обычного колоночного топлива на спортивное, а когда, наоборот, возвращаетесь от спортивного к обычному, колоночному.
Многие водители не решаются использовать высокооктановое горючее, дабы избежать детонации. Однако речь о том, чтобы выжать максимальную скорость на машине, с низкооктановым бензином идти не может.
Как же получают высокооктановый бензин? Наиболее существенные углеводороды с высоким октановым числом – изооктан и триптан. Получают их из газообразных углеводородов, которые в свою очередь получаются при крекинге нефти.
По итогам последнего года потребление высокооктанового топлива в России составило 1,7%.
От АИ-92 до АИ-100: кому полезен и кому вреден высокооктановый бензин
Для автомобилиста-обывателя зачастую непонятно, почему дорогой бензин – не всегда лучшее решение именно для его автомобиля. Казалось бы, всё логично: все разновидности бензина несут одну и ту же функцию, и, соответственно, чем дороже топливо, тем лучше это скажется на работе двигателя автомобиля.
Маркетологи нефтяных компаний пользуются этим без зазрения совести: каждой неопытной водительнице «Матиза» будут убедительно доказывать, что лишь заливая АИ-98, она получит должное очищение двигателя от всего вредоносного, что есть в бензине с октановым числом 92, сокращение расхода топлива, и даже прирост мощности. На самом деле, это не так.
Так как же это работает?
Фактически, каждый автомобиль нуждается не в высокооктановом, а в оптимальном для своего агрегата топливе. В случае, если мотор средний по всем своим характеристикам, и представляет собой обычный гражданский ДВС для передвижения по городу, но не участия в гонках, то смысла заливать в него бензин с октановым числом выше 95 просто нет.
Мало того, что это не принесёт пользы, это может ещё и причинить вред. Октановое число – процентное содержание изооктана в смеси с н-гептаном, отражающее эквивалент детонационной стойкости относительно исследуемого топлива. Однако существуют бензины с числом, равным 100 и даже выше – АИ-102, АИ-105 и более. Объяснение простое – когда выводилась первичная шкала, ещё не применяли жидкости с повышенным октановым числом, такие как некоторые спирты или анилин. Таким образом, современная шкала смогла уйти за сто процентов.
Если всё в тот же «Матиз» стабильно заливать только АИ-100, который с недавнего времени в открытом доступе продаётся на некоторых российских АЗС, это может привести к закоксовыванию форсунок – двигатель просто не сможет корректно сжигать такой бензин, не хватит сжатия. В то же время, если в высокофорсированный турбированный мотор неглядя лить АИ-95, или даже АИ-92, то мотор не сможет давать своей реальной выработки и корректно сжигать топливо. А значит, каждому автомобилю свой бензин.
В качестве эксперимента мы залили бензин АИ-100 в автомобиль BMW 318i с двухлитровым атмосферным двигателем. Полный бак вышел на тысячу рублей дороже, чем при заправке АИ-92, который заливается обычно. Вопреки ожиданиям, сотый бензин израсходовался быстрее. Почистил ли высокооктановый бензин мотор – сказать сложно, но прибавки мощности или чего-то в таком духе для двухлитрового двигателя объёмом 136 сил заметно не было.
И это, опять же, не означает, что мотор плохой. У него другая степень сжатия, другие углы опережения зажигания, другой софт, контролирующий мотор через ЭБУ. И, как минимум, нет турбины. Это гражданская машина для спокойной езды в потоке, на трассе и по городу. Гоночных задатков и амбиций тут нет.
В то же время, если мы возьмем автомобиль Porsche Panamera Turbo, его так же некорректно будет заправлять АИ-92 или АИ-95. Данный агрегат с его сжатием и настройками требует, по крайней мере, АИ-98, а лучше «сотый» бензин. Если АИ-92 попросту не даст мотору раскрыть потенциал и со временем загубит его, то высокооктановые бензины покажут разницу как в крутящем моменте, так и в лошадиных силах. Свой максимум мотор выдаст на бензине от АИ-100 и выше, АИ-98 покажет меньшие цифры, но также позволит ему корректно работать.
При чем здесь чип-тюнинг?
Чип-тюнинг предполагает перенастройку двигателя. Для турбированного мотора это новые сигналы и команды, подаваемые ЭБУ. Соответственно, новые настройки предполагают изменение характеристик. Сильнее дует турбина – по-другому сгорает топливо. ЭБУ подаёт другие команды – опять же, по-другому сгорает топливо в камере.
Готовя свой автомобиль к прошивке до Stage 1, Stage 2 или выше, нужно быть готовым и к тому, что двигатель с этих пор будет требовать другое топливо, с более высоким октановым числом. Более того, на саму процедуру прошивки нужно приезжать уже с баком АИ-98 и выше.
В работе мы сталкивались с опытом, когда автомобиль после прошивки не показывал на динамометрическом стенде реальной прибавки мощности. После недолгих разбирательств выясняли, что проблема как раз в баке низкооктанового бензина. В таком случае приходится осущать бак и заправлять его «сотым» – и только тогда машина демонстрирует новые показатели, полученные путем прошивки ЭБУ.
Важно помнить: каждый автопроизводитель обозначает рекомендуемое октановое число для конкретно взятого двигателя. Если в руководстве по эксплуатации для вашего автомобиля указано «Не ниже АИ-95», следует лить бензин от АИ-95, а лучше — с более высоким октановым числом. Если прописано октановое число «Не ниже АИ-91», допустима заправка бензином АИ-92 и выше.
В то же время не стоит забывать, что если вы подвергаете мотор чип-тюнингу и перенастраиваете его, то алгоритмы работы изменяются, и новые настройки подразумевают новое топливо. Октановое число не говорит о качестве, а лишь о том, как сгорает бензин, и для какого типа двигателя он будет оптимален.
Лейте только подходящий бензин, а за качественным чип-тюнингом звоните в AVT Performance: 8 (800) 234-30-40.
Особенности высокооктанового топлива
Высокооктановый бензин используется в силовых агрегатах, эксплуатация которых отличается высокой степенью сжатия. Главное преимущество такого топлива – устойчивость к детонации, что обеспечивает стабильную работу ДВС.
Какое горючее считается высокооктановым
К этой категории относится бензин, октановое число которого находится в пределах 98–140. Такое топливо может быть неэтилированным и этилированным. От использования последнего мировая автомобильная индустрия постепенно отказывается, однако наибольшим октановым числом обладает именно этилированное топливо.
Как октановое число влияет на работу мотора
Большинство современных автомобилей оснащены 4-тактными двигателями внутреннего сгорания. Рабочий цикл таких силовых агрегатов включает четыре стадии:
Сжатие топливовоздушной смеси (ТВС) происходит в камере сгорания под воздействием поршня, после чего она возгорается от искры, вырабатываемой свечой зажигания. Однако сжимать ее до бесконечности нельзя – слишком сильно сжатая смесь сдетонирует, а это чревато разрушением компонентов двигателя.
Предел сжатия, после наступления которого происходит детонация, у различных видов бензина не одинаковый. Именно октановым числом и определяется детонационная стойкость горючего. Чем выше число, тем сильнее бензин, входящий в состав ТВС, может быть сжат в камере сгорания силового агрегата без опасности детонирования.
Шкала октановых чисел была разработана по принципу хорошо известной температурной шкалы. В роли реперных точек на ней выступают два вещества:
Применение высокооктанового топлива позволяет уменьшить объем камеры сгорания. За счет этого возрастает степень сжатия горючего и повышается термический КПД. Увеличивается и удельная мощность ДВС на килограмм веса силового агрегата. Таким образом, можно получить мощный мотор с экономичным расходом топлива, который будет иметь относительно небольшую массу и габариты.
Стоимость высокооктановых бензинов
От октанового числа напрямую зависит цена моторного топлива. Такие марки, как Аи-98 и выше, подвергаются при изготовлении высокой перегонке и очень тщательной фильтрации. Оборудование, способное обеспечить такие высокие показатели, стоит очень дорого, и не каждое нефтеперерабатывающее предприятие готово его установить.
Дело еще и в окупаемости: бензин с более высоким октановым числом (Аи-98, Аи-102) используют не более 15% всех автомобилей, которые, как правило, встречаются только в мегаполисах. Для большинства современных автомобилей вполне подходят марки Аи-92 и Аи-95. Нередко производители искусственно повышают октановое число горючего путем добавления специальных присадок, но назвать такой бензин действительно высокооктановым по всем показателям нельзя.
Использование и хранение высокооктанового топлива
Бензин с высоким октановым числом также называется спортивным. Он подходит для гоночных машин и дорогих спорткаров элитных марок, в том числе Ferrari, Porsche, Lamborghini. В баке такой бензин сохраняет свои качества до 1 месяца, а в герметичном металлическом резервуаре – более года.
Высокооктановый бензин – это «разводилово»? В каких случаях его нельзя заливать, а в каких можно
На АЗС продают 98-е и даже 100-е бензины. Поедет ли машина после такой заправки лучше? И вообще, стоит ли переплачивать за высокооктановый бензин?
Самая распространенная ошибка – считать низкооктановые бензины чем-то второсортным. Ничего подобного – во все времена бензины 76-е, 80-е и 92-е бензины были и остаются нормальными кондиционными топливами. Просто они рассчитаны на двигатели с невысокой, по нынешним временам, степенью сжатия. А любой мотор всегда калибруют под определенный сорт бензина.
Сегодня самый популярный в РФ бензин – 95-й. А улучшится ли поведение машины, если залить в ее бак 98-й? Или новомодный 100-й? Для справки: на момент подготовки материала стоимость таких бензинов на московских АЗС «Нефтьмагистраль» и ВР составляла около 59 рублей за литр.
Что говорят нефтяники
Представители нефтяного бизнеса уже много лет синхронно кивают головами – забудьте про 95-й бензин, лейте только 98-й! Во все машины без исключения – и не просто 98-й, а с улучшенной моющей способностью. В противном случае нас, якобы, ждут детонации, разрушенные перемычки поршней и т.п. В далеких 70-х так пугали владельцев первых Жигулей, не желающих заправлять дорогой высокооктановый АИ-93 (по цене 10 копеек за литр). Но тут ситуация другая – нас отговаривают заливать бензин, рекомендованный автопроизводителем! Мол, отныне – только 98-й!
Это, извините, «разводилово». Если автопроизводитель пишет в инструкции к машине, что ей нужен АИ-95, то именно этот бензин и следует заливать в бак. Сказки про то, что у нас повсеместно продают бензины с заниженным октановым числом, обсуждать не будем. Впрочем, все, кто придерживается именно такой точки зрения, могут смело заливать в свои баки 98-й бензин. Хуже не станет.
Впрочем, если речь идет о захолустной заправке с подозрительно дешевым топливом, после знакомства с которой мотор явно «затупил», то очень может быть, что ситуацию спасет какой-то октан-корректор. В его роли как раз и могут выступить бензины с октановым числом 98 или 100, которые есть смысл долить в бак на первой же «нормальной» АЗС. Какого-либо расслоения бензинов, которым так любят пугать людей доморощенные блогеры, опасаться не стоит. Требования стандарта к плотности бензинов едины: она должна находиться в диапазоне 725 – 780 кг/м 3 при 15 °С. Ни один товарный бензин за эти пределы не выходит. Конечно, любой бензин состоит из нескольких сотен углеводородных соединений, однако взаимосвязь их процентного содержания с антидетонационной стойкостью действующими нормативами не оговаривается. На практике плотность высокооктанового бензина может быть чуть ниже, чем у низкооктанового, однако это величины одного порядка, а потому никакого расслоения при их смешивании, тем более в условиях вибрации, не будет.
Что говорят дилеры
В общем-то, ничего неожиданного. Основное назначение «сотых» бензинов – автомобили с высокофорсированными двигателями, требующие бензин с ОЧ не менее 98 (BMW 7 серии M760 Li xDrive, BMW M3, Mercedes Benz SL AMG, Porsche 911, Toyota GT86, Nissan GT-R и т.п.). Отметим, что в подобных бензинах увеличено содержание компонентов, препятствующих образованию отложений на впускных клапанах и в камере сгорания. Короче говоря, при заправке обычной Нивы 100-м бензином никакого прироста показателей владелец не увидит. Каждому мотору нужно не высокое октановое число, а оптимальное. Бензин лишь помогает конструктору мотора реализовать задуманное, но не более того.
Зачем их придумали?
Мощность мотору дает вовсе не бензин – это было бы слишком просто. Переход на высокооктановые топлива для автопроизводителя – это очередное проявление конкурентной борьбы в стремлении снизить расход топлива и выбросы вредных веществ без потери мощности двигателей. При этом производитель дает рекомендации по октановому числу топлив, допустимых к использованию на таких моторах. В высокотехнологичных современных моторах электронные блоки управления могут дать какой-то прирост крутящего момента по сравнению с работой на базовом топливе, однако диапазон этих возможностей у каждого двигателя разный. У мощных спортивных автомобилей он широк, а у массовых машин – скромный. Поэтому, в общем случае, автомобиль, заправленный 100-м бензином, вовсе не обязан превращаться в «Феррари» или снижать топливную прожорливость.
А самая простая рекомендация для обладателей легковушек, далеких от спорткаров, очень простая. Заливать бензины с октановым числом 98 или 100 есть смысл в очень сильную жару – это поможет мотору избегать появления детонации. Второй вариант мы уже упоминали – такие бензины можно применять как октан-корректор после неудачной заправки какой-то бодягой. Во всех остальных случаях переплачивать нет никакого смысла.
Почему опасно заливать в автомобиль высокооктановый бензин АИ-98 и АИ-100
Итак, мы уже знаем, что рекомендации производителя по топливу стоит беспрекословно соблюдать. Написано на баке «не ниже 95» — извольте раскошеливаться на девяносто пятый и забыть про колонку с индексом АИ-92. Но что будет с двигателем современного автомобиля, если регулярно лить в него «сотку»? Это же «не ниже 95», следовательно, можно попробовать переплатить за горючее, но сэкономить на расходе. Или нет?
Подливают масла в огонь и те, чья душа требует скорости. А какой русский не любит быстрой езды. Зальем в «ласточку» АИ-100 и полетит она, как Гагарин, строго вверх! Увы, водители столкнутся с проблемами, о которых не сказано в рекламных проспектах. А вот инструкции по эксплуатации автомобиля у нас читать не принято: в трех из четырех подержанных автомобилей они лежат нетронутыми.
Чтобы найти ответ на вопрос о «сверхвысокооктановом» бензине, стоит углубиться в теорию. Чем выше октановое число — тем выше его стойкость к сжатию, следовательно, оно воспламенится в тот момент, когда свеча даст искру, а не когда его сожмет в цилиндре под давлением в двенадцать атмосфер в верхней мертвой точке, загоревшись от раскаленного «хвоста» свечи или другой детали двигателя. Если двигатель рассчитан на АИ-95, а в него был залит АИ-92, то топливо будет не воспламеняться, а просто взрываться, разрушая поршни и стенки цилиндров. Регулярное проведение такого эксперимента проведет к повышенному износу и скорому выходу силового агрегата из строя.
Бензин АИ-100, естественно, не позволит такому случиться. Однако есть и обратная сторона вопроса: время горения. Высокооктановое топливо горит медленнее и просто не успевает вовремя прогореть, сжигая не только клапана, но и все резиновые уплотнители, коих в любом ДВС несметное множество. Температура двигателя всегда будет выше нормы, установленной инженером, система охлаждения будет постоянно работать на пределе, а прокладка клапанной крышки, ГБЦ и прочие однажды просто вытекут. Про тонкие резиновые прокладочки на форсунках — вежливо умолчим. Детонации, конечно, не будет, но мотор перебрать придется, попутно заменив часть деталей.
Заливая в свой подержанную иномарку «сотку», не стоит ждать чудовищного прироста мощности или завидной экономичности. Вероятнее всего, ни того, ни другого в сколь угодно малом, ощутимом без приборов объеме не произойдет. Зато «выгорят» синим пламенем все сальники и прокладки, прогорят клапана, а система охлаждения завяжется в узел. Если в рекомендациях к машине черным по белому или синим по красному написано АИ-92 — лейте «второй». Написано 95 — «пятый». Бензин АИ-100 можно использовать исключительно на высокофорсированных моторах, которыми сегодня могут похвастаться разве что Nissan GT-R, Subaru WRX STI да «злые немцы» вроде Audi RS6. Все остальные — в очередь к соседней колонке.