активное слушание музыки что это

Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки

активное слушание музыки что это. Смотреть фото активное слушание музыки что это. Смотреть картинку активное слушание музыки что это. Картинка про активное слушание музыки что это. Фото активное слушание музыки что это Анна Золотухина
Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки

Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.

Как показывают многочисленные исследования в области педагогики, психологии – музыкально-эстетическое сознание это часть общей культуры человека и начало формирования музыкально-эстетического сознания относят к раннему младенчеству.Первое влияние на сознание малыша оказывает окружающая среда и общение с взрослым: голос матери, е манера общаться с ребенком, игрушки.

Считаю, проблему воспитания музыкально-эстетического сознания, а значит и культуры ребенка в целом, в настоящее время очень актуальной, ведь эта одна из основных задач, стоящих перед дошкольным образованием.И из этого следует моя тема самообразования: «Пластическое интонирование как один из методов активного слушания, воспитывающий музыкально-эстетическое сознание дошкольника.

Цель: Воспитание музыкально-эстетического сознания дошкольника, как части общей, духовной культуры.

Образовательная: расширение умений и навыков пластического интонирования музыки; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных);

Развивающая: развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке;

Воспитывающая: совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание слушать её.

Так что же такое пластическое интонирование и каково его влияние на музыкально –эстетическое сознание?

«Пластическое интонирование» это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ.

В своей практике, я уделяю большое внимании методу – «пластического интонирования», и считаю его более приемлемым в условиях детского сада.

Хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом в области дошкольного музыкального образования и предложить Вашему вниманию сборник музыкальных произведений для активного восприятия музыки дошкольниками, с использованием метода пластического интонирования.

Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые я с удовольствием Вам предлагаю.

При использовании музыки из моего сборника осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, музыки, движения и осознания им мира культуры.

Работу с пластическим интонированием лучше всего начинать с очень яркой, образной музыки, которая детям понятна, не требует большого объяснения. Таким произведением, по моего мнению, является зоологическая фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют о том какое оно и что может делать под эту музыку.

Еще одной моей «музыкальной находкой» стала музыка Равеля «Игра воды», для этого произведения я придумала пластическую игру «Рыбки». Из синих целлофановых пакетов, нарезала полоски разной длинны и связала их на резинку, получился рыбий хвост, он надевается на запястье руки. Ладошки ребенка соединяются вместе и под музыку дети изображают плавающих рыбок. Эта игра позволяет ребенку всем телом выразить эмоциональное состояние музыки, двигаться по всему залу самостоятельно или соединяться в целый косяк плавающих рыбок.

Детям нравится тема моря, они внимательно слушают музыку о море, стихи о море, рассматривают картины, но чтобы эмоционально прочувствовать море им нужно тактильно его ощутить, для этого подходит моя пластическая игра «Море».

Натягиваете большое полотно голубой ткани (размер ткани определяется количеством детей, чем оно больше, тем эффект волн ярче) и под музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее», ребята имитируют плеск волн. Под впечатлением игры дети могут хаотично делать волнообразные движения, но нужно добиться от них полного соответствия волн с музыкой.

Одним из результатов моего опыта по пластическому интонированию считаю постановку с детьми подготовительной группы балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Начать следует с прочтения сказки «Щелкунчик и мышиный король» А. Гофмана, разобрать характер героев и предложить прослушать отрывки из балета П. И Чайковского «Щелкунчик». Дети с легкостью узнают в музыке сказочных персонажей, фантазируют о происходящих в балете действиях. Распределять роли должны сами дети (под Вашим чутким руководством) опираясь на соответствие характера героя и ребенка.

Используя мой сборник в музыкально-образовательной деятельности с дошкольникаим результат от пластического интонирования даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания музыки ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.

Данный музыкальный материал может быть использован музыкальными руководителями для организации и проведения образовательной деятельности, для более глубокого и осознанного восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Я выражаю надежду, что каждый из педагогов, кто попробует использовать мой сборник в своей педагогической практике, получит удовольствие, испытает радость и вдохновение в работе с детьми! Помогите ребенку прикоснуться к музыкальному искусству!

Доминантное занятие по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» Конспект доминантного занятия по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 6» Музыкальный.

Консультация «Формирование интереса к чтению у детей старшей группы в процессе слушания музыкальных произведений» Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет.

Использование физкультминуток на занятиях как один из методов совершенствования коррекции речевого развития детей На занятиях используем физкультминутки, которые позволяют совершенствовать речь детей. Физкульминутки включаются в занятия в зависимости.

Консультация для родителей «Персонализированная логопедическая сказка — один из наиболее эффективных методов обучения детей» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир.

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений Консультация для воспитателей «Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений».

Круговая тренировка как один из методов организации образовательной деятельности по физической культуре Круговая тренировка как один из методов организации образовательной деятельности по физической культуре. Повышение эффективности физкультурных.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников» Ход мастер – класса: 1. 1. Вводная часть. Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование.

активное слушание музыки что это. Смотреть фото активное слушание музыки что это. Смотреть картинку активное слушание музыки что это. Картинка про активное слушание музыки что это. Фото активное слушание музыки что этоПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

активное слушание музыки что это. Смотреть фото активное слушание музыки что это. Смотреть картинку активное слушание музыки что это. Картинка про активное слушание музыки что это. Фото активное слушание музыки что этоСценарий праздника к Дню музыки и к Дню пожилого человека в дошкольном учреждении «В мире музыки» В мире музыки. Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом. Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости здравствуйте, ребята. Сегодня.

Использование методов активного обучения в процессе экологического воспитания Личностно – ориентированный подход в обучении предопределяет отбор методик, предусматривающих самостоятельное экспериментирование и поисковую.

Источник

Статья Активное слушание музыки у детей раннего возраста.. Автор: Андрианова Елена Васильевна

Автор: Андрианова Елена Васильевна
Понятие «активное слушание». От чего зависит восприятие музыки ребёнком. Материалы и предметы, которые можно использовать при активном слушании. Алгоритм применения метода «активное слушание».

Автор: Андрианова Елена Васильевна

Активное слушание музыки у детей раннего возраста.

Активное слушание музыки – это активное проживание музыки через действие.

Алгоритм применения метода «Активное слушание»

Помним, что детям раннего возраста ближе всего музыка этнического характера, но в активном слушании могут использоваться и джаз

и классика. Главное, чтобы музыка вызывала положительное

эмоциональное состояние ребенка, а не

его. Музыка должна нравиться в первую очередь самому педагогу, ему самому необходимо понимать свое эмоциональное сост

оторое вызывает эта музыка.

заместителей для выражения характера музыки (ленты, шары, платочки и

активного слушания. Это может быть

, если в музыке прослеживается четкая форма, подобрана определенная тема игры, например «рыбаки и рыбки» в Менуэте

, а может быть свободное пространство, где дети передвигаются по своему желанию. Для такого пространства можно использовать джазовую музыку, музыку импрессионистов, достаточно большие композиции современных авторов, поскольку они дают простор для импровизации.

взрослым и детьми в процессе активного слушания

Источник

Формирование музыкально-художественных способностей детей средствами активного слушания музыки у старших дошкольников

Сформировать музыкально-художественные способностей у детей средствами активного слушания музыки на музыкальных занятиях.

— развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность, с помощью различных видов музыкальной деятельности с учетом возможностей каждого ребенка;

— развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки и т. д.);

— расширять знания детей о музыке;

— вызвать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начало вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;

— побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словестной, поддерживать проявления оценочного отношения.

Музыкальное развитие дает детям эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой, музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, формирует нравственные качества, воспитывает доброжелательные отношения в процессе различных видов музыкальной деятельности: радоваться успеху других детей.

Поставленные задачи едины для всех возрастных групп. Но возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Поэтому нужно добиваться их решения с учетом уровня развития детей.

Теоретическая база опыта:

Для успешного решения задач по музыкальному воспитанию, а конкретно по разделу активное слушание музыки, я опираюсь на теоретические разработки и практику известных ученых,педагогов: программа воспитания и обучения М. А. Васильевой «От рождения до школы» ; программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Использую рекомендации Новиковой Г. П. «Музыкальное воспитание дошкольников (пособие для практических учреждений) журналы «Музыкальный руководитель», «Воспитатель», «Музыкальная палитра»

Конспекты музыкальных занятий и развлечений по циклам «Времена года», «Музыка-язык наших чувств», «Как к нам музыка пришла».

Данный теоретический и практический опыт был переработан в соответствии с ФГОС и представлен для педагогов края на региональной методической школе в 2016г. «Организация деятельности современного образовательного учреждения, реализующего ФГОС дошкольного образования».

Ведущая педагогическая идея:

Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение дошкольников к активному слушанию музыки и умению перевести музыку на язык другого вида искусств (изобразительное творчество).

Процесс обучения на музыкальных занятиях направлен на обогащение и пополнение музыкального опыта воспитанников, а также на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. В основу работы положена методика действия, т. е. активной музыкальной деятельности детей в процессе слушания и исполнения музыки.

Методы и приёмы активного слушания:

— Иллюстрирование музыкального произведения

— Метод «пластическое интонирование»

Иллюстрирование музыкального произведения

(перевод музыки на язык другого вида искусств)

После прослушивания и анализа музыки «перевести» его на язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов.

— Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины.

— На следующем занятии воспитанники рассматривают иллюстрации и обсуждают «созвучие» музыки и красок, их выразительность. Каждая картина несёт в себе отпечаток личности, оригинальности ребёнка.

— К концу учебного года дети могут красками определять характер музыки.

Метод «пластического интонирования»

«Пластическое интонирование»— выражение музыки в жесте.

-Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность педагога найти такие обобщающие движения,которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

Подобрать соответствующие музыке шумовые инструменты и украсить звучащее музыкальное произведение.

Пропевание мелодии со словами или мелодекламация

На мелодию накладываются слова, чаще придуманные детьми, пропеваются детьми, как по одному, так и вместе.

(в переводе с французского «пять строк»)

1 строка – заголовок.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.

5 строка – вывод, одним словом или фразой.

Синквейн использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.

Данные методы и приёмы позволяют создавать урок для детей, чтобы он воспринимался ими как урок искусства. Позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность, сохранять здоровье.

Работая систематически по данным методам,результативность работы отмечена на начало учебного года и конец учебного года:

Наименование проводимой работы Начало учебного года Конец учебного года

Иллюстрирование музыкального произведения Только сюжетное иллюстрирование – 50%

Красочное иллюстрирование – 15% Красочное иллюстрирование – 15 %

Умение выразить цветом эмоциональный фон музыки – 80%

Пластическое интонирование Движение руки, соответствующее характеру музыки – 10%

Движения руки и музыки не совпадают- 60% Показ рукой характера произведения, особенности развития – 95%

Пропевание мелодии Мелодия совпадает со словами – 30%

Мелодия не совпадает со словами, характером- 60% Мелодия совпадает со словами, характером- 95%

Инструментальное музицирование Ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 15%

Не ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 65% Ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 95%

Не ритмичное исполнение на шумовых инструментах- 5%

Этот опыт рекомендовано использовать:

• начинающим музыкальным руководителям;

Область применения для детей старших возрастных групп дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни ДОУ.

1. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М., 1997.

2. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

5. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.

7. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

9. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.

10. Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. – М., 1997.

11. Назайкинский Е. В. О психологии восприятия музыки. – М., 1972.

13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

15. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой., М.

Презентация «Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания» Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное.

активное слушание музыки что это. Смотреть фото активное слушание музыки что это. Смотреть картинку активное слушание музыки что это. Картинка про активное слушание музыки что это. Фото активное слушание музыки что это«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

активное слушание музыки что это. Смотреть фото активное слушание музыки что это. Смотреть картинку активное слушание музыки что это. Картинка про активное слушание музыки что это. Фото активное слушание музыки что этоФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

активное слушание музыки что это. Смотреть фото активное слушание музыки что это. Смотреть картинку активное слушание музыки что это. Картинка про активное слушание музыки что это. Фото активное слушание музыки что этоЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Источник

Статья на тему «Слушание музыки должно быть активным!»

Метелева Татьяна Юрьевна

Учитель музыки высшей квалификационной категории

МОБУ «СОШ «ЦО Кудрово»

Всеволожский район, Ленинградская область

Слушание музыки должно быть активным!

Мы, как учителя музыки, очень хорошо знаем, что наш предмет содержит в себе много видов деятельности, которыми мы должны владеть и уметь ими увлечь детей, чтобы предмет «Музыка» стал радостью и долгожданным уроком.

Мне кажется, что самым сложным этапом на уроке является слушание. Как сделать так, чтобы дети стали активными слушателями, чтобы музыка имела продолжение на всю последующую неделю?

Я нашла хорошую формулу, когда детям хочется возвращаться к прослушанному произведению.

Активное слушание… Что это такое?

Зная определённые правила «игры», дети с удовольствием, без страха, не чувствуя непреодолимых препятствий, слышат, слушают и говорят о том, что сейчас звучало.

В музыке есть понятия, с которыми мы знакомим детей:

Низкие, средние, высокие звуки, голоса. Понятие регистр (показать рукой в пространстве)

Сила звука – динамика. Громкая динамика (большой размах рук в пространстве),

тихая динамика (убрать руки и можно даже присесть).

Скорость (темп) – аллегро (движения тела быстрые, крутящиеся, шаги мелкие на цыпочках). Ларго (движения тела минимальные).

Эта игра ярко демонстрируется на слушании цикла Камиля Сен-Санса «Карнавал животных»: «Королевский марш», «Аквариум», «Антилопы», «Слоны» это любимые произведения детей.

Когда мы слушаем «Море» Николая Андреевича Римского-Корсакова я предлагаю детям синие, голубые и белые воздушные шары. Создание общего рисунка картины из шаров порождает желание детей прослушивать произведение ещё и ещё раз.

Интересный интегративный опыт слушания музыки, литературы и театрализации мы с детьми представили на Санкт-Петербургской городской конференции. Разработанный вместе с ребятами третьего класса восьми этапный проект на основе симфонической картины «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова предстал перед зрителями яркой картиной с декорациями и костюмами.

Ученику предлагается графическое изображение мелодии, с помощью которого он может не только услышать, но и увидеть музыку, может пластически проинтонировать одной, двумя руками и еще поискать жест, подходящий к звучащей мелодии. Это может быть плавная мелодия всей кистью, невидимые точки пальчиком на пианиссимо или рубленые удары кулака. Первую часть «Симфонии №5» Людвига ван Бетховена дети могли пропеть (без труда) с любого места и рассказать историю героя, которая в данный момент симфонии с ним происходит. Такие понятия, как экспозиция, разработка, реприза не вызывало у них отторжения или непонимания. Они с легкостью давали ответы учителям музыки, которые присутствовали на конференции в Академии постдипломного образования учителей города Санкт-Петербурга. Новый метод «палмофония», который мы сейчас осваиваем, очевидно, показывает яркие результаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *