акустическая программа что это
Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии
Содержание
Содержание
Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.
Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.
Звукоизоляция
Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.
У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.
Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.
В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.
Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.
Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.
Акустическая обработка
Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.
В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».
Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.
Высокие и средние частоты
Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.
Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.
Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.
Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.
Низкие частоты
Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.
Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.
Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.
Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.
Практические советы для типичных ситуаций
Запись вокала
Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.
Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.
Запись акустических инструментов
Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.
Прослушивание музыки
Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.
Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.
Сведение музыки
Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.
Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.
Лучшие бесплатные программы для работы со звуком
Содержание
Содержание
Сегодня создавать музыку или просто работать со звуком стало проще, чем когда-либо. Между мьюзикмейкерами и компаниями образовался некий симбиоз — последние увеличивают количество первых, делая многие продукты для новичков бесплатными. Это долговременная инвестиция, но компании прекрасно знают: если музыканту понравилась программа или плагин, сменит на что-то новое он ее очень нескоро. Скорее всего, наоборот — рано или поздно он купит платную версию ради расширенных функций и оперативных апдейтов. Поэтому в бесплатные версии продуктов компании вкладывают много сил, стараясь понравиться пользователям. Вот подборка 10 лучших приложений, которые охватывают все потребности как начинающего, так и опытного аудио\видеоблогера, музыканта или звукорежиссера.
Garageband
Garageband — единственная из этого списка программа только для мака. Но не упомянуть ее нельзя — в ней есть все, чтобы начать делать музыку прямо сейчас. На борту куча инструментов, эффектов, сэмплов и пресетов для всех стилей музыки. Есть даже версия для айфонов и айпадов, в которой можно накидать демку, а потом открыть этот же проект на маке и продолжить работу. По своей сути, Garageband представляет собой урезанный Logic, профессиональный DAW от Apple. И это еще один плюс — Logic открывает проекты Garageband, поэтому не возникнет проблем при переходе на более серьезный софт. Найдутся, конечно, и минусы — нет толкового микшера, группировки треков, присутствуют ограничения на редактирование midi и т.п. Тем не менее, Garageband не стесняются использовать профессиональные музыканты, среди которых Rihanna, Oasis и Grimes (ее альбом Visions 2012-го полностью записан в этой программе).
Studio One Prime
Это бесплатная версия молодой, но уже снискавшей признание у звукорежиссеров и музыкантов программы Studio One. По сравнению со старшим братом имеет ограничения, главное из которых — нет поддержки сторонних плагинов. Придется полагаться на то, что идет в комплекте с программой, однако в комплекте идет немало — 9 эффектов, плагин синтезатора, ампсим, более 1 Гб лупов и семплов.
Второе важное ограничение — можно записывать только 2 трека одновременно, например, вокал и гитару. Барабанную установку записать не получится. Но, если это и не нужно — тогда Studio One Prime станет очень удобным DAW для начинающих. Некоторые ограничения лишь дисциплинируют, оберегая от главной ошибки новичка — безумного количества лишних плагинов и обработки.
Интерфейс очень дружелюбный и удобный, многие отмечают его как один из самых удобных DAW на рынке. Доступен для Windows и macOS.
TwistedWave
В жизни каждого музыканта бывают озарения, когда в голову приходит гениальная партия, и нужно ее записать прямо сейчас, пока не улетучилась. Времени запускать громоздкий DAW нет, нужно что-то придумать здесь и сейчас. На такие случаи разумно запастись ссылкой на TwistedWave — один из немногих онлайн-DAW, работающий стабильно через браузер и запускающийся за секунду. Возможно, дело в минималистичном интерфейсе — есть только базовые функции, плагины эффектов сделаны без оболочки — только цифры и ползунки, нет поддержки midi. Но с функциями онлайн-диктофона и редактора аудио программа справляется превосходно. Например, присутствует возможность мгновенно создать луп и импровизировать под него. Результат можно сохранить на гугл-диск или сразу залить на Soundcloud.
Cockos Reaper
Технически он не бесплатный. Но с официального сайта разработчика можно скачать программу и использовать ее абсолютно свободно сколько угодно времени с полной функциональностью даже по истечении его 60-дневного триального периода. Никакого подвоха — придется только подождать некоторое время перед началом работы над проектом, читая обращение авторов с просьбой купить продукт. Можно и купить, а можно закрыть всплывающее окно и работать.
По-сути — Reaper это современный взгляд на профессиональный DAW, и многие решения здесь реализованы просто блестяще: все треки универсальные и не делятся на аудио, midi и инструменты, партии midi можно редактировать прямо в основном окне проекта, есть возможность накладывать эффект на определенный участок трека парой кликов и т.п.
Можно скачать и для Windows, и для macOS, плюс существуют даже экспериментальные сборки для Linux.
Audacity
Когда речь заходит о программе для обработки сырцов — удаления щелчков с записанных треков, монтажа множества аудиодорожек, особенно если это речь для стримов, подкастов, ютуба и т.п., то хорошо бы иметь в хозяйстве Audacity. Фактически, эта программа представляет собой урезанную DAW — она не поддерживает работу с midi, только с аудиофайлами. Зато есть шикарный набор инструментов и эффектов для редактирования аудио.
Многие рутинные операции вроде выравнивания сигнала здесь выполняются в пару кликов.
Приложение не новое, с богатой историей, которая продолжается и по сей день. У программы есть свои фанаты. Апдейты выходят почти каждый месяц. При этом Audacity была и остается бесплатной. Есть на Windows, macOS и даже Linux.
AmpliTube Custom Shop
На живых концертах гитаристы и басисты играют через стэк — так называется цепочка приборов для обработки гитарного сигнала: усилитель — кабинет с динамиками — инструментальный микрофон. Плагины давно научились имитировать гитарный стэк и сегодня достигли в этом деле неплохих результатов — при сравнениях симуляций усилителей с оригинальными приборами разницу найти очень нелегко. Дополнительный плюс в том, что можно за секунду загружать пресеты, обмениваться ими в сети и менять настройки усилителя в готовом миксе (что невозможно себе представить при работе с «железом»).
IK Multimedia Amlitube 4 — один из самых реалистично звучащих ампсимов с виртуальными клонами реально существующих девайсов, разработанными под надзором их производителей. Его младшего брата, Amplitube Custom Shop, можно бесплатно скачать с официального сайта компании.
Это полнофункциональная программа с тем же пугающе реалистичным звуком, но урезанным количеством приборов: 4 усилителя, 9 педалей эффектов, 5 кабинетов, 3 микрофона и тюнер. Необходимый минимум есть, а то, чего не хватает, можно докупить в онлайн-магазине (там более 280 виртуальных железок на любой вкус).
Есть как в формате независимой программы (для Windows и macOS, в комплекте с простеньким рекордером для записи набросков), так и плагина для DAW.
Reaplugins
В комплекте с Cockos Reaper идет набор отличных плагинов, которые можно скачать отдельно с официального сайта компании.
Несмотря на простоватый внешний вид, Reaplugins очень функциональны и отлично звучат. К примеру, параметрический эквалайзер со спектроанализатором превосходно подходит для вырезания резонансов.
ReaFir — один из самых простых и эффективных шумоподавителей, незаменим, если нужно удалить шипение или низкочастотный гул из речи.
ReaGate — удобный и функциональный гейт, который приживется в начале цепочки эффектов каждой записанной дорожки.
Плагины очень аккуратно расходуют ресурсы компьютера и стали рабочей лошадкой для многих звукорежиссеров.
TDR Nova
Современные эквалайзеры серьезно эволюционировали после того, как превратились в софт. Сегодня из параметрического эквалайзера разработчики делают универсальный прибор, который умеет и в многополосную компрессию, и динамическую эквализацию.
Один из таких мультитулов — TDR Nova. В нем есть 4 полосы плюс фильтры высоких и низких частот, можно послушать каждую полосу отдельно и настроить частоты с хирургической точностью.
Но главная его фишка во встроенном компрессоре, который можно включать для каждой полосы индивидуально, чтобы прибор срабатывал только тогда, когда сигнал на этой полосе достигает заданного значения Threshold.
При всей этой абракадабре, программа обладает очень понятным интерфейсом — достаточно потыкать десять минут, чтобы разобраться.
Работает шустро и абсолютно бесплатно, плюс есть функция апгрейда до платной версии с расширенным функционалом.
MFreeFXBundle
MFreeFXBundle — процессор эффектов собственным семейством из более чем 180 подключаемых плагинов, которые можно скачать с официального сайта, притом 37 из них бесплатны. Там можно обзавестись тысячей мелочей, которые пригодятся в хозяйстве создателя музыки — различные анализаторы, тюнер, генератор шума, сатуратор, стереорасширитель, эффекты задержки и модуляции, есть даже блокнотик!
Сама оболочка также загружается абсолютно свободно. Отличный комбайн, значительно расширяющий арсенал мьюзикмейкера.
KOMPLETE START Bundle
Список был бы неполным без KOMPLETE START Bundle — джентльменского набора начинающего музыканта.
Абсолютно бесплатный пак от именитой компании Native Instruments, включающий в себя 7 синтезаторов, 9 библиотек сэмплов и лупов, ампсим, плагин лампового компрессора и несколько оболочек, позволяющих управлять всем этим великолепием. Комплект покроет большинство потребностей новичка и послужит превосходной отправной точкой для создания собственных коллекций семплов и синтезаторов.
Заключение
Еще в девяностые при создании альбома с помощью компьютера партии приходилось записывать на CD, поскольку просто не существовало винчестеров достаточного объема. Сложно осознать, насколько это было неудобно. Сегодня же вычислительной мощности среднего домашнего ПК хватит для большинства нужд начинающего мьюзикмейкера. Людей, занятых в этой сфере, становится все больше, а спрос рождает предложение. Софт стал доступнее, разнообразнее и удобнее, поэтому когда, если не сейчас, приступать к воплощению своих творческих идей!
АРМ «Акустика»
АРМ «Акустика» предназначена для автоматизации деятельности при проведении оценки акустического воздействия источников шума на нормируемые объекты на территории и в помещениях.
Программа, может быть использована при проведении проектных работ по размещению новых объектов с учётом существующей градостроительной ситуации, оценки влияния шума существующих объектов на окружающую среду, а также оценки эффективности проектируемых мероприятий по снижению уровней внешнего шума. Также АРМ «Акустика» является базовой платформой для расширяющих её функционал модулей. В настоящий момент доступен модуль «Внутренний шум» для расчёта распространения шума внутри зданий.
Свидетельство № 2012612812 от 21.03.2012 (АРМ Акустика, Версия 3) о государственной регистрации программы для ЭВМ.
Расчёты производятся в соответствии с существующими методиками, справочниками и нормативными документами. Это подтверждено экспертным заключением НИИСФ РААСН и экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»
.
Также подтверждением качества акустических расчетов, выполненных с помощью АРМ «Акустика», являются результаты тестирования программы комплектом контрольных примеров согласно ГОСТ Р 56234.3 «Акустика. Программное обеспечение для расчётов уровней шума на местности. Часть 3. Рекомендации по обеспечению качества расчётов по ИСО 9613-2». В архиве для скачивания Test имеются файлы проектов АРМ «Акустика» с реализованными примерами из ГОСТ Р 56234.3, а также формы результатов контрольных примеров (сопоставление результатов из ГОСТ и полученных с помощью программы) и описание основных настроек для базовой конфигурации программы АРМ «Акустика». Комплект контрольных примеров из ГОСТ Р 56234.3 позволяет пользователю самостоятельно без привлечения третьих лиц оценить качество расчетов программным продуктом.
Список реализованных в программе методик расчёта.
Возможности программы
— вывод подробного отчёта с ходом и результатами расчёта акустического воздействия в Microsoft Excel (для каждой операции расчёта в отчёте приводятся формулы и ссылки из нормативной документации);
— расчёт требуемого снижения уровней звуковой мощности источников шума;
— редактируемый каталог шумовых характеристик оборудования в комплекте;
— встроенная система автоматических обновлений программы;