алалия и зпр чем отличается
Алалия и зпр чем отличается
Аннотация: В последнее время родители всё чаще жалуются на то, что ребёнок не заговорил вовремя
Статья:
В последнее время родители всё чаще жалуются на то, что ребёнок не заговорил вовремя. Специалисты называют таких детей неговорящими или безречевыми. Среди безречевых детей встречаются дети с различными нарушениями. В данной публикации мне хотелось бы остановиться на детях с задержкой речевого развития и алалией.
Начнём с того, что эти оба диагноза ставят, если у ребёнка не выявлены проблемы с интеллектом, биологическим слухом или зрением.
ЗРР ставят детям, не достигшим 3-летнего возраста. То есть, если вашему ребёнку после 3 лет невролог пишет в заключении ЗРР, то это неправильно.
Если это действительно задержка речевого развития, то речь ребёнка будет развиваться сама по себе и через некоторое время достигнет нормальных показателей. В подобной ситуации диагноз ЗРР будет снят. Если речь не появится или будет формироваться с отклонениями, то диагноз ЗРР заменят на другой (например, алалия, ОНР, РДА и др.)
В любом случае, если ребёнок не начал говорить вовремя, нужно начинать заниматься с ним, не дожидаясь 3 лет, так как нет никаких гарантий, что после этого возраста речь появится сама. Заниматься с безречевым ребёнком (даже если у него ЗРР) нужно как с алаликом, т.е. запускать его речь.
В процессе занятий с логопедом у ребёнка с ЗРР будет заметна хорошая и быстрая динамика, в отличие от ребёнка-алалика.
Пока малышу не исполнится 3 года, говорить об алалии неправильно.
Речь при алалии может не появляться совсем или формироваться крайне медленно. Речь при алалии может отсутствовать по двум причинам:
1. Ребёнок при нормальном физическом слухе плохо слышит, не различает речевые звуки, слова, а, следовательно, не понимает речь окружающих. На фоне этого у ребёнка не появляется и собственная речь. В таком случае говорят о сенсорной алалии.
2. Ребёнок слышит и понимает речь окружающих. Но при здоровых мышцах речевого аппарата не может совершать органами артикуляции произвольные движения. То есть, он испытывает трудности, когда нужно выполнить действия по подражанию. По этой причине ребёнок не может освоить произношение звуков и научиться говорить. В подобной ситуации говорят о моторной алалии.
Задержка речевого развития или алалия?
Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители – его главные проводники в окружающем мире.
Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко – и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.
Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:
«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»
Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.
В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития – то есть просто временное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.
Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:
1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:
«Покажи, где домик» (на картинке)
Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).
В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:
«Посади мишку на столик, под столик, около столика».
«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).
«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».
2. У ребёнка достаточное слуховое внимание.
Ребёнок узнает бытовые шумы и звуки природы (шум фена, лай собаки, звонок телефона), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.
3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Ребенок стремится все потрогать, у него вызывают интерес окружающие предметы.
4. Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику.
Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии. Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).
Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.
Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом нашего центра.
Задержка речевого развития
Диагностика
Прежде всего, нужна комплексная профессиональная диагностика. Специалист выявит причину отсутствия речи, проверив:
Определив характер задержки развития речи, логопед предложит курс коррекции.
Темповая задержка речи
При темповой задержке речи ребенок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер. Может быть резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи.
Логопеды по опыту знают, что многим детям в период развития речи нужен коммуникативный «толчок». Чаще всего им становится общение со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, групповые речевые игры или индивидуальные занятия с логопедом, который способен заинтересовать и стимулировать ребенка. Именно такой «толчок» и способствует выходу из состояния темповой задержки речи.
Алалия
Если речь у ребенка полностью или частично отсутствует – это явления называется алалией. Алалия возникает в результате повреждения отдела коры головного мозга во внутриутробном периоде развития плода или в раннем возрасте. Ребенок с алалией имеет задержку в развитии речи, которая не связана со снижением слуха или снижением интеллекта. Но без специального обучения такие дети не могут научиться разговаривать самостоятельно. Речь развивается по патологическому пути или не развивается вовсе.
Если лечение и коррекционное обучение начать поздно (после 4-5 лет), малыш будет отставать и в речевом, и в интеллектуальном плане.
При алалии нарушены все стороны речевого развития ребенка: налицо неправильное произношение, плохо усваиваются закономерности родного языка, речь похожа на говор иностранца, не усваиваются родовые понятия и правила согласования слов, не наращивается словарный запас.
Так или иначе, прежде чем принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом. Если не провести адекватное обучение и лечение, речевое отклонение может появиться страх речи, нежелание общаться и учиться. Чем раньше начать коррекционное обучение, тем благоприятнее будет прогноз для интеллектуального и речевого развития малыша.
Коррекция ЗРР
В этом случае понадобятся занятия ребёнка с логопедом и психологом, консультирование родителей.
Также причина может быть в нарушениях функционирования головного мозга. В этом случае для коррекции ЗРР в первую очередь необходима консультация невролога: специалист назначит комплексную терапию, включающую при необходимости ноотропные препараты, массаж, физио- и рефлексотерапию. Занятия с логопедом и психологом потребуются в дополнение к неврологической помощи: акцент в них будет сделан на развитии мелкой моторики, концентрации зрения и слуха, связной речи.
Специалисты нашего Центра оказывают высококвалифицированную помощь для преодоления ЗРР и алалии.
В нашем Центре Вы можете пройти комплексную психоречевую диагностику и узнать, необходима ли ребенку помощь логопеда или его задержка речи временна.
Записаться на прием можно по телефону +7(921) 995-61-57 или заполнив форму
© « Центр коррекции речи Анны Белик »
Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам
Советы специалиста: как распознать моторную алалию?
Моторная алалия – недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых зон, наступившее в возрасте до 3-х лет и проявляющееся преимущественно как расстройство языковых операций (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических).
Речь у детей с моторной алалией начинает развиваться очень поздно: ближе к 4-5 годам. При этом динамика речевого развития крайне медленная. Речь изобилует специфическими ошибками, которые характерны именно для этого нарушения. При поздно начатой коррекционной работе или неправильно проведённом обучении высока вероятность инвалидности в старшем возрасте. Поэтому важной задачей является своевременная диагностика этого расстройства.
По каким признакам можно распознать моторную алалию? Ниже дано описание целого ряда симптомов, указывающих на возможное наличие этого нарушения. Не нужно забывать, что эти симптомы следует оценивать в комплексе, а не изолированно. Именно в этом случае будет воссоздана целостная картина нарушения, позволяющая установить правильный диагноз.
1. Позднее начало развития речи.
При алалии имеется выраженная задержка начала становления речи. Критическим периодом считается достижение ребёнком трёхлетнего возраста, когда полное отсутствие речи с большой долей вероятности может указывать на наличие алалии. Отсутствие речи до достижения данного возраста интерпретируется не как алалия, а как задержка речевого развития (ЗРР).
2. Наличие апраксии артикуляционного аппарата.
Апраксия – это нарушение произвольных движений и действий (то есть движений и действий по собственному желанию). При апраксии те же движения непроизвольно ребенок может выполнить. Апраксии являются механизмом, который непосредственно препятствует процессу артикулирования. Артикуляционные апраксии могут быть двух видов: кинетическая и кинестетическая.
Чаще всего встречается кинетическая апраксия. Она возникает при поражении или недоразвитии моторного центра речи (центра Брока), находящегося в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. В норме этот центр отвечает за построение последовательностей слогов в слове и звуков в слоге, обеспечивает плавность переключения от одной артикуляции к другой. При нарушении функционирования центра Брока ребёнок может произнести отдельные звуки, иногда слоги, но слить их в слово или произнести их в правильной последовательности не может.
При тяжелой кинетической апраксии речь полностью отсутствует, заменяется нечленораздельно произносимыми звуками. В менее тяжелых случаях ребёнок в состоянии произнести слова, состоящие их одного-двух прямых слогов (“да”, “не”, “мама”, “папа”, “дядя”), но не может развернуть более сложную слоговую структуру. В результате слова, сложные по своему слоговому составу, имеющие закрытые слоги, стечения согласных, большое количество слогов, произносятся со значительными искажениями. Чаще всего звуки и слоги пропускаются (яблоко – “я”, гулять – “гуя”, машина – “сина”). На более поздних этапах ребёнок начинает произносить многосложные слова, однако пропуски звуков в стечениях согласных, слогов по-прежнему имеют место. Слоги и звуки меняются местами (молоток – “мотолок”, ромашка-“морашка”, сорт – “сотр”, окно – “онко”). Количество таких ошибок несоизмеримо больше, чем при дизартрии. Преодолеваются эти затруднения очень тяжело: ребёнок многократно повторяет слово “сорт”, пытаясь воспроизвести артикуляции в нужном порядке (СО(1)Р(2)Т(3)), но у него все равно получается “сотр” (1-3-2). При дизартрии пропуски и перестановки (если они есть) в процессе коррекционной работы преодолеваются очень быстро.
Другой вариант апраксии – кинестетическая апраксия. Она возникает при поражении постцентральных отделов коры, находящихся в теменных отделах мозга. При кинестетической апраксии нарушено нахождение нужной артикуляционной позы. Например, ребёнок не может по просьбе поднять кончик языка наверх или опустить вниз из-за неспособности определить его текущее положение. При этом непроизвольно те же движения он выполняет. Механизм апраксии не связан с нарушениями мышечного тонуса, а является расстройством более высокого уровня организации двигательного акта.
При тяжёлой кинестетической апраксии речь отсутствует. По мере преодоления этих затруднений обнаруживаются многочисленные звуковые замены (забор – “танон”).
3. Фонематические нарушения
4. Нарушения лексики
Нарушения синтаксической структуры предложения.
По особенностям овладения синтаксической структурой предложения можно выделить две группы детей:
1. дети с выраженными нарушениями синтаксической и морфологической систем языка;
2. дети с преимущественными нарушениями морфологической системы и относительной сохранностью синтаксической структуры предложения.
Для первой группы характерно очень медленное овладение структурой простого предложения, выраженные искажения синтаксических конструкций. Грубые и стойкие синтаксические аграмматизмы приводят к тому, что речь ребенка длительное время останавливается на первых двух уровнях речевого развития.
Синтаксические аграмматизмы чаще всего проявляются в следующих особенностях:
а) отсутствии значимых элементов предложения – подлежащего, сказуемого, дополнения (Девочка бежит. – “Бежать”, Мама варит суп. – “Мама суп”).
б) перестановках слов (“Папа подаи асына асива” – Папа подарил красивую машину).
в) тенденции отнесения сказуемого и отрицания “не” в конец фразы (“Я мако любить нет” – Я не люблю молоко; “Я кУка тИни девА” – Я одеваю кукле ботинки.).
Дети второй группы с большей лёгкостью овладевают простым предложением, однако демонстрируют аграмматизмы при построении сложных конструкций: допускают перестановки слов, зачастую приводящие к искажению смысла предложения (“Девочка плачет, потому что собака утащила куклу злую” – вместо “злая собака утащила куклу”), неправильно используют синтаксические средства связи (Мама сказала, что (вместо чтобы) я не ходил сегодня гулять).
Нарушения морфологической системы языка.
Все вышеперечисленные симптомы в комплексе составляют речевую симптоматику моторной алалии. Решение о постановке диагноза принимает логопед на основании выявленных нарушений, оценив речевой анамнез и обязательно учитывая при этом мнение невролога, психиатра.
Алалия и зпр чем отличается
Критерии сравнения
Моторная (Экспрессивная)
алалия
Задержка речевого развития
2. стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль),
4. с накоплением словаря усиливается аграмматизм
2. отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм
2. возможны остаточные явления в школьном возрасте
2. коррекция направлена на расширение словаря, развити е ВПФ и на звуковую сторону речи,
3. к школе преодолевают речевую недостаточность