алкогольная и спиртосодержащая продукция в чем разница
Чем отличается алкогольная продукция от спиртосодержащей
Содержание статьи
Определения понятий алкогольной и спиртосодержащей продукции содержатся в статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Под спиртосодержащей продукцией в соответствии с указанной нормой понимается пищевая, непищевая продукция, содержание этилового спирта в которой на стадии готовности составляет не менее полутора процентов от общего объема.
При этом алкогольная продукция является исключительно пищевой, она может изготавливаться как с использованием этилового спирта, так и без его использования. Если в производстве алкогольной продукции применяется этиловый спирт, то его получают из пищевого сырья. Кроме того, при изготовлении алкогольной продукции может использоваться спиртосодержащая пищевая продукция, а минимальное содержание спирта в алкоголе должно составлять не менее половины процента от общего объема.
В чем заключаются основные различия?
Таким образом, основное различие между спиртосодержащей и алкогольной продукцией заключается не только в содержании спирта, но также в предназначении. Так, алкогольная продукция производится исключительно для употребления, поэтому при ее изготовлении используется только пищевое сырье. Спиртосодержащая продукция может быть непищевой, а пищевая спиртосодержащая продукция не используется для непосредственного употребления, но может служить одним из компонентов для алкогольной продукции. Именно поэтому данные виды продукции различаются достаточно существенно. Так, ярким примером спиртосодержащей непищевой продукции является обычная парфюмерия.
Что подразумевается под данными видами продукции?
Алкогольная продукция включает известные всем алкогольные напитки. Они подразделяются на спиртные напитки, пиво, вино, винные напитки, медовуху и некоторые другие виды. Спиртосодержащая пищевая продукция никак не пересекается с алкогольной, но может служить сырьем для изготовления некоторых ее видов. Так, примерами спиртосодержащей пищевой продукции являются винное сусло или пивное сусло, применяемые на соответствующих видах производственной деятельности.
Непищевая спиртосодержащая продукция отличается от алкогольной продукции еще больше, поскольку не может использоваться для непосредственного употребления ни при каких условиях, служит исключительно для хозяйственных, медицинских, косметических и прочих подобных целей.
Алкогольная и спиртосодержащая продукция в чем разница
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 448-ФЗ)
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.3 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 560-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 25.12.2012 N 259-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) понятия, указанные в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона используются в значениях, определенных в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.2 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.5 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.6 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.5 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 15.1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 19 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 20 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 21 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 22 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 286-ФЗ, от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 29 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 30 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 31 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ в подпункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 2.1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 7 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
8) утратил силу с 1 июля 2012 г.;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ подпункт 9 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ) подпункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Информация по производству и обороту алкоголя
Информация по производству и обороту алкоголя.
Управление Роспотребнадзора по ЯНАО информирует граждан о том, что в целях реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации внесены изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Данный закон ужесточает государственное регулирование производства, оборота и потребления алкоголя, запрещает употребление алкоголя несовершеннолетними, а также в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах культуры и спорта, во дворах, в подъездах, в парках и на детских площадках.
Потребителям важно знать следующее:
На этикетках спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи, наряду с иной обязательной информацией должна содержаться информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов «этиловый спирт» должно использоваться слово «денатурат»). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов её площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции).
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и её печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учёта покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учёта покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
Розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казённые предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
Производство водки вправе осуществлять казённые предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 80 миллионов рублей.
Производство алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определён договором и составляет один год и более.
Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании её соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объёме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к её применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования; содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объёма готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объёме потребительской тары; вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.
Правительством Российской Федерации устанавливаются общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары.
Закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, добавленного в процессе её производства, не более 7 процентов объёма готовой продукции осуществляются в потребительской таре объёмом не более 330 миллилитров.
Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;
Маркировка алкогольной продукции иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчётности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции: наименование алкогольной продукции; вид алкогольной продукции; содержание этилового спирта; объём алкогольной продукции в потребительской таре; наименование производителя алкогольной продукции; местонахождение производителя алкогольной продукции; страна происхождения алкогольной продукции; подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности; подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака; иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения. Сведения указываются на русском языке.
Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
в нестационарных торговых объектах;
Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных выше, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, приобретённых у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определён договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Реализация принятого закона поставит заслон на пути широкого распространения алкоголя, в т.ч. пива и слабоалкогольных напитков, которые пользуются (подкрепляемые рекламой) большой популярностью у молодёжи, женщин и подростков, приводят к развитию алкоголизма уже в юношеском возрасте.
При проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю Управление Роспотребнадзора по ЯНАО (территориальные отделы) обязано проверять соблюдение норм данного Федерального закона, к нарушителям будут примяться меры воздействия, вплоть до постановки вопроса о лишении лицензий на право торговли алкогольной продукцией.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |