анатомические поезда что это такое
Что такое «Анатомические поезда» Томаса Майерса?
И как использовать «железнодорожную метафору» для сохранения здоровья
Мануальный терапевт Томас Майерс работает с телом человека с 1974 года. Он убежден: состояние опорно-двигательного аппарата и качество выполнения движений влияет на очень многое в нашей жизни — от физического здоровья до психологического благополучия. В качестве теоретической основы для разнообразных техник воздействия на человеческое тело Майерсом была предложена революционная концепция «анатомических поездов».
В нашем материале мы расскажем об этой идее и перспективах ее применения специалистами из разных областей прикладной науки и практики.
Что это такое?
Система, которой Томас Майерс пользуется уже более 10 лет, включает в себя пошаговую диагностику тела клиента, элементы лечебного массажа и комплекс физических упражнений для коррекции двигательных нарушений. Он называет свой подход одним из видов интегративной структурной терапии и не видит в нем ничего инновационного. Главная же особенность и новизна метода Майерса заключается в его теоретическом обосновании — концепции «анатомических поездов».
Традиционная анатомия и физиология, рассказывая о механизмах движения, заостряют наше внимание на строении и работе мышц и суставов. Опорно-двигательный аппарат при этом выглядит как сумма отдельных элементов, функционирующих по принципу рычага. Томас Майерс, в свою очередь, предлагает рассматривать все мышцы, сухожилия, связки и фасции организма как единую «миофасциальную» систему. В своих рассуждениях он не только исходит из запросов практики мануальной терапии, но и опирается на результаты последних медицинских исследований. Последние подтверждают: движение любой отдельно взятой части тела всегда является частью комплексной реакции организма.
При чем тут поезда?
«Анатомическими поездами» Томас Майерс и его последователи называют мышечно-коллагеновую сетку, пронизывающую наш организм. Все мышцы, связки, сухожилия и фрагменты эластичной соединительной ткани они рассматривают как систему из 12 комплексов взаимосвязанных элементов. Вдоль каждого из этих комплексов проходит условный «миофасциальный меридиан», или, проще говоря, «линия тяги». Если энергия сжатия-натяжения распределяется по этой линии неравномерно, возникают боли, зажимы или деформации в соответствующих участках тела.
Миофасциальные цепи в тренировке
ДЛЯ КОГО ЭТОТ ТРЕНИНГ?
ЧТО ТАКОЕ «АНАТОМИЧЕСКИЕ ПОЕЗДА» ИЛИ МЫШЕЧНЫЕ ЦЕПИ?
Цели тренинга
В ходе обучения мы рассмотрим наглядно все 7 мышечных цепей
Изучим не только на слайдах, а на практике, выполняя специальные движения. Будем учиться поэтапно включать каждую цепь при выстраивании асан йоги и разучим подготовительные упражнения, помогающие лучше подготовить фасцию к движению.
Теоретическая часть
Практическая часть
Мастер-класс №1 «Передняя и задняя поверхностные линии».
В ходе этого мастер-класса мы рассмотрим наиболее простые мышечные цепи, составляющие переднюю и заднюю поверхность нашего тела и обеспечивающие баланс симметричных движений в сагиттальной плоскости.В начале занятия мы выполним несколько движений-тестов, запомним свои ощущения и потом, проделав всю программу мастер-класса, вновь оценим своё изменённое уже состояние и поделимся результатами.
Что будем улучшать:
Сгибание и разгибания в тех отделах позвоночника и крупных суставов нижней конечности, где это наиболее необходимо.
Мастер-класс №2 «Спиральная и латеральная линия».
Спиральная линия является одной из наиболее «длинных» мышечных цепей, но именно её дисбаланс встречается максимально часто. Разная высота плеч, сколиоз, нарушение походки – всё это может быть признаком дисбаланса правой и левой спиральных линий. В начале этого класса мы проведём диагностике в парах, оценив способность к ротации позвоночника, а также оценим сложные движения, сочетаемые с ротацией. Вся наша жизнь – это несимметричные ротационные движения, а значит со спиральной линией мы обязаны уметь работать.
Что будем улучшать:
Повороты позвоночника, эластичность мышц задней поверхности бедра и голени, латеральные сгибания и балансы на одной ноге.
Мастер-класс №3 «Глубинная линия, функциональные линии»
Что будем улучшать:
Дыхание, походку, приседания, выпады.
Мастер-класс №4 «Линии руки»
Верхние конечности – всегда самая сложная тема для тренеров, врачей, терапевтов движения. Поскольку движения рук крайне разнообразны, и суставы верхней конечности имеют много степеней свободы, то на этом классе мы будем учиться видеть(!) тонкие нюансы организации наших верхних конечностей в пространстве.
Наши верхние конечности состоят из шести крупных «областей соединений костей» (не отдельных суставов, а неких условных «зон повышенного внимания»), за которыми нужно уметь следить во время занятия. И руки отблагодарят Вас свободой от боли в шее и грудном отделе. Ведь, как учит Т. Майерс «Всё, что крепит руку к телу есть одна «мышца»».
Один из самых важных моментов этого класса – упоры на руки. Вы научитесь выполнять их идеально правильно и эффективно, с точки зрения распределения нагрузки по всем анатомическим цепям.
Что будем улучшать:
Работу всей верхней конечности, артикуляцию лопатки и грудного отдела, работу вращательной манжеты плеча.
Что вы получите в результате обучения:
Основатель и генеральный директор РОСТФИТ. Главный редактор программ тренингов компании. Персональный тренер по оздоровительному фитнесу и реабилитации, специалист по терапевтическому тейпированию.
Спасибо вам огромное за интересный и поучительный курс «Миофасциальные цепи в йоге»,очень давно хотела на него попасть, я потрясена вашим знанием материала и анатомии!)
Второй раз посещаю твои семинары и остаюсь довольной. Вчера уже применяла на практике с учениками новые упражнения, все остались довольны практикой.
Этот курс отличное начало в углубленное изучение анатомических поездов. Многое почепрнула как для личной практики так и для групповых занятий. Сегодня опробую некоторые техники на своих учениках.
Отдельное спасибо за ваше мастерство преподавания, наглядные пособия из учеников и ваш непревзойдённый артистизм. 100% усвояемость материала! Приглашайте на ваши занятия!
Анатомические поезда Томаса Майерса
Каждая мышца тела завернута в отдельный пакетик под названием фасция, группы мышц запакованы в более крупные пакеты. А теперь представьте длинный продольный пакет из тянущегося эластичного материала с множеством карманов, в которых закреплены мышцы. Этот пакет прикрепляется к скелету в отдельных точках — например, к пятке, костям пальцев. Эти длинные фасциально-мышечные пакеты Томас Майерс назвал анатомическими поездами — так как они повторяют векторы движения.
Задняя поверхностная линия
Первый миофасциальный меридиан
Натянутые икры (мышцы голени), сокращенные подколенные мышцы, укорочена поясничная часть мышцы, выпрямляющей спину, что означает — фасции, которые их соединяют, тоже зажаты.
Если вы чувствуете боль, скованность в спине или шее; вам трудно дотянуться до пальцев ног, выполняя растяжку в наклоне вперед, можно предположить, что проблема лежит где-то по пути Задней Поверхностной Линии (ЗПЛ).
Рельсы первого анатомического поезда бегут по всей задней поверхности тела от пальцев ног вверх и, перекидываясь через голову, останавливаются у бровей.
Его главная функция — поддерживать тело в вертикальном положении. Каждый меридиан состоит из мышц, соединительной ткани (связки, фасции и сухожилия) и костных станций — мест прикрепления к скелету.
Поверхностная фронтальная линия
Поверхностная фронтальная линия (ПФЛ) — это фасциально-мышечная структура, которая двумя отсеками вытягивается по передней поверхности нашего тела — от верхушки пальцев ног до тазобедренного сустава и от лобковой кости до черепа.
Анатомические меридианы можно рассматривать с трех позиций: как линию, как плоскость и как рельефный объем.
Первая линия фронта
Оценивая состояние этой линии, следует учитывать ее функцию, важнее которой нет — защита. Линия проходит по самым уязвимым частям человеческого тела: грудь, половые органы, пах, горло, низ живота. Кожа в области этой линии необыкновенно чувствительна. В течении тысячелетий она была обращена к земле, воспринимая ее вибрации и отзвуки. Сегодня — это наш открытый фасад, которым человек воспринимает и встречает новое пространство при движении.
Ничего удивительного, что эта линия невероятно отзывчива для угроз и опасностей всей мастей.
Стартовая реакция — это сильное сокращение поверхностной фронтальной линии и сближение сосцевидного отростка с лобком. Это обеспечивает:
🔸Поворот к опасности менее уязвимой спиной.
🔸Защита позвоночника при падении.
🔸Эта позиция оставляет открытыми глаза и уши для дальнейшего получения информации.
Эти реакции свойственны всем млекопитающим. Например, кошкам.
В отличие от человека, те же кошки выходят из этой позиции при исчезновении опасности. Человеки, судя по сутулым фигурам вокруг, продолжают. Это тоже можно объяснить. Люди больше чувствительны к внутренним ощущениям, чем к реальным условиям окружающей среды.
Иными словами, если я нахожусь в состоянии тревоги (внутренней и неясной, или вполне конкретной — несдачи экзамена через 3 месяца), мое тело реагирует так, словно это уже сейчас и вполне реально угрожает моему здоровью какая-нибудь бешено лающая собака. Именно поэтому, люди способны самоподдерживать стартовую реакцию на угрозу годами, продолжая заново и заново переживать одну страшную ситуацию.
Таким образом, самым простым и частым посланием угрозы от этой линии будет: голова вперед, проваленная внутрь грудь, сокращенный и укороченный живот и поджатый таз.
Существует взаимосвязь между таким положением таза и тревожностью. Коррекция правильного положения таза помогает заново найти не только телесный, но и внутренний баланс. «Начать уверенно стоять на ногах».
Анатомические поезда: глубокая фронтальная (передняя) линия
Залегает глубоко и участвует в удержании внутренних органов. Поддерживает свод стопы, задает пространство внутри тела, стабилизирует ноги. Помогает пояснице спереди, определяет состояние брюшной полости и малого таза, стабилизирует грудную клетку при дыхании, балансирует голову и шею.
Взаимосвязь между глубокой фронтальной линией и дыханием
Слабое дыхание приводит к недостаточному поступлению кислорода, дыхательному «защелачиванию крови», «тревожному» учащенному дыханию, головной боли, хронической усталости и прочим ненужным вещам.
Нарушение подвижности грудного отдела позвоночника усиливает осанку головой вперед, переносит нагрузку на вспомогательные дыхательные мышцы — грудино-ключично-сосцевидную, лестничные, верхняя часть трапеции. Механика движения плеча\лопатки искажается, усиливается напряжение в мышце, выпрямляющей позвоночник и ослабляется тазовое дно. Как результат — нестабильность поясничного отдела.
Поверхностное дыхание наносит свои удары, главным образом, по четырем точкам этой линии — задняя большеберцовая, поясничная, диафрагма, лестничные мышцы.
Латеральная линия
Латеральная или боковая линия проходит по обеим сторонам тела, начинаясь от середины стопы с ее внутренней стороны, проходит через низ и выходит с наружной стороны стопы, поднимается вверх по наружной поверхности голени и бедра и образует двойной зигзаг от тела к уху.
Функция для осанки: уравновешивание передней и задней половины тела
Функция для движения: боковой наклон, отведение бедра и поворот стопы кнаружи. «Управляемый тормоз» при вращении и наклонах.
Эту линию легко понять, если представить движение плывущей рыбки. Благодаря латеральной линии при ходьбе мы довольно стабильны и почти не отклоняемся в стороны поднимая ноги.
Третий миофасциальный меридиан — Спиральная линия
Две миофасциальные спирали охватывают тело с одной и другой стороны, много раз пересекая другие меридианы, и отсюда вытекает их первая функция — соединить всех и уравновесить все плоскости тела, все векторы движений.
Спиральная линия начинается все на том же затылке, на затылочном бугре и спускается по задней поверхности шеи, а именно по ременным мышцам головы и шеи, пересекает позвоночник и переходит на противоположную сторону на лопатку по ромбовидным мышцам.
У внутреннего края лопатки она подныривает вглубь и идет по нижней части передней зубчатой мышцы и по ребрам спускается вниз, перекидываясь на противоположную сторону по животу и спускается вниз по наружной поверхности бедра, затем на по передней поверхности голени спускается вниз и образует петли, поддерживая своды стопы.
По боковой поверхности икры карабкается вверх, на бедре идет по задней поверхности (бицепс бедра), и через крестец и спину блудный меридиан возвращается на затылочный бугор.
Функция для осанки: поддержание осанки и баланса (миссия универсальная для всех меридианов). Помимо этого, спиральная линия уравновешивает ВСЕ плоскости и векторы тела. Она помогает вращениями, скручиваниям и, одновременно, дозирует их.
Анатомические поезда: линии руки
По четыре с каждой стороны:
1.Поверхностная передняя линия руки
2. Поверхностная задняя линия
3. Глубокая передняя
4. Глубокая задняя линия
Все эти линии начинаются от корпуса, соответственно, груди или спины и продолжаются до кончиков пальцев. Ход линий соответствует их названиям, кстати, такие же линии проходят по ногам и, в общем, весьма схожи. Линии руки плавно и гладко вплетаются в другие меридианы тела, особенно в спиральную, латеральную, функциональную и переднюю поверхностную линии.
В движении линии руки перемещают верхнюю конечность во все необходимые для отталкивания, притягивания, поглаживания, махания, поднимания и прочее-прочее позиции. Линии руки проходят более 10 суставов, что обосновывает их пластичность. Они не оказывают прямого воздействия на осанку, так как не участвуют в формировании вертикального столба. Однако, движение руками, конечно же, изменяет натяжение «старших» меридианов. Это же работает в обратную сторону — изменение положение тела в силах облегчить или затруднить движение рук и даже способствовать их травме.
Анатомические поезда: функциональные линии
Не играют значимой роли для поддержания осанки, их работу мы наблюдаем в спорте, играх, активных и сильных движениях.
Функциональные линии бегут поверхностно и обычно непричастны к нарушению осанки. Они отвечают за стабилизацию тела в разных позах равновесия, например поза дерева в йоге, и баланс тела в движении (удар ногой по мячу, замахи).
Эти линии позволяют сильнее и точнее двигать руками и ногами, соединяя с противоположной стороной.
На поверхности тела функциональные линии имеют спиралевидную форму и действуют всегда по спирали. Их можно также считать дополнительными приложениями к спиральной линии. В ходе нашей деятельности линии натяжения постоянно изменяются, и точность линий, подробно описанных ниже, представляет собой обобщение центрального момента колебания этих сил.
Задняя функциональная линия соединяется с поверхностной передней или глубокой задней линиями руки в области прикрепления широчайшей мышцы спины. Она спускается чуть ниже, чем приблизительная середина тела этой мышцы, сливаясь с пленками крестцово-поясничной фасции.
Рецензии на книгу « Анатомические поезда » Томас Майерс
Очень отличная книга. Много информации. Рекомендую.
Книга скорее для профессионалов, но и просто любители, и интересующиеся вопросами осанки и восстановления найдут в ней много полезной, познавательный и интересной информации. Несмотря на то, что читать тяжеловато (что-то приходится перечитывать по нескольку раз, а то и вовсе пропускать), о покупке нисколько не жалею: достойная цена за информацию
Книгу купила. Книга хорошая. И ее несомненно нужно читать. Только не в этом переводе.
Перевод катастрофически безграмотный. Переводчики не только косноязычные в родной речи, но ещё и переврали всё что только можно.
Дин Юхан со своей известной книгой «Тело Иова» (D.Yuhan «Job’s body») превратился в Дина Джуена с книгой «Тело Джоба»!
Боже, какой Джуен?! Что за Джоб?! Это Гугл переводил, или живые люди?
Вот для примера то же самое предложение, взятое мной из этой же книги, изданной несколько лет назад в другом переводе. Сравниваем:
Мне очень, очень, очень жаль баснословных денег, которые я выбросила на эту халтуру от Эксмо.
Издательству, которое не в состоянии позволить себе хороших переводчиков и редакторов, нельзя давать в руки такие замечательные книги.
Мне жаль, что по закону, я не имею право вернуть эту книгу ни в магазин, ни издательству.
Если вы решили купить эту книгу, не поленитесь, полистайте ее, почитайте текст. Отдавать за это безобразие такие большие деньги просто варварство.
Все же, главное в книге текст. И шикарная полиграфия, надо отдать Эксмо должное, нисколько не искупает ужасов перевода. Я бы даже сказала, она их выпячивает ещё больше.
Анатомические поезда что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Бег, стопа и поезда.
Друзья, давайте попробуем взглянуть на стопу и на бег сквозь призму анатомических поездов Томаса Майерса. Не для кого не секрет, что система фасции поддерживает, соединяет и активизирует все ткани нашего тела и переводит сокращение мышц в координированное движение. Анатомические поезда представляют собой соединения фасции и кости, опутывающие все наше тело, соединяя голову с пальцами ног, и управляющие гравитационными и мышечными силами, которые необходимы для поддержания стабильности или для движения. Томас Майерс понимал под анатомическим поездом миофасциальный меридиан, неразрывно связанную структуру, состоящую из мышечной ткани и сопровождающую ее паутину соединительной ткани. Эти меридианы опоясывают наше тело, определяя его географию и геометрию на уровне миофасций. Согласно теории анатомических поездов, этих меридианов в нашем теле семь:
1. Поверхностная задняя линия – начинается на подошвенной поверхности фаланг пальцев стопы. Идет через всю заднюю поверхность тела и заканчивается на передней надбровной дуге.
2. Поверхностная фронтальная линия – начинается от тыльной поверхности фаланг пальцев ног и заканчивается фасцией покрова головы.
3. Латеральная линия – берет начало от основания первой и пятой плюсневой костей, заканчивается на затылочном бугре и сосцевидном отростке.
4. Спиралевидная линия – одним витком окручивается вокруг тела, проходя через основание первой плюсневой кости.
5. Глубинная фронтальная линия – начинается от костей предплюсны и подошвенной поверхности пальцев стопы, крепится к базилярной части затылка (модного рисунка к ней не нашел).
Есть еще Линия руки и Функциональная линия, они не являются частью «структурного столба» и косвенно влияют на осанку.
Вы наверное обратили внимание, что все основные меридианы берут свое начала с передней части стопы.
Поверхностная задняя линия начинается на подошвенной стороне дистальных (дальних) фаланг пальцев ноги и проходит по подошвенной части стопы. Она включает в себя сухожилия сгибателей пальцев ног, а они на прямую взаимосвязаны с подошвенной фасцией. Эти пять полос сливаются в апоневроз и крепятся к пяточной кости. И вот тут начинается самое интересное, подошвенная фасция, зачастую является источником неприятностей, которые переносятся на всю линию и на осанку соответственно. Ограничение движения подошвы часто соотносятся с плотными подколенными мышцами, лордозом поясничного отдела позвоночника и устойчивым сверхвыпрямлением верхних шейных позвонков. Воздействие любой методики, которая поможет расслабить и растянуть данную фасцию, будет передано и на ткани выше.
Для наглядности, Томас Майерс предлагает провести простой, но яркий эксперимент, доказывающий прямую связь стопы и осанки, достаточно с усилием покатать теннисный мячик подошвой стопы в течении трех минут и постуральный мышечный тонус моментально изменится в лучшую сторону (более подробно на странице 65). Данное упражнение воздействует на все миофасциальные меридианы и его можно рекомендовать выполнять всем и ежедневно. Так же перегрузка подошвенной фасции является причиной образования пяточных наростов. Люди, бегающие с опорой на подушечку стопы, непрерывно оказывают напряжение на пяточное прикрепление к подошвенной фасции и с большой вероятностью рискуют получить фасциит подошвы.
На этом рисунке, позаимствованном у А.И. Капанджи, видно как распределяется вес тела по стопе в положении стоя. Если его взять за шесть кг, то к передней и внутренней опоре А – 2кг, к передней и наружной опоре В – 1 кг, к задней опоре, т.е. пятке 3 кг. При беге «с пятки» ударная нагрузка практически ни как не гасится, и передается с пяточной кости на подтаранный сустав, а далее на таранную кость. При беге «с носка», ударную нагрузку принимает передняя арка стопы (проведите мысленно линию между точками А и В) и компенсирует ее костями плюсны и предплюсны, а так же многочисленными связками, сухожилиями и мышцами, расположенными в передней части стопы. И когда ударная нагрузка доходит до таранной кости, она уже многократно уменьшена. На рисунке видно, все кости (за исключением пальцев) участвующие в беге, от + к С «с пятки», от + к А и В «с носка». Опять же, напрашивается предварительный вывод, что если бегать «с носка», то мы не только избегаем травматизма всех выше расположенных суставов и позвоночника, но так же оказываем положительное воздействие на все миофасциальные меридианы, берущие свое начало в передней части стопы(дискуссию о том как тяжело переучиваться и какова нагрузка на трехглавую мышцу голени оставим на потом).
И еще один момент, Девид Волтер в своем синопсисе посвященном прикладной кинезиологии, приводит меридианные акупунктурные точки на стопе для лечения механизма походки. Если их стимулировать, моментально изменяется постуральный мышечный тонус. Косвенно можно предположить, что бег «с носка» стимулирует эти точки и нормализует походку.
Я не ставлю целью поста, кого-либо в чем-то убедить, наоборот, я даю любознательным читателям интересную пищу для размышления.
Умные мысли и рисунки честно спионеренны у Т. Майерса, А.И.Капанджи и Д.С.Волтера., выводы самостоятельные)