антифриз или тосол что лучше для отопления
Тосол и антифриз. В чём разница?
Устал читать смешные мысли по поводу антифризов, тосолов и их цветов. Продавцы сего продукта тоже не знают, что продают и почему, поэтому решил написать разъяснение на эту тему, чтобы расставить все точки над «i».
Начнём с названий – Тосол и Антифриз.
По сути, ранее это было одно и то же. У нас, в бывшем союзе, антифриз выпускался под названием «Тосол», также было название «Лена», «Сибирь» и другие. Всё это антифризы или просто охлаждающая жидкость (ОЖ). Но так как в союзе кроме антифриза «Тосол» ничего другого не было, поэтому слово Тосол стало нарицательным и производители давно начали писать на канистрах просто слово «Тосол».
Теперь давайте забудем о слове Тосол и Антифриз и назовем это всё охлаждающей жидкостью и начнём рассматривать её состав.
Охлаждающие жидкости на данный момент есть 4-х классов. И чтобы понять, что залито в канистре у продавца ищите маркировку такого вида: G11, G12, G12+, G13. Именно по этой маркировке можно понять, что залито в канистре и что вам нужно. Но никак не по названию «Антифриз» и тем более по цвету. Запомните, цвет не имеет значения, так как это не присадка и к составу имеет косвенное отношение – это всего лишь краситель, от которого зависит цвет жидкости, а не её возможности. Поэтому разные производители могут выпускать ОЖ любого цвета, который пожелает заказчик. А заказчик (например автопроизводитель) может заказывать определенный цвет постоянно.
Подробнее о маркировках, то есть о главном.
Класс G11.
Антифризы с маркировкой G11 это антифризы на основе силикатов, неорганических присадок. Применялись для автомобилей до 96 года выпуска. И теперь главное – этот же состав имеет и Тосол! Поэтому запомните, охлаждающие жидкости Тосол и Антифриз марки G11 – это ОДНО И ТО ЖЕ!
G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток – эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т.к. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. км. пробега.
Класс G12.
Антифризы G12 имеют совершенно другой состав присадок, чем у G11 (Тосола) — это карбоксилатные органические соединения. Применяется на высокооборотистых, теплонагруженных автомобилях. Температура закипания – 115-120 градусов. G12 не создают защитную пленку по всей системе, а действуют только на очаги возможной коррозии. Поэтому теплопроводность у антифризов G12 выше, чем у G11. Срок службы у G12 – 5 лет либо 250 тыс. км. пробега.
Класс G12+.
Антифризы G12+ немногим отличаются от G12, тот же карбоксилатный органический антифриз. Можно сказать, это следующее поколение после G12, применяется на современных автомобилях. Метод работы и срок службы аналогичен G12.
Класс G13.
Антифризы G13 – самое новое поколение ОЖ, в основе её лежит уже не этиленгликоль как у G11, G12, G12+, а пропиленгликоль. Этот антифриз менее ядовитый, быстрее разлагается, т.е. меньше вреда наносит окружающей среде при утилизации или утечке, но и более дорогой. Применяется для форсированных двигателей. Двигателей спортивных автомобилей, мотоциклов, т.е. для двигателей работающих в экстремальных режимах. Говорят в станах СНГ его ещё не делают (на момент написания данной статьи (2014 год)) по причине дороговизны, но в продаже я его уже видел, правда, не обратил внимания на производителя.
Про смешиваемость.
Несмотря на то, что классы G11, G12, G12+ имеют в составе этиленгликоль, но разные производители используют разные типы присадок. Поэтому, все же не рекомендовал бы смешивать даже G12 и G12+. И тем более нельзя смешивать G11 и G12 – пойдет процесс свертывания в результате которого может появится осадок в виде хлопьев. Единственное, что если в дороге у вас случится ЧП и ничего под рукой или в ближайшем магазине не будет, то можно смешать G12 и G12+, а также G11 и G12+, но ни в коем случае нельзя мешать G11 и G12! И при первой возможности ремонтируйте машину, сливайте намешаное, промывайте несколько раз систему водой и потом уже заливайте свежий антифриз. Также, если хотите перейти с одного класса антифриза на другой, то также делайте промывку системы перед заменой. Как промывал систему я, есть запись в моём БЖ — www.drive2.ru/l/3459189/.
Преждевременная замена.
Ну и напоследок. Если по паспорту антифриза вы еще не проехали по времени срок его службы, но он сильно изменил свой цвет, либо обесцветился, либо стал темным – это значит, что он потерял свои защитные свойства и его нужно заменить. Поэтому не гоняйте на современных антифризах до беспамятства, заглядывайте иногда в расширительный бачок и обращайте внимание на цвет охлаждающей жидкости.
Вроде все упомянул. Если знающим (действительно) людям есть что добавить, поправляйте.
Дополнения от пользователей:
ZDS июль, 2018
Понимаю, что топику уже 4 года, но всё же…
G11, G12 — это европейская классификация предложенная Фольксвагеном, в Америке и Азии её не придерживаются — там свои стандарты. Так в Японии G11 соответствует Long Life Coolant (LLC), а G12+ — Super Grade Coolant (SGC) или SUPER LLC. А проще всего смотреть по сроку замены — 2 года — G11 и ниже, 4 и более — G12 и выше. Причём состав может быть самый разный, так LLC TCL вполне себе карбоксилатный, но до G12 недотягивает (2 года), но у них же есть Power Coolant (соответствует SuperLLC, что примерно равно G12++). Кстати, ещё бывают безводные от Evans
Стоит ли использовать антифриз в системе отопления
Применение тосола в системе отопления
Чтобы предотвратить замерзание теплоносителя в системе, вместо воды в систему заливают другие теплоносители – антифризы, также для этих целей используется тосол для системы отопления. Но использование тосола в качестве антифриза не рекомендуется, потому что в состав этой субстанции входит этиленгликоль. Это вещество очень ядовито, категорически не допускается его попадание на кожу и внутрь. При использовании тосола в качестве антифриза, любая течь становится опасной для человека, так как вредные пары, образуемые под воздействием высоких температур, выходят наружу. В процессе эксплуатации присадки выпадают в осадок. Как результат, этот антифриз просто разъедает контур обогрева изнутри. В качестве альтернативы тосолу можно использовать специальные антифризные составы для отопления на основе глицерина либо пропиленгликоля. Цена на первые несколько больше, а вторые имеют немного меньшую теплопроводность и больший вес.
Заливка антифриза в отопление
Если все же было решено залить в систему отопления именно тосол, необходимо придерживаться правил безопасности в процессе работ и эксплуатации.
Подготовка к заливке
Можно приобрести уже готовые к использованию «незамерзайки». Но такой состав разбавлять водой нельзя. Для этого лучше купить концентрат, в котором этиленгликоля не меньше 95%. Используя такую смесь, можно самостоятельно выбрать необходимое соотношение антифриза и воды. Сначала необходимо выяснить минимальную температуру, при которой не будет происходить кристаллизация теплоносителя. Температурные условия, при которых можно наблюдать такой эффект, как правило, указаны на упаковке. Поэтому следует учитывать такие пропорции:
Процесс заливки тосола в систему отопления:
Замена жидкости с этим веществом проводится очень аккуратно, можно использовать резиновые перчатки и респиратор.
Перед принятием окончательного решения в вопросе использования тосола в качестве теплоносителя, необходимо учитывать следующие факты:
Требования к качеству воды
При необходимости разбавления антифризов, необходимо применять дистиллированную воду. Если дистиллированной воды нет, качество используемой воды должно соответствовать всем требованиям, перечисленным ниже. Повышенный уровень кальция и магния способствуют возникновению проблемы накипи, а избыточный уровень хлоридов и сульфатов может стать причиной коррозии системы охлаждения. В случае применения водопроводной или природной воды, уровни содержания в ней включений, не должны превышать указанных пределов для использования в системах охлаждения.
Вещество | Максимально допустимый уровень |
---|---|
Кальций, магний (жесткость) | 170 частей на миллион (как CaCO3) |
Хлориды | 40 частей на миллион (как Cl) |
Сульфаты | 100 частей на миллион (как SO4) |
Разновидности антифризов
Применение фабричных составов
Ассортимент незамерзающих жидкостей для отопительных систем включает не одну сотню наименований. Но при этом чаще всего составы выпускаются в одной из двух форм:
Составы для заполнения контуров отопления представлены в очень широком ассортименте: выбрать есть из чего!
Мы сами можем выбрать, разводить концентрат или брать готовый раствор
Этиленгликолевые растворы токсичны, но дешевы
На рынке представлены в основном гликолевые составы — водные растворы этилен- и пропиленгликоля. Их характеристики отличаются, причем достаточно сильно:
Для двухконтурного котла лучше выбрать пропиленгликолевую жидкость
Фото нагревательного элемента, работавшего в системе с залитым тосолом
Водно-спиртовая смесь кустарного производства
Выбирая, какой лучше взять антифриз для обогрева частного дома, нельзя забывать и о спиртовом составе. Его пропорции смело можно назвать классическими: 40% этилового спирта, остальное — дистиллированная вода.
Этиловый спирт довольно дорог, но для систем отопления достаточно самой грубой очистки
Сравнение трубы с обычной водой, и трубы после прочистки и заливки спиртового антифриза
Использование водно-спиртовой «незамерзайки» оправдано в первую очередь в закрытых системах. Но и в открытом контуре испарение будет не настолько значительным, чтобы отказываться от возможных преимуществ.
Неисправности, связанные с применением некачественных антифризов.
За последние годы Российские автомобилисты осознали важность использования при обслуживании своей техники качественных расходных материалов и масел. К сожалению, это утверждение не относиться к используемым охлаждающим жидкостям
Многие автомобилисты, до сих пор находятся в полной уверенности, что применение некачественного антифриза или тосола не может как-то серьёзно отразиться на работе автомобиля. Часто можно услышать такое утверждение: «Раньше вообще воду заливали и ничего…». Между тем, по результатам исследований ведущих мировых инженеров автомобилестроителей, было выявлено, что примерно 40% всех поломок двигателей, напрямую или косвенно связаны неправильным обслуживанием системы охлаждения двигателя.
Основные виды неисправностей, связанных с применением некачественных антифризов и неправильным обслуживанием системы охлаждения.
И вы всё ещё думаете, что экономите, используя дешевые, низкокачественные охлаждающие жидкости?
Глицерин в системе отопления
Много получал вопросов про «глицерин». Теплоноситель на основе глицерина в системе отопления недопустим даже в разбавленном состоянии.
Во-первых, чудовищная кинематическая вязкость при отрицательных температурах (при 0°С –9000 м2/с x 106— глицерин, 67 м2/с x 106 – этиленгликоль) – а значит и чудовищные потери давления. Сложно будет протолкнуть по трубам теплоноситель на основе глицерина.
Во-вторых, налипание органических частиц глицерина на поверхность теплообменника котла, его перегрев и полный выход из стоя. Разбавление глицерина спиртами приводит только к образованию взрывоопасных соединений.
Любые другие незамерзающие жидкости, например, тосол в системе отопления, недопустимы, т.к. не содержат необходимого количества антикоррозионных присадок. Стоимость антифриза для отопления определяется качеством этих самых присадок, благодаря которым одни антифризы служат 5 лет, а другие 10
С годами антифриз в системе отопления окисляется с образованием уксусной кислоты, что приводит к разрушению латунных соединений на радиаторах, поэтому важно вовремя менять теплоноситель
Можно ли заливать тосол в систему отопления в доме и в гараже
Можно ли применять тосол для системы отопления вместо специального антифриза для отопительных систем? Ответ: крайне нежелательно.
Чем же так опасен тосол?
По сути это тот же антифриз, только отечественного производства, который несколько дешевле заграничных аналогов, но это еще не все. Тосол очень ядовит за счет содержания в нем этиленгликоля, он не предназначен для работы внутри отопительной системы, но тем не менее его все таки используют, и это, можно сказать, народное применение, а вот производителем такое использование тосола запрещено, и на это есть веские причины:
Если все вышеперечисленные свойства тосола не убедили вас выбрать другое средство для отапливания помещения, то вот несколько советов о том, как его применять.
Что делать, если решено использовать тосол?
Перед началом использования все резиновые прокладки необходимо заменить на паронитовые. Заливать тосол в систему отопления с негерметичным баком нельзя. Выбирая температурный режим, учитывайте, что скорость нагревания тосола будет намного ниже, чем у воды.
Тосол нельзя заливать в бак в концентрированном виде, его обязательно нужно разбавить водой (соотношение прочтите на этикетки изготовителя), в противном случае возможны повреждение насоса и выход из строя отопительного котла.
Чтобы предотвратить возможность утечки антифриза, следите, чтобы температура теплоносителя была ниже 90 °C, это порог, при достижении которого начинается процесс распада пакета присадок, как уже говорилось выше. Как только сдерживающие тосол присадки будут нейтрализованы, жидкость будет разъедать всю систему.
Жидкость необходимо менять раз в 5 лет, не реже, а лучше — чаще. За то время проходит эксплуатационный срок использования присадок, причем распад присадок, скорее всего, произойдет неожиданно и уже повлечет за собой необратимые последствия, если вы не побеспокоитесь об этом вопросе заранее, так как присадки придут в негодность резко и за короткий срок.
Включать котел рекомендуют после некоторого времени простоя, сначала температуру устанавливать минимальную и постепенно поднимать. Этим правилам использования необходимо придерживаться, так как густой тосол с трудом поддается усилиям насоса, и подолгу находится в змеевике камеры горения, перегревшись, антифриз, как было выше описано, испортит вашу отопительную систему навсегда.
Описанные выше рекомендации и правила помогут вам приспособить автомобильную незамерзающую жидкость для домашнего использования в системе отопления, но помните пословицу: « Скупой платит дважды», причем, как правило, платит немало.
Тосол — самый дешевый антифриз отечественного производства, но его цена определяет и качество, этиленгликоль — дешевое средство, входящее в состав тосола, позволяет продавать тосол за более низкую цену, нежели заграничные аналоги антифриза для автомобиля. Возможно, такая экономия существенного вреда не несет и вполне допустима, но вот дома применять такой антифриз совершенно нежелательно.
Этиленгликоль представляет серьезную угрозу как для вашего здоровья, так и для вашего отопительного оборудования. Разрушив систему отопления, антифриз начнет вытекать, что сначала может быть вами незамечено вовремя, но его токсичность уже нанесет вашему здоровью ущерб.
Теплоноситель для системы отопления – вода, тосол, антифриз, незамерзающая жидкость: плюсы, минусы, выбор, ТОП-10, заливка
То, с помощью чего передается тепловая энергия от котла к радиатору, называется тепловым агентом или теплоносителем. Рассмотрим, каким должен быть теплоноситель для системы отопления частного дома, что он из себя представляет, какими свойствами обладает и какие требования к нему предъявляются, а также какие особенности существуют у воды, тосола, антифриза и других веществ, используемых в его роли. Разберем также правила выбора, ТОП-10 лучших незамерзающих жидкостей, представленных сегодня на рынке, и особенности заливки антифриза в отопительную систему.
Что такое теплоноситель, требования, свойства
Теплоноситель – это подходящее под ряд эксплуатационных требований жидкое вещество, способное эффективно передавать тепловую энергию с контура отопительного котла на батареи в помещении. В упрощенном виде принцип его работы заключается в следующем алгоритме:
При этом далеко не любая жидкость может использоваться в качестве теплоагента.
Требования
Для успешного и безопасного применения, жидкое вещество должно соответствовать следующему ряду требований:
Важно! Какие бы требования не предъявлялись, идеального теплоносителя в природе не существует. Поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо подбирать жидкость, соответствующую характеру применения, конфигурации оборудования, типу здания, климату и другим эксплуатационным факторам. Некоторые производители котлов прямо рекомендуют для заливки в систему продукты конкретных марок.
Вода в качестве теплоносителя – плюсы и минусы
Обыкновенная вода – самая часто используемая жидкость для отопления частного дома. Главная причина этого – доступность. Есть также ряд и других достоинств ее применения:
Однако применение воды в обогревающей системе имеет и свои минусы:
Рекомендация! Несмотря на явные недостатки, вода – самый востребованный теплоноситель для системы отопления загородного дома. Однако, чтобы избежать связанных с ее применением недостатков, над ней проводят некоторые манипуляции. Например, для избавления от примесей ее кипятят, подвергают дистилляции, пропускают через фильтры или добавляют в нее специальные присадки.
Антифриз, виды, особенности
Очищенная от вредных примесей и ингибированная специальными присадками вода все же не становится идеальных теплоносителем. Так как от главного недостатка – замерзания при 0 градусов – избавиться невозможно. Поэтому сегодня повсеместно находит широкое применение специальная незамерзающая жидкость.
Свойства и особенности антифризов
Главная особенность применения такой жидкости – подходящий под зимние эксплуатационные условия диапазон рабочей температуры. Антифриз для отопления замерзает при значительно более низкой температуре, чем обычная вода. Помимо этого, он имеет и другие явные преимущества:
При всех явных преимуществах и превосходстве над обычной водой, тем не менее, антифризы имеют и ряд специфических недостатков:
Важно! Использовать недорогие варианты расширительного бачка открытого типа с антифризом недопустимо в силу двух причин – потери вещества при испарении и загрязнении воздуха в помещении ядовитыми парами.
Разновидности
Жидкость для отопления незамерзающая может иметь разную химическую основу. По этому признаку антифризы делятся на следующие категории:
Существуют также составы, специально применяемые в котлах отопления электродного типа. Кроме того, многие пользователи рекомендуют использовать обычный тосол – как альтернативу современной незамерзающей жидкости. Разберем подробно особенности каждого варианта.
Этиленгликоль
Этиленгликоль ядовит. Поэтому заливать его можно исключительно в системы с закрытым контуром.
Пропиленгликоль
Жидкость для системы отопления незамерзающая на базе пропиленгликоля как минимум в два раза дороже выше рассмотренного аналога. Однако несмотря на это, он весьма востребован. Причина – полная безвредность для человека. В очищенном виде соединение нередко добавляется даже в кондитерские изделия как вкусовая добавка. При использовании в системах отопления антифриз проявляет следующий ряд свойств:
Пропиленгликолиевые антифризы допустимо использовать в открытых системах, а также двухконтурных развязках, когда существует риск попадания теплоносителя в бытовую воду.
Глицерин
Глицериновый теплоноситель для отопления фактически является аналогом выше рассмотренного антифриза. При этом он дешевле на 25% и характеризуется следующим рядом достоинств:
Однако глицериновый антифриз в силу своей специфики имеет ряд следующих минусов:
Несмотря на большое количество плюсов и умеренное минусов, глицериновые теплоносители в чистом виде редко применяются – так как быстро теряют первоначальные свойства, густеют и выводят из строя оборудование.
Бишофит
Однако на практике он еще недостаточно опробован. А случаи применения свидетельствуют о наличии явных недостатков. Это прежде всего – подтекание соединений, повышенная летучесть, образование осадка, окисление незащищенной поверхности металла и потеря свойств при перегреве.
Антифриз для электродных котлов
Отопительный агрегаты ионного типа в силу специфики своей работы требуют специального теплоносителя. В первую очередь такая жидкость для системы отопления должна обеспечивать необходимый уровень ионизации и постоянную электропроводимость. Поэтому производители котлов, как правило, комплектуют оборудование специально подобранными составами незамерзающей жидкости. Использование других средств может привести не только к ухудшению показателей работы и теплоотдачи, но и порче техники.
Тосол
Специальная незамерзающая жидкость на базе этиленгликоля впервые стала применяться для охлаждения автомобильных моторов в зимних условиях еще в начале 70-х гг. прошлого века. Несмотря на то, что по внешним признакам и основному составу такое средство мало чем отличается от теплоносителя, тем не менее заливка его в современную систему обогрева недопустима. Тосол для отопления не применяется в силу следующего ряда причин:
Таким образом, заливать тосол в систему отопления частного дома не только не выгодно, но и опасно для дальнейшей функциональности оборудования.
Правила выбора антифриза
Объективное понятие о том, какой теплоноситель лучше использовать в системе отопления частного дома в конкретных условиях, возникает при учете следующего ряда критериев:
Обратите внимание! Антифризы не рекомендуется использовать в системах открытого типа и с естественной циркуляцией. Кроме того, незамерзающая жидкость не должна контактировать с незащищенной оцинкованной поверхностью и резиновыми, силиконовыми уплотнителями, а также промасленной паклей. К тому же точный контроль соблюдения параметров его нагрева может обеспечить только надежная автоматика.
Советы по эксплуатации
Прежде чем начать заливать антифриз в систему отопления частного дома, необходимо учесть следующий набор рекомендаций:
Видео описание
Видео о том, что лучше для заливки в автономную систему отопления дома:
Полезная информация! Даже при условии регулярного повторения мягких зим невозможно исключить наступления внезапных холодов. Поэтому разбавлять антифриз лучше до нормы, не ниже рекомендованной производителем. Как правило, это уровень 30-градусных морозов.
ТОП-10 лучших антифризов
Для того чтобы подобрать лучший на сегодня антифриз для системы отопления, необходимо рассмотреть ТОП-10 продуктов современных производителей:
На базе пропиленгликоля – безвреден. Совместим с герметиками, паклей. Не разрушает трубы при замерзании.
Сохраняет свойства до 20 сезонов. Подходит для низкотемпературных климатических областей. Содержит этиленгликоль.
Видео описание
Видеоролик о том, что нужно учесть при заливке антифриза в систему отопления:
При выборе теплоносителя не последнее место занимает цена. Однако более важными характеристиками являются эффективность работы оборудования и безопасность.
Видео описание
Смотрите на видео, что лучше вода или незамерзающая жидкость:
Особенности заливки теплоносителя в систему отопления
Для успешной и безаварийной эксплуатации автономного обогрева частного дома, важно не только знать, какой теплоноситель лучше использовать в системе отопления, но и как правильно его заливать. Для этого существуют два основных способа:
В первом случае жидкость заливается через открытый раструб в самой верхней точке системы отопительного трубопровода. Метод достаточно прост, но требует много сил и времени. Больше подходит для малообъемных открытых систем, работающих в одноэтажном доме.
Второй более предпочтителен, когда требуется залить большие объемы теплоносителя. При этом допускается использование насосного оборудования как погружного, так и опрессовочного. Основной нюанс закачки теплоносителя таким способом заключается в устранении или минимизации попадания в систему воздуха.
Процедуру по закачке теплоносителя в систему отопления должны проводить опытные специалисты строго в соответствии с технологией и контролем технических параметров давления и объема, а также удалением воздушных пробок.
Видео описание
Видео о том, как заливать антифриз в систему отопления:
Коротко о главном
Теплоноситель для отопления частного дома позволяет эффективно и безопасно передавать тепловую энергию от нагревающего контура котла к радиаторам, которые в свою очередь отдают тепло окружающему пространству. Теплоноситель должен отвечать следующему ряду требований:
В качестве теплоносителя может использоваться вода. Она лучше всего переносит тепло, бесплатна и доступна. Однако она замерзает уже при нуле градусов, вызывает коррозию и может образовывать нерастворимые соли. Таких недостатков лишены незамерзающие жидкости.
Антифризы делятся по химическому составу на – этиленгликолиевые, пропиленгликолиевые, глицериновые. Также бывают специальные для электродных котлов и минеральные. Тосол как дешевую альтернативу применять нельзя. Залить антифриз можно вручную и насосом. При этом крайне важен контроль рабочих характеристик и четкое соблюдение технологии.