антропология что это такое

АНТРОПОЛОГИЯ

Полезное

Смотреть что такое «АНТРОПОЛОГИЯ» в других словарях:

АНТРОПОЛОГИЯ — область научного познания, в рамках к рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят:… … Энциклопедия культурологии

АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек, и logos слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГИЯ наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и… … Словарь иностранных слов русского языка

АНТРОПОЛОГИЯ — (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования… … Политология. Словарь.

антропология — и, ж. anthropologie f. Учение о происхождении человека и его рас (религ. мифологич. и естественно научное), о физических и духовных особенностях человека. Сл. 18. Антропология наука о естестве человеческом вообще. Корифей 1 22. И, не будучи… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Антропология — (гр. antropos – адам және logos – ілім) – кең мағынада адамның шығуы мен дамуы туралы, оның табиғаты мен мәні туралы ілім. Ол негізінен әлеуметтік, медициналық, мәдени, теологиялық т.б. және философиялық антропология болып жіктеледі. Қазіргі… … Философиялық терминдердің сөздігі

АНТРОПОЛОГИЯ — англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая… … Энциклопедия социологии

АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек и logos слово, учение), наука о человеке. С нач. 19 в. в определении А., её содержания и места среди др. наук наметились две осн. тенденции. Первая, уходящая своими корнями в систему взглядов франц. просветителей 18 в … Демографический энциклопедический словарь

антропология — Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно как совокупность наук о человеке. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… … Большая психологическая энциклопедия

Антропология — Антропология ♦ Anthropologie Этимологически – познание (logos) человека (anthropos). Но термин выглядит достаточно туманным, как, впрочем, и само понятие. Имеется ли в виду философское познание? Или научное познание? Тогда в области какой… … Философский словарь Спонвиля

Антропология — * антрапалогія * аnthropology изучение развития человеческой расы, человеческого рода (род Люди). Термин используется в отшении всех людей во все времена и на всех уровнях проявления человеческих факторов. А. традиционно дистанцируется от других… … Генетика. Энциклопедический словарь

Источник

Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы

антропология что это такое. Смотреть фото антропология что это такое. Смотреть картинку антропология что это такое. Картинка про антропология что это такое. Фото антропология что это такое

Приветствую Вас, друзья!

Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.

Что такое антропология?

Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).

Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.

Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.

Объект и предмет изучения антропологии

Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.

Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.

Методы антропологии

В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:

История развития антропологии

Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.

Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.

В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.

Физическая (биологическая) антропология

Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.

В рамках физической антропологии существует три раздела:

Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.

Культурная (социокультурная) антропология

Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.

С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.

Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.

Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.

Заключение

Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.

Источник

Антропология

наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «. переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» («Диалектика природы», 1969, с. 158). За рубежом в А. включают обычно, кроме естественной истории человека, также этнографию и археологию (См. Археология).

А., в принятом в советской науке понимании, содержит следующие основные разделы: морфологию человека (См. Морфология человека), учение об Антропогенезе и Расоведение. С середины 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под названием «биология человека».

Морфология человека подразделяется на соматологию (См. Соматология) и мерологию (См. Мерология). Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, для геронтологии (См. Геронтология) и т.п. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами (См. Приматы). В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека — высших приматов. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией Палеолита, геологией Плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе А. рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Расоведение — раздел А., изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно называется «этнической» А.; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, т. е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, А. ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования А. вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в А. имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики (См. Популяционная генетика), уточнения некоторых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма.

В понятие «биология человека» некоторые учёные включают почти всё содержание А., обогащенное методами и фактами смежных биологических дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел А., изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

Методы исследования. А. изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная — антропометрии (См. Антропометрия). В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются Краниология, Остеология, Одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной А. распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.

Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.

Краткий исторический очерк. Ещё древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460—377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями (габитусом). Другим источником накопления фактов, которые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греческими путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в А. был сделан натуралистами и философами, которые ещё до н. э. обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл). Аристотель построил «лестницу животных», расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими.

В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Немецкий художник А. Дюрер, например, написал специальный трактат «Четыре книги о пропорциях» (1528).

Великие географические открытия (15—16 вв.) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (Х. Колумб), с народами Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов (См. Антиподы), показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в «Святой земле», Значительным событием в истории А. 17 в. были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, например англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В 18 в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции — Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, в Германии — И. Кант, в России — А. Н. Радищев. Большое значение для А. имела деятельность шведского натуралиста К. Линнея, который в труде «Система природы» (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода — человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином «Человек разумный» (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов — Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию человеческих рас в 18 в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, немецкий анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологических типах Австралии и Океании — главным образом благодаря путешествиям Дж. Кука; Сибири — в результате экспедиций русских учёных (см. ниже).

Продвинулось сравнительно анатомическое изучение приматов. Попытки разработать методы сравнительного описания в А. были сделаны голландским анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. было утверждение в биологии эволюционного учения (См. Эволюционное учение). Французский естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органическом мире. Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в «Философии зоологии» (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин — два больших труда — «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, главным образом английского учёного Т. Гексли и немецкого учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных. В 20 в. было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека — Гигантопитеков, австралопитеков (См. Австралопитеки), Питекантропов, неандертальцев (См. Неандертальцы) и т.д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат французским учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, немецкому учёному Г. Швальбе, английским учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, американским учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голландским учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейцарским учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чешскому учёному Э. Влчеку и многим другим. Влияние эволюционного принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификационные таблицы сменились в расоведении построением «родословных древ». Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистическая обработка массовых материалов потребовала разработки математических приёмов, которые позволили производить вычисление не только средних арифметических, но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см. Биометрия). К 20 в. относится расцвет применения во всех областях А. математической статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой 19 в. датируется формирование А. как самостоятельной науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах — в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др. Возникновение этих обществ и место, которое заняло в научных программах некоторых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени. 19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Общественное внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий «нации» и «расы». Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия «раса». Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861—65). События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи « Место негра в природе» выступил (1864) с попыткой научно обосновать «теорию» неравенства рас. Для 2-й половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области А. — теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектического понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о современных расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакционные направления, получившие название Социальный дарвинизм, антропосоциология, политическая антропология и т.п. Эти лжеучения представляют собой различные формы Расизма, который лег в основу государственной идеологии гитлеровской Германий и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома немецкого фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологическое обоснование А. как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качественном своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах советских антропологов, унаследовавших и продолживших традиции своих предшественников и учителей.

А. в России зародилась в начале 18 в. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В 18 в. была организована Великая Северная экспедиция (1733—43), причём в инструкции, которую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологическая программа. Ценные антропологические сведения о народах Сибири и Д. Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академической экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768—1774). В начале 19 в. русские мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, которые обогатили науку этнографическими и антропологическими сведениями о многих народах мира. Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанный в 1792—96 в Илимской ссылке. В 19 в. выдающееся значение имели антропологические работы К. М. Бэра, пополнившего краниологические коллекции анатомического кабинета Петербургской АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетического происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу основанного в 1845 Географического общества этнографические и антропологические исследования. Большую роль в развитии А. сыграли революционные демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист. судеб народов, а не их расовой принадлежности, Большой вклад в А. был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, главным образом исследованиями расового состава и культуры папуасов и других народов Океании, а также научным обоснованием теории монофилетического происхождения человечества. Он первым обосновал в отечественной А. идею равенства человеческих рас. Основателем антропологической школы в Московском университете, оказавшей огромное влияние на развитие А. в России, был профессор зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологический отдел общества любителей естествознания, ставший центром расовых и других антропологических исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологическую выставку, получившую международное признание. Её коллекции составили основу Музея антропологии Московского университета. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Московском университете кафедру антропологии, а в 1922 — институт антропологии. Бунаку принадлежит значительная роль в развитии всех разделов А. в СССР.

Для советской А. характерны огромный размах исследований во многих её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнической А. и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретические обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнительная анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены основные направления развития мозга приматов и специфические черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящен эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологическому материалу основные положения теории филэмбриогенезов А. Н. Северцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Восточной Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мустьерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешык-Таш (См. Тешик-Таш) в Средней Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселье в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Габуния и др., 1961). На основании этих и других многочисленных фактических данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяцкий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.).

В разделе расоведения большое значение имели систематические сборы антропологического материала, охватившие почти всю территорию СССР. Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании многих народов СССР путём использования современного и ископаемого материала в качестве исторического источника. Подвергнуто анализу само понятие «человеческая раса», а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гохман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значительное место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяционной генетики на соматических и серологических материалах (Ю. Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас.

В области морфологии человека разрабатывалось учение о физическом развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологических особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов.

Советские антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации (См. Акцелерация), т. е. наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиологического развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьева).

Изучались вопросы о применении математических методов к разрешению антропологических задач, например таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерительных признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, территориальными, профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.).

Выводы получили применение в промышленности: позволили построить антропологические стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.

Непосредственную пользу оказывают данные А. в судебной медицине, в частности для т. н. словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.

Помимо Московского университета, где есть специальный Научно-исследовательский институт А. и где на кафедре А. биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. в СССР ведутся в различных лабораториях, в институтах АН, в университетах и других учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. в союзных республиках: Грузинской ССР (М. Г. Абдушелишвили), Казахской ССР (О. Исмагулов), Узбекской ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Украинской ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эстонской ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк).

Антропологические учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвященные становлению человека, формированию человеческих рас и т.д. Значительную роль в пропаганде антропологических знаний играют Музей института антропологии Московского университета и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.

Лит.: Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, «Русский антропологический журнал», 1900, № 1; Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, «Вопросы антропологии», 1962, в. 10; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., Антропология. Краткий курс, М., 1941; Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М. 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967; Human Biology, Oxford, 1964; Jubilé du Centenaire de la Société d’Antropologie de Paris, P., 1959; Martin D., Lehrbuch der Antropolgie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1956—60; Montagu А., An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, 1960.

Периодические издания: «Вопросы антропологии», Москва (с 1960); «L’Anthropologie», Paris (с 1890); «Journal of the Royal Anthropological Institute», London (c 1871); «Zeitschrift für Morphologic und Anthropologie», Stuttgart (c 1899); «Przegd Anthropologiczny», Poznan (c 1926); «L’Anthropologie», Praque (1923—41); «American Journal of Physical Anthropology», Philadelphia (c 1918); «Current Anthropology», Chicago (c.1960).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *