аристотель говорил что качество это
Понятие качества в трудах Аристотеля
Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как «количество» и «отношение». В системе, разработанной
Понятие качества в трудах Аристотеля
Другие материалы по предмету
Понятие качества в трудах Аристотеля
В философии сначала разрабатывается проблематика качества, являющегося одной из основных философских категорий. Первым категорию качества проанализировал Аристотель. Вообще в своих трудах «Категории» Аристотель выделял десять категорий:
Аристотель считает, что качеством именуется, прежде всего то, «благодаря чему предметы называются такими-то». В своих трудах Аристотель выделяет четыре вида качеств:
Под первым и вторым видами качества Аристотель подразумевает устойчивые и преходящие свойства, причем преходящими он называет свойства, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье.
К четвертому виду качеств Аристотель относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. По таким качествам вещь называют такой потому, что она именно такой формы (очертания), например, треугольник называется так, потому что его качества характеризуются наличием трех углов и т.д.
Еще одной характеристикой качества для Аристотеля становится характеристика большей или меньшей степени: «говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью».
Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как «количество» и «отношение». В системе, разработанной Аристотелем, они образуют «подсистему» с ясно определяемым логическим порядком. Так, «количество» предшествует «качеству»: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предполагают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории «количества» и «качества» предшествуют категории «отношения»: всякое отношение предполагает» по Аристотелю, определенные количества (или качества) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качеством) других.
Разрабатывая учение о качестве, Аристотель одновременно разрабатывает классификацию различных видов качеств.
Согласно теории Аристотеля, условием всякой деятельности и всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение способности к познанию порождает знание. Упражнение нравственной способности добродетель. Особый частный случай свойства состояние. И свойство, и состояние виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, еще не составляющая качества физическая возможность.
Еще один вид качества «страдательные свойства». По сути, это тоже свойства, и они также приобретаются посредством упражнения. Но в «свойствах» главное способность деятельности; напротив, в «страдательных» свойствах главное способность восприимчивости. Первые активны, вторые пассивны.
Далее Аристотель рассматривает «форму» как очередной вид качества. Характеристика «формы» как вида качества важная характеристика качественной определенности. Как особенность качественной определенности Аристотель отмечает, что в отношении нее «бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное несправедливости, белый цвет черному, и все остальное подобным же образом». Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных определенностей: так, огненно-красное качественное определение, но оно не имеет противоположного себе.
Другая важная особенность качественных определений в том, что им присуще быть одновременно и отношениями. Одно белое называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и одно справедливое более и менее справедливым, чем другое. Да и само качество относительно в своей определенности: будучи белым, предмет имеет возможность стать еще более белым. Впрочем, эту особенность Аристотель считает применимой не ко всем, а только к значительному большинству качественных определений.
Качество
Сначала рассмотрим учения Аристотеля и Гегеля о категории «качество». Аристотель впервые в истории человеческой мысли подверг анализу общее понятие качества, рассмотрел его основные значения, определил категориальный характер понятия и место среди других категорий.
Категориальные учения Аристотеля и Гегеля — это два ориентира, помогающих распутать клубок противоречивых мнений о качестве и найти стержень этой категории.
3322.1. Учение Аристотеля о категории «качество»
Следует отметить, что Аристотель был всего лишь зачинателем учения о качестве как категории. Он еще не совсем ясно представлял себе отличие категории от общего понятия и слова. Так, он не отдифференцировал в достаточной мере категориальное значение качества от других значений, не провел четкой грани между словом, понятием и категорией «качество».
Часто Аристотель не разделял категориальный и языковый анализ проблем. Анализируемое им слово «качество» напоминает скорее раствор, в котором только начался процесс кристаллизации (т. е. категориализации) и категориальное значение существует лишь наряду с другими (некатегориальными) значениями, хотя и носит характер формообразующего ядрышка кристалла- категории.
Указанные критерии разграничения качества, количества и сущности послужили Аристотелю основанием для самой широкой трактовки понятия качества. Его заслугой является то, что он не ограничился каким-то одним пониманием качества, а рассмотрел самые различные «значения» или «роды» этого понятия. В «Категориях» он прямо говорил, что «качество» имеет много значений (8b 25). Ни до, ни после Аристотеля философы не ставили и не решали проблему многозначности понятия качества, которая тесным образом связана о проблемой выражения мысли в языке. Они ограничивались, как правило, каким-то одним пониманием и игнорировали другие. Для Аристотеля — мыслителя, обладавшего энциклопедическими познаниями — характерно стремление дать максимально полное представление о понятии качества, всесторонне осветить его многообразное содержание. Это стремление к всестороннему анализу нередко осуществлялось за счет цельности понимания, путем эклектического соединения разнородных представлений. Тем не менее из всех древних авторов лишь Аристотель сумел дать более или менее полное представление о категории качества в ее различных значениях.
В своих произведениях греческий философ три раза поднимал вопрос о классификации значений понятия качества. Первая классификация дана в «Категориях», вторая — в «Метафизике», третья — в произведении «О душе». Классификация видов качества в произведении «О душе» не относится в собственном смысле к категории качества и поэтому имеет лишь побочное значение (в новом издании этого произведения на русском языке /1976
г./ слово «качество» заменено — и, наверно, справедливо — на слово «свойство»). Наибольший интерес для характеристики категории качества представляют «Категории» и «Метафизика». В них Аристотель попытался дать всесторонний анализ категориальных значений понятия качества. Как уже отмечалось, Аристотель различает два основных значения понятия качества: сущностное и акциденциальное. Уже в «Категориях» он проводит различие между качеством как сущностным определением предмета и качеством как свойством или состоянием предмета, не относящимся к определению его сущности. Так, вторичные сущности — виды и роды — очень близки у него по смыслу к понятию качества. Он даже называет их качествами сущности:
«Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто. Что касается первых сущностей, то бесспорно и истинно, что каждая из них означает определенное нечто. То, что она выражает, есть нечто единичное и одно по числу. Что же касается вторых сущностей, то из-за формы наименования кажется, будто они в равной степени означают определенное нечто, когда, например, говорят о «человеке» или о «живом существе»; однако, это не верно. Скорее они означают некоторое качество, ведь в отличие от первых сущностей подлежащее здесь не нечто одно: о многих говорится, что они люди и живые существа. Однако вторые сущности означают не просто какое-то качество, как, /например/, белое: ведь белое не означает ничего другого, кроме качества. Вид же и род определяют качество сущности: ведь они указывают, какова та или иная сущность.
Подобное разграничение основных значений качества Аристотель проводит и в других местах «Метафизики» (см., например: 1015b 32-34; 1068b 17-19), а также в «Физике» (226а 27-30).
Развивая логический аспект категории качества, связанный с анализом родо-видовых определений предмета, Аристотель в то же время не отказывается и от описательно-эмпирического подхода к этой категории. Качество у него, с одной стороны, неотделимо от предмета (сущностное понятие качества), а с другой, не тождественно бытию предмета (акциденциальное понятие качества).
В том же определении («видовое отличие сущности») нетрудно увидеть и другой момент качества — общее. Видовые отличия сущности не являются только отличиями. Они могут быть менее общими и более общими, являя собой целую иерархию качественных уровней — от предельно общего (род, материя) до отдельной вещи (Аристотель говорит, например о видовых отличиях видовых отличий — 1038а 10). В ряде мест «Метафизики» он прямо указывает на то, что качество есть общее:
общее «всегда означает не определенное нечто, а какое-то качество» (1003а 7-9);
«. общее означает «такое-то», а не «вот это»» (1039а 15);
О том, что Аристотель понимал качество именно как единство общего и специфического, свидетельствует тот факт, что в движении от наиболее общих форм к единичным вещам качество, по его мнению, охватывает только промежуточные формы. Последнее видовое отличие (в логическом делении понятий), характеризующее именно данную вещь — это уже не качество, говорит Аристотель, а сущность (см.: 1038а, b). С другой стороны, наиболее общие понятия (род, материя) относятся к качеству как общее к частному. По отношению к ним качество — специфицирующая категория, хотя по отношению к сущности (отдельной вещи) оно является обобщающей категорией.
Представление о качестве как единстве общего и специфического лежит в основе идеи родо-видовой качественности (иерархии качественных уровней). Эта идея была выдвинута Сократом и Платоном, но у Аристотеля она приобрела характер логического принципа. Очень важно подчеркнуть этот момент: качество Аристотель понимает не только как категорию чувственного познания, но и логического мышления.
Аристотель различал два вида оцениваемых качеств: хорошее и дурное в отношении к неодушевленным предметам, и хорошее и дурное в отношении к существам, которые могут действовать преднамеренно, т. е. к людям. В этом различении содержится догадка о существовании оцениваемых качеств вещей — предметов природы и продуктов труда, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, — и оцениваемых качеств самого человека (моральных, психологических, деловых и т. д. ).
Итак, согласно Аристотелю существует двоякого рода качественность: объективная или качественность вещей самих по себе и оцениваемая качественность или качественность «вещей» в их отношении к оценивающему субъекту. В первом случае мы имеем дело с качеством как объективно-реальным определением, в частности, как объектом познания, изучения, исследования. Во втором случае мы имеем дело с качеством как объектам оценки и практического действия. Это качество — ценностнопрактическая категория.
Понятие качества в трудах Аристотеля
Главная > Реферат >Философия
Понятие качества в трудах Аристотеля
В философии сначала разрабатывается проблематика качества, являющегося одной из основных философских категорий. Первым категорию качества проанализировал Аристотель. Вообще в своих трудах «Категории» Аристотель выделял десять категорий:
Под первым и вторым видами качества Аристотель подразумевает устойчивые и преходящие свойства, причем преходящими он называет свойства, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье.
К четвертому виду качеств Аристотель относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. По таким качествам вещь называют такой потому, что она именно такой формы (очертания), например, треугольник называется так, потому что его качества характеризуются наличием трех углов и т.д.
Еще одной характеристикой качества для Аристотеля становится характеристика большей или меньшей степени : «говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью». 2
Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как «количество» и «отношение». В системе, разработанной Аристотелем, они образуют «подсистему» с ясно определяемым логическим порядком. Так, «количество» предшествует «качеству»: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предполагают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории «количества» и «качества» предшествуют категории «отношения»: всякое отношение предполагает» по Аристотелю, определенные количества (или качества) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качеством) других.
Разрабатывая учение о качестве, Аристотель одновременно разрабатывает классификацию различных видов качеств.
Согласно теории Аристотеля, условием всякой деятельности и всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение способности к познанию порождает знание. Упражнение нравственной способности — добродетель. Особый частный случай свойства — состояние. И свойство, и состояние — виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, еще не составляющая качества физическая возможность.
Еще один вид качества — «страдательные свойства». По сути, это тоже свойства, и они также приобретаются посредством упражнения. Но в «свойствах» главное — способность деятельности; напротив, в «страдательных» свойствах главное — способность восприимчивости. Первые активны, вторые — пассивны.
Далее Аристотель рассматривает — «форму» как очередной вид качества. Характеристика «формы» как вида качества — важная характеристика качественной определенности. Как особенность качественной определенности Аристотель отмечает, что в отношении нее «бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное несправедливости, белый цвет — черному, и все остальное подобным же образом». Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных определенностей: так, огненно-красное — качественное определение, но оно не имеет противоположного себе.
Другая важная особенность качественных определений в том, что им присуще быть одновременно и отношениями. Одно белое называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и одно справедливое — более и менее справедливым, чем другое. Да и само качество относительно в своей определенности: будучи белым, предмет имеет возможность стать еще более белым. Впрочем, эту особенность Аристотель считает применимой не ко всем, а только к значительному большинству качественных определений.
Шибкова О.С. Категория «качество» в учении Аристотеля и его последователей // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– С.189-191.
Орлов Е.В. Аристотель об основаниях классификации // Философия науки. −2006.-№ 2.-С. 3-31.
Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959.-311 с.
1 Шибкова О.С. Категория «качество» в учении Аристотеля и его последователей // III Международные Бодуэновские чтения: И.А.Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– С.189-191.
2 Шибкова О.С. Категория «качество» в учении Аристотеля и его последователей // III Международные Бодуэновские чтения: И.А.Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– С.189-191.
2.1 Качество как категория в трудах Аристотеля
Аристотель (Aristoteles; 384 г. до н.э.– 322 г. до н.э.) Стагирский, родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля.
Аристотель (384 г. до н. э. – 322 г. до н.э.)
Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».
Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом [2].
В философии сначала разрабатывается проблематика качества, являющегося одной из основных философских категорий. Аристотель первым проанализировал категорию качества. Вообще в своих трудах «Категории» Аристотель выделял десять категорий:
1 сущность – основа всех остальных свойств;
Аристотель считал, что качеством именуется, прежде всего то, «благодаря чему предметы называются такими–то».
В своих трудах Аристотель выделяет четыре вида качеств: устойчивые, преходящие, претерпеваемые качества, очертания. Под первым и вторым видами качества Аристотель подразумевает устойчивые и преходящие свойства, причем преходящими он называет свойства, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье. Третьим видом качеств – претерпеваемыми качествами – для Аристотеля являются: сладость, горечь, смуглость, белизна, чернота. К четвертому виду качеств Аристотель относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. По таким качествам вещь называют такой, потому что она именно такой формы (очертания), например, треугольник называется так, потому что его качества характеризуются наличием трех углов и т.д. Согласно воззрениям Аристотеля, качества, как правило, называются «производными именами или именами, образованными от них как–то иначе; так от бледности – бледным, от умения читать и писать – умеющим читать и писать, от справедливости – справедливым. Еще одной характеристикой качества для Аристотеля становится характеристика большей или меньшей степени: «говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью».
Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как «количество» и «отношение». В системе, разработанной Аристотелем, они образуют «подсистему» с ясно определяемым логическим порядком. Так, «количество» предшествует «качеству»: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предполагают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории «количества» и «качества» предшествуют категории «отношения»: всякое отношение предполагает», по Аристотелю, определенные количества (или качества) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качеством) других. Разрабатывая учение о качестве, Аристотель одновременно разрабатывает классификацию различных видов качеств. Согласно теории Аристотеля, условием всякой деятельности и всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение способности к познанию порождает знание.
Упражнение нравственной способности – добродетель. Особый частный случай свойства – состояние. И свойство, и состояние – виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, еще не составляющая качества физическая возможность. Еще один вид качества – «страдательные свойства». По сути, это тоже свойства, и они также приобретаются посредством упражнения. Но в «свойствах» главное – способность деятельности; напротив, в «страдательных» свойствах главное – способность восприимчивости. Первые активны, вторые – пассивны. Далее Аристотель рассматривает – «форму» как очередной вид качества. Характеристика «формы» как вида качества – важная характеристика качественной определенности. Как особенность качественной определенности Аристотель отмечает, что в отношении нее «бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное несправедливости, белый цвет – черному, и все остальное подобным же образом». Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных определенностей: так, огненно–красное – качественное определение, но оно не имеет противоположного себе. Другая важная особенность качественных определений в том, что им присуще быть одновременно и отношениями. Одно белое называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и одно справедливое – более и менее справедливым, чем другое. Да и само качество относительно в своей определенности: будучи белым, предмет имеет возможность стать еще более белым. Впрочем, эту особенность Аристотель считает применимой не ко всем, а только к значительному большинству качественных определений [3].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
40 цитат Аристотеля, который доказывают, что именно он был величайшим умом человечества
Не Эйнштейн, а именно он.
Аристотель был греческим философом и ученым, родившимся в македонском городе Стагире, Халкидики, на северной периферии классической Греции.
В восемнадцать лет он присоединился к Академии Платона в Афинах и оставался там до возраста тридцати семи лет (около 347 г. до н.э.).
Преподавание Александру подарило Аристотелю множество возможностей и изобилие ресурсов. Он создал библиотеку, которая помогала в создании многих из его сотен книг.
Взгляды Аристотеля на физическую науку глубоко укоренились в средневековой науке. Их влияние распространилось на эпоху Возрождения и систематически не заменялось до Просвещения и теорий, таких как классическая механика.
В метафизике аристотелизм глубоко повлиял на иудео-исламскую философскую и теологическую мысль в средние века и продолжает влиять на христианское богословие, особенно на схоластическую традицию католической церкви.
Вот самые важные цитаты Аристотеля.
2) «Благодарность быстро стареет».
3) «Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия».
6) «Чтобы избежать критики, ничего не говори, ничего не делай, будь ничем».
7) «Недостаточно выиграть войну; более важно организовать мир».
8) «Удовольствие в работе делает совершенство в работе».
9) «Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время».
10) «Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
11) «Что такое друг? Единственная душа, обитающая в двух телах».
12) «Надежда — это сон наяву».
13) «Счастье зависит от нас самих».
17) «Те, кто хорошо воспитывает детей, заслуживают большего, чем тех, кто их производит; потому что они только даровали им жизнь, те, которые хорошо умеют жить».
18) «Образованные отличаются от необразованных, так как живые отличаются от мертвых».
19) «Тот, кто преодолел свои страхи, действительно будет свободен».
20) «Те, кто знают, делают. Те, которые понимают, учат».
22) «Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости».
23) «Бедность является родителем революции и преступности».
24) «Высокопоставленный человек должен больше заботиться о правде, чем о том, что думают люди».
25) «Все человеческие действия имеют одну или несколько из этих семи причин: случайность, природу, принуждение, привычку, разум, страсть и желание».
27) «В наши самые мрачные моменты мы должны сосредоточиться, чтобы увидеть свет».
28) «Энергия ума есть сущность жизни».
30) «Тот, кто не может быть хорошим последователем, не может быть хорошим лидером».
31) «Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости».
32) «Все люди по природе желают знания».
33) «Чем больше вы знаете, тем больше понимаете, что не знаете».
35) «Природа ничего не делает бесполезно».
36) «Во всех вещах природы есть что-то чудесное».
37) «Мудрые люди говорят, когда им есть что сказать, дураки говорят, потому что они должны что-то сказать».
39) «Корни образования горькие, но фрукты сладкие».
40) «Жизнь требует движения».
Возможно, мудрые изречения величайшего философа окажутся полезными и вам!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов