ассоциация с песней что это
Почему определённая песня, музыка ассоциируется с определённым событием в жизни?
Какие процессы происходят в голове. Есть ли этому объяснение?)
. и приятного общения!)
Слух – это один из самых первых сенсорных чувств, которое развивается и начинает функционировать еще до рождения человека. В утробе матери малыш уже ощущает вибрации голосов близких людей, воспринимает музыку, шум, а также ласковые тональности в голосе мамы. Рождаясь, ребенок уже имеет в памяти определенную систему звуков, на которые реагирует.
Музыка тесно связана с чувствами и подсознанием.
Виктор Гюго сказал: «Ничто так не воскрешает память, как запахи». Эти слова с поразительной точностью можно отнести и к музыке.
Если музыка ассоциируется с определенными событиями, значит, они имели важное место в жизни.
Потребность слушать ту или иную музыку является неким индикатором психологического состояния человека. Причем она, музыка, может «затягивать». То есть, ты понимаешь, что от какой-то музыки тебе плохо и еще хуже, а все равно тянет ее слушать и погружаться в нее, она каким-то образом не дает выходить из состояния, которое приносит это страдание.
Это сродни гипнозу. Тогда бывает полезно задуматься: а с чем таким значимым она резонирует?
У каждого человека своя музыка и, проведя с ней кусочек своей жизни, так или иначе, потом с этой музыкой приходят воспоминания из прошлого или ассоциации с настоящим. И эмоции привязываются к тем песням. Потом, когда реальность уже свернула в другой поток, слушаешь ту музыку и чувствуешь острые отголоски тех эмоций.
Каким же образом музыка вызывает переживания?
Мы сопоставляем определенные музыкальные композиции с определенными ситуациями. Это своего рода условный рефлекс и он может быть очень устойчивым.
Далее – это эффект сопереживания чувствам композитора или исполнителя. Говорят, что звуки музыкальных инструментов действуют на нас таким же образом, как человеческий голос: скрипка, например, звучит как женский голос, но диапазон ее шире и она намного ярче передает настроение.
Музыка, которую мы слышали, переносит нас в обстановку, связанную с сильными эмоциями и переживаниями, она созвучна тому нашему состоянию и настроению. А для того, чтобы воскресить прошлое, человеку достаточно просто подумать о какой-то песне, которая в его сознании ассоциируется с определенным периодом его жизни.
МУЗЫКА… ОНА ХРАНИТ В СЕБЕ ВСЕ ВОСПОМИНАНИЯ…
Ассоциация с песней что это
Есть песни которые ассоциируются у нас с определёнными людьми.
Слышишь её и вспоминаешь именно этого человека. Иногда даже историю с «именно этим» человеком. А на губах улыбка, может быть даже грустная.
Некоторые песни ассоциируются с кусочками времени (летний лагерь, новый год, фильм и др.) но те песни, которые заставляют нас вспомнить чьё-то имя, для меня по настоящему ценные.
Из моей личной копилочки, без имён и историй, просто пару песен. Таких песен:
Робертино Лорети — Jamayka
Ненси — Дым сигарет с ментолом
Агата Кристи — Я на тебе, как на войне
Rolling Stones — Anybody Seen My Baby?
Жанна Агузарова — Верю я
Ночные снайперы — Ты дарила мне розы
Каста — Пусть пригодится
Deva Premal — Ом Асато ма сат гамая Тамасо ма джьотир гамая Мритьор ма амритам гамая
Максим Фадеев & Григорий Лепс — Орлы или вороны
2 комментария
Похожие цитаты
Прогулочным шагом иду до метро
Прогулочным шагом иду до метро,
От солнца очки поправляя рукой,
Рюкзак за плечами колышется в такт,
Какие-то люди навстречу спешат.
Большая собака бежит по траве,
К ошейнику, вижу, привязан конверт,
И в голову лезет, конечно, вопрос:
Куда и зачем направляется пёс?
Не то чтобы я за собакой слежу,
Но взгляд от неё уже не отвожу,
И вижу, как пёс, пробежав весь квартал,
К какой-то девчонке на лавке пристал.
… показать весь текст …
Человеку хочется тепла
Человеку хочется тепла.
Тёплый шарф и чай,
И даже больше…
Человеку хочется сейчас
Счастья невзначай.
Как можно дольше.
Человеку хочется мечтать,
Радостью делиться
И влюбляться.
Человеку хочется опять —
Чувствовать любовь
… показать весь текст …
Приятного вечера всем вам, друзья
Приятного вечера всем вам, друзья,
Пусть каждый его проведёт, как захочет.
Кому-то за ужином рада семья,
А кто-то с друзьями гуляет до ночи.
Есть те, кто за книжкой, под пледом и с чаем
Уютно решил провести вечерок.
И те, кто о ком-то уж очень скучает,
Не надо грустить, будет всё хорошо.
Пришёл этот час, сериалов и фильмов,
А может быть игр, кто что захочет.
Приятного вечера! Всем вам, друзья.
А также, конечно, спокойной всем ночи.
Какие мелодии ассоциируются у вас с разными моментами жизни? Часть 3
Говорят, самые сильные ассоциации у человека вызывают запахи и звуки. Мне это показалось интересным, и я составила свой собственный список ассоциативных параллелей. В качестве примера я решила «допросить» свою лучшую подругу. Итак… Продолжаем знакомиться с тем, что из этого получилось.
Мурашки по коже
Вы, наверно, обратили внимание, что в списке Лены отсутствуют симфонические или классические произведения. Возможно, потому, что она росла в семье, где больше любили популярную музыку, соответственно, любовь передалась и дочери.
Но для одного произведения моя подруга сделала исключение — это «Адажио Альбиони» (Ремо Джадзотто), которое сегодня хоть раз в жизни слышал любой неравнодушный к музыке человек. Оно впервые было опубликовано в 1958 году, но в те годы в Советском Союзе вожди больше почитали балет и оперетту, по радио или в телеэфире произведение не прозвучало.
Интересна история этого адажио. Современный композитор Джадзотто не присвоил себе чье-то детище, а, наоборот, приписал своей музыке имя композитора эпохи барокко Tomaso Giovanni Albinoni.
Сам Ремо был не только композитором, но и искусствоведом, в частности, автором биографии не очень известного ценителям музыки Т. Альбиони. Джазотто уверил всех, что, очутившись в 1945 году в земельной библиотеке разрушенного нацистами Дрездена, случайно нашел фрагмент музыкально произведения, явно принадлежавший венецианскому композитору эпохи позднего средневековья Альбиони (1671 — 1751). Сам же Джадзотто лишь несколько перестроил музыкальное произведение, изменил аранжировку, и сегодня пьеса стала достоянием широкой публики.
Адажио Альбиони или композиции, основанные на нем, исполняли такие кумиры, как скрипач Давид Гаретт, британская сопрано Сара Брайтман, тенор Давил Д’Ор, популярнейшие в разное время эстрадные звезды певец Демис Руссос и Лара Фабиан, группа Doors и многие другие.
Но Лена выделила то исполнение, от которого и у меня замирает сердце. Это Дмитрий Хворостовский (светлая память великому певцу!) и российская группа КВАТРО, основанная в 2003 году четырьмя друзьями-музыкантами.
А еще в ее списке была потрясшая весь Советский Союз песня «Люди мира, на минуту встаньте!». Это песня-эпоха «Бухенвальдский набат», слова Александра (Исаака) Соболева, музыка Вано (Ивана) Мурадели. Композитор был признан властью и народом, имел звания Народного артиста РСФСР и Народного артиста СССР.
Из Википедии: Бухенвальд (нем. Buchenwald, буквально — «буковый лес») — один из самых больших концентрационных лагерей на территории Германии. Был основан в июле 1937 года, и до апреля 1945 года в нём было уничтожено более 50 000 евреев и людей других национальностей.
Стихи же поэтом-евреем Исааком Соболевым были написаны буквально за пару часов — он услышал по Всесоюзному радио сообщение о том, что на месте Мемориала памяти жертв нацизма «Бухенвальд» возвели увенчанную колоколом башню. Но ни в одном издательстве его стихи принимать не хотели. И только в газете «Труд» в 1958 году стихотворение увидело свет. Вот тогда Соболев и решился послать его непосредственно знаменитому Вано Мурадели. Последний, получив текст, позвонил малоизвестному поэту и сказал, что пишет на его стихи музыку и плачет…
В 1963 году песня прозвучала в передаче «Голубой огонёк» в исполнении Муслима Магомаева, причем было упомянуто только имя композитора песни, автора слов как будто и не существовало. И. Соболев умер в 1986 году практически в нищете, хотя пластинки с его песней продавались миллионными тиражами. Неназванному автору гонорар не полагался.
Вот такая выборка получилась. Я, грешным делом, села за компьютер и кое-что прослушала еще по разу. То, что когда-то цепляло, больше не задевает, а что-то неожиданно вызвало слезы.
А каковы ваши любимые и не очень ассоциации с песнями и музыкой?
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.
Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.
Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».
Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.
Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».
В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).
Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.
Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:
Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.
Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.
У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.
А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.
Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:
В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.
Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.
В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.
Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.
Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.
С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.
Какие мелодии ассоциируются у вас с разными моментами жизни? Часть 1
Говорят, самые сильные ассоциации у человека вызывают запахи и звуки. Как-то мне довелось прочесть исследование, проведенное сервисом опросов интернет-аудитории «Глас Рунета». Имя автора этого исследования значилось как просто Александр, без фамилии. Что же я там увидала?
В его опроснике было полтысячи ассоциаций с разными эпохами жизни страны, личной жизни каждого отдельного человека и знаковыми событиями (в любом аспекте). Мне это показалось интересным, и я составила свой собственный список ассоциативных параллелей.
Но поскольку слишком «обнажаться» самой не хотелось, я решила в качестве примера «допросить» лучшую подругу, которую знаю с детства. По крайней мере, мы из одного поколения. Ответы же моего младшего сына и друзей из его дженерейшн (к ним я тоже приставала, и ребят из квартиры как ветром сдуло) меня несколько озадачили. Кроме «We are the champions» группы «Queen», наши вкусы ни в чем не совпали. И не удивительно. У каждого времени приметы свои.
Итак, вернусь к подруге Лене. Кое-где наши ассоциации перекликаются, но в главном она, моя чуть ли не половинка, открылась с совершенно новой стороны.
Кстати, имя Лена было очень популярно, когда мы появились на свет. Все мы были Ленами, Ирами, Наташами, Светами и Олями. Что-то у родителей с фантазией было негусто. Потом появились Виолы (сыр?), Анжелики (культовый фильм с Мишель Мерсье?), Марии (не потому что исконное, а потому что «Просто Мария», слава богу, хоть не Изаура), Анастасии («Ты отдай мне в невесты Настю, дай мне в жены Анастасию») и другие.
Я не просто так начала перечислять женские имена. Часто мелодия или песня нравились девушке потому, что в ней звучало ее имя. У меня самой слезы на глаза наворачивались от «Натали» Хулио Иглесиаса (автор музыки и первый исполнитель — Жильбер Беко), а вариант той же песни, где вместо имени звучало «nostalgie», нравился меньше.
Кстати, мелодия Ж. Беко была явно позаимствована из очень популярного русско-цыганского романса «Очи Чёрные». И первый, и второй исполнители были убеждены, что самое популярное русское имя — это Наташа, Натали. А Иглесиас, иногда вставлявший вместо имени слово nostalgie, считал, что занятие предаваться ностальгии — это такой себе национальный русский вид спорта, им, жизнерадостным испанцам, непонятный. Так и появился на свет хит в русском стиле, как его понимали француз и испанец.
Nathalie
en la distancia
tu recuerdo
vive en mí.
Школа
Со словом «школа» у Лены оказалась масса ассоциаций, от плохих — до нейтральных, и от них — до самых прекрасных.
Плохие
«Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе»
Плохой ассоциация оказалась потому, что в свое время Лену, как маленькую и некрасивую девочку, «конкретно» обижали и одноклассницы, и мальчишки. Хотя бы тем, что не замечали. А учителя как раз замечали, что она не любит вычитать и умножать, то есть математику.
Песня появилась, когда Лена уже училась в старших классах, но неприятная ассоциация родилась тут же.
Нейтральные
«Ленин всегда живой». Замечательная музыка С. Туликова на слова Л. Ошанина, ну нужно было советским поэтам, если они хотели печататься, иногда обязательное задание на лояльность сдавать. Красивую, кстати, песню надо было исполнять на утренниках и линейках.
Причем мелодия Лене нравилась, смущало, что великий вождь у нее был отнюдь не «в каждом счастливом дне». Забывала о великом дедушке очень даже часто, за что себя периодически ругала.
Хорошие и очень хорошие
«Школьные годы чудесные,
с дружбою, с книгою, с песнею»
слова Е. Долматовского, музыка Д. Кабалевского.
Песня, не нравившаяся в первых классах, вдруг пронзила в выпускном. То, что в первых классах не любила математику и некоторых одноклассников, забылось.
А следующая, очень любимая, одному из подросших одноклассников и была «посвящена», потому что в 10-м, последнем тогда классе, они ее вместе отрешенно слушали, под нее танцевали и целовались. Это была «Эти глаза напротив» в исполнении Валерия Ободзинского (музыка Д. Тухманова).
Еще Лена назвала «Говорят, что не красиво… отбивать девчонок у друзей своих» («Алешкина любовь» в исполнении ВИА «Веселые ребята»). Грустную песню Лена восприняла как личную, потому что в ней рассказывалось о том, как ее парень, ее любимые «глаза напротив», отбил ее, Лену, у своего друга в выпускном классе. Это случилось прямо на вечере, посвященном Новому году.
Вроде бы печально, но девичьему сердцу приятно, такая себе ирония судьбы. Об одноименном фильме будет рассказано дальше.
День Победы
Трудно было выбрать, однозначно все песни — Да с большой буквы. А самая любимая, как у миллионов наших соотечественников — это одноименная песня Д. Тухманова — «День Победы».
Кто помнит, что песню, написанную на слова Владимира Харитонова к празднованию 30-летия Победы в Союзе композиторов Советского Союза, сначала приняли более чем холодно. Несерьезный и слишком молодой композитор Давид Тухманов, малоизвестная певица, она же его жена, Татьяна Сашко, а ритм будущего советского Гимна Победы и вообще ни в какие двери — забугорное танго, почти неприличный танец!
Песню зарезали и вспомнили о ней только в ноябре 1975 года, когда на концерте к празднику Дня милиции ее исполнил Лев Лещенко. Причем молодому певцу, идеологически и патриотически подкованному исполнителю, пришлось втихую протащить будущий хит под носом у высокого руководства телевещания в прямой эфир. Ажиотаж, вызванный песней и ее исполнение на бис превратили буржуазное танго в советский гимн, Гимн Победы.
На второе и третье места Лена поставила «С чего начинается Родина» (В. Баснер на слова М. Матусовского, в фильме «Щит и меч» ее исполняет М. Бернес) и «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» (музыка В. Соловьёва-Седого на стихи А. Фатьянова). В комментариях ее короткий список не нуждается.
Если уж говорить о Марке Бернесе и о птицах, то к ее «Соловьям» я бы добавила свои любимые «Журавли» (музыка Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова). Кстати, это была последняя запись великого певца — тяжело больной артист согласился записать песню в студии и сделал это с одного дубля. Вскоре его не стало.
Но мы говорим об ассоциациях подруги, а не моих, я их только комментирую.
Ностальгия
О, чего тут только нет, смешались в кучу кони и звери. Так вот, о последних: ее любимой песней как раз и была «Кони-звери» в исполнении Муслима Магомаева (а мне еще нравилось исполнение Радмилы Караклаич, была такая югославская певица).
Для тех, кто намного моложе и не помнит, что такое Югославия, объясняю: была среди стран социалистического содружества такая почти капиталистическая страна, которая в 1990 году распалась и наделала много шума. Из нее образовались целых 6 независимых государств: Сербия, Хорватия, Словения, Македония, Черногория и Босния и Герцеговина. В одних из них мы любим теперь отдыхать на берегу Адриатики, в другие мигрируем в поисках лучше оплачиваемой работы, третьи в бурых ямах от сравнительно недавних бомбежек объезжаем стороной…
Детство
«Куба — любовь моя! Остров зари багровой» (А. Пахмутова на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова). Эта песня была любима Леной чуть ли не с пеленок, так мы за далекую кубинскую революцию переживали.
Сама Александра Пахмутова пишет:
«Я стремилась придать песне мужественный характер, и в то же время подчеркнуть её национальный колорит… маршевая мелодия звучит как бы на фоне сопровождения гитарных переборов в характерном танцевальном ритме».
Вот так латиноамериканские ритмы легли в основу самых героических советских песен.
И вслед за эпической Кубой у Лены стоит настоящий шлягер «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов на слова Ю. Энтина в исполнении трио «Меридиан», помните такое?) и «Большой секрет для маленькой компании» (Татьяна и Сергей Никитины, на слова Юны Мориц) — достаточно предсказуемые хиты, но характерны не для нашего поколения, так же как и песня кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» (слова известного писателя-сатирика А. Хайта, музыка Б. Савельева).
Здесь Лена наверно, перепутала песни своего детства и детства своего ребенка, так часто бывает с мамами.
Нелюбимые
Совсем неожиданно под раздачу попали невинные «Ландыши»:
«Ты сегодня мне принес не букет из пышных роз».
Знаменитый композитор О. Фельцман рассказывал, что собирался ехать отдыхать на юг, а тут его «попросили» быстренько написать веселую летнюю песню к какому-то празднику…
Отказать в такой «просьбе» было нельзя, можно в следующий раз, как минимум, путевку не получить. Он выбрал стихи О. Фадеевой — и через 15 минут песня для летней концертной программы в театре «Эрмитаж» была готова, композитор спокойно улетел на отдых. И вдруг в письме ему сообщают: «Оскар, вся Москва поет твои «Ландыши!»
Почему же у Лены такие странные отрицательные ассоциации с непритязательной легкой песней?
А потому, что, когда родители что-то отмечали у себя дома, ее сначала сажали среди многочисленных гостей за стол, а когда все было съедено, одна из гостий садилась к пианино и запевала эти самые… Лене хотелось послушать, а взрослые кнутом и пряником почему-то спроваживали ее погулять во дворе. Кто знает, возможно, после «Ландышей» наступала очередь анекдотов, до которых девочка еще не доросла.
Дальше у меня опять шок: «Ах, здравствуй, аист, мы наконец тебя дождались!» (музыка А. Островского, слова В. Семернина). В первых классах школы Лене объяснили, что это пошлятина, и советские школьницы должны думать не об аистах, после которых чей-то «сын научится шагать», а о Ленине и Родине. В крайнем случае — о пионерии, школе и маме.
У Лены ассоциация закрепилась так сильно, что потом и сына не хотела. Родилась дочь.