автокефальная церковь что это такое

Простыми словами о том, что такое автокефалия

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Понятие это употребляется ныне не только внутри Церкви: об автокефалии все чаще говорят политики, журналисты. Связано это, конечно, с церковными расколами последних лет.

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

Храм Христа Спасителя, Москва

Определение

Буквально с греческого слово переводится как «самовозглавление», самоуправление. На самостоятельность указывает приставка «авто», тогда как «кефалос» («κέφαλον») – глава, голова. Таким образом, речь идет о самоуправляемой церковной общине. Но что же значит эта самостоятельность?

Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями.

То есть, по сути, автокефалией является административная самостоятельность. Она не касается:

Полезные материалы

Каким образом поместная церковь становится автокефальной

Поэтому сейчас вопрос образования самостоятельной Церкви может решить:

Система управления

Из истории известны случаи, когда самостоятельная Церковь управлялась:

С учетом того, что этот прецедент сопровождался тотальным вмешательством светской власти в церковную жизнь, Поместный Собор 1918 г. признал такую практику ненормальной. Вот как говорил об этом священник Иоанн Сперанский (позже – епископ Иоанникий):

Поэтому Собор восстановил Патриаршество, существующее до настоящего времени.

Сколько сейчас числится самостоятельных общин в диптихе

Существует две точки зрения по поводу содержания диптихов :

В любом случае, положение в диптихе никак не отражается на правах общины, означая только :

Как получили самостоятельность некоторые их Церквей

Русская

Фактическая самостоятельность была вынужденно заявлена после так называемой Ферраро-Флорентийской унии, когда Константинополь принял догматы католиков, примат Папы Римского. При этом к унии уклонился такж е назначенный на Русь митр. Исидор, даже получивший от Папы звание кардинала, «легата от ребра Апостольского». Исидор был низложен собором русских епископов, а на кафедру самостоятельно поставлен свт. Иона, епископ Рязанский.

Сербская

Она существует как самостоятельная от Константинополя с 1219 г., когда Патриарх Мануил I рукоположил свт. Савву во епископа Сербии.

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

Монастырь Жича, Сербия

По причине большого количества собравшихся, служба с участием нескольких десятков епископов шла под открытым небом, на сербском и церковно-славянском языках, которые употребляются за богослужением сербами.

Болгарская

Эта Поместная Церковь являет собой пример раскола с его последующим уврачеванием. За свою историю Болгария получала церковную самостоятельность несколько раз, что тесно переплеталось с политикой, национальным движением:

Польская

Грузинская

Исторически Грузия – каноническая территория Антиохийской патриархии. С X в. здесь существовала проблема предоставления самостоятельности, на что антиохийцы не соглашались. Таким образом, Грузия имела лишь некоторую степень автономии. С вхождением страны в состав Российской Империи, Грузи я стала экзархатом с правами автономии. С 1917 г. самостоятельность заявлена самовольно Возникший раскол удалось преодолеть с 1943 г. через законную самостоятельность, предоставленную Русской Церковью.

В Америке

Русская Православная Церковь предоставила ей самостоятельность с 1970 г. Однако не все предстоятели православного мира признают этот акт, продолжая считать Американскую Церковь автономной частью Русской.

В месте с тем, другие общины поддерживают с этой Церковью каноническое общение, совершают совместные службы.

Современный мир, сотрясаемый политическими скандалами, войнами, революциями – сложное место для спасающихся, идущих вослед Христа. Срываясь, падая, уходя в расколы, подвергаясь страстям, православные раз за разом возвращаются к единству, стремясь не потерять главное :

Источник

Автокефальная церковь

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей.

Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинций Византии. Автокефальность не следует смешивать с Церковной Автономией

Содержание

15 автокефальных церквей

В настоящее время существуют 14 общепризнанных и 15 признаваемых некоторыми автокефальных церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской церкви, расположены в следующей иерархии чести:

Существуют также автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской). Все мировое православие организовано в эти 15 автокефальных и 6 автономных церквей, что является особенностью именно православия. [уточнить]

Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей.

Самочинные автокефалии

Другие самостоятельные православные церкви

Кроме 15 автокефальных канонических православных церквей, перечисленных выше, существуют другие де-факто независимые церкви, возникшие в XVII-XXI веках.

Многие из них не признаются 15 каноническими православными церквями.

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Автокефальная церковь» в других словарях:

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ — (от авто. и kephale голова), в православии административно самостоятельная (поместная) церковь. В начале 1990 х гг. было 15 автокефальных церквей, которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом:… … Современная энциклопедия

Автокефальная церковь — (от авто. и kephale голова), в православии административно самостоятельная (поместная) церковь. В начале 1990 х гг. было 15 автокефальных церквей, которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Автокефальная церковь — в православии полностью самостоятельная церковь. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская,… … Исторический словарь

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ — (от авто. и греч. kephale голова) в православии административно самостоятельная церковь … Большой Энциклопедический словарь

автокефальная церковь — (от авто. и греч. kephalē голова), самоуправляющаяся, административно независимая православная церковь. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинций Византии. Существуют 15 автокефальных… … Энциклопедический словарь

Автокефальная церковь — (греч. αύτός сам и κεφαλή голова) самоглавенствующая поместная православная церковь. Исторически первой национальной А. церковью является доростольский патриархат (см. Болгарская церковь). А. церковь образуется с согласия государственной власти и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ — (от греч. aytos сам и kepaln голова) самостоят. церковь, организационно независимая от высшего органа православной церкви Вселенского собора, состоящего из представителей всех А. ц. (см. Православная церковь) … Советская историческая энциклопедия

Автокефальная церковь — – самоглавенствующая (от греч. слов ΑΥΤΌΣ – сам и ΚΕΦΑΛΉ – голова) церковь. Образование такой церкви, называемой иначе поместною, совершается с согласия государственной власти, и самостоятельность ее канонически устанавливается… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

автокефальная церковь — в православии полностью самостоятельная церковь. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Автокефальная церковь — (от Авто. и греческого kephalē голова) в православии самостоятельная церковь, административно независимая от других церквей. В число А. ц. входят (1968): Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Элладская (Греция),… … Большая советская энциклопедия

Источник

АВТОКЕФАЛИЯ

С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь. Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частями Вселенской Церкви, пользуются наибольшей степенью самоуправления. Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).

Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.

Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:

Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви, к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.

Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:

Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом.

Известный канонист епископ Далматинский Никодим (Милаш) пишет: «Единство Вселенской Церкви состоит. в единстве веры между Поместными Церквами, в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении» [1].

Развитие понятия

В XIX-XX веках обострился вопрос о разграничении понятий церковной автокефалии и автономии, т.к. в ряде случаев новые автокефалии оказывались не вполне полновластными по сравнению с прежними. Так, Константинопольская Церковь в новое время зачастую даровала лишь «ограниченную» автокефалию. Ограничения состояли в том, что Церковь–Дочь должна была брать у Церкви–Матери святое миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни, сноситься с другими Церквами лишь через посредство Матери–Церкви и т.д. Другой спорной точкой стала необходимость трёх архиереев для автокефалии. В частности, Черногорская Церковь в течении большей части своей истории имела лишь одного владыку, принимавшего поставление от Русской Церкви, но при этом считавшегося автокефальным.

Перечень автокефальных Церквей

Обычно перечисление автокефальных Церквей совершается в порядке диптиха (см. подробнее), который несколько различается в разных поместных Церквах. В диптихе Русской Православной Церкви автокефалии расположены в следующей последовательности:

С VI века, когда впервые известно об употреблении понятия «автокефалия» в смысле вполне самостоятельной поместной Церкви, существовал также ряд иных автокефальных поместных Церквей, среди которых (в алфавитном порядке):

Условия и порядок решения об автокефалии

Общепризнанного канонического порядка провозглашения, упразднения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня нет. Определяя такой порядок богословы обычно ссылаются не на конкретные каноны, а на «каноническую традицию».

Учитывая исторический опыт ныне обыкновенно выделяют следующие критерии правомерности административно-территориального отделения поместной Церкви («Церкви-Дочери») от кириархальной Церкви («Церкви-Матери»):

Более трудноопределимыми, но возможно еще более важными условиями являются:

Юридической и канонической аксиомой считается принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам. Поэтому автокефалию какой-либо поместной Церкви могут предоставить только те церковно-административные инстанции, которые обладают высшей властью. Прежде всего это Вселенский Собор. По некоторым истолкованиям IV Вселенский Собор своим 12-м правилом провозгласил что светская власть не имеет права провозгласить церковную автокефалию, но на деле автокефалия нередко даровалась деянием императора, как в случае с Перво-Юстинианинской Церковью. Но наиболее распространенным, а в последнее время единственным доступным путём учреждения или упразднения автокефалии является решение епископата уже существующей автокефальной поместной Церкви, компетенция которого распространяется лишь на пределы своей Церкви. Волю поместного епископата может выражать как Поместный Собор, так и в исключительных случаях малый Собор епископов – Синод. Такой Собор может предоставить автокефалию части своей Церкви или упразднить собственную автокефалию. В двух исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временную автокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения кириархальной Церкви. Во-первых это возможно если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора). Во-вторых это возможно если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Церкви-Матери, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило VI Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви, жизнь и деятельность которой вернулись к норме.

Никакая автокефальная Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Вселенской Церкви находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. Каноны запрещают архиереям одной церковной области распространять свою власть на Церкви, за пределами своей области «да не смешивают Церквей» (((2-е правило II Вселенского Собора). В новейшей истории не раз случалось, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви, но такие акции также признаются незаконными.

В конечном счёте главным, иногда единственным мотивом решения об автокефалии является благо Церкви. Убеждение о пользе Церкви должно руководить общим мнением клира и паствы как кириархальной, так и обособляющейся или примыкающей поместной Церкви.

История образования и упразднения автокефальных Церквией

После массового расселения славян на Балканах и их постепенного обращения в Христианство появились предпосылки для образования новых автокефальных Церквей. Первой мощной славянской державой здесь стала Болгария. Вскоре после её Крещения в 860-х годах Болгарская Церковь оформилась как поместная Церковь с большой степенью самостоятельности от Константинопольского первосвятителя. В первые десятилетия X века, ввиду побед болгар над империей и провозглашения Болгарского правителя царём, Константинопольская Церковь-Мать признала Болгарскую Церковь автокефальной, а её предстоятель получил титул патриарха. После того как Восточноримский император Василий Болгаробойца покорил Болгарию, он подтвердил прежнюю автокефалию местной Церкви тремя хрисовуллами в 1018-1019 годах, понизив титул её предстоятеля до архиепископа Охридского.

Усиление давления тюркских завоевателей с Востока в конце XIV века привело к новому сдвигу в устройстве автокефальных церковных областей Вселенской Церкви. В 1394 году, вскоре после падения Болгарии туркам, Константинопольский патриарх направил в пределы Болгарской Церкви своего митрополита и по истечении нескольких десятилетий Тырновский Патриархат оказался подчинён Константинопольскому. Тем временем большинство элиты ослабевшей под ударами турок Восточно-Римской империи склонились к римо-католицизму, надеясь через унию получить помощь Запада. Подписание Флорентийской унии в 1439 году подстегнуло обособление Русской Церкви, которая прервала общение с отпавшими от Православия Константинопольскими патриархами-униатами и с 1448 года ставила своих митрополитов самостоятельно. Хотя все другие поместные Церкви также вскоре отвергли злополучную унию, самостоятельность Русской Церкви уже не прерывалась. Еще одной новой поместной Церковью этой эпохи стал Абхазский Католикосат, который обособился от Грузинской Церкви во второй половине XV века, после того как Антиохийский патриарх Михаил IV поставил для него нового католикоса.

При этом шло укрепление и расширение России, ставшей единственным свободным и могущественным православным царством. В 1589 году Константинопольский патриарх, вынужденный всё больше полагаться на поддержку России, наконец признал автокефалию Русской Церкви и поставил её предстоятеля патриархом. Поместные Соборы Восточных иерархов в 1590 и в 1593 годах утвердили каноническую самостоятельность нового Московского Патриархата и определили его пятым по чести после древних Патриархатов, таким образом восстановив «пентархию» первенствующих поместных Церквей.

В XVIII веке в Российской и Османской империях значительно возросло значение западных идеологических влияний, в частности секуляризма и национализма, что усугубило инструментальное отношение к Церкви. Как власти так и ряд видных церковных деятелей стали продвигать унификацию церковной жизни как в административном так и в идентичном отношении. Однородные поместные Церкви представлялись более управляемыми, а также были призваны послужить ассимиляции иноплеменных православных подданных. В Османской империи эти мотивы усугублялись реставрационными настроениями греческой элиты «фанариотов», опасениями властей по поводу лояльности славян, и бедственным материальным положением ряда поместных Церквей. Это привело к упразднению Сербской (Печской) и Охридской Церквей, которые под давлением властей были вынуждены «самораспуститься» и войти в состав Константинопольской Церкви в 1766 и 1767 годах соответственно. В России подобным образом, по императорскому повелению, были присоединены к Русской Церкви Католикосаты Мцхетский (Восточно-Грузинский) и Абхазский (Западно-Грузинский) в 1811 и 1814 годах соответственно.

Отчасти схожим был процесс размножения автокефальных церковных областей в Австро-Венгрии, за тем главным отличием что империи удавалось удерживать православные меньшинства в рамках одного государства. В 1864 году власти пошли навстречу давним требованиям румын и позволили выделение из Карловацкой Церкви самостоятельной румынской Трансильванской Митрополии. В 1873 году из Карловацкой Церкви была также выделена Буковинская Митрополия, объединившая православных в Австрии. Таким образом за столетие перед 1914 годом количество автокефалий в составе Православной Церкви выросло с 8 до 14.

Распад СССР и соцлагеря привёл к основанию многих новых государств-наций в которых возникли и автокефалистские движения. Однако, в отличие от предыдущей эпохи, все эти движения остались расколами, увлекшими в себя меньшинство местных верующих. Только самочинная автокефалия Македонской Церкви, поддержанная в своё время светской властью Югославии и существующая с 1967 года, привлекла к себе большинство верующих Македонии.

Современное состояние вопроса

Ныне понимание автокефалии остаётся сильно политизированным и включает в себя много аспектов не имеющих отношения к каноническому праву и экклезиологии. Автокефалия продолжает широко расценивается в секуляризированных кругах как проявление и обязательный атрибут национальной независимости и самодостаточности. Такое превратное понимание продолжает порождать нестрояния и расколы, из которых на территории Русской Церкви наиболее значительным является т.н. «Киевский Патриархат».

Понимание сути института автокефалии, его канонического содержания и значения этого института для единства Православной Церкви в основном совпадают среди всех поместных Церквей. Основные расхождения относятся к способу провозглашения автокефалии, т.е. к установленной процедуре и к компетентной церковной власти, начинающей эту процедуру.

В рамках Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий проходит подготовка предложений, устанавливающих общеправославно признанную процедуру предоставления автокефалии. Предполагается, что они будут рассмотрены на будущем Великом Соборе Православной Церкви и, в случае принятия такой процедуры, должны исчезнуть многие сложности в жизни Церкви. [8].

Использованная литература

[1] Цит. по Скурат К., История Поместных Православных Церквей.

[2] Согласно прот. А. Шмеману, «Знаменательная буря».

[3] Excerpta ex ecclesiastiica historia 2.2; PG 86: 183-4.

[4] Exposition praesessionum patriarcharum et metropolitarum, PG 86: 798-92.

Источник

Автокефалия

Автокефа́лия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «само­воз­глав­ле­ние») – адми­ни­стра­тив­ная неза­ви­си­мость Помест­ной церкви, право изби­рать своих епи­ско­пов.

Пра­во­слав­ная цер­ковь суще­ствует в виде само­сто­я­тель­ных Помест­ных церк­вей, эта само­сто­я­тель­ность исклю­чи­тельно адми­ни­стра­тив­ная, внеш­няя, никак не нару­ша­ю­щая един­ства веры, свя­щен­но­дей­ствий, духов­ного опыта. При­вер­жен­ность Пра­во­сла­вия авто­ке­фаль­ному прин­ципу цер­ков­ного устро­е­ния отра­жает его глу­боко жиз­нен­ную связь с куль­турно-исто­ри­че­ским бытием раз­лич­ных наро­дов.

Право на авто­ке­фа­лию при­зна­ется Все­лен­ской Цер­ко­вью за каждым пра­во­слав­ным наро­дом, спо­соб­ным к цер­ков­ному само­управ­ле­нию. Начало авто­ке­фа­лии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви было поло­жено в 1448г. избра­нием мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и всея Руси (Ионы) рус­скими архи­ере­ями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III. Учре­жде­ние в России пат­ри­ар­ше­ства (1589г.) утвер­дило само­сто­я­тель­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Все авто­ке­фаль­ные Церкви имеют само­сто­я­тель­ную цепь апо­столь­ского пре­ем­ства и их епи­скопы, вклю­чая пред­сто­я­теля, постав­ля­ются архи­ере­ями этих же Церк­вей

В насто­я­щее время насчи­ты­ва­ется 15 авто­ке­фаль­ных Церк­вей:

Помест­ные церкви по един­ству веры и основ­ным нача­лам устрой­ства и управ­ле­ния пре­бы­вают во вза­им­ном обще­нии. Во главе управ­ле­ния Авто­ке­фаль­ной цер­ко­вью может стоять еди­но­лич­ная (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит) или кол­ле­ги­аль­ная (синод) власть.

Авто­ном­ная цер­ковь (от греч. — «само­за­ко­ние») — статус помест­ной церкви, дающий право на само­сто­я­тель­ность в вопро­сах внут­ри­цер­ков­ного управ­ле­ния от той или иной авто­ке­фаль­ной церкви, в кото­рую авто­ном­ная цер­ковь ранее вхо­дила в каче­стве экзар­хата или епар­хии. Авто­ке­фаль­ная цер­ковь, к кото­рой отно­сится авто­но­мия, в данном случае назы­ва­ется кири­ар­халь­ной цер­ко­вью. Она утвер­ждает устав авто­но­мии и предо­став­ляет ей миро. Глава кири­ар­халь­ной церкви назна­чает главу авто­ном­ной церкви. Имя послед­него поми­на­ется во всех храмах после имени пред­сто­я­теля кири­ар­халь­ной церкви. Глава авто­ном­ной церкви под­су­ден судеб­ным инстан­циям кири­ар­халь­ной церкви.

Источник

Автокефальная церковь — это Автокефальная православная церковь

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

В этой статье мы разберем вопрос: «Автокефальная церковь — это что такое, в чем ее отличие от обычной?» Еще рассмотрим признанные и непризнанные церкви, а также те, которые входят в состав автокефальных и называются автономными.

Определение автокефальной церкви

Автокефальная церковь — это полностью самостоятельная организация, которая не зависит от Вселенского собора и может самостоятельно принимать решения, которые касаются ее распорядка, а также работы. Во Вселенском соборе, к слову сказать, руководство состоит из представителей всех автокефальных церквей.

Если рассматривать вопрос о том, чем отличается автокефальная церковь, то можно сказать, что во главе каждой стоит епископ, который имеет сан митрополита, патриарха или архиепископа. Его выбор осуществляется внутри самой организации. Еще одним отличием является то, что автокефальная церковь совершает мироварение без помощи других.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

Другие православные автокефальные церкви

Помимо того, что существует Русская православная автокефальная церковь, есть еще и другие, которые считаются признанными. Их всего пятнадцать:

Несмотря на то, что церквей немало, самой многочисленной является именно Русская. В ней около сотни миллионов прихожан. Однако самой старшей считается Константинопольская, так как именно от нее произошли (откололись) все остальные автокефалии, а позже и автономии. Этот патриархат еще носит название «вселенский», поскольку в древности так называлась Римская империя, куда входил в то время Константинополь.

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь — это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

Понятие автономной церкви

Итак, выше мы разобрались в том, что автокефальная церковь — это полностью независимая от других организация. Однако существуют еще и зависимые (поместные) автономные церкви. Они также обладают самостоятельностью, однако не такой широкой.

В отличие от автокефальной, в автономную церковь епископ назначается из кириархальной церкви. Также и устав автономии ей соответствует, и миро тоже присылается из нее. Расходы таких церквей строятся таким образом, чтобы некую долю отсылать на содержание высшего руководства.

Считается, что автономией может быть:

К примеру, на Афоне часто случалось такое, что некоторые монастыри пользовались практически полной самостоятельностью, находясь в составе центрального Афонского управления.

Перечислим, какие существуют в православной церкви автономии:

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

Статус униатских церквей

Также следует сказать и о существовании униатских церквей. Автокефальная православная церковь считает их наличие проблемой, так как, по мнению некоторых богословов, они, скорее, разделяют церкви Востока и Запада, чем объединяют. Это происходит потому, что в их приходах службы проходят по православной форме богослужения, но учение — католическое. Равно как и подчинение униатских церквей тоже католическое.

К ним относятся следующие церкви:

автокефальная церковь что это такое. Смотреть фото автокефальная церковь что это такое. Смотреть картинку автокефальная церковь что это такое. Картинка про автокефальная церковь что это такое. Фото автокефальная церковь что это такое

Заключение

Итак, мы разобрались, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от других ей подобных. Также рассмотрели и иные направления, которые присутствуют в православии, различные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты. Из всего этого можно сделать вывод, что на самом деле существует множество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий. Как бы там ни было, все это привело к тому, что множество верующих — не в лоне первоначальной Православной церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *