баковым на бак ютовым на ют что это значит
219 Выход в море! 09 апреля 1973
Александр Сергеевич Суворов
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
219. Выход в море! 09 апреля 1973 года.
Сводка погоды: ВМБ Балтийск, понедельник 09 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 0.6°C, средняя: плюс 4.0°C тепла, макс.: плюс 9.6°C тепла, 0.7 мм осадков, временами с неба накрапывал мелкий дождик.
В Приложении к Корабельному уставу ВМФ подробно, но кратко определены: моменты подачи команд и сигналов; должностные лица, которые имеют право подавать эти команды; номера сигналов на горне, звонком или ревуном; содержание действий по командам и сигналам. Так, например, за 1 час до съёмки с якоря (швартовов) старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников подаёт звонком сигнал №10 и командует по КГС (корабельной громкоговорящей связи): «Вахтенной и дежурной службам заступить по-походному».
При приготовлении к съёмке с якоря (швартовов), непосредственно при съёмке с якоря старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников своим строгим («скрипучим») голосом звонко командует: «Якорь-цепь подобрать до стольких-то метров!». Эта команда подается при благоприятных условиях погоды, как сегодня утром 9 апреля 1973 года. Баковые (команда моряков на баке, носовой палубе корабля) под руководством главного боцмана, подбирают якорную цепь до указанного числа метров, чтобы выбрать слабину цепи, «ухватиться» якорем за грунт.
После того, как носовые швартовы будут подняты на борт и уложены, как положено, старпом командует: «Сходню убрать!». Ютовые, боцмана и вахтенный у трапа-сходней поднимают наш короткий трап-сходни и укладывают его на штатное место, складывают леера и полотнище с надписью «СВИРЕПЫЙ», крепят трап «по-походному». Вахтенный у трапа занимает место в швартовной команде ютовых.
Потом в дело вступает командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров. Он придирчиво слушает команды старпома и ответы-рапорты баковых и ютовых, получает рапорты о готовности ГЭУ к даче хода кораблю и оборотов винтам (движителям), принимает доклады-рапорты о готовности к бою и походу от командиров боевых частей, принимает карту прокладки и все необходимые данные от штурмана корабля командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова, связывается по радиосвязи с дежурным штаба 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ, с дежурным ВМБ Балтийск, получает разрешение на выход в акваторию военной гавани базы и на выход БПК «Свирепый» в море. После этого Евгений Петрович Назаров кратко кашляет, прочищая горло, и негромко, но веско и властно, командует старпому капитан-лейтенанту А.А. Сальникову: «Командуйте Александр Андреевич».
Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников всегда излишне рьяно, нервно, напряжённо, немного суетно контролировал на ходовом мостике процесс съёмки корабля с якоря и швартовов. Он практически бегал с одного крыла мостика на другой, тревожил командиров швартовных групп вопросами, строго следил за тем, как отворачивает нос корабля от стенки причала, как при этом ведёт себя корма, не цепляется ли корпусом за стенку, не мнёт ли излишне толстые резиновые «сосиски» и «сардельки» кранцев. При съёмке с кормовых швартовов старпом, в зависимости от обстановки, под сигналы звонком №№4-8, командовал: » Кормовой швартов отдать (травить, задержать, выбрать)». Кстати, если надо было практически на месте развернуть корпус корабля путём противовесов напряжения якорной цепи и кормового швартова, то подавалась команда: «Кормовой швартов на шпиль!».
Справка: «Швартовные концы» (тросы) называют по месту крепления на корабле: «носовой», «бортовой», «кормовой»; по направлению тяги: «передний», «задний»; при совпадении места крепления швартова на корабле и направления тяги концам (тросам швартовов) присваивают номера, считая по месту крепления от носа к корме, например: «Второй носовой передний» и т.д.
В зависимости от необходимости использовать кранцы звучит команда старпома: «Кранцы убрать!», затем ещё более волнующая команда: «Гюйс спустить, флаг перенести!», «Якорные огни выключить, ходовые включить!». Эти команды подаются по получении доклада «Встал якорь», а также после отдачи последнего швартова (или перлиня с бочки), одновременно поднимаются до места шары (сигналы). В это время боцман на шпиле выбирает якорную цепь и поднимает якорь из воды. Когда якорь выйдет из воды командир баковой швартовной группы докладывает: «Якорь чист» или «Якорь не чист», то есть весь чёрный от липкой донной грязи, либо зацепился за что-то, например, за подводные кабели. Когда якорь подойдет к клюзу командир баковой швартовной группы командует: «Стоп шпиль!».
Увы. С некоторых пор моё место теперь не в румпельном отделении, а здесь, в ленкаюте БПК «Свирепый». Я успокаиваю себя тем, что отвечаю за безопасность и живучесть этой части корабля, делаю важное дело, занимаюсь культурно-досуговой работой, библиотекой, книгами, наглядной агитацией и т.д., но всё это «не то». Раньше по сигналу и команде «Боевая тревога!» я, сломя голову, бежал в корму, открывал своим ключом амбарный замок на люке в румпельное отделение, с трудом поднимал «закипевшую» на резиновых прокладках стальную крышку, кубарем скатывался по вертикальному трапу в душную маслянистую горячую атмосферу помещения для рулевой машины, привычно всё осматривал и опробывал управление и приборы, докладывал о готовности в штурманскую рубку и на ходовой мостик, садился в свою уютную шхеру поблизости от тревожных звонков, рулевого телеграфа и аварийного телефона и начинал либо читать, либо писать.
Теперь же я только слушал «музыку» и «симфонию» приготовления корабля к бою и походу, снятия с якоря и выхода корабля в море. Вздрагивал корпус корабля от первого оборота валов и гребных винтов. Корабль получал ощутимый первый толчок, плавно и медленно набирал ход, приходил в движение, затем чуть-чуть заметно кренился на осторожных поворотах, а потом, прибавив ходу на прямом пути, успокаивался и стабилизировался в своём движении, потому что по КГС (корабельная громкоговорящая связь) по приказанию командира корабля звучала последняя команда старпома: «Боевая готовность №2. Первой смене заступить!».
Вернувшись в ленкаюту, я начал вырезать из плотного жёлтого пенопласта утверждённый Главкомом ВМФ СССР знак-герб большого противолодочного корабля. Эти два герба должны быть прикреплены на крыльях ходового мостика по бортам, чтобы украшать наш БПК «Свирепый». Корабль ходко на среднем ходу стремился в заданный район Балтийского моря, но я уже не знал, куда мы идём, потому что ревностный командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров запретил мне посещать штурманскую рубку. Хотя я продолжал стоять в строю БЧ-1, но теперь и ребята, и командир БЧ-1, считали меня «не своим», «чужим», «не нужным».
Я тут же повеселел и загорелся новой идеей фикс! Немедленно я побежал на ходовой мостик, где находился командир корабля, замполит, старпом, штурман и вахтенный офицер, испросил разрешения у вахтенного офицера (минуя командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова и замполита) обратиться к командиру корабля, получил согласие обоих и рассказал всем о своём желании делать фоторепортажи в боевых листках о нашем походе и учениях.
Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, оказывается, вместе с другими командирами кораблей заходил в нашу комнату, в которой мы, оформители командно-штабных учений, беспробудно спали после бурной рабочей ночи в штабе нашего соединения, поэтому сейчас объявил мне устную благодарность за отлично выполненное боевое задание и охотно разрешил мне всё и всех фотографировать, а потом опубликовывать в боевых листках похода.
Вот что кроется за скупыми строчками моего дневника-ежедневника за 9 апреля 1973 года, а вы говорите: «Купаться!».
Фотоиллюстрация: 9 апреля 1973 года. Балтийское море. БПК «Свирепый». Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников на вахте в качестве вахтенного помощника во время выхода БПК «Свирепый» на военно-морские учения 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ. Досадно, что этот красивый, мужественный и достойный морской офицер скромно потупил свой строгий взгляд, он был отличным офицером и старпомом.
Съемка с якоря (швартовов) и постановка на якорь (швартовы)
ГЛАВА 2. ПОХОД И ПРЕБЫВАНИЕ КОРАБЛЯ В МОРЕ
1. СЪЕМКА С ЯКОРЯ (ШВАРТОВОВ) И ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ (ШВАРТОВЫ)
Команда, подаваемая старшим помощником командира
звонком или ревуном
а) Приготовление к съёмке с якоря (швартов)
При съемке с якоря
Подается при благоприятных условиях погоды. Баковые под руководством главного боцмана, подбирают якорную цепь до указанного числа метров
При съемке с бочки
«Серьгу носовую (кормовую) на бочку завести»
Назначенная расписанием команда заводит трос серьгой за рым бочки для последующей отдачи бриделя
При съемке со швартовов
швартовы завести серьгой» швартовы слева (справа) убрать»
Подается при благоприятных условиях погоды. По этой команде убираются швартовы, без которых корабль при кратковременной стоянке может обойтись
На малых кораблях сходня убирается вместе с отдачей швартовов
После заводки серьги
«На подъем шлюпки
»Шлюпку к подъему»
Подается на надводных кораблях
За час до съемки с якоря (швартовов)
«Вахтенной и дежурной службам заступить по-походному»
Подается на надводных кораблях
б) съемка с якоря швартовов
«По местам стоять, с якоря (с бочки, со швартовов) сниматься»
Личный состав занимает места согласно расписанию. Вахтенный офицер сдает вахту старшему помощнику командира и занимает свое место по расписанию
«Баковым — на бак, готовым — на ют. С якоря сниматься»
Подается, на надводных кораблях при съемке с якоря без аврала
При съемке с бочки
«Серьгу с носовой (кормовой) бочки отдать»
Подается по приказанию командира корабля. Командир баковой (ютовой) группы командует: «Серьгу отдать», когда серьга отдана: «Серьгу выбрать» — и докладывает об исполнении на ГКП
«По местам стоять, с якоря сниматься, выбор якоря из первого отсека»
Подается на подводных лодках в случаях использования привода шпиля из первого отсека
Носовой швартовой команде выйти наверх (швартовой команде выйти наверх)
Подается по приказанию командира корабля. Командир баковой (носовой) группы командует: «Пошел шпиль» — и руководит выборкой якорной цепи
По мере выхаживания
Командир баковой (носовой) группы докладывает: «На клюзе метров», «Туга (слаба) «Вперед (назад, в сторону, под штевень) смотрит», когда якорь оторвется от грунта: «Встал якорь»
При съемке со швартовов
швартов отдать (травить, задержать, выбрать)»
Подаются в зависимости от обстановки
тяги: «передний», «задний»; при совпадении места крепления на корабле и направления тяги концам присваивают номера, считая по месту крепления от носа к корме, например: «Второй носовой передний».
«Как за кормой? Доложить расстояние до…»
Командир ютовой (кормовой) группы докладывает: «За кормой чисто», или «За кормой или «До пирса метров». Доклады дублируются флажками: красным — за кормой не чисто и белым — за кормой чисто
Подаются в зависимости от необходимости использовать кранцы
«Гюйс спустить, флаг перенести»,
«Якорные огни выключить, ходовые включить»,
Команды, касающиеся переноса флага, включения или выключения огней и т. п., подаются по получении доклада «Встал якорь», а также после отдачи последнего швартова (перлиня с бочки).
Одновременно поднимаются до места шары
Когда якорь выйдет из воды
Командир баковой группы докладывает: «Якорь чист» или «Якорь не чист»
Когда якорь подойдет к клюзу
Командир баковой группы командует: «Стоп шпиль», после приготовления якоря к отдаче докладывает: «Левый (правый) якорь к отдаче приготовлен»
якорь (или оба якоря) к отдаче приготовить»
Подается при съемке со швартовов или с бочки в тех случаях, когда предстоит проход узкостей
«Осмотреться за бортами»
Командиры баковой, шкафутовой и готовой групп осматривают борта, устраняют недостатки и докладывают на мостик: «За бортами (кормой) чисто»
«Якорь (якоря) на место.
Походные крепления наложить»
Подается после прохода узкостей
«Надстройку и мостик к погружению приготовить»
Подается на подводных лодках.
Надстройка и мостик готовятся к погружению, готовность их проверяет старший помощник командира
Когда надстройка готова к погружению
Швартовым командам вниз.
Подается на подводных лодках после доклада «Носовая (кормовая) надстройка готова к погружению». Личный состав с верхней палубы спускается в лодку
«Боевая (учебная) тревога»
в) приготовление к постановке на якорь (швартовы)
«Корабль к постановке на якорь (на якорь и швартовы, или на швартовы, или на бочку и швартовы) приготовить»
Назначенный по расписанию личный состав готовит корабль к постановке на якорь (швартовы)
«Швартовым командам приготовиться»
Подается на подводных лодках. Швартовые команды готовятся к выходу наверх в установленной форме одежды
«Походные крепления снять»
Подается на надводных кораблях, сообразуясь с обстановкой. Назначенные по расписанию снимают походные крепления со шлюпок и т. п.
шлюпку (катер) к спуску»
Подается на надводных кораблях дежурный боцман готовит шлюпку
г) постановка на якорь (швартовы)
По приказанию командира корабля
«По местам стоять, на якорь (на швартовы, или на якорь и швартовы, или на бочку и швартовы) становиться»
Экипаж корабля занимает свои места согласно расписанию. Вахтенный офицер сдает вахту старшему помощнику командира корабля и занимает свое место по расписанию
Подается на надводных кораблях при постановке на якорь без аврала
шлюпку (катер) на воду“
Подается на надводных кораблях при подходе к бочке
„По местам стоять, на якорь становиться, отдача якоря
Подается на подводных лодках в случаях использования привода шпиля из первого отсека
„Правый (левый, оба) якорь к отдаче приготовить“
Командир баковой (носовой) группы руководит приготовлением якоря к отдаче и по готовности его докладывает на мостик: „Готов правый (левый, оба) якорь к отдаче“
„Концы и кранцы справа (слева) приготовить“
О приготовлении швартовов командиры баковой и готовой групп докладывают: „Швартовы справа (слева) приготовлены“
„Подать бросательный (проводник)“
Командир баковой группы докладывает о ходе работ: „Подан бросательный“, „Проводник на бочке“, „Заведен перлинь“
„На отдаче правого (левого) якоря стоять“
Командир баковой группы командует: „Прочь от правой (левой) цепи“. Команды репетуются всюду, где проходит якорная цепь, для предупреждения всех находящихся вблизи нее
„Правый (левый) якорь стравить через шпиль метров“
Подается, если постановка на якорь производится на больших глубинах.
По приказанию командира корабля
Командир баковой (носовой) группы репетует команду. Главный боцман (боцман) отдает якорь
Указывается, сколько метров якорной цепи должно быть вытравлено. По выполнении команды докладывается на ГКП: „На клюзе метров“
В указанных местах подкладываются кранцы
„Подать носовой (кормовой)“
Подается по приказанию командира корабля. Указанный швартов подается на стенку (пирс). По выполнении команды докладывается: „Носовой (кормовой) подан“
„Гюйс поднять, флаг перенести“, или
„На флаг. Флаг спустить“,
„Ходовые огни выключить, якорные огни включить“
Подается сразу после отдачи якоря или подачи швартова (перлиня) на бочку. Об исполнении команды докладывается на ходовой мостик
„Выстрела и трапы вывалить“
Подается на надводных кораблях
При постановке на якорь
В процессе работы с якорной цепью в зависимости от ее положения командир, баковой (носовой)’ группы докладывает на мостик: „Цепь прямо вниз (назад, вперед, вправо, влево) смотрит“ „Цепь натягивается“, „Цепь туга“, „Якорь ползет“ забрал» — когда якорная цепь натягивается втугую; «Пришел когда якорная цепь, натянувшись, провисает от своей тяжести
Потравив или выбрав якорную цепь, командир баковой (носовой)группы докладывает на ходовой мостик: метров на клюзе»
Командир баковой (носовой) группы докладывает количество вытравленной якорной цепи
При постановке на швартовы или на бочку
Команда подается, когда указанный швартов заведен на бочку или на стенку
швартов выбрать (обтянуть, задержать, потравить, перепустить, завернуть, взять на шпиль)»
Лица, руководящие работами, повторяют команды и докладывают о выполнении: «Потравлен (задержан, обтянут, выбран, перепущен, завернут) швартов»
«Доложить расстояние
до пирса (стенки или др.)»
«Докладывать расстояние до пирса (стенки) через метров»
Командиры баковой (носовой) и ютовой (кормовой) групп определяют расстояние до указанного пирса, стенки, бочки и т. д. и докладывают на мостик: «До пирса (стенки) метров»
При постановке на бочку
«Расклепать левую (правую)
Команда подается при постановке на бочку на свою
Начинаются работы по подаче якорной цепи на бочку
Команда подается, когда якорь забрал, корабль пришел на якорную
цепь и последняя потравлена до необходимой длины
Команда подается, когда корабль уже ошвартован. После выполнения
команды докладывается: «Сходня подана»
«Оружие и технические средства осмотреть и проверить» (на нк)
«Оружие и технические средства — в исходное положение» «Кингстоны и клапаны вентиляции — на стопора и замки»
Исполняется согласно инструкциям. О выполнении команды командиры
отсеков (подразделений) докладывают в центральный пост (ГКП)
«Вахтенной и дежурной. службам заступить по-швартовному (якорному)»
Дежурный по подводной лодке с- назначенной вахтой принимает корабль и докладывает об этом старшему помощнику командира
После заступления вахты
Личный состав отходит от мест и действует по объявленному плану
Смотрите также
Ручное графическое счисление. Навигационная прокладка. Методика ведения ручного графического счисления
Определение КПДЦ на планшете Ш-26Б.
Добавить комментарий
Самое читаемое
Атомная подводная лодка К-141 «Курск». Версия гибели
Основные версии гибели атомной многоцелевой подводной лодки «Курск». Мнение России и мирового сообщества. Операция по подъёму АПЛ «Курск». Видео.
Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М
Устройство ИДА-59М Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М (рис. 9) представляет собой автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания. Аппарат изолирует органы…
Методика проведения искусственной вентиляции легких и закрытого массажа сердца
При различных несчастных случаях, когда у пострадавшего отсутствуют дыхание и признаки сокращения сердца, необходимо как можно раньше приступить к искусственной вентиляции легких и к закрытому…
Новости
Сдачу атомной подлодки «Казань» запланировали на осень 2020 года
Головную многоцелевую атомную подлодку усовершенствованного проекта 885М (шифр «Ясень-М») «Казань», передадут Военно-Морскому Флоту России осенью 2020 года
115 лет подводным силам Тихоокеанского флота
Россия отметила 115-ую годовщину со Дня образования подводных сил Тихоокеанского флота. Во Владивостоке в 1905 году появился первый отряд подлодок «миноносцев»
Подлодка «Дмитров» вышла в море для отработки курсовой задачи
Экипаж дизель-электрической подводной лодки Балтийского флота «Дмитров» приступил к выполнению учебно-боевых задач и отработке нормативов
В Петербурге простились с Героем России моряком-подводником Аркадием Ефановым
На 66-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга Аркадий Петрович Ефанов – Герой Российской Федерации
Советскую подлодку «Щ-317» нашли на дне Финского залива
На дне Финского залива на глубине 78 метров участники поисковой экспедиции «Поклон кораблям великой Победы» обнаружили советскую подлодку «Щ-317»
Кодекс чести. Морская служба
Боевой корабль — это не круизный лайнер, где есть команда и праздно-шатающиеся по палубам, ресторанам и каютам, отдыхающие пассажиры.
Командир, экипаж, походный штаб боевого корабля — единный организм, который с первой минуты похода делится на три вахтенных смены. Первая,— несет боевое дежурство на БП (боевых постах), вторая, — занимается обслуживанием вооружения и приборкой по заведованиям, третья, — отдыхает перед заступлением на вахту.
Весь период боевого похода корабля, иногда более шести месяцев, эта карусель крутится без единной паузы. Ни воинское звание, ни должность не освобождают матросов, мичманов, офицеров или адмиралов, от несения вахтенной службы. На боевом корабле пассажиров нет.
Каждый сантиметр железного корпуса боевого корабля, от его киля и до клотика, от низов и до ходового мостика, персонально закреплен за кем-то из экипажа по заведованиям.
Ответ командира расставил все точки над «i». На английском флоте моряки, по половому признаку, не классифицируются. Работа не делиться на мужскую и женскую.
Если возникают амурные отношения между членами экипажа, то более виноватого не ищут, а немедленно, мужскую особь вертолетом отправляют на ближайшую Военно — Морскую Базу, а перешагнувшую через флажки женщину,- высаживают на берег, в ближайшем порту.
Кто-то из приглашенных спросил:
— Такая строгость помогает командиру радикально победить вожделения и ЗОВ ПРИРОДЫ?
Командир фрегата «Лондон» лукаво улыбнулся и коротко ответил:»- Да, конечно!».
Ничего тогда не ответил Владимир Васильевич американскому морпеху, да и вопроса- то, собственно, не было, было просто безаппеляционное утверждение.
Паша Юдин — Баковым на Бак
Слушать Паша Юдин — Баковым на Бак
Слушайте Баковым на бак — Паша Юдин на Яндекс.Музыке
Текст Паша Юдин — Баковым на Бак
Баковым на бак, ютовым на ют…
Полчаса — готовность корабля.
Снова покидать нажитой уют,
Снова через полчаса в моря…
Впереди Ламанш и штормовой Бискай,
Скалы у седых норвежских фьордов,
И нам идти туда, где сейчас не рай,
За Гибралтарские ворота.
Баковым на бак, ютовым на ют…
10минутная готовность,
А по всей стране мамы писем ждут,
И в Североморске жёны помнят.
Баковым на бак, ютовым на ют…
5 минут — готовность корабля.
До Нордакапа Норд, за Нордкапом Зюйт…
До свиданья, милая земля…
Вот на холостых пение турбин,
Курс на картах исчислен, наточен.
Вахты по местам, все по боевым —
На земле не мало жарких точек.
Баковым на бак, ютовым на ют…
Мужики, отличная работа.
Ветры в леерах здравицу поют
Экипажам северного флота.
Вышло время в ноль, отданы концы.
За кормой винты рванули с силой.
Встанет новый день над моей страной,
В мирном небе солнце над Россией.
Лишь одной мы движимы целью в час, когда наш наступит час…
Нам не лодочной быть мишенью, пусть из тысячи только шанс.
Мы не мирный гражданский транспорт, много большее нам дано —
РБУ чёрный берег вспорот, апарелли вгрызаются в дно.
Если в будни флотской учёбы плечи друга к твоим плечам —
Это значит, в родных просторах реять флагам, гореть свечам.
Пусть учебной была тревога, не чужой нам была земля,
И уносят к родным порогам борт, нагруженный дизеля.
Кораблям Российского флота бороздить мировой океан
Кораблям Советского флота бороздить мировой океан