баллада что это в музыке
Баллада
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Содержание
Средние века
Баллада возникла во Франции в результате распада кансоны в конце XIII века. Трехчастная схема баллады (сложившаяся, по-видимому, во времена Жана де Лескюреля, около 1300 г.) напоминает древнейшую структуру кансоны: ab/ab/ccd/D; если стихи положены на музыку, то ей соответствует последовательность мелодических фраз I/I/II. Стихи, относящиеся к одной музыкальной единице, имеют одинаковую длину и рифмы. Число стихов в строфе может варьироваться, но в XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. У поэтов-немузыкантов баллада с конца XIV века обычно завершается «посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Князь» («Prince»), которое восходит к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации. [1]
Около 1390 г. группа стихотворцев-дворян из окружения Людовика Орлеанского составили на основе первого сборника Сенешаля Жана д’Э «Книгу ста баллад».
В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский.
Баллада во Франции
В XVII веке баллады писал знаменитый баснописец Лафонтен. Его баллады отличались простотой и остроумием; но писательница того же века Дезульер лишила балладу этих свойств. В глазах Буало, а затем Мольера баллада была чем-то устарелым и скучным.
Но независимо от такого строго выдержанного, со стороны формы, вида стихотворений, балладой весьма рано привыкли называть во Франции стихотворные пьесы, отличающиеся свободой формы и особенно ярким национальным характером содержания. Такова сохранившаяся до сих пор, как народная песня, баллада, рассказывающая об отчаянии дочери французского короля, принужденной выйти замуж за английского принца (дочь Карла VI была замужем за Генрихом V английским).
В более позднее время образцы свободной баллады мы встречаем у главы французских романтиков Виктора Гюго («La ballade de la nonne» и «Les deux archers») и у Жерара де Нерваля («La fiancèe fidèle» и «Saint Nicolas»).ll
Баллада в Англии
В Англии баллада известна издавна. В XIX веке находили основания предполагать, что баллада принесена норманнскими завоевателями, а здесь получила только колорит мрачной таинственности. Сама природа Англии, в особенности в Шотландии, внушала бардам этих стран настроение, сказывавшееся в изображении кровавых битв и ужасных бурь. Барды в своих балладах воспевали битвы и пиры Одина и его товарищей; позднее поэты этого рода воспевали подвиги Дугласа, Перси и других героев Шотландии. Известны затем баллады о Робине Гуде, о прекрасной Розамунде, столь популярные в Англии и Шотландии, равно как и баллады о короле Эдуарде IV.
Из баллад не исторических замечательна баллада о детях в лесу, отданных дядей-опекуном двум разбойникам для того, чтобы они их убили. Литературную обработку баллад дал Роберт Бернс. Он мастерски воспроизводил старые шотландские предания. Образцовым произведением Бернса в этом роде признается «Песня о нищих» (переведена на русский язык). Вальтер Скотт, Соути, Кемпбель и некоторые другие первоклассные английские писатели также пользовались поэтической формой баллады. Вальтеру Скотту принадлежит баллада «Замок Смальгольм», в переводе В. А. Жуковского увлекавшая русских любителей романтизма. В общем, слово баллада получило в Англии своеобразное значение, и стало применяться преимущественно к особому роду лирико-эпических стихотворений, которые были собраны Перси в «Reliques of ancient English poetry» (1765) и имели большое влияние на развитие не только английской, но и немецкой литературы. Поэтому слово «баллада» в Германии употребляется в том же смысле, то есть как обозначение стихотворений, написанных в характере старинных английских и шотландских народных песен.
Баллада в Германии
Содержание немецкой баллады также носит мрачный, характер; действие развивается эпизодично, восполнение недостающих или связывающих сюжет баллады частей, предоставляется фантазии слушателей. В Германии баллада была особенно в моде в конце XVIII века и первой четверти XIX века, в период расцвета романтизма, когда появились баллады Бюргера, Гёте, Уланда и Гейне.
Как композитор музыкальных «баллад» в Германии пользуется большой известностью Карл Лёве. Достойна упоминания также знаменитая баллада «Лесной царь» Гёте.
Баллада в России
Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. Первая русская баллада, и притом — оригинальная и по содержанию, и по форме — «Громвал» Г. П. Каменева (1772—1803). Но главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский (1783—1852), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Уланда, Зейдлица, Соути, Мура, В. Скотта. Оригинальная его баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы».
Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Лермонтову — «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому — «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях графа А. К. Толстого (преимущественно — на древнерусские темы) и А. А. Фета.
Что такое баллада в музыке и литературе
Красивое слово «баллада» приятно для слуха и вызывает обычно ассоциации с медленными музыкально-вокальными произведениями, обычно любовной тематики. Но что такое баллада на самом деле? Есть ли разница между литературным и музыкальным произведениями этого жанра? И откуда они взялись?
Какими были первые баллады
Как ни странно, но самые первые баллады не были похожи на то, что мы сейчас читаем или слушаем. Под это понятие попадали любые музыкальные произведения, с вокалом или без, под которые можно было танцевать. Так что на вопрос «что такое баллада», можно было получить несколько расплывчатый ответ. Музыка для танцев – пожалуй, самое подходящее определение. Уже позже, во времена Средневековья, под понятие «баллада» стали подстраиваться песенные композиции на рыцарские темы. В это время появились и композиционные требования к балладам – для лучшего звучания предполагается одинаковые рифмы в трёх строфах (возможны и другие варианты), а также рефрен в конце строфы. Так как жизнь рыцарей подразумевала определённую тематику, то первые средневековые баллады слагались о жизни, подвигах, сражениях, исторических событиях, а также любовных и семейных отношениях.
Примеры баллад в современной музыке
С течением времени тематика жанра стала расширяться, появились «народные песни» более лёгкого содержания, а также мистические произведения. Современные баллады – это, как правило, красивые лирические произведения, чаще всего любовной тематики. Особенно такие произведения любимы рок-певцами. Помогут понять, что такое современная баллада, примеры известных композиций: у группы «Ария» – «Свет былой любви», «Я здесь», «Баллада о древнерусском воине», «Осколок льда»; у группы «Metallica» – «Nothing Else Matter», «The Unforgiven», и т.п. Современные баллады обычно лиричные, медленные. В них обязательно присутствует постоянно повторяющаяся тема, что усиливает общее звучание баллады.
Баллада в литературе и поэзии
Если, услышав звуки музыки, вы задумаетесь о том, как написать балладу, самое время вспомнить о литературных произведениях этого жанра. Возможно, вам они будут ближе. Действительно, баллада в литературе никогда не требовала таких чётких форм, как музыкальный аналог. Поэты больше уделяли внимание не форме, а содержанию произведения. Так, литературные баллады, популярные особенно в 18-19 веках, повествовали читателю не столько об исторических событиях, подвигах или любовных похождениях, сколько о чём-либо необычном и, как правило, страшном. Стоит вспомнить знаменитую романтическо-готическую «Светлану» Жуковского, «Лесного царя» Гёте, «Ленору» Бюргера. Главными персонажами подобных произведений хоть и становились люди, но они обязательно были окружены мрачными тайнами, проклятиями, ожившими мертвецами или мифическими духами. Мрачными и страшными готическими балладами зачитывались все современники Пушкина, да они и до сих пор вызывают и восхищение талантом автора, и некий мистический ужас, а многих современных авторов побуждают писать произведения с отсылками к известным балладам. Что касается «Светланы», то она была признана лучшим произведением Жуковского и вызывала восторги как простых читателей, так и известных критиков.
Баллады на заказ для самых любимых
Конечно, сколько бы восхищения ни вызывали в нас литературные баллады, дарить любимому человеку именное произведение с мистическим подтекстом не стоит. А вот красивая песня на заказ понравится любой девушке. Пример подобной песни в стиле баллады можно прослушать в нашем видео. В данной работе поэт Татьяна Агапова написала текст, композитор – музыку, а профессиональный вокалист исполнил песню.
Баллада в музыке – это что такое?
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Баллада (пров. balada, от ballar – плясать) – вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.
Говоря об определении баллады в музыке, нельзя, конечно, не сказать, что это особенный жанр! Ведь это не только своеобразный стиль в музыке, но и в литературе.
Баллада возникла во Франции в конце XVIII века, позже распространилась на Англию, а в середине XIX пришла в Россию.
Закройте глаза и представьте первую ассоциацию со словом «баллада». Наверняка вы вообразите юношу с гитарой, стоящего под балконом своей возлюбленной и признающегося ей в любви под звуки гитары.
Вы будете правы, поскольку и в литературе, и в музыке баллада является любовно-лирическим жанром, в основном, написанным в стихотворной форме. Если говорит кратко, балладу можно охарактеризовать как жанр, «повествующий» о чем-либо. Автор ведет рассказ не от первого лица, а со стороны, вместе со слушателями «наблюдая» за происходящим действием.
Примеры баллад
Яркое тому подтверждение – «Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина. Вообще же в русской литературе самым «заслуженным» автором и переводчиком баллад считается Василий Андреевич Жуковский.
Одной из самых легендарных баллад классической музыки смело можно назвать балладу «Лесной царь», текст которой написал Иоганн Гёте. Музыканты всего мира знают эту балладу благодаря невероятно мистической, чарующей музыке Франца Шуберта. Советую послушать эту балладу в русском переводе Жуковского (исполняет Борис Романович Гмыря):
Если говорить о вокальных балладах на стихи известных поэтов, стоит упомянуть знаменитую балладу «Черная шаль». Автор музыки Алексей Николаевич Верстовский, стихи Пушкина. Исполняет неподражаемый Иван Семенович Козловский.
В целом баллада в музыке – это такой жанр, в котором интересно слушать слова, и они, слова, важны. Здесь нет простых длинных нот, как в романсах, нет привычных вокальных форм, как в песнях. Это повествование, рассказ истории.
Поэтому хороший исполнитель баллад часто приковывает к себе внимание зала, особенно если умеет интересно, четко и ярко подавать слова и вокал.
Всегда было очень интересно слушать Дмитрия Александровича Хворостовского. Его исполнение «Баллады Томского» из оперы «Пиковая дама» просто потрясает!
Рок-баллада в музыке – это что такое?
Рок-баллада – это отдельный очень интересный жанр. Чем примечательно слово «баллада» в рок музыке? Обычно это слово в роке означает тихое спокойное исполнение, мягкую музыку без драйва и громкого голоса, почти полное отсутствие вокальных приёмов, присущих «громкому» року.
В рок-балладе используется акустика, редко электрогитара и ударные. Это музыка для души, для тех, кому за 30, это «медляки» на школьных дискотеках.
На разных музыкальных сайтах есть свои списки лучших рок-баллад. Я приведу в качестве примера несколько своих любимых композиций.
Примеры рок-баллад
Wind Of Change – одна из самых ярких рок-баллад в истории. Вообще Scorpions – короли медленных песен и рок-баллад.
Let It Be группы Beatles – еще одна очень популярная рок-баллада. Эта песня для старшего поколения несет в себе часть жизни, многие знают ее наизусть. Наши воспоминания мы вообще часто собираем и находим по песням. В 60 годы XX века рок-музыку было сложно достать в СССР, и песни Битлов иногда переписывали даже на рентген-снимки!
Love Me Tender от короля поп-музыки Элвиса Пресли. Нельзя забыть о необыкновенном голосе Элвиса, про эти обертона и бархатистый тембр. Как и «Битлз», Элвис оставил самые яркие воспоминания у некоторых людей старшего поколения.
Можно вспомнить еще сотни композиций, которые могут стать отличными примерами баллад. Слушайте хорошую музыку и вспоминайте творцов прошлого, которые оставили нам свое богатое наследие.
А если вы хотите научиться петь баллады и узнать, что это такое в музыке, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Что такое баллада? (в музыке)
Баллада (окс. balada/ballada, от balar танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин.
1) cредневековая поэтическая и текстомузыкальная форма;
2) лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.;
3) поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов.
Слово «баллада» применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.
В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века; к числу первых авторских образцов жанра относятся одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около 1300 г.)
Стихотворная форма включающая три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо — автор 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» — «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Машо — профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложны для восприятия его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами. Одна из баллад Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две — на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются.
В классической балладе число стихов в строфе варьировалось от 7 до 10. В XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. С конца XIV века (например, в балладах Эсташа Дешана) обычно завершается полустрофой-«посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Prince» (или «Princesse»), восходящего к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.
Известный автор поэтических баллад (стихи не предназначены для распевания) — Кристина Пизанская, автор «Книги ста баллад» (Le Livre des cent ballades, ок. 1399); по другой версии, около 1390 г. эту книгу составили стихотворцы из окружения Людовика Орлеанского, на основе первого сборника Сенешаля Жана д’Э. Последним крупным автором (поэтической) средневековой баллады, существенно расширившим тематику этой формы, был Франсуа Вийон.
Начиная с XVIII века распространились песни на тексты поэтических баллад. Образцы песенной баллады оставили видные представители австро-немецкого романтизма: К. Лёве, Ф. Шуберт (особенна знаменита его баллада «Лесной царь»), Р. Шуман, Г. Вольф. В России песенная баллада появилась в XIX веке под влиянием немецкой. Таковы, например, баллады А. Н. Верстовского «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Море» А. П. Бородина, «Забытый» М. П. Мусоргского.
Баллада что это в музыке
франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую
Первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от нар. хороводных песен (в Италии — ballata). В 12-13 вв. наряду с рондо и виреле представляла собой один из важнейших муз.-поэтич. жанров иск-ва трубадуров и труверов. Имела строфич. строение, при исполнении каждой строфы чередовались соло и хор.
В эпоху Возрождения баллада приобрела лирич. характер; сложилась её полифонич. разновидность. Наиболее развитые образцы полифонич. Б. (музыки и текста) создал во Франции Гильом де Машо. Итал. полифонич. Б. отличалась большой близостью к нар. иск-ву. В 15 в. Б. теряет прежнюю популярность; со стороны музыки во Франции она сближается с шансон.
В русской музыке баллада также связана с романтич. поэзией (первые рус. Б. созданы А. А. Плещеевым на сл. В. А. Жуковского, затем появились баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки). Разнообразное претворение жанр Б. получил у М. П. Мусоргского («Забытый»), А. П. Бородина («Море»), Н. А. Римского-Корсакова («Гонец»), А. Г. Рубинштейна («Баллада»), П. И. Чайковского («Корольки»).
Вок. Б. стала одной из форм сольного пения в опере (Р. Вагнер, Ш. Гуно, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский).
В сов. музыке жанр Б. часто получает героич. или героико-эпич. трактовку («Баллада Витязя» из симф. кантаты «На поле Куликовом» Шапорина, «Героическая баллада» Бабаджаняна для фп. с оркестром и др.).
Термин «Б.» иногда применяется в соединении с обозначением др. жанров, указывая на определённые черты содержания произв. (соната-Б. Н. К. Метнера для фп., симфония-Б. Н. Я. Мясковского, концерт-Б. А. К. Глазунова для виолончели с оркестром).