белая королева про что
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Классическая красавица своего времени
Стандарт красоты средневековой женщины соответствовал как литературе, так и искусству того периода: длинные светлые волосы, кошачьи глаза, овальное лицо, высокий лоб, выщипанные брови, маленький рот и стройное телосложение. Елизавета Вудвилл обладала всеми этими качествами. Описания её внешности, а также её изображения на портретах, витражах и иллюстрациях указывают на то, что она была классической красавицей, сводящей мужчин с ума. И совсем неудивительно, что Эдуард влюбился в неё по уши с первого взгляда.
Трагическая судьба
Она потеряла своего первого мужа, сэра Джона Грея, в Войне Алой и Белой Розы и ей пришлось бороться за наследство. Её отец, Ричард Вудвилл, 1-й граф Риверс, и её брат Джон были обезглавлены после поражения, нанесённого йоркистам в битве при Эджкот-Мур (Эджкот Мур). Она потеряла своего второго мужа, Эдуарда IV, когда он преждевременно умер по неизвестным причинам в возрасте сорока лет. Это поставило под угрозу её детей, в частности сыновей, законных наследников на английский престол, которые были взяты из-под её опеки под видом защиты в Лондонский Тауэр.
Исчезновение двух «Принцев в Тауэре» стало одной из самых печально известных историй всех времён, когда Ричард III и Генрих VII стали главными подозреваемыми в их исчезновении и предполагаемом убийстве. Мальчикам Елизаветы было всего тринадцать и девять лет. Но это лишь малая часть того, что известно о жизни одной из самых влиятельных и могущественных средневековых женщин.
Покровительница Королевского колледжа
В марте 1465 года Елизавета стала покровительницей Королевского колледжа в Кембридже. На тот момент она была замужем за Эдуардом IV, но до её коронации оставалось ещё два месяца. Колледж был первоначально основан другой английской королевой, Маргаритой Анжуйской, которая была женой злополучного Генриха VI, и, как и Елизавета, она была замечательной средневековой женщиной. Маргарита издала устав о создании колледжа в 1448 году, и её камергер заложил первый камень.
Жизнь в аббатстве
Она отошла от общественной жизни после беспорядков Войны Алой и Белой розы, исчезновения её сыновей и брака её дочери с претендентом на престол эпохи Тюдоров, который должен был принадлежать её старшему сыну по праву рождения. Предполагалось, что Елизавета была послана туда своим зятем Генрихом VII, чтобы помешать ей организовать восстание. Некоторые полагали, что она пыталась помочь Йоркам свергнуть Тюдоров, поддержав претендента на трон по имени Ламберт Симнел. Другие историки утверждают, что Елизавета хотела вести благочестивую жизнь на старости лет. Несмотря на то, что Генрих VII назначил ей щедрое содержание, как и подобало вдовствующей королеве, последние пять лет своей жизни она провела в аббатстве Бермондси.
Коронация
Елизавета была коронована 26 мая 1465 года в Вестминстерском аббатстве. Как и положено монаршим особам, она была облачена в пурпурные одежды. Тем не менее, многие современные иллюстрации её коронации изображают Елизавету в голубых одеждах, с распущенными волосами.
В книге «Братство Успения Пресвятой Богородицы», датированной примерно 1472 годом, она изображена в синем (цвет, который художники издавна ассоциируют с Девой Марией) и с распущенными волосами (в то время как замужние женщины носили волосы заколотыми и прикрытыми), чтобы казаться девственной и чистой, как и полагалось новой невесте короля.
Сплетни и интриги
Джордж Плантагенет, герцог Кларенс, был средним из трёх братьев Йорков (Ричард герцог Глостерский был самым младшим). Якобы именно он начал распространять при дворе слухи о том, что Елизавета Вудвилл была ведьмой. И на то было по крайней мере две причины. Во-первых, суеверия изобиловали вокруг матери Елизаветы, Жакетты Люксембургской. Как гласит история, Жакетта происходила от водного духа Мелузины (Мелюзина), которая своей странной красотой пленила любовь дворянина. Мелузина запретила мужу видеть, как она купается. Однажды любопытство взяло верх над ним, и он подглядывал за ней.
К своему удивлению, он обнаружил, что она была наполовину женщиной, наполовину рыбой.
Во-вторых, пятно тайного брака Эдуарда и Елизаветы преследовало их в течение многих лет после того, как они поженились. Дворянство было озадачено женитьбой короля на дочери рыцаря, учитывая, что его королевская власть была новой и ненадёжной перед лицом его ланкастерских врагов. Политический союз с иностранной принцессой укрепил бы его стабильность на троне. И все же Эдуард упустил эту возможность из-за любви к женщине, у которой было красивое лицо и ничего больше.
Джорджу было удобно распространять слухи о Елизавете. Он вступил в сговор с Уориком «Делателем королей», чтобы свергнуть Эдуарда после его неразумного брака. Согласно легенде, король за свои хлопоты утопил вероломного герцога Кларенса в бочке с его любимым вином.
Годы спустя Ричард извлёк выгоду из этих слухов. Он утверждал, что королевский брак был недействительным из-за предыдущей помолвки Эдуарда с вдовой по имени Элеонора Батлер. Это сделало детей Эдуарда и Елизаветы незаконнорожденными, что позволило Ричарду III захватить трон в 1483 году.
Любимая королева
Несмотря на то, что Елизавета не была благородного происхождения, она была англичанкой до мозга костей. Это, без сомнения, пошло на пользу и ей, и королю, поскольку ей не нужно было избавляться от каких-либо странных привычек, которые могли бы заставить население опасаться иностранной королевы. Тот факт, что она выглядела, говорила и одевалась как англичанка, вызывал у людей симпатию.
Женой Генриха II была сварливая Элеонора Аквитанская, француженка по происхождению. Так же, как и многие другие средневековые королевы, в том числе Изабелла Ангулемская, которая была настолько хитра, что её называли «французской волчицей». Другая французская королева, Маргарита Анжуйская, которая была королевой-консортом до Елизаветы, считалась далеко нетипичной средневековой женщиной, поскольку что она взяла на себя доминирующую роль в своих отношениях со слабовольным Генрихом VI.
Именно поэтому Елизавета стала глотком свежего воздуха для англичан, потому что она превозносила добродетели средневековой английской королевы. Она была плодовитой женой, хорошей матерью, набожной, и во время своего замужества не вмешивалась в политические дела мужчин.
Последние дни
Елизавету мало кто видел после того, как она удалилась в мир религиозных размышлений, если не считать её присутствия при рождении внука, принца Артура. Когда Елизавета Вудвилл умерла в возрасте пятидесяти пяти лет в 1492 году, Генрих VII похоронил её быстро и без церемонии, которая была бы подобающей королевской средневековой женщине. Нельзя было не заметить, что её быстрые и простые похороны не подобали женщине её положения. Это привело к некоторым предположениям, что она умерла от чумы.
Примерно через девятнадцать лет после её смерти венецианский посол Андреа Бадоер написал в письме, датированном июлем 1511 года, что она действительно умерла от чумы и что король был встревожен. Тем не менее, в своём последнем завещании Елизавета распорядилась, чтобы её похоронили скромно рядом с её любимым мужем Эдвардом. В любом случае, предсмертное желание Елизаветы было исполнено. Её похоронили рядом с ним в часовне Святого Георгия в Виндзоре, где эта столь удивительная женщина покоится и по сей день.
А в продолжение темы о королевских особах, читайте также о том, к чему привели династические браки Габсбургов и по какой причине пала одна из самых влиятельных семей в истории Европы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Во власти женщин: «Белая королева»
«Белая королева» – англо-американский десятисерийный исторический сериал британского телеканала BBC, вышедший в 2013 году и снятый по мотивам романов британской писательницы Филиппы Грегори. «Белая королева» повествует о событиях войны Алой и Белой розы (1455-1485). Непрерывная война двух ветвей династии Плантагенетов, Ланкастеров (красной розы) и Йорков (белой розы), завершилась воцарением Генриха VII Тюдора. В серии исторических романов Грегори о «войне кузенов» происходящие события изложены с точки зрения женщин. Отсюда взят и слоган сериала: «Мужчины идут в бой. Женщины ведут войну».
«Белая королева» – это истории трёх амбициозных женщин, каждая из которых в своё время стала королевой Англии – Элизабет Вудвилл, жена Эдуарда IV, Анна Невилл, супруга Ричарда III и Маргарет Бофорт, мать первого царствующего Тюдора. Каждая из королев имеет свою неповторимую любовную историю, свою тайну и, как следствие, свой «скелет в шкафу».
Режиссёрами проекта выступили Колин Тиг, Джеймс Кент и Джэми Пэйн. Съёмки сериала проходили преимущественно в Бельгии в течение 125 дней, где нашлась подходящая натура и архитектура, соответствующие концу XV века. Главные роли разделили сплошь британские телезвёзды. Макс Айронс (сын знаменитого Джереми Айронса) воплотил образ Эдуарда IV, валлийский актёр Анерин Бернард сыграл во многом «обновлённого» Ричарда Глостера, будущего короля Ричарда III, Дэйвиду Оаксу, известному по сериалам «Борджиа» и «Столпы земли», досталась роль среднего брата Джорджа (Георга) Кларенса. Популярный английский актёр Джеймс Фрейн, на счету которого как роли в сериалах («Тюдоры», «Настоящая кровь»), так и в голливудских проектах («Воды слонам», «Одинокий рейнджер»), сыграл могущественного лорда Уорика, серого кардинала и «создателя королей», а также отца Изабеллы и Анны Невилл.
Что до женского каста, то главная роль Элизабет Вудвилл досталась британской актрисе шведского происхождения Ребекке Фергюсон, которая получила номинацию на «Золотой Глобус» за лучшую женскую роль в телесериале. Британская актриса Аманда Хейл сыграла леди Маргарет Бофорт. Изабеллу Невилл, жену Джорджа Кларенса, изобразила английская телеактриса Элеанор Томплинсон, а театральная актриса Фей Марсей воплотила образ Анны Невилл.
Сразу после выхода пилотных серий «Белая королева» получила разнородные отзывы. В мире сериал винили в приблизительной исторической достоверности излагаемых событий и общей стилизации, а негативные отклики критиков преимущественно были связаны с претензиями к изображению исторических персоналий, характеры которых в реальной жизни были гораздо глубже и интереснее показанных в сериале. На исторической родине в Британии «Белая королева» также получила смешанные рецензии. Причиной этому стало её сравнение с популярной «Игрой престолов». Например, «Индепендент» дал в целом положительную рецензию, отметив, что «”Белая королева”, безусловно, «более исторична, чем «Игра престолов» и доставит поистине невинное удовольствие многим любителям исторических телепроектов». А «Дэйли Телеграф» написал, что «сериал пытается усидеть сразу на двух стульях, но в итоге получается не слишком интересным и серьёзным для историков и в то же время недостаточно занимательным для поклонников «Игры престолов».
Но основная проблема «Белой королевы» кроется, скорее, в трактовке главных женских характеров, женщинах, одержимых властолюбием, которым при всех выпавших на их долю испытаниях, очень сложно сопереживать. Если кто-то и достоин сочувствия, то скорее их мужчины, которые всем доморощенным интригам предпочитают выяснение отношений в открытой схватке на поле брани. «Белая» королева Элизабет Вудвилл, жена Эдуарда, то и дело прибегает к интригам и наветам, а когда это не помогает, обращается к колдовству, дабы извести своих врагов. Её основной целью в жизни становится желание любой ценой разлучить мужа с братьями, потому что «чем ближе он к ним, тем дальше от меня». Именно Елизавета уговаривает Эдуарда избавиться от его мятежного брата Кларенса и проклинает последнего Плантагенета Ричарда III, когда понимает, что её мечтам о воцарении Вудвиллов на престоле не суждено сбыться.
Будущая «алая» королева Маргарет Бофорт, мать Генриха Тюдора, с одной стороны, предстаёт как женщина непоколебимой воли и терпения, годами ожидающая благоприятного для её династии исхода войны, но на самом деле это обыкновенная непреклонная фанатичка, готовая буквально на всё (от выгодного замужества до убийства принцев Йорков), чтобы посадить сына на английский престол.
Наконец, дочь «создателя королей» Анна Невилл, которую сначала мы видим «кроткой мышкой», как о ней говорит отец, но по ходу развития сюжета оказывается, что жажда короны и власти не обошли стороной и её. Именно она советует Ричарду, что делать, чтобы укрепиться на престоле в качестве лорда-протектора, а затем и короля. Но исчезновение принцев из Тауэра, потеря сына и последующее сближение Ричарда с Элизабет Йоркской подводят черту под её планами и мечтами. Анна умирает не только от прогрессирующей болезни, но и от осознания того, что их с Ричардом любовь не выдержала испытание властью, к которой она так стремилась.
Несмотря на очевидные промахи, сериал «Белая королева» прошёл с весьма неплохими рейтингами и получил номинацию на «Золотой Глобус» за лучший мини-сериал или телесериал. В конце концов, это костюмная историческая теледрама, снятая в так любимом британцами жанре heritage и представляющая определённый, если не исторический, то любительский интерес к краеугольным событиям английского Средневековья.
А сравнение критиками «Белой королевы» с «Игрой престолов» вполне закономерно, ведь престольная война Старков и Ланнистеров не что иное как фэнтезийный вариант войны роз Ланкастеров и Йорков, о чём не раз говорил Джордж Мартин. Так почему бы не скоротать время в ожидании нового сезона «Игры» в компании её исторического прототипа? Благо, для этого есть все основания. «Белая королева» ни в чём не уступает сериалам производства BBC, известным своими великолепными декорациями и скрупулёзным воссозданием реалий изображаемой эпохи, в чём островитянам, кажется, по-прежнему нет равных.
bande_nere
bande_nere
Сериал снят по романам небезызвестной Филиппы Грегори (как и два других фильма с одинаковым названием «Ещё одна из рода Болейн»). Все претензии по поводу сценария, вероятно, следует отнести на счёт писательницы. К слову, книг Грегори я не читал, но осуждаю 🙂
Другой недостаток: события развиваются слишком уж быстро; прямо таки пробег по ключевым событийным точкам Войны роз. В результате получается слишком технично, как будто бы в ускоренном режиме прокручивается шахматная партия.
Немного о специфике сериала. Герои постоянно грызут яблоки. Это что, фетиш какой-то? 🙂
Коснусь удачных сторон сериала. Актёры представляют своих персонажей неплохо. Разве что Уорик (на кадре ниже) немного скучноват, чувствуется искусственность образа. Хочу отдельно выделить Веерле Бэтенс, игравшую Маргариту Анжуйскую. Получился сильный образ подлинной королевы: властной, умной, скрывающей чувства. Сразу вспоминается Маргарита из трагедии Шекспира.
Вот, собственно, и всё. Если оценивать по формальной пятибалльной шкале, то я поставлю 3.
В заключение парочка цитат из фильма и, как обычно, несколько скриншотов:
Бедный Кларенс.
Эдуард IV и Ричард (III).
Безумный король Эйрис Таргариен Генрих VI Ланкастер.
Поле битвы при Босворте.
Белая королева — исторический сериал
Белая королева — Елизавета Вудвилл
ВОЙНА КОРОЛЕВ
Исторический сериал «Белая королева» (2013), основанный на серии исторических романов Филиппы Грегори, посвящен событиям Войны Алой и Белой Роз.
Высокое английское средневековье, закованные в латы рыцари, прекрасные дамы, придворные интриги, предательство, война, любовная лирика и немалая толика историзма – вот что характеризует «Белую королеву».
Десять часовых серий – по нашим временам совсем небольшой сериал. Небольшой, но цельный, завершенный, без тягомотины бесконечных сезонов.
Кроме того, сериал качественный. Пока наш кинематограф пичкает отечественную аудиторию помоями уровня «Софии», англосаксы продолжают снимать конкурентоспособное кино.
Хронологически «Белая королева» охватывает события 1464-1485 гг. От окончательной победы Йорков в первом этапе войны Роз до прихода к власти Генриха VII Тюдора. Сюда попадают самые интересные события, включая деятельность создателя королей графа Уорика, правление Ричарда III и сражения при Босворте.
Алая королева — Маргарита Бофорт
И всё же, и всё же… Стоит помнить, что романы написаны женщиной, сценарий тоже, главные герои или точнее героини – королевы и герцогини. В общем, это сериал с сильной женской составляющей. Здесь нет сражений, но много женских интриг, переживаний, чувств, трагедий.
И это хорошо. Во-первых, девочки тоже хотят смотреть историческое кино, и им его нужно дать. Во-вторых, мальчики получают историю и возможность полюбоваться на актрис (иногда обнаженных). В-третьих, фанатики-от-толерантности получают веский довод – феминизм, сильные женщины и так далее – и отстают с требованием предоставления ролей неграм.
Пару слов об историчности. Сериал историчен, но в меру. Всё-таки в основе лежат художественные произведения, да и сценаристы для стройности сюжета и зрелищности добавили творческого элемента. И всё-таки большой отсебятины тут нет, в основных исторических моментах фильм не свободен, действие направляется узловыми событиями.
Возможно, без хорошего знакомства с эпохой поначалу сложно воспринимать героев, множество имен и титулов, родственные связи или политическую принадлежность к алому или белому лагерям. Но по мере просмотра всё наладится, герои обретут идентичность, у зрителя обязательно появятся симпатии-антипатии и так далее. В общем, будет интересно.
Дочь создателя королей — Анна Невилл
Для более или менее знакомых с войной Роз «Белая королева» также способна дать многое. Прежде всего, придание лиц и осязаемых характеров историческим персонам. Мозгу куда легче иметь дело с ярким образом, чем с простым текстом. Раз увиденный на экране король вбивается в голову крепче трижды прочитанного.
Да, в художественном произведении он получает вымышленные черты, он наверняка не похож на истинного. Но один образ ничуть не хуже другого, если позволяет хорошо запомнить исторические события.
Произведения Ф. Грегори и сериал «Белая королева» хороши еще и заполнением лакун. В документальной истории тот или иной исторический персонаж всплывает лишь от раза к разу, от одного события к другому. А между ними человека как бы и нет. В художественном же произведении он/она живет непрерывно.
В основе сериала лежат романы «Белая королева» (о супруге Эдуарда IV Елизавете Вудвилл), «Алая королева» (о матери Генриха VII Маргарите Бофорт) и «Дочь создателя королей» (о жене Ричарда III Анне Невилл). Соответственно, эти три дамы и будут находиться на первом плане всё время действия.
Создатель королей — граф Уорик
Кроме них, тут еще масса исторических граждан – королей, королев, герцогов и герцогинь. И каждый имеет свои черты характера. Как правило, не очень привлекательные.
Даже заглавная белая королева Елизавета здесь не абсолютно положительный персонаж. Властолюбивая выскочка из провинциального дворянства. Хитрая и расчетливая ведьма. Так до конца и не поймешь, каково было соотношение истиной любви к Эдуарду и желания властвовать любой ценой.
А цену ей, как известно из истории, пришлось заплатить немалую – война Роз выкосила всю ее родню. Поистине, она своими поступками и словами возбуждает такую ненависть, что испытываешь извращенное удовлетворение при очередном ударе по ее семейству.
В борьбу с ней вступает алая королева Маргарита Бофорт. Эта религиозная фанатичка всякий раз толкует веру или господни знаки в пользу своего сына Генри Тюдора. Возвести его на престол и умереть – смысл жизни этой женщины, идущей к цели по головам.
Задача нелегкая. Даже когда война выкосила половину претендентов, ее сыну до престола остается как пешком до луны. Муж говорит Маргарите: «Твоему сыну придется пройти за пятью гробами, прежде чем он получит корону. И я не знаю, как это у него получится. А ты?» А она знает.
Три принца Йорка — Джордж Кларенс, Эдуард IV, Ричард Глостер
Третья королева, Анна Невилл, наследница великого рода и сильного отца поначалу не производит впечатление конкурента в борьбе за корону – сопливая девчонка, младшая сестра настоящей претендентки, вечно в тени или на подхвате. Но фамильный гонор и отцовский характер рано или поздно дадут о себе знать.
Кстати, о ее отце. Граф Уорик – я бы назвал его самым ярким мужским персонажем сериала. Да и в истории он сыграл так, что мало не покажется. Не по его ли действиям так затянулась война Роз? Кстати, играет его тот же самый гражданин, что сыграл Томаса Кромвеля в сериале «Тюдоры» — тоже хорошая штука.
А, да, еще один момент. Как раз «Тюдоры» напомнили. Нынче модно напичкивать исторические (и не очень) сериалы массой постельных сцен. Как будто озабоченные этим вопросом лишены доступа к интернету с его соблазнами. Уже в «Тюдорах» зрители получили возможность рассмотреть Натали Дормер со всех ракурсов.
В «Белой королеве» творится что-то странное. С одной стороны, постельные сцены есть. Но они такие скромные, что диву даешься: зачем они здесь? Для сладострастного вожделения их слишком мало. Для показа сериала детям – слишком много. Так и замерли на полпути.
Не будут довольны сериалом и жаждущие увидеть в нем массовые батальные сцены. Их тут почти нет. В финальной серии показывают сражение при Босворте, но… Но право же, лучше бы и не показывали – убого, схематично, недостоверно да и неисторично. Что поделаешь – кино писалось девочками да и с деньгами, видать, было неважно.
Зато придворные сцены шикарны. Красиво, костюмировано, декорировано, сцены антуражные, замки, дворцы – всего этого для съемок в Европе хватает. И средневековье тут чистенькое, приглаженное, без грязищи и помоев.
Правда, можно и придраться. Нет, не буду рассматривать дело с точки зрения историка или специалиста, коим не являюсь. Но не могу не заметить, что королевы и герцогини на протяжении лет и даже десятилетий носят одно и то же платье. Как крестьянки какие-то. Да и платье не всегда блистательное.
Но это, право слово, мелочи. Главное, сериал явно удался. Многие комментаторы, привыкшие к тягомотной жвачке по сезонам, даже требуют продолжения. И можно бы им ответить, дескать, история кончилась. Но нет! Имеется и своего рода продолжение – в 2017 году вышел сериал «Белая принцесса» по следующему роману Филиппы Грегори. Так что есть и продолжение.