белазы что это такое
БЕЛАЗ: преодолеть непреодолимое, совместить несовместимое, объять необъятное
Отчётливее всего человек осознаёт свою ничтожность, когда стоит рядом с чем‑то огромным — небоскрёбом, горой или макетом динозавра. Гигантский объект внушает страх, а если он ещё и движется, то вызывает бесконтрольную панику. Большинство обывателей считают большим автомобилем, например, Cadillac Escalade, но на самом деле большой автомобиль — это тот, при взгляде на который нужно задирать голову. Тот, чья тень укроет футбольный стадион. Тот, в чьём бензобаке спрячутся десятки «Эскалэйдов». Мы имеем в виду карьерный самосвал, а если точнее, то БЕЛАЗ, ведь его имя стало нарицательным, и любой другой гигант так или иначе идентифицируется как БЕЛАЗ, хотя подобной техникой занимается около 20 компаний по всему миру. В этом году белорусскому заводу исполнилось 70 лет, и мы нагло напросились к ним в гости, чтобы воочию оценить плоды многолетних трудов.
Короли угольных шахт никогда не спят. Эти колоссы работают по 24 часа в сутки, обладают мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, сто́ят как двадцать Lamborghini Aventador и потребляют свыше 200 литров топлива в час. Тот, кто хочет сказать своё слово в глобальной добыче полезных ископаемых, должен иметь машины, которые выходят за рамки привычного. В прямом смысле этого слова. Будь то гравийные и угольные карьеры, медные и золотые рудники или бесконечные нефтеносные пески Канады — везде господствуют эти исполины.
Мало кто видел карьерный самосвал вживую, ведь они не ездят по дорогам общего пользования из‑за своих габаритов и нежелательного воздействия на асфальт. Но абсолютно любой гражданин нашей страны, если его спросить, в точности опишет, как выглядит БЕЛАЗ, и объяснит, почему он настолько крутой.
Если некий персонаж или предмет становится героем анекдотов, это говорит о его глубокой интеграции в культуру. БЕЛАЗ давно стал героем анекдотов, причем анекдотов смешных, где юмор граничит с абсурдом и выделяется гипертрофированным сарказмом.
«Водители БЕЛАЗов смотрят на дорожные знаки только из любопытства».
«Очевидцы утверждают, что на краш‑тесте нового БЕЛАЗа бетонная стена пыталась отползти в сторону».
«Продаю БЕЛАЗ после ДТП. Правое переднее колесо слегка испачкано».
Завод БЕЛАЗ расположен в городе Жодино в 40 километрах от Минска. Население города на 2018 год составляет около 65 000 человек, и каждый шестой житель работает на БЕЛАЗе. Завод в Жодино был основан в 1947 году как предприятие торфяного машиностроения. Через 10 лет завод был перепрофилирован под выпуск 25‑тонного самосвала МАЗ‑525.
Создание в рамках предприятия собственного конструкторского бюро привело к тому, что в 1961 году появляется первая самостоятельно разработанная модель — 27‑тонный БЕЛАЗ 540. Этот автомобиль и 40‑тонные БЕЛАЗы 548 участвовали в строительстве важнейших народнохозяйственных объектов, которые позже историки назовут стройками века.
В последующие годы БЕЛАЗ методично наращивал грузоподъёмность своих самосвалов, и сегодня актуальная линейка от самого маленького к самому большому выглядит так: 30 тонн, 45 тонн, 60 тонн, 90 тонн, 130 тонн, 160 тонн, 180 тонн, 220 тонн, 240 тонн, 290 тонн, 360 тонн и, наконец, не имеющий аналогов в мире 450‑тонник. Кроме того, завод выпускает погрузчики, бульдозеры, машины для подземных работ, аэродромные тягачи и другую технику.
С улицы предприятие не производит впечатление объекта, за воротами которого собираются такие мамонты. И тем не менее эти мамонты безнаказанно ездят в самом эпицентре территории вдали от посторонних глаз. У бывалых сотрудников ни один мускул на лице не дёргается, когда мимо проезжает трёхэтажная глыба. У неподготовленного же зрителя от такой картины моментально седеют волосы на коленках.
112 гектаров территории наполнены новыми технологиями и оборудованием, осуществляющим весь производственный и технологический цикл. Это единственное в мире предприятие, осуществляющее конвейерную сборку карьерных самосвалов. БЕЛАЗ главным образом ориентирован на экспорт. Ежегодно их техника отправляется в более чем 30 стран мира. Главные клиенты — это конечно же Россия (покупающая более 60% продукции) и страны СНГ, однако белорусские самосвалы можно встретить в Африке, Азии и Южной Америке.
Каждый собранный самосвал проходит обкатку на местном полигоне, где имитируются условия (уклоны до 18 градусов), в которых машина будет работать. Затем он снова разбирается и по частям перевозится непосредственно к месту назначения, где и происходит финальная сборка. Транспортировка осуществляется по железной дороге, и лишь однажды отчаянные поляки пригнали в Жодино тралы и погрузили на них БЕЛАЗы целиком, правда речь шла о достаточно маленьких самосвалах.
Что касается конкуренции, то тройка лидеров в данном сегменте уже давно обозначена. Помимо БЕЛАЗа это американский Caterpillar и японский Komatsu. По глобальным продажам БЕЛАЗ уверенно держится на второй строчке, хотя на фоне остальных обладает рядом преимуществ, главные из которых — это безусловно цена и стоимость послепродажной эксплуатации. Любопытно, что у основных конкурентов БЕЛАЗа в гарантийный период зафиксирована одна стоимость запчастей, а по окончании гарантии их цена стремительно взлетает вверх. Если же такая ситуация происходит с БЕЛАЗом, то это связано с колебаниями на рынке, а не с тем, что белорусская компания хочет больше заработать. То, что БЕЛАЗ не лидер, объясняется скорее логистикой и удалённостью многих важных рынков. Например, налаживать торговые связи в Австралии гораздо удобнее из Японии, а подписывать контракты в Чили — из США. К тому же конкуренты используют очень агрессивный маркетинг. Кстати, во времена кризиса 2007–2010 годов, когда упали цены на нефть, а вместе с ними и цены на уголь и металлическую руду, продажи у всех игроков очень сильно просели. Но БЕЛАЗу за этот период удалось даже вытеснить из некоторых регионов своего конкурента Caterpillar.
Сложно ли управлять БЕЛАЗом? Зависит от того, с какой стороны посмотреть. Основная сложность — это габариты машины. Чувствовать их, кажется, можно только интуитивно, ведь водитель сидит на уровне второго этажа, а что там происходит на первом, его мало волнует. Сам же процесс управления не сложнее наших ежедневных манипуляций с легковушками, а то и проще. Кабина здесь стандартная для большинства моделей. Внутри два сиденья: водительское — более статусное и обтянуто кожей, а второе попроще и на некоторых моделях напоминает скорее табуретку. А вообще производитель может оформить салон в соответствии с желаниями клиента. Если тот потребует королевский трон, то так оно и будет.
У БЕЛАЗа обычный руль, обычный селектор трансмиссии, цифровой дисплей на месте приборной панели и три педали: педаль газа и две педали тормоза (электродинамического и гидравлического). Останавливать машину строго рекомендуется только электродинамическим тормозом — иными словами, электричеством. Гидравлическим тормозом можно пользоваться либо на очень низких скоростях (до 5 км/ч), либо в экстренной ситуации. Если же его задействовать на полном ходу и часто, то очень быстро выйдут из строя тормозные диски, что окажется весьма печальным. Конкуренты БЕЛАЗа даже красят эту педаль в алармистский красный цвет, чтобы раз и навсегда отбить желание ей пользоваться.
Самосвал заводится обычным ключом, оглашая окрестности характерным воем. Дальше на рычаге управления трансмиссией нужно нажать кнопку подключения привода, и вперёд! БЕЛАЗ играючи легко перемещается в пространстве, как и заурядный «компакт», при этом он может разогнаться до 64 км/ч. По уровню комфорта автомобили также примерно равнозначны, а руль можно крутить одним пальцем. Одним словом, БЕЛАЗ требует определённого привыкания. Чтобы иметь право им управлять, каждый водитель обязан получить «степень магистра». Кстати, этот самосвал вызывает маниакальное желание давить всех и вся, поэтому мы надеемся, что все будущие пилоты БЕЛАЗов проходят обязательную консультацию с психологом.
В свете развития беспилотных технологий было бы странно думать, что в сегменте карьерных самосвалов нет места прогрессу. Как раз наоборот. Об автономных грузовиках начали задумываться задолго до того, как эти системы пришли в нашу рутинную жизнь. Некоторые БЕЛАЗы, катающиеся по испытательному полигону, оснащены специальным оборудованием (антеннами, радарами, лидарами), которое позволяет убрать из уравнения человека. Сначала самосвал проезжает по маршруту с водителем, запоминает все нюансы и дальше может действовать самостоятельно. Во время показательных заездов к 70‑летию марки операторы демонстративно покинули кабины, и техника продолжила работать в лучших традициях фильма «Терминатор: восстание машин».
Интересно, что автономные самосвалы уже доказали свою состоятельность, а вот карьеров, которые способны поддерживать такой высокий технологический уровень, практически нет. До недавних пор такими карьерами могла похвастаться только Австралия, но сейчас испытания активно проводятся и в других странах, в том числе и в России.
Самая животрепещущая тема, связанная с XXL‑грузовиками, — это их колёса. Самая большая шина на сегодняшний день имеет маркировку 56/80 R63, где R — это действительно радиус, а не диаметр. Таким образом, высота такого колеса составляет более трёх метров. Сто́ит оно около 100 000 долларов. Наверное, сейчас вам нужен небольшой перерыв, чтобы осознать эту сумму…
На БЕЛАЗе может стоять продукция абсолютно любого шинника: и Michelin, и Bridgestone, и «Белшины». Часто самосвал продают вообще без колёс, и тогда клиенту он обойдётся более чем на полмиллиона долларов дешевле.
Шины взрываются довольно часто из‑за перегрузов. Конечно, любой самосвал может тащить на себе больше, чем заявлено. Перед горняками всегда стоит задача привезти по максимуму, поэтому эти машины нагружаются от души. Однако нужно помнить, что ресурс автомобиля при этом будет очень сильно снижаться. Его можно измотать буквально за 3‑4 года, в то время как в нормальных условиях БЕЛАЗ будет исправно работать до 10 лет и пройдёт более миллиона километров. С жульничеством пытаются бороться, вплоть до установки устройств контроля загрузки: с грузом выше нормы машина просто никуда не поедет.
Помимо автономности в автоиндустрии популярен так называемый даунсайзинг. Почему же всеобщая тенденция уменьшения размеров не затрагивает карьерные самосвалы? Дело в том, что развитие богатых месторождений всё ещё является прибыльным делом. Добыча нефти и драгоценных металлов имеет смысл только при наличии максимальной эффективности, а максимальная эффективность в этом бизнесе тесно связана с максимальными размерами. Поэтому БЕЛАЗ пошёл на беспрецедентный шаг и создал машину, которая укладывается в голове только после бутылки крепкого алкоголя.
Модель 75710 появилась в 2013 году. Это самая мужская машина на Земле, что бы вам ни говорили про Toyota Land Cruiser. Этот «толстяк» достигает 20,6 м в длину, 9,8 м в ширину и 8,1 м в высоту. Его кузов настолько огромен, что туда можно слить половину мировых запасов пресной воды. Когда грузовик пуст, он весит 360 тонн, и на него ещё можно официально догрузить 450 тонн, хотя на самом деле в целях эксперимента БЕЛАЗ 75710 увёз блоки общей массой 503,5 тонны.
Как же можно передвигать такую махину? Только с помощью сверхсложных систем. В каждое колесо установлен массивный электромотор мощностью 1632 л. с. Cуммарный показатель равен 6528 л. с. Батареи для них были бы гигантских размеров и заряжались бы примерно за век, поэтому всё электричество обеспечивается двумя дизелями V16 (по сути генераторами), каждый из которых выдаёт 2332 л. с. и 9313 Н⋅м крутящего момента. Моторы здесь либо немецкой марки MTU, либо американской Cummins. На моделях попроще используются российские ЯМЗ. Есть пилотный проект со Scania и Liebherr, а на совсем карликовые самосвалы возможна установка двигателя Mercedes.
История бренда БЕЛАЗ 22:00, 31 мая 2019 Версия для печати
В прошлом 2018 году известнейший мировой бренд тяжелого автомобилестроения БЕЛАЗ отметил свое 70-тилетие. Это тем более удивительно, что после развала СССР даже в России еле выжило всего два подобных бренда – «ГАЗ» и «ЛАДА».
В январе 2019 года БЕЛАЗ объявлен лучшим брендом республики Беларуси и, надо сказать, не за «красивые» глаза или только в связи с юбилеем. Прошлый год стал «прорывным» для холдинга БЕЛАЗ, который выдал на «гора» тяжелых самосвалов почти в полтора раза больше, чем в 2017 г. и превысил психологическую отметку в миллиард долларов США, причем не только по производству, но и по поставкам продукции (32 страны мира приняли изделия марки БЕЛАЗ). Всего за всю историю БЕЛАЗом выпущено более 130 тыс. экземпляров только карьерных гипергрузовиков.
История бренда в СССР
А начиналось все в послевоенном 1948 г., когда началось строительство в 55 км северо-западнее разоренной войной столицы Белорусской ССР Минска корпусов завода «Торфмаш» в пос. Жодино (с 1963 г. город областного подчинения) по производству торфодобывающей техники. Сколько произведено было такой техники, сказать теперь затруднительно, но с 1951 г. заводу дано новое направление – выпускать машины для дорожных и мелиоративных работ. Соответственно было изменено и название на «Дормаш». И только в 1958 г. БелАЗ получил свое постоянное имя и цель производства. Видимо сокращение ЖАЗ не пришлось к месту и завод стали именовать как Белорусский автозавод (БелАЗ), который станет выпускать самосвалы большой грузоподъемности, для чего на него перевели с Минского автозавода (МАЗ), открывшегося в 1944 г., производство 25-тонника МАЗ-525.
Первый 40-тонный грузовик МАЗ-530 был выпущен в 1960 г. Принципиально новый грузовой автомобиль БелАЗ-540, самостоятельно разработанный в 1961 г. в КБ завода, имел не очень высокую грузоподъемность, но на нем были решены ряд проблем и внедрены такие новшества как пневмогидроподвеска, гидромеханическая передача, расположение движка сбоку около кабины и другие. Завод запатентовал одноместную кабину и самосвальный кузов ковшового типа.
Как «погодки» в 1967-1968 гг. были запущены в производство 40-тонник БелАЗ-548А и вдвое превышающий его по перевозке насыпных грузов БелАЗ-549. Добывающим отраслям требовались суперсамосвалы и, пока изыскивали возможности создания покрышек и шин для таких машин, стали выпускать самосвальные автопоезда и углевозы с донной разгрузкой. Через 10 лет БелАЗ стал выпускать 120-тонник БелАЗ-7519, а в 1983 г. — 170-тонный БелАЗ-75211.
За 3 года было выпущено более 6 тыс. экземпляров БелАЗ-75211, что на тот момент составляло половину имеющихся в мире Ultra Truck.
Необходимо отметить, что из-за своих громадных размеров белазовские самосвалы доставлялись до места назначения (обычно это были карьерные разработки открытого типа) в разобранном состоянии и собирались уже на месте в течение нескольких дней (до одной недели). К примеру, 110 тонный БелАЗ-7520, выпускаемый с 1975 г., занимал 3 ж/д платформы! С 1978 г. БелАЗ стал выпускать и аэродромные тягачи.
За пару месяцев до развала СССР в одном экземпляре был выпущен по тем временам «монстр» — БелАЗ-75501 грузоподъемность которого составляла 280 тонн.
История бренда в независимой Беларуси в конце XX века
Распад СССР серьезно потрепал экономики и производительные мощности всех новообразованных стран СНГ. Не стала исключением Республика Беларусь и БелАЗ. Но известнейшая марка не только выстояла в резко изменившихся экономических условиях (чтобы выжить в начале «лихих» 90-х БелАЗ освоил выпуск бульдозеров, тягачей и другой строительно-дорожной техники), но и показала возможности совершенствования выпускаемой продукции в соответствии с новыми условиями конкуренции конца XX века.
Только в 1993 г. производилась модификация БЕЛАЗа-7215, на 180 тонн, а в 1994 г. уже увидел свет опытный образец нового 55-тонного семейства БЕЛАЗ-7555, который в разных модификациях выпускался до 1997 г. В 1996 г. стали производить БЕЛАЗ-75131 на 130-136 тонн (тоннаж зависел от комплектации) и БЕЛАЗ-1318 (углевоз) на 120 тонн. Все последнее десятилетие XX века производился поставленный на конвейер еще при Советском Союзе самосвал БелАЗ-7512 и его модификации, грузоподъемностью 120 тонн.
В конце девяностых годов прошлого века на ПО БЕЛАЗ была начата стратегическая реконструкция производства, по итогам которой в 2001 г. его генеральному директору П.Л. Мариеву присвоено звание «Герой Беларуси».
История бренда в XXI веке
В настоящее время холдинг БЕЛАЗ (создан в 2012 г.) состоит из управляющей компании и 7 белорусских заводов, ведущую роль в котором, естественно, играет ПО БЕЛАЗ. БЕЛАЗ – один из 7-ми крупнейших производителей карьерной техники в мире и «держит» он примерно 1/3 мировых поставок гипергрузовиков, 2/3 из которых поставляются в Россию, так как в самой Беларуси таким машинам делать практически нечего.
Среди ультрагрузовиков, которые спокойно перевозят 130 тонн, БЕЛАЗ неоспоримый мировой лидер, так как 4/5 работающих во всех уголках нашей планеты таких самосвалов, произведено на его производственных площадях.
При наличии достаточно стабильного спроса на карьерные супергрузовики (90 тонн) доля БЕЛАЗА за предыдущие пять лет выросла в четыре раза, при этом второе место по числу отгружаемых покупателям машин занимают самосвалы на 220 и 240 тонн, а на третьем – 45-тонники.
БЕЛАЗ практически ежегодно почти на треть обновляет производимую продукции, в основном за счет ее модернизации, но время от времени выпускает и совершенно уникальные изделия.
В 2005 г. с конвейера сходит первый БЕЛАЗ-75600 на 320 тонн, который до настоящего времени работает на ОАО «Кузбассразрезуголь».
В 2013 г. БЕЛАЗ создал свой самый большой «тяжеловоз» БЕЛАЗ-7571 на 450 тонн и стоимостью 7,5 млн. долларов США, который сразу же был занесен в анналы самого предприятия, а также книги соответствующих рекордов СНГ и Европы. Трудится он в Кузбассе (разрез «Черниговский») куда поставляется треть продукции БЕЛАЗа. Еще два экземпляра находятся в Жодино (один проходит обкатку, а другой находится в сборочном цехе).
В 2018 г. автогигант презентовал гипергрузовик БЕЛАЗ-75320 на 290 тонн.
В 2017-2018 гг. были выпущены юбилейные трехтысячные экземпляры соответственно БЕЛАЗ-7513 на 130 тонн и 55-тонника БЕЛАЗ-7555. В 2018 г. в секторе карьерных самосвалов с грузоподъемностью 90 тонн и выше произведено рекордное число таких машин – 802 единицы.
Новости бренда
БЕЛАЗ ежегодно проводит день открытых дверей, и в этот день на экскурсию в Жодино может приехать любой желающий, осмотреть все разрешенное к осмотру на территории завода и сделать неограниченное число фотографий на память. А кроме того в рамках проекта «БЕЛАЗ – бренд Беларуси» существует и профессиональный туризм. Так вот в апреле 2019 г. почетным туристом с входным билетом № 80 000 стал главный редактор одной из телерадиокомпании Узбекистана Сапармат Сапаев.
На 70-тилетие БЕЛАЗа российский электротехнический концерн «Русэлпром» презентовал юбиляру 30-тисантиметровый муляж карьерного гиперсамосвала из цветного, коричневато-красного оттенка, хрусталя. Это восхитительное произведение искусства исполнено в городе Гусь-Хрустальный на соответствующем заводе.
БЕЛАЗ анонсировал новые модели беспилотных самосвала БЕЛАЗ-7513R на 130 тонн и погрузчика БЕЛАЗ-78250 на 22 тонны, опытные образцы которых были изготовлены несколько лет назад. В проекте применены все современные технологии, утверждена новая концепция самосвала и погрузчика, так что своим дизайном они сильно отличаются от привычного всем облика БЕЛАЗа. Современнейшие навигационные системы отвечают за каждый сантиметр их движения при любой погоде. Кстати, водитель сокращению не подлежит, он просто превращается в оператора, который находится вне автомобиля, в том числе и за сотни километров, у специально оборудованного пульта. По состоянию на апрель 2019 г. в Сибири уже трудятся 8 таких машин. Такими изделиями заинтересовались также в Латинской Америке и Марокко.
Оптимальный роботизированный горнодобывающий комплекс: карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513R и фронтальный погрузчик БЕЛАЗ-78250
14 мая 2019 года на профессиональной выставке в г. Кельце (Польша) БЕЛАЗ презентовал карьерный самосвал БЕЛАЗ-7547 на 45 тонн с движком, выполненным в полном соответствии с экологическими требованиям Stage 5 – это премьерный суперсамосвал с мотором подобного класса. БЕЛАЗ в соответствии с мировыми тенденциями производит также гипергрузовики на смешанном топливе (дизель и газ, дизель и электричество).
Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7547
В Жодино можно увидеть (пока только в качестве макета) БЕЛАЗ-7550, который сможет поднимать более полутысячи тонн насыпного груза. Пока это только концептуальный подход, грезы, так сказать, ибо шин для таких нагрузок в настоящее время не производят.
БелАЗ – самый большой советский грузовик
29 мая 1975 года на Белорусском автозаводе начато производство крупнейшего в Советском Союзе грузового автомобиля БелАЗ
Пожалуй, каждый наш соотечественник с детства знает, что самый большой самосвал производился в СССР и назывался БелАЗ. Образ могучего желтого карьерного самосвала известен всем по фильмам, книгам, фотографиям и детским игрушкам. Сегодня мы расскажем историю одного из самых интересных автозаводов и его продукции – мощных грузовиках, тягачах и тракторах.
Государственная необходимость
Тяжелые карьерные грузовики – отдельная каста среди всех грузовых машин. Эти монстры должны обладать рядом уникальных характеристик, позволяющих им эффективно работать в сложных условиях карьерных разработок, при этом оправдывать свою высокую стоимость хорошей производительностью. Здесь главным критерием выступает грузоподъёмность машины.
МАЗ-525. Источник: http://www.belaz.by
До 1951 года тяжелых грузовиков в полном смысле этого слова в СССР не производилось. Вернее, ярославские ЯАЗы или кременчугские КРАЗы, считались тяжелыми, но производственные требования были выше. Необходимость в специализированном тяжелом карьерном самосвале была озвучена на государственном уровне. Совершенно нецелесообразно было гонять обычные самосвалы, тратя их ресурс на непрофильные для них работы, такие как карьерные разработки.
Так появляется дедушка современных БелАЗов – МАЗ-525. Разработанный в Ярославле гигант был передан для производства минским коллегам ярославских инженеров. До 1958 года Минский АЗ собирал новые тяжелые грузовики, насыщая ими сырьевую промышленность СССР.
МАЗ-525 троллейвоз. Источник: http://www.belaz.by
А в Минской области, в городе Жодино, с 1947 года работал другой завод, специализирующийся на такой продукции, как кусторезы, прицепные дорожные катки, снегоочистители, снегопогрузчики и поливомоечные машины. Но в 1958 году производство советских грузовых гигантов было решено передать в Жодино. Так началась история всем знакомого желтого тяжеловеса.
Расцвет производства
Так, были созданы утяжеленные версии МАЗа-525, тягачи для скреперов и даже самосвал-троллейвоз, на электродвигателях и с характерными троллейбусными «рогами». Эта мера была призвана экономить горючее, потребляемое прожорливыми гигантами. Производили и мощные аэродромные тягачи для тяжелых армейских транспортников.
В. Кобылинский у созданного им БелАЗа-540. Источник: http://www.belaz.by
А в 1961 году при помощи специалистов института НАМИ, в частности, одного из его конструкторов В. Кобылинского появился первый образец, положивший начало существованию классического образа тяжелого желтого самосвала – 27-тонного БелАЗ-540.
С этого момента производство завода росло ускоренными темпами, как и вся экономика СССР. Добывающей промышленности требовались всё новые и всё более мощные карьерные монстры.
Современная продукция БелАЗа. Источник: http://www.belaz.by
Следом за 540-м был выпущен уже 40-тонный БелАЗ-548А (1967) и одноосный тягач БелАЗ-531. В 1976 году стартовало производство 75-тонного БелАЗа-549. А уже в следующем году завод представил опытный образец 110-тонного гиганта. В 1979 году представили самосвал-рекордсмен – 180-тонный БелАЗ-7521. Параллельно завод разработал и освоил производство 100- и 200-тонных аэродромных тягачей, самосвальные карьерные автопоезда, внедрил электротрансмиссию и даже газотурбинные двигатели.
БелАЗ-7550. Источник: http://www.belaz.by
К 1991 году БелАЗ был крупнейшим в мире производителем тяжелой карьерной техники. На заводе работало свыше 12 тысяч специалистов, а выпуск составлял свыше 6 тысяч машин в год – половину от мирового производства карьерной техники! Кульминацией производства и технологически сложнейшим стал выпущенный в 1990 году 280-тонный БелАЗ-7550. Всего в советское время БелАЗ выпустил свыше 130 тысяч тяжелых автомобилей.
Современные тяжеловесы
Несмотря на то что предприятие лихорадило в 90-е годы, и, как впрочем, и многие другие крупные промышленные предприятия бывшего СССР, с трудом переходило на капиталистические рельсы, БелАЗ достаточно быстро оправился от кризиса.
Самый крупный в мире 450-тонный БелАЗ-75710. Источник: http://www.belaz.by
Сейчас предприятие, выросшее до холдинга, продолжает выпуск тяжелых грузовиков. Также завод расширил номенклатуру производимых типов техники и выходит на производство многих видов карьерной спецтехники – погрузчиков, тягачей, тракторов. Не стоит на месте и производство тяжелых аэродромных машин.
Техника современного БелАЗа работает более чем в 50-ти странах мира. Основной экспорт приходится на государства постсоветского пространства, но Краснознаменный Белорусский завод, отмеченный пятью международными наградами за время своего существования, имеет неплохую репутацию за рубежом и продолжает выходить на новые рынки в разных частях света.
Современная продукция БелАЗа. Источник: http://www.belaz.by
В 2013 году завод представил очередного рекордсмена – БелАЗ-75710. Это до сих пор самый крупный и тяжелый в мире самосвал, его грузоподъемность 450 тонн! А в загруженном состоянии этот желтый монстр весит 810 тонн. При этом он может разогнаться аж до 64 км/ч.
В 2018 году БелАЗ произвел 802 единицы тяжелой техники. Это рекорд с 1991 года. Мы можем только порадоваться успехам белорусских инженеров, а также тому, что большой желтый самосвал, который так любят наши мальчишки в песочницах, никуда не исчез и продолжает радовать детей и приносить пользу взрослым.