белград зимой что посмотреть
Зимняя Сербия
Моё путешествие в Сербию получилось несколько спонтанным. У меня намечался отпуск в конце декабря 2016 — начале января 2017 года. Размышляя, куда же поехать, я в первую очередь думал посетить какой-нибудь горнолыжный курорт за пределами России. Ранее я уже бывал на горнолыжных курортах России, таких как Шерегеш (Кемеровская область), Абзаково и Банное (оба рядом с Магнитогорском), а также на Красной поляне (г. Сочи). А т. к. хотелось изведать что-то новое, в смысле «горнолыжки», и при этом побывать за границей, мой выбор пал на Сербию с её безвизовым режимом (в моём случае было самым важным), относительно дешёвым перелётом (около 18 000 руб. туба-обратно) и, как потом оказалось, с вполне демократичными ценами на проживание, питание и посещение достопримечательностей. Здесь стоит отметить, что информации для самостоятельного путешествия по Сербии крайне мало, а которая есть и та в большинстве случаев устаревшая. Информацию приходилось собирать просто по крупицам. Конечно это не относится к достопримечательностям, бронированию жилья и мест, где можно поесть, т. к. здесь можно воспользоваться общеизвестными сайтами. Но такая информация, как общественный транспорт в том же Белграде, путешествие по Сербии автобусом, телефонная связь, явно в недостаточном количестве. Ну что же, обо всём по порядку.
Первоначально мне повезло увидеть Белград с борта самолёта, при этом район нового Белграда, который расположен ближе всего к аэропорту, с застройкой его кварталов однотипными домами, был виден особенно отчётливо.
Районы старого и нового Белграда условно разделены рекой Сава.
В самом аэропорту на выходе с телескопического трапа нас встречали полицейские, которые у всех проверяли паспорта. То ли они кого-то ждали именно с России, то ли это у них обычная процедура для всех рейсов, прилетающих из-за границы, но в других своих поездках такого я не встречал.
В зале выдачи багажа есть автомат по обмену валюты, а также туристический информационный центр, который был закрыт в связи с празднованием Православного Рождества. К слову сказать, Рождество здесь явно святой праздник, т. к. в Белграде практически ничего не работало в этот день: магазины, кафе и рестораны в большинстве своём были закрыты. Что же касается обмена валюты в автомате, то я не знаю насколько выгоден курс, 50 евро я обменял при выходе в зал прилётов, остальную валюту уже в городе.
О разнице курса валют в аэропорту и городе судите сами по приведённым ниже фотографиям.
На официальном сайте аэропорта можно найти информацию по транспортному сообщению с Белградом: маршруты общественного транспорта (с указанием тарифа, времени и пути следования) и такси (с указанием тарифов поездок не только до Белграда, но и по всей Сербии). Также здесь имеются ссылки на официальные сайты железнодорожной компании (информация на сербском и английском) и двух автобусных компаний (информация только на сербском), осуществляющих междугородние, региональные и международные перевозки. Если не знаете сербского, рекомендую использовать браузеры, поддерживающие функцию перевода.
Из существующих вариантов я выбрал бюджетный вариант поездки до Белграда, при выходе из здания аэропорта сразу же увидел автобус A1, который мне и был нужен.
Так я доехал до площади Славия (является конечным пунктом маршрута A1), попутно замечая вывески знакомых русскому человеку компаний Газпромнефти, Лукойла, Сбербанка и ВТБ.
Маршрут А1 проходит через находящиеся рядом друг с другом железнодорожный и автобусный вокзалы Белграда.
Первоначально в Белграде я остановился в отеле «Excelsior», находящемся недалеко от Народной скупщины Сербии и церкви Святого Марка. По возвращении же в Белград из Копаоника остановился в отеле «Slavija Garni», находящемся на площади Славия, который рекомендую за соотношение цена/качество/местоположение.
Дома района старого Белграда своей архитектурой абсолютно такие же, как и здания времён царской постройки в России.
При этом они соседствуют с постройками коммунистического периода Югославии, отличающиеся своей серой и унылой архитектурой, и современными зданиями.
Для меня Белград показался очень похожим на российский город: здесь и вывески и таблички на кириллице с русскими названиями, троллейбусы и трамваи. При этом конечно есть и свои отличительные особенности.
Для знакомства с основными достопримечательностями Белграда мне хватило полутора дней. За это время я успел побывать на улице Скадарска, где располагаются дорогие рестораны, в которых при этом можно хорошо поужинать за рублей 800 (на одного человека), площади Республики, пешеходной улице Князя Михайлова, в белградской крепости, увидеть соборы святого Марка и святого Саввы, побывать в военном музее и музее Николы Теслы.
На мой взгляд 3 дней вполне достаточно, для знакомства с Белградом и посещения музеев, если вы конечно не увлекаетесь искусством, тогда, наверное, не хватит и недели. При этом, планируя своё посещение в Белград, учтите, что в большинстве, если не во всех, музеев нерабочим днём является понедельник, а также, конечно же, национальные праздники. Отдельно остановлюсь на музее Николы Теслы и военном музее, которые мне довелось посетить.
В музее Николы Теслы проводятся небольшие экскурсии на английском языке, время их проведения конечно нужно уточнять, мне довелось застать их где-то около полудня. Экскурсия начинается с просмотра фильма о Николе Тесле, затем в дело вступает экскурсовод, который рассказывает и показывает некоторые из изобретений Теслы. Гвоздём программы, как я полагаю, является свечение ламп, которые выдаются посетителями, под воздействием электрических полей и электрическая дуга между рукой добровольцев из числа посетителей и электродом, тем самым ощущающих на себе воздействие электричества. Ничего на первый взгляд выдающегося в представленных экспозициях для нашего времени, но, как справедливо отмечает экскурсовод, изобретения являлись прорывными и новаторскими для того времени. Также в музее представлены фотографии членов семьи Николы Теслы, его личные вещи и урна в виде шара с прахом знаменитого изобретателя.
Что касается местной телефонной связи, то здесь ничего сказать не могу, так как местную сим-карту не покупал, знаю только, что её можно купить в обычном газетном киоске, а также конечно в отделениях операторов сотовой связи.
Теперь немного о системе общественного транспорта Белграда. Транспорт представлен дневными и ночными автобусами, маршрутками, обозначенными буквой Е и номером маршрута, а также, как упоминалось ранее, троллейбусами и трамваями. Билеты на маршрутки покупаются только у водителя. Билеты на остальной транспорт можно купить в обычном газетном киоске.
Лично я купил «Бус Плус» на один день, заплатив 40 динар за саму карточку и 250 динар за тариф.
При входе в транспорт полученную карточку нужно прислонять к специальному терминалу для считывания, к слову сказать, не с первого раза получается отметить карточку в терминале. В терминале также указывается информация о названии следующей остановки.
При этом очень редко я наблюдал, что кто-то отмечает билет в терминале, не знаю, может у них месячные проездные которые не требуют этого. Контролёров я вообще ни разу не встретил, хотя в интернете пишут, что можно встретить часто, наверное это происходит в летнее время, а зимой в холода у них желания особого нет. Много остановочных пунктов снабжены информацией об останавливающемся здесь общественном транспорте, а также картой с маршрутами их движения. Кроме того указывается номер остановочного пункта и зона, в которой он располагается.
Если послать запрос *011*номер остановки#, в ответ получите информацию в скольких остановках от вас находится соответствующий общественный транспорт. Вот такая хитрая система. Правда здесь стоит отметить, что указанный сервис, по-видимому, работает только с местными SIM-картами, т. к. мне ничего не приходило. Что касается какого-нибудь приложения с GPS-навигацией, то такого я не нашёл. Единственно, что я нашёл в App Store это приложение EasyEway, в котором есть информация о маршрутах движения общественного транспорта некоторых городов нескольких стран, в том числе и сербского Белграда. Задав начальные и конечные точки, можно получить информацию о соответствующих маршрутах и остановочных пунктах. Плохо то, что для работы требуется интернет-соединение, несмотря на отсутствие GPS-координат нахождения общественного транспорта. Так что есть, что развивать и куда расти.
Такси в Белграде я не пользовался. В App Store смог найти только одно приложение такси, которое даже со второго раза удалось скачать, но так и ни разу не удалось запустить.
Для путешествующих на автомобиле полезно будет знать, что бензин в зависимости от марки стоит в районе 140–150 динар.
Стоит также отметить. что в Белграде помимо обычной полиции, есть и коммунальная полиция, задачей которых, по информации взятой мной из интернета, является борьба с безбилетным проездом, с излишним шумом в домах, с контролем времени работы магазинов.
Что касается междугороднего и международного наземного транспортного сообщения Сербии, то в интернете нашёл один полезный сайт BalkanAviator, на котором представлена информация об имеющихся рейсах, времени отправления и прибытия в пункт назначения. Информация конечно же требует уточнения на автовокзале. Как я упоминал ранее, белградский автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом. При этом в непосредственной близости от белградского автовокзала находится автовокзал перезвозчика Ласта. Автобусы до Копаоника, в том числе перевозчика Ласта, отправляются с белградского автовокзала. Для примерной оценки стоимости автобусных билетов скажу, что билет до Копаоника на 10.01.2017 перевозчика Ласта мне обошёлся в 1720 динар, плюс к этому непосредственно водителю платится 40 динар при наличии багажа.
Теперь о Копаонике. Автобусы приезжают на стоянку, расположенную рядом с горнолыжным центром. Если ваше жильё находится на удалении от горнолыжного центра смело берите такси, т. к. даже расстояние в 2 км по горной дороге с багажом преодолеть будет трудно. Можете заранее не беспокоится о заказе такси, т. к. вас с нетерпнием уже будут ждать местные таксисты на автобусной стоянке. В сторону отеля Putnik, Sumska Kuca дорога преимущественно идёт на спуск. Такси от горнолыжного центра до Sumska Kuca мне обходилось в 300–450 динар, видимо у кого как позволяла совесть. Такси вполне спокойно можно поймать и по дороге. Для того чтобы купить SKI PASS идите в направлении подъёмников, мимо не пройдёте. Что касается пунктов проката, то их здесь много. Цена проката для обычных лыж или сноуборда составляет примерно 1000 динар в день. Подъёмники заканчиваю работу в 16 часов. Здесь дам небольшой совет: если у Вас нет своих лыж или сноуборда не торопитесь покупать SKI PASS на так называемое ночное катание с освещённой трассой. Подъёмник на освещённую трассу работает с 19 до 22 часов, при этом пункты проката обычно работают до 18 часов и я встретил лишь один, который работает до 21 часа.
Резюмируя свои впечатления от пребывания в Сербии, могу сказать, что чего-то выдающегося и впечатляющего я не увидел, но при этом я и не обманулся в своих ожиданиях, как ожидавшая увидеть балканский колорит ведущая одной из наших программ, один из выпусков которой был посвящён Сербии и её столице. Думаю, что для знакомства с балканским колоритом, необходимо погружаться сюда с головой, побывав на Балканах продолжительный период времени, путешествую по территории Сербии и других балканских стран, при этом активно общаясь с местными жителями.
Хочу отметить, что так я увидел Белград и частично Сербию, посещая его зимой во время аномальных для этих мест морозов.
Другой человек увидит Сербию с абсолютно другой стороны. Составлять своё впечатление только на основании данной статьи не следует, здесь как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
5 городов Сербии, в которых стоит побывать
И одна деревня
Сербия — одна из немногих стран в Европе, которые открыты для россиян в 2021 году.
В Белград есть прямые рейсы из России. Путешественникам не нужно оформлять визу, если они едут туда на срок до 30 дней. С документами тоже все просто: прилетающих не отправляют на карантин, а на стойке регистрации они показывают всего одну справку с отрицательным результатом ПЦР-теста.
Путешествие получилось отличным: в Сербии мне было уютно и безумно вкусно. Я часто встречала гостеприимных людей. Расскажу, что посмотрела в каждом городе.
О чем расскажу
Белград
Чем заняться: обойти три разных по атмосфере района сербской столицы, встретить закат у крепости и отдохнуть на курорте Ада-Циганлия.
Что за город: столица и самый большой город в Сербии. За двухсотлетнюю историю его не раз разрушали и восстанавливали, в последний раз — после бомбардировок Югославии авиацией НАТО в 1999 году во время войны в Косове.
Одна из основных достопримечательностей города — Белградская крепость. Обычно туристы идут к ней по пешеходной улице Кнеза Михаила, которая начинается на площади Республики, а заканчивается у парка «Калемегдан». Прогулка занимает 25 минут. Я выбрала нетипичный маршрут на час дольше, чтобы лучше узнать Старый город.
С улицы Кнеза Михаила я свернула от толп туристов на тихую улицу Вука Караджича и прошла к фонтану с петухом на маленькой площади. У нее нет названия, здесь пересекаются четыре улицы, ориентир — кафе Crveni Petao. Атмосфера напомнила мне Париж: дома утопали в зелени, пахло свежей выпечкой, а за столиками уличных кафе отдыхали посетители. Здесь я зашла в итальянскую джелатерию Sapore и взяла фисташковое мороженое — оно было прекрасным, почти как во Флоренции. За один шарик я заплатила 140 RSD (99 Р ).
национальная валюта Сербии — сербский динар
Дальше по пути был Музей прикладного искусства. Он меня не заинтересовал, но я зашла в его сувенирную лавку и купила открытки с изображением Белграда за 120 RSD (85 Р ). Потом я заглянула в дом купца и банкира Димитрия Живадиновича, он расположен напротив фонтана с петухом. Его парадную выполнили в стиле ар-нуво. Не зря здание признали объектом культурного наследия: заходишь в жилой дом, а попадаешь в картинную галерею, где стены и потолок расписали цветочными узорами.
На площади у фонтана с петухом тихо и нет толп, только люди неспешно пьют кофе
Сербы любят проводить время за чашкой кофе в местных тавернах — кафанах. Я зашла в самую старую в городе — Znak Pitanja. В ее дворе приятно укрыться от жары. Там я взяла domaća kafa — домашний кофе — за 130 RSD (92 Р ). Его подали в турке с лукумом и стаканом воды. Вкус напомнил турецкий кофе — рекомендую.
Дальше по улице — дворец княгини Любицы, это музей интерьера домов 19 века. Я осмотрела его только снаружи. Билет для взрослых стоит 200 RSD (142 Р ), для учеников и студентов — 100 RSD (71 Р ), дети до 7 лет проходят бесплатно. Музей закрыт по понедельникам. В пятницу и субботу там проводят театрализованные встречи на английском с актрисой в роли княгини, цена билета — 700 RSD (497 Р ).
После я повернула на Косанчичев Венац — одну из самых старых улиц Белграда — и по мостовой дошла до крепости. Мне очень понравилось гулять по тихим и красивым улицам моего маршрута.
На территории Белградской крепости сохранились памятники времен Османской и Австро-Венгерской империй, но многие белградцы приходят сюда не за историей, а просто погулять.
Крепость открыта круглосуточно, вход бесплатный. Одна из ее главных точек — памятник Победителю, это символ освобождения от власти Османской империи. До него быстрее всего добраться через ворота со стороны бульвара Воеводы Божовича, ориентир — музей Stećak. Со смотровой площадки рядом с памятником открывается вид на слияние реки Савы и Дуная. С одной стороны я видела высотки Нового Белграда, а с другой — бесконечные зеленые речные островки. Город запомнился именно такими контрастами.
Обнаженная скульптура памятника Победителю повернута в сторону бывшей Австро-Венгрии
На территории крепости меня больше всего впечатлила церковь Ружица, или Рождества Пресвятой Богородицы. В Первую мировую войну ее разрушили, солдаты восстанавливали здание. Зал церкви небольшой, внутри не хватает света, но при этом мне захотелось побыть там подольше и поразглядывать детали. Я была в храме одна, поэтому получила еще больше ярких эмоций.
Здание церкви Ружица 16 века успело побывать мечетью, пороховым складом и гарнизонной церковью
За главным сербским стритфудом — плескавицей, похожей на гамбургер, — я отправилась в Loki. Снаружи и внутри это неприметное место, но, судя по количеству белградцев в очереди, ресторан пользуется популярностью. Меню здесь на сербском, но все интуитивно понятно. В моей плескавице за 260 RSD (184 Р ) была рубленая котлета, лук и капуста — очень сочно.
В июне из-за коронавирусных ограничений в Loki нельзя было сидеть внутри, у входа стояло несколько столов
На другом берегу Дуная расположен Новый Белград. Из центра города туда ходят автобусы № 15, 84, 704 и 707. Поездка займет 15 минут, проезд стоит 89 RSD (63 Р ), к оплате принимают карты.
В номере не было ощущения, что я нахожусь на воде. Зато, когда я открыла дверь на террасу и вдохнула воздух Дуная, поняла, какой правильный выбор сделала.
На завтрак предлагали на выбор круассан, кашу или омлет с ветчиной, сыром и овощами. Напитки подавали за отдельную плату
Из Нового Белграда по набережной Земунский кей я прошла пешком до Земуна — это район, который до 1930 года был самостоятельным городом Австро-Венгрии. Дорога заняла 30 минут. Тут я порадовалась, что сербы умеют наслаждаться жизнью. Вечером на набережной много отдыхающих: люди кормят лебедей, пьют коктейли на сплавах или просто сидят на скамейках и любуются видами Дуная.
Где бы я ни была, всегда стремлюсь забраться повыше, чтобы рассмотреть город с высоты. В Земуне я поднялась по винтовой лестнице на башню Гардош, или Миллениум. Оттуда открывается роскошный вид на Дунай и красные черепичные крыши Земуна. Здесь уютно и возникает ощущение, что это провинциальный западноевропейский городок.
Подъем несложный, он занял 5 минут. Вход на смотровую стоит 200 RSD (142 Р ), принимают только наличные. Она работает с 10:00 до 19:00.
После прогулки по району я зашла в Cafeteria Gardos — стильное место, где можно перекусить в саду на верхней террасе с видом на набережную. За капучино и две большие брускетты с прошутто я отдала 620 RSD (440 Р ).
С набережной видно остров Велико-Ратно и пляж Лидо. С причалов туда отправляются катера
В июне в Белграде было +38 °C, и мне захотелось укрыться от жары. Лучшее место для этого — речной полуостров Ада-Циганлия. В конце 1960-х годов его соединили с берегом — так образовалось искусственное Савское озеро. Из центра города до полуострова идет автобус № 56, ехать 20 минут.
Ада-Циганлия — бесплатная зона отдыха, где есть галечный пляж с туалетами и раздевалками, водные развлечения, поля для гольфа и тенниса, детские площадки, рестораны. Здесь я взяла велосипед, час проката стоит 260 RSD (184 Р ). При оплате картой «Мастеркард» дают скидку 10%. В залог оставила права. Полуостров небольшой — я не спеша объехала его за час. Каталась в тени деревьев, а потом искупалась в Савском озере. Вода в нем чистейшая и теплая.
Ада-Циганлия утопает в зелени. Мне кажется, это лучшее место, чтобы спрятаться от солнца
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Суботица
Расстояние от столицы: 180 километров
Чем заняться: увидеть пряничные здания в стиле сецессия и посетить «Макдональдс» в городской ратуше
Как добраться из Белграда: на автобусе с автовокзала. Я не обращала внимания на номера автобусов: на междугородном транспорте указаны конкретные направления, например «Белград — Суботица». Время в пути — 2,5 часа. Проезд стоит 1100 RSD (781 Р ).
По Сербии комфортно путешествовать на автобусах: кресла удобные, есть кондиционер. Сообщение между городами частое, но расписание лучше уточнять в справочной автовокзала: оно не всегда совпадает с информацией на сайте. На автовокзале Белграда принимают только наличные.
Что за город: самый северный город Сербии в автономном крае Воеводина. В архитектуре этого региона больше всего заметно влияние Австро-Венгрии, так как в конце 17 века эта часть территории современной Сербии перешла от Османской империи к династии Габсбургов.
Суботица, или Szabad, в переводе с венгерского означает «свободный». Но если охарактеризовать город одним словом, то ему подойдет «яркий» — из-за нетипичной для Сербии архитектуры. Большинство зданий построили в стиле сецессия — это то же самое, что модерн, только по венгерским мотивам.
От автовокзала до центра Суботицы идти 15 минут. Я начала прогулку с парка Райхля. Здесь расположены два здания в стиле сецессия: старейшее — дом Симеона Леовича 1893 года постройки, а более необычное — дворец архитектора Ференца Райхля, который возвели в 1904 году. У здания много деталей на фасаде. Оно напомнило мне архитектуру Гауди в Барселоне — такие же яркие краски и изогнутые линии.
Через дорогу от парка начинается пешеходная улица Корзо. Среди зданий с кафе и ресторанами я увидела еще двух представителей сецессии. Дом № 3 — бывшая гостиница «Золотой ягненок» с зеленым фасадом, а строение № 4 — здание Торгового банка, украшенное венгерской керамикой Жолнаи. Обе постройки, как и большинство домов в центре Суботицы, отреставрированы и выглядят как новые. Мне было приятно гулять по такому пряничному цветному городу.
Все улицы Суботицы ведут на площадь Республики к ратуше — самому высокому зданию города, которое построили в 1912 году. Здесь находится городское правительство, кабинет мэра и городские службы.
В ратуше есть зал «Велика већница», его украшают витражи с портретами правителей Венгрии. Увидеть их и подняться на смотровую ратуши можно только с экскурсией. Их проводят со вторника по пятницу в 12:00. Билет стоит 300 RSD (213 Р ). К сожалению, я не успела на экскурсию, поэтому рассмотрела лишь яркий фасад с венгерскими национальными мотивами.
Еще в здании ратуши находится стильный «Макдональдс». Я ничего там не ела, зашла только ради интерьера, чтобы посмотреть на витражи, люстры и кованые лестницы.
В необычной Суботице своим внешним видом выделяется даже синагога. Ее построили в 1903 году, это вторая по величине синагога в Европе после будапештской. Массивный купол сделали из керамики, а интерьер выполнили в стиле венгерского модерна: там светлые тона, красочные витражи и цветочные узоры на стенах. Я осталась в восторге от синагоги.
Вход в нее стоит 250 RSD (177 Р ). Синагога открыта для посещения со вторника по пятницу с 10:00 до 18:00, в выходные закрывается в 14:00.
Нови-Сад
Расстояние от столицы: 100 километров
Чем заняться: посмотреть на австро-венгерскую архитектуру и крепость 17 века
Как добраться из Белграда: на автобусе. Расписание лучше уточнить в справочной автовокзала. Билет до Нови-Сада стоит 870 RSD (617 Р ), обратно — 620 RSD (440 Р ). На автовокзале Нови-Сада к оплате принимают карты. Время в пути — 1,5 часа.
Что за город: культурная столица Сербии и главный город автономного края Воеводина. Его основали в середине 17 века как поселение для православных сербов. С середины 19 века до 1918 года Нови-Сад был центром сербской культуры в Австро-Венгрии. В архитектуре ярко выражено наследие Габсбургов — меня не покидало ощущение, что я нахожусь в западноевропейском городе.
От автовокзала до центра идти 25 минут, дорога пролегает через бульвар Освобождения. Здесь расположены обычные жилые кварталы Нови-Сада: стоят серые высокие панельки, на первых этажах которых разместились магазины, булочные и ремонт обуви.
Насмотревшись на эту неприметную картину, я свернула на Еврейскую улицу, где расположена синагога в стиле модерн. Она напоминает красивый замок викторианской эпохи. Мне удалось оказаться в ней в момент подготовки к концерту: во время репетиций вход в синагогу бесплатный.
- антхилл в мобайл легенд что
- Разбираемся с понятием развал схождения в автомобильном мире