береговые платформы метро что это
Береговая или островная: почему в московском метро нет единого типа расположения платформ
Геннадий Окороков
Станции метрополитена отличаются друг от друга не только архитектурой, но и типом расположения платформы.
Когда столичное метро только проектировалось, вопрос, какие же станции строить, решили не сразу.
В качестве примера рассматривали зарубежные метрополитены: предстояло выбрать между островными платформами, распространенными в Лондоне и Берлине, и береговыми платформами, как в Париже.
— Опыт проектирования метро за границей не давал однозначного ответа. В итоге остановились на островных, которые могли стать бомбоубежищем, — рассказал москвовед, историк инженерии Сергей Морозов.
Когда руководство страны ставило перед архитекторами задачу строительства метро, станции должны были выглядеть как подземные дворцы. Береговой тип не вполне позволял осуществить задумку. Поэтому решили строить островные.
Главное преимущество такого решения — легкость ориентировки для пассажиров. Есть и недостатки — столкновение пассажирских потоков, следующих в разных направлениях. Береговые платформы в метро применяются как исключение при строительстве станций неглубокого заложения. Сегодня для успешной реализации программы развития Московского метрополитена, требующей увеличения объемов строительства в условиях сжатых сроков, применяется способ прокладки двухпутных тоннелей большого диаметра вместо двух однопутных тоннелей.
Эта технология предполагает тип станций с двумя береговыми платформами, она будет применена для многих новых станций столицы, в частности для Третьего пересадочного контура.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Станция «Партизанская» — самая удаленная от одноименной московской улицы среди других одноименных станций. Партизанская улица находится на расстоянии 22 километра от нее, недалеко от станции «Молодежная».
КСТАТИ
Третий путь на «Партизанской» планировали использовать для разгрузки станции от пассажиров во время проведения соревнований на стадионе имени Сталина.
Почему в московском метро платформы по середине, а не по краям от путей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Перед тем, как строить свое собственное метро, советские инженеры подробнейшим образом изучили международный опыт в данной области. На момент 1930-х метрополитен уже был в Лондоне, Париже, Берлине и некоторых других крупных городах Европы. Больше всего советских инженеров заинтересовали наработки немецкой компании «Siemens-Bauunion», которая имела исчерпывающе богатый опыт строительства подобных архитектурных комплексов. Понравился проект в том числе типом используемой платформы.
Тип пассажирской платформы был одним из самых важных вопросов при проектировании. Всего их существует два. Платформы в метрополитене могут быть «островными», а могут быть «береговыми». «Береговой» тип – это когда на станции есть две небольшие платформы по разные стороны от путей. «Островной» тип – когда между двумя путями для составов заключена одна широкая платформа. Например, в Лондоне и Париже преимущественно использовались именно береговые платформы. Советским конструкторам куда больше пришлась по душе островная концепция и на то было несколько важных причин.
Во-первых, на островной платформе пассажиру намного легче ориентироваться в пространстве. Кроме того, если человек ошибется и поедет не в ту сторону, или проскочит станцию, то ему нужно в следующий раз намного меньше ходить, чтобы отправиться обратно. Во-вторых, такие станции заметно проще и дешевле строить, в том числе потому, что нужно рыть с каждой стороны всего один тоннель для спуска-подъема пассажиров. В-третьих, из-за больших габаритов островные платформы красивее выглядят и имеют куда больший потенциал для декоративного оформления. У «береговых» же платформ есть свои сильные стороны, а в ряде случаев их банально приходится использовать, однако «островной» тип все-таки считается более предпочтительным среди строителей метро.
Помимо перечисленных общих причин, советские инженеры склонились в пользу «островного» типа платформы еще из-за двух важных факторов. Первый носил исключительно декоративный характер. В 1930-е годы СССР был на огромном экономическом подъеме. Когда во всем мире бушевала Великая депрессия, Страна Советов давала не менее 16% роста ВВП. Поэтому советские архитекторы хотели сделать станции московского метро максимально красивыми и пафосными в самом хорошем смысле слова. Каждая станция должна была демонстрировать собой превосходство социалистической идеи и экономики уже одним лишь своим видом. А для этих целей куда лучше подходили именно островные платформы.
Другой важный фактор носил характер исключительно утилитарный. После окончания Гражданской войны и интервенции иностранных государств СССР постоянно готовился к агрессии со стороны капиталистического мира. О том, что в Европе в ближайшие десятилетия случится новая большая война, никто не сомневался. Поэтому московское метро строилось в том числе и как бомбоубежище. Большие островные платформы в этом отношении также находились в выигрыше, так как предоставляли банально больше свободного места для людей, запасов и материальных ценностей.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, что представляет собой новомосковская гипсовая шахта : как в Тульской области появился целый подземный город.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 новых станций БКЛ открыли в Москве: где они находятся и как выглядят
Руслан Давлетшин
Мэр Москвы Сергей Собянин совместно с президентом РФ Владимиром Путиным в режиме видео-конференц-связи во вторник, 7 декабря, открыли 10 новых станций Большой кольцевой линии метро. Участок от «Мневников» до «Каховской» соединил западные районы столицы с южными. Рассказываем, где появились новые станции и как они выглядят.
«Терехово»
Это первая станция на новом участке. Расположена она в середине Мневниковской поймы, на искусственном острове, рядом с одноименной деревней, снесенной в 2020 году. Также на этом острове находится станция «Мневники», открытая в начале 2021 года.
«Терехово» будет представлять собой конструкцию на глубине 22,5 метра с двумя береговыми платформами, между которыми поезда движутся в обоих направлениях. Кроме строительства самой станции, вокруг благоустроят территорию. В этом районе пока нет плотной жилой застройки и большого количества крупных объектов.
11 сентября по участку от «Терехова» до «Давыдкова» проехали первые поезда, а 30 октября станцию подключили к электросети.
Фото: Антон Гердо / Пресс-служба мэра и правительства Москвы
«Кунцевская»
Следующая станция БКЛ расположена в районе Кунцево, в Западном административном округе столицы. В отличие от одноименных станций Арбатско-Покровской и Филевской линий метро, она находится под землей на глубине 31 метра. С ее помощью можно быстрее добраться в центр или в Строгино, Красногорск, Можайск. Это будет крупный транспортно-пересадочный узел с пересадкой в рамках трех станций метро и станции Кунцево МЦД-1.
Архитектурно «Кунцевская» практически не отличается от «Терехова». Здесь присутствуют также две береговые платформы, колонны и три пролета.
Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы
«Давыдково»
А вот эта станция с точки зрения оформления уже не типовая, в отличие от двух предыдущих. Ее интерьеры выполнены в синем, оранжевом, бежевом и сером цветах и посвящены работникам МЧС. Помимо всего прочего, «Давыдково» стало первой станцией, построенной в Можайском районе Москвы.
Расположена она вдоль Аминьевского шоссе, рядом с улицей Инициативной. Как и «Терехово», и «Кунцево», внутри она также с двумя береговыми платформами и является объектом мелкого заложения: 33 метра.
Фото: Михаил Колобаев / Пресс-служба мэра и правительства Москвы
«Аминьевская»
Следующие несколько станций — уже с одной островной платформой, как и большинство из них в столичной подземке. «Аминьевская» позволит полноценно пользоваться метро жителям района Очаково-Матвевское. Она расположена вдоль Аминьевского шоссе на пересечении с Очаковским шоссе, рядом с проспектом Генерала Дорохова, на глубине 14 метров. Выйти из метро можно на обе стороны транспортной магистрали.
В ближайшее время здесь также появится одноименная станция Киевско-Горьковского диаметра МЦД, который пройдет через центр Москвы и соединит микрорайон Железнодорожный в Балашихе с Апрелевкой.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин
«Мичуринский проспект»
«Мичуринский проспект» стал четвертой станцией БКЛ, расположенной в Западном административном округе Москвы. Теперь жители района Очаково-Матвеевское могут быстрее попасть в центр и в район небоскребов «Москвы-Сити». С новой станции можно пересесть на Калининско-Солнцевскую линию метро. При этом и для второй кольцевой линии, и для желтой ветки наземный вестибюль общий.
Как сообщается на сайте Градостроительного комплекса Москвы, основным выразительным элементом станции стали потолочные конструкции с двумя чередующимися панелями со встроенными в нижнее ребро светильниками. В половине панелей, которые выполнены из светопрозрачного материала с тонким листом нержавеющей стали, вырезаны лазером китайские орнаменты. Белое стекло будет подсвечиваться спрятанными внутри светодиодами.
Сама станция является подземной и находится на глубине 19 метров, тогда как станция желтой ветки частично находится на поверхности.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин
«Проспект Вернадского»
Станция с таким названием уже есть в Московском метрополитене. Каких-либо архитектурных особенностей по сравнению с предшественниками у нее нет: трехпролетная, мелкого заложения, с одной платформой. Она расположена на улице Удальцова на пересечении с проспектом Вернадского на глубине 16 метров.
В плане интерьера она задумана в стиле хай-тек. Под землей пассажиры могут увидеть индивидуальный образ, основанный на сочетании геометрических форм теплого монохрома отделки потолка, пола, колонн и графически яркой темы путевой стены. В зоне пересадки этот образ переходит в такую же тему из цветного стеклянного ограждения пересадочных ходков.
Предполагается, что благодаря открытию станции улучшится транспортная доступность города для студентов и сотрудников МГУ. С «Проспекта Вернадского» на БКЛ можно пересесть на одноименную станцию Сокольнической, красной линии.
Фото: stroi.mos.ru / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
«Новаторская»
Такая же типовая станция, как и три предыдущие. Она расположена на глубине 11 метров. Отличие — в деталях интерьеров. Основной ее фишкой стал «пламенеющий» подвесной потолок. Такой эффект дает триплекс из разноформатных панелей с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков.
Построили «Новаторскую» на границе Западного и Юго-Западного административных округов Москвы, рядом с улицей Новаторов и Ленинским проспектом. В шаговой доступности от нее находятся Воронцовские пруды. В перспективе здесь планируется организовать пересадку на станцию «Улица Новаторов» Троицкой линии, строительство которой началось в 2019 году.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
«Воронцовская»
Она расположена чуть южнее Воронцовского парка и одноименной усадьбы, в Обручевском районе Юго-Западного административного округа Москвы, на глубине 23 метров. Ее потолок над одной островной платформой украшен в виде Млечного Пути. В общей сложности он состоит из 11 600 тарелок. Причем впервые в истории столичного метро в отделке был использован кварцевый агломерат — искусственный камень, износоустойчивый из-за отсутствия пустот.
Что касается практического применения, то с «Воронцовской» будет организована пересадка на станцию «Калужская» Калужско-Рижской линии, что в перспективе ее разгрузит.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
«Зюзино»
Из совсем новых «Зюзино» стало последней станцией, впервые открытой в 2021 году. Станция «Каховская», замыкающая новый участок, как известно, работала в составе подземки с 1969 по 2019 год.
Будущее мчится по диаметрам: один из самых масштабных транспортных проектов отметил свое двухлетие
Она расположена на глубине 17,5 метра, и пересесть с нее на другие линии не получится. Тем не менее с практической точки зрения она улучшит транспортную доступность для жителей районов Зюзино и Черемушки, расположившись на улице Каховке и Севастопольском проспекте. Административно она принадлежит двум районам: Зюзино и Черемушки.
В плане отделки ее отличие от предшественников кроется в необычном потолке. Его украсили алюминиевые пластины разных размеров со встроенными светильниками. Благодаря этому он похож на пчелиные соты и объемные кубы. В остальном эта станция типовая, с островной платформой.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
«Каховская»
Самая старая станция из всех на БКЛ открылась после двух лет реконструкции. Когда-то ее запускали в составе Замоскворецкой линии, но затем вместе с «Каширской» и «Варшавской» выделили в отдельную ветку протяженностью 3,3 километра. Теперь их вместе включили в состав Большой кольцевой линии. Но не все сразу. Восточный участок с «Каширской» и «Варшавской» откроют позже.
«Каховская» в целом сохранила свой исторический облик. На ней только обновили облицовку и сделали станцию удобнее для маломобильных пассажиров. Также построят соединительную линию в депо «Замоскворецкое», которое будет обслуживать БКЛ.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
Полностью Большая кольцевая линия метро будет готова в 2022 году. Всего она будет включать в себя 31 станцию и станет самым протяженным маршрутом подземки в мире. Его длина составит 70 километров. 18 станций уже открыты, 9 — еще предстоит открыть, а 4 («Нижегородская», «Лефортово», «Авиамоторная» и «Электозаводская») — работают в составе Некрасовской линии и позже будут включены в состав БКЛ. Таким образом, у жителей столицы появилась возможность быстрее передвигаться по городу, минуя загруженные автомобильные магистрали и не заезжая в центр. Полный круг БКЛ можно будет проехать за 90 минут.
Большое кольцо радикально изменило московское метро
Полукруг почета: по БКЛ от «Савеловской» до «Каховской»
В декабре открылись сразу десять новых станций Большой кольцевой линии столичного метро. Станции и переходы новой линии рассчитаны на гораздо больший пассажиропоток, отвечают требованиям доступной среды. Запуск новой очереди качественно изменил транспортную ситуацию для большинства москвичей, а достройка линии — это крупнейший в Москве транспортный объект длиной в 70 км и с 31 станцией — совершит в столичном транспорте революцию. Мы проехали по всей линии и увидели, кому она удобна.
«Новаторская». Фото: АГН «Москва»
Открытию нынешнего участка БКЛ предшествовала серия испытаний, так называемый технический пуск — он состоялся с 11 по 18 сентября. Готовность линии оценивается в 70%, рассказал на открытии мэр Москвы Сергей Собянин. «Остается еще треть станций БКЛ, которые мы должны достроить и запустить до конца следующего года. Может быть, перейдем на первый квартал 2023 года», — отметил градоначальник.
Помимо участка от «Савеловской» до «Каховской» уже работает в составе Некрасовской линии отрезок будущей БКЛ от «Нижегородской» до «Электрозаводской». Осталось достроить два участка, менее протяженные, хотя и не менее сложные, чем уже запущенный: на севере — от «Савеловской» через «Марьину Рощу», «Рижскую» и «Сокольники» до «Электрозаводской», и на юге — от «Нижегородской» через «Текстильщики», «Печатники» к «Каширской». И — с реконструкцией бывшей Каховской линии — круг замкнется.
Учитывая, что одним из принципов развития Москвы сейчас становится децентрализация мест приложения труда — иными словами, на работу все чаще приходится ездить не в центр города, — Большое кольцо будет с годами все более востребованным для ежедневных маршрутов. Уже сейчас, как можно понять из отзывов пассажиров, БКЛ наряду с МЦК становится предпочтительным — из-за удобства и скорости — способом перемещаться по Москве.
Срезаем углы
«Савеловская» Большого кольца почти неотличима от «Савеловской» Серпуховско-Тимирязевской линии — если бы не «нюдовые», с обнаженными тюбинговыми конструкциями, стены тоннелей. Хорошо, что так и оставили, зашив стеклом: оригинально. Пассажиры «серой» «Савеловской» давно освоили новую пересадку — она крайне удобна, чтобы добраться до севера зеленой и фиолетовой веток, а также в «Москва-Сити».
Сейчас, когда открыли новые станции, мэр Сергей Собянин объявил: на новой линии будут только новые поезда. Дело не только в моде, признаемся: речь опять же о повышенной провозной способности. В новейших составах шире двери (это нужно, чтобы без давки и быстро можно было входить и выходить на станциях) и много зарядных USB-разъемов.
А это не только развлечение, но и навигация: московский транспорт настолько резко эволюционирует, расширяется в последние годы, что без одноименного приложения оптимальный маршрут не рассчитает и самый что ни на есть коренной москвич. В общем, не роскошь нынче гаджет, а средство передвижения.
— Ездил из Отрадного на «Тушинскую» всегда через «Чеховскую» с переходом на «Пушкинскую», там вечно переполненный переход, — рассказывает программист Дмитрий. — Сейчас у меня появилось сразу два классных варианта: либо через БКЛ до «Полежаевской», пока что пользуюсь именно им, либо от «Дмитровской» по МЦД-2 — это шикарный вариант для лета.
Поезд едет по первому из открытых участков БКЛ — от «Петровского парка» до «Делового центра» поезда пошли в 2018 году, «Савеловскую» добавили уже под Новый, 2019-й. Цвет линии — серо-стальной. Серьезный. Рабочий, но не без офисного блеска.
Станция «ЦСКА» — и больше половины вагона, кажется, устремилось на выход. Наверху Ходынское поле, где известный парк и крупный торговый центр, а еще жилые кварталы и офисы. Декабрь — пора катков и подарков, ничего удивительного, что многим нужно именно сюда.
— Можно сказать, что благодаря БКЛ я смог продать машину, — смеется пенсионер Валерий Сопин, выходящий на «ЦСКА». — Все дело в том, что в последние годы мне автомобиль был нужен только для поездок в хозяйственные магазины — чтобы весной выбраться на дачу, все равно с незапамятных времен нанимаем грузовичок. А все хозмаги большие — за МКАДом либо в труднодоступных местах. А теперь протянули метро, и я как белый человек могу ездить за, условно говоря, выключателями на своих двоих.
Фото: Иван Скрипалев
Вилочная система
Едем дальше в сторону «Хорошевской», она же старая добрая «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии. Здесь тоже оживленно: фиолетовая линия традиционно и страшно перегружена. Поэтому для многих возможность не ехать по ней дальше в центр (на опять-таки перегруженные Кольцевую линию и центральные пересадочные станции) крайне привлекательна.
И потом — а поезд уже поехал дальше, в сторону «Шелепихи», — тут начинает действовать притяжение «Москва-Сити». Для — вот без преувеличения — миллионов москвичей БКЛ оказалась самым удобным и коротким путем в деловой центр столицы (а тут теперь не только банки и сверхдорогие апартаменты, но и, например, ряд департаментов московской мэрии, министерства, многолюдные офисы крупных корпораций). Вот только приходится быть начеку: «Шелепиха» — это последняя станция, где можно пересесть из поезда, идущего на «Деловой центр», на поезд по основному ходу Большого кольца, до «Каховской». Здесь работает редкое для московского метро вилочное движение: один поезд идет налево, другой направо.
После «Шелепихи» людей в вагонах сразу становится меньше. Этот участок открыт в 2020 году — тогда впервые поезда пошли до станции «Мневники». Первая из станций на пути — «Народное ополчение», на перекрестке одноименной улицы с проспектом Маршала Жукова. Вновь — серая суровая сталь, дорогой, но утилитарный стиль. Так теперь принято, друзья, — может быть, кому-то грустно, что больше не строят коринфских колонн, как в середине ХХ века, но ведь и натурального меха, например, уже почти не носят, и каблуков. Немодно. «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были». А чтобы ехать на работу или по делам, утилитаризм вполне прекрасен.
«Мневники» и «Терехово» — пока что не слишком оживленные станции, на перроне народу мало. Но это пока: над нами только строящиеся в поймах Москвы-реки районы. Через пару-тройку лет здесь будет очень даже оживленно.
Магия красного
На «Мневниках» появляется ярко-красный цвет, сразу «пробуждающий» серо-стальные тона станции. До этого ярко-красное пятно было одно-единственное — на «ЦСКА» (где оно, учитывая красно-синюю символику команды, напрашивалось). Здесь огненный колер — как приправа к продолжающемуся параду утилитаризма, заставляет глаза проснуться. «Терехово» делает это другим способом — не цветом, а ершисто-ребристой структурой поверхностей. И это хорошо, что архитектура станций заставляет проснуться в утренний час пик: впереди — важнейшая на БКЛ «Кунцевская» с пересадкой сразу на две линии и электричку.
— Живу на «Октябрьском Поле», работаю здесь, — рассказывает выходящий на «Кунцевской» юрист Виталий Смирнов. — Обычно ездил через «Беговую» на электричке, потому что по синей и голубой веткам через кольцо было очень долго. Для меня сейчас открылась очень удобная и быстрая связка, экономлю в пути около 20 минут каждый день.
Тут надо сказать о транспортных связках и алгоритмах современного перемещения по городу. Хотя менять вид транспорта и вообще пересаживаться приходится чаще, но больше станций означает больше вариантов доехать, а значит, и больше связность. Так и работает современный городской транспорт.
Станция «Кунцевская» и еще несколько на новом отрезке построены по так называемой испанской технологии. Именно поэтому на них «береговые», а не «островные» платформы. У такого способа строительства станций есть неоспоримое достоинство: саму станцию можно возвести обычным 10-метровым проходческим щитом, тогда как для традиционного для Москвы типа станции нужно на протяжении примерно километра (сама станция — примерно 500 м и подходы к ней — еще столько же) копать котлован открытым способом. Неудобства для жителей — налицо, а их-то и хотелось избежать.
«Давыдково». Фото: АГН «Москва»
Впереди «Мичуринский проспект», а до него еще две станции — «Давыдково» и «Аминьевская». Первая — опять-таки испанского типа, а вот вторая — с «островной» платформой: здесь соединились отечественная и китайская инженерные школы. Уже сейчас на «Аминьевской» — важная пересадка на железную дорогу Киевского направления (будущий 4-й диаметр МЦД). Штука крайне важная, поскольку именно Киевский ход железной дороги, в силу отсутствия в этом секторе города линий метро, такими пересадками раньше не обладал.
Быстрее, чем поверху
«Проспект Вернадского» — станция не «красная» поверх серо-стального, но «оранжевая». С пересадки на одноименную станцию Сокольнической линии начинается принципиально новый отрезок и даже смысл БКЛ. Если на севере новое кольцо служило для «срезки углов» между плотно загруженными линиями подземки, то здесь оно работает еще и как альтернатива наземному транспорту.
— Привыкла возить детей на занятия в конноспортивную школу по «хорде», из Раменок к Битце, — рассказывает Елена, мама троих ребят. — Машину водить по Москве ненавижу, но другого выхода не было: наземным транспортом слишком долго. Метро проблему решило.
— Линию строили прямо для нас, — студент МФТИ Евгений выходит на станции «Зюзино». — У нас же здесь крупнейшая общага, раньше ездили до «Севастопольской», но идти там дальше. А теперь до той же самой «Савеловской» — прямая линия!
«Каховская», где пока что останавливается поезд БКЛ, — это наша старая знакомая, за ней ждущая открытия после реконструкции «Варшавская», а там «Каширская» — и дальше на юго-восток. Кольцо замкнется, как обещают строители, уже в 2023 году, и хотя вряд ли кто-то будет ездить по нему сплошняком — слишком длительное это путешествие, — модель общественного транспорта Москвы БКЛ, кажется, уже изменило. У нас появился новый «телепорт», куда более удобный и менее загруженный, чем старое кольцо. А на многих направлениях — и более прямой.