блокпост ржд что это
На двухпутных участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, с межстанционными перегонами значительной длины в целях увеличения пропускной способности перегонов оборудуются автоматические блок-посты. На автоматических блок-постах устанавливаются проходные и предупредительные к ним светофоры.
Отправление поездов со станций производится установленным порядком. При открытии выходного светофора на станции отправления проходной светофор и предупредительный к нему загораются зеленым огнем при условии, что участок между блок-постом и станцией приема свободен от подвижного состава и рельсовые цепи работают нормально. Если этот участок занят, проходной светофор горит красным огнем до его освобождения и до дачи прибытия станцией приема автоматическому блок-посту, а затем автоматически открывается на зеленый огонь. Одновременно с открытием выходного светофора на станции отправления на автоматический блокпост посылается блокировочный сигнал «путевое отправление». После открытия проходного светофора автоматически подается блокировочный сигнал отправления на станцию приема. Когда поезд вступает на короткую рельсовую цепь, расположенную за проходным светофором, он перекрывается на красный огонь. Когда поезд полностью проследует короткую рельсовую цепь и освободит ее, на станцию отправления автоматически посылается блок-сигнал «путевое прибытие». Станция приема дает прибытие автоматическому блок-посту обычным порядком, описанным в разделе «Полуавтоматическая блокировка». Схема получения прибытия на автоматическом блок-посту срабатывает только в том случае, если участок между автоматическим блокпостом и станцией приема свободен от подвижного состава и нормально работают рельсовые цепи.
С получением блокировочного сигнала «путевое прибытие» на автоматическом блок-посту появится возможность открытия проходного светофора, а если до этого времени уже был отправлен поезд, то проходной светофор откроется автоматически на зеленый огонь. Неисправности устройств автоматического блок-поста: невозможность открытия выходного светофора в сторону блок-поста; невозможность автоматического получения блокировочного сигнала «путевое прибытие» при фактическом проследовании поездом короткой рельсовой цепи, расположенной за проходным светофором; произвольное получение блокировочных сигналов; невозможность открытия проходного светофора при свободном участке между блок-постом и станцией приема;
невозможность подачи на блок-пост блокировочного сигнала «путевое прибытие» после фактического прибытия поезда и нормальной работы схемы контроля прибытия поезда на станцию приема;
невозможность закрытия выходного сигнала на станции отправления или проходного светофора на блок-посту после проследования поезда за этот сигнал.
Организация дпижения поездов при неисправности устройств. После остановки поезда перед проходным светофором с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, если машинист видит или знает, что впереди лежащий блок-участок между блок-постом и станцией приема занят поездом, ему запрещается продолжать движения до тех пор, пока блок-участок не освободится.
Если в течение времени, необходимого для проследования поездом участка между блок-постом и станцией приема, на проходном светофоре не появится зеленый огонь, то машинист по поездной радиосвязи или телефону, установленному на релейном шкафу и включенному в диспетчерскую связь, выясняет поездную обстановку. До прибытия на станцию приема ранее отправленного поезда проследование проходного светофора запрещается.
Когда же проходной светофор не может быть открыт вследствие неисправности устройств СЦБ, машинист через дежурного по станции приема или отправления получает регистрируемый приказ поездного диспетчера на проезд запрещающего проходного светофора. Поездной диспетчер, прежде чем дать приказ о проследовании закрытого проходного светофора, должен убедиться через дежурных по станциям приема и отправления в свободности блок-участка между блок-постом и станцией приема. По получении приказа машинист проезжает проходной светофор и продолжает движение до входного светофора станции приема с установленной скоростью.
При невозможности в течение 5 мин после остановки у проходного светофора установить связь с дежурными по станции или поездным диспетчером машинисту разрешается проехать проходной светофор и следовать до входного светофора станции приема со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.
Если после проследования поездом запрещающего проходного светофора и прибытия на станцию приема неисправность не будет устранена, поездной диспетчер закрывает действие автоматического блок-поста и полуавтоматической блокировки соответствующего направления и приказом устанавливает телефонные средства связи.
О неисправности устройств автоматического блок-поста дежурные по станциям делают запись в журналах осмотра и ставят в известность электромеханика. После устранения неисправности и записи электромеханика о причинах, вызвавших неисправность, в журнале осмотра на одной из станций или передачи им телефонограммы с ближайшего телефона от места устранения повреждения приказом поездного диспетчера устройства автоматического блок-поста и полуавтоматической блокировки вводятся в действие.
Admin добавил 05.10.2011 в 12:17
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
Автоматические блок-посты на участках с полуавтоматической блокировкой
Типовые материалы для проектирования ТМП 410815 утверждены ОАО «РЖД» 07.07.2009
Технические решения ТР УЖДА-14-16 утверждены ОАО «РЖД» 05.03.2015
Назначение автоматических блок-постов с использованием устройств счета осей (АБП МПАБ).
Кардинальным решением увеличения пропускной способности перегона оборудованного ПАБ является строительство автоблокировки. Однако, такое решение требует существенных капитальных вложений в связи с необходимостью оснащения участка рельсовыми цепями, строительством линий продольного энергоснабжения и т.д. При этом значительно возрастают и эксплуатационные расходы, связанные с техническим содержанием этих устройств.
В зависимости от требующихся размеров движения эта задача может быть решена другим менее затратным способом – применением автоматических блок-постов.
Устройства автоматического блокпоста АБП МПАБ предназначены для применения на участках железных дорог с любым видом тяги поездов, в качестве автоматизированного средства интервального регулирования движения поездов с целью повышения пропускной способности однопутных и многопутных перегонов, не оборудованных устройствами автоматической блокировки.
АБП МПАБ может применяться как при новом строительстве, так и модернизации существующих устройств полуавтоматической блокировки в качестве основного средства интервального регулирования движения поездов.
Число автоматических блок-постов на одном перегоне не ограничивается и определяется технико-экономической целесообразностью.
Контроль состояния свободности прилегающих к блокпосту межпостовых перегонов, а также контроль путевого проследования поезда через блок-пост осуществляется методом счета осей подвижного состава.
Наибольший экономический и технологический эффект достигается при использовании на участках с микропроцессорной полуавтоматической блокировкой типа МПАБ.
Предусмотрено полное резервирование (дублирование) счетно-решающей аппаратуры и каналов связи со счетно-решающей аппаратурой размещенной на соседних станциях или блокпостах, в системе АБП МПАБ-Р
железнодорожный блок-пост
12 железнодорожный блок-пост: Раздельный железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном полуавтоматической блокировкой.
Смотреть что такое «железнодорожный блок-пост» в других словарях:
Ж/д блок-пост — Железнодорожный блок пост: раздельный железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном полуавтоматической блокировкой. Источник: ГОСТ Р 53431 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Автоматика и телемеханика… … Официальная терминология
Железнодорожный транспорт Ирландии — Услуги железнодорожных перевозок на территории Ирландии предоставляют Iarnród Éireann в Республике Ирландия и Northern Ireland Railways в Северной Ирландии. Ширина колеи равна 1600 мм и этот размер называется ирландской колеёй. Большинство… … Википедия
Железнодорожный транспорт на острове Ирландия — Услуги железнодорожных перевозок на территории острова Ирландии предоставляют Iarnród Éireann (англ.) в Республике Ирландия и Northern Ireland Railways (англ.) в Северной Ирландии. Ширина колеи равна 1600 мм и этот размер называется… … Википедия
Путевой пост — Путевой пост раздельный пункт на железнодорожной линии в месте примыкания или схождения двух или более магистральных линий или главного направления со второстепенным, либо при подходе к железнодорожному узлу со спецификой разграничения… … Википедия
ПУТЕВОЙ ПОСТ — раздельный пункт жел. дор. линии, не имеющий путевого развития. При полуавтоматической блокировке П. п. наз. блок постом. Кроме П. п. на перегоне могут быть вспомогательные посты, предназначенные для обслуживания пунктов примыкания ответвлений и… … Технический железнодорожный словарь
ГОСТ Р 53431-2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 152 аварийный перевод стрелки: Изменение положения железнодорожной стрелки физическими усилиями человека путем вращения двигателя … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Блокпост — В Викисловаре есть статья «блокпост» У этого термина существуют и другие значения, см. Блокпост (значения) … Википедия
Населённые пункты Архангельской области — В Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, 14 городов, 20 поселков городского типа, 3970 сельских населенных пунктов, из которых 848 без населения (21,4 %). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в… … Википедия
БЛОКПОСТ
Смотреть что такое «БЛОКПОСТ» в других словарях:
блокпост — блокпост … Орфографический словарь-справочник
БЛОКПОСТ — «БЛОКПОСТ», Россия, СТВ/ОРТ, 1998, цв., 95 мин. Военная драма. Северный Кавказ. 1996 год. Во время одного из рейдов русские солдаты становятся свидетелями трагедии ребенок гибнет от взрыва мины. Начинается расследование, а местные жители клянутся … Энциклопедия кино
блокпост — заградительный пост, застава, сторожевой отряд Словарь русских синонимов. блокпост сущ., кол во синонимов: 3 • застава (10) • … Словарь синонимов
блокпост — а, м. bloc poste. Раздельный пункт на участке железной дороги, оборудованный перегонной блокировкой; предназначен для управления семафорами и светофорами. СИС 1954. Лекс. СИС 1954: блок пост; СИС 1964: блокпо/ст; Орф. 1974: блокпо/стный … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Блокпост — В Викисловаре есть статья «блокпост» У этого термина существуют и другие значения, см. Блокпост (значения) … Википедия
блокпост — блокп ост, а и а, предл. п. на блокп осте и на блокпост у, мн. ч. ы, ов и ы, ов … Русский орфографический словарь
Блокпост — I м. 1. Пост управления блокировочными устройствами светофорами и семафорами на определённом участке железной дороги. 2. Здание, помещение, где располагается такой пост. II м. Укрепленный, снабженный вооруженной охраной контрольно пропускной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
блокпост — блокпост, блокпосты, блокпоста, блокпостов, блокпосту, блокпостам, блокпост, блокпосты, блокпостом, блокпостами, блокпосте, блокпостах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
блокпост — а; м. Пост управления блокировочными устройствами на определённых участках железных дорог и автомобильных трасс. Пограничный б. // Здание, помещение, где располагается такой пост. ◁ Блокпостный, ая, ое. * * * блокпост 1) пункт на железной дороге … Энциклопедический словарь
блокпост — (2 м), Р. блокпо/ста/; мн. блокпо/сты/, Р. блокпо/сто/в … Орфографический словарь русского языка
ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИРОВКА
Назначение и принцип действия полуавтоматической блокировки
Полуавтоматическая блокировка (полуавтоблокировка, ПАБ) относится к перегонным устройствам и служит для регулирования движения поездов на однопутных и двухпутных линиях железных дорог.
При ПАБ наиболее часто применяются светофоры с двузначной сигнализацией: красный огонь, запрещающий движение, и зеленый огонь, разрешающий.
Устройства ПАБ не допускают открытия выходного или проходного сигнала до освобождения ограждаемого ими межстанционного или межпостового перегона, а на однопутных перегонах после открытия на станции выходного светофора исключается возможность отправления поезда с соседней станции во встречном направлении.
При полуавтоблокировке межстанционный перегон на блок-участки, как правило, не делится, рельсовыми цепями не оборудуется, только ограждается выходными и входными светофорами примыкающих к нему станций. На таком перегоне (пути перегона) может находиться только один поезд. Таким образом полуавтоблокировка обеспечивает небольшую пропускную способность участка и относительно невысокую безопасность движения поездов.
На двухпутных участках по каждому пути поезда движутся только в одном направлении, поэтому их следует ограждать только с хвоста, так как встречное движение исключается. Выходные светофоры на двухпутном участке при свободном перегоне нормально закрыты, но не замкнуты. Для отправления поезда приготавливается маршрут и выходной светофор с соответствующего пути открывается. После занятия перегона поездом выходной светофор автоматически закрывается и замыкается. Замыкание светофора снимается после получения с соседней станции сигнала о фактическом прибытии туда отправленного поезда.
На однопутных участках движение поездов осуществляется по одному пути в обоих направлениях, поэтому поезд, находящийся на перегоне, должен ограждаться и с хвоста, и с головы. Для исключения одновременного встречного отправления поездов на свободный перегон выходные светофоры нормально не только закрыты, но и замкнуты. Для открытия светофора необходимо сначала снять его замыкание, для чего с соседней станции, на которую предполагается отправить поезд, требуется получить блокировочный сигнал ПС («Путевое согласие»). С помощью этого блокировочного сигнала происходит отмыкание выходных светофоров станции отправления в соответстсвующем направлении движения. После приготовления маршрута отправления выходной светофор с пути отправления открывается, а остальные выходные светофоры того же направления снова замыкаются в закрытом состоянии. После проследования головой поезда открытого выходного светофора он автоматически закрывается и замыкается. Повторное открытие выходного светофора возможно лишь после получения с соседней станции сигнала согласия.
Таким образом управление светофорами осуществляется устройствами путевой (перегонной) блокировки при непосредственном участии дежурных по станциям. Раздельные пункты (станции, путевые посты), ограничивающие перегон, оборудуют блокировочными устройствами и релейными приборами и связывают их электрически между собой двухпроводной линейной цепью. Дежурный по станции должен нажатием соответствующих кнопок на аппарате управления послать по линейной цепи на соседнюю станцию блокировочный сигнал. От этого сигнала срабатывает релейная аппаратура ПАБ, которая обеспечивает зависимости по управлению светофорами. В устройствах ПАБ, кроме сигнала ПС, применяются блокировочные сигналы ПО («Путевое отправление«) и ПП («Путевое прибытие«). Блокировочный сигнал ПО вызывает электрическое замыкание выходного светофора станции отправления после его проследования головой поезда, исключая возможность его повторного открытия на занятый перегон. Блокировочный сигнал ПП посылается со станции приема на станцию отправления после фактического прибытия поезда. Этим сигналом снимается электрическое замыкание выходных светофоров станции отправления на двухпутном участке, а на однопутном участке этим блокировочным сигналом устройства ПАБ приводятся в исходное состояние.
Блокировочные сигналы Путевое согласие и Путевое прибытие формируются при нажатии дежурным по станции соответствующих кнопок: «Согласие» и «Дача прибытия«. Блокировочный сигнал Путевое отправление формируется устройствами ПАБ автоматически в момент проследования головой поезда выходного светофора с пути отправления.
Рассмотрим принцип действия путевой ПАБ на двухпутном участке. В исходном состоянии входные и выходные светофоры на станциях А и Б (схема а) находятся в закрытом положении. Отправление поезда со станции А на свободный путь перегона к станции Б осуществляется в следующей последовательности:
На станциях однопутных линий отправление поезда на свободный перегон возможно только с согласия ДСП станции приема. Поэтому ДСП станции отправления А (схема б) в установленном порядке запрашивает по телефону станцию приема Б о даче согласия на отправление поезда на свободный перегон. Дежурный по станции приема Б посылает с аппарата управления блокировочный сигнал нажатием кнопки «Согласие«. При условии свободности перегона этот блокировочный сигнал принимается на станции отправления А как сигнал ПС. После получения на станции А блокировочного сигнала ПС замыкание с выходных светофоров снимается. После приготовления маршрута и открытия выходного светофора сигнал ПС снимается, таким образом можно открыть выходной светофор один раз и отправить на перегон только один поезд.
Дальнейшие действия при отправлении и приеме поезда на однопутный перегон аналогичны действиям, рассмотренным для двухпутного участка.
На железных дорогах используются в основном релейные системы ПАБ Гипротранссигналсвязи (РПБ ГТСС). В этих системах все блокировочные зависимости и необходимые замыкания осуществляются с помощью электромагнитных реле.
Системы фиксации проследования и контроля прибытия поезда
В ПАБ имеются устройства, фиксирующие проследование поездов и осуществляющие при приеме и отправлении автоматическое закрытие входных и выходных светофоров. Прибытие поезда с перегона на станцию контролируется приборами блокировки, позволяющими после разделки маршрута приема послать на станцию отправления блокировочный сигнал ПП. При ПАБ на главных и приемо-отправочных путях станций, а также в стрелочных горловинах устраивают рельсовые цепи. Автоматическое закрытие входных и выходных сигналов осуществляется от воздействия колесных пар поезда на рельсовую цепь (РЦ).
Контрольные устройства фиксации фактического прибытия поезда на станцию не позволяют определить, прибыл ли поезд в полном составе или часть его осталась на перегоне. Поэтому ДСП, прежде чем дать блокировочный сигнал прибытия, обязан убедиться в том, что поезд прибыл с перегона в полном составе. На станциях с ручным управлением стрелками он делает это через дежурного стрелочного поста, который проверяет прибытие поезда в полном составе по хвостовым сигналам. На станциях с ЭЦ такой возможности нет, поэтому для повышения безопасности движения поездов при ПАБ используются устройства автоматического контроля прибытия поезда в полном составе.
Наибольшее распространение получила система устройств контроля состояния свободности перегона методом счета осей подвижного состава (УКП СО). Действие этой системы основано на применении путевых датчиков (магнитных педалей), которые не используют рельсовую линию для определения местонахождения поезда. Система УКП СО обеспечивает контроль состояния свободности перегона и автоматизацию процесса контроля прибытия поезда на станцию в полном составе.
Система УКП СО состоит из двух счетных пунктов, расположенных на границах контролируемого перегона, и контролирующего устройства. Счетные пункты связаны с контролирующим устройством линейной цепью. Принцип действия системы основан на счете осей подвижного состава в каждом счетном пункте и последующем автоматическом сравнении результатов счета контролирующим устройством. При одинаковых результатах счета на каждом счетном пункте после прохода поезда по перегону вырабатывается сигнал об освобождении подвижным составом контролируемого перегона. Этот сигнал передается на аппараты управления дежурных по станциям.
Путевые посты
Для увеличения пропускной способности однопутных и двухпутных участков железных дорог, оборудованных устройствами полуавтоматической блокировки, устраивают путевые посты (блок-посты), которые могут быть постоянными, действующими круглый год, или временными, действующими в периоды интенсивных перевозок или во время «окнон». Такие посты могут быть обслуживаемыми или автоматизированными.
Путевой пост двухпутного участка (схема а) позволяет отправить на перегон в каждом направлении два поезда. При отправлении со станции Б первого четного поезда (путь II) для пропуска его с первого блок-участка на второй дежурный по путевому посту нажатием сигнальной кнопки ЧС открывает проходной светофор ЧБ. После проследования поезда по изолированным участкам 2П и 4П путевого поста проходной светофор ЧБ автоматически закрывается, так как срабатывает схема фиксации проследования поезда. Убедившись, что поезд проследовал в полном составе, дежурный по посту подает на станцию отправления блокировочный сигнал ЧП проследования поезда. На станцию прибытия А блокировочный сигнал о вступлении поезда на второй блок-участок подается автоматически в момент закрытия проходного светофора ЧБ. Получив сигнал проследования, дежурный по станции отправления может отправить второй поезд на перегон вслед первому. Открытие проходного светофора ЧБ для пропуска второго поезда возможно только после прибытия первого поезда на станцию прибытия А и получения с этой станции сигнала прибытия, который подается нажатием на аппарате упрравления кнопки ЧДП.
Аналогичным образом осуществляется пропуск нечетных поездов по пути I.
Путевой пост однопутного участка (схема б) позволяет отправить на перегон в одном из направлений два поезда. Каждая станция, ограничивающая перегон, может дать на путевой пост согласие на прием поезда. Чтобы отправить поезд со станции, требуется получить согласие с путевого поста, которое он может дать только для одной станции. Проходные светофоры путевого поста нормально закрыты.
На ряде участков блок-посты необходимы только на определенное время суток или только в отдельные дни. В этих случаях производят периодическое открытие и закрытие постов. На время закрытия блокпоста сигналист не дежурит и перегон на блок-участки не делится. Проходной светофор блок-поста сигнализирует красным огнем. Отправить поезд со станции можно только при свободных двух блок-участках перегона. При открытии выходного светофора на станции и выходе поезда на перегон на светофоре блок-поста автоматически загорается зеленый огонь. При проследовании поездом блок-поста на проходном светофоре автоматически загорается красный огонь, но блокировочный сигнал проследования поезда с блок-поста на станцию отправления не подается, что исключает возможность отправления на перегон второго поезда.
Для автоматизации работы путевых постов используют электрические рельсовые цепи или другие автоматические устройства, которые позволяют обеспечить контроль проследования поезда за проходной светофор, автоматизацию его работы и контроль прибытия поездов на станции в полном составе.