богоугодное заведение что это

Богоугодные заведения

Богоугодные заведения не были известны классической древности. Учреждение особых капиталов для выдачи пособий многодетным беднякам и призрения бедных, но свободнорожденных детей и сирот ничего общего с благотворительностью не имели: здесь имелось в виду содействовать увеличению числа браков и умножению народонаселения, уменьшение которого озабочивало уже Августа, издававшего законы против безбрачия. Основание подобным капиталам положил Нерва, но особое внимание обратил на них Траян, распространивший этого рода учреждения по всей Италии; примеру императоров следовали и частные лица в Италии и провинциях.

Богоугодные заведения в истинном смысле этого слова появились вместе с победой христианства, когда возникли орфанотрофии (сиротопитательные дома), геронтокомии (дома призрения для престарелых), нозокомии (больница), брефотрофии (воспитательные дома), ксеннодохии (странноприимные дома), которых во времена языческой империи совсем не существовало. Развитие всех этих учреждений, основанных церковью и получивших название pia corpora или piae corporae, было обеспечено привилегиями, дарованными церкви, которой Константин предоставил (321) право принимать дары для верных, а император Лев (469) — право приобретать имущества по завещаниям. От церкви эти права перешли и на находившиеся в её попечении богоугодного заведения, а с течением времени и всякое богоугодное заведение получило право приобретать и владеть имуществом и стало рассматриваться как юридическое лицо.

Связанные понятия

По традиции, начавшейся с периода правления великого князя Василия III, духовником главы российского государства являлся настоятель (протопоп) Благовещенского собора Московского Кремля.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В 1838 году в при Министерстве государственных имуществ Российской империи были учреждены особые палаты государственных имуществ, сначала в виде опыта в четырёх губерниях. В 1843 году учреждены ещё 43 палаты государственных имуществ.

Источник

Богоугодные заведения

Богоугодные заведения — всякого рода учреждения, преследующие благотворительные цели.

Богоугодные заведения не были известны классической древности. Учреждение особых капиталов для выдачи пособий многосемейным беднякам и призрения бедных, но свободнорожденных детей и сирот ничего общего с благотворительностью не имели: здесь имелось в виду содействовать увеличению числа браков и умножению народонаселения, уменьшение которого озабочивало уже Августа, издававшего законы против безбрачия. Основание подобным капиталам положил Нерва, но особое внимание обратил на них Траян, распространивший этого рода учреждения по всей Италии; примеру императоров следовали и частные лица в Италии и провинциях.

Богоугодные заведения в истинном смысле этого слова появились вместе с победой христианства, когда возникли орфанотрофии (сиротопитательные дома), геронтокомии (дома призрения для престарелых), нозокомии (больница), брефотрофии (воспитательные дома), ксеннодохии (странноприимные дома), которых во времена языческой империи совсем не существовало. Развитие всех этих учреждений, основанных церковью и получивших название pia corpora или piae corporae, было обеспечено привилегиями, дарованными церкви, которой Константин предоставил (321) право принимать дары для верных, а император Лев (469) — право приобретать имущества по завещаниям. От церкви эти права перешли и на находившиеся в ее попечении богоугодного заведения, а с течением времени и всякое богоугодное заведение получило право приобретать и владеть имуществом и стало рассматриваться как юридическое лицо.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Богоугодные заведения» в других словарях:

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — в Российской империи больницы, приюты, богадельни и т. п … Большой Энциклопедический словарь

Богоугодные заведения — БОГОУГОДНЫЙ, ая, ое; ден, дна (устар.). Угодный Богу. Богоугодное дело (доброе). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Богоугодные заведения — всякого рода учреждения, преследующие благотворительные цели. Б. заведения не были известны классической древности. Учреждение особых капиталов для выдачи пособий многосемейным беднякам и призрения бедных, но свободнорожденных детей и сирот… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«богоугодные заведения» — в Российской империи больницы, приюты, богадельни и т. п … Энциклопедический словарь

Богоугодные заведения — Частные или общественные благотворительные учреждения для помощи малоимущим и нетрудоспособным: сиротские приюты, воспитательные дома, работные дома, богадельни, больницы. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — см. в ст. Благотворительность … Православная энциклопедия

Париж — План Парижа План окрестностей Парижа (Paris, древн. Lutetia Parisiorum) столица Франции и главный гор. дпт. Сены, под 48° 50 с. ш. и 2° 20 в. д. (Грин.), в 168 км от Атлантического океана, на обоих берегах Сены. Высота поверхности от 25 до 128 м … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иезуиты — члены важнейшего монашеского ордена римско католич. церкви. Иезуитский орден учрежден в 1534 г. Игнатием Лойолой (отсюда другое название И. Игнатианцы), назвавшим его обществом Иисуса (Societas Jesus) и обрекшим его на борьбу против адских… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бецкой, Иван Иванович — побочный сын кн. Ивана Юрьевича Трубецкого (впоследствии фельдмаршала), прижитый им во время пребывания в плену в Стокгольме после неудачного сражения под Нарвою в 1700 г., род., по единогласному показанию, 3 февраля, но годом рождения одни… … Большая биографическая энциклопедия

Александр II (часть 2, VIII-XII) — VIII. Тысячелетие России (1861—1862). Высочайший манифест об освобождении крестьян, обнародованный в С. Петербурге и в Москве в воскресенье 5 го марта, был объявлен во всех губернских городах нарочно командированными генерал майорами свиты… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Богоугодные заведения

Смотреть что такое «Богоугодные заведения» в других словарях:

Богоугодные заведения — Богоугодные заведения всякого рода учреждения, преследующие благотворительные цели. Богоугодные заведения не были известны классической древности. Учреждение особых капиталов для выдачи пособий многосемейным беднякам и призрения бедных, но… … Википедия

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — в Российской империи больницы, приюты, богадельни и т. п … Большой Энциклопедический словарь

Богоугодные заведения — БОГОУГОДНЫЙ, ая, ое; ден, дна (устар.). Угодный Богу. Богоугодное дело (доброе). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

«богоугодные заведения» — в Российской империи больницы, приюты, богадельни и т. п … Энциклопедический словарь

Богоугодные заведения — Частные или общественные благотворительные учреждения для помощи малоимущим и нетрудоспособным: сиротские приюты, воспитательные дома, работные дома, богадельни, больницы. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — см. в ст. Благотворительность … Православная энциклопедия

Париж — План Парижа План окрестностей Парижа (Paris, древн. Lutetia Parisiorum) столица Франции и главный гор. дпт. Сены, под 48° 50 с. ш. и 2° 20 в. д. (Грин.), в 168 км от Атлантического океана, на обоих берегах Сены. Высота поверхности от 25 до 128 м … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иезуиты — члены важнейшего монашеского ордена римско католич. церкви. Иезуитский орден учрежден в 1534 г. Игнатием Лойолой (отсюда другое название И. Игнатианцы), назвавшим его обществом Иисуса (Societas Jesus) и обрекшим его на борьбу против адских… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бецкой, Иван Иванович — побочный сын кн. Ивана Юрьевича Трубецкого (впоследствии фельдмаршала), прижитый им во время пребывания в плену в Стокгольме после неудачного сражения под Нарвою в 1700 г., род., по единогласному показанию, 3 февраля, но годом рождения одни… … Большая биографическая энциклопедия

Александр II (часть 2, VIII-XII) — VIII. Тысячелетие России (1861—1862). Высочайший манифест об освобождении крестьян, обнародованный в С. Петербурге и в Москве в воскресенье 5 го марта, был объявлен во всех губернских городах нарочно командированными генерал майорами свиты… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых

Приблизительное время чтения: 14 мин.

— Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых?

— Ничем не отличается, но мы надеемся, что это будет богоугодное заведение, то есть обитель христианского духа.

Так ответил священник, настоятель храма при котором такая богадельня существует. А как думаете вы, должна ли быть какая-то разница? И в чем именно проявляется богоугодность этого заведения?

Любой самый лучший дом престарелых ставит задачу обеспечить своим жильцам нормальное существование, достойную старость, окружить их заботой, которую, быть может, отказались взять на себя их родные. И поэтому так или иначе, во главе угла оказывается материальное благополучие, комфорт, возможность как можно дольше радоваться жизни, быть кому-то нужным, сохраняя активность и независимость.

При создании богадельни цель ставилась иная. Настоятель храма Всех святых отец Артемий Владимиров сформулировал ее так: «Дать возможность православным старичкам подготовиться к вечности под сенью Храма Божия, что для большинства пожилых людей в наше время является несбыточной мечтой». На первый взгляд такие слова могут даже слегка шокировать, но посмотрите, как это выглядит на деле.

Выражение «пора о душе подумать» не на пустом месте родилось. И хотя «думать о душе» надо всегда, наступает в жизни человека момент, когда это становится просто-таки жизненной необходимостью. Нужно разорвать этот круг постоянных потерь и почувствовать впереди жизнь вечную.

Кроме того, забота о душе вовсе не исключает заботы о теле. Просто как-то само собой разумеется, что в богадельне должно быть чисто, уютно, что насельницы должны быть сытно накормлены, ухожены, что в разговоре нет грубости и хамства. По-другому и быть не может. А высокая духовная цель формирует духовные отношения между людьми и не дает «опускать планку».

И поэтому в богадельню никто никого не «сдает». Старушки сами сюда стремятся. И поэтому приходят сюда работать сестрами и выкладываются на все сто [женщины]. Не за зарплату (200-250 рублей), не оттого, что больше некуда пойти. Спрашивают: «Нужна ли я? Что надо делать?», проверить себя хотят. Поэтому внутри этого пока небольшого мира все ощущают себя одной семьей. Так и обращаются друг к другу: матушка, сестра, батюшка.

ТЕРПЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДА

Елена Александровна, директор богадельни:

Елизавета Васильевна, возглавляет патронажную службу:

«Прежде всего это старые и немощные люди. Чтобы вы поняли, о чем идет речь, расскажу такой случай. Ухаживали мы за одной бабушкой, которая жила в коммунальной квартире одна, совсем больная. Однажды приходим к ней, а дверь никто не открывает. Прошло несколько часов. Чувствуем, надо взламывать. А сразу ломать не будешь, так как могут обидеться, да и врываться как-то неудобно. Мы ведь люди новые. Когда мы все же взломали дверь, то увидели старушку, беспомощно лежавшую на середине комнаты. Должно быть, она пошла открывать, но потеряла сознание и упала. Мы подняли ее, помыли, уложили в постель. «

Елена Александровна, директор:

«Меня зовут Лена, по профессии я медсестра. Работаю здесь недавно, год. Приехала из Тверской области. Мне очень нравится моя профессия, а у нас там безработица, поэтому пришлось уехать в Москву. И один знакомый, он здесь при храме работает, привел меня сюда. Мне понравилось. Я работала дежурной сестрой и еще медсестрой подрабатывала.

Есть у нас матушка Серафима, она монахиня, ей 97 лет. У нее болезни, я бы сказала, совсем не легкие, но она их так мужественно переносит и благодарит Бога за все. (И Он дает ей силы, поддерживает.) Она работает еще, вместе с помощниками составляет «толстенький» православный календарь. С помощниками, ведь она сама писать уже не может, ничего не видит, плохо слышит, но голова у нее светлая.

Она два института закончила: медицинский и литературный, была членом Пушкинского общества. К ней народ все время ходит за советом, за поддержкой. Вот я, например, очень хотела поступить в медицинский институт, но думала, что это нереально. А она меня просто заставила сдавать экзамены и я ей благодарна за это, потому что все получилось.

Анна Кузьминична, насельница:

«Я сразу предупредила, что буду работать, поскольку силы есть. Александр Федорович, староста, поручил мне распределять гуманитарную помощь.

Раньше я работала лаборанткой на деревообрабатывающем заводе, что через забор от храма. После смены в храм заходила. Потом у меня супруг заболел. Мы были с Игорем не венчаны, и отец Артемий приехал к нам и на дому нас венчал. Первый раз Игорь причастился, говорит: «Мне так хорошо, не могу сказать как». Встал на ноги.

Я никогда не представляла, как должна богадельня выглядеть. Когда сюда пришла, увидела помощь и чисто человеческую, душевную, и телесную. Не знаю, как дальше будет.

Конечно, у всех характеры разные.

Есть у нас больная старушка Елена Ивановна. Она причитает: «Зачем я здесь появилась? Лучше бы я сюда не приезжала». Она недовольна, как за ней ухаживают.

Получается парадокс. Ведь, казалось бы, у нас, старых, должно быть больше любви. А у нас ее нет. И больше любви как раз у молодых сестричек, что за нами ухаживают.

Надо ухаживать за бабушками, которые капризные, которые хотят только себе внимания. И если спокойно, с любовью будешь с ними обращаться, эти бабули меняются. Наша Елена Ивановна меняется. Сегодня она уже говорит: «Слава Богу. Благодарю Господа, что сюда попала. Как здесь хорошо!»- она ест и сама с собой разговаривает.»

«Насельниц у нас не так много, поэтому не так много физической работы. Гораздо больше уходит душевных сил. Однажды моя приятельница меня пожалела. Раньше она работала в доме престарелых. По ее словам, там они проще обходились с бабушками и ставили их сразу «на место». Здесь такого обхождения себе не позволишь, нужно действовать с любовью и вниманием. Ради этого дела люди бросили свою прежнюю работу, хотя она их одевала, обувала, кормила. Ведь те, кто только приходит в храм, очень хотят быть полезными, делать какое-нибудь конкретное дело.

Я сама все время спрашивала отца Артемия о том, что я могу делать. Теперь я работаю в богадельне. Бабушки здесь, как дети, требуют особого внимания. Но к ним сильно привязываешься. И у них есть свои привязанности. Например, они любят, чтобы их мыла совершенно определенная сестра. У нее выходит по-матерински, с заботой. А они это ценят. Бабушки с трудом изменяют свои привычки.»

Елена Александровна, директор:

«Сестры работают сутки через трое. И ночь, и день. Дают лекарства, измеряют давление, ставят клизмы. Всем, кто здесь работает, очень достается. Сил много надо. Терпения много надо. Кто общается со старенькими людьми, тот знает, как тяжело с ними. Надо лавировать, чтобы чувствовать, что человек не обижается, а это очень сложно. Нужно этому учиться. И бабушки нас учат. Мы с них пример берем, и не только в этом. Главное, у них удивительная сила духа. Вот чему поучиться!

Лидия Павловна, сестра:

Это не у всех, конечно. Вот есть у нас матушка Лаврентия и матушка Серафима. Они монахини, всегда с молитвой. К ним настолько приятно войти, они всегда веселые, всегда приветливые. Несмотря на то, что они совершенно больные, очень старенькие. Матушка Лаврентия, когда разболеется, всегда приговаривает: «Притворенная я старуха», что значит: «Я только притворяюсь».»

Монахиня Лаврентия, насельница:

Елена Александровна, директор:

«Батюшка Алексий, наш насельник, говорит, что в этих стенах молитва должна быть постоянной. Это защищает, объединяет, шероховатости между людьми сглаживает.

«Поскольку патронажные сестры работают в больницах, в коммунальных квартирах, приходится сталкиваться с людьми неверующими. Представьте ситуацию. Живет в коммунальной квартире бабушка. Соседи ждут ее скорой смерти, намереваясь занять ее комнату. Когда мы там появляемся, они встречают нас буквально как своих врагов. Но в дальнейшем отношение изменяется. Некоторые даже сами начинают заботиться о своей пожилой соседке и помогать ей.

Или еще другой случай. Лежала одна наша монахиня в больнице, в отделении гнойной хирургии. Часто там в полном одиночестве умирают забытые всеми тяжело больные. А к нашей пациентке приходили, ухаживали за ней, принесли иконы, молились вместе с ней. Сначала соседям это казалось диким, странным. Через некоторое время привыкли. В большинстве своем это люди пожилые, неверующие. Здесь же для них приоткрылось совершенно иное жизненное измерение. Так порой наш уход за одними людьми превращается для других в открытие новой жизни.»

СТАТЬ БЕРЕЗОЙ В РОЩЕ.

Источник

Богоугодное заведение что это

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ – учреждения, преследующие благотворительные цели. Они не были известны классической древности. Учреждение особых капиталов для выдачи пособий многосемейным беднякам и призрения бедных, но свободнорождённых детей и сирот ничего общего с благотворительностью не имели, а призваны были содействовать увеличению числа браков и умножению народонаселения. Его уменьшение заботило уже императора Октавиана Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.), издававшего законы против безбрачия. Основание подобным капиталам положил император Нерва (96–98 гг.), но особое внимание обратил на них император Траян (98–117 гг.), распространивший этого рода учреждения по всей Италии; примеру императоров последовали и частные лица в Италии и провинциях. Богоугодные заведения в истинном смысле этого слова появились только вместе с победой христианства, когда возникли орфанотрофии (сиротопитательные дома), геронтокомии (дома призрения для престарелых), нозокомии (больницы), брефотрофии (воспитательные дома), ксеннодохии (странноприимные дома), которых во времена языческой империи уже совсем не существовало. Развитие всех этих учреждений, основанных церковью и получивших название pia corpora или piae corporae, было обеспечено привилегиями, дарованными церкви, которой Константин I Великий (323–337 гг.) в 321 г. предоставил право принимать дары для верных, а император Лев I Великий (457–474 гг.) в 469 г. – право приобретать имущества по завещаниям. От церкви эти права перешли и на находившиеся в её попечении богоугодные заведения, а с течением времени и всякое богоугодное заведение получило право приобретать и владеть имуществом и стало рассматриваться как юридическое лицо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *