божье попущение что это

Бог попускает бедствия и грехи для блага людей

Так как ни диавол и никто из людей один другому не может нанести никакого зла без попущения Божия, то рассмотрим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего, по какой причине совершается попущение Божие?

Что попускает Бог?

Природа греха

Но грех не есть нечто реальное, а есть только призрачная противоположность истинному бытию. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести добро, из неправого правое, для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним, к обществу. В этом состоит отличие попущения Божия от попущения человеческого, которое не может предупредить и пресечь в начале зло мерами человеческими, хотя бы было нежелательно совершение допущенного. Напротив, в Боге видим и могущество Его не допустить, пресечь исполнение злого намерения, и вместе с тем волю, попускающую совершиться тому или другому из зол. При этом рождается вопрос: зачем благоволит Бог попускать совершение греха, или какая побудительная причина у Бога к попущению людей на грех?

Почему Бог попускает грех?

Беcконечная благость Божия никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ и сделанное по злобе не обращала бы во спасение. Бог попустил умножиться братней зависти против неповинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства Еврейскoго? Да, для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческого, чрез потомка Давидова, Христа Спасителя нашего. Попустил Бог бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного Даниила пророка; но для чего? для возведения его самого и друзей его на высшую степень величие и славы. Но зачем мне раcсказывать о многочисленных фактах Ветхозаветной истории, когда чрез попущение Божие завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины еврейские, по зависти, предали на распятие Единородного Сына Божия, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческoго? Таким образом, от каждого попущения происходят и открывается нам величайшие богатства славы Божией и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам: благость Божия и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предведение и Промысл Его. Отсюда высочайшая мудрость и правда Его неведомыми нам путями осиявают нас, и тем самым возбуждают весьма многих внимательных людей к возращению добродетели, к умножению многотрудных, но славных подвигов.

Превращение зла в добро

О, как дивно и величественно проявляет себя промышление Божественное в повседневных своих попущениях! Немудрено от добра произвести добро, но весьма удивительное дело – зло обратить в добро. Есть поговорка: «На спокойном море всяк может быть кормчим». Не велика мудрость, когда ветер попутный, корабль крепок, море не волнуется, и матросы корабля знают свое дело, пристань видна, – направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует на море, корабль поврежден, волны с шумом вливаются на палубу и внутрь корабля, или когда ночь темная, ничего не видно, пираты окружили корабль, экипаж малочислен и плохо вооружен, и при всем этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности, – вот это удивительное дело: капитан корабля делом доказал свою мудрость и свою опытность править кораблем. Подобное замечаем мы и в мироправлении Божием: иное, что попускается волей Божией и представляется нам не ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной премудрости и правде. Чрез допущение противозаконных деяний и горестных приключений Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. По Божию Промыслу, направляющему все к наилучшему концу, злохитрые замыслы против кого-нибудь часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы. Величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели. Многие люди, по-видимому, уже совершенно погружены в бездну погибели, но на деле оказывается, что они чрез то самое спасены.

Доказательства из Библии

Иосифу узы и темница служат к почестям и к его величайшей славе; братняя к нему зависть доставила ему больше пользы, чем благоволение всего мира; Саулова злоба доставила Давиду царский венец; львиный ров ввел Даниила в честь и славу, каких не достигали и цари земные; Христос со креста вошел в рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на небеса и сел одесную Бога Отца.

В попущениях Божиих и добрая, и злая воли работают Богу, и с каким бы намерением они ни работали, однако в конце концов все совершается для достижения наилучших целей.

Действительно, все святые все то, что встречалось с ними в жизни, приятное или неприятное, приписывали воле, действию Божию, потому что они не обращали своего внимания на чужие грехи, но все поступки людские разсматривали, как Божий дар или Божие попущение за свои грехи. Святые разсуждали так: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы Он не знал, что оттуда Он произведет многочисленные и великие благодеяния.

Свидетельства Отцов

Подобную мысль высказал и бл. Августин: «Бог признал лучшим зло обращать в добро, нежели вовсе не допускать зла, потому что, будучи всеблагим, Он никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе». И опять, справедливо говорил учитель Феофил: «Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их; Бог производит из зла много доброго, подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду». Здесь должно упомянуть и о другом его наставлении: «Все оскорбляющие нас каким бы то ни было образом – каждый из них совмещает в себе как бы два лица, действующие – одно сознательно, другое беcсознательно. Во-первых, он желает, по злому расположению к нам, действовать против нас враждебно: с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает; при успехе же своем, чрез попущение Божие, делается он беcсознательно 2-м лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение, и тем самым он беcсознательно служит Богу».

Примеры истории

Такими беcсознательными служителями Божиими были известные в истории: Навуходоносор, Аттила, предводитель Гуннов, Тотила, царь италийских остготов, Тамерлан, и другие бичи Божии; таковы же Веспасиан и сын его Тит, которые, ради славы и распространения Римской империи, старались уничтожить евреев, но обманулись в том.

От человека зависит только желание, но не действие

Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне: что тебя столько оскорбляет – воля ли, умысел оскорбителя, или только его власть, возможность осуществить умысел, или и то и другое? Ты отвечаешь: «Меня оскорбляет и то и другое вместе». В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение оной в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбление: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, т.е. от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога (Рим 13:1), – зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом? Иначе, без Божия попущения, он не мог бы тебя оскорбить. Скажешь: «Противник мой нанес мне величайшую обиду» – «Скажи: какую? – ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя – и ты считаешь себя обиженным»? – «Этого лукавого человека, – скажешь, – и его злобную волю я ненавижу». – «Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести. Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? в чем её успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить! От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? не по власти ли и воле Божией? а если по власти и воле Божией, – то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым.

Следовательно, ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, – и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь.

Наставление бл. Августина

Отношение к обидам

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысел Божий и всего доброго ожидали от Бога.

Грех против ближнего остается грехом, хотя бы от него произошло добро

С другой стороны, из сказанного выше видно, что грех, учиненный против ближнего чрез Божие попущение, чрез сие не заслуживает ни малейшего смягчения вины грешника, потому только, что его противозаконное деяние дало Богу повод произвести от зла большее добро. Ибо к произведению последнего подан только повод согрешившим, и не от себя, но по богатству Божественной благости, намерение же у согрешившего было злое и осталось злым. Так, напр., если бы кто из злодеев, подложив огонь под хижину бедняка по злобе на него, сжег ее, а другой добрый и достаточный человек из сожаления к бедняку выстроил ему на месте истребленной пожаром хижины не в пример лучший домик, то и в таком случае не могли бы служить уменьшающими вину поджигателя ни малоценность подожженной хижины, ни добро, сделанное бедняку по поводу поджога и потери им хижины.

Святитель Иоанн Тобольский «Божественный промысл»

Источник

Попущение Божие

Попуще́ние Бо́жие — воле­изъ­яв­ле­ние Божье, поз­во­ля­ю­щее разум­ным тво­ре­ниям дей­ство­вать в рамках вло­жен­ной в них при созда­нии спо­соб­но­сти к осо­знан­ному и сво­бод­ному выбору, не пре­сту­пая доз­во­лен­ных и допу­сти­мых границ.

Чем попу­ще­ние Божье отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния?

В про­из­во­ле­нии Божьем раз­ли­чают два важных аспекта: бла­го­во­ле­ние и попу­ще­ние. Бла­го­во­ле­ние отно­си­тельно разум­ных существ харак­те­ри­зу­ется одоб­ре­нием их помыс­лов, жела­ний и поступ­ков, а также под­держ­кой, про­яв­ля­ю­щейся в бла­го­сло­ве­ниях и бла­го­дат­ной помощи со сто­роны Отца и Сына и Свя­того Духа. Попу­ще­ние же отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния тем, что оно выра­жа­ется в отно­ше­нии тех дел, кои явля­ются бого­про­тив­ными: Бог не бла­го­во­лит к этим делам, не спо­соб­ствует их реа­ли­за­ции; тем не менее, допус­кает их совер­шать.

При­ме­ром бла­го­во­ле­ния Божьего может слу­жить Его отно­ше­ние к доб­ро­де­тель­ным и умест­ным поступ­кам, совер­ша­е­мым доб­рыми анге­лами или людьми. Так, Гос­подь бла­го­во­лил к жерт­во­при­но­ше­нию Авеля, пере­се­ле­нию Авра­ама, выходу Изра­иля из Египта, стро­и­тель­ству скинии при Моисее, Храма при Соло­моне, испо­ве­да­нию апо­стола Петра, обра­ще­нию Павла и пр.

При­ме­ром же попу­ще­ния Божия явля­ется отно­ше­ние ко грехам, кото­рые Бог, конечно, не одоб­ряет, однако и не лишает зако­но­пре­ступ­ни­ков воз­мож­но­сти гре­шить. Так, Гос­подь не бла­го­во­лил гре­хо­па­де­нию Адама, и всё же не вос­пре­пят­ство­вал ему силой Своего все­мо­гу­ще­ства, не оста­но­вил его руку, потя­нув­шу­юся к запрет­ному плоду, доз­во­лил испро­бо­вать плод.

Как пони­мать выра­же­ние «на всё воля Божья»?

Данное выра­же­ние необ­хо­димо пони­мать в свете того дог­ма­ти­че­ского поло­же­ния, что никто и ничто не в состо­я­нии про­ти­во­сто­ять воле Творца. Следуя этой трак­товке, всё, что слу­ча­ется в мире сотво­рен­ных существ, слу­ча­ется только потому, что Гос­подь этого хочет или, как мини­мум, допус­кает. Доброе ли, злое ли, но всё, что ни про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно с ведома Отца и Сына и Свя­того Духа.

Тезис «на всё воля Божья» не сле­дует интер­пре­ти­ро­вать в том ложном смысле, будто Про­мысл Божий дей­ствует словно рок или фатум: не всё, что про­ис­хо­дит, должно было без­ого­во­рочно про­изойти, равно как и не всё, что не про­изо­шло, в дей­стви­тель­но­сти не могло про­изойти (см.: Судьба ).

Чело­век наде­лен разу­мом и сво­бо­дой про­из­во­ле­ния, и хотя он во многом огра­ни­чен по при­роде и инди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям, силой теку­щих обсто­я­тельств, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии он в состо­я­нии как выпол­нять, так и нару­шать волю Творца.

В случае соот­вет­ствия жела­ний и дей­ствий чело­века Божьему закону, Бог к нему бла­го­во­лит, спо­соб­ствует испол­не­нию добрых замыс­лов.

А когда дей­ствия и жела­ния греш­ника идут враз­рез с Божьим пред­на­чер­та­нием, Бог эти жела­ния и дей­ствия не одоб­ряет. В назван­ном случае Божья воля усмат­ри­ва­ется в том, что именно Он, по Своей воле, вложил в чело­века воз­мож­ность гре­шить; с другой сто­роны, Его воля, в этой связи, про­яв­ля­ется в тер­пе­нии или дол­го­тер­пе­нии (см. подроб­нее: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду? ).

Источник

Попущение

божье попущение что это. Смотреть фото божье попущение что это. Смотреть картинку божье попущение что это. Картинка про божье попущение что это. Фото божье попущение что это

Попущение Божие — пределы, в которых Бог допускает уклоняться от осуществления Промысла всем, кому в Божьем Предопределении бытия Он предоставил свободу выбора. При этом открыта возможность одним субъектам оказывать непосредственное или опосредованное воздействие, не укладывающееся в нормы праведных взаимоотношений, на других субъектов, которые сами уклонились от объективной праведности.

В зависимости от того, насколько и как кто-то уклоняется от предложенных ему Свыше норм праведности, — настолько Бог не воспрепятствует неправедным действиям и в отношении него самого и не поддержит его неправедное противодействие тем, кто действует против него в пределах Попущения. При этом Попущение в отношении каждого обусловлено достигнутым им личностным развитием: чем больше было дано Свыше человеку, чем ближе его нравственность к праведности, чем большего он достиг в освоении потенциала развития своих способностей — тем строже отношение к нему Свыше и тем строже ему самому следует быть в самодисциплине.

Попущение Божие во всех случаях промыслительно целесообразно, поскольку в нём Бог предоставляет возможность неправедным одуматься самим под воздействием обстоятельств, не нарушая Своею волей их свободы выбора и не подавляя их воли. Это вполне возможно, если в психике человека устойчиво работает связка «Различение от Бога —> внимание самого человека —> интеллект, направленный на переосмысление событий в Жизни и собственной нравственности».

При этом, одни и те же обстоятельства, — в зависимости от того, при каком строе психики и эмоционально-смысловом строе души человек способен удерживать себя под воздействием обстоятельств, входя в них, — могут разрешиться как в области Попущения Божиего, так и в русле Промысла либо полностью, либо в каких-то своих составляющих. И если человек такого рода неоднозначную предопределённость разрешения ситуации, возникающей казалось бы Попущением Божиим, как-то ощущает и осознаёт, то он вполне способен своею волей пройти её в русле Промысла, избегнув воздействия Попущения на себя и окружающих.

Попущение представляет собой своеобразный замыкатель обратных связей на человека: что сеешь — то и пожинаешь; во многих случаях — пожинаешь сторицей. Поэтому человек должен осмысленно относиться к тому, что приходит по обратным связям, выявлять их знак (положительная связь либо отрицательная) и изменять его на противоположный, если выявляется такого рода необходимость.

Соответственно знание о Попущении Божием как об объективном явлении в жизни общества в целом и каждого человека позволяет выявить четыре основных вида этики:

Соответственно политика растления подрастающих поколений во все времена во всех народах — не издержки свободы слова и художественного творчества, не этическая ошибка, а целенаправленный злой умысел. И пусть владельцы и работники средств массовой информации, составляющие программы телевещания и сводки новостей, деятели искусств — так называемая “творческая” интеллигенция — и прочие служители и заправилы эгрегориально-магических псевдорелигиозных и светских культов поостерегутся, поскольку вся такого рода деятельность протекает в пределах Божиего Попущения со всеми сопутствующими этому неизбежными последствиями для её сторонников и самих делателей.

Однако в исторически реальной практике под лозунгами «священной войны», провозглашаемыми обеими враждующими сторонами, большей частью одни злочестивые вкушают ярость других злочестивых в пределах Божиего Попущения в отношении каждой из сторон. И соответственно — горе тому, кто, возомнив о своей праведности, начнёт “священную” войну против тех, кто более праведен, а тем более — против тех, кто истинно праведен: неизбежно придётся столкнуться с прямой, хотя, возможно, и неисповедимой для неправедных, поддержкой Богом более праведных. То же касается и всевозможных “святых” инквизиций.

В обществе господство христианской, а по существу — нормальной человеческой этики (в указанном смысле) возможно, но требует и предполагает, чтобы человек был нравственно готов и умел принять к искреннему осмыслению и встречные уведомления со стороны окружающих о его собственной неправедности, дабы он мог с такого рода помощью других людей изменить самого себя.

В этом и состоит суть алгоритмики соборности как подспорья в личностном развитии.

При отказе от готовности принять к осмыслению уведомления о собственной неправедности, при неумении это сделать или при нежелании изменить самого себя, дабы искоренить неправедность в себе, неизбежен переход “отказника” к самоизоляции или “священной” войне против всех с ним не согласных ради собственного его самоутверждения в нравственно приятных ему заблуждениях и насаждения их в качестве нормы для окружающих. И в этой войне он неизбежно сгинет, если не будет как-то удержан и ему не будет Свыше предоставлена возможность одуматься, которой он воспользуется.

Источник

БОЖий Промысел и БОЖье Попущение

Чем попу­ще­ние Божье отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния?

В про­из­во­ле­нии Божьем раз­ли­чают два важных аспекта: бла­го­во­ле­ние и попу­ще­ние. Бла­го­во­ле­ние отно­си­тельно разум­ных существ харак­те­ри­зу­ется одоб­ре­нием их помыс­лов, жела­ний и поступ­ков, а также под­держ­кой, про­яв­ля­ю­щейся в бла­го­сло­ве­ниях и бла­го­дат­ной помощи со сто­роны Отца и Сына и Свя­того Духа. Попу­ще­ние же отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния тем, что оно выра­жа­ется в отно­ше­нии тех дел, кои явля­ются бого­про­тив­ными: Бог не бла­го­во­лит к этим делам, не спо­соб­ствует их реа­ли­за­ции; тем не менее, допус­кает их совер­шать.

При­ме­ром бла­го­во­ле­ния Божьего может слу­жить Его отно­ше­ние к доб­ро­де­тель­ным и умест­ным поступ­кам, совер­ша­е­мым доб­рыми анге­лами или людьми. Так, Гос­подь бла­го­во­лил к жерт­во­при­но­ше­нию Авеля, пере­се­ле­нию Авра­ама, выходу Изра­иля из Египта, стро­и­тель­ству скинии при Моисее, Храма при Соло­моне, испо­ве­да­нию апо­стола Петра, обра­ще­нию Павла и пр.

При­ме­ром же попу­ще­ния Божия явля­ется отно­ше­ние ко грехам, кото­рые Бог, конечно, не одоб­ряет, однако и не лишает зако­но­пре­ступ­ни­ков воз­мож­но­сти гре­шить. Так, Гос­подь не бла­го­во­лил гре­хо­па­де­нию Адама, и всё же не вос­пре­пят­ство­вал ему силой Своего все­мо­гу­ще­ства, не оста­но­вил его руку, потя­нув­шу­юся к запрет­ному плоду, доз­во­лил испро­бо­вать плод.

Как пони­мать выра­же­ние «на всё воля Божья»?

Данное выра­же­ние необ­хо­димо пони­мать в свете того дог­ма­ти­че­ского поло­же­ния, что никто и ничто не в состо­я­нии про­ти­во­сто­ять воле Творца. Следуя этой трак­товке, всё, что слу­ча­ется в мире сотво­рен­ных существ, слу­ча­ется только потому, что Гос­подь этого хочет или, как мини­мум, допус­кает. Доброе ли, злое ли, но всё, что ни про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно с ведома Отца и Сына и Свя­того Духа.

Тезис «на всё воля Божья» не сле­дует интер­пре­ти­ро­вать в том ложном смысле, будто Про­мысл Божий дей­ствует словно рок или фатум: не всё, что про­ис­хо­дит, должно было без­ого­во­рочно про­изойти, равно как и не всё, что не про­изо­шло, в дей­стви­тель­но­сти не могло про­изойти (см.: Судьба ).

Чело­век наде­лен разу­мом и сво­бо­дой про­из­во­ле­ния, и хотя он во многом огра­ни­чен по при­роде и инди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям, силой теку­щих обсто­я­тельств, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии он в состо­я­нии как выпол­нять, так и нару­шать волю Творца.

В случае соот­вет­ствия жела­ний и дей­ствий чело­века Божьему закону, Бог к нему бла­го­во­лит, спо­соб­ствует испол­не­нию добрых замыс­лов.

А когда дей­ствия и жела­ния греш­ника идут враз­рез с Божьим пред­на­чер­та­нием, Бог эти жела­ния и дей­ствия не одоб­ряет. В назван­ном случае Божья воля усмат­ри­ва­ется в том, что именно Он, по Своей воле, вложил в чело­века воз­мож­ность гре­шить; с другой сто­роны, Его воля, в этой связи, про­яв­ля­ется в тер­пе­нии или дол­го­тер­пе­нии (см. подроб­нее: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду? ).

Христос сказал: будут моры…

божье попущение что это. Смотреть фото божье попущение что это. Смотреть картинку божье попущение что это. Картинка про божье попущение что это. Фото божье попущение что это
Больные испанским гриппом, США

«Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры» (Лк. 21: 11). В Евангелии моры (греч. λοιμοὶ) – это заразные болезни, то есть эпидемии. Христос сказал, что моры будут, и вот – они есть. Они должны быть. Спаситель пытается донести до нас, что повальные болезни с Его пришествием не прекратятся. Как не исчезнут землетрясения, то есть природные катаклизмы, и глады, то есть социальные бедствия. Таков закон жизни вне Рая. С тех пор, как человек внес в мир заразу греха, мир поражает человека заразой инфекций, микробов, болезнетворных бактерий.

Эпидемии, а в более крупном масштабе – пандемии, подобны разыгравшемуся стихийному бедствию. Все одинаково немощны перед стихией. Царь и нищий, богатый и убогий – все одинаково бегут от пожара, боятся природного катаклизма, все трепещут прилипчивости какой-нибудь смертоносной болезни.

У Шекспира единственный сын Хемнет умер в одиннадцать лет от чумы. А младший брат императора Александра I Константин умер от холеры. От эпидемий умирали великие и знатные, цари и иерархи. Во все века клыкастая пасть эпидемий оставалась разинутой, всепожирающей и ненасытной.

Болезней, вылившихся в пандемии, насчитывается десять:

Подобно десяти египетским казням, они лишают покоя, несут тревогу и боль. Одна казнь сменяется следующей – впрочем, ни одна не является полностью преодоленной. Словно волны бушующего моря, злые поветрия накрывают, сносят стоящих на пути, а потом отходят, чтобы через какое-то время вернуться опять. Они бушуют все века нашей несчастной истории, только сила волн от века к веку неодинакова.

Откуда пандемии?

Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир. Такова горькая и неприглядная правда.

Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир

Грех внес поломку, дисбаланс и сбой в мир, живший райской гармонией. Хищничество и отчаянная борьба за выживание, взаимное пожирание и вражда – вот что есть мир после утраты Рая. За отвержение Бога человек подчинился смехотворно мелким, жалким частицам падшего мира, призванный к обожению поработился микробам. Из страха смерти ты вынужден изучать микроскопических паразитов, бацилл, штаммы вирусов и кишечную палочку, исследовать собственные мочу и кал – потому что отвернулся от созерцания Бога, постижения небесной чистоты и приобщения Ангелам.

Таков закон жизни вне Рая.

За вирус смертных грехов – вирус смертоносных болезней.

За инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть.

За заразу самодовольства – зараза недугов, лишающих покоя и неги.

Таков закон жизни вне Рая: за инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть

Пандемии – аналог мировых войн, только на уровне борьбы с человеком бунтующей природы. Ты повел себя как хищник – вот тебе хищничество со стороны падшего мира. Природа вышла из-под твоего контроля, как и сам ты перестал подчиняться Творцу. Мир как бы мстит человеку всякой пандемией за то, что человек повредил мироздание своим грехом, за то, что увлекся блудливой связью с разрушителем-диаволом.

Колоссальная катастрофа грехопадения отразилась как в зеркале во всякой пандемии. Бессилие людей перед каждым смертоносным поветрием – образ зияющей бездны греха – отчуждения человека от Бога и, как следствие, страданий и смерти.

О человек! Твое сердце жаждет жизни и счастья, но ты уязвляешься тернием бед и страданий. Твой дух парит к небесам, но жало болезни, вонзенное в твою плоть, ставит тебя на заслуженное тобой место.

Так низлагается гордыня человека, ибо так низвергается всякий ложный кумир. Жизнь призванного к бессмертию стала жалкой по подобию того же микроба. Пандемии показали, насколько немощен, слаб человек. Но пандемии же и открыли: жить только ради земли бессмысленно.

Не думай, что вне Рая ты будешь жить и радоваться, не болеть, не умирать. Жизнь вне Рая – не жизнь, а борьба за выживание. Побеждая одну болезнь, мы непременно встретим новую, ранее неслыханную. Ибо нельзя обойти приговор: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19), нельзя благоденствовать на земле, которая «терния и волчцы произрастит» за твой грех (Быт. 3: 18).

Болезни как мудрое попущение Божие

Но человек ценит хлеб, когда нет хлеба. Воду – когда сгорает от жажды. Воздух – когда задыхается. Так грешный человек начинает ценить всё Божие через отнятие, то есть через страдание.

Всякое отнятие есть страдание. Отнятие здоровья – мука. Ибо здоровье неразрывно от жизни. Никто не умирает потому, что кончилась жизнь, все умирают от порушенного здоровья, по причине его истощенных или уничтоженных ресурсов. Поэтому все так пекутся о здоровье – в этом неукротимая тяга человека к жизни. И даже если кто-то игнорирует свое здоровье, уничтожает его своим неразумным поведением, то это лишь потому, что он наивно полагал, будто ресурсы его здоровья бесконечны.

Что для Господа взять и одним мановением прекратить моровые поветрия? Что для Господа исцелить болезни людей? Но нам оставлены естественные средства борьбы с болезнями, чтобы мы научились ценить всё Божие.

Мы подобны ученикам Христовым в лодке, вокруг которых разыгрывается буря, а Сам Спаситель как будто оставил их одних, спит и не слышит. Не лучше ли наоборот – ученики мирно спят, а Спаситель бодрствует и охраняет их сон от малейшего колыхания ветра? Нет, людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души, погруженность в негу, комфорт, беззаботность.

Людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души

«Утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32: 15). Адам, будучи чист от греха, погиб при беспечальной жизни. Мы же при грехах своих как спасемся, если пребудем в беспечности?

Представьте, что какому-то человеку вместо работы дают только деньги, что станет с душой его? Потребительски-беспечное отношение к жизни губит жизнь. Когда тебе всё дано, но сам ты не трудишься, то ты рядом с погибелью. Премудрость Промысла Божия, непонятного нам и неизъяснимого, выразилась в том, что при всём обилии благодатных даров исцелений наш удел – преодолевать бедствия посредством тяжкой борьбы, а не беспечно получать от Бога чудесные блага.

Христианство не есть комфорт

Еще выскажу мысль, которая заведомо не может быть принята всеми. Христианство не есть комфорт. Христианство не может быть комфортабельным. Христианство – это мученическое исповедание, ибо оно есть следование за Христом, а путь Христов – крестный.

Когда христианство становится комфортабельным, то Господь посылает испытания, сокрушающие комфорт. «Вы всё еще спите и почиваете?» – обращается к нам Спаситель (Мк. 14: 41). А мы не знаем, что и ответить Ему. Привыкли к свободе, к тому, что всё есть и всё можно, храмы открыты, права наши защищены, вокруг штиль, так что можно, кажется, и поспать. Нет, Господь попускает нам шторм, чтобы мы пробудились.

Всякий шторм выводит из привычных, комфортных для нас условий жизни. Вновь затворяется Райский Чертог – Божий храм, чтобы мы обновленным взором взглянули на Церковь, на Таинства, на радостную встречу с Господом в Евхаристии. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Так в отношении храмов, так и в отношении здоровья, так и в отношении всего, что созидается на земле.

Мы боремся с болезнями как с исполинами. В поте лица мы возделываем хлеб, а здоровье дается нам потом кровавым. Исполины сильнее нас. Но смиренный Давид побеждает гордого Голиафа. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Вот почему победа над мировыми пандемиями во все века давалась крайне тяжко, со многими жертвами. Чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие.

Нужно, чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие

Смирившись многовековыми беспощадными пандемиями, человечество получает возможность побеждать их. Господь несомненно откроет средства лечения и от нового вируса. И всякий раз найденные человечеством средства победы над пандемиями – это образ благословения Божия, открывающего спасение всякому кропотливому, смиренному труженику.

Но посмотрим, как на Руси уже встречали пандемии, что предпринималось. Какой мы можем извлечь из этого урок?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *