Что можно делать в библиотеке
Современная библиотека: для чего она вам нужна?
«Как пройти в библиотеку?» Еще недавно нам могло показаться, что этот вопрос в современном мире потерял актуальность. Но даже в цифровую эпоху библиотеку остаются востребованными, потому что стараются идти в ногу со временем. А вы знаете, что может предложить вам современная библиотека? Если нет – эта статья для вас!
Просто почитать
Что нужно, чтобы записаться в библиотеку? Совсем немногое – всего лишь, документ, подтверждающий личность (например, паспорт). Дети младше 14 лет записываются в библиотеку в присутствии законного представителя (родителей, опекунов), по их документам.
Это интересно: взрослый человек при желании может записаться в детскую библиотеку, а ребенок – во взрослую, жесткого разграничения по возрасту нет. Но, конечно, нужно учитывать, что фонды библиотеку подбираются с учетом специфики профиля их работы, и ожидать, что в детской найдутся собрания трудов немецких философов не стоит.
Важно! Регистрация по месту жительства может потребоваться в том случае, если вы хотите брать книги на дом. Например, такие правила действуют в Москве. В этом случае вы получаете на руки читательский билет, он служит пропусков в библиотеку, по нему выдают и принимают книги. Кстати, в Москве в качестве билета может выступать карта москвича или карта жителя Московской области.
Как поступить, если нет регистрации? В этом случае вы получите разовый пропуск. Он дает право пользоваться всеми услугами библиотеки, но забирать книги домой не позволят.
Если вы потеряли читательский билет
Что можно делать в библиотеке?
Современная библиотека старается предложить своим читателям целый спектр услуг, которые будут полезны как для учебы или работы, так и для досуга. Вот неполный перечень того, что еще предлагают библиотеки:
Как пользоваться цифровыми библиотеками?
При получении читательского билета вы также получаете пароль для авторизации в системе. Необходимо войти в систему «Литрес: Библиотека», пройти авторизацию на сайте. Пользоваться архивом можно при помощи компьютера или гаджета с любой из популярных систем (Android, iOS, Windows).
Кстати! У вас есть возможность получить доступ к оцифрованным книгам, изданным до 1945 года. Электронные копии находятся в электронном фонде Центральной библиотеки имени Н. А. Некрасова, среди них – уникальные издания с середины XVI века, журналы и газеты.
Какие еще активности предлагают библиотеки?
Библиотеки регулярно устраивают или участвуют в различных акциях и проектах, которые призваны прямо или косвенно повысить интерес к чтению и использованию услуг библиотек в целом.
Важно! Воспользоваться дополнительными услугами можно без записи в саму библиотеку. Документ, удостоверяющий личность, тоже не нужен. Но некоторые из таких услуг являются платными – например, большинство лекций.
Для серьезной работы
Тем, кому нужно воспользоваться специализированными, архивными, узкопрофильными изданиями, стоит обращаться в определенные библиотеки. Название, адрес и режим работы библиотеки, соответствующей вашим запросам, можно найти в интернете. Также зачастую для подобной работы требуется воспользоваться архивами. В Москве, например, действуют три читальных зала центрального архива. Чтобы воспользоваться их услугами, паспорта недостаточно, нужны следующие документы:
Тем, кто планирует работать с научно-техническими документами, требуется подготовить заявление, документ, подтверждающий полномочия на такую работу, документ, подтверждающий право на работу с документами.
Все подробности можно уточнить по телефону в том архиве, которым вы решите воспользоваться.
В итоге
13 причин, почему современные библиотеки далеко не бесполезны
«Если бы я стала мэром города (или министром культуры), то в первую очередь… открыла бы много новых библиотек». Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ Асонова Катерина выступает в защиту библиотек и рассказывает, что нужно сделать, чтобы современным горожанам хотелось туда приходить.
Библиотека как место, где можно читать
Это очень странно, но у людей с незапамятных времён есть такая потребность — читать. Молча или вслух складывать буквы, иероглифы (знаки, символы), изображения в высказывания и тексты. Кто-то думает, что таким образом узнает что-то про других людей (про автора написанного, например), большинство трезво понимает, что всё прочитанное — это текст о самом читающем. Главное в этом процессе — возможность побыть с самим собой. Кто-то практикует медитацию, кому-то нужнее чтение.
Что же такое можно читать в библиотеке, чего нельзя прочесть дома или уж тем более найти в интернете?
Периодику — её вообще трудно встретить где-то, кроме библиотеки. Даже в условиях, когда как будто бы абсолютно все издания имеют свои сайты, бумажные газеты и журналы — это востребованная практика чтения. Она привычна на людей старшего поколения, она доступна детям и младшим подросткам (они довольно редко читают сетевую периодику).
Журналы в библиотеке — это вообще очень важная для нашей культуры штука: только библиотечная подписка может эффективно поддержать издание толстых журналов, тематических изданий, детских и подростковых. Спрос читателей в библиотеке — естественный регулятор подписки, сама подписка — естественный и продуктивный способ государства поддерживать читательские потребности своих граждан.
Литературные новинки. Сразу скажу, что покупка новинок ведущих издательств в муниципальные библиотеки тоже является одним из наиболее эффективных способов государственной поддержки книжного рынка и читательского интереса граждан. Москва вполне может себе позволить такую роскошь. Не погибнет ли тогда покупательский интерес к книгам, спросите вы. Не погибнет. Проверено: понравившуюся книгу хочется иметь дома, подарить кому-то, рассказать о ней. Последнее — самое важное для развития читательской покупательной способности.
Диски с музыкой и фильмами, ноты, диафильмы и многое другое. Эти неочевидные библиотечные ресурсы могут оказаться для многих неожиданностью, а казалось бы, это такой же источник информации, как и книга, фильм, ноты, музыкальная запись могут быть нужны на время — время знакомства, работы, исследования. И мне кажется, это хорошая история — взять в библиотеке проектор и диафильмы и устроить с ребёнком вечер в тёмной комнате, познакомить его с досуговыми технологиями своего детства.
Справочники. У любой справочной системы, будь то советская энциклопедия, словарь Брокгауза и Ефрона или новейшая цифровая поисковая система, есть одна особенность: она не нужна для постоянного использования. И есть ещё одна особенность — не всегда человек может разобраться в том, как и для чего её можно использовать, поэтому библиотека — это место, куда логично идти с вопросом и рассчитывать, что её сотрудники смогут помочь найти на него ответ. Найдут его или подскажут, где и как искать.
К этой теме примыкает ещё одна — поиск информации о том, что происходит в городе.
Библиотека как информационный ресурс
Любая библиотека сохраняет и собирает архивы. Районная библиотека практически создаёт историю района. Это удивительная, не очень востребованная, но уникальная функция муниципальной библиотеки. Краеведческая тема, тема истории (пусть и новейшей) района воплощается в подшивке районной газеты, коллекции фотографий, планов района, на которых отражается динамика его изменений и роста. Всё это мало кому и редко бывает нужно. Но без этого как-то уж очень трудно жить: любой локус — это прежде всего история, которая может быть мозаичной, неполной, наполненной мифами и легендами. Но для библиотечного краеведения её народность и некоторая ненаучность — это возможность вовлечь в её сохранение и создание всех жителей. Понимаю, что этот раздел звучит пафосно, но без этого не получается говорить о том, что жизнь любого района по-своему ценна.
Библиотека как ресурсный центр
Не совсем про чтение. Специально пишу об этой функции библиотеки отдельно и особо. Знаете ли вы, что в простой городской библиотеке можно снять копию документа, получить услугу по заполнению анкет в разные инстанции? Знаете ли вы, что в библиотеке можно не только воспользоваться бесплатным выходом в интернет с библиотечного компьютера, но и научиться им пользоваться?
Конечно, об этом не знают те, кто и так при себе имеет мобильное устройство и свой мобильный интернет. Но это очень актуально для тех, на кого электронная запись ко врачу стала неожиданностью.
Библиотека как место для общения
У любой уважающей себя библиотеки теперь есть афиша. Что в ней? В первую очередь это встречи с интересными людьми (писатели, переводчики, издатели, политики, психологи, просветители), не последнее место занимает просветительская деятельность сотрудников библиотеки: от библиотечных занятий до литературных квестов, от экскурсий по окрестностям до экологических акций и праздников, но могут в афише быть и выставки, и концерты, и лекции, и собрания. Пространство удобное, доступное и располагающее к общению.
Утопия, скажете вы, прочтя этот материал. Кто-то усомнится в том, что такая библиотека кому-то нужна, кто-то не поверит, что такое возможно. Однако библиотеки такие есть и именно такие они и нужны. Есть только маленькое но. Они как бы есть, но их как бы нет. Их катастрофически мало, чтобы стать тем, о чём я написала выше.
В районе Москвы, где я живу, такого нет совсем. Потому что наличие библиотеки с похожим функционалом в трёх кварталах от моего дома не считается. Почему? Потому что в каждом квартале спального района нужна библиотека, которая расположена на первом этаже жилого дома и объединяет в себе привычные для горожан функции, например, здесь можно почитать свежую прессу или новинку в толстом литературном журнале. Или есть интересные книги, журналы по рукоделию, диски с фильмами и музыкой, настольные игры — всё то, что люди берут на время.
13 преимуществ библиотеки
Да, и это пространство не может не зарабатывать: прейскурант на оказание услуг, абонемент, кстати, может быть платным! А вот привязывать библиотечную услугу к прописке не стоит. Не очень хорошая история, если в библиотеке будут вестись платные занятия, так как это ограничит доступ в неё для тех, кому она нужна по указанным выше. А возможность жильцов развивать это пространство должна быть открытой и разнообразной.
Материал создан на основе исследований лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
Библиотека сегодня — территория возможностей или кладбище талантов?
Рассказ молодого библиотекаря о личном опыте, минусах и плюсах профессии и о том, что необходимо поменять в библиотечной среде.
По материалам недавней статьи решил написать свою историю о том, как и зачем я — молодой человек, сегодня работаю библиотекарем.
По образованию я учитель истории и обществознания. Ещё во время учёбы в университете успел поработать в школе. После получения диплома появился порыв оставить Петрозаводск и перебраться в глухую карельскую деревню, где учебных заведений почти не осталось, а нехватка учителей ощущается острее всего. Почти решился, как неожиданно мне предложили попробовать устроиться в Национальную библиотеку Карелии, что, собственно, я и сделал.
Библиотека, хоть и крупнейшая в субъекте, представлялась мне понятным и незамысловатым местом. На тот момент я наивно полагал, что уж с выдачей книг как-нибудь справлюсь. Иллюзии разрушились в первый же день. Меня встретило большое современное учреждение: свыше 100 сотрудников, распределённых на отделы со своей спецификой работы, больше 1,5 миллиона книжных изданий по всевозможным отраслям знаний, огромное книгохранение, информационные ресурсы, бесконечные проекты и мероприятия, о существовании которых я не догадывался.
Я оказался в самом крупном структурном подразделении – отделе библиотечного обслуживания. Библиотеки сегодня вовлечены в круговорот перемен, который многим даётся крайне сложно. В 2015 году, когда я пришёл работать в эту сферу, то лично стал свидетелем этих изменений. Во-первых, у нас на тот момент шла реконструкция здания, в рамках которой библиотека расширилась, появились новое пространство и материальная база, провели повсеместный ремонт.
Правда, после завершения работ возникли проблемы как в старом здании, так и в новом. Подрядчик не устранил недостатки в рамках гарантийных обязательств, так как компания находится в стадии банкротства. Классика, конечно, но в этот раз речь идёт не о стройке, а о личном опыте.
В самом начале у меня поинтересовались: чем увлекаюсь и как я могу это связать с мероприятиями в стенах библиотеки. Любовь к книгам и кинематографу пришлась как раз кстати. Через несколько недель у меня родился проект, где я решил обсуждать и анализировать художественные произведения и их экранизации. Это всё переросло в цикл дискуссий на тему отечественного и зарубежного кино, но прямо или косвенно связанный с литературой.
Мы обсуждали миры братьев Стругацких и параллельно обращались к творчеству Бондарчука и Тарковского, сталкивали экранизации подростковых антиутопий и тексты Оруэлла, Хаксли, Замятина и Брэдбери, отправлялись на поиски «Героя нашего времени» Лермонтова и приходили к балабановскому Даниле Багрову.
Мне предложили взять на себя тему комиксов и графических романов. До этого я не очень этим интересовался, но решил не отказываться. Так родился проект «Территория комиксов», где в интерактивной форме шло знакомство с этой удивительной областью искусства. Для взрослых эту тему я старался раскрыть с иной стороны: вроде того, что персонаж Джокера появился из-за экранизации романа Виктора Гюго «Человек который смеётся», где главного героя Гуинплена сыграл немецкий актер Конрад Фейдт.
Я рассказывал и о необычных авторах и их работах. Например, про Шона Тана, очень крутого австралийского художника, чьи произведения меняют представления о графическом романе. Его книгу «Потерянная вещь» (The Lost thing) экранизировали, одним из режиссёров выступил сам автор. В 2011 году мультфильм взял «Оскар» в номинации лучший анимационный короткометражный фильм.
Шон же в ответе за роман «Прибытие» (The Arrival), повествующий о герое, который из-за конфликтов внутри страны оставил свою семью и покинул родной дом. Другая часть света встретила его незнакомой культурой, языком и общественным устройством. Эффект сопереживания главному герою появляется мгновенно, ведь в «Прибытии» вы не найдёте ни единого слова, только визуальная информация.
На этом моя работа не ограничивалась. Я изучал книжный фонд библиотеки, анализировал мероприятия и проекты, проходящие внутри и за пределами учреждения, узнавал об опыте зарубежных и отечественных коллег, привыкал работать на разных кафедрах, так как библиотекарь сегодня должен быть универсальным специалистом и куратором.
С самого начала не всё оказалось таким радужным. Первая проблема, с которой я столкнулся, это мизерная зарплата, которая составила чуть меньше 12 тысяч рублей. Сейчас с этим вопросом дела худо-бедно обстоят иначе, средняя зарплата в регионе, если мы говорим о культуре и официальных данных, составляет примерно 30 тысяч рублей. Руководство молодых сотрудников старается поддерживать, так как изменения невозможны без новых людей и подходов.
Что касается старших коллег, то в процессе взаимодействия внутри коллектива, помимо недопонимания, часто возникает взаимовыгодный обмен опытом. Обычно это происходит с теми, кто в этом заинтересован, а таких людей большинство.
С другой стороны, такие учреждения как школы, библиотеки и музеи довольно сложно идут на нововведения. Я понимаю, что легко пойти на поводу ностальгии, когда не было интернета, а в библиотеки ходили огромными толпами, но ведь всё поменялось невероятным образом. И вместо того, чтобы признать эти изменения и встроить в них библиотечную работу, некоторым удобнее окутать себя пеленой безразличия, нежелания и явного негодования в отношении чего-то нового.
На сегодняшний момент коллектив библиотеки заметно изменился. Десять лет назад молодёжь можно было по пальцам сосчитать, теперь же треть кадров — это люди до 35 лет. С момента моего трудоустройства в библиотеке успело поработать много молодых сотрудников. Многие из них не стали задерживаться в библиотечной сфере. Есть разные причины почему так происходит: некоторых не смогла заинтересовать специфика профессии или банально не справлялись с поставленными задачами, у других библиотека была просто временным местом работы.
Когда я сам просто пользовался библиотекой, некоторые вещи меня довольно сильно раздражали. Оставались элементы обслуживания читателей ещё с советских времён. После реконструкции появилось то, что я сам так давно ждал. Например, можно самостоятельно взять книги без обращения к сотрудникам библиотек: если брал их на дом, то в любое время суток можешь самостоятельно вернуть через станцию книговозврата.
Если свободного времени не хватает, то есть возможность через сеть заказать нужную литературу, а затем с помощью читательского билета забрать её в полке бронирования, которая похожа на ячейки для хранения ценных вещей. Никаких карточных каталогов, всё в цифровом варианте.
Почему же я всё-таки работаю в библиотеке? Честно признаюсь, что те идеи, которые мною предлагаются, за редким исключением, не встречают сопротивления со стороны начальства. Сотрудники разных возрастов готовы помогать и поддержать твои замыслы, многие коллеги раскрываются просто с нереально крутой стороны, сохраняя священный огонь молодости даже после 30 лет работы в библиотечной сфере.
И всё чаще встречаешь ситуации, когда здоровый консерватизм соседствует с нововведениями, ведь не стоит забывать, что традиционная библиотечная работа до сих пор остается востребованной.
Да я и сам вижу, что многое поменялось, но, на мой взгляд, не хватает качественных, даже фундаментальных изменений. За год у нас проходят тысячи мероприятий, где книга зачастую выступает обычным дополнением.
Библиотека – это то пространство, где ты можешь комфортно проводить время, посещать выставки, мастер-классы, квизы, лектории, встречи с писателями, режиссерами, концерты и крупные акции, но чтобы это стало повсеместным явлением не только для сотрудников, но и для пользователей библиотеки, необходимо осознание важности перемен на всех уровнях.
Часто работе мешает самоцензура, и это касается не только библиотек. В атмосфере перманентного страха и боязни сделать что-то не так скрывается тупик для изменений. Есть ещё проблема, что в библиотеки иногда приводят людей организовано, будь то простое ознакомление или какое-нибудь мероприятие. С этим я тоже столкнулся, ведь такой подход не формирует позитивного представления о библиотеке, куда приходишь только потому, что сам этого хочешь.
Часто информация о наших проектах не доходит до целевой аудитории. По этой причине некоторые крутые проекты не получилось воплотить в жизнь. К проблеме можно добавить и недостаточную вовлечённость подростков в библиотечное пространство. Как раз сейчас мы работаем над решением этой задачи.
Пошёл четвёртый год, как я работаю в библиотеке. За это время произошла куча разноплановых событий. Сегодня библиотека постепенно становится площадкой, которая может стать главным культурным, информационным и социально значимым местом города. Может, но еще не стала.
Вероятно, в маленькой библиотеке я бы не стал задерживаться. Всё-таки там, где я работаю, уже есть отличное пространство, необходимая техника и перспектива дальнейшего развития. Я стараюсь посещать другие регионы, принимаю участие в фестивалях, общаюсь с коллегами. В связи с этим можно смело сделать вывод, что остаётся ещё очень много мест, где время словно остановилось, а про 21 век даже не слышали. Это к вопросу недостаточного финансирования сферы, а также кадровой составляющей.
Мне приятно осознавать, что, несмотря на существующие проблемы, у меня есть возможность принимать участие в абсолютно разных мероприятиях, общаться и взаимодействовать с разными людьми. К примеру, сегодня мои коллеги из библиотечного проекта «Читка» могут поставить пьесу «Пинежский Пушкин», основанную на рассказе архангельского фольклориста и писателя Бориса Шергина.
В 1934 году повсеместно началась подготовка к юбилею Пушкина. Борис Шергин рассказал о поэте неграмотной пинежанке. Об услышанном она рассказала землякам. Эти пересказы, впечатления, отображения слышанного, своеобразно понятого, реплики, афоризмы, отрывочные, но эмоционально насыщенные и поэтически-образные, послужили материалом для компоновки «пинежского» рассказа о Пушкине.
Действие пьесы разворачивается в 1937 году в избе-читальне, где помимо деревенских представлений о Пушкине добавили контекст страшного и трагического периода советской истории. Я и сам принимал участие в этом проекте, только в другой постановке. Мне досталась роль чёрта, трикстера с намерением заполучить душу главного героя, в определённые моменты перевоплощающегося в участкового.
В один день может пройти творческо-просветительская программа для детей, где я могу рассказывать о космосе и вселенной, видеть искреннее удивление, живую заинтересованность, а на следующий день со взрослыми обсуждать, как творчество Чехова можно использовать в качестве лекарства от скуки.
Пару лет назад на акцию «Библионочь» я сделал площадку в формате «Фрэнки-шоу», только в режиме реального времени. С музыкальным и визуальным сопровождением я от имени известных людей рассказывал о своей жизни, а присутствующим требовалось раскрыть о ком идёт речь.
Вы начинающий художник или фотограф? В таком случае можно договориться, и вам бесплатно предоставят одно из выставочных пространств библиотеки. Хотите просто поработать над своим проектом? Пожалуйста, никто не против, а про наши мероприятия можно вообще отдельную статью писать. И мне хочется верить, что возможностей как-то себя проявить именно в стенах библиотеки будет только больше.
«Библиотекарь — не врач и не педагог, чтобы помогать людям в каком-то высоком смысле», — сказала Ольга Жигулина в комментариях под статьей о библиотекаре из Саранска.
Я не соглашусь. В идеале современный библиотекарь – это не только специалист своей области, но и учитель, психолог, автор, администратор и режиссёр. В нас крепко сидит небольшое заблуждение, особенно касательно университетов и школ. Система образования просто буксует на месте, процессы, что происходят в школе вызывают лишь недоумение, ведь именно там качественные изменения проходят сложнее всего, а программа и методика учебных дисциплин стоит на повторе десятки лет.
При таком положении дел библиотека имеет все шансы стать местом интересного и подлинного досуга для детей и подростков, которого им так не хватает, особенно в маленьких городах.
Учитель – это очень массовая профессия, где затаилось столько архаики, что непонятно как это изменить. Наличие молодежи дело не исправит, да и многие идут в педагогику по остаточному принципу, просто никуда больше не поступил.
Бывают моменты, когда апатия накрывает меня. Но, в конце концов, большинство вещей зависит от нас самих и нашего желания. Мне импонирует просветительская миссия в абсолютно разных форматах и проявлениях. Для меня библиотека стала тем местом, где можно пробовать реализовать себя. Несмотря на сложности, вроде остатков старых подходов к работе и периодическому скепсису окружающих.
Я хочу быть в центре изменений, которые хоть проходят сложно и неоднородно, но всё-таки проходят. Потому что во времена застоя лучшее место для молодых там, где протекают метаморфозы.
Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
Чем заняться в библиотеке: культурные площадки, литературные клубы, языковые кружки
Если вы думаете, что библиотека — это длинный ряд полок, ломящихся от потертых томов классических произведений, то спешим вам сообщить: те времена давно прошли. Сегодня библиотеки — это креативные культурные пространства.
На их стеллажах новые книги появляются сразу после выхода из типографии, а в выставочных и концертных залах каждую неделю собираются зрители и участники мастер-классов. Здесь можно учить иностранные языки, создать собственный мультфильм, записать свою первую песню и танцевать вальс.
Сделали для вас подборку современных библиотек Москвы, которые предлагают своим читателям намного больше, чем просто выдать книжки на две недели.
Внимание: некоторые библиотеки переносят свои мероприятия онлайн, делая их доступными для всех желающих вне зависимости от их удаленности от МКАД.
Российская государственная детская библиотека
м. Октябрьская, Добрынинская
Крупнейшая в мире библиотека для детей с кафе-мороженым.
Читальные залы разделены по возрастам, для малышей есть комната сказок. Для посетителей всех возрастов есть читательские клубы: малыши слушают сказочные истории и участвуют в творческих мастер-классах, дети постарше обсуждают прочитанное, а также пробуют свои силы в создании собственных художественных произведений при поддержке специалистов литературной студии.
На базе библиотеки работают бесплатные кружки и секции для детей от двух лет.
Спектакли для юных зрителей проводятся как в стенах библиотеки, так и в формате онлайн.
Для подростков и родителей работают психологические клубы, для детей от пяти лет — арт-садик, для школьников — творческие мастерские, для всех любителей настольных игр — регулярные встречи игротеки.
Центральная городская молодежная библиотека им. М. А. Светлова («Светловка»)
пер. Большой Тишинский, д. 24, стр. 1
м. Улица 1905 года, Баррикадная, Белорусская
На базе детско-юношеского отдела библиотеки регулярно проводятся творческие мастер-классы для детей разных возрастов, а также встречи с детскими писателями, педагогические и психологические лекции и вебинары для родителей.
В библиотеке работают кружки любителей оригами, плетения фенечек, а также клуб для детей от четырех до семи лет «По дорогам сказок», где участники знакомятся с новыми историями и выполняют творческие задания по ним.
Регулярно проводятся показы диафильмов по произведениям различных авторов и по мотивам сказок народов мира. Для участия в мероприятиях необходима регистрация, но все они бесплатные.
Российская государственная библиотека для молодежи
Б. Черкизовская, 4, корп. 1
м. Преображенская площадь, Семеновская, Черкизовская
Основная аудитория библиотеки — подростки старше 14 лет, для них создано креативное культурное пространство, где можно отлично провести время: узнать что-то новое, обсудить актуальные темы, принять участие в мастер-классах, например, попробовать свои силы в создании собственного комикса.
Есть специально оборудованный музыкальный подвал, в котором собраны различные музыкальные инструменты и даже работает настоящая студия звукозаписи — идеальная площадка для записи первых композиций подростковых групп.
Специалисты библиотеки приглашают подростков принять участие во встречах психологического клуба, а также стать членом клуба любителей комиксов и настольных игр.
Для малышей оборудована уютная детская комната, где можно полистать книжки, поиграть, порисовать или посмотреть мультики.
Центральная городская детская библиотека им. Гайдара
Библиотека проводит большое количество мероприятий как офлайн, так и онлайн, а также приглашает своих читателей на встречи с современными писателями, переводчиками и иллюстраторами детских книг.
В стенах библиотеки собрана большая коллекция настольных игр, регулярно проводятся игротеки. Школьников приглашают присоединиться к читательским клубам, участники которых вместе читают и обсуждают современную подростковую литературу.
В библиотеке организована богатая культурная жизнь: постоянно устраивают читки различных художественных произведений, разыгрывают театральные постановки, а также проводят семейные квизы, ближайший из которых с темой «Динозабрь» пройдет 30 октября. Принять участие в нем могут дети старше шести лет, участие бесплатное, но регистрация обязательна.
Библиотека №178 Культурный центр им. А. Л. Барто
Дмитрия Ульянова, 24/1
На базе библиотеки работает мультипликационная студия «Анимакот» для детей от семи лет, которая проводит теоретические и практические занятия. Ребята сами придумывают персонажей, пишут сценарии, лепят, рисуют, вырезают декорации и действующих лиц, снимают и озвучивают свои мультфильмы. Некоторые мастер-классы студии будут интересны и взрослым.
Здесь собирается клуб юных техников, которые изучают основы механики и сами собирают электрические схемы. Поклонники биологии и химии проводят «магические» естественно-научные опыты в лабораториях академии ЭкоБиоХимии.
Для всех желающих работают театральная и художественная студии, лингвистические кружки, собираются клубы любителей настольных игр, а также проходят литературные собрания для дошкольников.
Детская библиотека №211 «Пионер»
ул. Большая Дорогомиловская, д. 7
Одна из старейших детских библиотек Москвы. Помимо богатого библиотечного фонда, здесь проводятся мастер-классы, встречи с детскими писателями, а дети старше шести лет могут посещать занятия по английскому языку.
Библиотека участвует в программе «Библионяня» для детей от трех до десяти лет. По договоренности с родителем сотрудник библиотеки присматривает за ребенком, читает вместе с ним книжки, лепит или рисует, пока мама или папа занимаются своими делами. Стоимость услуги «Библионяня» 200 рублей в час.
Важное направление библиотеки — помощь подросткам в понимании своих талантов и призвания и ориентирование их в мире востребованных на сегодняшний день профессиях. Для этого проводятся мастер-классы, тематические встречи и лекции по разным направлениям.
Библиотека №196 «Наследие»
Симферопольский бульвар, д. 24, к. 1
м. Чертановская, Севастопольская, Нахимовский проспект
Самая молодая библиотека Юго-Западного округа, открыта в 2013 году. Детский отдел библиотеки стилизован под сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
На базе библиотеки работают многочисленные кружки: изостудия, языковые клубы (английский, французский, испанский), клуб по фотоискусству. Здесь же можно посещать занятия по вокалу, учиться играть на музыкальных инструментах, танцевать бальные танцы (для взрослых предлагают услугу постановки свадебного танца).
Библиотека активно пропагандирует экологичный стиль жизни, проводя каждый месяц традиционный экодень: организует раздельный сбор мусора, проводит лекции и мастер-классы на экологическую тему для детей и взрослых.
Кроме того, здесь регулярно проходят концерты, выставки, лекции и спектакли для детей — вход для всех читателей бесплатный.
Детский зал Иностранки (Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино)
м. Таганская или Китай-город
Библиотека иностранной литературы поддерживает несколько культурных направлений, есть как платные, так и бесплатные программы.
Детям от трех до шести лет будут рады в клубе The Mix Up, где малыши могут пообщаться с иностранцами, почитать книгу на другой языке и разыграть ее по ролям, а также поиграть, попеть или порисовать.
Школьников приглашают на встречи с современными детскими и подростковыми писателями, переводчиками и художниками-иллюстраторами. Все желающие могут принять участие в мастер-классе по созданию собственной книжки-картинки (в том числе и онлайн), а также посетить занятия в клубе спасателей и послушать о правилах оказания первой помощи.
В библиотеке работают лингвистические клубы, объединяющие поклонников английского, итальянского, испанского языков.
Подростки, неравнодушные к иностранным языкам, могут посещать мастер-классы по художественному переводу, а также принять участие в конкурсе среди молодых переводчиков. Также на базе библиотеки работает психологический клуб для подростков и взрослых, проводятся тематические тренинги.