Что такое когнитивный способ
25 когнитивных упражнений для пластичности мозга
Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».
Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку. Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.
Нейроны – маленькая вселенная
Как видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.
Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в комментариях какие.
Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей
Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.
Упражнения на равновесие и координацию
Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.
Хотите получить востребованную интернет-профессию? Запишитесь на курс SMM-специалист от TexTerra.
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия
Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.
Упражнения на слух
За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.
Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.
Совет
Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.
Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение
Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?
Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.
Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
Когнитивные нарушения и расстройства
Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Когнитивная психология
В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.
Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.
Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.
Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.
Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.
Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.
Когнитивные способности — термин с ускользающим смыслом. Умственные способности, мыслительные способности — сразу понятно и не вызывает вопросов. Это как «конгруэнтные» фигуры. Сразу не понятно. А это просто равные фигуры. Околонаучное умничанье.
Когнитивный диссонанс: как прекратить «гражданскую войну» в своей голове
«У меня когнитивный диссонанс», — слышим мы при любом описании несоответствия ожидания и реальности. Этот термин уже настолько широко вошел в обиход, что не каждый задумывается о его истинном значении. Давайте разберемся.
Автор статьи — Ангелина Дука, кандидат психологических наук, когнитивно-поведенческий психолог, специалист сервиса подбора психологов Alter
Что такое когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Теория когнитивного диссонанса
Впервые понятие когнитивного диссонанса введено социальным психологом Леоном Фестингером. Он предположил, что при наличии противоречивых убеждений люди будут испытывать эмоциональный дискомфорт. В своем исследовании веры в слухи Фестингер сделал вывод, что люди всегда стремятся к внутреннему равновесию между личными мотивами, определяющими их поведение, и информацией, получаемой извне. Теория Фестингера описывает то, как люди пытаются рационально обосновать свое поведение. Диссонанс возникает в том случае, когда человек одновременно сталкивается с двумя несовместимыми, но одинаково значимыми суждениями — когнициями. Что это такое? Иногда под когнициями подразумеваются мысли, но на самом деле это понятие намного шире: сюда следует включать мысли, идеи, мнения, оценочные суждения. В некоторых ситуациях они обеспечивают стабильность психики, защищая нас от интенсивных переживаний. Однако иногда эта защита достигается своеобразным способом — путем самообмана.
Все ли одинаково проживают когнитивный диссонанс? Нет. У разных людей разная терпимость к неопределенности, поэтому и степень испытываемого диссонанса будет отличаться по интенсивности. На силу диссонанса также влияет и то, как сильно затрагиваются личные ценностные убеждения.
Почему возникает когнитивный диссонанс
Исследователи в области социального поведения Энтони Пратканис и Эллиот Аронсон предположили, что мыслительная деятельность любого человека во многом определяется двумя принципами, объясняющими иррациональность некоторых поступков.
Принцип мыслительных стереотипов
Наш мозг снижает затраты там, где это представляется возможным. Мы стремимся сохранить так называемую когнитивную энергию, сократив ее расход до минимума и используя везде, где только можно, мыслительные стереотипы. Этот принцип оказывает как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, мы, например, создаем алгоритмы для решения типовых задач и тем самым упрощаем себе работу. А с другой, в целях упрощения сложных проблем часто выбираем не обоснованный вывод, а тот, который не требует глубокого осмысления. Говоря образно, мы ищем ключи не там, где потеряли, а там, где светлее.
Критические размышления требуют дополнительных ресурсов так же, как преодоление любой сформированной привычки подразумевает приложение усилий. Игнорируя всестороннюю оценку ситуации, некоторые много раз повторяют прошлые ошибки и приводят себя в состояние изматывающего стресса.
Принцип рационализации своего поведения, или принцип самообъяснения
Любому из нас свойственно давать своим действиям разумное обоснование, чтобы они казались логичными как нам самим, так и нашему окружению. Самообъяснение выступает как ориентир, как идеологическая основа: «Я это делаю, потому что…» — продолжение фразы у каждого будет свое. Человек должен воспринимать собственное поведение как разумное и понятное — в противном случае возникает угроза целостности его «я». Однако то, как мы объясняем свои действия, не всегда соответствует реальности: очень часто, пытаясь себя успокоить, мы выдаем желаемое за действительное путем самообмана и рационализации.
Эти принципы иллюстрируют то, как человек рационализирует свое поведение, чтобы избежать дискомфорта.
Примеры когнитивного диссонанса
Рассмотрим на простом примере, как можно столкнуться с когнитивным диссонансом. Выбирая, скажем, автомобиль, мы сравниваем разные модели и делаем выбор в пользу одной из них. Мы довольны покупкой и считаем, что сделали лучший выбор из возможного. Если же после покупки машины мы столкнемся с информацией, подвергающей сомнению правильность нашего решения, то будем ее игнорировать, даже если она будет соответствовать действительности. Или мы будем оправдывать себя, говоря: «Моя машина все равно лучше». Или, рассуждая о других машинах, будем вспоминать примеры того, как они плохи в эксплуатации, искать подтверждения на форумах, среди друзей. Тем самым мы стремимся уберечь себя от дискомфорта и сохранить положительное отношение к самому себе. При этом, находя информацию, подтверждающую правильность нашего выбора, мы непременно будем ее замечать и испытывать положительные эмоции, поскольку неосознанно будем воспринимать ее как говорящую в пользу нашего позитивного представления о себе.
Русская классическая литература полна примеров когнитивного диссонанса, когда герой делает непростой выбор. Так, Шолохов в «Тихом Доне» через призму семей Мелеховых, Коршуновых и других персонажей показывает, как личности принимают сложные решения в переломные моменты и справляются с когнитивным диссонансом.
Как преодолеть когнитивный диссонанс
На примере типичных моделей поведения можно понять, как справиться с дискомфортом от когнитивного диссонанса.
Избегание либо обесценивание фактической информации
Эта стратегия помогает людям продолжать поддерживать поведение, с которым они не полностью согласны (например: знаю, что курить вредно, но продолжаю это делать). Чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, человек может ограничивать доступ к новой информации, которая не соответствует его убеждениям, обесценивать эти факты, воспринимая их как ложные, избегать изучения дополнительных источников и ситуаций, в которых можно столкнуться с альтернативными точками зрения.
Рационализация
Оправдание себя, попытка увериться в том, что внутреннего конфликта не существует. Люди начинают искать поддержки среди тех, кто разделяет подобные взгляды, или пытаться убедить другого в том, что новая информация неточна; ищут способы оправдать поведение, противоречащее их убеждениям. К сожалению, часто за объяснениями, которые кажутся нам рациональными, на самом деле стоят иррациональные убеждения, содержащие логические ошибки, не подкрепленные фактами, и это причиняет нам страдания.
Изменение своего поведения
Дискомфорт может подтолкнуть человека изменить свое поведение так, чтобы действия соответствовали его убеждениям. В результате когнитивного диссонанса многие люди сталкиваются с конфликтом ценностей, разрешив который они могут привнести позитивные изменения в свою жизнь, приблизиться к идеалу, в соответствии с которым хотят жить, — это тот случай, когда когнитивный диссонанс может оказать положительное влияние. Например, человек ежедневно ест много сладкой жирной пищи, при этом у него есть риск сахарного диабета и он в курсе последствий. Испытывая дискомфорт от когнитивного диссонанса, он в конце концов меняет поведение: корректирует свое питание, тем самым делая шаг в направлении своей ценности — здоровья.
Развитие критического мышления
Установить истину возможно с помощью анализа аргументов каждой из сторон когнитивного диссонанса.
Для этого надо ответить на вопрос, логично ли так думать, в чем заключается логика суждений.
Затем с помощью эмпирических фактов следует взвесить две точки зрения и спросить себя:
Как можно догадаться, первые две стратегии не очень продуктивны — может, они и принесут временное облегчение, но не избавят от дискомфорта. Третья и четвертая модели — самые конструктивные: здесь внутренний конфликт действительно разрешается.
Итак, когнитивный диссонанс — это явление, с которым встречается каждый. Он влияет на наши решения в самых разных сферах. И хотя когнитивный диссонанс может показаться отрицательным эффектом мышления, он может помогать развиваться и меняться в лучшую сторону, подталкивая нас к тому, чтобы совершать поступки, соответствующие нашим ценностям.
Когнитивность
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
Когнитивность в господствующих направлениях психологии [ ]
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» ( англ. cognitivism ).
Влияния [ ]
Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
Нерешённые проблемы когнитивной теории [ ]
Когнитивная онтология [ ]
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Когнитивность как компрессия [ ]
Когнитивность как социальный процесс [ ]
Когнитивность в культурном контексте [ ]
Обобщение [ ]
См. также [ ]
ar:استعراف cs:Poznání da:Tænkning de:Kognition en:Cognition eo:Kognicio es:Cognición et:Tunnetus (psühholoogia) fa:شناخت fi:Kognitio fr:Cognition he:הכרה hy:Իմացական գործընթացներ id:Kognisi it:Cognizione ja:認識 lv:Kognitīvie procesi nl:Cognitie nn:Kognisjon no:Kognisjon pl:Procesy poznawcze pt:Cognição sk:Poznanie sr:Когниција sv:Kognition ta:அறிதிறன் ur:ادراک yi:באנעם zh:認知
Часть 1.
СУТЬ КОГНИТИВНЫХ МЕТОДОВ
Хотя мы можем влиять и на те знания, которые уже усвоены человеком, гораздо проще влиять на то, что он узнает нового, то есть, легче вмешиваться не в те знания, которые уже в голове людей, а в те, которые только ими усваиваются.
Заметите ли вы разницу во впечатлении, которое производит одна и та же фотография в двух вариантах?
Цветная фотография более «живая», она лучше передает атмосферу, настроение, эмоции. Черно-белая словно закрыта от нас какой-то «вуалью времени», через которую лучше проникают фактические, исторические составляющие фотоизображения. Глядя на черно-белое изображение человека, нам о нем легче судить, нежели тогда, когда он приведен в цветном виде.
Аналогичных эффектов имеется множество и все они входят в арсенал когнитивных методов.
ПОЧЕМУ КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВАЖНЫ
То есть, если мы даже не можем изменить поступающую к человеку информацию, изменить сами события и факты, мы можем в широких пределах изменять его реакцию, правильно сформировав когнитивные факторы. Обратим внимание на особенность этого подхода: традиционные методы влияния на сознание людей, такие как пропаганда, основаны на попытках контролировать поступающую человеку информацию (утаивание фактов, дезинформация и т.д.), когнитивные методы не изменяют саму информацию, но создают условия, в которых она получает иной смысл и превращается в иное знание.
ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПРАКТИКИ КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
Есть несколько типов когнитивных факторов, которые важны на практике, приводим их к порядке роста значимости:
КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Когнитивные методы могут не менее успешно применяться не для воздействия на людей и общество, а для анализа его состояния и прогнозирования.
Мы говорили, что наиболее глубокими и мощными когнитивными факторами являются парадигмы и социальные мифы. Они изменяются медленно и особым закономерным образом (проходят через определенные фазы жизненного цикла). Анализируя текущее их состояние, можно с достаточной правдоподобностью предсказывать их изменения. Но мы знаем, что парадигмы для людей являются наиболее важными механизмами сохранения знаний и убеждений, поэтому вместе со сменой парадигм, происходит смена знаний и убеждений представителей общества. Соответственным образом изменяется их поведения, привычки и т.д. Это дает возможность предсказывать развитие общества на таких масштабах времени, которые недоступны для обычных методов прогнозирования.
Часть 2.
ГЕШТАЛЬТ
НИЗКОУРОВНЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ
И люди и животные и молнии одинаково выделяют одиноко стоящие деревья. Но используют их все по-разному. С точки зрения науки, это случайное сходство, за которым нет никакой универсальной закономерности. Однако, подобных сходств существует немало.
ГЕШТАЛЬТ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ
ПАРАДИГМЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ И ГЕОГЕШТАЛЬТЫ
Для выделения более глубоких парадигм следует ориентироваться не на то, что говорят в обществе, а на то, что принято в нем делать, как поступать.
Часть 3.
ТРИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Несколько упрощая дело, можно сказать, что эти уровни подчинены друг другу:
КОГНИТИВНАЯ СЛЕПОТА И ФЕНОМЕН ШОУ ДОМ-2
Хотя в нашем обществе мало кто будет отрицать, что такие вещи, как убеждения, верования и социальные мифы важны, их первопричинная управляющая роль редко оценивается в полной мере. Я знаю лишь один российский общественный институт, который неустанно подчеркивает фундаментальную роль когнитивных факторов для будущего нашей страны и несколько отдельных дальновидных исследователей, которые также призывают сосредоточить внимание на том, что происходит на когнитивном уровне нашей общественной жизни.
Осознанное или бессознательное пренебрежение к когнитивному уровню у тех, кто руководит информационными процессами страны (политки, журналисты и шоумены, писатели популярной литературы, блоггеры и т.д.) приводит к тому, что они очень часто становятся игрушкой в руках тех сил, которых трудно заподозрить в благожелательности к России. Ходят слухи, что против нашей страны проводились продуманные «когнитивные диверсии», но гораздо чаще когнитивная слепота информационных воротил приводит к тому, что они буквально загрязняют первопричинный уровень общественной жизни когнитивными нечистотами.
КОШМАРЫ БИЗНЕСА И КОРРУПЦИЯ
К сожалению, когнитивная наивность присуща не только «беспринципным» воротилам шоу-бизнеса, но и нашим политикам и государственным деятелям. Там, где причины проблем общества имеют когнитивные корни, их часто безуспешно пытаются решать на информационном уровне. В качестве примера можно привести долгую борьбу правительства с «закошмариванием» малого и среднего бизнеса проверками (термин премьер-министра) и коррупцией.
Борьба с коррупцией ведется еще менее удачными способами. На прямой вопрос, почему предпринятые меры (ужесточение ответственности за взяточничество, указ о публикации деклараций о доходах чиновников и их семей, «антикоррупционная экспертиза» законов) привели к тому, что суммы взяток стали еще выше, наше правительство без затей отвечает, что это преувеличение.
В феодальной парадигме есть только одна иерархия. Каждый из ее членов имеет свой «надел» для кормления и получает мзду от нижестоящего члена иерархии. Люди, «приписанные» к тому или иному феодалу могут иметь непосредственные связи лишь со своим сеньором, но связи через уровни иерархии запрещены.
В данном случае парадигма означает совокупность фундаментальных когнитивных шаблонов, формирующих интеллектуальное и психологическое поле, в котором индивидуум мыслит и принимает решения. Мы могли бы также говорить о «феодальном мировоззрении», но это менее удачный термин, поскольку подразумевает сознательное принятие человеком своих убеждений. Парадигма же может быть неосознанной.
Если так, то какие меры могли бы служить более адекватным средством?
НУЖНО ВМЕШАТЕЛЬСТВО НА КОГНИТИВНОМ УРОВНЕ
Что и как может вытеснить феодальную парадигму из нашего сознания? Идеально, когда содержание когнитивного уровня системы соответствует содержанию информационного уровня, в этом случае не возникает хронических системных проблем, какими сегодня для нас являются коррупция и инертность чиновников. На информационном уровне Россия представляет собой демократическое государство и альтернативы этому не предвидится. Следовательно, идеальным содержанием когнитивного уровня также могло бы являться демократическая парадигма (здесь мы оставим рассуждения о ее характеристиках, о ее достоинствах и недостатках).
ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ И УЖАСНЫЕ
Внимание к когнитивному и идеологическому уровню общества позволят отчетливо выделить в нем институты, которые выполняют положительную роль в необходимой смене парадигмы, и институты, которые оказывают активное или пассивное сопротивление этому процессу.
Но вернемся к проблеме коррупции и излишних проверок малого и среднего бизнеса.
ПРЯМАЯ СВЯЗЬ С МОНАРХОМ
В первую очередь для решения проблемы мы должны создать когнитивные (не информационные и не законодательные!) предпосылки для изменения ситуации во взаимоотношениях между региональной бюрократией и малым и средним бизнесом. Если это произойдет, смысл существующих на информационном и управленческом уровне общества факторов (законов, процедур, традиций, мотиваций) вначале изменится, а затем они несколько перестроятся в соответствии с новым содержанием когнитивного уровня.
С примерами применения когнитивных методов в маркетинге можно познакомиться в статье «Магия когнитивного маркетинга».